Отражение опыта использования ИКТ в обучении

Куликова  Анна  Евгеньевна

Отражение опыта использования ИКТ в обучении:

https://kinouroki.ru/ 

https://iu.ru/video-lessons

https://www.virtualacademy.ru/

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon otrazhenie_opyta_ispolzovaniya_ikt_v_obuchenii.zip2.64 МБ

Предварительный просмотр:

МОУ «Ялгинская СОШ»

Технологическая карта урока по окружающему миру на тему: «Где зимуют птицы?»

Подготовила:

учитель начальных классов

Ошкина А.Е.

Саранск 2021г

Технологическая карта урока по окружающему миру на тему "Где зимуют птицы?".

        

Предмет: окружающий мир.

Класс: 1 «а»

Тема урока: Где зимуют птицы?

Цель урока: создать условия для знакомства учащихся с птицами, зимующими в наших краях и перелетными птицами; прививать заботливое отношение к птицам.

Планируемые результаты:

Предметные УУД:

- знать холодные районы Земли;

- уметь находить и показывать Северный Ледовитый океан и Антарктиду на карте;

- знать признаки холодных районов Земли, из обитателей;

- знать жаркие районы Земли;

- уметь находить и показывать на карте Тропические леса и саванну;

- знать где живут белые медведи;

- знать где живут слоны;

- знать признаки жарких районов Земли, их обитателей;

- знать признаки птиц;

- знать определение понятия "зимующие птицы";

- знать зимующих птиц;

- знать определение понятия "перелетные птицы";

- знать перелетных птиц;

- знать способ отслеживания учеными перелетных птиц;

- знать, где зимуют перелетные птицы;

- знать причину перелета птиц в жаркие страны.

Личностные УУД::

- уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности;

- проявлять любовь и заботу к природе и живым существам.

Метапредметные УУД:

Регулятивные УУД:

- способствовать развитию умения организовывать рабочее место;

- уметь определять тему и задачи урока совместно с учителем;

- понимать и выполнять учебное задание в соответствии с целью.

Коммуникативные УУД:

- уметь формулировать мысли в устной и письменной форме;

- уметь работать в паре;

- уметь слушать и понимать речь других.

Познавательные УУД:

- уметь ориентироваться в учебнике;

- уметь самостоятельно работать с текстом;

- уметь анализировать, сравнивать и обобщать.

Оборудование: Учебник по окружающему миру 1 класс 2 ч. УМК "Школа России", рабочая тетрадь по окружающему миру 1 класс, 2ч. УМК "Школа России", презентация.


Ход урока

Планируемые результаты

Предметные

Личностные, метапредметные (универсальные учебные

действия)

I. Мотивация к учебной деятельности

- Внимательно посмотрите на свое рабочее место, все ли у вас готово к уроку.

- Мне очень интересно узнать что вы ожидаете от сегодняшнего урока. Поэтому предлагаю вам закончить предложение.

См. Слайд 1.

Сегодня на уроке я хочу...

Дети по желанию или по просьбе учителя продолжают предложение.

- Итак, давайте же будем внимательными, трудолюбивыми, усидчивыми, чтобы ваши пожелания сбылись.

Регулятивные УУД:  способствовать развитию умения организовывать рабочее место;

Коммуникативные УУД: уметь формулировать мысли в устной и письменной форме; уметь слушать и понимать речь других.

II. Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности

- Давайте вспомним, что вы узнавали на прошлых уроках окружающего мира. Какие районы есть на Земле? (холодные, теплые)

- О каких холодных районах Земли мы узнали? (О Северном Ледовитом океане и Антарктиде)

- Давайте найдем эти районы на карте.

Слайд 2. Представлена карта мира с названиями материков и океанов.

Один ученик показывает на карте у доски названные районы.

- Чем похожи эти районы? (Покрыты снегом и льдом)

- А в каких районах Земли круглый год жарко? (В саванне и тропическом лесу)

- Найдем эти районы на карте.

Слайд 3. Представлена карта мира, на которой отмечен экватор, саванна и влажные тропические леса. .

Один ученик показывает на карте у доски названные районы.

- Где живут белые медведи? (В холодных районах Земли, в Северном Ледовитом океане)

- Где живут слоны? (В теплых районах Земли, в саванне)

- А сейчас я предлагаю вам поиграть в игру "Найди ошибки".

- Я читаю вам два текста по очереди, а вы должны заметить неверную информацию. Спрашивать буду того, кто не выкрикивая поднимет руку.

Проверка: устный опрос.

На севере

Один из холодных районов Земли- это Северный Ледовитый океан. Здесь расположен Южный полюс. Океан скован мощными льдами и покрыт снегом. здесь холодно, но, несмотря на это, животные не замерзают. Белый медведей, пингвинов, моржей и тюленей спасают густая шерсть и толстый слой подкожного жира.

(Ошибки: в районе Северного Ледовитого океана расположен Северный полюс, пингвины здесь не живут, они обитают в Антарктиде)

В жарких странах

На земле есть районы, где круглый год жарко. Здесь расположены поросшие травой открытые пространства-саванны, а также грустные влажные тропические леса. В жарких районах Земли живут слоны, моржи, носороги, львы, зебры, обезьяны. А в реках тропического леса можно встретить крокодилов и тюленей.

(Ошибки: моржи, тюлени-животные Северного Ледовитого океана)

- С игрой вы справились отлично и правильно нашли все ошибки, но наш Муравьишка тоже захотел проверить ваши знания и подготовил для вас загадки. Слушайте внимательно.

Слайд 4.

Он растрёпанный, драчливый.

Непоседливый, крикливый.

На асфальте, под окошком,

Хлеба собирает крошки.

Искупается в пыли

Или в луже на мели.

Отгадайте поскорей,

Эта птичка…

Слайд 5.

Кто приносит на хвосте

Много разных новостей?

Всем расскажет все до срока

Белобокая…

Слайд 6.

В лесу под щебет, звон и свист,

Стучит лесной телеграфист:

“Здорово, дрозд, приятель!”

И ставит подпись …

Слайд 7.

Клюв крючком, глаза большие,

Кругом ходит голова,

Сокращает род мышиный

Тихо серая…

Проверка: ученики хором называют отгадки.

Каким одним словом можно назвать все отгадки, которые вы назвали? (птицы)

- Предположите, о чем же пойдет речь на сегодняшнем уроке? (О птицах)

- Проверим, прочитав тему урока на с. 16 учебника  (Где зимуют птицы?)

Один ученик читает вслух, остальные про себя.

Знать холодные районы Земли

Уметь находить и показывать Северный Ледовитый океан и Антарктиду на карте

Знать признаки холодных районов Земли

Знать жаркие районы Земли

Уметь находить и показывать на карте Тропические леса и саванну

Знать где живут белые медведи

Знать где живут слоны

Знать признаки холодных районов Земли, их обитателей

Знать признаки жарких районов Земли, их обитателей

Знать названия птиц

Регулятивные УУД: понимать и выполнять учебное задание в соответствии с целью.

Коммуникативные УУД: уметь формулировать мысли в устной и письменной форме; уметь слушать и понимать речь других.

Регулятивные УУД: понимать и выполнять учебное задание в соответствии с целью.

Познавательные УУД: уметь анализировать, сравнивать и обобщать.

Коммуникативные УУД: уметь слушать и понимать речь других.

Коммуникативные УУД: уметь слушать и понимать речь других.

Коммуникативные УУД: уметь формулировать мысли в устной и письменной форме;

Коммуникативные УУД: уметь формулировать мысли в устной и письменной форме;

Познавательные УУД: уметь ориентироваться в учебнике;

Регулятивные УУД: понимать и выполнять учебное задание в соответствии с целью; уметь определять тему и задачи урока совместно с учителем;

III. Построение проекта выхода из затруднения

- Мы определили тему урока, а какие же задачи мы поставим перед собой? (узнать, где зимуют птицы, какие птицы улетают зимовать в другие страны, почему и т.д.)

- Проверим, правы ли вы, прочитав задачи к уроку на с. 16 учебника.  

Один ученик читает вслух, остальные про себя.

Регулятивные УУД: уметь определять тему и задачи урока совместно с учителем; понимать и выполнять учебное задание в соответствии с целью.

Познавательные УУД: уметь ориентироваться в учебнике;

Коммуникативные УУД: уметь формулировать мысли в устной и письменной форме; уметь слушать и понимать речь других.

IV. Реализация построенного проекта

- Что вам уже известно о птицах? (Птицы-это животные, тело которых покрыто перьями.)

Дети также знакомы со строением птиц, знают зимующих птиц и могут вспомнить, как правильно подкармливать

- Предположите, как называют птиц, которые остаются зимовать в наших краях? (ответы детей)

- Проверьте свои предположения на с. 16, прочитав информацию над иллюстрацией.

Дети читают информацию из учебника про себя.

- Как же называются птицы, которые остаются на зиму в наших краях? (зимующие)

- Назовите зимующих птиц (воробей, ворона, дятел, синица, свиристель, поползень, дрозд-рябинник, сорока, галка, голуби и т.д.)

Слайд 8.

Представлены фото и названия зимующих птиц.

- Эти птицы не боятся морозов, а еду ухитряются добывать даже в очень снежные зимы. И все-таки тяжело им зимой. Особенно трудно маленьким птичкам. Из десяти, может быть, одна-две доживают до весны.

- Как можно помочь птицам зимой? (Сделать кормушки и называть туда корм)Слайд 10

- А вы замечали, что не все птицы, которых мы можем наблюдать летом, остаются в наших краях на зиму? И зимой мы их просто не видим. (да)

- Как вы думаете, с чем это связано, может они прячутся где-то  норках? (Они улетают в теплые страны)

- Уже прочитав информацию в учебнике, скажите, как же называют птиц, которые улетают на зиму в теплые страны? (перелетные)

- Назовите перелетных птиц, которых вы знаете. (ответы детей: грач, ласточки, журавли, соловей, скворец, жаворонок, зяблик, иволга и т.д.)Слайд 14

- Рассмотрим рисунок на с. 16. )Ответьте синими фишками зимующих птиц, а красными-перелетных.

Проверка: самопроверка по учебнику с. 84-85 (Приложение 2)

- Каких птиц вы отметили синими\красными фишками? (синими: поползень, дятел, синица, воробей, галка, сова; красными: ласточки, жаворонок, соловей, скворец, журавль)

Проверка: устный опрос.

Знать признаки птиц

Знать определение понятия "зимующие птицы"

Знать зимующих птиц

Знать определение понятия "перелетные птицы"

Знать перелетных птиц

Познавательные УУД: уметь ориентироваться в учебнике;

Регулятивные УУД: понимать и выполнять учебное задание в соответствии с целью.

Коммуникативные УУД: уметь формулировать мысли в устной и письменной форме; уметь слушать и понимать речь других.

Личностные УУД: проявлять любовь и заботу к природе и живым существам.

Коммуникативные УУД: уметь формулировать мысли в устной и письменной форме; уметь слушать и понимать речь других.

Познавательные УУД: уметь ориентироваться в учебнике;

Регулятивные УУД: понимать и выполнять учебное задание в соответствии с целью.

V. Физкультминутка

Видео, физкультминутка Капитан Краб "Прыгательная"

Коммуникативные УУД: уметь слушать и понимать речи других.

VI. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи

Парная работа.

- Где же все-таки зимуют перелетные птицы? Порассуждайте об этом с соседом по парте. Выскажите свои предположения, а он пусть выскажет свои. Объясните, почему вы так считаете.

Проверка: устный опрос. Учащиеся высказывают свои предположения и доказывают их.

- Вы выдвинули множество различных предположений по поводу того, куда могут улетать птицы. Но задумались ли вы, как ученые впервые определили, что птицы вообще куда то улетали и куда именно? Ведь за каждой птичкой проследить невозможно.

- Чтобы ответить на этот вопрос, рассмотрите цепочку верхних рисунков на с. 17 учебника  и попробуйте объяснить, что на них изображено. (Ответы детей)

Проверка: устный опрос.

- Что же написано в учебнике, как вы можете проверить свои предположения? (Прочитать информацию на с. 85)

- Прочитайте же информацию на с. 85 и ответьте на вопрос: "Как ученые узнали, где зимуют птицы?"

Самостоятельная работа с текстом. Читают информацию про себя. Отвечают на поставленный вопрос. Слайд15-17-

Проверка: устный опрос.

- Куда же улетают ласточки? (В Африку)

- А журавли? (В Индию)

- Что вместо колец в последнее время используют ученые? (радиопередатчики)

- Мудрая Черепаха приготовила для вас хитрый вопрос: почему одни птицы остаются на зиму, а другие улетают? (ответы детей)

- Давайте проверим, правы ли, снова обратившись к учебнику. Рассмотрите следующий рисунок на с. 17и прочитайте текст под ним, обозначенный жирным шрифтом.

Один ученик читает вслух, остальные про себя.

 - Какова же причина перелета птиц? (Птицам не хватает корма)

Знать способ отслеживания учеными перелетных птиц

Знать, где зимуют перелетные птицы

Знать причину перелета птиц в жаркие страны

Коммуникативные УУД: уметь работать в паре;

Регулятивные УУД: понимать и выполнять учебное задание в соответствии с целью.

Познавательные УУД: уметь анализировать, сравнивать и обобщать.

Коммуникативные УУД: уметь формулировать мысли в устной и письменной форме; уметь слушать и понимать речь других.

Познавательные УУД: уметь ориентироваться в учебнике; уметь самостоятельно работать с текстом; уметь анализировать, сравнивать и обобщать.

Регулятивные УУД: понимать и выполнять учебное задание в соответствии с целью.

Коммуникативные УУД: уметь формулировать мысли в устной и письменной форме; уметь слушать и понимать речь других.

VII. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

Индивидуальная работа.

-Откроем рабочие тетради на с. 14. Выполним № 1.

- Рассмотрите рисунки. Каких птиц вы смогли узнать? (ответы детей)

- Соедините линиями изображения птиц и их названия. Красным цветом обозначьте перелетных птиц, синим -зимующих

Работа в парах.

- Выполним № 2 с. 14-15.

- Прочитайте задание и внимательно рассмотрите схемы.

- Каким цветом нужно обозначить направление осенних перелетов птиц? (Синим)

- А весенних? (красным)

- Выполните задание.

Выполняют задания в тетради самостоятельно.

Проверка: устный опрос.

Знать зимующих и перелетных птиц

Знать, где зимуют перелетные птицы

Регулятивные УУД: понимать и выполнять учебное задание в соответствии с целью.

Познавательные УУД: уметь ориентироваться в учебнике;

Коммуникативные УУД: уметь формулировать мысли в устной и письменной форме; уметь слушать и понимать речь других.

Познавательные УУД: уметь анализировать, сравнивать и обобщать.

VIII. Рефлексия учебной деятельности на уроке

- Давайте вспомним тему сегодняшнего урока? (Где зимуют птицы? )

- Какие задачи мы ставили перед собой? (Узнаем, что птицы зимуют по-разному. Будем учиться выдвигать предположения и доказывать их) 

- Мы их достигли? (да)

- Как называют птиц, которые остаются зимовать в наших краях? (зимующими)

- Как называют птиц, которые улетают на зиму в теплые страны? (перелетные)

- Почему птицы улетают на зиму в теплые страны? (им не хватает корма)

- Куда улетают ласточки? (В Африку)

- Куда улетают журавли? (В Индию)

- Как ученые узнали куда улетают перелетные птицы? (с помощью кольцевания птиц)

- Вспомните незаконченное предложение, которое вы продолжали вначале урока.

См. Слайд 1.

Сегодня на уроке я хочу...

- Реализовались ли ваши пожелания? (Да/нет)

- Что было самое трудное, интересное, легкое на уроке? (ответы детей)

-Давайте скажем еще раз , как мы можем помочь зимующим птицам? (Слайд 18)

- Оцените свою работу на уроке с помощью своей мимики. Улыбнитесь, если вы поняли тему урока и все задания выполняли без затруднений, покажите равнодушное лицо, если вам было сложно запомнить какую то информацию или у вас возникли трудности при выполнении заданий, и покажите грустное лицо, если тему урока вы не поняли и не решили ни одного задания самостоятельно.

- Я очень рада, что большинство из вас улыбаются, но вижу несколько равнодушных лиц, поэтому в дальнейшем мы будем с вами еще больше стараться и предотвращать трудности.

-Спасибо за урок.

Знать определение понятия "зимующие птицы"

Знать определение понятия "перелетные птицы"

Знать причину перелета птиц в жаркие страны

Знать, где зимуют перелетные птицы

Знать способ отслеживания учеными перелетных птиц

Коммуникативные УУД: уметь формулировать мысли в устной и письменной форме;

Коммуникативные УУД: уметь слушать и понимать речь других.

Коммуникативные УУД: уметь формулировать мысли в устной и письменной форме;

Личностные УУД: уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности;

Регулятивные УУД: понимать и выполнять учебное задание в соответствии с целью.

Познавательные УУД: уметь ориентироваться в учебнике;


Приложение 1.

Фото страницы 16-17 учеюника.


Приложение 2

Фото страницы 84-85 учебника с дополнительной информацией по теме.


Самоанализ урока по окружающему миру на тему "Где зимуют птицы?".

25 февраля 2020 года мной был проведен урок по математике в 1 "В" классе.

Тема урока: Уменьшаемое. вычитаемое. разность.

Данный урок является одним из звеньев в системе уроков, проведён в соответствии с календарно - тематическим планированием.

Тип урока: изучение нового материала.

Цель: создать условия для знакомства учащихся с компонентами вычитания, способствовать развитию вычислительных навыков.

В процессе выстраивания работы с детьми по этой теме я планировала сформировать следующие УУД:

Планируемые результаты:

Предметные УУД:

- знать холодные районы Земли;

- уметь находить и показывать Северный Ледовитый океан и Антарктиду на карте;

- знать признаки холодных районов Земли, из обитателей;

- знать жаркие районы Земли;

- уметь находить и показывать на карте Тропические леса и саванну;

- знать где живут белые медведи;

- знать где живут слоны;

- знать признаки жарких районов Земли, их обитателей;

- знать признаки птиц;

- знать определение понятия "зимующие птицы";

- знать зимующих птиц;

- знать определение понятия "перелетные птицы";

- знать перелетных птиц;

- знать способ отслеживания учеными перелетных птиц;

- знать, где зимуют перелетные птицы;

- знать причину перелета птиц в жаркие страны.

Личностные УУД::

- уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности;

- проявлять любовь и заботу к природе и живым существам.

Метапредметные УУД:

Регулятивные УУД:

- способствовать развитию умения организовывать рабочее место;

- уметь определять тему и задачи урока совместно с учителем;

- понимать и выполнять учебное задание в соответствии с целью.

Коммуникативные УУД:

- уметь формулировать мысли в устной и письменной форме;

- уметь работать в паре;

- уметь слушать и понимать речь других.

Познавательные УУД:

- уметь ориентироваться в учебнике;

- уметь самостоятельно работать с текстом;

- уметь анализировать, сравнивать и обобщать.

Отбор содержания, форм и методов обучения осуществлялся в соответствии с целью.

В структуре урока выделялись следующие этапы:

I. Мотивация к учебной деятельности

II. Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности

III. Построение проекта выхода из затруднения

IV. Реализация построенного проекта

V. Физкультминутка

VI. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи

VII. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

VIII. Рефлексия учебной деятельности на уроке

Каждому этапу урока соответствовали определённые цели, формы и методы работы.

Основной формой организации учебной деятельности была фронтальная форма работы, так же присутствовали парная и индивидуальная работа.

На мой взгляд, цель урока достигнута, так как запланированный материал реализован, обучающиеся активно работали на уроке. Содержание урока соответствует возрастным особенностям детей и цели урока. Учебный материал урока соответствовал принципу научности, доступности и был посилен для первоклассников. С учётом типа урока и цели, использовались различные методы и приемы обучения: фронтальная работа, сотрудничество, индивидуальная работа, самопроверка, слово учителя, загадки,  и т.д.. Для каждого ученика была создана ситуация успеха, что также способствовало мотивации и поддержанию познавательного интереса к учению. Так как у первоклассников мышление преимущественно наглядно - образное, использовался наглядный материал в виде иллюстраций, схем, рисунков, презентация. В соответствии с нормами СанПиН на уроке проведена физкультминутка.

На всех этапах учащиеся были вовлечены в активную мыслительную и исследовательскую деятельность. Этапы урока были тесно связаны между собой, чередовались различные виды деятельности.

Атмосфера на уроке была рабочая. Я выбирала демократический стиль общения с обучающимися, старалась прислушиваться к мнению каждого ребенка. Учебное время на уроке использовалось эффективно, запланированный объем урока выполнен. Интенсивность урока была оптимальной с учетом физических и психологических особенностей первоклассников.

Подведение итогов (рефлексия) шло в личностном (оценка своих достижений) плане.