Общение как фактор формирования личности.

Чернышёва Мария Александровна

Содержание:

 

1) Введение

2) 1 глава. Роль общения в развитии человека.......................... 5

1.1 Общение как психологический феномен................ 5

                1.2 Традиции кружкового общения в русской культ?
                19 века.......................................................................... 11

3) 2 глава. Психолого - педагогические условия общения

                   подростков................................................................ 24

2.1 Состояние общения современной молодёжи........ 24

2.2 Возможности общения в условиях семьи, школы

досуга...................................................................... 24

4) Заключение............................................................................... 29

5)  Библиография............................................................................ 30

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл реферат63.35 КБ

Предварительный просмотр:

Общение как фактор формирования личности.

Содержание:

1) Введение

2) 1 глава. Роль общения в развитии человека        5

1.1 Общение как психологический феномен        5

                1.2 Традиции кружкового общения в русской культ?
               19 века        11

3)        2 глава. Психолого - педагогические условия общения

                   подростков        24

2.1 Состояние общения современной молодёжи        24

2.2 Возможности общения в условиях семьи, школы

досуга        24

4)        Заключение        29

5)  Библиография        30

Введение.

Актуальность исследования состоит в том, что групповое общение детей и подростков сегодня очень популярно. Широкое распространение получает понятие «тусовка», но содержание этого общения в большинстве случаев сегодня не является продуктивным для развития личности. Это обуславливает интерес к традициям русской культуры, где кружковое общение всегда выступало важным условием для развития личности. Поэтому, на сегодняшний день мы видим некое противоречие:  В современном обществе нет недостатка в общении, но оно не всегда является положительным в плане развития  личности. Это противоречие обуславливает  проблему исследования. Объектом исследования данной работы является: Кружковое общение молодёжи, а предметом исследования – специфические особенности общения . Цель данного исследования – раскрыть особенности кружкового общения, как фактора формирования личности в современных условиях. Исходя из данной цели мы ставим себе следующие задачи:

1) Раскрыть понятие и роль общения в развитии человека.

2) Проанализировать традиции кружкового общения в русской культуре.

3) Охарактеризовать состояние общения современной молодёжи.

4) Рассмотреть психолого – педагогические условия коррекции общения подростков и юношей в условиях семьи, школы и досуга. Гипотеза данной работы состоит в том что, если по содержанию, общение носит поверхностный характер, то утрачиваются черты глубоко – личностного диалога, следствием чего является отсутствие интереса к другому человеку.

Теоретической основой исследования явилась работа Злобиной Е.Г. «Общение как фактор развития личности».

Для проведения этой работы были использованы следующие методы

исследования:

- анализ литературы

Так же в работе были проведены такие этапы исследования как:

- сбор материала

- анализ материала

- обобщение материала

- заключение (сделан вывод).

1 глава. «Роль общения в развитии человека».

Общение как психологический феномен.

Одним из основных типов контактов между людьми является общение.

Общение - взаимодействие двух или более людей с целью установления и поддержания межличностных отношений, достижения общего результата совместной деятельности; один из важнейших факторов психического и социального развития ребёнка.

Общение свойственно всем высшим живым существам, но на уровне человека оно приобретает самые совершенные формы, становясь осознанным и опосредованным речью. В общении выделяются следующие аспекты: содержание, цель и средства. Содержание - это информация, которая в межиндивидуальных контактах передаётся от одного живого существа к другому. Содержанием общения могут быть сведения о внутреннем мотивационном или эмоциональном состоянии живого существа. Люди обмениваются друг с другом информацией, представляющей знания о мире, богатый, прижизненно приобретённый опыт, знания, способности, умения и навыки. Человеческое общение многопредметно, оно самое разнообразное по своему внутреннему содержанию.

Цель общения - это то, ради чего у человека возникает данный вид активности. Количество целей общения увеличивается. В них включаются передача и получение объективных знаний о мире, обучение и воспитание, согласование разумных действий людей в их совместной деятельности, установление и прояснение личных и деловых взаимоотношений. Цели общения у человека представляют собой средство удовлетворения многих разнообразных потребностей: социальных, культурных, познавательных, творческих, эстетических, потребностей

интеллектуального роста, нравственного развития и ряда других.

Не менее существенны отличия средств общения. Их можно определить как способы кодирования, передачи, переработки и расшифровки информации, передаваемой в процессе общения одного живого существа другому.

В зависимости от содержания, целей и средств общения можно разделить на несколько видов. По содержанию оно может быть представлено как материальное (обмен предметами и продуктами деятельности), когнитивное (обмен знаниями), кондиционное (обмен

психическими или физиологическими состояниями), мотивационное (обмен побуждениями, целями, интересами, мотивами, потребностями), деятельностное (обмен действиями, операциями, умениями, навыками). При материальном общении субъекты, будучи занятыми индивидуальной деятельностью, обмениваются её продуктами, которые, в свою очередь, служат средством удовлетворения их актуальных потребностей. При кондиционном общении люди оказывают влияние друг на друга, рассчитанное на то, чтобы привести друг друга в определённое физическое или психическое состояние. Например, поднять настроение или, напротив, испортить его; возбудить или успокоить друг друга, а в конечном счете, оказать определённое воздействие на самочувствие друг друга.

Мотивационное общение имеет своим содержанием передачу друг другу определенных побуждений, установок или готовности к действиям в определённом направлении. В качестве примера такого общения можно назвать случаи, когда один человек желает добиться того, чтобы у другого возникло или исчезло некоторое стремление, чтобы у кого-либо сложилась определённая установка к действию, актуализировалась некоторая потребность. Иллюстрацией когнитивного и деятельностного общения может служить общение, связанное с различными видами познавательной или учебной деятельности. Здесь от субъекта к субъекту передается информация, расширяющая кругозор, совершенствующая и развивающая способности.

По целям общение делится на биологическое и социальное в соответствии с обслуживаемыми им потребностями. Биологическое -это общение, необходимое для поддержания, сохранения и развития организма. Оно связано с удовлетворением основных органических потребностей. Социальное общение преследует цели расширения и укрепления межличностных контактов, установления и развития интерперсональных отношений, личностного роста индивида. Существует столько частных

целей общения, сколько можно выделить подвидов биологических и социальных потребностей.

По средствам общения может быть непосредственным и опосредствованным, прямым и косвенным. Непосредственное общение осуществляется с помощью естественных органов, данных живому существу природой: руки, голова, туловище, голосовые связки и т.п. Опосредствованное общение связано с использованием специальных средств и орудий для организации общения и обмена информацией. Это или природные предметы (палка, брошенный камень, след на земле и т.д.), или культурные (знаковые системы, записи символов на различных носителях, печать, радио, телевидение и т.п.).

Прямое общение предполагает личные контакты и непосредственное восприятие друг другом общающихся людей в самом акте общения, например, телесные контакты, беседы людей друг с другом, их общение в тех случаях, когда они видят и непосредственно реагируют на действия друг друга.

Косвенное общение осуществляется через посредников, которыми могут выступать другие люди (скажем, переговоры между конфликтующими сторонами на межгосударственном, межнациональном, групповом, семейном уровнях).

Человек отличается от животных наличием у него особой, жизненно важной потребности в общении, а так же тем, что большую часть своего времени он проводит в общении с другими людьми.

Среди видов общения можно выделить также деловое и личностное, инструментальное и целевое. Деловое общение обычно включено как частный момент в какую-либо совместную продуктивную деятельность людей и служит средством повышения качества этой деятельности. Его содержанием является то, чем занять: люди, а не те проблемы, которые затрагивают их внутренний мир. В отличие от делового личностное общение, напротив, сосредоточено в основном вокруг психологических проблем внутреннего характера, тех интересов и потребностей, которые глубоко и интимно затрагивают личность человека: поиск смысла жизни, определение своего отношения к значимому человеку, к тому, что происходит вокруг, разрешение какого-либо внутреннего конфликта и т.п.

Инструментальным можно назвать общение, которое не является самоцелью, не стимулируется самостоятельной потребностью, не преследует какую-то иную цель, кроме получения удовлетворения oт самого акта общения. Целевое - это общение, которое само по себе служит  Разнообразное по содержанию, целям и средствам общение также выполняет специфическую функцию в развитии индивида. Материальное общение позволяет человеку получать необходимые для нормальной жизни предметы материальной и духовной культуры, которые, выступают в качестве условия индивидуального развития. Когнитивное общение непосредственно выступает как фактор интеллектуального развития, так как общающиеся индивиды обмениваются и взаимно обогащаются знаниями.

Кондиционное общение создаёт состояние готовности к научению, формулирует установки, необходимые для оптимизации других видов общения. Тем самым оно косвенно способствует индивидуальному   интеллектуальному   и   личностному   развитию человека. Мотивационное общение служит источником дополнительной энергии для человека, своеобразной его «подзарядкой».

Деятельностное общение, которое мы определили как межличностный обмен действиями, операциями, умениями и навыками, имеет для индивида прямой развивающий эффект, так как совершенствует и обогащает его собственную деятельность.

Биологическое общение служит самосохранению организма в качестве важнейшего условия, поддержания и развития его жизненных функций. Социальное общение обслуживает общественные потребности людей и является фактором, способствующим развитию форм общественной жизни: групп, коллективов, организаций, наций, государств, человеческого мира в целом.

Непосредственное общение необходимо человеку для того, чтобы обучаться и воспитываться в результате широкого использования на практике данных ему с рождения, самых простых и эффективных средств и способов научения: условно-рефлекторного, викарного и вербального. Опосредствованное общение помогает усвоению средств общения и совершенствованию и самовоспитанию человека, атак же к сознательному управлению самим общением.

Благодаря невербальному общению человек получает возможность психологически развиваться ещё до того, как он усвоил и научился пользоваться речью (около 2-3 лет). Кроме того, само по себе невербальное общение способствует развитию и совершенствованию коммуникативных возможностей человека, вследствие чего он становится более способным к межличностным контактам и открывает для себя более широкие возможности для развития. Что же касается вербального общения и его роли в психическом развитии индивида, то её трудно переоценить. Оно связано с усвоением речи, а она, как известно, лежит в основе всего развития человека как интеллектуального, так  и собственно личностного.  

Традиции кружкового общения в русской культуре 19 века.

Изучение кружков и салонов велось до сих пор совершенно анархически. Вся область их представляет ещё пока почти необозримую целину, на которой то там, то здесь проведена небольшая борозда. Лишь по отношению к 2-3 кружкам исследователи пытались поставить вопрос о «влиянии» их на писателя, не задаваясь более серьёзной целью проследить роль и значение данного кружка в литературе и обществе вообще. Самостоятельного интереса к этой области не было, да и не могло быть ни в науке, ставящей своею целью изучение литературных портретов и биографий, ни в науке, построенной исключительно на произведениях писателей.

А между тем вопрос о кружках и салонах стоит на очереди и именно в этой плоскости. Достаточно сказать, что за первую половину 19 века было основано огромное количество кружков и салонов, чтоб понять, насколько распространён был этот вил объединений в русском обществе, и как высоко ценился он в глазах современников.

В условиях русской культуры начала 19в. литература играла доминирующую роль. Если в 18в. поэзия как-то тянулась за живописью, и Державин и Дмитриев, разные люди в литературе увлекались передачей в поэзии картин и красок, то живопись 19в. уже тянется за литературой. Отчасти эта литературность культуры сохранилась ещё и по сей день; по крайней мере, ни одно из искусств не вызывает у нас таких горячих методологических споров, как именно литература. В начале 19в. русское общество было уже сильно насыщено литературой. Поэтому если и не все тогдашние кружки и салоны носили явно литературный характер, то все они представляют для литературоведа тот интерес, что они культивируют литературу что беседы в них часто вращаются вокруг неё и что, таким образом далее те из них, которые не заняты в литературном производстве важны для нас как своего рода биржи литературного потребления Пропитанность интересов людей того времени литературой можно иллюстрировать на одном, и очень ярком примере.

«Зимние сезоны 1814 и 1815гг. в Москве были даже шумнее и веселее сезонов 1810-1811гг. Бал следовал за балом без передышки, в промежутках - возможные завтраки, катанья, детские утра и пр. Волкова в письме к Ланской от 4 января 1815г. перечисляет свои выезды за текущую неделю: в субботу танцевали до 5 часов утра у Оболенских, в понедельник до 3 часов у Голицыных, в четверг предстоит костюмированный бал у Рябининой, в субботу вечер ) Оболенских, в воскресенье званы к гр. Толстому на завтрак, после которого будут танцы, а вечером, в тот же день, придётся плясать у Ф Голицына. И так всю зиму без перерыва, и все эти балы «так оживлены, что приходится вертеться до изнеможения».

История бала совсем ещё темна. Вероятно, балы в русской великосветском кругу восходят к традициям петровских ассамблей введённых в плане петровской культпросвет работы. Позднее произошла дифференциация  на рауты (без танцев) и на балы. В самом

начале 19в. балы были уже довольно культурным институтом, в частности связанным и с литературой. Записки Жихарева сохранили любопытное литературное состязание, происходившее во время ужина после одного бала в 1805г.

«... Ужин был человек на сто, очень хороший... за одними из маленьких столиков, неподалёку от меня, сидели две дамы и трое мужчин, в числе которых был Павел Иванович Кутузов, и довольно горячо рассуждали о литературе, цитируя поочерёдно любимые стихи свои. Анна Дорофеевна Урбановская, очень умная, бойкая девица... прочитала стихотворение Колычева «Мотылёк» и сказала что оно ей нравится по своей наивности и что Павел Иванович такого не напишет. Поэт вспыхнул. «Да знаете ли, сударыня, что я на всякие заданные рифмы лучше этих стихов напишу?» - «Нет, не напишите» «Не угодно ли попробовать?» Урбановская осмотрелась кругом подумала и, услышав, что кто-то из гостей с жаром толковал о персидской войне и наших пленных, сказала: «Извольте; вот вам четыре рифмы: плен, оковы, безмен, подковы; даю вам сроку до конца ужина». Павел Иванович с раскрасневшимся лицом и с горящими глазами вытащил бумажник, вынул карандаш и погрузила в думу. Прочие продолжали разговаривать. Через несколько мину поэт с торжеством выскочил из-за стола. «Слушайте, сударыня, а вы господа, будьте нашими судьями», и он громко начал читать  свои bouts-rime's:

Не бывши на войне, я знаю, что есть плен,  

Не быв в полиции, известны мне оковы,

 Чтоб свесить прелести, не нужен мне безмен.

Падёшь к твоим стопам, хоть были б и подковы.

«Браво, браво!» вскричали судьи и приговорили Урбановскую просить извинения у Павла Ивановича, который так великодушно отомстил своей противнице.

Алексей Михайлович Пушкин сказал, что если кузен его Василий Львович Пушкин, считающий себя первым докою на bouts rime's и экспромты, узнает об этих стихах, то с ним сделаютя спазмы, если что-нибудь не хуже, тем более что Павел Иванович другой секты в литературе».

Стихи на заданные рифмы, шарады, экспромты, эпиграммы -значительная часть литературного богатства карамзинизма -непосредственно упираются в подобную бытовую обстановку на балу, в гостиной, на дружеской пирушке. Русская культура начала

 19 в. была литературна насквозь, и в этих условиях характерно, что  

даже светский бал на ряду с литературно-потребляющей функцией (чтение любимых стихов, как вид беседы), создавал также условия для литературного производства.

Другим показателем пропитанности тогдашнего общества литературной культурой являются альбомы светских красавиц. На этих пожелтевших листках выцветшими чернилами набросано не мало галантных стихов и комплиментов, показывающих высокое поэтическое мастерство тогдашних кавалеров. Известно, с какою элегантностью расписывался в альбомах отец Пушкина, Сергей Львович. Иной раз альбом является примером соревнования остроумия, своеобразные стиховые турниры. В альбоме Буниной, например, под стихами некоего Бориса Бланка «Мне ль сметь писать стихи...» и т.д. кто-то другой подмахнул:

Кто ж под руку тебя толкал?               Не смеешь - лучше б не писал.

Подобные стиховые турниры встречаются довольно часто. Недаром Пушкин назвал светские альбомы в Евгении Онегине «мученьем модных рифмачей».

Боратынский тоже подчёркивает состязательный характер альбомных записей:

По замечанью моему

Альбом походит на кладбище?        

И не подобно ли ему

 Он всем открытое жилище;

Не также ль множеством имён Самолюбиво испещрён?

Культурное общество начала 19в. было пропитано литературой насквозь. Поэтому нам нет нужды строго дифференцировать кружки и салоны того времени на литературные и не литературные. По условиям того времени и той литературы каждый кружок и салон - от разгульного

кружка молодых шалопаев до чопорного салона - мог явиться очагом, где выращивалась и распространялась литература.

Большая социальная значимость литературных кружков и салонов первой половины 19в. может быть подкреплена ещё двумя примерами: отношением к ним революционного подполья и николаевской жандармерии. Уже в 10-х годах распространяются в офицерстве тайные политические объединения, выдвинувшие будущих декабристов. Это революционное подполье, конечно, было чуждо чисто литературным задачам. Правда, многие писатели, так или иначе, соприкасались с ними: Кюхельбекер и Рылеев были активными декабристами, Пушкин, Грибоедов, Катенин и многие др. соприкасались   с   этим   движением   слабее.   Но   это   касательство писателей к общественному движению нельзя рассматривать как идеологическую связь между литературными и общественными задачами современности, как это было ранее. В декабристском движении писатель выступал скорее как гражданин, и в его литературной работе его связь с декабристами выражалась лишь иногда и лишь в новом, гражданском материале, обрабатываемом в той же литературной системе, как и другой, чисто литературный материал. Таким образом, связь писателей с революционерами была более или менее личной связью и не распространялась ни на общественные задачи декабристов, ни на литературные задачи писателей того времени.

И всё же мы видим, что декабристское революционное подполье старается вовлечь в свою орбиту и чисто литературные кружки и салоны. Как это установлено В.И. Семевским, отдельные члены революционных кружков проникают в совершенно аполитические литературные объединения и, не выдавая своих целей, пытаются направить деятельность кружка в интересах революционного подполья. Уже не раз высказывались предположения, представляющиеся, впрочем, мало вероятными, что «Арзамас» распался именно вследствие стремления М.Ф. Орлова, Н.М. Муравьёва и Н.И. Тургенева, членов подпольных политических организаций, перевести его на политические рельсы.

О кружке Ф.П. Шаховского приведем следующее сообщение Б.Л. Модзалевского: «М.А. Фон-Визин, в числе обществ, учреждённых членами. Союза благоденствия, упоминает об одном литературном обществе в Москве. Об этом литературном обществе Зубков показал (на следствии), что в 1817 или 1818 году кн. Ф.П. Шаховской предлагал ему вступить в тайное литературное общество, название которого ему неизвестно, но у которого был писанный устав. «Цель его, - заявил он, - кажется, заключалась единственно в распространении общеполезных познаний между членами и в денежных пособиях бедным членам, а средство состояло в переводах на русский язык лучших

иностранных книг и некоторых денежных пожертвований». В черновике ответа Зубкова было прибавлено, что члены обязаны были вносить 1/10 часть доходов и платить штрафы всякий раз, когда не приносили какого-нибудь сочинения или перевода. Главное упражнение членов состояло в переводе хороших исторических книг и в сочинениях, в стихах и в прозе».

В 1818 году основывается «Зелёная Лампа», также тесно связанная с декабристами. Этот кружок объединял передовую дворянскую молодёжь. Его цель - пропаганда декабристских идей посредством литературы  и  искусства,   его  руководителями   были будущие декабристы - СП. Трубецкой, Ф.Н. Глинка, Л.Н. Толстой,

Стоит задуматься над тем, почему декабристы так настойчиво добивались и проводили своё влияние в литературных кружках и салонах. Не литература привлекла их в этом случае, а большая социальная значимость литературных кружков и салонов. Функции литературных организаций, как распространителей декабристских настроений, ещё мало изучены, но несомненно, что глубокое сочувствие декабризму, которое мы находим в русском обществе того времени, и тот ореол славы, который на протяжении многих десятилетий окружал его, в некоторой своей части обязаны работе литературных кружков и салонов, втянутых в орбиту революционного подполья.

В ранних мемуарах под обществом разумеют также и кружок, т.е. небольшое, обычно приятельское объединение, собирающееся где-нибудь на дому, не зарегистрированное в соответствующих инстанциях, но обычно имеющее, - особенно в пределах первой четверти прошлого века, - свой устав и ведущее протоколы своим заседаниям.

Организуемые для разрешения определённых очерёдных задач, изменяющиеся сообразно со своей функцией в ту или иную эпоху, кружки обычно уже очень скоро вступают в стадию своего умирания. «Дружеское Литературное Общество», как назывался Тургеневский кружок, существовало лишь несколько месяцев; Арзамас, основанный осенью 1815 года, дотянул лишь до осени 1817 года, хотя его отдельные заседания продолжались до конца 1818 года. Любомудры также существовали только около 3 лет. Создается представление, что кружок является как бы кратковременной организацией того литературного молодняка, который, не удовлетворяясь официальной общепринятой литературой взрослых, пытается разрешить литературные вопросы по-своему. Конечно, понятие «взрослых» и «молодых» не следует понимать дословно, хотя литературных революционеров в первой половине 19в., за немногими исключениями, поставляла молодёжь.

Над этой недолговечностью кружков надо задуматься. Если кружок так недолговечен, - спросили мы себя, - если он легко и свободно возникает, чтоб так же быстро исчезнуть, то не следует ли историку литературы обратить особое внимание не на кружки, а на литературные общества, возникающие не так легко и значительно более долговечные?

Салоны более живучи, чем кружки. Сплошь и рядом мы сталкиваемся с салонами, охватывающими несколько десятилетий. Салон Ф.П. Толстогог, известный в 30 – х годах и продолжавшийся, по - видимому, и позже, был основан в 1809 году. Салон Одоевского, основанный в 20-х годах, просуществовал до конца 60-х. Салон Карамзиной охватывает период около 25 лет. Конечно, в течение такого сравнительно большого количества времени литература значительно изменяется, перестраивается, прежние интересы её отходят в область преданий, и возникают новые интересы, обычно холодно встречаемые представителями старой литературы. Поэтому в жизни салона можно всегда выделить период, в котором он наиболее деятелен, и другие периоды, когда он ограничивается одним лишь ставшим уже привычкою наблюдением за интересующей его областью.

Салон более, чем кружок, связан с бытовой обстановкой эпохи потому что в нём нет твёрдо фиксированного состава посетителей и нет обязательности его посещения. Тут формы значительно более свободны, чем в кружке. В практике обществ часто наблюдаете? требование обязательного посещения заседаний. Индифферентизм к работе общества или кружка, непосещение его заседаний без уважительных причин обычно влечёт за собою исключение из числа членов. Если эти требования в начале 19в. были значительно менее резки, всё же они были. В салоне же собираются люди из круга, раз навсегда введённого в дом хозяина; но состав салона в каждый вечер определяется личным желанием, личным интересом, волею, но не обязательством. Обязательности посещений салона принципиально не существует.

Другой характерной чертой салона является наличие хозяев. Это сказывается на характере салона в том отношении, что контингент посетителей далеко не всегда объединён общностью интересов подобно членам кружка. Тут появляются на сцене и семейные связи, и положение в свете, и всякого рода случайные знакомства. Таким образом, в наиболее ярких литературных салонах появляются люди чуждые вопросам и интересам салона. Зато иногда литературные интересы так тесно сковывают небольшое ядро салона, что oн несколько приближается по своему типу к литературному кружку.

Литературные функции кружков и салонов также различны : Кружок больше связан с писателем, салон - с читателем. Участие салоне лиц, несвязанных с литературой непосредственно, облегчает ему работу по распространению идей и вкусов, по внедрению их общество.     Если     кружок    поможет    нам     осветить     вопросы литературного   производства,    то    салон    осветит    нам    вопросы литературного потребления.

Салоны работают двояко: в заранее твёрдо фиксированные дни недели или просто по вечерам. К первому типу относится салон В.Ф.

Одоевского (субботы), ко второму - салон Е.А. Карамзиной. С эти первым типом салонов уже во второй половине 20-х годов начинай: конкурировать «вечера», часто просто обозначаемые днями недели, которые происходили собрания: таковы среды и воскресенья Плетнева, среды Кукольника, четверги Греча, пятницы Никитенки Жуковского и Воейкова, субботы Аксакова и множество других. Эти вечера первоначально отличались от салонов своим боле демократическим составом посетителей. Тут встречались не писатели с аристократией, как у Одоевского, и не писатели аристократы, как Карамзиной, а просто писатели с писателями и художниками. Это более замкнутый круг профессионалов предопределил и дальнейшую историю этих вечеров. Из них развились позже редакционные собрания журналов, домашние, а позже публичные чтения, ещё позже, писательские профсоюзные организации (Литературный фон, и другие).

Таким образом, кружки, салоны и вечера, как регулярные формы писательских объединений, близко соприкасаются друг с другом и в некоторые эпохи, например, в эпоху упадка их в конце 40-х годов 19в., между ними уже трудно провести границу.

Особое значение кружки и салоны приобретают для встречающихся там писателей, художников, учёных и музыкантов. Тут происходит, по-видимому, обмен между представителями разные искусств и наук. Значение этого обмена учесть трудно, но нет сомнения, что он прольёт свет на такие сложные явления, как параллельные и адекватные изменения в ряде искусств и наук Романтизм, например, мы встречаем не только в поэзии, но и в философии, и в музыке, и в живописи и т.д. Литературный реализм находит себе поддержку в философском позитивизме, в реалистической живописи и пр. Уяснить себе связь между этими явлениями, если отказаться от априорных построений, можно только путем внимательного изучения той области, где представители разных искусств непосредственно сталкиваются между собою. А это мы и  находим в кружках и салонах. Отметим также, что некоторые виды культурных ценностей, как, например, опера, требуют участия представителей разных искусств, и если мы знаем, что декорации оперы Глинки «Жизнь за царя» писал Брюллов и что в тексте оперы есть и Кукольниковские стихи, то естественно возникает вопрос, в какой связи находится это сотрудничество с триумвиратом, возглавлявшим среды Кукольника. Ведь для современной публики опера - не только музыкальное произведение, но и сложное сценическое единство разных, но коллективным трудом объединённых искусств.

Но даже в пределах одного искусства нельзя не видеть коллективной творческой работы кружков. Именно здесь, особенно в ранние периоды их истории, можно часто встретить исправления художественных произведений одного поэта другими, именно здесь выслушивается первая критика произведения, и обсуждаются творческие замыслы индивидуума, и здесь же создаётся комплот для литературной борьбы с другими партиями для разрешения литературных задач времени.

В создании литературного произведения, в создании лица писателя и в литературной эволюции кружки и салоны принимают живейшее участие. Но именно потому, что все эти моменты являются центральными вопросами литературоведения, нельзя переоценивать литературную значимость кружков и салонов. Их литературная функция может быть выполнена и другими факторами. Исправить стихи начинающего поэта могут не только его товарищи по кружку, но и его учитель. Невозможность вследствие цензуры напечатать ряд произведений может сильно отразиться на писательском лице, независимо от кружка или салона. Наконец, и литературная эволюции не всегда связана с жизнью кружков и салонов: во второй половине 19в., в эпоху индивидуальной литературы, она оформлялась другими силами, например, журналами.

Ведь были же, наконец, и такие кружки и салоны, которые ничего не сделали для литературной эволюции. Таковы были: например, среды Кукольника, родоначальники писательской богемы Настроенные оппозиционно к приличиям светских литературные салонов, они не создали ничего, что оставило бы сколько-нибудь заметный след в литературе. Анализируя их значение, А.Н Струговщиков очень хорошо вскрывает играющие тут эволюционные силы.

«Несмотря на бутады Платона Кукольника, я не переставал бывать и на других вечерах, где на кукольниковская сборище смотрели со справедливым предубеждениям. Порицатели были правы; правы не в нападках на возлияния Бахусу, от которых были не порчь и друзья Виельгорского, Одоевского и Сологуба, чему я бывал свидетелем - правы были порицатели в том, что вся кукольниковская компания не внесла в нашу литературу ни одной новой мысли, не выработала ни одного здорового общественного принципа, как не сделали этого и гостиные наших меценатов, с их Жуковскими v Вяземскими. Но литературное влияние последних в периоды 1820-х и 1830-х годов обусловлено было другой средой. Погром 14 декабре отнял надолго охоту у передовых людей общества вмешиваться во внутреннюю политику нашей жизни, да и самые пути к тому были  

загорожены. Вот почему неоспоримые заслуги Жуковских и Вяземских были собственно тут не при чём. И как честь русской музыки принадлежит Глинке, так и честь нового, смелого слова принадлежит людям другого закала. Поэтому-то и хорошие стороны кукольниковского кружка не искупили отсутствия того, чего требовало и время и подготовленная почва; а что она была подготовлена, это доказала наша литература сороковых годов 19в., с её последствиями в жизни».

Своеобразная литературно-бытовая полемика между торговым направлением и литературной аристократией, отразившаяся и в жизни кружков и салонов, прошла попусту: победителем вышла третья сила, выросшая в атмосфере общественно-литературных кружков Станкевича, Герцена и других.

Литературный быт изменяется постоянно. Эти изменения захватывают не только типы и виды отдельных явлений, но касаются и больших областей, передающих друг другу свою литературно-бытовую функцию. Функцией кружков и салонов в русской литературе являлась, с одной стороны, связь между читателем и писателем, а с другой - связь между членами одной литературной партии. Распад кружков и салонов не означает, что литература перестала нуждаться в этой функции: наоборот, может быть, именно усложнением и расширением этой функции следует объяснить упадок литературных кружков и салонов во второй половине 19в. С развитием книжной индустрии, с развитием журналистики стало возможным писательское объединение, не связанное местом и временем, стала возможной пропаганда среди читателей, не имеющих возможности посещать тот или иной литературный салон.

На место кружка и салона становится журнал. Во второй половине 19в. встреча писателей между собою и с читателем происходит именно там. В непосредственном общении необходимости нет. Но для того, чтобы журнал мог взять на себя  

функцию кружков и салонов, потребовались десятилетия упорной борьбы за формирование читательских кадров, за развитие русской общественности. Это, действительно, был процесс расширения русской культуры.

Другой причиной распада кружков и салонов явилось развитие литературного профессионализма в России. Понятие профессионализма чрезвычайно изменчиво. Последние историко-литературные работы находят писателей-профессионалов ещё в 18в., именно в среде писателей-переводчиков. Однако, при ближайшем рассмотрении оказывается, что литературный профессионализм 18в.  непохож на те его формы,   которые сложились к 50-ым годам 19в. и  которые в известном смысле существуют ещё и сейчас. Генеалогия этого вида литературного профессионализма восходит к периодической печати не ранее 20-х гг., к газетам и журналам так называемого «торгового направления». Именно тут складываются определённые отношения между редактором журнала и его сотрудниками, именно тут в основу этих отношений кладётся экономика самого издания, как торгового предприятия.

Борьба «аристократов» с представителями «торгового направления» окончилась победой последних. Это была борьба за профессионализацию литературы. Оплата литературного труда в журналах, разделение труда в редакциях связано с этой борьбой и победой. К 50-ым годам процесс литературной профессионализации сложился окончательно. Тут возникла даже необходимость защиты профессиональных интересов писателя. Отсюда рождается «Литературный фонд» и др. объединения, имеющие мало общего с литературными кружками и салонами 18 и первой половины 19века.

***

Общение даёт человеку формирование его личностных основ (ценностей, эмоций). Общение может быть поверхностное и глубокое, деловое (его содержание, то, чем заняты люди, а не те проблемы, которые затрагивают их внутренний мир) и обыденное, экзистенциальное (глубокое).

По мере взросления у ребёнка всё больше появляется потребность общения со сверстниками. Оно играет большую роль в развитии самосознания, в выявлении своих возможностей, в формировании самооценки. Особенно ярко эта потребность выражена в подростковом и юношеском возрасте, когда расширяется область духовного и интеллектуального общения школьников.

Общение имеет огромное значение в формировании человеческой психики, её развитии и становлении разумного, культурного поведения. Через общение человек приобретает все свои высшие познавательные способности и качества.

Всем известно, что люди объединяются по интересам. Для более глубокого общения они находят людей с такими же интересами. Этим и объясняется столь популярное в 19в. кружковое общение.

Общение традиционно для русской культуры. В её условиях литература играла доминирующую роль. Кружки и салоны 19в. собирали дворянскую молодёжь.

На протяжении всего 19, в начале 20 века общение среди подростков в среде лицеев и гимназий достаточно часто сосредотачивалось     вокруг    литературных     альманахов,     чтении литературы. Общение среди юношества развёртывалось частично там же, и, т.е. после 17 лет это было участие в кружках и салонах, на всём протяжении русской культуры. Они создавались при издательствах, домах, журналах.

Воспитательная ценность этого общения складывалась из:

  • формирования идеалов и системы ценностей;
  • воспитания литературного вкуса;
  • интереса к литературно-творческой деятельности;
  • развития литературного языка;
  • культуры   общения,   умения   выслушать,   спорить,   не   унижая
    другого.

Литература делала возможным экзистенциальное общение, затрагивающее смысл глубины своих идей, которое, отсутствует сегодня.

2 глава. «Психолого - педагогические условия общения подростков.

Состояние общения современной молодёжи. Возможности общения в условиях семьи, школы, досуга.

К концу младшего школьного возраста дети в своём общении с окружающими людьми обычно выходят за пределы круга семьи. Если в дошкольном детстве и в младшем школьном возрасте ребёнок ещё практически полностью находится в окружении семьи и двора, то с наступлением подросткового возраста ситуация радикально изменяется. Теперь ребёнок большую часть своего времени проводит вне семьи, в школе, на улице, в общении со сверстниками и другими взрослыми людьми за пределами места своего жительства. Да и физически находясь дома, он уже фактически (психологически) большей частью уже вне его, размышляя и думая о школьных и других внесемейных делах.

Психологический        выход     за     пределы     семьи     обычно

сопровождается усилением воспитательной роли общения со сверстниками и взрослыми, роли самовоспитания, средств массовой информации и культуры в воспитании. Происходит смена социальной ситуации развития и внутренней позиции школьника, в результате чего получают ускорение процессы формирования его личности. Всё это естественно и обычно имеет место тогда, когда общение ребёнка с окружающими людьми не ограничивается родителями, когда он не       замкнут в кругу семьи и имеет возможность для самостоятельного выхода в свет.

Промежуточной инстанцией на пути отдаления от семьи становится для ребёнка школа.

Отличительная особенность подросткового и раннего юношеского возраста - это их тяга к общению со сверстниками и, как следствие этого, некоторая социально-психологическая изолированность от взрослых, сопровождающаяся образованием небольших, замкнутых групп друзей, живущих автономной, обособленной жизнью.

Замкнутые возрастные группировки, психологически изолированные от взрослых, подростки и юноши образуют потому, что их очень волнуют вопросы, которые ни с кем, кроме сверстников, они не могут обсудить открыто. У детей этого возраста имеется, кроме того, много специфических интересов, удовлетворить которые они в состоянии в основном только в непосредственном общении друг с другом, так как для взрослых их дела могут оказаться неинтересными и не заслуживающими внимания. Среди этих вопросов и интересов немало таких, которые имеют большое значение для личностного развития детей данного возраста. Через общение, организуемое со сверстниками, подростки и юноши усваивают жизненные цели и ценности, нравственные идеалы, нормы и формы поведения. Пробуя себя в контактах друг с другом, в совместных делах, в различных ролях, они усваивают ролевые формы поведения, формируют и развивают у себя деловые качества, обучаются руководить и подчинятся, быть организаторами дела и исполнителями. Общение в этом возрасте является важнейшей школой самовоспитания, которому подростки и юноши уделяют большое внимание.

Для того чтобы имеющиеся в общении возможности были максимально реализованы детьми, необходимо, чтобы они как можно больше взаимодействовали не только между собой, но и со взрослыми в самых разных делах и ситуациях.

Всё большее влияние на развитие личности с подросткового возраста начинают оказывать средства массовой информации и культуры, пропагандируемые ими цели и ценности жизни, образцы поведения. Воздействием средств информации на подростков и юношей управлять труднее, чем воздействием школы и семьи. Тем не менее и здесь имеются определённые возможности для целенаправленного регулирования воспитательных воздействий. Они связаны с оказанием помощи в выборе сообщений средств массовой информации,      содержания      радио-      и      телепередач,      в      их           комментировании.

Интересоваться газетами и журналами, предназначенными для взрослых, дети обычно начинают с подросткового возраста. Если данным процессом не управлять, то с учётом эпизодичности, случайности и нерегулярности интересов детей к чтению газет и журналов для взрослых их воспитательное воздействие становится непредсказуемым. В результате у детей не формируется избирательность чтения, без которой трудно ориентироваться в огромном потоке информации, поступающей из множества издаваемых в настоящее время газет и журналов.

Когда мы говорим о необходимости управления массовой информацией, поступающей к детям среднего и старшего школьного возраста, речь не идёт об искусственном ограничении обращения ребёнка к современным источникам массовой информации и культуры. Скорее имеется в виду необходимость формирования у детей определённого вкуса, социальной позиции и культуры, включая эстетическую. Окружающие ребёнка взрослые, родители, другие члены семьи в этом отношении могут оказать ему неоценимую помощь. Каждый из них ежедневно что-то читает, слышит и видит, имеет возможность порекомендовать что-то прочесть или посмотреть подростку или юноше, прокомментировать полученные ими сведения.

Молодёжная мода, массовая культура также оказывают большое воспитательное воздействие на детей, причём иногда в силу распространённости подобных явлений среди юношей и подростков создаётся впечатление, что влияние моды и массовой культуры достаточно серьёзно, устойчиво и глубоко. На самом деле это не так. Многие увлечения подобного рода временны и поверхностны, с возрастом проходят. Тревогу должны вызывать не сами эти увлечения, а их долговременные последствия, связанные, например, с длительным отвлечением внимания подростков и юношей от других, более серьёзных источников личностного развития. Временность и проходимость увлечений модой и массовой культурой не означает, что они вообще не оказывают никакого влияния на личность подростка или юноши. Такое влияние, несомненно, есть, но оно опосредствованно общением со сверстниками, которые имеют такие же увлечения и становятся на определённое время объектами личностного и поведенческого подражания для общающихся с ними детей. Известно, например, что следование одной и той же моде, проявление интереса к одним и тем же явлениям массовой культуры являются для окружающих людей сигналом того, что их носители и пропагандисты выступают как люди  определённых взглядов. Это ориентирует подростков и юношей в выборе круга друзей, приятелей для общения. Одинаковые вкусы для подростков и юношей нередко выступают признаком того, что их сверстников волнуют те же личные проблемы, что и их самих. Это обеспечивает межличностный выбор и избирательность в общении, а оно в  свою очередь, будучи замкнутым на определённом круге людей, направляет воспитание.  

Заключение.

В современном обществе имеется много проблем в сфере общения молодёжи. По содержанию, общение носит преимущественно поверхностный характер, нередко прогматический, утрачиваются черты глубоко-личностного диалога, следствием чего является отсутствие интереса к другому человеку. Фраза «Это твои проблемы» - выражает не заинтересованность человека.

Ослабление внешкольной и внеклассной работы. Разрушение или комерциализация детских организаций, лишили современных подростков содержательного и творческого досуга в общении.

Разрастание техносферы общества, повысило роль пассивного взаимодействия с телевизором и компьютером, сделало популярным интернет, что ослабило личностно-эмоциональный импатильный характер общения.

На сегодняшний день значительно снизилось интимно-доверительное общение в семье, либо в связи с занятостью родителей, либо в связи с депрессивным состоянием родителей.

Всё это стимулировало бессодержательность «тусовок», где в силу конформизма подростков и юношей быстро приобрели популярность наркотики, обращение к которым сегодня начинается с 10-11 лет.

Какие педагогические возможности коррекции данной ситуации мы видим:

  1. Максимальная   популяризация   семейного   содержательного
    досуга, вплоть до создания механизма моды на семейный
    досуг.
  2. Расширение     внеклассной     и     внешкольной     работы     с
    привлечением студентов и родителей к этой деятельности.

      3) Обучение на уроках культуре общения, через творческие

           совместные дела и обсуждения.

4) Создание творческого диалога  педагогов  и  психологов  с
    создателями   и   редакторами   телевизионных   молодёжных
    передач  и  молодёжных  изданий.   Диалога  о   содержании
    культуры общения.

5) В педагогических колледжах и вузах проводить тренинги
   общения будущих
 учителей и воспитателей.

Библиография:

1) Агеев В. С. Межгрупповое взаимодействие: социально – психологические  

проблемы М., 1990г.

2) Аросон М. И. Литературные кружки и салоны. Л., 1929г.

3) Бодалев А. А. Личность и общение. Избр. Труды. М., 1983г.

4) Гершензон М. Грибоедовская  Москва. М., 1914г.

5) Коломинский Я. Л. Психология общения. М., 1974г.

6) Злобина Е. Г. Общение как фактор развития личности. К. 1981г.

7) Леонтьев А. А. Психология общения. Тарту, 1974г.

8) Мудрик А. В. Общение как фактор воспитания школьников. М., 1984г.

9) Немов Р.С. Психология. Тарту, 1974г.

10) Новикова Л. И. Педагогика коллектива. М., 1978г.

11) Российская педагогическая энциклопедия. 2т. М., 1999г.

12) Семейное воспитание краткий словарь. М., 1992г.