Конспект урока"Происхождение человека" 11 класс.

Владимирова Татьяна Викторовна

Данный урок может быть полезен при проведении открытого урока.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_v_11_klasse_proiskhozhdenie_cheloveka.doc108.5 КБ

Предварительный просмотр:

Урок по биологии в 11 классе.

Тема урока: «Происхождение человека».

Цель: закрепить знания учащихся о происхождении человека; развивать умение анализировать, составлять причинно-следственные связи, развивать воображение; устный обмен мнениями  в целях поиска правильных выводов.

Задачи:

  • образовательная: показать многообразие родства человека с животными, рассмотреть основные стадии эволюции приматов, стадии эволюции человека; формировать навыки проведения презентаций.
  • развивающая: продолжить формировать умение самостоятельной работы с литературой, опорным конспектом, выявлять основное содержание текста и формулировать выводы; развивать коммуникативные навыки; развивать навыки невербального общения;
  • воспитательная: ответственное отношение к выполнению полученных заданий; умение работать в коллективе; формировать умение активного слушания.

Оборудование: мультимедийный проектор, АРМ учителя, рисунки скелетов обезьяны и человека; карточки с заданиями; интерактивная таблица по анатомии человека, разнообразные статьи о происхождении человека.

Тип урока: комбинированный.

Метод проведения: самостоятельная работа с опорным конспектом, проведение  дебатов, с обучающимися, по данной теме урока, тестирование.

Ученик должен:

  • иметь представление о происхождении человека, многообразие рас человека и их значение;
  • знать основные этапы эволюции приматов и человека; термины «антропогенез», «эволюция», «антропология»;
  • уметь: объяснять движущие силы антропогенеза, приводить примеры используя при этом соответствующие иллюстрации.

Междисциплинарные связи: история, география.

Внутридисциплинарные связи: физиология человека, анатомия.

План урока

1. Организационный момент.

 2. Проверка домашнего задания.

 3. Объявление темы урока, ход урока.

4. Дебаты учащихся.

4.Закрепление пройденного на уроке.

5. Домашнее задание на следующий урок.

 6. Итог урока (рефлексия).

7. Оценки учащимся за урок.

        

Ход урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Время

1.Организационный момент

приветствие;

подготовка кабинета к работе;

наличие учащихся на уроке.

Приветствие.

1 мин

2. Проверка домашнего задания

Прежде чем приступить к нашим сегодняшним дебатам по теме: происхождения человека, давайте вспомним, как развивалась жизнь на Земле. Для этого ребята я раздам вам сейчас тест по теме: «Развитие жизни на Земле». (см.приложение)

Ученики приступают к решению теста.

5 мин

Далее проводится взаимопроверка учащихся.

Учитель озвучивает правильные ответы.

Ученики обмениваются решенными тестовыми заданиями и проверяют тест, считают баллы.

1 мин.

3. Объявление темы урока.

Всякая мудрость ставит своей целью разрешение загадки происхождения человека. На протяжении истории различные мифологии, религии, философские школы пытались ответить на вопрос о происхождении человека.

Ребята,  чему посвящена наша сегодняшняя тема урока?

Ученики слушают и смотрят на слайды с картинками на которых изображены человекообразные обезьяны, на котором изображены древние предки человека.

Ученики отвечают: «Происхождение человека».

1мин.

4.Вступление к дебатам.

В школьном курсе по биологии вы знаете, что человек произошел от обезьяны… НО так ли это? Предстоит сегодня выяснить нам с вами. Итак, сегодня наш урок будет посвящен  обсуждению такой проблемы - от кого произошел человек? (Ученикам заранее за было выдано задание о 2 гипотезах происхождения человека). Ученики делятся на две команды выдвигают свои аргументы и контраргументы по поводу предложенного тезиса, чтобы убедить членов жюри (судей) в своей правоте и продемонстрировать опыт риторики. Судьи выбирают команду, которая наиболее убедительно выдвигала свои аргументы.

Слушают учителя.  Делятся на две команды, готовятся к дебатам.

 (на доске изображены картинки о происхождении человека).

1 мин.

5. Дебаты.

(Ученики заранее готовят свой материал к уроку, разбиваются на две группы).

Расскажите какие версии о происхождении человека вы знаете? И какая по вашему мнению, является наиболее достоверной и почему?

А какие иные тории возникновения жизни вам известны? И как вы считаете они более достоверны на ваш взгляд, ответ свой обоснуйте.

 (на эти вопросы учащиеся приготовили краткие выступления).

Выступление 1 команды человек произошел от бога. Человек-божественное создание, а не эволюционировавшая обезъяна можно легко объяснить, хотя и сама разумность и красота мира каждой своей клеточкой доказывает свою божественную природу, где  "каждое дыхание славит Господа". Итак, известно, что современный человек (homo sapiens), от т.н. кроманьонцев живет на Земле только 30-40 тыс.лет и никаких "переходных" типов от неандертальцев, и т.п. живших до того обезъяноподобных "людей" нет. То есть он как бы взялся сразу откуда-то и есть, не особо отличаясь от современных людей. Более того, неандертальцы и кроманьонцы жили по крайней мере 10 тыс лет параллельно, и имеются следы столковений этих двух видов людей, неандертальцев и разумных, а в Палестине, даже остатки их помесей, впрочем, нежизнеспособных. Куда неандертальцы исчезли-непонятно, так же откуда взялся на Земле 40 тыс. лет назад современный человек. Но судя по находкам- ареол его первоначального расселения также идёт из р-на Ближнего Востока, из района между Палестиной и Евфратом

На мой взгляд это внезапное заселение 40 тыс.лет назад Земли современным типом человека, без каких-либо имеющихся переходов к неандертальцу и далее к обезъяне, проблема дарвинистов, но отнюдь не противоречащее Библии. Как известно, Бог создал мир за 6 дней, из них на третий- растения, на пятый птиц, рыб, и на шестой- животных и человека, при этом что есть этот "день" для Господа- миг или миллион лет, мы не знаем. После сотворения мира некоторое время человек еще жил в "саду Едемском" (судя 
по Бытию-р-н реки Евфрат), из его ребра во сне делали женщину, была затем нехорошая история со Змием и т.д. То есть какой-то период, возможно долгий, земля существовала без участия этого созданного по образу и подобию Божьему человека до тех пор пока 40 тыс лет назад, изгнанный из рая человек не получил её готовой, вместе с рыбами, птицами, реками и животными вроде обезъян и неандертальцев (кое-кто, дожидаясь человека, скажем динозавры, даже успели вымереть) и расселяться по Земле начал именно с территории, близкой к описанной в Бытии. Поэтому никто и не находит переходов к  homo sapiens: он просто взял, и появился, и по меркам возраста Земли совсем недавно- и пошла человеческая история.

(Ученики слушают и отвечают)
Ёще одна не убедительная теория это, что не Господь создал землю, а в результате случайного взрыва какие-то бактерии где-то в Космосе блуждали, и так повезло, что не раньше, не позже, не дальше, не ближе, не холоднее, ни жарче и этот кусок (Земля) должным образом (но не сильнее) остыл...дальше пропускаю пару миллиардов лет...от бактерий потом какая-то амеба превращалась в рыбу, та в ящерицу, ящерица в обезъяну, а обезъяна в человека, причем движение от этой амебы пошло тысячами и тысячами направлений, образовав помимо человека сотни видов - кошек, гусениц, крокодилов, березы, ёлки, розы, пауков, птиц, рыбку Мандаринку, затеяв фотосинтез, дыхание, зрение и так далее и так далее. Случайно так вышло... Невозможно… (
http://blog-matveev.livejournal.com/607451.html)

7 мин

(Учитель задает вопросы) –

 А что думают по поводу происхождения человека другая команда?  От кого, по их мнению, произошел человек?

(Вопрос второй команде)

- Как вы думаете, почему ученые все таки выбрали именно обезьяну?

        

(Вопрос ученикам)

- Любую ли обезьяну можно считать предком человека? Перед вами на доске несколько видов обезьян. От которой произошел человек?

(Вопрос ученикам)

        - Каких обезьян можно назвать ближайшими родственниками людей?

Выступает 2 команда, читают  свое сообщение противоречащее оппозиции.

Наука вырвала крупный козырь - по сути, туза - из рук противников Чарлза Дарвина и его теории эволюции. Уж сколько лет они злорадствовали по поводу обезьян. Не хотели верить, что тоже, как и все люди, произошли от них. И высокомерно зачисляли в создатели Homo sapiens то инопланетян, то Господа Бога. А все доводы эволюционистов крыли лишь одним вопросом: «Ну и где же то самое недостающее звено между обезьяной и человеком?»

Звена действительно не хватало. До обидного долго. Но теперь оно найдено. В ЮАР обнаружены кости промежуточного вида наших далеких предков - эдакую «переходную модель» между австралопитеком - почти обезьяной - и почти современным человеком умелым (Homo habilis).

(Ученики отвечают)

Слишком многосходства с ними по внешнему строению и по генетическому материалу.

Сенсационное открытие принадлежит профессору Ли Бергеру (Professor Lee Berger) из Университета Витвотерсренд в Йоханнесбурге (Witwatersrand University in Johannesburg). Сделано оно во время раскопок в пещере Малапа (Malapa Cave) в районе Стеркфонтейн (Sterkfontein), где и раньше находили кости древних предков человека. Например, в 1994 году здесь посчастливилось выкопать почти целый скелет австралопитека, жившего 3,3 миллиона лет назад.

Как сообщил Филлип Тобиас (Phillip Tobias), профессор-антрополог, обнаруженный ныне скелет тоже хорошо сохранился. Он принадлежит ребенку, который жил около 2 миллионов лет назад.

На скелет промежуточного звена посмотрел уже президент ЮАР Джейкоб Зума (Jacob Zuma). А 8 апреля ученые планируют показать находку и журналистам. На словах же они говорят: мол, в скелете есть главное для научного анализа - таз, ноги и руки. Эти элементы позволят определить, насколько прямо, быстро и ловко существо ходило, было ли способно выполнять тонкую работу. Например, по изготовлению каменных топоров и пошиву одежды из шкур. http://www.kp.ru/daily/24468/627882/

Основное это схожее строение человека и обезьяны, ученики перечисляют эти признаки.

Дриопитеки, шимпанзе и горилла. Нет не любую так как другие обезьяны пошли по другой ветви эволюционного развития.

(шимпанзе и гориллу)

7 мин

Какие изменения в облике человека вы можете наблюдать?

(Ученики стараются устно ответить на вопросы учителя).

Он появился на юге Африки и первым приспособился к жизни на открытых пространствах (австралопитек).

Новые условия жизни привели к тому, что он научился сам изготавливать для себя орудия (человек умелый).

На стенах своих пещер он оставлял удивительные рисунки, на которых изображались животные, люди и сцены охоты (кроманьонец).

Он укрывался в пещерах или строил хижины, покрытые шкурами животных. Да и сам не прочь был поносить меховые шубки (неандерталец).

Он первым догадался, что огонь может быть не только врагом, но и другом (человек прямоходящий).

Высокая трава саванн и степей мешала ему осматривать окрестности, и он встал на ноги (австралопитек).

Этот человек нашел себе замечательного помощника, ставшего самым преданным другом – собаку (кроманьонец).

Прямохождение и необходимость видеть дальше в условиях равнины – увеличился рост;

развитие умственных способностей – увеличился головной мозг; приготовление пищи на огне – уменьшились челюсти;

удержание орудий труда – изменение формы кисти;

появление одежды, жилища и огня – исчезновение шерстяного покрова).

2 мин

Учитель заслушивает и корректирует ответы учащихся  и задает дополнительные вопросы.

Каждая из групп старается убедить судей в свое точки зрения используя свои аргументы и факты.

2 мин

Судьи подводят итог занятия, и называют более убедительную сегодня команду.

2 мин

6. Закрепление

Решение теста.

 (см. придложение)

Учитель зачитывает ответы.

Ученики решают тест по теме происхождение человека. Самопроверка.

6 мин

7. Домашнее задание.

§ 20,

вопросы, повторить

§ 14,19, подготовится к контрольной работе.

Записывают в дневник домашнее задание.

1 мин.

8. Оценки за урок

Выставление оценок за урок

Учащие выставляют оценки за урок

1 мин.

9. Рефлексия

Вопрос всем ученикам: что обсуждали на уроке?

Учитель подводит итог урока.

На этом уроке мы с вами еще раз вспомнили о том, откуда берет свои корни человек. Выяснили, что теорий происхождения человека множество, но откуда они берут свое начало, пожалуй, скоро человечеству будет известен и этот вопрос.

Ученики отвечают на вопрос: что обсуждали на уроке?

1 мин.

Итого 40 мин

        

  Литература для урока:

  1. Биология. Человек. 8 кл.: рабочая тетрадь к учебнику «Биология. Человек» / Н.И. Сонин, И.Б. Агафонова. \ 2-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2011. – 154, [6] с.
  2. Биологический тренажер: 6-11 классы: дидактические материалы Г.А. Воронина, С.Н. Исакова. – М. : Вентана- Граф, 2009. 0 192 с.
  3. Биология. Общие закономерности. 9 класс: учебник для общеобразовательных учреждений /С.Г. Мамонтов, В.Б. Захаров, И.Б.Агафонова,  Н.И. Сонин. -2-е изд., стереотип.- М.: Дрофа, 2010.-285, [3] с.

 Интернет ресурсы:

  1. http://blog-matveev.livejournal.com/607451.htm
  2. http://www.kp.ru/daily/24468/627882/
  3. http://festival.1september.ru/articles/502912/pril5.doc

Приложение.

Тест

                    Тема: « Развитие жизни на Земле».

  1.В состав первичной атмосферы входил:      а) свободный кислород;

б) свободный  водород;        в)свободный водород и его соединения.

2.Многомолекулярные комплексы, окруженные водной оболочкой, отделяющей их содержимое от основного раствора,- это: а) концентраты; б) коацерваты;  в) клетки.

3.Первые одноклеточные организмы не имели обособленного ядра, поэтому являлись:

а)прокариотами;      б)эукариотами;        в)симбионтами.

4.Первые организмы на Земле были гетеротрофами, т.к. использовали в качестве энергии:

а) энергию солнца;      б) фотосинтез;     в) готовые органические соединения.

5.Первые наземные растения—псилофиты появились в:

а) архейскую эру;  б) палеозойскую эру;  в)мезозойскую эру.

6.В мезозойскую эру достигли расцвета:    а)гигантские папоротники и хвощи;

б) птицы и млекопитающие;    в) насекомые и рептилии.

7.В кайнозойскую эру происходили глобальные:                                                                      а)потепления;           б)оледенения;          в)затопления.                                                    

8.Неандертальцы относятся к:  а) древнейшим людям;    б)древним людям;                                                                                                             в)современным людям.

Система оценивания  взаимопроверка:

7 -8 - 5 баллов

4 – 6 – 4 балла

3 – 4 – 3 балла

1 – 2 – 2 балла

меньше 1 это 1 балл

Тест для закрепления знаний по теме: «Происхождение человека».

Максимальное количество баллов за тест 20.

Часть А.

Задание с выбором одного правильного ответа, за верный ответ начисляется один балл.

1. Рудимент человека:

1) аппендикс

2) хвостатость

3)многососковость

4)оволосенение лица и ног

2. Анатомический признак, связанный с прямохождением:

1) дифференцированная зубная система

2) пружинящая стопа

3) слабое развитие надбровных дуг

4)подбородочный выступ

3. Общим предком человекообразных обезьян  и человека является:

           1) австралопитек

2) дриопитек

3) рамапитек

4) питекантроп

4. О чем теория креацинизма:

1) все живое, в том числе и человек созданы богом

2) человек произошел от обезьяны

           3) человек имеет инопланетное происхождение

           4) человека создали бактерии

5. Биологическим фактором эволюции человека является:

           1) трудовая деятельность

2) изоляция

3) наследственная изменчивость

4) естественный отбор

Часть В. Выбери три правильных ответа.

(максимально 6 баллов за каждое верно выполненное задание).

В1. Отличительные черты человека от  человекообразных обезьян:

           1) подбородочный выступ на нижней челюсти

2) стопа с сильно развитым большим пальцем, имеющая своды

3) отсутствие изгибов позвоночника

           4) относительно сильное развитие мозгового черепа

           5) отсутствие защечных мешков

6) одна пара молочных желез.

В2.Установите соответствие между факторами исторического развития человека и группой, к которой они относятся:

 ФАКТОРЫ                                                                     ГРУППА

А) мутационная изменчивость                                        1) биологические факторы

Б) трудовая деятельность                                                2) социальные факторы

В) естественный отбор

Г) изоляция

Д) дрейф генов

Е) общественный образ жизни

Ответы занести в матрицу:

А

Б

В

Г

Д

Е

Часть С. Написать краткий ответ, но аргументированный. (максимально баллов 3)

Докажите что все современное человечество принадлежит к одному виду Homo sapiens.

Системе оценивания теста.

Максимальное количество баллов за тест 20.

17-20 оценка «5»

13– 16 оценка «4»

9 – 12 оценка «3»

5 - 8 оценка «2»

 меньше 4 оценка «1»

Ответы на тест.

Часть А.

1 - 1

2 - 2

3 - 2

4 - 1

5 - 4

Часть В.

В1 – 134

В2 – матрица ответов:

А

Б

В

Г

Д

Е

1

2

1

2

1

2