Доклад "Бикфордов шнур"
творческая работа учащихся по теме

Уробушкина Галина Юрьевна

Доклад студентов на зональной научно-практической конференции.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon doklad_bikfordov_shnur.doc70.5 КБ

Предварительный просмотр:

«Я познаю мир»

Министерство образования Московской области

ГБОУ СПО

«Московский областной колледж информационных технологий, экономики и управления» МО

Доклад

на тему: «Бикфордов шнур»

Выполнила

Постерначенко Екатерина Андреевна

студентка 412 группы

ГБОУ СПО «Московский областной колледж

информационных технологий,

экономики и управления» МО

Руководитель  

Уробушкина Галина Юрьевна,

преподаватель  ОБЖ,

контактный телефон 8(916)409-60-54

Ликино-Дулево

2013г.

План доклада:

  1. Введение: первая встреча с табаком и возникновение зависимости.

  1. Причины курения.

  1. Конформизм.

  1. Внушаемость.

  1. Подчинение.

  1. Формирование уверенности в себе.

  1. Вывод.

 

В зубы сунем сигарету,

Шнур бикфордов подожжём,

Что нам стоить будет это?

Мы с ответом подождём.

На основе статистических данных разных стран, можно сделать вывод, что в настоящее время до 60% мужчин и 20% женщин – жителей Земли – систематически курят.

Как не вспомнить Карла Линнея, который на заданный ему вопрос, куда бы он определил в своей системе человека, ответил: «Животное двуногое, без перьев и курит».

Первая встреча с табаком и возникновение зависимости.

Как правило, первая встреча с табаком проходит для человека довольно болезненно. Хорошо это описал Лев Николаевич Толстой в своей трилогии «Детство. Отрочество. Юность.»: «Запах табака был приятен, но во рту было горько, и дыхание захватывало. Однако, скрепив сердце, я довольно долго втягивал в себя дым, пробовал пускать кольца и затягиваться. Скоро комната вся наполнилась голубоватым облаком дыма, трубка начала хрипеть, горячий табак подпрыгивал, а во рту я почувствовал горечь и в голове маленькое кружение. Я хотел уже перестать и только посмотреться с трубкой в зеркало, как, к удивлению моему, зашатался на ногах, комната пошла кругом, и, взглянув в зеркало, к которому я с трудом подошёл, я увидел, что лицо моё было бледным, как полотно. Едва я успел упасть на диван, как почувствовал такую тошноту и такую слабость, что вообразил себе, что трубка для меня смертельна, мне показалось, что умираю. Я серьёзно испугался и хотел уже звать людей на помощь и посылать за доктором. Однако страх продолжался недолго. Я скоро понял, в чём дело, и со страшной головной болью, расслабленный, долго лежал на диване…» Всё это признаки лёгкой степени отравления никотином.

При повторных обращениях к сигарете токсическое действие никотина постепенно ослабевает, и на первый план постепенно выходит возбуждающее действие табака. Курение становится для человека приятным. Именно на этой, второй фазе развития пристрастия к курению, табачный дым становится тоже приятным. На этой фазе употребления табака, сам процесс курения становится привычным, желательным и необходимым. На частоту курения, т.е. количество выкуренных сигарет, влияет окружающая обстановка: курение становится как бы подпоркой для психики курящего – он хватается за сигарету в момент волнения, напряжения мысли, в ситуации, требующей размышления; именно в таких ситуациях без курения ощущает себя потерянным, внутренне опустошённым, лишённым какой-то внутренней уверенности.

Может быть, курение закрепляется особенно быстро потому, что представляет собой видоизменённый сосательный рефлекс, с которым ребёнок появляется на свет, и сигарета играет роль пустышки младенца в тот момент, когда человек расстроен или неуверен в себе.

На третьей фазе употребления табака человек постепенно начинает осознавать, что это занятие приносит ему не только удовлетворение, но и вред, и большие неудобства. Например, ему необходимо выполнить срочную работу, а сосредоточиться без курения человек на ней не может. Само же курение от этой работы отвлекает, не говоря уже о том, что под влиянием курения происходит снижение лёгкости заучивания и точности вычисления.

Возьмём другой случай. Во время длительной поездки, или в тех местах, где курение запрещено, у курящего появляется неудержимое и всё возрастающее желание закурить, и он уже думает не о деле, а о курении и о том, что ему мешает удовлетворить свою страсть. Нередко, например, в метро можно наблюдать, как человек, ещё поднимаясь на эскалаторе, нетерпеливо вынимает сигарету и суёт её в рот, судорожно сжимая в руках зажигалку, либо приготовив эту сигарету, чтобы закурить сразу же, переступив порог станции. Некоторые не выдерживают и закуривают, ещё находясь в нескольких шагах от выхода. Некурящие в этой и подобных ситуациях чувствуют себя намного комфортнее.

Со временем у многих людей курение уже не вызывает каких-либо приятных ощущений и превращается в обременительную обязанность. На этой фазе курения выявляются различные осложнения и появляются мысли о том, не пора ли бросать курить. Примерно 98% курящих считают курение вредным для себя, а примерно 2/3 делают попытки бросить его.

Причины курения.

Почему же люди начинают курить??

Одной из причин приобщения к курению является любопытство, подростку просто интересно, что курящие находят в табаке? По данным опроса, курить из любопытства стали до 25%.  Сюда же относится стремление всё в жизни испробовать. «Если другие могут это делать и им нравится, то почему я должен лишать себя удовольствия?»

Другая причина – подражание взрослым. В некурящих семьях курящими становятся не более 25% детей, в курящих семьях их число превышает 50%. У многих курение объясняется подражанием курящим товарищам или звёздам экрана.

Ещё одной причиной является своеобразное принуждение детей к курению со стороны курящих. Часто ещё в школах курящие сверстники или старшие учащиеся считают некурящих трусами, «маменькиными сынками», не вышедшими из-под опеки родителей, несамостоятельными.

Встречается и такой странный мотив, как желание досадить. Обиделся на родителей, на преподавателей: «Ах, вы так!! Ну, тогда я курить буду. Вам же будет хуже!» Это похоже на логику трёхлетнего невоспитанного ребёнка.

Очень важный для подростков мотив – желание приобрести друзей, стать «своим» в компании сверстников или старших. Сигарета в данном случае является своего рода паролем, благодаря которому подросток может попасть на желаемую территорию, в компанию,  и быть уверенным, что его примут.

А вот по данным из опроса студентов,  курение позволяет многим их них легче включиться в процесс общения: достаточно подойти к курящим и закурить вместе с ними. Другой повод для сближения бывает найти затруднительно, а этот всегда под рукой. Когда нет общих дел, а в голове не так много интересных мыслей, которыми можно было бы обменяться с другим человеком, стоять рядом молча и ничего не делая, бессмысленно. А вот стоять молча и курить можно: само это занятие создаёт видимость общего дела, к тому же позволяя принять сосредоточенный и привлекательно-задумчивый вид.

В распространении курения среди девушек немалую роль играет мода. На материале анкетного опроса, на вопрос, почему девушки стали курить, 60% из них ответили, что «это красиво», «это модно», другие ответили, что «курят потому, что хотят нравиться», «хотят привлечь к себе внимание».

Психологию тяги девушек к курению тонко описывает Евгений Иванович Руденко. Девушку интересует не столько сам акт курения, сколько вся процедура курения, приобретающая характер своеобразного ритуала. Это и неторопливое распечатывание пачки, и извлечение из неё сигареты. И задумчивое разминание её отманикюренными пальчиками, и закуривание от пламени красивой зажигалки или манерно поднесённой спички и уже, наконец, само курение с плавными движениями руки с дымящей сигаретой к пепельнице. Сбрасывание пепла. Сопровождающееся изящным постукиванием пальца по сигарете, искусное пускание дымовых колечек – несомненное свидетельство совершенного владения техникой курения.

        

Итак, если у мужчин причинами начала курения являются стремление подражать взрослым, отождествление курения с представлениями о мужественности, самостоятельности и силе, то у девушек начало курения часто связано с кокетством, стремлением к оригинальности. Желанием нравиться юношам.

Слова «курение» и «курить» вызывают у подростков ассоциации с друзьями, дискотекой, тусовкой, компанией, рыбалкой и т.д.

Так же способствует курению то, что как бы «полезность» его очевидна и определяется конкретной ситуацией, вред же где-то ещё только предполагается, тем более, что многие подростки вообще не склонны заглядывать вперёд, вполне удовлетворяясь сегодняшним днём, ориентируясь на сегодняшнюю ситуацию.

Конформизм.

Мы часто замечаем, что:

- испытываем на себе влияние других людей, изменяем своё поведение, подражая им

- изменяем свои вкусы и желания под влиянием моды

- уступаем давлению других, отказываясь от своей позиции

- следуем за другими, учитываем их мнение при принятии решений, хотя внутренне этому и сопротивляемся.

Одним словом, ведём себя не так, как вели бы себя наедине с собой. Психологи называют это явление конформизмом (т.е. изменением поведения или убеждений в результате реального или воображаемого давления группы).

Есть две разновидности конформизма. Когда мы ведём себя в соответствии с принятыми условностями, но в душе не соглашаемся с тем, что делаем, то проявляем уступчивость. Если же мы уступаем для того, чтоб заслужить поощрение или избежать наказания, то это называется повиновением – это внешний конформизм. А иногда мы искренне верим в то, что делать что-либо нас вынуждает группа. Мы можем присоединиться к миллионам людей, пьющим молоко, так как уверены, что молоко полезно. Или закурить сигарету, так как видим курящими наших кумиров и сверстников, полагающих, что сигарета успокаивает и придаёт привлекательность. Здесь мы проявляем одобрение – внутренний конформизм.

Психологи задались вопросом: почему, как такое происходит и с чем взаимосвязано?

Внушаемость.

Прежде всего, они провели эксперимент по определению внушаемости человека. Почему зевок одного человека заставляет зевать других? Почему нас охватывает всеобщая внушаемость, когда мы склонны верить в самое невероятное и изменять своё поведение под влиянием слухов и сообщений средств массовой информации? Причины здесь следующие:

- возраст(дети и старики легко внушаемы)

- пол(девочки и женщины легче поддаются внушению)

- состояние здоровья (больные люди или желающие выздороветь нередко принимают обыкновенную нейтральную таблетку-пустышку за сильное и эффективное лекарство)

- уровень информированности или общий уровень образования(чем он ниже, тем выше внушаемость)

- нахождение в группе, под давлением которой человек чёрное может назвать белым, а горькое – сладким.

Последняя причина, пожалуй, основная. Психологи провели сотни экспериментов, в которых обнаружили, как человек под влиянием давления группы легко присоединяется к большинству.

Сходные результаты были получены и при изучении подчинения. Оказалось, что человек может изменить свои установки, игнорировать призывы совести, если от авторитетного лица поступает приказание.

Подчинение.

Чем же вызывается подчинение?  Подчинение человека может быть вызвано следующими причинами:

- близость и привлекательность авторитета

- наличием группы. В группе человек склонен принимать более рискованные решения

- нечёткими (слабыми) внутренними установками, мелкими уступками. По отдельности каждое уклонение от работы или сделка с совестью выглядит достаточно безобидно, но переход к большому злу творится мелкими шагами, без сознательного намерения творить его

- даже хорошие люди иногда поступают плохо. Наше поведение слишком сильно зависит от окружения, и мы не всегда можем совладать с собой

- размером группы и её сплочённостью

- стремлением людей соответствовать норме: «Делай как все, и люди будут хорошо о тебе отзываться и принимать тебя».

Формирование уверенности в себе.

Как же противостоять влиянию авторитета или групповому давлению?? Основной эффективной стратегией является формирование уверенности в себе.

          Как оценить степень собственной уверенности в своих силах? Ведь, так или иначе, каждый из нас первоначально испытывает некую неуверенность, когда по стечению обстоятельств оказывается лицом к лицу с незнакомой ситуацией. Это совершенно нормально. Но если тревога и скованность сопровождает вас всю жизнь, в любой, даже в самой привычной для вас обстановке, даже при общении с хорошо знакомыми людьми?

        
         Кстати, бывает, что человек чувствует неуверенность в себе только периодически. Например, когда оказываешься в неловком положении или приходится общаться с какими-то людьми, внушающими человеку ту самую неуверенность. Что делать? Немедленно подворачивается простое решение – использовать так называемый метод от противного, то есть избегать встреч с этим кругом людей, стараться не попадать в те условия, которые каким-либо образом могут повлиять на уровень уверенности в себе.

         Как же всё-таки можно развитие в себе уверенность?  Как это сделать? Вот несколько простых советов:

1. Понаблюдайте, как ведет себя тот, кого вы считаете образцом уверенности в себе, а теперь попытайтесь скопировать его манеру общения. От страха могут трястись поджилки и сосать под ложечкой, но если вы будете хотя бы внешне, – поведением, голосом, внешним видом, – демонстрировать уверенность, то обретение настоящей уверенности не заставит долго ждать.

2. Живите мгновением. Именно в каждом отдельно взятом мгновении и заключается настоящая жизнь, где нет места страху, тревоге, беспокойству или сожалению, ведь повод для них уже остался в прошлом или возникнет в неопределенном будущем. Не становитесь похожими на заезженную пластинку, постоянно прокручивая внутри себя давно минувшие события, – наслаждайтесь жизнью здесь и сейчас.

3. Редко кто чувствует неуверенность, общаясь в привычной для себя обстановке с близкими людьми или занимаясь хорошо знакомым делом. Психологи называют это зоной комфорта. Расширяя свой круг общения, осваивая новые дела – пусть даже ради этого приходится преодолевать определенный психологический барьер – мы расширяем границы собственной зоны комфорта и, тем самым, становимся более уверенными в своих силах.

4. Откажитесь от самоедства. Если же так и тянет покритиковать себя, любимого, старайтесь заменять негативные мысли позитивными, повышающими уверенность в себе. Например, если ваш внутренний голос пилит и пилит: «Снова ты все провалил, безнадежный неудачник», то напомните себе, что на ошибках учатся, и в следующий раз вы все сделаете правильно.

И еще несколько кратких пожеланий:

- Открыто выражайте свои эмоции - и положительные, и отрицательные, не опасаясь, что это кому-то не понравится.

- Спокойно примите собственное несовершенство. Никто и никогда не сможет быть идеальным во всех отношениях.

- Спокойно воспринимайте собственные ошибки и неудачи. Давно известно, не ошибается лишь тот, кто ничего не делает.

- Жизнь обретает смысл лишь в достижении целей. Так что ставьте перед собой цели – разные, ближние и дальние, и, достигая их, вы будете чувствовать все большую уверенность.

          Очень важным мотивом отказа от курения считается желание не быть как все. Подростки считают, что не курить сознательно, демонстрируя таим образом собственное мнение, могут только сильные люди. Для них подобный поступок является достойным уважения. Они считают, что сильный человек может доказать себе и окружающим, что он не хуже других благодаря своим умениям, поступкам, а не курением.

          Кроме того, в массово курящей молодёжной среде отказ от курения становится достаточно сильным поступком, способом выражения собственного «Я». Бросив курить, молодой человек доказывает своим друзьям, что он больше не зависит от мнения окружающих, а поступает, руководствуясь собственным мнением.

Вывод.

Наверное, нет в мире человека, который рано или поздно не задумывался бы о своём здоровье. К сожалению, не многие осознают, что улучшить здоровье и настроение, повысить работоспособность, продлить годы активной жизни поможет соблюдение простейших правил психогигиены, выполнение режима двигательной активности, правильного питания.

Условно можно выделить две противоположные группы людей: одна в заботе о здоровье видит основу своего существования, а другая, рассуждая по принципу «рано или поздно все там будем», полностью снимает с себя ответственность за своё здоровье.

На дворе 21 век.

Ты – современный человек.

Мир разделён злом и добром –

В общем, жить сейчас сложно в нём,

Много соблазнов вокруг.

И тебе нужно выбрать, друг.

Свой путь-дорогу и в жизни подмогу.

В жизни люди разные встречаются:

У кого-то всё получается,

У кого-то всё сыплется из рук,

У кого-то лени недуг.

Многие дороги истопчут их ноги.

Цель – станция конечная,

Цель – возвышенная вечная.

Без неё счастья в жизни не будет.

Часто судить тебя будут люди:

Человек жил, не учился,

Ни к чему он не стремился

И посмотрите, до чего докатился!

Если в жизни смысла нет.

Спустя несколько лет

Не изменится ничего в сторону лучшую,

А только в сторону худшую.

Цель быть должна,

В жизни людям помогает она.

Люди, стремитесь к свету!

Лучшего лекарства от всего на свете нет!

Список используемой литературы:

  1. Толстой Л.Н. Детство. Отрочество. Юность. – М.: Художественная литература, 1984.
  2. Сизанов А.Н., Хриптович В.А. Модульный курс профилактики курения.- М.: ВАКО, 2004.
  3. Беляев И.Н., Белкова С.А. Как избежать беды. – Ступино: Клуб ЮНЕСКО; Оптималист Подмосковья, 2007.
  4. Остапчук О. Скажи жизни «Да». - М.: ООО «Аргументы и факты - детям», 2007.
  5. Райс Ф. Психология подросткового и юношеского возраста.  – СПб, 2000.
  6. Руденко Е.И. Наследство Жана Нико. – М., 1996.
  7. Радбиль О.С. Курение. - М.: Медицина, 1988.
  8. Стоппард М. Бросим курить. - М.: Физкультура и спорт, 1986.
  9. Казьмин В.Д. Курение, мы и наше потомство. - М.: Сов. Россия, 1989.




По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад на тему: "Шнур-причалка"

Шнуром-причалкой пользуются как ориентиром для обеспечения прямолинейности и горизонтальности рядов кладки, а также одинаковой толщины горизонтальных швов. Причалка выполняется из крученого шнура толщ...

Электрические кабели, провода и шнуры

Рассмотрены основные виды кабелей и проводов для передачи электрической энергии, применяемых внутри зданий и сооружений....