«Воспитание основ гражданственности и патриотизма у детей дошкольного возраста в условиях социально –реабилитационного центра »

Воспитание патриотизма и гражданственности всегда занимало в педагогической науке одно из ведущих мест.  

Первые чувства гражданственности и патриотизма.

Доступны ли они малышам?

-          Можно дать утвердительный ответ: дошкольникам, особенно старшего возраста, доступно чувство любви к родному городу, родной природе, к своей Родине.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tekhnologiya_grazhdansko-patrioticheskogo_vospitaniya.docx24.97 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное учреждение социального обслуживания населения Тульской области «Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних Белевского района»

Конспект выступления

 «Воспитание основ гражданственности и патриотизма у детей дошкольного возраста в условиях социально –реабилитационного центра »

Подготовила Педагог-психолог Князева О.В.

Белев -2015

Воспитание патриотизма и гражданственности всегда занимало в педагогической науке одно из ведущих мест.  

Первые чувства гражданственности и патриотизма.

Доступны ли они малышам?

  •  Можно дать утвердительный ответ: дошкольникам, особенно старшего возраста, доступно чувство любви к родному городу, родной природе, к своей Родине.

Под руководством взрослых у детей постепенно формируются элементы патриотических и  гражданских чувств и общественных отношений.

 «Красота родного края, открывающаяся благодаря сказке, фантазии, творчеству – это источник любви к Родине. Понимание и чувствование величия, могущества Родины приходит к человеку постепенно и имеет своими истоками красоту».


В.А.Сухомлинский

Что такое патриотизм?

Патриотизм – это любовь к Родине, природе, людям, культуре своего народа.

Патриотизм – это и преданность своему Отечеству, и стремление сделать все возможно, чтобы сохранить культурную самобытность каждого народа.

Патриотизм включает в себя:

  • Привязанность,
  • Сочувствие,
  • Сопереживание,
  • Ответственность ,
  • И другие качества, без которых человек не может состояться как личность.

Патриотическое воспитание у дошкольников  находится в тесной взаимосвязи с умственным, трудовым, экологическим, эстетическим воспитанием.

Гражданственность – это принадлежность к постоянному населению данного государства, наделение совокупностью политических прав и обязанностей.

Гражданственность включает в себя:

  • Ответственность,
  • Желание и умение трудиться на  благо отечества,
  • Беречь и уважать богатства Родины,
  • Эстетические чувства, связанные с любовью к родному городу, родной природе.

Термин «гражданское воспитание» является относительно новым для нашей страны в целом и совершенно новым для дошкольного воспитания и образования России. До начала реформ программы включали раздел «Ознакомление с явлениями общественной жизни», в рамках которого выдвигалась только задача патриотического воспитания детей.

Гражданское воспитание не предусматривает однозначно позитивного отношения к какой-либо сфере жизни в том виде, в котором она существует в данный исторический момент.

Гражданское поведение предполагает сформированность определенных черт личности: активности, самостоятельности, способности принимать решения, инициативности и т.п.

Цель патриотического воспитания – прививать любовь к Отечеству, гордость за его культуру, а гражданское воспитание состоит в формировании у ребенка активной социальной позиции участника и созидателя общественной жизни.

И наша с вами задача:

  • Пробудить, как можно раньше, в растущем человеке любовь к родной земле;
  • Формировать черты характера, которые помогут стать человеком и гражданином общества;
  • Воспитывать любовь и уважение к родному дому, детскому саду, родной улице, городу(населенному пункту, где проживает ребенок);
  • Чувство гордости за достижения страны, любовь и уважение к армии, гордость за мужество воинов;
  • Развивать интерес к доступным ребенку явлениям общественной жизни.

В настоящее время большое значение приобретает поиск и разработка инновационных подходов к патриотическому воспитанию.

   Педагоги должны учитывать, что воспитывать любовь к Родине, родному городу – значит связывать воспитательную работу с социальной жизнью, которая окружает ребенка. В своей работе использовать наиболее интересные и результативные формы работы – прогулки, экскурсии, наблюдения, объяснения, побуждающие детей к различной деятельности (игровой, словесной, продуктивной и др.).

Патриотическое воспитание пронизывает все виды детской деятельности в повседневной жизни и на занятиях. Нужно формировать у детей потребность участвовать в делах на благо окружающих людей и живой природы, помогать им осознать себя неотъемлемой частью малой родины.

Методы работы

  • Целевые прогулки и экскурсии.
  • Наблюдения (например, трудовой жизни людей, изменений в облике города и т.д.).
  • Объяснения воспитателя в сочетании с показом и наблюдениями детей.
  • Беседы о родном городе.
  • Праздники  и развлечения патриотической направленности,
  • Разучивание песен и стихов о родине, пословиц, поговорок, чтение сказок, прослушивание музыкальных произведений.
  • Ознакомление с произведениями народного творчества (вышивка, роспись, скульптура).
  • Обогащение и стимулирование детского творчества.
  • Привлечение детей к посильному общественно-полезному труду.
  • Воспитание уважения к ветеранам войны и труда.

Использовать комплекс средств (ближайшее окружение, изобразительная деятельность, музыка, рукотворный мир народов) в целях формирования личностного отношения к родному городу, к современной действительности. Привлекать к проведению краеведческой работы, изучению состояния окружающей среды. Стимулировать деятельность по изучению традиций, истории и культуры своего народа и родного края. Привлекать детей к охране памятников исторического и культурного наследия народа.

Средства гражданско - патриотического воспитания:

  • Окружающая среда,
  • Художественная литература и искусство,
  • Практическая деятельность,
  • Посещение музеев, выставок,
  • Встречи с интересными людьми,
  • Приобщение детей к семейным традициям, традициям и обычаям своего народа, страны, к искусству

Основные положения  программы по патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста

Ознакомление с окружающим, развитие речи, изобразительная деятельность, музыкальное развитие

 Ознакомление с явлениями общественной жизни

- Воспитание чувства сопричастности с жизнью страны(патриотические даты и праздники)

- Бережное отношение  к тому, что сделано людьми

- Знакомство с событиями, происходившими в стране, дать представление о стране, столице, символике государства

- Воспитание любви к родному краю, к Родине

- Знакомство с достопримечательностями  города,  с названием улиц

Ознакомление с предметами  ближайшего окружения

  • Воспитание чувства дружбы к людям других национальностей
  • Воспитание уважения к людям труда и предметам, произведенных ими
  • Ознакомление с предметами народного творчества

Ознакомление с природой

  • Воспитание любви к природе родного края
  • Воспитание бережного отношения к родной природе
  • Воспитание чувства необходимости трудового соучастия в деле охраны родной природы

Большое значение должно придаваться обогащению предметно-игровой среды в реабилитационном центре государственной символике , животному и растительному миру страны. Для развития познавательной деятельности детей создаются мини-музеи родного края. Приобретаются изделия народно-прикладного искусства России, сувениры, книги, видеофильмы о России.

Развивающая среда

Познавательная зона:

  • - Глобус.
  • - Физическая карта России.
  • - Политическая карта России.
  • - Флаг  и Герб  России.
  • - Герб и флаг своего города
  • - Гимн России.
  • - Портрет  президента.
  • Альбомы: «Моя семья», «Мой город», «Мой район», «Наша армия родная»
  •  Тематические альбомы родов войск и боевой техники
  •  Коллекция тематических значков (о городе, о войне, об армии и т.д.)
  • Наборы открыток «Русский быт».
  • Кассеты с записью сказок и патриотических песен
  • Развивающие игры гражданско-патриотической направленности  «Зарница», «Эстафеты», «Загадки о городе», «Так бывает или нет?» , «Узоры родного города», «Не ошибись», «Знаешь ли ты?» (знаменитости города), «Путешествие по городу», «Где находится памятник?», «Птицы нашего города»«Река вежливости»

Знакомим детей с правами и обязанностями, даем представление  о Законе.

Каждый ребенок имеет право :

  • На имя и гражданство;
  • На семью;
  • На защиту;
  • На обучение;
  • На медицину;
  • На отдых и досуг;
  • На информацию.

Успех гражданско-патриотического воспитания детей во многом зависит и от родителей, и семьи, и той атмосферы, которая царит дома.

Работа с родителями

  • Собрания и консультации с родителями
  • Выпуск стенгазеты для детей, родителей
  • Праздники проводимые в центре с приглашением родителей

 Используемая литература:

Воспитание нравственных чувств у старших дошкольников / Под ред. Виноградовой А. М., - М., 1980.

Мой родной дом / Под ред. Араповой-Пискаревой Н. А., - М., 2005.

Патриотическое воспитание детей 4 – 6 лет / Комратова Н. Г., Грибова Л. Ф., - М., 2007.

Патриотическое воспитание дошкольников / Алешина Н. В. – М., 2008.

Система патриотического воспитания в ДОУ / Александрова Е. Ю., Гордеева Е. П., Постникова М. П., Волгоград, - 2007.