Межличностные конфликты

Сташкова Татьяна Николаевна

Раскрываются особенности межличностных конфликтов; межличностные роли в конфликтах; правила эффективной обратной связи; даются советы при возникновении межличностных конфликтов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 4._Mezhlichnostnye_konfikty.doc105.5 КБ

Предварительный просмотр:

Занятие 4 .Межличностные конфликты.

  • Особенности межличностных конфликтов.
  • Межличностные роли.
  • Правила эффективной обратной связи.
  • Советы при возникновении межличностных конфликтов.

-Подведение итогов работы школы.

Это самые распространенные конфликты. Любой конфликт так или иначе сводится к межличностному.

  • Выступают две или более личностей, враждующих между собой по разным причинам: власть, должность, собственность, престиж и т.п.

Особенности межличностных конфликтов

Это – противоборство людей на основе столкновения разных мотивов, взглядов и т.д.

Противоборство происходит непосредственно здесь и сейчас (лицом к лицу)

Проявляется весь спектр причин: общих и частных, объективных и субъективных

Особенности межличностных конфликтов

Это своеобразный «полигон» проверки характеров, темпераментов, способностей, интеллекта, воли и др. индивидуально-психологических особенностей противоборствующих

Отличаются большой эмоциональностью и охватом всех сторон отношений между конфликтующими субъектами

Затрагивают интересы не только конфликтующих, но и тех, с кем они связаны межличностными отношениями

Межличностные конфликты имеют место во всех сферах жизнедеятельности человека.

Сфера проявления межличностных конфликтов

Сферы межличностных отношений

Деятельность

Трудовой коллектив

(Организация)

Учеба

Семья

Общество

Возникают межличностные конфликты

1.Руководитель –подчиненный

2. Между сотрудниками одного ранга

3. Служебные и неслужебные

1. Воспитатель-воспитанник

2. Воспитанник-воспитанник

3. Воспитатель-администратор

1. Муж-жена

2. Родители – дети

3. Супруги - родственники

1.Гражданин-общество

2. Гражданин – чиновник и т.д.

      Возникновение конфликта в значительной степени определяется личностью, воспринимающей ситуацию как конфликтную или нет. Наряду с ситуацией личность влияет также на весь ход межличностного взаимодействия. Наиболее существенные сферы личности, определяющие конфликт или его недопущение:

1. мотивационная структура;

2. когнитивная структура;

3. ее ценностные характеристики («доверие-недоверие»).

Причины межличностных конфликтов

Объективные

Субъективные

Ресурсно-материальные причины:

-недостаток материальных средств в семье,

-нехватка раздаточного материала на занятиях,

-бытовая неустроенность

Половые, возрастные, индивидуальные особенности личности

Социально-отношенческие факторы:

-использование служебного положения в личных целях,

-отношения воспитателя и воспитанника,

-отношения родителей и детей.

Гендерные отношения.

Стремление к превосходству

Разный жизненный опыт (привычки поведения).

Разные представления о нравственных ценностях (представления о добре и зле).

Способы поведения, агрессивность.

Эгоизм, грубость.

Нарушение обещаний.

Ожидание и реальное поведение и др.

Все межличностные конфликты связаны с фрустрацией. Переживаются очень эмоционально.

В возникновении конфликта мы преувеличиваем значение личностных факторов. Обычно «Чужие» конфликты мы осуждаем (люди неправильно ведут себя). Когда возникает «Свой» конфликт, то сетуем на сложившиеся обстоятельства или обвиняем другого.

Обычно мы себя оцениваем хорошо, а другого участника конфликта – плохо. Таким образом, ответственность за конфликт мы возлагаем на соперника.

Важно и наше поведение (стратегия)  в конфликте. Если соперники – конкуренты, то воспринимаются они негативно. Если кооператоры (соратники) – то позитивно.

Конкуренты (соперники)

Кооператоры (соратники)

-Человек воспринимает другого негативно,

-Возникает установка подозрительности,

-Тенденция агрессивности.

-Человек воспринимает другого позитивно,

-Возникает установка доброжелательности,

-Ожидается схожая ориентация.

     

   Наше поведение в конфликтном противостоянии определяет главный результат: или дело, или дружба (сохранение хороших отношений).

Межличностные роли.

В зависимости от характера межличностных отношений выделяют роли индивидуальные, межличностные, внутригрупповые.

Индивидуальные роли

Роли, которые в поведении человека в соответствии со сложившимся у него Я-образом

Межличностные роли

Поведение личности, которого ожидают все в обществе, на работе, в семье

Внутригрупповые роли

Поведение, ожидаемое от личности в группах, в которые она входит. Складываются стереотипы поведения в соответствии с выполняемыми функциями.

Социальные функции личности

Служебные

Бытовые

Семейные

Социальные роли

-начальник

-подчиненный

-сотрудник

-воспитатель

-воспитанник

-клиент

-продавец

-покупатель

-пациент

-хозяин

-гость

-пассажир

-муж, жена

-сын, дочь

-родственник

-родитель

Межличностные роли

Ролевое поведение (Что мы делаем в соответствии с ролью)

Ролевое ожидание (То, чего ждут от нас в соответствии с ролью)

Ситуация. Часто дети не могут поделить понравившуюся игрушку. Стремятся к обладанию чужой вещью.

  • Как успешнее разрешать такие и подобные им конфликты?

Решение. Считается, что конфликты между детьми могут стать эффективным средством воспитательного процесса. Навыкам общения нужно обучать и в случае деструктивных отношений между детьми. Например, дети швыряют друг в друга камнями и песком.

Воспитатель: Вы из-за чего поссорились?

Маша: Я строила тоннель из песка, а Миша старался разломать его и разломал.

Миша: Маша швырялась  в меня песком.

Воспитатель: Я поняла вот что: Маша строила тоннель, а Миша старался разломать его? 

Миша: Да.

Воспитатель: Почему? Ты хотел, чтобы тебя приняли в игру?

Маша: Но он не сказал, что хочет…

Воспитатель: Действительно. Если бы он сказал, что хочет, Маша приняла бы его?

Маша: Да.

Воспитатель: Ломать тоннель нехорошо, но швыряться песком тоже нехорошо. Лучше бы вы помирились и Миша сказал бы: «Прими меня», а маша ответила: 2хорошо, только не ломай тоннель».

Миша: Это было бы хорошо.

Воспитатель: Теперь попробуем так сделать. (С помощью воспитателя тоннель исправили).

Миша: Прими меня.

Маша: Хорошо.

И они продолжили игру вместе.

       Проблемы во взаимодействии детей могут возникать вследствие того, что дети не выполняют обязанности в группе, не соблюдают принятые нормы и правила поведения и т.п. В таких случаях необходимо устраивать обсуждение возникших конфликтов. Фактически детей учат анализировать конфликт, понимать причины его возникновения и искать конструктивные способы выхода из сложившихся ситуаций взаимодействия. Не следует закрывать глаза на противоречия и конфликты, которые неизбежно возникают в группах детей, их надо учитывать, анлизировать, обсуждать вместе с детьми.

Ситуация. Воспитатель увидела, как Петя (4 года) и Витя (4.5 года) держатся за ракету, каждый тянет ее к себе. Вот-вот вспыхнет ссора.

Какие могут быть действия по предотвращению конфликта?

Решение.

-Мальчики, подождите тянуть ракету, она поломается и никому не достанется, - сказала воспитатель.

-Кто из вас сильнее, скажите?

-Я. – говорит Витя,

-Я, - говорит  Петя.

-Нет, я! Я и ростом выше Пети, - говорит Витя.

-А я не верю, что ты, Витя, сильный, - говорит воспитатель. – Сильные всегда уступают тем, кто слабее, защищают их. А ты как поступаешь?

Витя, подумав, сказал:

-Ну, ладно, пусть Петя играет ракетой первый. А потом я. Да, Петя?

Воспитатель похвалила Витю.

-Теперь я вижу, что ты большой и сильный.

Витя был очень доволен вниманием воспитателя.

Правила эффективной обратной связи.

Приемы, вызывающие доверие партнера по общению.

1. Улыбка.

Внутреннее позитивное и уважительное отношение к партнеру выражается в мимике, взгляде, позе, наклоне туловища и головы, тональности речи. Стоит подумать о приятном предстоящем общении, как мозг положительно отреагирует, появится улыбка и другие сопутствующие внешние проявления.

2. Имя.

Собственное имя вызывает у человека положительные чувства, чаще следует называть собеседника по имени.

3. Я.

Подчеркните индивидуальность, достоинства партнера по общению.

4. Что я хочу.

Подчеркните желания, потребности партнера.

5. Благородные намерения.

Обычно мы оцениваем других по результатам, а себя по намерениям. Попробуйте по-другому; «Я верю, что вы сделаете все возможное. Вы хороший, уважаемый человек».

6. Пол.

Принять во внимание половые роли.

7. Подчеркивание положительных моментов партнера.

Партнер невольно будет стремиться оправдать высказанные вами положительные ожидания.

8. Предвосхищение.

Предвосхищайте возможные негативные реакции собеседника. Например: «Я рад, что вы положительно отнеслись к определенному вопросу, несмотря на трудность его разрешения».

9. Настроение.

Затронуть те особенности настроения собеседника, которые «прослеживаются» в его поведении. Например: «Несмотря на вашу усталость, вы готовы решить вопрос о…».

10. Сотрудничество на все времена.

-молчаливое поощрение участливым взглядом,

-поддержка междометиями,

-повторение последней фразы собеседника с изменением порядка слов («Зеркало»),

-повторение мысли говорящего другими словами («Парафраз»),

-постановка наводящих вопросов (Что? Где? Когда? Почему?),

-постановка уточняющих вопросов («Что имел в виду?»),

-постановка  побуждающих вопросов («Ну и …что дальше?»),

-помощь в завершении фраз путем подсказывания слов,

-проявление эмоциональных реакций (Здорово, смех, ах).

Алгоритм активного слушания в диалоге.

            Активное слушание – это техника общения с собеседником, заключающаяся в оказании ему поддержки в разговоре и активировании его речи при сохранении внутреннего психологического комфорта.

             Внутренний стержень активного слушания – переключение себя (своих мыслей, чувств, состояния) на собеседника (его мысли, чувства, состояние).

Ты-  и Я- высказывания

Ситуация. Ребенок смотрит телевизор, включив его так громко, что мешает разговаривать родителям в соседней комнате.

Ты - высказывание

Я - высказывание

Ты что, не можешь быть повнимательнее к другим? Почему ты включил телевизор так громко?

Я плохо себя чувствую. Мне надо поговорить с твоим отцом, а этот шум доводит нас до плохого состояния.

«Я – высказывание» - это способ вербального выражения чувств, возникающих в напряженных ситуациях.

Советы при возникновении межличностных конфликтов.

Для предупреждения возникновения межличностного конфликта необходимо:

1. Знать своих партнеров, их личностные особенности.

2. Уметь ладить с каждым из партнеров.

3. Соблюдать «социальную дистанцию» во взаимоотношениях.

4. Чем уже совместные интересы (например, только спорт), тем больше возможности увеличения конфликтов.

5. Стараться не вступать в спор. Карнеги подчеркивает, что есть один способ  одержать верх в споре – это уклонение от него.

6. Избегать ситуаций, которые провоцируют возникновение противоречий.

7. Легче предотвратить конфликт. На первых порах – «сглаживание»: надо стараться не выпускать наружу признаки конфликта, апеллируя к солидарности.

Правила безконфликтного общения

1. Не употребляйте конфликтогенов.

  • Слова и действия, приводящие к конфликтам.

2. Не отвечайте конфликтогеном на конфликтоген.

  • Обычно ответ более сильный, чем конфликтоген.

3. Проявляйте эмпатию к собеседнику.

  • Дружественная улыбка. Внимание. Интерес к личности.
  • Уважительное отношение.

4. Делайте больше эмоциональных посылов.

Прежде чем включаться в конфликт – подумайте:

1. Есть ли  противоречия, из-за которых стоит конфликтовать?

2. Возможно ли решение проблемы другим способом (без конфликта)?

3. Есть ли гарантии достижения результата конфликта?

4. Какова будет цена победы или поражения?

5. Каковы возможные последствия?

6. Как будут реагировать на конфликт окружающие люди?

 

Разрешение межличностных конфликтов

Навыки разрешения межличностного конфликта складываются постепенно при накоплении психологических знаний. Каждый находит свой путь поведения в конфликтной ситуации, свою технологию управления конфликтными ситуациями.

Разрешать межличностный конфликт необходимо по возможности быстрее («здесь и сейчас») .

Решать очередную проблему лучше, не вспоминая ранее спорные вопросы, факты. Обсудите проблему конструктивной основе и в деловой обстановке.

Позицию «Ты против меня» измените на позицию «Мы против проблемы».

Советы при возникновении межличностного конфликта

1. Дайте партнеру «разрядиться». При его агрессивности помогите ему снизить внутреннее напряжение, что-либо говорить ему бесполезно. Надо вести себя спокойно, уверенно, но не высокомерно.

2. Попросите его спокойно высказать свои претензии. Спросите о фактах, доказательствах, а не о выраженных эмоций. Людям свойственно путать факты и эмоции.

3. Сбивайте агрессию неожиданными приемами. Спросите так, чтобы сознание разъяренного партнера с отрицательных эмоций переключить на положительные. Это может быть просьба о доверительном совете. Или неожиданный вопрос совсем о другом, не значимом для него. Можно напомнить о том, что связано с прошлым и было приятным для человека.

4. Не давая партнеру отрицательных оценок, говорите о своих чувствах. «Я чувствую себя обманутым», но не «Вы меня обманули». Или «Я очень огорчен тем, как Вы со мной говорите». Но не «Вы грубый человек».

5. Попросите сформулировать проблему, желаемый результат. Проблема – это то, что надо решать, и ее надо отделить от эмоций. Отделите человека от проблемы и сосредоточьтесь на проблеме. Сконцентрируйтесь на интересах, а не на позициях. Разговор на уровне позиций – это борьба сил.

6. Предложите партнеру высказать свои соображения по проблеме и варианты решения. Виноватых искать не надо. Надо искать выход из создавшегося положения, искать взаимоприемлемое решение. Должны победить оба. «Мы против проблемы».

7. В любом случае «сохраните лицо свое и партнера». Не задевайте его достоинства. Не затрагивайте его личность. Дайте оценку действиям и поступкам. Можно сказать: «Вы не выполнили свое обязательство», но нельзя говорить: «Вы необязательный человек». Должно быть соучастие. Партнеры должны чувствовать, что с ними считаются.  Непонятый человек раздражается.

8. Уточните смысл его высказываний и претензий. «Правильно ли вас понял…». «Вы сказали, что...». «Позвольте я перескажу, как я понял…» Это устранит недоразумения, уменьшит агрессивность.

9. Сохраняйте позицию «на равных». Она позволяет обоим быть на высоте.

10. Ничего не надо доказывать. Никто никогда в конфликтной ситуации ничего не докажет. Пустое занятие. Надо просто установить общие точки зрения, и понять то, что разъединяет партнеров.

11. Если чувствуете свою вину, не бойтесь извиниться. Это обезоруживает партнера и вызывает уважение.

12. Замолчите первым.  Не от партнера требуйте «Замолчи!», «Прекрати!», а от себя. Добиться этого легко. Молчание позволит выйти из ссоры и прекратить ее – не с кем ссориться. Но молчание не должно быть обидным для партнера. Если оно окрашено злорадством, то это выразит агрессию.

13. Не давайте характеристик отрицательно-эмоциональному состоянию партнера: «Ну, вот, полез в бутылку!». «А чего ты бесишься?» Это увеличит конфликт.

14. Уходя, не хлопайте дверью, говоря обидные слова. Ссору можно прекратить, если спокойно и без всяких слов выйти из комнаты.

15. Говорите тогда, когда партнер остыл. Держите паузы, пока партнер не остынет. Побеждает тот, кто не дает разгореться конфликту.

16. Независимо от результата разрешения конфликта старайтесь поддерживать хорошие  отношения и дальше.

В переговорах можно использовать:

1. Метод соучастия:

  • Каждый должен чувствовать, что с ним считаются, его интересы, потребности принимаются во внимание;
  • Есть взаимопонимание.

2. Метод эмпатии:

  • Когда принимают его чувство (печаль, гнев);
  • При непонимании (нежелании) понять чувство другого – возникает напряжение конфликт;
  • Не понятый в своих чувствах человек отдаляется и замыкается в себе, становится раздраженным;
  • Большинство людей нуждается в психологической профессиональной поддержке в условиях эмоционального конфликта.

3. Метод провоцирования на добро. Доброта подкупает, располагает друг к другу.

Конфликтующий, прав он или виноват – всегда страдалец. Надо высказать ему свое сочувствие, дать положительную характеристику («Вы человек умный» и т.д.) Стремясь оправдать положительную оценку, человек постарается решить проблему.

4. Метод психологического сближения:

  • Акцентируйте внимание не на том, что разъединяет, а на том, что сближает;
  • Найдите общие интересы;
  • Не создавайте впечатление «Я не думал, что ты такой добрый и отзывчивый человек».

5. Метод вмешательства «авторитетного третьего» (референтная личность). «Третий», пользующийся доверием, может помочь,  его мнение важно для спорящих. Важно мнение «Третьего» и о сопернике.

6. Метод «обнажения агрессии». Третье лицо в игровой форме дает «выговориться о наболевшем». Выговариваясь, осмысливают проблему, можно «поменяться» ролями.

7. Метод «принудительного слушания оппонента». Конфликтующие, перед тем как сказать, должны воспроизвести мысль другого. Сделать это трудно, так как конфликтующий слышит только себя.

8. Метод «обмена позиций». Конфликтующие должны высказывать претензии с позиции своего оппонента, этот прием способствует лучшему пониманию другого.

9. Метод психологической изоляции:

  • Иногда полезно оставить человека в изоляции.

В конечном счете, для разрешения межличностного конфликта необходимо, чтобы обе стороны желали его разрешить.