Классный час по Профориентации

Лебедева Татьяна Васильевна

Сегодня в мире существует более 10 тыс. профессий, а включая специальности, специализации, квалификации - свыше 40 тысяч. Действительно, целое море возможностей и вариантов. Трудно ориентироваться в современном мире профессий и сейчас стоит задача – выбор профессии.И классный час поможет соориентироваться в выборе профессий.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Классный час по профориентации «Профессий много, а моя одна!»

Цель:  познакомить обучающихся с некоторыми профессиями, привлечь их внимание к необходимости осознанного выбора профессии в соответствии с личностными и социальными условиями жизни.

Задачи:
Расширить знания учащихся о мире профессий. 
Выявить самую актуальную профессию. 
Связать выбор профессии с профессиональными качествами. 
Повысить культуру общения. 
Сплочение коллектива на принципах сотрудничества. 

Оборудование: (плакаты, рисунки, пословицы, мини-сочинения учащихся, проектор) 
Звучит легкая музыка. 

Учитель: Ребята, мы проводим классный час "Мир профессий". Сегодня в мире существует более 10 тыс. профессий, а включая специальности, специализации, квалификации - свыше 40 тысяч. Действительно, целое море возможностей и вариантов. Трудно ориентироваться в современном мире профессий и сейчас перед вами стоит задача – выбор профессии. Некоторые из вас уже выбрали дело по душе, а другие, я надеюсь, сегодня определятся в выборе. И в этом вам должна помочь наша игра. Вы познакомитесь глубже с некоторыми профессиями.

(Класс делится на 4 группы по интересам, каждая группа придумывает название) 

 

"УГАДАЙ ПРОФЕССИЮ"

Каждая команда вытянет одну букву алфавита, придумает на эту букву профессию и покажет её особенности другим группам (пантомимой, жестами, мимикой). Остальные команды должны отгадать название профессии. (Представитель от каждой команды подходит к столу, где разложены все буквы алфавита, вытягивает любую; команда совещается, показывает, остальные группы отгадывают профессию. Если возникают затруднения, можно воспользоваться самодельным альбомом "Азбука профессий").

Учитель: Придуманные вами профессии и составят название команды. Итак, у нас появились следующие команды "Плотники", "Врачи", "Чертёжники", "Ювелиры".

 

Конкурс. У каждой группы список названий разных профессий, наиболее популярных и востребованных. 
Каждой команде необходимо назвать профессии по: 
А) степени сложности, от самой легкой к самой трудной (объяснить почему) 
Б) степени оплаты (от более высокой к низкооплачиваемой) 
В) выбрать одну наиболее востребованную профессию, является ли она высокооплачиваемой, перспективной, престижной (почему). 
Г) дайте краткую характеристику каждой профессии 
(время выполнения заданий 5 минут) 

Учитель:  Не секрет, что и в наше время развития науки, техники, телевидения, компьютеров далеко не все люди относятся к своей работе с любовью, получая от труда удовлетворение и радость; не каждый испытывает любовь к своей профессии.
Вопрос: Как вы думаете, почему?
 (Отвечают ребята).

Учитель: Главная причина этого кроется в выборе профессиональной деятельности, не отвечающей интересам, склонностям, способностям человека. Следовательно, труд приносит радость и успех тогда, когда он по душе.

Конкурс: Сейчас каждая команда получит карточку с пятью предложениями, которые необходимо закончить. А потом мы посмотрим, что у вас получилось.

"Закончить предложения":

  1. Люди работают ради…
  2. Настоящий труд – это…
  3. При выборе профессии люди часто не учитывают…
  4. В любом профессиональном труде самое важное…
  5. Счастье – это…

Пока дети заканчивают предложения, учитель вывешивает тексты этих предложений на доску с чистым листом для ответов, которые будут записываться за ребятами.

(Записали, зачитали).

Учитель: Вы написали всё правильно, а теперь давайте, сравним ваши высказывания с мыслями на эту же тему философов, экономистов, политиков.

1. Люди работают ради удовлетворения своих потребностей, ради самовыражения собственного "Я".
2. 
Настоящий труд – это самоотдача и творчество.
3. 
При выборе профессии люди часто не учитывают понятия, которые выражаются тремя словами: хочу, могу, надо.

А. Хочу - своё желание.
Б. Могу - свои возможности, способности, знания, состояние здоровья.
В. Надо - потребности рынка труда.

4. В любом профессиональном труде самое важное – знания, и умение их применять на практике.

Конкурс:  Распределите пословицы на следующие группы : 
1.Интерес, стремление к трудовой деятельности. 
2.Эмоциональное отношение к работе. 
3.Трудолюбие. 
4 Нерадивость. 
5.Труд, как жизненная потребность. 

ПОСЛОВИЦЫ 

1.Бегает от работы, как собака от мух. 
2.Без волнения, без заботы не жди радости от работы. 
3.Болтуна видно по слову, а рыбака по улову. 
4.Была бы охота, заладится всякая работа. 
5.Видно Арсенье, ждать до воскресенья. 
6.Глаз труслив ,рука смела. 
7.Один с сошкой, семеро с ложкой. 
8.Разговором сыт не будешь ,если хлеба не добудешь. 
9.Сам молчун, да руки громкие. 
10.Своя упряжка никому не тяжка. 
11.Спящему коту мышь в рот не прибежит. 
12.Спать не молотить ,спина болит. 
13.Тот труда не боится, кто умеет трудиться. 
14.То завтракаю, то обедаю, а погулять когда не ведаю. 
15.Труд не калечит, а лечит. 
16.У лодыря Егорки ,всегда отговорки. 
17.Утреннюю работу не оставляй до вечера. 
18.Хорошая работа и старика молодит. 

Конкурс: Из предложенного списка выберите личностные качества и знания, присущие выбранной вами профессии. 
(смелость, целеустремлённость, решительность ,настойчивость ,быстрая реакция, физическая сила, застенчивость, знание коммерческого дела, честность, инициативность, порядочность ,предприимчивость, умение быстрого счета, умение управлять собой, организованность, образованность, чувство юмора, экономичность, умение вести диалог, добродушие, коммуникабельность).(время выполнения задания 2 минуты) 

Учитель: Ребята, каждая профессия, как и всякое живое явление, имеет свойства стареть, исчезать, получать новое содержание. Сейчас пришло время для нового задания.

Конкурс: Сейчас вы получите карточки с заданием, где необходимо назвать профессии, которые:

А) почти или совершенно исчезли;
Б) появились только в XX веке;
В) появятся в будущем.

Ребята совещаются, дают свои названия и варианты профессий.

Для справки:

А) ушедшие в прошлое профессии: кучер, фонарщик, пряха, прачка, ямщик, белошвейка, стряпчий, трубочист, почтмейстер, городовой, купец и т.д.;

Б) программист, оператор ЭВМ, менеджер, секретарь - референт, оператор станков с числовым программным управлением (ЧПУ), тракторист - машинист широкого профиля, лётчик, крановщик, космонавт, эмбриолог, электромонтёр и т.д.;

В) профессии, связанные с освоением морских глубин, космоса, развитием робототехники, компьютеризацией, химической и ядерной промышленностью, экономикой, телевидением, видеотехникой, экологией, криминалистикой, генной инженерией и т.д.

Конкурс: Сейчас все команды получат карточки с пятью парами профессий.

Ваша задача: Определить, что является общим для этих пар профессий?

МЕДСЕСТРА – ТОКАРЬ
ОФИЦИАНТ – ВОДИТЕЛЬ ТАКСИ
ИНЖЕНЕР-КОНСТРУКТОР – КОМПОЗИТОР
ПРОДАВЕЦ – ТРЕНЕР
ЖИВОТНОВОД – САДОВНИК

Пока ребята готовятся, учитель прикрепляет к доске лист бумаги с незаконченной фразой: "БЫТЬ ПРОФЕССИОНАЛОМ …" и ниже - чистое поле листа, куда будет записывать всё, сказанное детьми.

Учитель: Посмотрите, оказывается, чтобы быть профессионалом в своём деле, необходимо обладать такими качествами: (зачитывает с доски всю фразу, которая получилась после того, как команды выразили свои мнения, сравнив пары профессий из 5-го задания). А сейчас предоставим слово профессионалам своего дела: учителю технического труда I категории, инженеру - механику I категории Неустроеву Сергею Васильевичу и методисту УПК Синарского района Кадыкеевой Нине Давыдовне. (Выступление гостей 3 минуты).

Учитель: Ребята, наше знакомство с миром профессий в рамках классного часа подходит к концу. Настало время последнего задания.

Конкурс: Рефлексия, то есть обратная связь.

Нарисовать картину вашего настроения по итогам классного часа. Нарисуйте мысли, которые вызвала у вас тема "МИР ПРОФЕССИЙ".

Ребята рисуют, комментируют. Учитель вывешивает рисунки на доску.

Учитель: Посмотрите, с каким хорошим настроением мы закончили работу! Спасибо, ребята, за работу! Всего доброго, до свидания!