Текст как лингвистическая категория

Куликова  Анна  Евгеньевна

В  лингвистике термин «текст» используется в широком значении, включая и образцы устной речиВосприятие текста изучается в рамках лингвистики текста и психолингвистики. Так, например, И. Р. Гальперин определяет текст следующим образом: «это письменное сообщение, объективированное в виде письменного документа, состоящее из ряда высказываний, объединённых разными типами лексической, грамматической и логической связи, имеющее определённый моральный характер, прагматическую установку и соответственно литературно обработанное».

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл oshkina_tekst.pptx1.3 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Текст как лингвистическая категория Выполнила: Ошкина Анна Евгеньевна Г. Саранск

Слайд 2

Текст (от лат. textus — ткань; сплетение, сочетание) — зафиксированная на каком-либо материальном носителе человеческая мысль; в общем плане связная и полная последовательность символов. В лингвистике термин «текст» используется в широком значении, включая и образцы устной речи . Восприятие текста изучается в рамках лингвистики текста и психолингвистики . Так, например, И. Р. Гальперин определяет текст следующим образом: «это письменное сообщение, объективированное в виде письменного документа, состоящее из ряда высказываний, объединённых разными типами лексической, грамматической и логической связи, имеющее определённый моральный характер, прагматическую установку и соответственно литературно обработанное ».

Слайд 3

ТЕКСТ – это цель и одновременно результат речевого взаимодействия, хотя на бытовом уровне этот термин трактуется обычно более узко – как речь, зафиксированная на письме . Подобная трактовка неверна, поскольку не учитывает такие способы речевой деятельности, как говорение и слушание. А это несправедливо даже с практической точки зрения: ведь любой из нас в жизни говорит (слушает) гораздо чаще, чем пишет (читает ). В рамках речевой деятельности текст рассматривается как продукт речемыслительной деятельности субъекта речи (автора) и как материал для восприятия, понимания и интерпретации его адресатом. Именно поэтому текст называют ещё речевым произведением .

Слайд 4

Первоначальное значение слова текст , заимствованного из латинского языка ( textus ), означает ткань , сплетение , соединение . Поэтому « важно установить и то, что соединяется, и то, как и зачем соединяется » ( Н.С.Валгина ). Под текстом подразумевается последовательность языковых единиц, обладающая прежде всего смысловой целостностью и связностью, поскольку текст (как речь вообще) материален и служит для выражения определённого содержания. Выражаясь научным языком, смысловая целостность и связность – это текстовые категории, то есть существенные и взаимосвязанные признаки текста . Безусловно, текстовых категорий гораздо больше, и относительно их количества в науке ещё ведутся споры.

Слайд 5

ОСНОВНЫЕ ТЕКСТОВЫЕ КАТЕГОРИИ : Значение категории: Комментарий: КОММУНИКАТИВНОСТЬ Направленность на восприятие текста адресатом, включающая в себя выбор адресата и учёт его фоновых знаний, заинтересованности в общении и т.д. Формирование стратегии речи: информативная, воздействующая и т. д. С этой точки зрения текст может быть индивидуально ориентированным (адресат конкретный человек или несколько человек), коллективно ориентированным (адресат – некий коллектив, сообщество) и неопределённо ориентированный (адресат – любой, кто имеет возможность познакомиться с текстом)

Слайд 6

ОСНОВНЫЕ ТЕКСТОВЫЕ КАТЕГОРИИ : Значение категории: Комментарий: ЦЕЛОСТНОСТЬ (СМЫСЛОВАЯ ЗАВЕРШЕННОСТЬ) Соотнесённость текста с отражаемым объектом как результат воплощения авторского замысла; отражение в тексте связей и зависимостей, существующих в реальной действительности В рамках текста образуют неразрывное единство, поскольку внеязыковое содержание, смысл выражаются именно языковыми средствами.

Слайд 7

ОСНОВНЫЕ ТЕКСТОВЫЕ КАТЕГОРИИ : Значение категории: Комментарий: СВЯЗАННОСТЬ (СМЫСЛОВАЯ ЗАВЕРШЕННОСТЬ) 1) Передаваемое или создаваемое речью объединение фактов и явлений действительности в единое целое. 2) Отношения коммуникативной преемственности между предложениями текста Любой композиционно-речевой показатель связности текста (например, лексический повтор) одновременно является и показателем смысловой цельности

Слайд 8

ОСНОВНЫЕ ТЕКСТОВЫЕ КАТЕГОРИИ : Значение категории: Комментарий: СУБЪЕКТНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ К атегория отражает присутствие в тексте человека (автора, персонажей и др.). Выражаются через «точку зрения» как преломление внеязыковой действительности через восприятие, сознание оценку того или иного субъекта. Данный субъект и его «точка зрения» могут быть обозначены в тексте явно (что характерно для строгих стилей) или завуалировано (что особенно характерно для художественного стиля) Воплощение авторского Я и других субъектно-речевых планов (в том числе «образа автора») на композиционно-речевом уровне

Слайд 9

ОСНОВНЫЕ ТЕКСТОВЫЕ КАТЕГОРИИ : Значение категории: Комментарий: ТОНАЛЬНОСТЬ К атегория отражает присутствие в тексте человека (автора, персонажей и др.). Выражаются через «точку зрения» как преломление внеязыковой действительности через восприятие, сознание оценку того или иного субъекта. Данный субъект и его «точка зрения» могут быть обозначены в тексте явно (что характерно для строгих стилей) или завуалировано (что особенно характерно для художественного стиля) Выражение отношения автора к сообщаемому; психологическая позиция субъекта речи по отношению к информативному содержанию, к адресату и к ситуации общения

Слайд 10

В связи с последними двумя категориями текста (субъектной организацией и тональностью) особого пояснения требует терминологическое употребление словосочетания точка зрения , означающего преломление явлений окружающей действительности через наше восприятие, сознание, оценку. Точка зрения может принадлежать автору текста, или другому лицу, или быть неопределённо-обобщённой. Таким образом, автор текста посредством его взаимодействует с адресатом, который должен, восприняв текст, понять его содержание и авторское намерение. Но, будучи зафиксированным на каком-либо носителе информации, текст может быть ещё проанализирован и в других, например научно-исследовательских целях. Так, предметом анализа могут стать заключённая в нём информация, структура текста, его жанровые (в т. ч. композиционные и речевые) особенности и многое другое. Следует заметить, что термин текст в учебных целях может быть применён также и к части речевого произведения – относительно самостоятельному фрагменту текста: главе, параграфу, сверхфразовому единству и т. д. (характеристику этих и других единиц членения текста

Слайд 11

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 1. Горкин А.Г. Большая педагогическая энциклопедия Том II. – М.: Большая Российская энциклопедия, 1999 г. – 170 с. 2. Казановский Н.Г. Дидактика. – М.: Просвещение, 1988 г. – 233 с. 3. Карапчук А.В. Иностранный язык в школе № 6 \ М. 1998 г. – 128 с. 4. Коменский Я.А. Великая дидактика – изб. пед . сочинения. – М., 1985 г. – 277 с. 5. Кудревич М.А. Учебно-методическое пособие по развитию навыков устной речи. – Минск, 1990 г. – 215 с. 6. Маслыко Е.А. Бабинская П.К. Настольная книга преподавателя иностранно языка. – Минск: Высшая школа, 2001 г. – 522 с. 7. Ожегов С.И. Словарь русского языка «Современная энциклопедия». – М., 1972 г. 8. Педагогическая энциклопедия. 1972 г. – 177 с. 9. Подласый И.П. Педагогика. Новый курс: учебник для студентов пед . ВУЗов. В 2-х книгах. - М.: Владос , 2000 г. – 576 с.