Игровые задания и упражнения в коррекционной работе с детскими страхами

Сафонова Наталья Валерьевна

Самая лучшая форма профилактики детских страхов заключается в создании взрослыми наиболее благоприятных условий для формирования личности ребенка, для реализации его возрастных возможностей и удовлетворения потребностей.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ИГРОВЫЕ ЗАДАНИЯ И УПРАЖНЕНИЯ

В КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЕ С ДЕТСКИМИ СТРАХАМИ

«Моя кукла заболела»

— С нашей куколкой случилась беда: она заболела. Посмотрите на нее, какая она несчастная: из глаз капают слезы, нос не дышит, горло болит, ноги еле волочатся.

— Но кукла не хочет лечиться, она очень боится врачей, таблеток, уколов и всего такого.

— Мама уговаривала ее пойти к врачу, но наша куколка наотрез отказывалась.

— Она лежала в кровати и не хотела ни есть, ни пить, ни играть с другими куклами.

— Мама очень волновалась, но переубедить куколку не смогла.

Рисуем больную куколку, которая очень боялась врачей.

— Правильно ли поступала куколка?

— Почему вы так решили?

— Давайте попытаемся уговорить ее пойти к врачу.

Каждый по очереди рассказывает о том, что надо слушаться маму, а чтобы не болеть — посещать врачей и никогда их не бояться.

Теперь рисуем куколку радостную.

Нарисуйте рядом лекарства, которые она принимала и которые помогли ей поправиться.

«Гроза»

— Солнышко стало заходить за тучу и пропало.

— Загремел гром, засверкала молния. Как страшно!

— Поднялся сильный ветер. Голову опустим и втянем в плечи, лепестками (руками) накроем голову, можно присесть.

— Лепестками цветочки отгораживаются от страшной грозы, ладони кверху.

— От страха мы даже затряслись, брови поднимем вверх, глаза откроем широко, рот немного приоткроем.

— Гроза прошла, больше ничего не гремит, молния не сверкает, только небольшой дождик закапал.

Давайте нарисуем свой страх. Возьмите карандаши или фломастеры и лист бумаги.

— Что вы изобразили?

— Какой страх?

А сейчас порвите свой страх на мелкие кусочки и выбросите в корзину.

— Теперь мы ничего не боимся!

Коллективная работа по созданию декораций для обыгрывания композиции «Гроза»

— Возьмите свою куколку и придумайте историю о том, как она перестала бояться грозы.

«Дождик»

Пальчиковая гимнастика

Дождик-дождик,

Полно лить,

Малых детушек мочить!

— Подушечки правой (левой) руки прижать к столу. Попеременно постукивать ими по поверхности стола, как будто играете на пианино.

«Нити дождя»

Работа в тетрадях

Дождик идет по-разному, и соответственно для его изображения есть много вариантов. Если дождик моросит, то его рисуют пунктирными линиями (штрихами). Когда идет сильный дождь, то кажется, что нити дождя свисают с туч. Ветер в непогоду дует. Его направление меняется: то слева, то справа, поэтому нити дождика рисуют с наклоном то в левую, то в правую сторону.

Этюд «Дождик»

Психогимнастика —

выражение радости и удовольствия

— Давайте подставим свое лицо золотым капелькам дождя. Голова запрокинута назад, рот полуоткрыт, глаза закрыты. Ветер прекратился, стало теплее. Мышцы лица расслаблены, плечи и руки опущены. Хорошо под таким дождиком? Не хватает только солнышка! Вот оно и появляется, начинает пригревать.

- Но что это? Опять надвигается небольшая туча.

Этюд «Туча»

- Туча стала закрывать солнышко, не дает нам погреться. Давайте попросим отойти от солнышка подальше, чтобы и нам хватило солнышка!

— Туча, отойди, пожалуйста, немного в сторону, дай и нам погреться!

— А туча такая важная, окутала солнышко еще больше и говорит: «Это мое солнышко, я хочу, чтобы оно грело только меня, и никуда я не уйду».

— Давайте покажем тучу, она смотрит на всех свысока: глаза чуть опущены вниз, брови подняты немного вверх, уголки губ опущены вниз. Давайте скажем, как туча: «Это мое солнышко, я хочу, чтобы оно грело только меня!»

— Разве это красиво, правильно? Что же нам делать?

— Почему так поступила тучка? Какая она? (Эгоистичная, думает только о себе и не думает о других) Красиво она поступает? А как бы вы поступили на ее месте? Как нам быть? Мы тоже хотим погреться на солнышке.

—Давайте прогоним тучу: подуем на нее, как ветер.

— Улетай, туча, в ночь!

— Вот и ушла туча, и солнышко засветило для всех деток. Всем тепло? Все обсохли под солнышком?

«Ласковый зверь»

Беседа с детьми о страхах, возникающих при встрече с животными

— Как нужно себя вести, если на пути злая собака? Нужно ли от нее убегать?

— А поставьте себя на место этого животного: кто-то дразнит, потом убегает...

— Давайте подумаем, почему она злая?

— Наверное, надо не бояться, не убегать, а осторожно пройти мимо или угостить — дать хлеба, колбасы.

— Ребята, вам надо нарисовать животное, которого вы боитесь, улыбающимся, смешным, добрым

— Можно покормить его (нарисовать сосиску, колбасу, хлеб и др.).

— Разыграйте сценку: один изображает напуганного ребенка, другой — злую собачку. Как преодолеть страх, что нужно сделать?

— Теперь придумайте и нарисуйте животное, которое ничего и никого не боится.

«Средство от страха»

— Закройте глаза, подумайте, есть ли такие вещи, предметы, люди, ситуации, которых вы  боитесь?

— Расскажите нам, а мы все вместе придумаем, что лучше сделать, чтобы преодолеть данное чувство.

— Давайте вспомним, какие предметы в сказках помогали людям справляться с бедой (волшебная палочка, шапка-невидимка, сапоги-скороходы, скатерть-самобранка, ковер-самолет и др.).

— Ребята, подумайте и нарисуйте предмет, который поможет ничего не бояться.

— Можно придумать название этому предмет описать его.

— Теперь, сочините историю о подвигах и победах над страшными персонажами с помощью данного предмета. Расскажите, как вы им пользовались.

— Рисуем таблетки для храбрости, крем «Антиустрашин», конфеты «Осмелин», зазеркальную   храбрость, делаем из бумаги повязку против страха, пояс отваги и другие предметы.

Литература

Гончаров ГА. Суггестия: теория и практика. - М.: Изд-во КСП, 1995.

Захаров А.И. Как преодолеть страхи у детей. - М.: Педагогика, 1986.

Изард К.Э. Психология эмоций. — СПб.: Питер ,   2008.

Кунщына В.К., Казаринова КВ., Погольша В.А Межличностное общение. Учебник для вузов. - СПб.: Питер, 2001.

Лебедева Л.Д Практика арт-терапии: подход, диагностика, система занятий. — СПб.: Речь, 2001

Чистякова ММ. Психогимнастика /Под редакцией; М.И. Буянова. — М.: Просвещение, 1990.