"Артпедагогика как инновационное образовательное направление" консультация для педагогов и родителей

Сафонова Наталья Валерьевна

Сущность артпедагогики состоит в гармонизации личностной сферы ребенка, его адаптации в современном мире в процессе воспитания, обучения и развития средствами искусства через художественно-творческую деятельность.

В ходе занятий с применением артпедагогических технологий удовлетворяется актуальная потребность ребенка в признании, позитивном внимании, ощущении собственной успешности и значимости. Ребенок начинает чувствовать себя спокойно, комфортно. Агрессия и тревожность уступают место активности и творчеству, он начинает получать удовольствие от своей деятельности. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon artpedagogika.doc67 КБ

Предварительный просмотр:

 Артпедагогика как инновационное  образовательное направление

Артпедагогика (по определению Е.А.Медведевой) – это синтез областей научного знания (искусства и педагогики), определяющих и обеспечивающих разработку теории и практики педагогического коррекционно-направленного процесса художественного развития детей, нацеленного на формирование основ художественной культуры личности через искусство и художественно-творческую деятельность (музыкальную, изобразительную, художественно-речевую, театрализованно-игровую).

Сущность артпедагогики состоит в гармонизации личностной сферы ребенка, его адаптации в современном мире в процессе воспитания, обучения и развития средствами искусства через художественно-творческую деятельность.

В ходе занятий с применением артпедагогических технологий удовлетворяется актуальная потребность ребенка в признании, позитивном внимании, ощущении собственной успешности и значимости. Ребенок начинает чувствовать себя спокойно, комфортно. Агрессия и тревожность уступают место активности и творчеству, он начинает получать удовольствие от своей деятельности. Необходимая составляющая занятия – полное принятие и поддержка со стороны педагога.

Противопоказаниями для занятий в артпедагогической группе можно считать аллергические реакции на используемые материалы, кожные заболевания, серьезные нарушения психики.

В отличие от арттерапии на занятиях с применением артпедагогических технологий, мы предлагаем использовать в качестве основного метода – показ взрослым манеры действий с материалом или совместные действия взрослого и ребенка. Педагог не только научает как действовать, он увлекает за собой, предлагая ребенку импровизировать дальше самому. Педагог стимулирует активность ребенка (метод стимуляции) эмоционально и вербально.

Исходя из этого, цели арт-педагогики можно определить как поиск, разработка и внедрение средств, методов и технологий, способствующих более качественному и эффективному обучению и воспитанию.

Задачи арт-педагогики можно разделить на стратегические и тактические.

Стратегические:

·       сделать процесс обучения и воспитания позитивным и мотивированным,

·       создать условия для личностного развития, при котором образование станет важнейшей ценностью и потребностью человека.

Тактические:

·       поиск, осознание и активизация жизненных ресурсов;

·       развитие и активизация творческого потенциала;

·       обучение навыкам саморегуляции;

·       обучение коммуникативным навыкам;

·       развитие сферы восприятия.

         Какие средства могут повысить мотивацию ученика познавать что-то новое и приобретать определенные навыки – физические, навыки умственной работы, навыки адекватного эмоционального и нравственного  реагирования? Те, которые способствуют познанию себя и окружающей действительности. Именно интерес человека к самому себе и к тому, что его непосредственно окружает, является одним из самых мощным фактором мотивации.

Среди них можно назвать средства:

·       психологии, в частности практической психологии. Именно психология направленно занимается вопросами самопознания и отношений с миром;

·       средства самой педагогики, которая на протяжении столетий выработала методики оптимального обучения определенным умениям и навыкам, и приемы фокусирования учеников на конкретных вещах с целью их всестороннего познания. В том числе, это средства развивающего обучения и принцип обучения в живой реальной среде, или максимально к ней приближенной. Использование внеаудиторных форм обучения;

·       искусства – изобразительного, литературы, музыки, танца и движения, театра, архитектуры и др.  для развития эмоциональной сферы, нравственного самоопределения, активизации творческого потенциала как внутреннего жизненного ресурса, самореализации в творческой деятельности и др.;

·       философии, такие, например, как сократова майевтика;

·       экологического образования, помогающего почувствовать себя частью живой природы, научиться в полной мере наслаждаться ее красотой;

·       педагогики музейной деятельности, обучающей переживанию человеческой культуры через взаимодействие с вещью на разных уровнях восприятия – физическом, эмоциональном, образном, ментальном.

Все эти средства используются для того, чтобы сделать процесс обучения и развития интересным, привлекательным, доставляющим удовольствие как от познания, исследования, научения, так и от общения с учителями и другими учениками. Для того, чтобы пробудить и развить в учениках внутреннюю потребность в обучении.

Виды деятельности в артпедагогике

Изодеятельность:

1. Лепка.

Пластичные материалы, используемые в артпедагогике:

Глина. Очень часто глину рекомендуют в качестве основного пластичного материала для занятий с детьми. Во-первых, глина – это природный продукт, а значит сама по себе несет терапевтический эффект воздействия. Во-вторых – глина пластична и податлива, что очень важно при работе с дошкольниками. В-третьих – возможность отсроченных действий с изделием. (Раскрашивание после высыхания.)

Однако у глины есть свои недостатки: однотонность (однообразие цвета), необходимость в специальной обработке, маркость (сильно пачкает и сушит руки), необходимость обжига, а значит наличие обжиговой печи.

Из практики можно увидеть, что некоторые дети отказываются работать с глиной из-за возможности запачкаться и непрезентабельного эстетического вида.

Предлагаемые виды работы с глиной: создание форм и объектов.

Пластилин. К положительным свойствам можно отнести доступность в приобретении и использовании, яркие цвета, возможность смешивания цветов, использование в технике “рисование пластилином” (намазывание пластилина на картон, создавая картину), использование в создании объемных композиций, а также фактор “известности” данного материала для ребенка дошкольного возраста. К отрицательным свойствам относят: “искусственность” материала, его пачкающие свойства (менее сильные чем у глины), способность к разрыву (недостаточная пластичность по сравнению с глиной).

Предлагаемые виды работы с пластилином:
– создание форм и объектов,
– создание объектов с использованием подручного или природного материала,
– рисование пластилином.

Тесто. Не достаточное внимание, по нашему мнению, уделяется такому пластичному материалу как тесто. Работать можно как с соленым, так и с обычным тестом. Это весьма доступный материал обладает такими свойствами, как пластичность, мягкость и экологичность. Дети с огромным удовольствием работают с данным материалом. Тесто настолько податливо, что даже трехлетние малыши со слабо развитой кистевой мускулатурой свободно манипулируют и играют, создавая новые формы. К недостаткам теста, можно отнести его однотонность. (Можно добавить пищевые красители или покрасить тесто после запекания.)

Предлагаемые виды работы с тестом:
– манипулирование с тестом,
– создание форм и объектов (в том числе при помощи формочек),
– создание объектов с использованием подручного или природного материала (украшение блина, пирога и т.д., создание композиции),
– раскрашивание запеченного теста,
– создание картин из теста.

Воск.

Для художественного воска характерна: пластичность, чистота в использовании (не маркость), приятность в использовании (не сушит руки), разнообразие цветов.

К недостаткам можно отнести: необходимость небольшого предварительного разогрева (руками) и достаточно высокая стоимость.

Предлагаемые виды работы с воском:
– создание форм и объектов (в том числе при помощи формочек),
– создание объектов с использованием подручного или природного материала (изготовление и украшение свечей).

Воск гораздо экологичнее пластилина и обладает еще одним несомненным достоинством – возможностью изготовить социально-значимую вещь – свечу.

2. Рисование.

Рисование способствует сенсорному развитию детей, формирует мотивационно-потребностную сторону их продуктивной деятельности, способствует дифференциации восприятия, мелких движений руки, что в свою очередь, влияет на умственное развитие. Рисунок, как игра, “компенсирует малые права ребенка среди взрослых. Ему хочется распоряжаться собой и своими вещами, и рисунок, как игра, позволяет хотя бы иллюзорно осуществить это. Он создает на бумаге свой особый мир, который принадлежит только ему”. Ленц Ф. Для ребенка чаще важен не результат, а сам процесс рисования. В артпедагогике мы пытаемся соединить радость от процесса рисования и полученного результата.

Техники рисования в артпедагогике:

Рисование на мокрой бумаге. Как правило, акварельные краски рекомендуют вводить в старшем дошкольном или младшем школьном возрасте. С другой стороны дети очень любят смешивать краски и ставить свои маленькие эксперименты. Для этого как нельзя лучше подходит техника рисования на мокрой бумаге.

Рисование на стекле. Для этой технологии предпочтительнее гуашевые краски. Эта техника использовалась для коррекции тревожности, неуверенности в себе, социальных страхов. Позволяет активизировать детей, снять социальные зажимы.

Из нашего опыта можно сказать, что рисовать на стекле соглашаются все дети, даже те, кто раньше отказывался от такого вида деятельности.

Рисование пальцами имеет яркий эмоциональный отклик широкого диапозона от полного неприятия и агрессии до радости. Не применялось в условиях нашего центра из-за возможного негатива и создания стрессовой ситуации для детей.

Рисование природными материалами. Работы, выполненные в данной технике отличаются, как правило, эстетическим видом. Кроме того, в этой технике присутствует элемент чуда, который так близок каждому ребенку.

Рисование предметами окружающего пространства. Арттерапевтическая техника предлагает детям использовать нетипичные предметы для создания изображений. Мы считаем, что из-за своей деструктивной направленности эта техника не может быть использована на групповых артпедагогических занятиях с дошкольниками.

Техника монотипии –“Излечивает гнев и заполняет время” О.А. Никологорской, Л.И.Маркус . Как показал опыт, дети дошкольного возраста с удовольствием работают в этой технике. Для младшего дошкольного возраста не исключается возможность использования готовых прорисованных форм.

Техника акватушь – на наш взгляд этот вид работы достаточно сложен для детей дошкольного возраста.

Техника медитативного рисунка – мандала(магический круг)целиком относится к арттерапии. Но мы предлагаем использовать ее на первом и последнем занятии цикла, в качестве диагностического материала. Мы предлагаем использовать бумажный круг, гуашевые краски, восковые мелки. Сравнение работ, сделанных в начале и в конце периода обучения позволят сделать выводы о том, насколько успешна была проведена работа (эмоциональное состояние ребенка, навыки рисования, умение отразить настроение художественными способами и умение выразить это вербально).

Штриховка, каракули – работа карандашами, мелками. Мы предлагаем использовать уголь и мелки для младших дошкольников, карандаши – для старших. Штриховка поможет активизировать ребенка, снять напряжение. Если для малышей эта работа представляет некоторую трудность, то старшие дошкольники справляются с ней легко.

Марание – спонтанное рисование в абстрактной манере. Игровая оболочка позволяет ребенку без опасений удовлетворить деструктивные влечения.

3. Ручной художественный труд (природный и бросовый материал).

В дошкольных образовательных учреждениях данный вид художественной деятельности детей достаточно широко распространен. Превратить обычное занятие в артпедагогический процесс под силу творческому и профессиональному педагогу. Использование природного, “живого” материала вносит терапевтический элемент в творческий процесс.

Виды ручного художественного труда:

Создание поделок – доступный и эстетичный вид детского дошкольного творчества.

Создание картин – наиболее характерен для детей старшего школьного возраста, насыщенный и сложный вид художественной деятельности требует сотворчества педагога и ребенка.

Построение объемных моделей из подручного материала, с использованием пластилина.

Ведущая роль в создании объемных моделей принадлежит педагогу.

4. Аппликация.

Виды работы с бумагой:

Манипулирование с бумагой.
В нашей практике, педагог лишь знакомит дошкольников со свойствами бумаги, дает возможность прочувствовать ее тактильно-мышечно и проделать с ней ряд простейших экспериментальных действий.

Создание плоскостных картин.
Традиционная форма работы с аппликацией.

Создание объемных картин – под руководством и с помощь педагога (для старших дошкольников)

Оригами – японское искусство складывания бумаги.

В младшем дошкольном возрасте мы предлагаем использовать простейшие модели с дорисовкой, выполняемые по показу педагога. Диапазон возможностей старших дошкольников при работе с техникой оригами значительно расширяется.

Музыкальная деятельность.

Музыкальное развитие оказывает ничем не заменимое воздействие на общее развитие: формируется эмоциональная сфера, совершенствуется мышление, ребенок делается чутким к красоте в искусстве и жизни.

Виды музыкальной деятельности.

Восприятие (слушание) музыки.
Из опыта работы можно предложить включать данный вид музыкальной деятельности в интегрированные артпедагогичекие занятия: использование записи звуков природы, классических произведений как музыкальных иллюстраций к изобразительной или художественно-речевой деятельности, музыка может стать сигналом к началу занятия.

Пение. Пение – наиболее близко и доступно детям.

Танцевально-двигательные деятельность.

Движения под музыку. Практика использования музыкально-ритмических движений показывает, что чем раньше они применяются в коррекционной работе с детьми (в форме ритмических упражнений, музыкальных игр, танцев, хороводов), тем успешнее осуществляется развитие ребенка, его речевой функции, произвольности деятельности, моторики, формирования пластичности и выразительности движений, овладение приемами невербальной коммуникации, а также развитие музыкальных способностей.

Игра на музыкальных инструментах

Художественно-речевая и театрализованная деятельность.

Психогимнастика – как метод практической психо-профилактики и психо-коррекции (по Чистяковой)

Логоритмика.

Логопедическая ритмика – это коррекционная методика обучения и воспитания дошкольников средствами движения, музыки и слова. В нашей практика хорошо зарекомендовали себя: пальчиковая гимнастика и двигательные игры с музыкальным и художественным сопровождением.

Придумывание, дописывание, переписывание сказок.

Особо эффективной сказкотерапия оказывается при работе с детьми, особенно дошкольного и младшего школьного возраста.

Инсценировка и драматизация – в полной мере доступны детям старшего дошкольного возраста. Малышам педагог предлагает более легкий вариант “договорок” и подсказок.

Игровая деятельность.

Российский психолог Д.Б. Эльконин полагает, что игра – это одна из форм развития психических функций и способ познания ребенком мира взрослых.

Детская игра обеспечивает ребенку безопасность, “психический простор” и “психическую свободу”, необходимую для того, чтобы “могли оформиться все силы, все дремлющие в глубине души потенциалы”. Л.С. Выготский

1. Игры с песком.

Игры с песком очень нравятся детям дошкольного возраста, они очень эффективны и динамичны.

Работу с песком организуют в трех видах:

Действия с неоформленным материалом – песком, водой;
Действия с предметами и песком; 
Построение песочного мира сказки, истории (сюжетная игра).

2. Игры с водой.

Вода, как и песок способна впитывать негативную энергию и положительно воздействовать на психику ребенка. Игры с водой завораживают малыша и дают возможность эмоционально разрядиться и получить новый опыт.

Игры с цветом – можно отнести к экспериментальной деятельности дошкольников. 
Игры с предметами и водой носят развивающий и образовательный характер.

3. Игры на предметной основе:

– Дидактические игры.
– Сюжетно-ролевые игры.

Педагогические условия эффективного использования артпедагогики в воспитательном процессе:

– Создание артпедагогической среды – стимулирующая проявление разных видов художественно-творческой активности ребенка, включает в себя художественно-познавательные источники информации, дидактические материалы для проведения совместных артпедагогических игр, оборудование, стимулирующее детей к коллективной творческой деятельности; наглядные материалы, выступающие в качестве визуальных побудителей творчества.
– Наличие высококвалифицированных специалистов, имеющих опыт работы в артпедагогике или молодых специалистов со специальным образованием и стремящихся к творческому самовыражению в профессии
– Разработанная методология и артпедагогические технологии; 
– Правильно подобранные методы и средства артпедагогического воздействия с учетом психофизиологических и индивидуальных особенностей детей в группе;
– Материально-техническое обеспечение артпедагогического процесса: наличие помещения в соответствии с нормами СанПиНа, оборудование, мебель

Выводы.

Опыт работы подсказывает, что наиболее эффективным является применение не отдельных элементов и технологий, а интегрированные занятия, сочетающие в себе различные техники и методы артпедагогики.

Наиболее эффективными, с нашей точки зрения, являются следующие:
изодеятельность: лепка (тесто, воск, пластилин), рисование (рисование на стекле,
 рисование природными материалами, техника монотипии, штриховка, марание, рисование по замыслу и на предложенную тему), ручной художественный труд (создание поделок, построение объемных моделей из подручного материала), аппликация (создание плоскостных картин, оригами); музыкальная деятельность (слушанье музыки, пение, танцевально-двигательная активность); художественно-речевую и театрализованная деятельность (психогимнастика, логоритмика, придумывание и дописывание сказок, драматизации); игровая деятельность (игры с песком и водой, сюжетно-ролевые и дидактические игры).

Литература:

  1. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. М., 1991 г.
  2. Грабенко Т. Н., Зинкевич-Евстигнеева Т. Д.Коррекционные, развивающие и адаптирующие игры. Методическое пособие для педагогов, психологов и родителей М., 2004 г.
  3. Киселева М.В. Арт-терапия в работе с детьми. Санкт-Петербург 2008 г.
  4. Копытин А.И. Хрестоматия арт-терапия. Санкт-Петербург, 2002 г.
  5. Медведева Е.А., Левченко И.Ю. Артпедагогика и арттерапия в специальном образовании М., 2007 г.