Проект как средство развития творческой активности студентов - дизайнеров

Кострыгина Жанна Сергеевна

курсовая работа выполнена по предмету "Педагогика"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл курсовая работа по педагогике999.39 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство образования и науки РФ

Федеральное бюджетное государственное образовательное учреждение

 высшего образования

"БУРЯТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ"

Кафедра: педагогики начального и дошкольного образования  

Курсовая работа

Тема: Проект как средство  развития творческой активности

 студентов - дизайнеров

Выполнила: студентка 3 курса

 з/о ПИ группы 07340з

Кострыгина Жанна Сергеевна

Проверила: к.п.н. Т.М. Дарханова

Улан-Удэ

2017г.

Оглавление

Введение        33

Глава 1.Теоретические основы проблемы  развития творческой активности студентов – дизайнеров средствами проекта        56

1.1        Особенности развития творческой активности студентов – дизайнеров…………………………………………………………..………….56

1.2        Сущность проекта как метода развития творческой активности студентов дизайнеров        89

Глава 2. Экспериментальное исследование  проблемы развития творческой активности студентов средствами проекта        1315

2.1 Изучение состояния проблемы  развития творческой активности студентов дизайнеров        1315

2.2 Система проектов, направленных на развитие творческой активности студентов дизайнеров        1721

Заключение        2829

Список использованной литературы        3031

Приложение 1. Стимульный материал для теста Э. Торренса.......…………   34

Приложение 2. Методика «Включенные фигуры» Дж. Уиткина……………36

 


Введение

В настоящее время стандартом образования предусмотрено формирование компетенций на всех уровнях обучения. На наш взгляд, формирование профессиональных качеств студентов напрямую связано с творческой деятельностью личности в процессе обучения. Сегодня, для успешного обучения студентов, особенно творческим специальностям и формирования их профессиональной компетентности, необходима такая организация образовательного процесса, которая способствует развитию творческого начала и собственной эстетической позиции личности.

В связи с этим в программы учебных заведений активно внедряются новые технологии. Как правило, эти технологии направлены на усиление процессов включения обучающихся в обучение. Многочисленные интерактивные методики позволяют достичь более высоких показателей в освоении материала не только в рамках школьной программы, но даже и вузовской.

Наиболее распространенным в настоящее время является метод проектов, который повсеместно используется на разных уровнях образования. Одним из преимуществ проектного метода является его преемственность. Данное преимущество отражает связь между школой и вузом, а значит, позволяет достичь более высоких показателей эффективности. При  этом проект, будучи практическим видом деятельности, позволяет проявлять творческую активность, а значит влиять на нее. Для студентов-дизайнеров данный аспект является актуальным.

Цель исследования – рассмотреть проект как средство развития творческой активности студентов-дизайнеров.

Объект исследования – процесс развития творческой активности студентов - дизайнеров.

 Предмет исследования –  потенциал проекта в развитии творческой активности студентов-дизайнеров

Гипотеза исследования заключается в том, творческая активность у студентов-дизайнеров формируется на основе активных методов обучения, в число которых входит метод проектов.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

- выявить особенности развития творческой активности студентов – дизайнеров;

- определить сущность проекта как метода развития творческой активности студентов дизайнеров;

- изучить состояние проблемы  развития творческой активности студентов дизайнеров;

- разработать и оценить  систему проектов, направленных на развитие творческой активности студентов дизайнеров.

Методы исследования: анализ и синтез данных по выбранной теме исследования; постановка и проведение эксперимента на основе диагностики творческой активности (методики Елис Пола Торренса и Германа Уиткина)  и обработка полученных данных при помощи статистических методов расчета; графический метод.

Методологическая основа исследования:

-проблемы развития творчества и творческой активности (Алексеев А.Г., Б.Г. Ананьев, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, Б.М. Теплов, Н.С. Лейтес , Батоврина Е., Бахтиярова Е.М., Бердяев Н.А., Богоявленская Д.Б., Богоявленский Д.Н., Бояшова Е.П., Бухаркина М.Ю., Волошинов Д.В., Грязнов В.В., Менчинская Н.А., Моисеева М.В., Новиков А.М., Новиков Д.А., Обухов А.С., Пахомова Н. Ю., Петрова А.Е., Петрукович О.А., Полат Е.С., Поплёвина В.А., Рубинштейн С. Л.,).

-Основные аспекты объективных процессов влияющих на развитие и формирование интереса, активности (в том числе художественных) находят свое  отражение в трудах по фундаментальным психологическим вопросам А.Н.Леонтьева, С.Л.Рубинштейна, Л.С.Выготского, Г.И.Щукина, В.С.Кузина.

Теоретическая значимость работы заключается в систематизации исследовательских работ в области оценки влияния метода проектов на творческую активность.

Практическая значимость исследования заключается в формировании и развитии творческой активности студентов-дизайнеров при работе  над проектом.

База исследования: студенты 1 курса Педагогического колледжа г.Улан-Удэ.

Структура работы: исследование состоит из введения, теоретической и практической главы, каждая из которых разбита на два параграфа, заключения и списка литературы из 29 источников, приложения.

Глава 1.Теоретические основы проблемы  развития творческой активности студентов – дизайнеров средствами проекта

  1. Особенности развития творческой активности студентов – дизайнеров

«...Нельзя сводить духовный мир маленького человека к учению. Если мы будем стремиться к тому, чтобы все силы души ребенка были поглощены уроками, жизнь его станет невыносимой. Он должен быть не только школьником, но и, прежде всего, человеком с многогранными интересами, запросами, стремлениями», – считал В. Сухомлинский [29].

В современном мире наблюдается тенденция к исследованию феномена творчества, ученые пытаются осмыслить психологию процесса, изучается состояние души художника, инженера или писателя, в то время, когда они заняты созиданием. Нередко результаты подобных анализов ложатся в основу докторских диссертаций, ведь наблюдения ученых - это тоже творческая деятельность. Научный интерес, основанный на психологии, всегда дает непредсказуемые результаты, а это значит, что можно ожидать новых открытий.

Творческая активность, если рассматривать ее через призму философии, трактуется как характеристика личности, сформировавшаяся на основе развития специальных способностей индивидуума. При условии достаточной профессиональной подготовки и высокого уровня мотивации образуются социально-психологические установки, которые ведут творца к конечному результату.

Развитие творческой активности стимулирует устойчивый интерес к творчеству, который способствует пониманию структуры и состава творческого процесса и обеспечивает перенос усвоенных знаний в самые разнообразные ситуации. Повышается уровень самостоятельности, инновационной активности и мастерства: участники творческого процесса из объекта деятельности превращаются в субъект, которому доступно творить, создавать новое, без чего человек просто не может существовать. Студенты в процессе творческой активности всесторонне развиваются, становятся творчески свободными личностями, в полной мере развивается индивидуальная мотивационно-потребностная сфера личности. Таким образом, творческую активность следует рассматривать как важнейшую составляющую социального воспитания в сфере творческого образования. Ее формирование взаимосвязано с развитием инициативности и самостоятельности [26, с.5].

Творческая активность предполагает максимальное проявление индивидуальности. Она обладает значительным компенсаторным потенциалом, поскольку позволяет студенту преодолеть многочисленные и различные по этиологии проблемы. Любая личность нуждается в саморегуляции или педагогической помощи с целью корректировки ценностных ориентиров и направленности.

Развитие творческой активности является, прежде всего, воспитательной задачей и сводится к проектированию социально-культурной среды, ориентированной на развитие студента, обучение его техникам работы с материалом, конкретизацию предмета деятельности с исторических, эстетических, культурологических и других позиций; наиболее адекватную фиксацию и презентацию продуктов творчества.

Целенаправленная работа по выполнению авторских творческих проектов способствует развитию творческой активности при соблюдении следующих педагогических условий: формирование положительной мотивации студентов на творческую деятельность, характеризующееся стремлением к творческой самореализации; стимулирование преподавателем развития творческой активности обучающегося; включение его в активную творческую деятельность на основе сотворчества преподавателя и студента.

Предмет творчества, на который направлена творческая активность, следует рассматривать не только как фактор формирования трудовых и художественно-конструктивных знаний, умений и навыков, но как предмет, развивающий мышление, эмоциональную сферу личности и т.д.

Д.Н. Богоявленский и Н.А. Менчинская отмечают, что учебно-воспитательный процесс эффективен, если студент активно включается в него, проявляет положительные личностные отношения к творческому процессу, активно оперирует материалом творческой деятельности, пробуя применить его в соответствующих авторских проектах [1, с. 56].

Организация коллективной творческой деятельности способствует формированию у каждого студента активной позиции. Тогда он становится не простым созерцателем происходящего, а его творцом, проявляя при этом свою индивидуальность.

Система творческого воспитания и уровень творческой активности должны строиться на свободе творчества учащегося, которая имеет глубокий педагогический смысл, так как расширяет его умственный кругозор, усиливает продуктивность фантазии, вызывает положительные эмоции, возбуждает творческую активность, волю к действию, помогает с большей настойчивостью и изобретательностью преодолевать трудности, приобретать без принуждения творческие навыки, нередко весьма сложные.

Тем самым важнейшими компонентами творческой активности являются: интересы, потребности, склонности к творческой деятельности; преобразующие отношения к объектам и предмету творческой деятельности; готовность к преобразующей деятельности; эвристический потенциал и преобразующая деятельность. Следовательно, в творческой активности можно выделить два аспекта: желание и возможность к достижению акта творчества, а также умение выразить открывшуюся сущность в общепонятном культурном тексте.

Критериями творческой активности являются: психологические задатки, способность к концентрации внимания, интеллект, память и воображение, личностный статус, мотивация достижений; привычки и притязания, талант, устремленность, цели и ценности студента (здоровье, материальные блага, общение).

Помимо этого можно также выделить еще ряд критериев:

  1. Настрой в соответствии с поставленными задачами: научной, технической, художественной, управленческой, исследовательской. Гармония задания с психологическими установками. Должна присутствовать социальная, общественно-значимая мотивировка.
  2. Способность автора осмыслить принцип конструкции будущей работы. Понадобится также восприимчивость к новому, творческая инициатива, неприятие стереотипов.
  3. Способность определить рамки собственной инициативы в поисках границ задания. Умение рационально выстраивать очередность творческих приемов.
  4. Высокий уровень интеллекта, пространственное мышление и развитое воображение. Способность к системным ассоциациям и обобщению.

Таким образом, творческая активность – устойчивое качество личности, формируемое педагогическими средствами, и характеризующееся осознанием собственных потребностей, пониманием их культурных оснований, овладением технологией реализации средств их удовлетворения и возникающей мотивацией на создание качественно новых творческих продуктов, выраженных общепринятыми средствами. Формирование творческой активности взаимосвязано с развитием инициативности и самостоятельности, предполагает максимальное проявление индивидуальности и обладает значительным компенсаторным потенциалом, позволяющий студенту преодолеть многочисленные и различные этиологии проблемы.

  1. Сущность проекта как метода развития творческой активности студентов дизайнеров

Метод проектов  как сущность развития творческой активности в  целом всех обучающихся не является принципиально новым в педагогической практике, но вместе с тем его сегодня относят к педагогическим технологиям ХХI века как предусматривающий умение адаптироваться в стремительно изменяющемся мире.

Он возник в США во второй половине 19 в. Его теоретической основой была «прагматическая педагогика» американского философа-идеалиста Джона Дьюи (1859 – 1952) [11]. Основные концептуальные положения его теории:

• истинным и ценным является только то, что дает практический резуль-тат;

• ребенок в онтогенезе повторяет путь человечества в познании окружающего мира (от частного к общему, индуктивным методом);

• усвоение знаний – это стихийный, неуправляемый процесс;

• ребенок может усваивать информацию только благодаря возникшей потребности в знаниях, являясь активным субъектом своего обучения.

Условиями успешности обучения согласно теории Д. Дьюи являются:

• проблематизация учебного материала;

• познавательная активность ребенка;

• связь обучения с жизненным опытом ребенка;

• организация обучения как деятельности (игровой, трудовой).

Метод проектов (от греч. – путь исследования) – это система обучения, при которой учащиеся приобретают знания в процессе планирования и выполнения постепенно усложняющихся практических заданий – ПРОЕКТОВ; и относится к нетрадиционным методам обучения. Этот метод вошёл в историю как "метод проблем". Американский педагог У.Х.Килпатрик писал: "Метод проектов – метод планирования целесообразной деятельности в связи с разрешением какого-нибудь учебно-школьного задания в реальной жизненной обстановке". Он же отмечает его положительные стороны, которые заключаются в длительном, а не мимолётном соприкосновении ученика с объектом деятельности, и недостатки, когда у ребёнка невозможно пробудить достаточно сильные целеустремления [21].

Известна целая школа ведущих русских педагогов (таких, как С.Т.Шацкий, В.Н.Шульгин, М.В.Крупенин и другие), которые отмечали положительные стороны метода проектов. Это – развитие инициативы школьников, навыков к плановой работе, умение взвешивать обстоятельства и учитывать трудности. Проект учит их настойчивости в достижении цели, приучает к самостоятельности.

В настоящее время в связи с модернизацией российского образования встала проблема возрождения метода проектов в отечественной школьной практике. Сторонники этого метода далеки от простого переноса с англо-американской педагогики метода проектов в нашу школу. В России, одной из богатейших стран мира по природным ресурсам, принесшей миру наиболее крупные открытия, метод проектов имеет свои особенности.

Критически преобразованный метод проектов Д. Дьюи и его последователей сможет обеспечить развитие самостоятельности учащихся, их критического мышления, умений применять полученные знания на практике, научить их учиться. При этом роль учителя сводится к руководству самостоятельной работой школьников и их мотивации [28].

Метод учебного проекта способствует развитию самостоятельности студента -дизайнера, всех сфер его личности, обеспечивает субъектность студента-дизайнера в образовательном процессе, следовательно, проектное обучение может рассматриваться как средство активизации творческой и познавательной деятельности учащихся, средство повышения качества образовательного процесса. Проектная деятельность способствует преобразованию процесса обучения в процесс самообучения, позволяет каждому ученику увидеть себя как человека способного и компетентного.

Под творческим проектом понимается учебно-трудовое задание, активизирующее деятельность учащихся, в результате которого ими создаётся продукт, обладающий субъективной, а иногда и объективной новизной. В основе создания творческого проекта лежит процесс творчества учителя и ученика. Слово "творчество" происходит от слова "творить", т.е. в общественном смысле это означает "искать", изобретать и создавать нечто такое, что не встречалось в прошлом опыте – индивидуальном или общественном. В психолого-педагогическом определении творчества отражается момент субъективной значимости этого процесса, т.е. творчество есть деятельность, способствующая созданию, открытию чего-либо ранее неизвестного для данного субъекта.

Творчество – это исследование. Человек исследует, а это значит, что он наблюдает и познаёт окружающий нас мир. Поисковая творческая деятельность создаёт все материальные и духовные ценности. Элементы творчества могут присутствовать в самых различных видах деятельности человека: в создании новой техники, пошиве одежды, приготовлении пищи, рукоделии, декоративно-прикладном искусстве.

В основе творчества лежит система творческого воспитания, которая обусловлена двумя основными принципами:

  • индивидуальной заинтересованностью;
  • социальной значимостью.

Велико разнообразие учебных проектов: от проекта на одно занятие до проекта на весь учебный год; от мини-проектов для изучения различных предметных тем до межпредметных, внепредметных.

Как полагает Каганов Е. Г. в своей книге «Метод проектов в трудовой школе», в основе каждого проекта лежит проблема. От проблемы мы отталкиваемся, инициируя деятельность. Нет проблемы — нет деятельности. Проблема проекта, по мнению того же автора, обуславливает мотив деятельности, направленной на ее решение. Целью проектной деятельности становится поиск способов решения проблемы, а задача проекта формулируется как задача достижения цели в определенных условиях. Деятельность в учебном проекте подчинена определенной логике, которая реализуется в последовательности её этапов. Вслед за предъявлением проекта учителем (названия, темы и проблемы) следует самостоятельное для учащихся формулирование цели и задач, организация групп, распределение ролей в группах, затем выбор методов, планирование работы и собственно ее осуществление проектной работы [28].

Завершается осуществление учебного проекта презентацией полученных результатов. Поскольку деятельность детей в проекте в основном самостоятельная, то именно во время презентации мы и узнаем, что было сделано во время самостоятельной проектной работы. Здесь автор приводит таблицу этапов работы над учебным проектом:

ЭТАПЫ РАБОТЫ НАД УЧЕБНЫМ ПРОЕКТОМ

Учебный проект

Проблема проекта

Почему?

Актуальность проблемы

Цель проекта

Зачем?

Целеполагание

Задачи проекта

Что?

Постановка задач

Методы и способы

Как?

Планирование

Результат

Что получится?

Ожидаемый результат

Таким образом, учебный проект с точки зрения учителя — это дидактическое средство, позволяющее обучать проектированию способа решения проблемы путем решения задач, вытекающих из этой проблемы при рассмотрении ее в определенной ситуации.

Конечно, педагогическим результатом проектной деятельности является, прежде всего, сама деятельность. И с точки зрения студентов тоже. Они что-то делали, у них родилось множество идей и замыслов, они столкнулись с необычными проблемами, преодолели их, узнали много нового, использовали свои знания. Об этом очень важно рассказать во время презентации. А продукт — это одно из воплощений замысла.

Полезность проекта как раз в том и заключается, что мы не рассказываем студенту ничего лишнего. У него есть право выбора первого шага, хода и даже цели проекта. Идя к этой цели, он сталкивается с тем, что ему приходится «добывать» знания, а затем соединять разрозненные сведения, «нанизывать» их на некую свою цель. Он черпает из разных предметных областей только необходимые знания и использует их в той деятельности, которая ему интересна.

В заключение данного параграфа хотелось бы еще раз отметить, что метод проектов, на наш взгляд, может рассматриваться как вид работы, позволяющей преобразовать академические знания в реальный жизненный опыт студентов-дизайнеров, необходимый им при обучении в среднем профессиональном учебном заведении. Работа над проектами же в способствует приобретению профессионального опыта и адаптации вчерашнего студента в трудовом коллективе. Проектная деятельность, таким образом, становится сегодня одним из методических приемов формирования универсальных учебных действий и творческой активности.


Глава 2. Экспериментальное исследование  проблемы развития творческой активности студентов средствами проекта

2.1 Изучение состояния проблемы  развития творческой активности студентов дизайнеров

Для определения уровня творческой активности у студентов-дизайнеров и оценки влияния на нее проектной деятельности было проведено исследование.

В исследовании творческой активности принимали участие 18 студентов-дизайнеров. Возраст испытуемых 18-19 лет.  

Основная цель исследования – определить эффективность использования метода проектов в процессе формирования творческой активности у студентов-дизайнеров.

Для достижения поставленной цели необходимо было решить следующие задачи:

- оценить уровень творческой активности студентов-дизайнеров до внедрения системы обучения на основе проектов;

- установить систему проектов для формирования творческой активности студентов-дизайнеров;

- оценить уровень творческой активности студентов-дизайнеров после внедрения системы обучения на основе проектов.

Для проведения оценки были использованы следующие методики:

сокращенный вариант теста Э. Торренса, измеряющий уровень сформированности образной креативности (приложение 1)

методика «Включенные фигуры» Г. Уиткина, измеряющая когнитивный стиль «полезевисимость-поленезависимость» (приложение 2).

Тест Э. Торренса является одним из самых надёжных и валидный в мировой практике психоанализа. Данный тест позволяет эффективно оценивать основные характеристики креативного мышления и творческого потенциала. При этом стоит также отметить многообразие заданий, которые позволяют проявить весь творческий потенциал студента. Адаптация вербальной и образной батарей теста Э. Торренса выполнена в ходе многолетних исследований под руководством Е.Е. Туник [27].

Помимо этого в эмпирическом исследовании был использован субтест «Незаконченные фигуры», являющийся адаптацией рисуночных тестов, предложенных К. Френком. Выполнение заданий по данному тесту рассчитано на 10 минут. Задание заключается в необходимости дорисовать 10 отличающихся друг от друга фигур. При этом фигуры сформированы таким образом, что вызывают желание закончить их наиболее простым способом [27].

Успешное прохождение теста выражается в дополнении рисунка наиболее неординарным способом и отказа от простого варианта, который навязывает готовый шаблон. Обработка результатов предполагает оценку образной креативности по пяти показателям: «беглость», «оригинальность», «разработанность», «абстрактность», «сопротивление замыканию».

В творческих работах, связанных с образной информацией беглость раскрывает «способность человека создавать большое количество осмысленных идей» (в данном случае рисунков). Оригинальность отражает «способность давать необычные, уникальные ответы, требующие творческой силы». Разработанность – это «способность детально разрабатывать возникшие идеи». Абстрактность названий выявляет «способность выделять главное, понимать суть проблемы». Эта креативная способность связана с мыслительными процессами синтеза и обобщения. Она проявляется в абстрактности названий, придуманных испытуемым к своим рисункам. Процесс называния отражает способность к трансформации образной информации в словесную форму. Показатель «сопротивление замыканию» определяет способность испытуемого длительное время «оставаться открытым новизне и разнообразию идей, достаточно долго откладывая принятие окончательного решения для того, чтобы совершить мыслительный скачок и создать оригинальные идеи», не следуя стереотипам, оставаться открытым для поступающей информации при решении проблем. В тесте это проявляется в способности сопротивляться образованию привычных образных гештальтов.

Оценка пяти показателей «беглость», «оригинальность», «разработанность», «абстрактность названий» и «сопротивление замыканию» происходила в соответствии с правилами, описанными в методическом руководстве диагностики креативности теста Э. Торренса.

Наиболее надежно творческий потенциал личности испытуемого отражается в обобщенном показателе «образная креативность». Для получения обобщенного показателя «образная креативность» необходимо просуммировать баллы по беглости, оригинальности, разработанности, абстрактности, сопротивлению замыканию и поделить эту сумму на пять.

На основании указанных методик можно оценивать уровень развития творческой активности. Для этого был выделен ряд критериев:

  • Интерес к деятельности на учебных занятиях.
  • Способность к фантазированию, воображению и моделированию.
  • Качества догадливости, сообразительности; открытие новых для себя знаний, способов действий, поиск ответов на вопросы в книгах.
  • Приподнятое эмоциональное состояние в процессе работы.
  • Способность переживать ситуацию успеха, наслаждаться процессом творчества.
  • Стремление к оригинальности.
  • Самостоятельность в работе.
  • Умение преодолевать возникшие трудности. [1-4].

Данные критерии легли в основу уровней, которые и стали конечной оценкой степени развития творческой активности студентов-дизайнеров.

Низкий уровень творческой активности – отсутствует потребность в пополнении знаний, умений и навыков. Познавательный интерес носит занимательный характер. Студент не стремится к самостоятельному оригинальному выполнению работ творческого характера, не проявляет высокой умственной активности, склонен к репродуктивной деятельности. От заданий на перенос знаний, умений в новые ситуации отказывается. Практически не применяет приемов самоконтроля. При возникновении трудностей у студента преобладают отрицательные эмоции. Он не готов преодолевать трудности в поисках ответа на вопрос.

Средний уровень творческой активности – потребность в пополнении знаний, умений и навыков проявляется редко. Познавательный интерес непостоянен, ситуативен. Студент со средним уровнем творческой активности стремится к выполнению заданий нестандартного характера, но выполнить их самостоятельно может редко, ему необходима помощь преподавателя. Он может находить новые способы или преобразовывать известные ему, предлагать свои идеи, при сильной заинтересованности осуществляет поиск нового решения. Самостоятельно осуществлять самоконтроль не может. Преодолевает трудности только в группе или с помощью преподавателя. В случае получения искомого результата испытывает радость. Недостаточно высокий уровень творческой активности – потребность в пополнении знаний, умений и навыков проявляется часто. Познавательный интерес широк, но неустойчив. Интерес к творческой деятельности часто проявляется на высоком уровне. Сильно развито стремление к самостоятельному, оригинальному выполнению работ творческого характера. Студент проявляет достаточную умственную активность, способен осуществлять широкий перенос знаний, умений в новые ситуации. Самоконтроль присутствует на всех этапах деятельности. При неудачах часто останавливается на полпути, хотя вполне может преодолеть возникшие трудности. Не всегда доводит начатую работу до конца. Охотно берется за выполнение любого творческого задания, при удачном решении которого испытывает радость. Принимает поддержку или помощь со стороны.

Высокий уровень творческой активности – студент стремится постоянно удовлетворять потребность в пополнении знаний, умений и навыков, проявляет устойчивый познавательный интерес. Всегда самостоятелен в выполнении работ творческого характера. Часто предлагает оригинальные решения. Поиск ответа на нестандартные задания, как правило, завершается успешно. Студент с высоким уровнем творческой активности проявляет высокую умственную активность, у него хорошо развита способность осуществлять самоконтроль [10-17].

Формирование творческой активности студентов-дизайнеров осуществлялось на базе использования представленных проектных методик. Параллельно с ними регулярно проводился мониторинг для определения эффективности той или иной методики. Данный мониторинг дал возможность сформировать необходимые средства и методы оценки качества знаний, умений и навыков студентов путем наблюдения, сбора, накопления, анализа, диагностики и экспертизы количественных показателей учебных достижений обучающихся [1, с. 30].

Анализ результатов экспериментального исследования уровня развития творческой активности студентов экспериментальной и контрольной групп показал, что в начале эксперимента уровень творческой активности в обеих группах существенно не различался [11]. В конце эксперимента у студентов контрольной группы качество рассматриваемого феномена изменилось в сторону понижения его уровня в пределах 1,4% (среднее значение для высокого и среднего уровня); у студентов экспериментальной группы увеличение произошло на 7,36% для высокого уровня и на 9,73% для среднего уровня. Результаты развития творческой активности студентов представлены в таблице 1.

Таблица 1. Уровни развития творческой активности студентов (количество и процент)

Уровни

Группы обучающихся

ЭГ

КГ

Начало эксперимента

конец эксперимента

начало эксперимента

конец эксперимента

кол.

%

кол.

%

кол.

%

кол.

%

Высокий

3

17,92

5

25,28

3

18,06

3

17,01

Средний

7

38,33

9

48,06

7

40,63

7

38,89

Низкий

8

43,75

4

26,67

8

41,32

8

44,1

Для большей наглядности полученные результаты продемонстрируем на диаграмме (рис.1).

‑ Уровни развития творческой активности студентов

Рисунок 1.   Уровни развития творческой активности студентов

Таким образом, представленная динамика отражает следующие результаты:

- на констатирующем этапе уровень творческой активности был одинаковым. В обеих группах присутствовало по 3 человека с высоким уровнем творческой активности, по 7 человек – со средним уровнем и по 8 человек с низким;

- на контрольном этапе уровни в экспериментальной группе – т.е. группе, в которой на протяжении месяца применялся метод проектов – уровни сместились. Количество студентов с высоким уровнем увеличилось на 2 и таких людей стало 5; количество студентов со средним уровнем также увеличилось на 2 и таких стало 9, а количество студентов с низким уровнем снизилось на 4 и таких стало 4.

- на контрольном этапе в контрольной группе изменения зафиксированы не были.

Такие результаты говорят в пользу довольно высокого результата методов проектов. Стоит отметить, что полученный эффект стал результатом довольно краткосрочной работы (всего 1 месяц). В более продолжительной перспективе возможно усиление эффекта за счет разнообразия выполняемых проектов, а значит и увеличение творческой активности студентов.  

2.2 Система проектов, направленных на развитие творческой активности студентов дизайнеров

Для формирования творческой активности были использованы такие варианты проектной деятельности, как  творческая проектная деятельность, авторские портфолио, самостоятельная работа студентов с материалами рабочей тетради, скетчбуки, каталоги практических работ по дисциплинам: «Бумагопластика», «Спецграфика», «Цветоведение и колористика», «Проектирование в дизайне», «Академический рисунок», «Академическая живопись» и др.

Далее представим примеры творческих проектов студентов-дизайнеров.

Тема проекта была обозначена как «Создание рекламного продукта».

Проект был рассчитан на студентов 1  курса.

Дидактическая цель проекта: установить, каждый ли студент нуждается в развитии творческой активности. В результате выполнения проекта было установлено, что не все студенты нуждаются в активизации своего творческого потенциала, но это крайне необходимо для тех студентов, которые выбрали творческую профессию, в том числе дизайн.

Для выполнения проекта студентам было необходимо знать:

-законы восприятия формы и ее характеристики;

-законы формообразования;

-современные методы дизайн-проектирования;

- методы создания комплекса сопровождающих графических носителей идеи;

- графические материалы, применяемые в дизайнерских проектах, и их свойства;

-стили и приемы подачи проектных разработок объектов графического дизайна;

-приемы и методы макетирования;

уметь:

-сформулировать  задачу проекта при разработке фирменного стиля;

-проводить предпроектный анализ;

-разрабатывать концепцию дизайна;

-проектировать в различных областях графического дизайна;

-находить творческие приемы для реализации идеи в проекте;

-проводить анализ дизайнерского проекта по соответствующим критериям;

-разрабатывать дополнительную (сопроводительную) документацию;

владеть:

-навыками организации пространства и проектной формы;

-художественно-изобразительными приемами композиционного решения объектов графического дизайна;

- технологиями  проектной деятельности и графическими техниками;

-умениями  креативно реализовать идеи средствами графики;

-приемами вариативного решения образа при проектировании средств визуальной коммуникации (рекламы) и полиграфической продукции.

Далее представим план проведения проекта.

Начало работы: было проведено вводное занятие для того, чтобы познакомить с  понятием и содержанием метода проектов, а также обозначить направление работы в рамках представленного проекта.

Этап I

Формирующее оценивание и планирование:  беседа в процессе показа  презентации; обсуждение общего плана работы над предстоящим проектом, планирование работы в группах, обсуждение критериев оценки результата исследования и содержания ученических портфолио.

Этап II.

 Анализ информации для представления результатов в эскизах, мини-проектах. Промежуточное оценивание, корректировка планов работы в группах. Работа над созданием фирмы, её историей возникновения, ее фирменным стилем, логотипом.

Этап III.

Корректировка продуктов проекта под руководством преподавателя. Проведение творческих конкурсов.

Этап IV.

Защита проекта студентами на открытом занятии. Представление портфолио. Отзывы комиссии о представленной работе студентов-дизайнеров.

В рамках данного творческого проекта студенты смогли реализовать себя в качестве дизайнеров рекламы, а также  испытать свои возможности в данном направлении. Часть студентов-дизайнеров по окончании проекта приняло решение связать свою дальнейшую профессиональную деятельность со сферой рекламы.

Рассмотрим  следующий творческий проект, созданный студентами и посвященный 70-летию Победы в Великой Отечественной Войне и такой величайшей реликвии военных лет, как фронтовые письма (рис. 2).

Прежде всего, были определены цели и задачи работы над проектом. В работе следовало создать объёмную фигуру условной модели из набора модулей (плоско сложенных деталей-треугольников различных размеров). В начале проекта студенты разбились на  пары, определили  себе тематику, связанную с символами ВОВ. Таким образом появились пять тем: «Птицы войны», «Женщины на войне», «Жизнь после смерти», «Цветы войны», «Награды». В ходе выполнения данного проекта на занятиях отмечалась творческая активность студентов, глубокая увлеченность работой, оригинальность предлагаемых идей.

https://interactive-plus.ru/files/18647/18647.files/image001.png

https://interactive-plus.ru/files/18647/18647.files/image002.png

Рисунок 2. - Проектная работа «Письма войны»

Применение метода проекта ведет  к изменению позиции преподавателя. Преподаватель перевоплощается в организатора познавательной, исследовательской деятельности творческой группы; он  теперь не даёт готовых знаний, а побуждает  к самостоятельному поиску и выполняет функцию консультанта и помощника в работе.

Презентация проекта «Письма войны» прошла в форме выставки, посвященной 70-летию Победы. За свои высокие достижения студенты испытывали гордость, их новый опыт служил основным источником учебного познания.

Практическое выполнение такого рода проектных работ в процессе освоения дисциплин «Проектирование» и «Выполнение в материале» является исходной базой формирования профессиональных навыков образно-пространственного мышления студентов-дизайнеров; помогают им овладеть тонким композиционно-образующим чувством гармонии, системной целостностью, художественной выразительностью, пластическим и стилевым единством. Участники проекта познакомились с особенностями формообразования, которое способствует развитию комбинаторного мышления и обогащает палитру креативных поисков и инновационных решений [2].

Следует обратить внимание на то, что важнейшим условием для положительного результата интерактивного обучения  является богатый опыт в проектном методе самого преподавателя. Здесь нужно не только хорошо продумать структура проекта, но и организовать координационную работу совместных и индивидуальных действий, подготовку презентаций по отработанным результатам для демонстрации и  проведения внешней оценки проекта.

Практический опыт и анализ основных направлений и проблем в дизайн-образовании убеждает нас в том, что метод проекта позволяет целенаправленное формирование профессиональных компетенций и творческого потенциала студентов.

И наконец, еще один проект, который может быть реализован в рамках повышения творческой активности студентов-дизайнеров. Данный проект является более сложным для исполнения и сводится к созданию видеоролика или презентации. Для выполнения данного проекта была необходима командная работа, которая лежит в основе дальнейшей профессиональной деятельности дизайнеров. Командная работа требует слаженности и умения распределять функции между участниками проекта.

В ходе работы над такого рода проектами студенты проходят все стадии реализации творческого процесса: от замысла до конечного результата.

Цель проекта – создать макет зоны отдыха в городском районе.

Задачи проекта:

- провести осмысление реально существующего пространства;

- разработать план его преобразования;

- осознать роль профессии дизайнера;

- определить порядок и значимость каждого этапа реализации проекта;

- создать дизайнерскую форму – видеоролик.

Этап 1 проекта: написание сценария. Данный этап может сопровождаться руководством преподавателя.

Этап  2 проекта: распределение ответственности между участниками группы.

Этап 3 проекта: формирование общей концепции конечного результата.

Этап 4 проекта: создание макета.

Этап 5 проекта: сформировать ролик по этапам создания макета зоны отдыха.

В рамках учебного проекта было принято решение о комментировании видеоролика посредством титров, т.е. без голосового сопровождения.

Результат проекта. По окончании проекта был создан макет (см. рис. 3). На рисунке представлен макет зоны отдыха, в которую входят: круглый подиум с двумя пандусами (они были предусмотрены для людей с ограниченными возможностями здоровья). На подиуме расположен газон с круглыми фонарями для подсветки, антивандальные стулья-качалки, в основание которых сбоку вделаны мусорные бачки, фонтан в виде цилиндра из цветного стекла, по которому стекает вода.

http://art-teacher.ru/wp-content/uploads/2016/07/12-406x305.jpg

Рисунок. 3 – Макет готового проекта зоны отдыха

Важным результатом самого проекта является макет состоящий из специального круглого подиума с двумя пандусами, по которым также  могут подняться люди с ограниченными возможностями. На самом подиуме расположен газон с округлыми фонарями для подсветки, антивандальные стулья-качалки, в основание которых сбоку встроены урны под мусор, фонтан в виде цилиндра из цветного стекла, по которому стекает вода. В самом проекте есть еще много недоделанного, но это уже серьезная попытка всестороннего и реального осмысления преобразования городского пространства, создания антистрессовой зоны в непривлекательной существующей среде.

Главный итог работы  - это значительное «становление»  студентов как будущих профессионалов. Они научились серьезно и ответственно относиться к выполняемой работе,  признают себя творческими людьми и решительно откликаются на поставленные перед ними задачи, учатся находить нестандартные решения, выявляя сущность проекта.

Заключение

Творчество- это целенаправленная деятельность, свойственная человеку, отмеченная неординарностью, оригинальностью, нешаблонностью мышления,  действий и ориентированная на получение новых, существенных свойств, признаков, качеств у привычных процедур и процессов, конечного продукта практического и умственного труда, а так же на реализацию своих собственных возможностей в интеллектуальной, эмоциональной и предметно-практических сущностных сферах человеческой деятельности.

Творческая активность представляет собой процесс созидания нового и совокупность свойств личности, обеспечивающих ее включенность в этот процесс. Известно, что качества, необходимые для творческой деятельности, как правило, не даются от природы, а приобретаются им в результате воспитания и образования.

Одним из методов формирования творческой активности является метод проектов. Учебно-проектная деятельность – это особая форма обучения, направленная на формирование и развитие самостоятельности учащегося. Она позволяет сформировать устойчивую потребность в саморазвитии, создать условия для осуществления вузовской общей и профильно-ориентированной подготовки, способствует росту различных видов компетентностей.

Для определения степени влияния проектной деятельности на формирование творческой активности было проведено экспериментальное исследование. В результате опытно-экспериментальной работы на формирующем этапе прослеживается положительная динамика процесса формирования творческой активности студентов дизайнеров, что подтверждено статистическими данными. Доказана эффективность проектной деятельности в сфере формирования творческой и профессиональной компетенций у студентов-дизайнеров. На основе проведенного эксперимента также можно констатировать изменение ценностно-ориентационного фона, который лежит в основе творческой активности студентов. Проектная деятельность позволила не только сформировать этот фон, но также и акцентировать внимание на национальных традициях и ценностях.

Работая над проблемой формирования и развития  творческой активности  студентов-дизайнеров, заметила, как у них появился устойчивый интерес к творчеству, которая способствует пониманию структуры и состава технологического процесса в обобщенном виде и обеспечивает перенос усвоенных знаний в самые разнообразные ситуации.

Повысился уровень самостоятельности, изобретательской активности, мастерства студентов-дизайнеров, появились результаты влияния такой работы на студентов. Студенты  из объекта деятельности превратились в субъект, которому дозволено творить, порождать новое.


Библиографический список 

  1.       Актуальные проблемы науки: сборник научных трудов по материалам

международной научно-практической конференции 27 сентября 2011 г. Часть 7//  Тамбов: ООО «Консалтинговая компания Юком», 2011. С.180-202

  1. Алексеев А.Г., Леонтович А.В., Обухов А.С., Фомина Л.Ф. Концепция развития исследовательской деятельности учащихся// Журнал «Исследовательская работа школьников» №1, 2012. - С.24-34.
  2. Батоврина Е. Креативность: дань моде или необходимость? 10 способов сломать рамки шаблонного мышления // Управление персоналом. - 2014. - № 20.
  3. Бахтиярова Е.М. Метод проектов и индивидуальные программы в продуктивном обучении // Школьные технологии – 2011, №2.
  4. Бердяев Н.А. Смысл творчества. Опыт оправдания человека. - М.: Фолио-Аст, 2012.
  5. Богоявленская Д.Б. Вчера и сегодня психологии творчества // Творчество в искусстве - искусство творчества / Под ред. Л. Дорфмана и др. - М.: Смысл, 2010. - С.186-198.
  6. Богоявленская Д.Б. Интеллектуальная активность как проблема творчества. - Ростов н/Д., 1983..
  7. Богоявленская Д.Б. О важности метода "креативного поля" // Проблемы психологической диагностики. Теория и практика. - Таллин, 1977. - С. 67-82.
  8. Богоявленская Д.Б. Психология творческих способностей. Учеб. пособие. - М.: Академия, 2002. - 320 с.
  9. Бояшова Е.П., Волошинов Д.В., Грязнов В.В.. О некоторых аспектах дизайн-проектирования в свете многомерного геометрического моделирования // Современное машиностроение. Наука и образование. Материалы 2-й Междунар. науч.-практ. конференции / Под. ред. М.М.Радкевича и А.Н.Евграфова. – СПб.: Изд-во Политехн. ун-та, 2012. С. 17-24.
  10. Б.Л. Вульфсон. Сравнительная педагогика. История и современные проблемы-  Москва: УРАО, 2003. - 232 с.
  11. Евдокимов А.К. Этапы становления молодого исследователя. Новые возможности организации студенческой научно-исследовательской работы//Труды Научно-методического семинара «Наука в школе» -М.: НТА «АПФН», 2003. т.1, С.82-82
  12. Жилина Л. И., Фролова Н. Т. Проблемы потребления и воспитания личности. М: Мысль, 1969. – 245 с. Центр научного сотрудничества «Интерактив плюс»
  13. Зырянова А. С. Воображение и творческие способности детей в младшем школьном возрасте // Молодой ученый. — 2015. — №8. — С. 850-852.
  14. Исследовательская деятельность учащихся в современном образовательном пространстве: Сборник статей / Под общей редакцией к. пс. н. А.С. Обухова. М.: НИИ школьных технологий, 2006.
  15. Кулакова Е.А. Развитие творческих способностей учащихся в процессе проектной и учебно-исследовательской деятельности // Исследовательская деятельность учащихся в современном образовательном пространстве: Сборник статей / Под общей редакцией к. пс. Н. А.С. Обухова. М.: НИИ школьных технологий, 2016.
  16. Методология учебного проекта. Материалы городского методического семинара. М., 2011.
  17. Новиков А.М., Новиков Д.А. Образовательный проект: методология образовательной деятельности. - М.,2014.
  18. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования". М., 2014.
  19. О формировании профессиональных качеств образно-перцептивного восприятия предметного мира в пространствах различной размерности / Артемьев В.В. [и др.] // Материалы междунар. науч.-практ. конференции, часть 4, ММФ – СПб.: Изд-во СПбГПУ, 2011. 134-136.
  20. Пахомова Н. Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении. - М.: АРКТИ, 2013.
  21. Пахомова Н.Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении: Пособие для учителей и студентов педагогических вузов. - М.: АРКТИ, 2013.
  22. Петрукович О.А. Проектированию надо учить. // Школа и производство, 2013.
  23. Полат Е.С., М.Ю. Бухаркина, М.В.Моисеева, А.Е. Петрова Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. -  М., 2014.
  24. Поплёвина В.А. Развитие творческой активности участников клубных объединений любителей моды: монография. – Тамбов: Студия печати Галина Зо- лотова, 2014. – 292 с.
  25. Рубинштейн С. Л. Принцип творческой самодеятельности. К философским основам современной педагогики / С. Л. Рубинштейн [Электронный ресурс]. – Режим доступа: www.lib.vkarp.com
  26. Семантическая нагрузка рисунков дизайнера на основных этапах дизайн-проектирования (методические аспекты) / Артемьев В.В. [и др.] // Материалы междунар. науч.-практ. конференции. Лучшие доклады. СПб.: Изд-во Политехн. ун-та, 2012. - С. 296-299.
  27. Сиденко А.С. Метод проектов: история и практика применения. // Завуч – 2013, №6.
  28. Сухомлинский В. А. О воспитании.- М., 1975.- С. 11-44

Приложение 1

Стимульный материал для теста Э. Торренса

Фамилия ____________ Имя___________ Дата _____________

Закончи рисунок

На этих двух страницах нарисованы незаконченные фигурки. Если ты добавишь к ним дополнительные линии, у тебя получатся интересные предметы или сюжетные картинки.

На выполнение этого задания отводится 10 минут. Постарайся придумать такую картинку или историю, которую никто другой не сможет придумать. Сделай ее полной и интересной, добавляй к ней новые идеи.

Придумай интересное название для каждой картинки и напиши его внизу под картинкой.

Тест креативности Торранса - 1.png Тест креативности Торранса - 2.png

Тест креативности Торранса - 3.png Тест креативности Торранса - 4.png

Тест креативности Торранса - 5.png Тест креативности Торранса - 6.png

Тест креативности Торранса - 7.png Тест креативности Торранса - 8.png

Тест креативности Торранса - 9.png Тест креативности Торранса - 10.png

Приложение 1

Методика «Включенные фигуры» Дж. Уиткина

В каждом сложном рисунке имеется один из следующих элементов:Готтшальдт - образец.png

Назовите в каждом случае, какой из этих элементов содержится в рисунке.

Например:

Готтшальдт - пример.png

Помните:

  •         В каждом рисунке имеется один из элементов той же величины и также расположенный как на образце;
  •         В каждом рисунке имеется только один из элементов.

Тестовые задания

Готтшальдт - задания 1-6.png


Готтшальдт - задания 7-12.png


Готтшальдт - задания 13-18.png


Готтшальдт - задания 19-24.png


Готтшальдт - задания 25-30.png

Стимульный материал для студентов состоит из 30 карт, в каждой карте испытуемый должен найти простую (эталонную) фигуру в сложной.

Регистрируется время в минутах, которое испытуемый затратит на выполнение теста и количество правильно выполненных заданий Представители полезависимого стиля больше доверяют наглядным зрительным впечатлениям при оценке происходящего и с трудом преодолевают видимое поле при необходимости детализации и структурирования ситуации.

Представители поленезависимого поля, напротив, полагаются на внутренний опыт и легко отстраиваются от влияния поля, быстро и точно выделяя деталь из целостной пространственной ситуации. Основной показатель – скорость нахождения простой фигуры в сложной как индикатор степени артикулированности перцептивных схем; дополнительный показатель – коэффициент имплицитной обучаемости при выполнении теста «Включенные фигуры» в виде разности времени выполнения первой и второй частей теста, деленная на время выполнения первой части как индикатор сформированности непроизвольного интеллектуального контроля в качестве меры прироста скорости нахождения простой фигуры в сложной и «свидетельство творческой продуктивности». характеристика методики – в приложение