Экологическое воспитание обучающихся

"Природа родного края"

Родная земля - самое великолепное что нам дано для жизни. Её мы должны возделовать, беречь и охранять всеми силами своего существа. К. Паустовский

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая
программа экологической направленности
"Природа родного края»"

Возраст обучающихся: 11-13лет
Срок реализации: 2года

Автор-составитель:
Баченина Татьяна Владиславовна, педагог
дополнительного образования

 


р.п. Токарёвка 2016


Пояснительная записка
Введение системы непрерывного экологического образования, его направленность на развитие экологической культуры подрастающего поколения требует формирования и закрепления у учащихся знаний о реальных факторах экологической опасности, практических навыках по оценке качеств окружающей среды.
В настоящее время ощущается необходимость в создании комплексных экологических программ, посвященных не какому-то отдельному разделу экологии, а таких которые помогали бы создать у детей общий экологический кругозор, комплексное восприятие экологических знаний и проблем. Большинство существующих программ ориентированы на проведение в основном, аудиторных занятий, недостаточно используя обучение непосредственно в природных условиях.
Программа направлена на формирование экологической культуры, практических навыков экологического мониторинга, знакомство с природой родного края и бережного отношения к ней. Практические навыки и знания, полученные по программе, как нельзя лучше отвечает целям экологического образования детей: возрождение и развитие их этноэкологической культуры, традиционных форм жизнедеятельности, национального самосознания.
Нормативная база: Закон Российской Федерации от 29.12.2012 года № 273 –ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»,
Концепцией развития дополнительного образования детей (утвержденной Правительством РФ от 04.09.2014г №1726),
Санитарно – эпидемиологическими требованиями к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования  от 04.07.2014 г., Письмо Минобрнауки  Российской Федерации  от 11.12.2006 г. № 06-1844  «О примерных требованиях к программам дополнительного образования»
Порядком организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам (Приказ Минобрнауки РФ от 29.08.2013г.№1008),
Письмом Минобрнауки РФ от 18.11.15 № 09-3242 «О направлении рекомендаций»
Устав муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения Токарёвской средней общеобразовательной школы №2
   Область применения – Дополнительное образование детей.. Направленность – Естественнонаучная
Актуальность программы состоит в том, что в настоящее время необходимо приобщать детей к пониманию природного своеобразия своего края, воспитывать в детях чувство национальной гордости и ответственности за сохранение и приумножение богатства своего края. Дети должны ощутить себя наследниками предшествующих поколений, трудом которых создано все, чем мы ныне владеем

Отличительные особенности программы заключаются в том, что обучение предусматривает получение знаний не только на специальных занятиях, но и во время прогулок, экскурсий, практической работы и нацелено на общее развитие школьников,  предполагает развитие наблюдательности, внимания и т.д. Предусмотренное в программе проведение  научно-исследовательских  работ позволит накапливать  эколого-краеведческий материал для использования в учебном процессе.
       Цель программы:
- формирование у детей активной жизненной позиции на основе развития экологического мышления, научных исследований и практической деятельности по охране природы, творческого подхода к изучаемым вопросам;


Задачи:
Обучающие:
• дать ребёнку системные знания об окружающем его мире в соответствии с его возрастом и способностями;
• научиться применять на практике полученные знания.
• формировать представления о краеведческой работе, о воинском долге и верности отечеству.
Развивающие:
• развивать у воспитанников эстетические чувства и умение любоваться красотой и изяществом природы;
• формировать и развивать у детей навыки психологической разгрузки при взаимодействии с миром природы;
• повышать общий интеллектуальный уровень подростков;
• развивать коммуникативные способности каждого ребёнка с учётом его индивидуальности, научить общению в коллективе и с коллективом, реализовать потребности ребят в содержательном и развивающем досуге.
• развивать творческую деятельность по изучению народных промыслов, ремесел, фольклора.
Воспитательные:
• прививать чувство доброго и милосердного отношения к окружающему нас миру;
• воспитывать чувство ответственности, дисциплины и внимательного отношения к людям;
• воспитывать потребность в общении с природой;
• способствовать формированию экологического восприятия и сознания общественной активности;
• способствовать укреплению здоровья ребят, посредством общения с природой и проведению массовых мероприятий на свежем воздухе.
• эмоционально стимулировать патриотические чувства учащихся через приобщение к воинским традициям.
    Методы обучения:
К изучаемым темам указаны практические работы, экскурсии, фенологические
наблюдения, практическая деятельность, которым должно уделяться самое серьезное внимание. Только на основе наблюдений, исследований (проектов) и практической деятельности возможно осуществление экологического воспитания.
Отличительные особенности данной дополнительной образовательной программы от уже существующих образовательных программ: программа предназначена для изучения экологии окрестностей сел в микрорайоне школы ( Петровское, Васильевка, Чичерино, Малая Ящерка, Остроухово, Красный куст, Львово)
Возраст детей, участвующих в реализации программы: 10-13 лет
Принимаются все желающие без предварительного отбора.

Срок реализации программы: - 2 года. В первый и второй  год обучения предполагаются 35 часов в год: из них – 15 часов на теоретический курс; 15 часов -  предназначаются для выполнения практических работ на местности и оформления результатов исследовательской деятельности; 5 часов отводятся на работу с обучающимися, выбравшими самостоятельные темы для работы по индивидуальным планам. Это может быть подготовка докладов на научно-практическую конференцию, подготовка аншлагов, плакатов, изготовление гербарий, оформление и дополнение экспозиций школьного историко-краеведческого музея:
Занятия проводятся  по 1 часу   еженедельно:
Основные ожидаемые результаты
- развитие практических умений учащихся, формирование навыков практической оценки состояния окружающей среды;
- развитие исследовательских умений в области экологического образования;
- развитие экологической грамотности;
- повышение роли актуализированной практико-ориентированной деятельности учащихся в учебно-воспитательном процессе.
Критериями оценки, на основании которых можно судить о личностном росте обучающихся в кружке «Экология родного края» являются:
1 год обучения:
- Умение самостоятельно добывать знания и применять их на практике;
- Умение  грамотно вести диалоги и  аргументировано  участвовать в обсуждении, задавать и отвечать на вопросы различного характера;
- Активно участвовать в коллективной познавательной деятельности;
      2 год обучения:
- Умение самостоятельно работать с литературой, вести дневник наблюдений, писать рефераты;
- Знание основных экологических проблем села, района, области, форм и методов охраны окружающей среды;
- Умение готовить выступления о результатах  наблюдений на заседаниях кружка, классных часах, экологических вечерах, конференциях, т.е. грамотно описывать и анализировать полученные данные;
- Умение проводить занятия в кружке, игровые программы, готовить вечера, праздники
Оценка знаний и умений учащихся
Промежуточный контроль: тестовая проверка (после каждой большой темы), отслеживание текущих результатов – успеваемость в основной школе, рост познавательного интереса.
Итоговый контроль: количество и уровень выполненных творческих работ, участие в районных, областных и Всероссийских этапах эколого-биологических конкурсов  и конференциях. Практические навыки и умения будут отслеживаться по результатам выполнения исследовательских и проектных работ, отчетов по полевым практикам, через участие в ролевых играх, в системе педагогических наблюдений.
Формы организации учебных занятий
При изучении курса «Природа родного края» используются следующие формы учебных занятий: практические, фронтальные, индивидуальные, работа в группах, в парах, проектирование, исследовательская деятельность, беседа, диалог, экскурсии в краеведческий музей, экскурсии в природу.
ОСНОВНЫЕ ВИДЫ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
На занятиях курса используются различные игры: «Признаки живого и неживого», «Угадай растение, животное по описанию», «Угадай растение, и животного по силуэту», «Угадай животное и растение по отдельным частям», «Нарисуй своего любимого животного», «Сочини сказку», «Игра –пантомима угадай кто я». Учащиеся учатся различать явления в природе, отличия факторов природы, слушать музыку природы. При изучении нашего города узнают о предприятиях, садах, парках, музеях, истории города, смотрим фильм о городе. Составление кроссвордов о животных, растениях. Загадки, шарады. Экологические задачи, почему нужно сохранять природу.
Практические работы, творческие отчеты, работа над проектом, защита проекта, составление книжек-малышек, работа с гербариями, работа с коллекцией насекомых, работа с коллекцией полезных ископаемых и картой Тамбовской области, конструирование, опыты.
Обоснование значимости программы, ее новизна
В настоящее время отсутствуют программы экологического образования детей, основанных на местных материалах. Необходимость и возможность проведения практических занятий по экологии наглядно продемонстрировало создание областного центра экологической политики и культуры и  разработка областной долгосрочной  целевой программы «Экология и природные ресурсы Тамбовской области» (в ред. Постановлений администрации Тамбовской области от 07.07.2009 N 797, от 30.07.2009 N 897) , а также образовательная программа сельского поселения «Экология сельских поселений хозяйствующего субъекта «АГРО-ВИЛИОН». Данная программа разработана для конкретного, постоянно действующего контингента обучающихся филиала Токаревской СОШ №2 в д. Чичерино и адаптирована к условиям данной школы.
Условия реализации программы
Главная особенность реализации программы – привязка к конкретной школе и конкретному контингенту детей. Это обосновывается задачами, поставленными в данной программе и образовательной программе сельского поселения  и предусматривает сочетание теоретической и практической деятельности учащихся, направленной на их реализацию.
Для этого имеются конкретные условия: -учебная база филиала ТСОШ №2 в д. Чичерино;
- экспериментальная площадка: ШЭП  базовой школы,  её материальная и методическая база, на которой будут реализовываться практические навыки учащихся

Содержание программы первого года обучения.
Вводное занятие.
Теория. Знакомство с ребятами; с правилами техники безопасности при занятиях в кружке, выполнении практических заданий; с задачами, стоящими перед учащимися, посещающими кружок.
Охрана природы. Предмет экологии. Задачи экологии
Теория. Что изучает экология? Содержание, предмет и задачи экологии. Законы экологии. Экология и мы. Экологические факторы.
Практика. Методы экологических исследований. Полевые лабораторные исследования
Основные формы организации жизни.
Теория. Сообщество, экосистема, биоценоз, биосфера. Понятие об экологии как о науке, которая исследует как растения и животные связаны друг с другом, как они приспособлены к окружающей их природе и как они сами влияют на природу.
Среды жизни на Земле. Экологические факторы.
Теория. Живая и неживая природа. Их взаимосвязь и отличия. Среды жизни: вода, воздух, почва. Практика. Знакомство с организмами  воздушно-наземной среды обитания. Человек – часть природы.
Растительность как биотический фактор.
Теория. Растительные сообщества. Биогеоценоз. Цепи питания. Виды растений, внесенных в Красную книгу России и Тамбовщины. Практическая работа: мониторинговые наблюдения за состоянием  растений  в парковой зоне.
Вода как абиотический фактор.
Теория. Вода – самое важное вещество на Земле. Круговорот воды в природе. Путешествие капельки воды. Животный и растительный мир и вода - биоценоз пресного водоема. Практическая работа: ознакомление с водными объектами на территории поселения, мониторинговые наблюдения  за родниками.
Температура как абиотический фактор.
Теория. Атмосфера – внешняя оболочка биосферы. Влияние солнечного  излучения на жизнь на Земле. Практика.  Растительный покров Земли – ее легкие. Наблюдения за погодой.
Эндогенные факторы.
Теория. Кислород – важный компонент жизни живых организмов. Почва – источник питательных веществ для растений, место жизни животных. Загрязнение почв и их охрана. Практическая работа: отбор почв.
Биотические взаимоотношения в биоценозе.
Теория. Разнообразие конкурентных взаимоотношений. Один организм поедает другого – значит он хищник? Растения – хищники. Растения – жертвы. . Зачем в природе нужны хищники?. Практика. Наблюдение за охотничьими инстинктами у собаки, кошки. Паразитизм.
Антропогенные  факторы.
Практика. Основы рационального управления природными ресурсами. Защита живого мира. Красная Книга. Почему она Красная? Знакомство с обитателями Красной книги, имеющимися на территории нашей области, района , села.
Организм и среда.
Теория. Химическое и биологическое загрязнение  среды и здоровье человека. Влияние звуков на организм человека. Можно ли жечь осенние листья. Спецотходы у нас дома. Практика. Человек должен стать другом природы.
Итоговое занятие.
Практика. Обобщающее занятие в конце учебного года. Проектная деятельность.

 


Содержание программы второго года обучения.
Вводное занятие.
Теория. Теория. Знакомство с задачами , программой на учебный год, правилами техники безопасности.
Экологическая работа учащихся  по летним заданиям.
Теория. Обсуждение результатов выполнения летних заданий. Водные объекты окрестностей: река Бурначка, родники, пруды. Практика. Мониторинг растений в парковой зоне Лекарственные растения. Почвенные ресурсы. Беседы о времени летнего отдыха.
Учимся передавать свои знания другим
Практика. Правила поведения в природе и составление экологических памяток для младших товарищей и для взрослых.
Способы охраны природы.
Теория. Необходимость создания охраняемых объектов. Охраняемые природные территории России: заповедники, заказники, национальные парки, памятники природы. Охраняемые объекты природы Тамбовщины. «Воронинский  биосферный заповедник». Практика. Школьный этноэкологический парк. Охотничья  тропы окрестностей. Практика. Роль учащихся в деле охраны природы родного края.
Окружающая среда и здоровье человека.
Теория. Биологическое, химическое загрязнение среды и здоровье человека. Влияние шума на здоровье человека. Метеочувствительные люди. Питание и здоровье человека. Приспособленность человека к окружающей среде. Экологические взаимоотношения организмов
Экологические взаимоотношения организмов.
Теория. Экологические взаимоотношения организмов. Типы экологических взаимоотношений Организмы и среда их обитания. Практикум.  Соответствие между организмами и средой их обитания; Различные типы экологических факторов. Экологическая Ниша.
Антропогенный фактор. Исследование окружающей среды, его этапы. Типы экологических взаимоотношений. Паразитизм и болезни. Практическая работа.Ядовитые растения и животные нашей местности
Экология популяций.
Теория. Популяции - структурные основные элементы живой природы. Основные характеристики популяций, наиболее важные процессы в них.  Видовой состав популяций. Практика. Методы измерения обилия популяций.
Структура и границы биосферы.
Теория. Структура и границы биосферы. Антропогенное воздействие на биосферу. Современное состояние природной среды. Загрязнение природной среды и его основные виды. Экологические проблемы биосферы. Сообщество, экосистема, биогеоценоз, биосфера. Структура сообщества. Пищевые связи в биогеоценозе. Продуктивность сообщества. Практика. Ярусность. Искусственные биогеоценозы. Круговорот веществ в экосистеме. Природа - аптека.
Словарь юного эколога.
Практика. Ребята  записывают экологические термины в тетради и делают к ним пояснения. Составление кодекса юного эколога
Хочу быть здоровым.
Теория. Практика. Правила первой медицинской помощи при отравлениях, ушибах, вывихах, переломах, ожогах. Влияние вредных привычек на организм человека. Истоки наркомании. Красота и коварство цветков мака. Конопля – гашиш. Влияние алкоголя на работу внутренних органов человека. Ошибка Петра Первого. Наркоман в обнимку с пьяницей. Курильщики не рождаются, а умирают. Как становятся токсикоманами. Как воспитать волю. Поговорим о сквернословии.
Красная книга.
Теория. История создания Красной книги. Красная книга Тамбовской области. Практика Составление Красной книги нашего родного края. Проект «Первоцвет». Сбор растений занесенных в Красную книгу, для составления гербария.

 


Учебно-тематический план: 1 год обучения
№ Тема занятия Количество
часов Теория Практика
1 Введение 1 1
2 Охрана природы Предмет экологии Задачи экологии Взаимосвязь экологии с другими науками 1 1
3 Взаимоотношения организмов 1 1 -
4 Методы экологических исследований. Полевые лабораторные исследования 1 - 1
5 Современные проблемы охраны окружающей среды 1 1 -
6 Основные формы организации жизни 1 1 -
7 Сообщества. Экосистема 1 1 -
8 Биогеоценозы 1 - 1
9 Разнообразие жизни Микроорганизмы Растения Животные Грибы 1 1
10 Приспособления организмов 1 1 -
11 Среды жизни на Земле 1 - 1
12 Живая и неживая природа Взаимосвязь живой и неживой природы 1 - 1
13 Среда жизни: вода Организмы водной среды 1 1 -
14 Среда жизни: воздух Организмы наземно-воздушной среды 1 - 1
15 Среда жизни: почва Организмы почвенной среды 1 1 -
16 Человек – часть природы 1 - 1
17 Растительные сообщества 1 - 1
18 Биогеоценоз березового леса. Ролевая игра 1 - 1
19 Цепи питания Растительность - важнейший ресурс 1 - 1
20 Виды растений занесенных в Красную книгу  Тамбовской области 1 - 1
21 Определение растительного сообщества, видового состава Карта растительности 1 - 1
22 Видовой состав растительности 1 - 1
23 Агробиоценоз 1 1 -
24 Состав растительности парковой зоны окрестностей школы 1 - 1
25 Вода – как абиотический фактор Рациональное использование водных ресурсов 1 1 -
26  Водоем как экологическая система 1 1 -
27 Биоценоз пресного водоема 1 - 1
28 Родник – источник жизни 1 - 1
29 Температура как абиотический фактор Влияние солнечного света на жизнь на земле 1 1 -
30 Наблюдения за погодой 1 - 1
31 Эндогенные факторы. Биотические взаимоотношения в биоценозе 1 1 -
32 Отношение хищник-жертва Паразитизм 1 1 -
33 Антропогенные факторы 1 - 1
34 Химическое и биологическое загрязнение среды.
Спецотходы у нас дома               1 - 1
35 Человек друг природы 1 - 1
Всего: 35 16 19
                                                                     
  
Учебно-тематический план
2 год обучения.
№ п/п Тема занятия Количество часов Теория Практика
1 Вводное занятие. 1 1 -
2 Экологическая работа учащихся по летним заданиям 1 - 1
3 Водные объекты окрестностей: Река Бурначка 1 - 1
4 Водные объекты : родники 1 - 1
5 Лекарственные растения  1 - 1
6 Природа - аптека 1 - 1
7 Почвенные ресурсы  1 - 1
8 Умей передать свои знания другим 1 - 1
9 Правила поведения в природе 1 - 1
10 Составление экологических памяток для младших товарищей и для взрослых 1 - 1
11 Способы охраны природы Необходимость создания охраняемых объектов. 1 1 -
12 Охраняемые природные территории России: заповедники, заказники, национальные парки, памятники природы Ботанические сады и зоопарки как место сохранения и размножения редких видов растений и животных 1 1 -
13 Охраняемые объекты природы Тамбовщины 1 1 -
14 Воронинский заповедник 1 - 1
15 Школьный этноэкологический парк  1 - 1
16 Охотничья  тропы окрестностей 1 - 1
17 Окружающая среда и здоровье человека 1 1 -
18 Влияние шума на здоровье человека. 1 1 -
19 Метеочувствительные люди. Питание и здоровье человека. 1 - 1
20 Организмы и среда их обитания
Исследование окружающей среды. Соответствие между организмами и средой их обитания; 1 1 -
21 Различные типы экологических факторов. Экологическая Ниша.
Антропогенный фактор. 1 1 -
22 Экология популяций. Популяции - структурные основные элементы живой природы. Основные характеристики популяций, наиболее важные процессы в них. Видовой состав популяций Методы измерения обилия популяций 1 1 -
23 Экологические взаимоотношения организмов. Типы экологических взаимоотношений 1 1 -
24 Ядовитые растения и животные нашей местности  1 - 1
25 Структура и границы биосферы Антропогенное воздействие на биосферу 1 1 -
26 Современное состояние природной среды. 1 1 -
27 Загрязнение природной среды и его основные виды. 1 1 -
28 Экологические проблемы биосферы Сообщество, экосистема, биогеоценоз, биосфера. 1 1 -
29 Структура сообщества. Пищевые связи в биогеоценозе. Продуктивность сообщества 1 1 -
30 Ярусность. Искусственные биогеоценозы. 1 - 1
31 Словарь юного эколога. Составление кодекса юного эколога. Проект «Первоцвет». 1 - 1
32 Хочу быть здоровым! Правила первой медицинской помощи при отравлениях, ожогах ушибах, вывихах, переломах 1 - 1
33 Влияние вредных привычек на организм человека. Истоки наркомании. Красота и коварство цветков мака. Конопля – гашиш Влияние алкоголя на работу внутренних органов человека. Ошибка Петра Первого 1 - 1
34 Поговорим о сквернословии 1 - 1
35 Составление Красной книги нашего родного края. Сбор растений занесенных в Красную книгу, для составления гербария 1 - 1
Всего: 35 15          20

 

 

Методическое обеспечение дополнительной  образовательной программы 
«Природа родного края» 1 год обучения.

№ Раздел, тема Формы организации занятий Методы, приемы, дидактический материал Форма подведения итогов
Введение Экскурсия Методы: словесный, наглядный. Средства обучения: иллюстрации, специальная литература, натуральные объекты. Начальная диагностика. Тестирование
1. Охрана природы. Предмет экологии. Задачи экологии
Аукцион знаний Методы: словесный (рассказ, беседа), наглядный, практический, наблюдение, зарисовка. Средства обучения: натуральные объекты, раздаточный материал, иллюстрации, фотографии, географические карты, разработки викторин, игр, дискуссии, устного журнала, конкурсной  программы, заочной экскурсии. Аукцион знаний «Наука экология. О чём она?»
2. Основные формы организации жизни.
Викторина  Викторина «Формы организации жизни»
3. Среды жизни на Земле. Экологические факторы.
Игра  Игра «Найди и отгадай!»
4. Растительность как биотический фактор.
Игра  Поле Чудес «Красота цветов»
5. Вода как абиотический фактор.
Путешествие  Путешествие капельки воды
6. Температура как абиотический фактор.
Игра  Игра «Гимн Солнцу»
7. Эндогенные факторы.
Заочная экскурсия  Заочная экскурсия «Скачем по родным просторам»
8. Биотические взаимоотношения в биоценозе.
Устный журнал  «Если бы я был хищником»
9. Антропогенные  факторы.
Игра   Поле Чудес «Мы и они»
10. Организм и среда.
Дискуссия  Человек должен стать другом природы.

Заключение Экскурсия Методы: метод контроля.  Итоговая диагностика.
Проектная деятельность

 

Методическое обеспечение дополнительной образовательной программы
«Природа родного края», 2 год обучения

№ Раздел, тема Формы организации занятий Методы, приемы, дидактический материал Форма подведения итогов
1 Введение Экскурсия  Начальная диагностика. Тестирование
2 Экологическая работа учащихся  по летним заданиям.
Проектная деятельность  Методы: рассказ, беседа, наглядный, практический, наблюдение, зарисовка, фото, эксперимент. Средства обучения: натуральные объекты, раздаточный материал, иллюстрации, фотографии, географические карты, лабораторная посуда для исследований.
Презентация
3 Учимся передавать свои знания другим
Практическое занятие Методы: словесный, наглядный, практический. Средства обучения: иллюстрации, специальная литература, натуральные объекты.

Методы: рассказ, беседа, наглядный, практический, наблюдение, зарисовка, фото, эксперимент. Средства обучения: натуральные объекты, раздаточный материал, иллюстрации, фотографии, географические карты,  сообщения детей, презентации.

Методы: рассказ, беседа, наглядный, практический, наблюдение, зарисовка, фото, эксперимент. Средства обучения: натуральные объекты, раздаточный материал, иллюстрации, фотографии, географические карты,  сообщения детей, презентации. Составление памятки «Правила поведения в природе»
4 Способы охраны природы.

Викторина  Викторина «Что ты знаешь об охране природы»
5 Окружающая среда и здоровье человека.
Игра   Игра «Если хочешь быть здоров!»
6 Экологические взаимоотношения организмов. Дискуссия  Диспут «Экологические факторы»
7 Экология популяций. Практикум  Методы измерения обилия популяций
8 Структура и границы биосферы Игра Методы: словесный, наглядный, практический. Средства обучения: иллюстрации, специальная литература, натуральные объекты.  Поле чудес « Аптека вокруг нас»
9 Словарь юного эколога. Практикум Методы: словесный, наглядный, практический. Средства обучения: иллюстрации, специальная литература, натуральные объекты.
Составление кодекса юного эколога
10 Хочу быть здоровым.
Устный журнал Методы: словесный, наглядный, практический. Средства обучения: иллюстрации, специальная литература, натуральные объекты.  «Вредным привычкам скажем – НЕТ!!!»
11 Красная книга.
Экскурсия Методы: словесный, наглядный, практический. Сбор растений занесенных в Красную книгу области, для составления гербария.
                                    

 

 


Ожидаемый результат
Личностные
Показателями в личностной сфере ребенка будет:
• интерес к познанию мира природы;
• потребность к осуществлению экологически сообразных поступков;
• осознание места и роли человека в биосфере как существа биосоциального;
• преобладание мотивации гармоничного взаимодействия с природой с точки зрения экологической допустимости.
Учащиеся будут знать:
• планета Земля – наш большой дом;
• неживое и живое в природе;
• основные группы растительных и животных организмов и их приспособленность к условиям существования;
• влияние деятельности человека на условия жизни живых организмов;
• значение растений и животных в жизни человека;
• многообразие растений, животных, экологические связи между ними;
• основные виды растений и животных;
• человек – существо природное и социальное; разносторонние связи человека с окружающей природной средой;
• условия, влияющие на сохранение здоровья и жизни человека и природы;
• позитивное и негативное влияние деятельности человека в природе;
• способы сохранения окружающей природы;
• что такое наблюдение и опыт;
• экологически сообразные правила поведения в природе.
Учащиеся будут уметь:
• выполнять правила экологически сообразного поведения в природе;
• применять теоретические знания при общении с живыми организмами и в практической деятельности по сохранению природного окружения.
• доказывать уникальность и красоту каждого природного объекта;
• заботиться об оздоровлении окружающей природной среды, об улучшении качества жизни;
• предвидеть последствия деятельности людей в природе (конкретные примеры);
• наблюдать предметы и явления природы по предложенному плану или схеме;
• оформлять результаты наблюдений в виде простейших схем, знаков, рисунков, описаний, выводов;
• ставить простейшие опыты с объектами живой и неживой природы;
• проявлять нетерпимость к экологически неграмотным поступкам и действиям;
• выражать свое отношение к природе и людям в игре и продуктивной деятельности в виде рисования, изготовление поделок, составление сказок, мини – сочинений и т.п.
• формировать активную гражданскую позицию, самооценку, самосовершенствование личности;
• воспитывать упорство, стремление к поставленной цели, развитие эмоционально-волевой сферы ребенка;
• логически мыслить, проявлять любознательность и интерес к познавательной деятельности.
Метапредметными результатами освоения курса внеурочной деятельности «Природа родного края» является формирование следующих универсальных учебных действий
Ученик научится:
• принимать и сохранять учебную задачу;
• учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;
• планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане;
• учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения;
• осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
• оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки;
• адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;
• вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок,
• в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
• преобразовывать практическую задачу в познавательную;
• проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
• самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале;
• осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и по способу действия, актуальный контроль на уровне произвольного внимания;
• самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение, как по ходу его реализации, так и в конце действия;
• осмысливать практическую задачу, для решения которой недостаточно знаний дать возможность ребенку самому выдвигать свои гипотезы, не боясь при этом сделать ошибку;
• умения прогнозировать свои действия по отношению к окружающей среде.
Ожидаемый результат
Показателями в личностной сфере ребенка будет:
• интерес к познанию мира природы;
• потребность к осуществлению экологически сообразных поступков;
• осознание места и роли человека в биосфере как существа биосоциального;
• преобладание мотивации гармоничного взаимодействия с природой с точки зрения экологической допустимости.
Учащиеся будут знать:
• планета Земля – наш большой дом;
• неживое и живое в природе;
• основные группы растительных и животных организмов и их приспособленность к условиям существования;
• влияние деятельности человека на условия жизни живых организмов;
• значение растений и животных в жизни человека;
• многообразие растений, животных, экологические связи между ними;
• основные виды растений и животных;
• человек – существо природное и социальное; разносторонние связи человека с окружающей природной средой;
• условия, влияющие на сохранение здоровья и жизни человека и природы;
• позитивное и негативное влияние деятельности человека в природе;
• способы сохранения окружающей природы;
• что такое наблюдение и опыт;
• экологически сообразные правила поведения в природе.
Учащиеся будут уметь:
• выполнять правила экологически сообразного поведения в природе;
• применять теоретические знания при общении с живыми организмами и в практической деятельности по сохранению природного окружения.
• доказывать уникальность и красоту каждого природного объекта;
• заботиться об оздоровлении окружающей природной среды, об улучшении качества жизни;
• предвидеть последствия деятельности людей в природе (конкретные примеры);
• наблюдать предметы и явления природы по предложенному плану или схеме;
• оформлять результаты наблюдений в виде простейших схем, знаков, рисунков, описаний, выводов;
• ставить простейшие опыты с объектами живой и неживой природы;
• проявлять нетерпимость к экологически неграмотным поступкам и действиям;
• выражать свое отношение к природе и людям в игре и продуктивной деятельности в виде рисования, изготовление поделок, составление сказок, мини – сочинений и т.п.
• формировать активную гражданскую позицию, самооценку, самосовершенствование личности;
• воспитывать упорство, стремление к поставленной цели, развитие эмоционально-волевой сферы ребенка;
• логически мыслить, проявлять любознательность и интерес к познавательной деятельности.
Программа занятий придерживается основных научных и методологических направлений современной науки. В основу работы  положены теоретические, лабораторные, практические работы, наблюдения в природе, работа с научно-популярной литературой, определителями, справочниками, составление отчетов, презентация, подготовка докладов, рефератов, и проведение самостоятельных исследований и экскурсий.

Критериями оценки, на основании которых можно судить о личностном росте обучающихся , являются:
1 год обучения:
- умение самостоятельно добывать знания и применять их на практике;
- умение грамотно вести диалоги и аргументировано участвовать в обсуждении, задавать и отвечать на вопросы различного характера;
- активное участие в коллективной познавательной деятельности.
2 год обучения:
- умение проводить опыты с целью изучения вредных воздействий на здоровье человека;
- умение самостоятельно работать с литературой, вести дневник наблюдений, писать рефераты;
- знание основных экологических проблем города, форм и методов охраны окружающей среды.
- умение готовить выступления о результатах наблюдений на конференции, т.е. грамотно описывать и анализировать полученные данные;
- умение проводить занятия в объединении, игровые программы, праздники.


Этапы педагогического контроля:
№ п\п Какие знания, умения и навыки контролируются Форма подведения итогов Сроки
1
2
3

4.
5. Умение выполнять практические работы.
Навыки поведения в природе
Умение раскрывать экологические понятия
Знания редких и исчезающих видов животных и растений
Знание терминов, понятий. Экскурсии, проекты
Составление правил
Тестирование

Викторина
Самостоятельная работа В течение года
Во время экскурсий
По итогам изучения темы
Первый год обучения.
По мере необходимости


Просветительская и досуговая работа:
№ п\п Содержание (экскурсии, поездки, вечера) Количество часов
1 Подготовка и проведение праздников 3
2 Уроки Гнома эконома 5
3 По страницам занимательной литературы 2
4 Викторины конкурсы, игры, беседы 6
5 Экскурсии 4

 

Глоссарий


Акклиматизация – приспособление живых организмов к новым условиям существования.
Ботаника – наука о растениях.
Браконьерство – добыча или уничтожение животных с нарушением правил охоты и требований законов по охране животного мира.
Выживание – способность организма сохранять свою жизнь при изменениях окружающей среды.
Заказник – территория, где охраняются один или несколько видов животных или растений.
Заповедник – особо охраняемая территория, где запрещены все виды хозяйственной деятельности.
Красная книга – список редких и находящихся под угрозой исчезновения животных и растений.
Родник – место, где вода вытекает из-под земли.


Материально-техническое обеспечение:
- стенды кабинета биологии, атласы тамбовской области, стенд Красная книга Тамбовской области, календарь погоды, приборы для изучения темы о погоде,
- мини-лабораторня кабинета биологии, микроскопы.
информационное обеспечение – аудио-, видео-, фото-, интернет источники;

 

Литература для педагога

1. Былова А.М. - Экология растений. Москва - «Вентана Графа», 2002 г.
     2. Бидюков Г.Ф., Благосклонов К.Н., Вершинина Т.А. Сборник «Программы для внешкольных учреждений и общеобразовательных школ.         
          Исследователи природы».- «Просвещение», М., 1983
3. Балабанова В.В. - Предметные недели в школе по биологии, экологии, здоровый образ жизни - Волгоград « Учитель», 2001 г.
4. Дежникова Н.С. и другие. Воспитание экологической культуры у детей и подростков. Экологические занятия. – Педагогическое общество России, М., 2001.
5. Дольник В. - Непослушное дитя биосферы - Москва «Педагогика – пресс», 1994
6. Колокольников А.Н. Самодельные наглядные пособия по географии. Пособие для учителя.- Государственное учебно - педагогическое издательство Министерства просвещения РСФСР, М., 1961
7. Мансурова С.Е., Кокуева Г.Н. Следим за окружающей средой нашего города. Школьный практикум. – Владос, М., 2001.

Литература, рекомендованная для чтении обучающихся.
1. Акимушкин И. Причуды природы., Ч. 1, 2. - М.: Юный натуралист, 1992
2. Асеева Т.В., Тихомиров В.Н. Школьный ботанический атлас. М., Просвещение, 1999
         3. Багрова Л.А. Я познаю мир - М.: ACT, I997
4. Банников А.Г. Земноводные и пресмыкающиеся. М., Мысль, 1975
5. Второв П.П., Дроздов Н.Н. Определитель птиц фауны СССР. М., Просвещение, 1980
6. Гарибова Л.В. Водоросли, лишайники и мхи. М., Мысль, 1988
7. Любимцев В.В. Что? Где? Когда? Как? Зачем? Почему? - М.: Дрофа, 1995
8. Одум Ю. Основы экологии. М., Мир, 1975
9. Рычин Ю.В. Древесно-кустарниковая флора. М., Просвещение,1992
10. Рянжин С.В. Экологический букварь. - С.-Петербург, 1994 .Журнал "Муравейник
11. Фабр П. Популярная экология. М., Мир,1971

 


 

Новости

Татьяна Баченина

Агитбригада "Витаминка" приняла активное участие в Муниципальном этапе областного фестиваля школьных агитбригад «Здоровым быть здорово!», посвященного Десятилетию детства в России. Наша номинация "Здоровая еда - здоровое поколение"

Татьяна Баченина

Птицам трудно приходится зимой, им не только холодно, но и голодно. Нет ни букашек, ни жучков, ни ягодок, ни травки. Тяжело зимой птицам отыскать еду

Как мы с вами можем помочь птицам пережить зиму?  Нужно делать кормушки. Одна кормушка может спасти от смерти до 50 синиц за зиму. Одна синица спасает от вредителей до 10 деревьев за сезон. Одно небольшое дерево обеспечивает кислородом 3 человека.

В филиале Токаревской СОШ №2 в д. Чичерино  27 ноября обучающиеся 5-6 классов под руководством учителя биологии Егоровой Л, Н., учителя экологии Бачениной Т.В. и классного руководителя 5 класса Камченковой Н.В. провели акцию «Покорми птиц зимой!». Дети изготовили кормушки для птиц, принесли птичий корм и развесили их в школьном парке.

Татьяна Баченина

15 сентября в школе прошел экологический субботник "День Чистоты" В рамках Всероссийской акции "Вода России" волонтеры очистили от мусора пляж около пруда "Соломенный", пляж берега реки Бурначки. младшие школьники - эколята убрали мусор на автобусной остановке и в школьном дворе. "Самым распространенным видом мусора , который мы убирали являются бутылки, полиэтиленовые пакеты, бумага. Мы все убрали и сделали все вокруг чище и краше! - отметил один из участников субботника Суравикин Валера.

Татьяна Баченина

 

Святой источник в с. Мамонтово

 

Татьяна Баченина

С 25 апреля по 25 мая юные экологи нашей школы приняли активное участие в областной экологической акции «Чистый ручеек» цель акции - формирование экологической культуры и развитие детского сотрудничества в области экологии, привлечение внимания учащихся и общественности к проблемам охраны водных объектов,

 

 

 

расположенных в Тамбовской области Акция включает в себя: проведение экологических уроков - "Вода и здоровье", интегрированный урок (биология и география) "Вода - это жизнь", "Проблемы озера Байкала", Олимпиада - "Эта известная и неизвестная вода", праздник "Путешествие капелек", конкурс рисунков "Сохраним воду чистой" и т.д.; мероприятия по расчистке ручьев и берегов водоемов от мусора, а также выполнение работ по очистке родников и благоустройству прилегающих к ним территорий.

 

Татьяна Баченина

2 сентября состоялся субботник "Зеленая Россия".

 

 

 

Татьяна Баченина

«Всероссийский экологический субботник «Зеленая Россия»

 

 

Сценарий праздника

Место проведения - филиал МБОУ Токаревской СОШ №2 в д. Чичерино Токаревский район Тамбовская область

Количество участников субботника – 42 человека

Цель: Организация совместного досуга педагогов и учащихся через субботник.

Задачи:

Воспитательная: Воспитывать аккуратность, бережное отношение к природе, окружающему миру. Соблюдение чистоты в доме, дворе , на природе.

Развивающая: Формирование интереса к труду, желания трудиться, желание беречь природу, развивать навыки трудовой деятельности.

Оформление: Плакаты с лозунгами: "Штаб субботника", "Все на субботник!",

Оборудование: Перчатки, пакеты для мусора, метлы, грабли, носилки, конверты с заданиями, мультимедия, ноутбук, колонки, призы,вымпелы.

Тип занятия: Трудовой десант.

Ход занятия:

Организационный момент: Линейка.

Ведущий 1: Добрый день!

Ведущий 2: Здравствуйте, друзья!

Ведущий1: Мы рады приветствовать вас на празднике «Чистота вокруг нас», проводимого в рамках субботника «Зеленая Россия», целью которого является распространение положительного опыта в проведении экологических акций, формирование осознанного бережного отношения к природе, к родному краю.

Ведущий2: Берегите Россию – Нет России другой,

Берегите ее тишину и покой,

Это небо и солнце, Это хлеб на столе

И родное оконце в позабытом селе…

Ведущий1:

Берегите Россию, Без нее нам не жить.

Берегите ее, чтобы вечно ей быть.

Нашей правдой и силой,

Всею нашей судьбой.

Берегите Россию - нет России другой!

Ведущий2: Сегодня, 2 сентября, пришли на праздник те, кому не безразлично будущее нашей планеты, а значит и свое собственное будущее, кому не безразлично, какой увидят нашу планету следующие поколения.

Ведущий1: Все ваши мечты — о прекрасной Земле, о дружбе человека и природы. Вот это желание светлого, доброго, прекрасного будущего и объединяет нас здесь. И это замечательно!

Ведущий 2: Люди! Оглянитесь вокруг, Родная природа так прекрасна! Ей нужна забота наших рук, Чтобы красота ее не гасла.

Ведущий 1: Наше село , наш родной район с каждым днём становятся всё краше и краше. И это правильно, потому что наши люди заслуживают самого лучшего.

Ведущий 2: Словно по волшебству появляются новые модные здания, благоустроенные квартиры, прекрасные магазины.

Ведущий 1: Словно по волшебству вырастают яркие цветы на многочисленных клумбах.

Ведущий 2: Словно по волшебству... Конечно, глядя со стороны можно так подумать. Но мы – то с вами знаем, что это плод труда многих и многих людей.

Ведущий 1: Наше село , наш район хорошеет не по мановению волшебной палочки. Есть люди, усилиями которых происходят все эти чудеса: появляются детские площадки, благоустраиваются и озеленяются улицы, ремонтируются мосты, облагораживаются родники, строятся новые здания.

Ведущий 2: Эти люди заботятся о сегодняшнем дне , не забывая вчерашний, мечтая о завтрашнем дне.

Ведущий 1: И мы с огромным с удовольствием приглашаем на сцену главу Чичеринской сельской администрации Агафонова А.В.

Ведущий 2:

Рассчитайтесь по порядку,

Становитесь на зарядку.

Чтобы гибким стало тело,

Чтоб на завтра ничего не болело!

Дышим воздухом, вращаем руками,

Движения все повторяем за нами!

Звучит песня «Зарядка». Участники выполняют веселые танцевальные движения, повторяя за ведущими.

ПО маршрутным листам на уборку закрепленной территории?!

Ведущий 1: Ну что, ребята, в добрый путь! С него никак нельзя свернуть! Стоит задача перед нами – Вокруг Школы создать уют! Сейчас получите маршрутные листы, Чтобы не сбиться с верного пути! Ну а в финале трудового десанта Вас непременно ждут призы и подарки!

Участники получают маршрутные листы и расходятся на уборку закрепленной за ними территории. Трудовой десант сопровождается звучанием детских веселых песен.

По мере выполнения работы команды возвращаются на главную площадь, где участвуют в конкурсе рисунков на асфальте «Сохраним планету вместе».

Просмотр презентации «SOS – природа просит помощи!»

Мастер-класс «Куда девать мусор?» Проводит учитель биологии Баченина Т.В.

Приглашается команда взрослых и команда школьников. Команды соревнуются, показывая свои знания экологически грамотной сортировки и утилизации бытового мусора. Ведущий вынимает из коробки разный мусор (бумага, тряпки, пластиковая посуда, стеклобой, стеклотара, строительные материалы, старая обувь, растительные остатки, пищевые отходы и др.) и предлагает рассортировать мусор по коробкам с надписями («в природу», «на свалку», «сжечь», «в компостную яму», «в пункт приёма»). При сортировке командам необходимо дать экологическое обоснование своего выбора. Жюри оценивает действие команд аплодисментами или их отсутствием. За неправильный выбор ведущий вручает команде табличку со словом «штраф». Победившей команде дарят ……………………………………………………..

. Конкурс шаров «Засели Землю» (дети рисуют на шариках цветы, деревья, животных и дарят их прохожим) Настал и конкурсов черед! Кто лучше всех себя проявит, Тот приз с собою заберет!

Конкурс «Засели планету» Сейчас вы получите воздушные шары, которые нужно надуть и нарисовать на них как можно больше жителей: людей, животных, растений, т.е всех тех, кто живет на нашей огромной зеленой планете. Время на выполнение задания – 3 минуты. Как только перестанет звучать музыка, вы заканчиваете рисовать, и мы подводим итоги.

Конкурс стихов о природе, о бережном к ней отношении (задание выдается детям заранее)

Заключительная часть.

Ну вот мы с вами вновь собрались! Все поработали добросовестно! Благодарю вас за участие в нашем мероприятии и хочу вручить вымпелы и конверт с дополнительным заданием, по которому вы найдете поощрительные призы.

Награждение. (Каждому ребенку диплом за участие в субботнике и сладкий приз).

Чтобы мирно мчались годы,

Расцветал за веком век,

Другом быть для всей природы

Должен каждый человек!

Без природы в мире людям

Даже дня прожить нельзя.

Так давайте к ней мы будем

Относиться, как друзья!

Еще раз большое спасибо за участие в субботнике!

Татьяна Баченина

2 мая провели экологическое мероприятие "Вода - чудо природы". Лучшие знатоки всех особенностей воды были отмечены грамотами. 

 

Татьяна Баченина

15 апреля в школе обучающиеся 5-8 классов писали  Всероссийский экологический диктант "Заповедники России". лучшим знатокам Заповедных мест России вручены  сертификаты. Среди победителей Дмитриенко Никита, Дорофеева Вероника, завистяев Иван, забровский Игорь, Светлякова Лиза, балясникова Полина, Никитенко Олеся, Суравикин валера, Баранов Никита, Дмитриенко Максим. хамидов Вадим, астафуров Сережа, Пролякова Елена, Маркина Наталия, Беглорян Корюн.

Татьяна Баченина

В Апреле приняли активное участие во Всероссийской экологической акции "Сделаем вместе!". эколидеры в 5-8 классах провели экологические уроки на тему "свобода от отходов!!!"

 

Татьяна Баченина

С 20 по 30 апреля в нашей школе проходил Экологический субботник - "Зеленая весна - 2017". Мы благоустроили территорию школьного двора, спортивной площадки и территорию вокруг памятника "Воин - победитель". Высадили 60 саженцев по берегам реки "Бурначка", очистили от мусора родники.

Руководитель кружка учитель географии Баченина Татьяна Владиславовна

Баченина Татьяна Владиславовна – родилась 1 января 1959 года в многодетной семье Крупновых в деревни Петровское Токаревского района Тамбовской области. Отец – Крупнов Владислав Иванович – работал председателем сельского совета, а потом начальником спецхоза колхоза «Вперед к коммунизму», мать – Крупнова Тамара Сергеевна – бухгалтер. Татьяна Владиславовна закончила в 1974 году Петровскую восьмилетнюю школу, продолжила учебу  в 9-10 классе в Чичеринской средней школе. По окончанию школы, получив  аттестат с отличными и хорошими оценками, в 1976 году поступила в Тамбовский государственный педагогический институт  на факультет биолого-химический. В 1981 году успешно окончив  институт, была принята на работу как учитель биологии и географии в Петровскую основную школу. После реорганизации  Петровской основной школы в 2008 году была принята на работу в качестве преподавателя географии  в Чичеринскую среднюю общеобразовательную школу, в которой работает и сейчас. Стаж педагогической работы – 35 лет. Татьяна Владиславовна  увлеченный педагог, она обожает свой предмет и старается свои знания передать детям. С 2008 года является руководителем научного общества обучающихся «Поиск». Под её руководством школьники принимают активное участие в муниципальных и региональных этапах конкурсов. Исследовательские работы обучающихся не раз становились победителями и призерами  областных конкурсов «Гимн воде», «Подрост», «Юннат», «Юные исследователи окружающей среды», «Молодежная мода – новый стиль отношений».   В 2016 году Молоткова Ирина и Полякова Елена стали победителями  областного Открытого  форума  исследователей «Грани творчества» в номинации «Краеведение», Никитенко Олеся призер  - 2 место в номинации «Естественные науки».  За свой труд Баченина Т.В. неоднократно награждалась благодарственными письмами, благодарностями, дипломами областного Отдела Управления и науки,  имеет грамоту Тамбовской областной Думы – 2015 год, почетные грамоты Администрации Токаревского района. Татьяна Владиславовна  любит много читать, особенно исторические романы, книги о путешественниках, увлекается кулинарией и цветоводством. В приусадебном участке каких цветов только нет: это и розы, циннии, несколько сортов лилий, пионы, флоксы и т.д. У Бачениной Т.В. два взрослых сына Роман живет и работает в г Тамбове, и Олег  - военнослужащий . проживает в г. Екатеринбурге.У Татьяны Владиславовны два прекрасных внука, которые любят на каникулах навещать бабушку.