"Развитие эмоциональной сферы ребенка через игру" рекомендации родителям и педагогам

Сафонова Наталья Валерьевна

Развитие эмоциональной сферы - процесс постепенный, и вместо того, чтобы наказывать ребенка, нужно научить его выражать негативные эмоции приемлемыми способами, регулировать свое эмоциональное состояние, снимать эмоциональное напряжение.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon razvitie_emotsionalnoy_sfery_rebenka_cherez_igru.doc62 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие эмоциональной сферы ребенка через игру.

(рекомендации родителям и педагогам)

Эмоции играют важную роль в жизни детей, помогая воспринимать действительность и реагировать на нее. Эмоции ребенка – это послание окружающим о его состоянии.

Эмоции и чувства, как и другие психические процессы, проходят на протяжении детства сложный путь развития.

Взрослые: родители, педагоги - должны понять: ребенок кричит, дерется и капризничает не потому, что он плохой, а потому что не понимает, что так делать нельзя.

 Развитие эмоциональной сферы — процесс постепенный, и вместо того, чтобы наказывать ребенка, нужно научить его выражать негативные эмоции приемлемыми способамирегулировать свое эмоциональное состояние, снимать эмоциональное напряжение. Организованная педагогическая  работа может  обогатить эмоциональный опыт детей и значительно смягчить или даже полностью устранить недостатки в их личностном развитии. Основная задача такой работы заключается не в том, чтобы подавлять и искоренять эмоции, а в том, чтобы надлежащим образом их направлять.

 Педагогу важно специально знакомить детей со своеобразным эмоциональным букварем, учить пользоваться языком эмоций для выражения собственных чувств и переживаний и для лучшего понимания состояния других людей, анализировать  причины различных настроений.

 Причем лучше всего делать это с помощью игры, ведь игра — это, не только веселое времяпрепровождение, но и мощный воспитательный инструмент.

Игры на развитие эмоциональной сферы помогут ребенку научиться выплескивать негативные эмоции, помогут снять мышечное и эмоциональное напряжение. Учтите, что для всех этих игр (особенно тех, в которых принимают участие двое и больше детей) необходимо участие взрослого — он будет следить за эмоциональным состоянием детей.

Основные эмоциональные проблемы

Агрессия

Довольно часто педагогам, родителям приходится сталкиваться с агрессией ребенка. Агрессивность может проявляться по-разному, начиная от резкого и неприятного высказывания, заканчивая физическими действиями. Чаще всего сложно найти общий язык с подростками.

Как правило, агрессия вызвана такими причинами:

  • Стремление получить желаемое.
  • Стремление быть первым.
  • Месть, защита.
  • Ущемление достоинства другого.
  • семейное неблагополучие,
  • лишение чего-то желаемого,
  • разница между желаемым и возможным.

Спровоцировать агрессивное поведение могут такие факторы:

  • Неразвитая игровая деятельность.
  • Сниженная самооценка.
  • Недостаток уровня интеллекта.
  • Повышенная возбудимость (травма, болезнь).

Злой, агрессивный ребенок, драчун и забияка — большое родительское огорчение, проблема педагогов, угроза благополучию детского коллектива, «гроза» дворов, но и несчастное существо, которое никто не понимает, не хочет приласкать и пожалеть.

 Детская агрессивность — признак внутреннего эмоционального неблагополучия, сгусток негативных переживаний, один из неадекватных способов психологической защиты.

Основная ошибка взрослого в данной ситуации – подавление детской агрессии. Это очень опасно, потому что взрослые не избавляют ребенка от неприятной эмоции, а еще больше бессознательно накапливают ее. Все заканчивается яростным взрывом.

Чтобы преодолеть проблему требуется психокорректирующая помощь.

На первых этапах работы с агрессивными детьми рекомендуется подбирать такие игры и упражнения, с помощью которых ребенок мог бы выплеснуть свой гнев.         Существует мнение, что этот способ работы с детьми неэффективен и может вызвать еще большую агрессию. Как показывает многолетний опыт проведения игровой терапии, на первых порах ребенок действительно может стать более агрессивным (предупредить родителей, педагогов об этом), но через 4—8 занятий, по-настоящему отреагировав свой гнев, «маленький агрессор» начинает вести себя более спокойно. Если педагогу трудно справиться с гневом ребенка, стоит обратиться к специалисту и вести работу параллельно с психологом.

Игры, способствующие снижению вербальной и невербальной агрессии и являются одним из возможных способов легального выплескивания гнева: «Обзывалки», «Два барана», «Толкалки», «Жужа», «Рубка Яров», «Да и нет», «Тух-тиби-дух», «Ворвись в круг».

Следующим шагом может стать совместное принятие решения о том, как наилучшим образом выйти из создавшегося положения. Выслушивая сверстников, агрессивные дети будут расширять свой поведенческий репертуар.  Видя, в процессе игры, как другие мальчики и девочки избегают конфликтов, как они реагируют на то, что кто-то другой, а не они, побеждает в игре, как отвечают на обидные слова или шутки сверстников, агрессивные дети понимают, что совсем не обязательно прибегать к физической силе, если хочешь чего-то добиться. С этой целью можно использовать такие игры, как «Головомяч», «Камушек в ботинке», «Давайте поздороваемся», «Король», «Ласковые лапки» и другие.

Для снятия излишнего мышечного напряжения можно использовать мифы, способствующие релаксации.

Повышенная тревожность

Неприятная эмоция появляется в результате внутреннего конфликта, которую могут спровоцировать такие факторы:

  • Завышенные требования в школе, дома.
  • Унижение ребенка, его зависимость от положения.
  • Противоречивые требования в саду, школе и дома.

Обращаем ваше внимание, что тревожный ребенок постоянно держит проблемы в себе. Он является беспокойным, всего боится, ожидает худшего. Как правило, растет беспомощный человек, отказывающийся познавать что-то новое. Дети становятся самокритичными и ставят высокие требования к себе. При этом снижается их уровень самооценки, они уверены в своей уродливости, неуклюжести и тупости. Хотя на самом деле, всего этого нет.

Работать с тревожным ребенком очень сложно. Психолог в данном случае использует методы для:

  • Повышения самооценки.
  • Снятия напряжения с мышц.
  • Обучения контролировать себя в конкретной ситуации.

Эмоции ребенка в школе

Многие дети испытывают отрицательные эмоции, стресс во время обучения в школе. Негатив может быть вызван:

  • Недопониманием учителей.
  • Страхом перед родителями.
  • Социальными проблемами – ребенок не может адаптироваться в обществе.

Впоследствии появляются такие негативные эмоции: гнев, страх, грусть, недоверие, скука. Диагностика помогает выявить, что интересует ребенка, насколько ему нравится учиться. В тяжелых случаях даже быстрая диагностика указывает на серьезные психологические проблемы.

ИГРЫ ДЛЯ СОВМЕСТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РОДИТЕЛЕЙ С ДЕТЬМИ

Упражнение «Горячо, утюг!»

 Зачастую родители, делая замечания малышам в опасных для их жизни ситуациях, используют неверную тактику.

Цель: Отработка навыков взаимодействия ребёнка и взрослого в экстремальной ситуации.

Содержание: Все участники сидят в кругу. Ведущий по очереди подходит к каждому из них и сообщает об экстремальной ситуации, в которой находится ребёнок. Участник, к которому обращены эти слова, должен, мгновенно отреагировав, остановить ребёнка.

ВАШ РЕБЁНОК:

  1. Тянет руку к горячему утюгу
  2. Пытается включить газовую плиту
  3. Собирается сбросить на пол хрустальную вазу
  4. Перегибается через перила на 6 этаже.
  5. Подносит ко рту рюмку с водкой
  6. Выбегает на проезжую часть улицы
  7. Замахивается лопаткой на злую соседку
  8. Размахивает клюшкой перед витриной магазина
  9. Готовится спрыгнуть со второго яруса кровати

10. Открывает кран с горячей водой

11. Целится из рогатки в вашего гостя

12. Хочет кинуть камень в экран телевизора

13. Суёт палец в пасть злой собаке

14. Стремительно выбегает на тонкий лёд пруда

15. Вот-вот наступит на крышу полуоткрытого люка

16. Пытается открыть работающую стиральную машинку

17. Убегает в переполненном метро в противоположную сторону

18. Засовывает карандаш в электрическую розетку

19. Тянет в рот иголку

20. Запихивает маленькую пуговицу в ухо

21. Протягивает руку к чашке с горячим чаем

22. Собирается валить суп из тарелки в аквариум

23. Хочет попробовать еду из собачей миски

24. Сопит соду вместо соли в кипящий суп

25. Собирается выбросить из окна мамино ожерелье.

  • Упражнение «Психологическая скульптура»

Инструкция: Участникам надо поделиться на пары. Один из них встает на стул, а другой садится на пол. Начать вести беседу, при  этом зафиксировать,  что видит каждый из них. Затем надо поменяться местами, поделиться  чувствами.

Провести рефлексию, обратить внимание на то, что наилучший и продуктивный контакт происходит тогда, когда собеседники занимают позицию «глаза в глаза».

  • Упражнение “ Поменяемся ролями”. 

Цель: Чтобы взрослым и детям легче было понимать друг друга.
Необходимо разыграть ситуацию неуспеха, где “ребенок” был явно не на высоте (или в детском саду, школе, дома, или в кругу друзей). “Ребенок” рассказывает “родителям”, что с ним произошло. А для “родителей” приготовлены примеры выражений, которыми они реагируют на рассказанную ситуацию. Семьи выбирают по кусочкам цветной бумаги, через 5 минут разыгрывайте ситуацию. 
1 семья - Ребенок рассказывает о ситуации неуспеха (провинности), ожидая, что родители его пожалеют. Но на каждую фразу ребенка они произносят :

“ Я тысячу раз тебе говорил, что…”,   “Сколько раз тебе повторять…”, “Неужели тебе трудно запомнить, что…”,  “Ты такая же (такой же), как твоя мама (твой папа”… 
 
2 семья- Ребенок рассказывает о ситуации своего неуспеха (провинности), ожидая, что его будут ругать родители, но на каждую его фразу родители произносят:

 “ Расскажи подробнее, как это произошло”, “Ты очень умный, и я знаю, что ты найдешь выход из этого положения. Что ты собираешься делать?”, “ Чем я могу тебе помочь?”, “Что ты сделаешь в следующий раз в подобном случае?” 
3 и 4 семья 
- “Расскажи, подробнее как это случилось?” 
- “Ты очень умный, и я знаю, что ты найдешь выход из этого положения. Что ты собираешься делать?” 
- “Чем я могу тебе помочь?” 
- “ Что ты сделаешь в следующий раз в подобном случае?” 
После выполнения этого упражнения обсудить чувства, которые испытывали на себе участники в первом и во втором случае. Выйти на анализ конкретных ситуаций из опыта общения родителей со своими детьми. Предложение высказать свои отзывы о проведенном мероприятии и пожелания.

  • Упражнение «Руки»

Ведущий просит соединить ладони рук на уровне груди, а затем надавить правой ладонью на левую.

По опыту проведения этого упражнения известно, что левая рука бессознательно начинает оказывать сопротивление, хотя такой инструкции или демонстрации таких действий ведущим не производится.

Идеи, выносимые на обсуждение:

  • В ответ на агрессию мы подсознательно начинаем сопротивляться, то есть агрессия рождает агрессию.
  • Если педагог (любой другой взрослый) настроен недружелюбно по отношению к детям, они это почувствуют и неосознанно примут меры защиты.
  • Тренинг для родителей «Хорошо и плохо, или что такое кризис трёх лет»

     Цель: Познакомить участников тренинга с основными характеристиками кризиса трёх лет.

     Содержание: Ведущий просит участников тренинга перечислить положительные качества, которые присущи детям трёх лет, и записывает их в блокноте. (Обычно называются такие качества, как доброта, эмпатия). Затем участники называют негативные качества, которые им не нравятся в трёхлетних детях. (Чаще всего отмечаются упрямство, непослушание…) Все перечисленные характеристики записываются на лист блокнота, в правой его части.

     Затем  ведущий отгибает левую часть листа, и участники видят написанные заранее тренером качества ребёнка трёх лет. Участники сравнивают два списка отрицательных качеств ребёнка и анализируют их. Ведущий обращает внимание участников на то, что слева приведён «классический» портрет ребёнка в период кризиса трёх лет и на то, что это закономерное развитие ребёнка.

     В процессе общего обсуждения слушатели высказывают предложения, как лучше реагировать на те, или иные проявления негативного поведения ребёнка. Ведущий может задать вопрос:  «А есть ли необходимость бороться с теми качествами, которые являются проявлениями закономерного развития ребёнка?»

     Участники могут привести свои примеры негативного поведения детей, и группа, опираясь на полученные знания, может порекомендовать те или иные действия, выходы из трудных ситуаций.

Помните, что все игры необходимо проводить вместе с ребенком, принимая в них активное участие. Самое лучшее время для них – когда попыток действительно проявить свой гнев, еще нет.