Культовая практика, обряды и праздники в исламе

Полина Викторовна Хлебникова

В работе представлены теоретические аспекты по вопросу культовой практики, обрядов и праздников в исламе

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kultovaya_praktika_obryady_i_prazdniki_v_islame.doc88.5 КБ

Предварительный просмотр:

Культовая практика, обряды и праздники в исламе

Содержание

Введение…………………………………………………………3

1. Культовая практика…………………………………………….3

Шахада…………………………………………………………..3

Молитва…………………………………………………………3

Милостыня………………………………………………………4

Пост………………………………………………………………4

Паломничество………………………………………………….5

3. Исламские обряды………………………………………………7

2. Праздники в исламе……………………………………………..8

Памятные дни……………………………………………………11

Список литературы…………………………………………………12

Культовая практика, обряды и праздники в исламе

Третьей (самой поздней по времени возникновения) мировой религией является ислам, или мусульманство. Это одна из самых распространенных религий: приверженцев ее насчитывается более миллиарда, преимущественно в Северной Африке, Юго-Западной, Южной и Юго-Восточной Азии. Арабо-язычные народы почти поголовно исповедуют ислам, тюрко-язычные и ирано-язычные — в подавляющем большинстве. Много мусульман также среди северо-индийских народов. Население Индонезии почти целиком придерживается ислама (3).

Ислам зародился в Аравии в VII веке н. э. Происхождение его яснее, чем происхождение христианства и буддизма, ибо оно почти с самого начала освещается письменными источниками. Но и здесь много легендарного. По мусульманской традиции, основателем ислама был пророк божий Мухаммед, араб, живший в Мекке; он получил от бога ряд "откровений", записанных в священной книге Коране, и передал их людям. Коран — основная священная книга мусульман, как Пятикнижие Моисеево для евреев, Евангелие для христиан.

1. Культовая практика

На раннем этапе существования мусульманской общины сложились представления о пяти «столпах» (аркан ад-дин) мусульманского вероучения, из которых четыре содержат обрядовые и моральные предписания (3), которые в свою очередь представляют из себя пять основных положений всей религии и являются обязательными для исполнения всяким правоверным мусульманином.

Шахада

 - признание единобожия и пророческой миссии Мухаммеда.

Ашхаду инна ля илляха Иль-ла Аллах, уа  Мухаммадан расулу-ллахи (Свидетельствую что нет Бога кроме Аллаха, и свидетельствую что Мухаммед посланник его). Шахада провозглашается, когда человек становится мусульманином. Она звучит пять раз в день для призыва на молитву, при рождении ребёнка, при утреннем пробуждении, при отправлении ко сну, и, по возможности, она должна быть последними словами умирающего.

Молитва (салят, намаз)

Каждый мусульманин должен молиться пять раз в день:

Перед восходом солнца.

После того, как солнце минует зенит.

После полудня перед закатом.

После заката солнца.

После наступления полной темноты до полуночи.

Время для молитв никогда не должно совпадать с восходом солнца, полуднем и закатом для того, чтобы избежать всяческих ассоциаций, связанных с языческим культом солнца.

К молитве следует подготовиться, соблюдая ряд условий:

Ритуальная чистота - необходимо ритуальное омовение.

Чистое место - необходимо выбрать чистое место для совершения молитвы.

Кибла - необходимо стоять лицом по направлению к Каабе.

Намерение - должно быть твердое желание молитву.

Изар - концы одежды не должны свисать ниже щиколоток.

Одежда - человек должен быть одет в чистую  одежду.

Сам ритуал молитвы состоит из нескольких циклов из слов и движений - ракатов. Некоторые слова намаза заранее предписаны, другие мусульманин волен по своему желанию выбирать из Корана. Число обязательных ракатов колеблется от двух до четырёх. По желанию мусульманин может совершать дополнительные ракаты.

В пятницу мусульмане должны собраться в мечети для совместной полуденной молитвы - салят аль-джамаа (салят ад-джума). Если человек отсутствует на пятничной молитве более трёх недель подряд, он считается покинувшим лоно ислама.

Милостыня (закят, саадака)

Коран содержит требование оказания материальной помощи тем, кто в ней нуждается (1). Мусульмане считают, что все во Вселенной, включая и то, что люди обыкновенно полагают своей собственностью, принадлежит Аллаху и дана нам в долг. Поэтому все пожертвованное во имя Бога возвращается к своему истинному Владельцу. Только Аллах может определить, кому родиться богатым, а кому - бедным, поэтому все мусульмане имеют обязанности по отношению друг к другу. Помощь бедным - обязанность богатого.

Существуют две формы милостыни:

- закят - обязательная милостыня, исчисляемая примерно 2,5% годового дохода;

- саадака - добровольное подаяние нищим, дарение на богоугодные нужды.

 Право на получение закята имеют  строго определённые в Коране категории людей:

1. Нищие — те, кто не имеет даже половины необходимого им для жизни;

2. нуждающиеся — те, кто имеет более половины необходимого для жизни, но все равно недостаточно;

3. сборщики закята, назначенные для сбора, хранения, учета и распределения закята, но не получающие жалованье за работу;

4. те, чьи сердца хотят завоевать, — это люди, веру которых хотят укрепить или же те, кого хотят обратить в ислам;

5. на выкуп рабов и пленников;

6. должники а) которые взяли в долг для достижения целей, разрешенных шариатом, в том числе на личные расходы (одежда, лечение, строительство жилища и др.) б) которые взяли в долг в интересах другого человека;

7. сражающиеся за ислам — воины, ведущие джихад, а также те, кто способствует распространению Ислама и истинных знаний о нем и т. д. Сюда же относят нуждающихся паломников.

8. путники («дети дорог») люди, оставшиеся в чужой стране без средств к существованию.

Пост (ураза).

Четвёртый столп ислама – пост в Рамадан  наступает каждый год с началом 9-го лунного месяца Рамадан мусульманского календаря. Это время духовного и физического самоограничения. В дневные часы в это время мусульмане  отказываются от еды, питья, курения и интимных отношений. Все это разрешено после захода солнца, вплоть до следующего утра, когда станет возможным отличить серую нить от белой.

Смысл поста не только в воздержании от пищи. Если человек не может отрешиться от зла, насилия, жадности, похоти, раздражительности и коварных мыслей, то ему не следует воздерживаться от еды и питья. Таковое воздержание будет бессмысленным. «Много таких, которые постятся весь день и молятся всю ночь, однако уделом их бывает только лишь голод и бессонница» (хадис Абу Дауда).

Большинство мусульман обязуются прочитать за время поста весь Коран. Многие отправляются в мечеть для совершения ночных молитв -  известных как mapaвu. После обязательных ракатов совершаются восемь дополнительных.

Некоторые мусульмане в последние десять дней  полностью удаляются от повседневных дел и всю ночь проводят в мечети на совместной молитве.

Дети обычно начинают поститься в очень раннем возрасте, пропуская вначале обед или ужин; с двенадцатилетнего возраста они постятся наравне со взрослыми, выполняя все предписанные установления. Считается невежливым есть, пить или курить в обществе человека, соблюдающего пост. В некоторых мусульманских странах за подобный проступок могут арестовать и продержать под замком вплоть до окончания месяца Рамадан. Всякий человек, которому может повредить соблюдение поста, освобождается от этой обязанности. Среди них те, кто нуждается в пристальной опеке: младенцы и старики, беременные женщины и кормящие матери. Инвалиды и люди, чьё состояние может ухудшиться от соблюдения поста, также освобождаются от этой обязанности(1).

От поста освобождаются солдаты, участвующие в боевых действиях, и душевнобольные, если они не могут осознать религиозной значимости соблюдения поста. Все вышеперечисленные категории обязаны соблюдать пост по исчезновении причин, препятствовавших исполнению этой обязанности. Если все-таки соблюдение поста невозможно, им следует раздавать милостыню каждый пропущенный день поста, если позволяют средства.

Паломничество (хадж)

Пятый столп ислама хадж (по-арабски «путешествие с определённой целью») -паломничество в Мекку, колыбель ислама. Хадж совершается в строго определённое мусульманским календарём время -  месяц зуль-хидджа, четвёртый после рамадана.

Каждый взрослый, материально обеспеченный мусульманин обязан хотя бы раз в жизни совершить паломничество. Если мусульманин не в состоянии оплатить все расходы, связанные с паломничеством, или же обременён большим семейством, то он освобождается от обязанности совершения хаджа.

Некоторые мусульмане совершают хадж несколько раз, однако в наши дни подобное рвение не поощряется, ибо огромное скопление паломников причиняет ощутимые трудности. Всем желающим ещё раз посетить Мекку рекомендуют сделать это в иное время. Таковое паломничество называется «малым», или умра.

Любой мусульманин, не способный по тем или иным причинам совершить хадж, может послать вместо себя «заместителя», оплатив все расходы, связанные с паломничеством. Иной раз даже семья или община может предпринять совместные усилия по изысканию средств, необходимых для отправки в паломничество хотя бы одного своего представителя.

Возможен и такой вариант. Если кто-то, вместо того чтобы отправиться в хадж, решил отдать накопленные для этого деньги тому, кто остро в них нуждается, то Бог воспримет это предполагаемое намерение (ниййа) совершить хадж как полноценное и действительно свершившееся паломничество.

Во время хаджа мусульманин обязан соблюсти четыре необходимых действия:

Первое - он должен совершить особый ритуал, цель которого – приведение в особое духовное состояние - ихрам. Ритуал включает в себя полное омовение, облачение в особое одеяние (для мужчин два простых покрывала белого цвета – одно вокруг бёдер, другое на плечи, для женщин – просторные длинные одеяния), молитву: ««Вот я перед Тобой, Аллах! Нет у Тебя сотоварища! Вот я перед Тобой! Воистину, хвала Тебе, милость и могущество! Нет у Тебя сотоварища!». В состоянии ихрама запрещается заниматься торговлей и делами, относящимся к мирской жизни; вступать в сексуальный контакт, свататься или вступать в брак; гневаться и обижать кого-либо; причинять вред всему живому - убивать животных и насекомых, рвать траву и срывать листья и ветки с деревьев и т. п.); бриться, стричь волосы и ногти, использовать благовония, надевать украшения и курить.  Только войдя в состояние ихрам паломники могут вступить на священную для мусульман территорию. Границу ее определяют специальные сооружения, называемые микат.

Второе – необходимо совершить семикратный обход вокруг Каабы (таваф). Двигаются при этом в направлении против часовой стрелки (по мере сил и возможностей первые три круга стараются пробежать). Этот обход совершается в любое время дня и ночи, тотчас по прибытии. Если паломникам удаётся приблизиться к Чёрному камню (аль-Хаджар аль-Асвад), они могут коснуться его или поцеловать. Те же, кто не смог приблизиться, просто вздымают руки в приветственном жесте.

Третье -  совершить стояние в долине Арафат (вукуф).

Четвертое - вновь обойти вокруг Каабы по возвращении из долины Арафат.

Паломник, выполнивший все четыре действия, отныне назывался хаджи.

Во время хаджа отмечаются три  знаменательных события истории: прощение Адама и Евы (Хаввы), принесение в жертву пророком Ибрахимом своего сына Исмаила, жизнь Пророка Мухаммада.

Согласно Корану, Адам и Хавва, уступив искушениям сатаны, были вынуждены покинуть Рай и скитались по земле в печали, трудах и горести. Они не только утратили общение с Богом, но и потеряли друг друга. Однако Аллах не оставил их. Когда Адам и Хавва искренне раскаялись, Он простил и они воссоединились на равнине Арафат, в центре которой возвышается небольшой холм - гора Арафат, называемая также Горой Милости (Джабал ар-Рахман). Вблизи от места воссоединения с Богом в знак благодарения Адам и Хавва воздвигли святыню, ныне известную как Кааба.

В долину Арафат, находящуюся в 24 км к востоку от Мекки, паломники прибывают на девятый день хаджа. На Горе Милости они совершают Предстояние перед Богом. Оно должно совершиться между полуднем и наступлением сумерек. Паломники стоят с непокрытой головой (кроме женщин) под лучами жаркого солнца, непрестанно размышляя о Боге и моля Его о милости. Мусульмане верят, что, совершив этот обряд, они получат полное прощение всех прошлых прегрешений и дарование новой, чистой жизни.

Библейская история Авраама (Ибрагима)  и Измаила в исламе дополнена рядом деталей. В частности, преданием о том, что после Божественного повеления о принесении сына в жертву,  Ибрагима посетил дьявол под видом странника, уверявшего хозяина, что совершить такое деяние мог требовать только сатана. Ибрагим противился, продолжая верить, что подобное требование может исходить только от Бога, будучи проявлением Его воли.

Тогда  дьявол принялся искушать жену Ибрагима, чтобы она не позволяла мужу исполнить задуманное. Но Сарра отказалась внимать искусителю.  Наконец испытан был и сам Исмаил, которого странник стал склонять к бегству. Однако и тот, отвергнув все искушения, безропотно принял волю Бога. После этого все трое взяли камни и бросили их в искусителя.

Утром десятого числа зуль-хидджа совершается обряд побивания сатаны камнями. Он происходит в долине Мина, где согласно преданию  диавол  искушал Ибрагима и его семейство. Злая сила представлена тремя столбами (джамра). Совершая ритуальное побивание сатаны, мусульмане мысленно посвящают себя Аллаху и обещают Ему приложить все возможные усилия в деле успешного изгнания бесов из своей жизни. После этого обряда  обеспеченные паломники покупают жертвенных животных - барана, козу и молодого верблюда. Совершается праздничное жертвоприношение в память о готовности Ибрагима принести в жертву собственного сына, вместо которого по велению Аллаха в самый последний момент был заклан баран.

Большинство паломников стараются воспользоваться предоставленной им благоприятной возможностью, чтобы посетить расположенные по соседству места, связанные с именем Пророка, включая Медину, где находятся могилы Пророка и халифов Абу Бакра и Омара, а также гору Джабал ал-Нур (Хира), чтобы увидеть пещеру, где Мухаммаду было ниспослано первое видение.

Часто к столпам веры прибавляют джихад.

Джиха́д (араб. усилие) - понятие в исламе, означающее Священную войну против куфра (неверие, духовный вакуум, приводящий человека и общество к саморазрушению).  Исламские богословы делят джихад на большой (духовная борьба с собственными недостатками) и малый (газава́т - силовая борьба с неверными-кафирами). Джихад ведётся жизнью, имуществом, словом - исходя из возможностей человека. Он продлится, согласно исламу, до конца дней. Участник джихада называется муджахидом (моджахед). Моджахид - не только воин, но и учитель, и священник и мать, воспитывающая своего ребёнка. Погибший моджахид считается шахидом, то есть засвидетельствовавшим свою веру перед Аллахом.

2. Исламские обряды

Один из основных обрядов – суннат, т. е. обрезание. Мальчиков примерно в семилетнем возрасте, когда они считались уже выходящими изпод материнской опеки, подвергали этой операции, корни которой восходят, видимо, к обрядам инициации древних. Обрезание было известно семитским племенам с незапамятных времен и, как упоминалось, считалось важным обрядом у евреев, которые подвергали этой операции 8дневных младенцев. В исламе обряд обрезания семилетних (реже более старших) мальчиков служит, как и у иудеев, своего рода символом религиозной принадлежности и считается обязательным. Этот обряд символизирует взросление ребенка, переход его в новое, «взрослое» состояние. Вытерпеть боль – дело чести мальчика, которого задолго готовят к операции, разъясняя ему всю ритуальную важность ее. После обрезания мальчик более уже не возвращается на женскую половину дома: его отделяют от сестер и приобщают к мужчинам семьи. Как и другие обряды, обрезание обычно сопровождается праздником (той), на который съезжается множество родственников с соответствующими подарками по случаю торжества.

Еще один важный семейный обряд в жизни мусульманина – свадьба. Молодых обычно венчает один из служителей ислама, который, совершая церемонию, чаще всего читает четвертую суру Корана, где излагаются основные положения ислама о месте, правах и обязанностях женщины в семье и обществе. Совершающий обряд имам или мулла от имени ислама как бы скрепляет союз молодых, превращая его в официально признанный и имеющий силу закона брак (никах). Брак  является обязанностью человека перед Богом. Позволяется иметь до четырех жен при условии равного их содержания. Развод (талак) допустим, но не желателен.

Торжественно, опять-таки со специальными ритуальными обрядами, отмечается в семье мусульманина и рождение ребенка, особенно сына. Многочисленность детей – знак Божьего благоволения.

И, наконец, последний из серии обрядов, сопутствующих мусульманину на протяжении всей его жизни, – похороны (джаназа). Этот обряд совершается обычно в день смерти и исполняется с участием духовных лиц, читающих заупокойные молитвы из Корана. Стоит он обычно – как и везде – недешево. Это, в частности, объясняется тем, что место в раю следует оплатить. Деньги и подарки безутешных родственников идут и присутствующим на обряде муллам, имамам, и сопровождающим похоронную процессию нищим и дервишам, и, наконец, принимающим участие в обильных поминках родственникам и гостям.

Кроме этих важных обрядов, существует и много других, в том числе вызванных к жизни нормами адата. Все они практикуются достаточно широко, как, например, обычай выплаты калыма за невесту – деньгами или отработкой в хозяйстве будущего тестя, что также уходит корнями в древние традиции семитских племен (так отрабатывал за свою невесту еще библейский Иаков).

Праздники в исламе

Ислам отличает  небольшое число праздников, а также и скромность их проведения.  Привязаны они к  датам мусульманского лунного календаря:

1. Мухаррам.

2. Сафар.

3.Раби‘-уль-Авваль.

4. Раби‘-ус-Сани или Раби‘-уль-Ахир.

5. Джумад-уль-Ула или Джумад-уль-Авваль.

6. Джумад-уль-Ахир.

7. Раджаб.

8. Ша‘бан.

9. Рамадан (Рамазан).

10. Шавваль.

11. Зуль-Ка‘да.

12. Зуль-Хиджжа.

Как правило, все семейные обряды мусульман сопровождаются праздниками. Однако кроме семейных праздников в исламе существуют и общие, касающиеся всех и продолжающиеся подчас по нескольку дней.

Праздник разговенья Ид аль-фитр  или Ураза-байрам (1-3 день 10-го месяца шавваль). Ид аль-фитр или Ураза-байрам - праздник разговенья знаменует завершение поста в месяце рамадан. Он называется малым праздником в противоположность большому празднику - Празднику жертвоприношения.

Ид аль-фитр отмечается в первые три дня месяца шавваль, следующего за рамаданом. Мусульмане надевают свои лучшие платья, поздравляют друг друга, ходят в гости, стараются веселиться, приготовляют вкусную и обильную пищу.

В праздник разговенья рекомендуется дарить подарки, обмениваться традиционными блюдами с ближайшими соседями; очень важно в дни праздника собрать вместе всех своих родственников, обязательны общие молитвы в мечети или на специальных площадках. После торжественного богослужения верующие отправляются на кладбище помянуть умерших, а также посещаются усыпальницы местных святых, затем мужчины, собравшись группой, посещают дома всех недавно умерших и выражают соболезнование близким покойного. Семьи умерших за последний год устраивают поминки с приглашением муллы, родственников и близких. Традиционное приветствие звучит так: «Таккабаль Алла мина ва минкум» («Да одобрит Господь старания наши во имя Его»).

В дни разговенья устраиваются ярмарки, на которых народные певцы, танцоры, кукольники, жонглеры и др. показывают красочные представления, ведется оживленная торговля на базарах, для молодежи и детей устраиваются качели, иногда разводя костры, через которые прыгают молодые мусульмане. Необходимо отметить, что хотя праздник разговенья и считается малым, но он отмечается радостно,  с надеждами на счастливую жизнь в следующем году. Кроме того, на протяжении праздника каждый из правоверных отчитывается за месяц поста – насколько тщательно он соблюдал предписания, изучал текст Корана, умиротворял свою душу и укрощал страсти, раздавал милостыню и т. д. Если он допустил нарушение поста, то обязан в возмещение уплатить штраф, чаще всего в виде жертвы барана, верблюда или в денежной форме – все это сверх тех обязательных выплат (закят), которые обычно также приходятся на конец поста. Считается, что имущие дают больше – именно они, прежде всего, платят закят, тогда как неимущие могут приобщиться к празднеству и к заколотым в честь его баранам без выплаты милостыни. Практически, однако, свою лепту в праздник, хотя бы и небольшую, обычно вносят все его участники: ведь никто из них не забывает, что принесенные в жертву бараны или верблюды будут тем транспортом, который в дни Страшного суда перенесет их в рай.

Другой большой мусульманский праздник приходится на 70й день после окончания поста (10-й день 12-го месяца зуль-хидджа). Это – курбанбайрам, великий праздник жертвоприношения. Курбан-байрам символизирует милосердие Аллаха и то, что вера  лучшая жертва. Снова режут скот в честь Аллаха и во имя райского будущего, причем на сей раз праздник жертвоприношения увязывается с заимствованной исламом из Библии легендой о жертвоприношении Авраама, только в исламской версии этой легенды приносимым в жертву и чудесно спасенным божественным вмешательством оказывается не Исаак, а Исмаил (1).

Праздник курбанбайрам – наиболее длительный, он тянется не менее четырех дней. Праздник является частью хаджа -  паломничества в Мекку и отмечается в период совершения паломничества в Мекку. Поскольку не все мусульмане могут совершить хадж в Мекку, участвовать в главном празднике мусульман и самому в священном месте принести жертву, каноны ислама предписывают исполнять кульминационную часть обряда не только в Мекке, а всюду, где могут оказаться правоверные. Для принесения жертвы мусульмане специально откармливают выбранное животное, ибо говорится в Коране: «Тучных Мы сделали для вас из отмеченных для Аллаха; для вас в них благо. Поминайте же имя Аллаха над ними, стоящими в ряд. А когда их бока повергнуться, то ешьте их и кормите сдержанного и просящего стыдливо ...»(22:37) (4).

Мусульманин, совершив заклание, не должен скупиться на угощение, необходимо обязательно накормить бедных и голодных. В Коране говорится «...чтобы свидетельствовать о полезном им и поминать имя Аллаха в определенные дни над дарованными животными из скота: ешьте их и накормите несчастного бедняка!» (20:29) (4). Считается, что дорога в рай идет через тонкий, как женский волос, острее лезвия меча и горячее пламени мост Серат над адской пропастью. У входа на мост в Судный день будут находиться животные, принесенные в жертву в Курбан-байрам, на которых хозяева животных будут переправляться в рай. Поэтому хозяева старается так пометить своего жертвенного барана, чтобы быстрее его найти. Наиболее благочестивые мусульмане добровольно постятся десять дней до наступления Праздника жертвоприношения. Праздновать начинают с раннего утра. Чуть свет мусульмане идут в мечеть к утренней молитве, совершить прежде полное омовение и надев и надеть новую и опрятную одежду.

После мечети мусульмане идут обычно на кладбище молиться за умерших, а также поклониться местным святым. Вернувшись с кладбища, приступают к жертвенному обряду. Над приготовленной к закланию жертвой священнослужитель читает специальную молитву, в которой вспоминается жертвоприношение Ибрахима, а владелец животного или специально нанятый человек в это время перерезает ей горло. Над жертвой, в принципе любой мусульманин,  может произнести краткую формулу: «Бисмиллахи, Аллах Акбар», т. е. «Во имя Аллаха, Аллах велик!».

Часто шкуры принесенных в жертву животных отдаются в мечеть. Мясо варят и съедают за общей трапезой, на которой может присутствовать любой мусульманин, во главе стола обычно бывает мулла или почётные приглашённые.

Близким друзьям и родственникам в дни праздника стараются сделать подарки. В последующие после праздника дни обычно наносят визиты к родным и близким знакомым, так как посещение в дни праздника жертвоприношения считается благословенным и желательным. Так, 12 числа месяца рабиальавваля, третьего месяца мусульманского года, торжественно отмечается день рождения пророка. В мечетях в этот день совершается богослужение, рассказывается о деяниях и подвигах Мухаммеда. Правоверные в честь пророка устраивают пиршества, в память его собирают пожертвования.

Еще один праздник, связанный с памятью пророка, – раджаббайрам, праздник в честь великого вознесения Мухаммеда. Легенда повествует, что именно в этот день, 27 числа седьмого месяца раджаб, точнее, в ночь перед этим днем пророк на чудесном конекентавре Бурак прямо из постели вознесся на небо, посетил Иерусалим, где встретился с предшествовавшими ему пророками Авраамом, Моисеем и Иисусом, а затем по лестнице для ангелов, соединяющей землю с небесами, достиг престола Аллаха и имел с ним приятную беседу. Как заканчивает легенда, все это случилось в кратчайший срок, буквально в единый миг, ибо, возвратившись домой, пророк застал постель свою еще теплой, а воду из опрокинутого впопыхах во время отъезда кувшина еще не вылившейся.

Надо сказать, что легенда эта весьма в чести у правоверных. Те из них, кто, совершая хадж, посещает Иерусалим, обязательно проходят мимо того места, где «приземлялся» на своем кентавре пророк и где будто бы сохранилась на камне вмятина от копыта.

Мусульмане в этот день усиленно молятся, обращаясь к Аллаху и читая Коран: считается, что в этот день Аллах через своего посланца Джебраила переслал текст священного Корана на нижнее, ближайшее к земле небо, откуда архангел и передавал на протяжении многих лет содержание святой книги пророку. Мусульмане полагают, что ежегодно в этот день решается судьба каждого человека на год вперед (Аллах передает свои решения ангелам, которые затем уже заботятся о претворении их в жизнь). Этот праздник (как и аналогичный ему судный день иомкипур у евреев) настраивает мусульман на серьезный лад; правоверные особенно усердно молятся.

Памятные дни

Пятница – Джума.

Пятница  является священным днем недели для мусульман. В Коране сказано: «О вы, которые уверовали! Когда вас зовут на соборную молитву в пятницу, стремитесь к поминанию Аллаха (к проповеди и намазу), оставив торговые дела, это лучше для вас, если только  вы разумеете». (62,9) (4). В священном хадисе говорится: «Суббота дарована иудеям, воскресенье – христианам, а пятница – мусульманам. В этот день мусульманам ниспосылается обилие, всяческие блага, все доброе». Пятница начинается с заходом солнца накануне и продолжается до его захода в пятничный день, то есть священными являются пятничный день и ночь накануне. Согласно хадису Пророка, пятница является более благим днем, чем даже праздничные дни (Курбан- байрам, Ураза-байрам). Совершение греховного в пятницу является пренебрежением к этому священному дню. Поэтому в этот день многократно увеличивается не только воздаяние за добрые дела, но и наказание за грехи.

В пятницу Всемогущий Аллах сотворил нашего праотца Адама, в пятницу переселил его на Землю, и умер  Адам в пятницу. Конец света также произойдёт в пятницу. Попавшие в Рай будут лицезреть Аллаха  - тоже по пятницам.

В течение пятницы существует особый миг, когда Аллах принимает молитвы, но Он утаил его для того, чтобы мусульмане всю пятницу усердно занимались  молились.

Таким образом, жизнь правоверного мусульманина строго подчинена законам Корана. Это выражается не только во всеохватывающем влиянием воли Аллаха, но больше в самом устройстве жизни жителей мусульманских стран. Ислам, как самая молодая религия, зародившаяся на Востоке включила в свою основу ряд жестких предписаний, способствовавших не только ее строгому соблюдению, но и выживанию ее последователей в мире прочих религий. Если мы внимательно просмотрим особенности праздников, обрядов, то увидим, что они все гармонично вписываются в образ жизни мусульман, укрепляя его этические и нравственные основы. Пропитанная религией жизнь мусульманина, органично вплетает в себя принципы выживания, преодоления трудностей, заботы о ближних, независимости.

Этика Корана считается с человеческими возможностями и обстоятельствами, в ней нет абстрактного ригоризма. В этом смысле она снисходительна к человеку. Нормы мусульманской этики знают и допускают исключения, их императивность нельзя считать категоричной – за одним, разумеется, исключением, которое касается самой мусульманской веры. За веру можно и надо умереть. Все остальное не стоит человеческой жизни (3).

Коран – «руководство для богобоязненных» (2:2)(4), он не наставляет на путь веры, а учит лишь тому, как правильно воплотить веру.

Список литературы

  1. Л.С.Васильев, «История религий Востока», - М.: «Книжный дом Университет; -  2000. – 212с.

  1. Ю.Ф.Борунков, И.Н. Яблоков, К.И.Никонов и др., - «Основы религиоведения: Учебник», - под ред И.Н.Яблокова. – 4-е изд., перераб. и доп. – М.: Высшая школа., 2004. – 511с.

  1. А.А.Гусейнов, Р.Г.Апресян., «Этика: Учебник». – М.: Гардарики, 2004. – 472с.

  1. Коран, перевод с арабского Абу Адель, 2008.