Значение культурных практик в организации летнего отдыха дошкольников

Меркульева Светлана Анатольевна

 

 

 

 

Детский летний лагерь представляет собой временную среду для личности и важный фактор воздействия на ребенка. Он создает условия для удовлетворения потребностей, целей, интересов, целей, способствуя при этом их взаимному обогащению, формированию новых устремлений.

Процесс социализации в детском летнем лагере мы рассматриваем как социально-педагогическое явление, характеризующееся включенностью детей в различные виды деятельности, разнообразием социально значимых ролей и позиций участников этой деятельности, новизной связей и контактов, в которые вступают дети, коллективным характером деятельности, повышенной коммуникабельность.

 

 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Отчет о выполнении индивидуального задания по теме:

«Значение организации культурных практик на территории базы отдыха детей».

Педагогическая работа, направленная на решение задач социализации ребенка в условиях детских летних оздоровительных лагерей, сохраняет взаимосвязь с другими факторами формирования личности. По своим целям, содержанию, структуре составляет особое образование.

При организованной деятельности, детский летний лагерь располагает разнообразием и богатством и социальных связей, благоприятной атмосферой для самопознания и самовоспитания каждого, что обусловлено рядом особенностей.

  • Во-первых, в детском летнем лагере могут быть организованы все ведущие виды деятельности (игровая, изобразительная и музыкальная коммуникативная, познавательно - исследовательская, трудовая, двигательная).
  • Во-вторых, взаимодействие детей в лагере имеет нетрадиционный характер по форме и по содержанию включения ребят в те или иные сферы деятельности, что способствует социальной активности и инициативе.
  • В-третьих, в детском лагере, каждый может стать участником сводных групповых объединений, что позволяет ребенку максимально проявлять себя творчески  и разносторонне.
  • В-четвертых, в детском лагере является нормой, постоянный анализ всего, что делается, в том числе и участия каждого в жизни лагеря, а также самоанализ.

Детский летний лагерь представляет собой временную среду для личности и важный фактор воздействия на ребенка. Он создает условия для удовлетворения потребностей, целей, интересов, целей, способствуя при этом их взаимному обогащению, формированию новых устремлений.

Процесс социализации в детском летнем лагере мы рассматриваем как социально-педагогическое явление, характеризующееся включенностью детей в различные виды деятельности, разнообразием социально значимых ролей и позиций участников этой деятельности, новизной связей и контактов, в которые вступают дети, коллективным характером деятельности, повышенной коммуникабельность.

Процесс социализации ребенка в лагере эффективен при общности интересов, совместной деятельности взрослых и детей. При этом за детьми должно оставаться право выбора форм жизнедеятельности лагеря.

Социальное значение организации жизнедеятельности ребенка в детском летнем лагере  велико по многие причинам:

а) жизнедеятельность в таком детском  лагере - это добровольная практическая деятельность с целью самоутверждения, самовыражения и удовлетворения интересов;

б) деятельность выполняет роль регулятора способностей личности и интересов, дает возможность проявления социальной, творческой активности детей, является сферой их самоутверждения в различных видах деятельности;

в) особенность деятельности заключается в добровольном выборе ее видов, быстрой  их смене, так как идет поиск своего "Я";

г) деятельность в свободное время ребенок воспринимает как удовольствие, что развивает инициативу, воображение фантазию.

Педагоги не только создают условия для организации отдыха детей и их оздоровления, но и помогают приобрести социальный опыт, а также дают возможность реализовать себя как личность. Для активного отдыха детей в лагере используются: детская игровая площадка с горками, лабиринтами; спортивная площадка; спортивный зал с тренажёрами; музыкальный зал; игровые комнаты; изостудия. Для более яркого проживания детьми  в новом для себя сообществе, в план работы лагеря входят экскурсии, походы, игровые      и развлекательные программы туристические слёты, посещение бассейна.

Лагерь полностью оснащен спортивным, игровым, трудовым инвентарем, библиотечным фондом, материалами для занятий творчеством.

Для детей ежедневно организовываются праздничные представления, кукольные спектакли, в которых дети  с радостью сами принимают участие, конкурсы детских работ и рисунков, подвижные игры, познавательные игры, викторины, тематические беседы, веселые прогулки. Работа по оздоровлению детей строится с учетом групп здоровья, индивидуальных особенностей каждого воспитанника. В лагере ведется работа по профилактике                             и снижению заболеваемости детей. С этой целью проводятся полоскания горла чесночным настоем, проводится дыхательная гимнастика, ведется работа по профилактике плоскостопия с помощью массажных ковриков различной структуры. В отряде проводятся закаливающие мероприятия, различная корригирующая гимнастика и упражнения с использованием спокойной музыки и различных шумовых фонов: звон капели, пение птиц, шум дождя, журчание ручейка.

Утренняя гимнастика ежедневно в течение 10-15 минут: в хорошую погоду – на открытом воздухе, в непогоду – в спортивном зале. Основная задача этого режимного момента, помимо физического развития и закаливания, - создание положительного эмоционального заряда и хорошего физического тонуса на весь день.

Для профилактики нарушений опорно-двигательного аппарата и повышения двигательной активности детей на территории детского сада имеется спортивная площадка, а в отряде оборудован «Уголок спорта». С целью повышения интереса детей к оздоровительным процедурам, с учетом их психофизических особенностей, детьми регулярно проводится «минутка здоровья», на которых ребята делятся знаниями о том, как сохранить здоровье,   и даже знакомятся с правилами оказания первой помощи. В лагере работают кружки «Шкатулка творчества», «Маленький олимпиец», «Юный шахматист».

При организации летнего отдыха задействованы руководитель лагеря, воспитатели, музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре, педагог-организатор, социальный педагог, психолог, медицинская сестра, специалист по охране труда и технике безопасности, помощник воспитателей. С педагогами и детьми регулярно проводятся инструктажи по технике безопасности. Благодаря этому успешно проводятся мероприятия, организованные для детей, обеспечена охрана жизни и здоровья детей, удаётся избежать случаев травматизма детей и несчастных случаев.

В конце смены проводится анкетирование ребят, на выявление: наиболее интересных мероприятий и личностного отношения детей к организации летнего лагеря. Четко прослеживается положительная динамика эмоционального состояния детей, посещавших лагерь. Опираясь на результаты анкетирование, можно сделать вывод о том, что пребывание в летнем лагере благоприятно отражается на эмоционально-личностном развитии детей, их настроении и общем самочувствии.

Культурные практики — это разнообразные способы самоопределения и самореализации ребенка, основанные на повседневных (обычных, привычных) и в то же время интересных для него самого видах самостоятельной деятельности, поведения и опыта. Использование культурных практик вызвано потребностью в расширении социальных и практических компонентов содержания образования для обогащения культурного опыта каждого ребенка с учетом его индивидуальности. Но для успешного воплощения этой идеи необходимо кардинальное изменение взгляда педагогов на культуру — формирование готовности увидеть в ней цель, смысл и основное содержание образования.

 Таким образом, подводя общие итоги, можно сделать вывод, что организация работы с детьми на территории базы летнего отдыха одно из успешных культурных практик оздоровления и занятости детей.

Список используемой литературы:

  1. Афанасьев С.П., Коморин С.В., Тиманин А.И., "Что делать сдетьми в загородном лагере" - Кострома 1993 г.
  2. Буданова Г.П. Организация летнего отдыха детей. -М., 1995.
  3. Кувватов С.А. Активный отдых детей на свежем воздухе. Ростов н/Д: Феникс, 2005. 311с.
  4. Лобачёва С.И. Организация досуговых, творческих и игровых мероприятий в летнем лагере. М.: ВАКО, 2007. 208с.
  5. Обухова Л.А., Лемяскина Н.А., Жиренко О.Е. Новые 135 уроков здоровья, или Школа докторов природы. М.: ВАКО, 2008. 288с.
  6. Сысоева М.Е. Организация летнего отдыха детей. М.: ВЛАДОС, 1999. 176с.
  7. Сысоева М.Е., Хапаева С.С." Основы вожатского мастерства"-Москва 2002г.
  8. Титов С.В. Здравствуй, лето! Волгоград, Учитель, 2001.
  9. Шмаков С.А. Дети на отдыхе: Прикладная "энциклопедия": Учителю, воспитателю, вожатому - М., 2001.
  10. Шаульская Н.А. Летний лагерь: день за днем. День приятных сюрпризов. Ярославль: Академия развития; Владимир: ВКТ, 2008. 224 с.