Методическая разработка " Шабрение".
методическая разработка на тему

Актуальность данной темы  иследование обосновывается тем, насколько она отвечает научной навизне, социальным запросам общества, теории и практики организации учебно-воспитательного процесса. Существует мнение, что правильно подобранная и сформулированная тема это половина выполненной научной работы. исходя из этого, особое внимание следует уделять формулировке темы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Презентация23.1 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное образовательное учреждение

Республики Мордовия профессионального образования

 «Рузаевский железнодорожно-промышленный техникум им. А.П. Байкузова»

Методическая разработка

производственного обучения

«Шабрение».              

Профессия: «Машинист локомотива»

I курс

                                                                           

                                                                                           Мастер производственного

                                                                                 обучения Арюкова Е.А.

 Рузаевка  2016 г

Рассмотрено и обсуждено                                                

на заседании цикловой                                                      

комиссии                                                                      

Председатель цикловой

комиссии                                                                                               Курдюкова В.М

 


ВВЕДЕНИЕ

Данная методическая разработка по производственному обучению используется при реализации образовательной программы начального профессионального образования по профессии «Машинист локомотива».

Производственное обучение проводится в учебных мастерских.

В результате прохождения производственной практики обучающиеся получают высокий уровень профессиональной подготовки по специальности «Машинист локомотива».

Шабрением называется операция по снятию (соскабливанию) с поверхностей деталей очень тонких частиц металла специальным режущим инструментом – шабером.

Цель шабрения – обеспечение плотного прилегания сопрягаемых поверхностей и герметичности ( непроницаемости) соединения. Шабрением обрабатывают прямолинейные и криволинейные поверхности вручную или на станках.

Широкое применение шабрения объясняется тем, что полученная поверхность обладает особыми качествами. Ручное шабрение – трудоёмкий процесс, потому что заменяют более производительной обработкой на станках. Шабрению предшествует чистовая обработка резанием. Поверхность, подлежащую шабрению, чисто и точно обрабатывают, опиливают личным напильником, строгают или фрезеруют. Черновое шабрение заключается  в грубой обработке поверхности – широкими шаберами удаляют следы и риски предыдущей обработки.

I. ХАРАКТЕРИСТИКА ТЕМЫ.

Согласно программы производственного обучения темы: «Шабрение» изучается сразу после «Пространственной разметке» Тема рассчитана на 12 часов. Основное назначение шабрении обеспечение плотного прилегания сопрягаемых поверхностей и герметичности соединения.

Для получения поверхности высокого качества последовательно выполняют черновое, получистовое и чистовое шабрение.

Существует два вида шабрения это приём шабрения « от себя» и приём шабрения « на себя».

II. РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПОДБОРУ УЧЕБНО-ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ РАБОТ

Каждый мастер производственного обучения должен готовиться к занятиям своевременно и тщательно, если даже он обладает многолетним опытом работы с обучающимися.

         Мастер производственного обучения должен помнить о том, что заблаговременное изучение программы производственного обучения позволяет принимать своевременные меры по материальному оснащению уроков производственного обучения и планировать их подготовку к проведению.

         Учебно-воспитательная работа мастера,  при обучении обучающихся на предприятиях,  протекает в условиях, значительно отличающихся от обучения в производственных мастерских. Текущую производственную деятельность предприятия невозможно приспособить к учебным целям, поэтому мастеру приходится учитывать реальные условия и требования производства, форму организации труда рабочих. Поэтому отрабатывать изучаемую тему одновременно со всеми обучающимися невозможно.

III. ПРИМЕРНЫЕ КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ

Одним из важнейших компонентов производственного обучения является проверка и оценка учебно-производственной деятельности обучающихся. Основными общими показателями качества усвоения обучающихся знаний, умений и навыков по производственному обучению является:

- правильность приемов работы и рациональность организации труда и рабочего места;

- перечень учебно-производственных работ;

- выполнение установленных количественных показателей;

- степень самостоятельности выполнения задания.

Тема «Шабрение».

Тема занятия «Шабрение».

Цели занятия:  учебная  – научить обучающихся производить шабрение металла;

развивающая – развить у обучающихся технологическое мышление в рамках соблюдения технологий при шабрение;

воспитательная – привить у обучающихся точность и аккуратность в работе;

методическая –методическое повышение уровня педагогического мастерства.

Тип занятия: практическое;

Метод ведения занятия: объяснительно – показательный рассказ с применением комплексных средств обучения;

Оснащенность занятия: слесарный инструмент;

Место проведения занятия: учебные мастерские.

ХОД ЗАНЯТИЯ

  1. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ.

  1.  Проверка наличия обучающихся на производственном обучении.
  2. Проверка внешнего вида.
  1. ВВОДНЫЙ ИНСТРУКТАЖ.

Сообщение обучающимся новой темы.

Сообщение обучающимся вопросы по новой теме.

1 Общее понятие о шабрение металла.

 Шабрением называется операция по снятию (соскабливанию) с поверхностей деталей очень тонких частиц металла специальным режущим инструментом – шабером.

 2. Инструмент, применяемый при шабрении:

Режущим инструментом при шабрении является шабер. А проверочным – плита или линейка. Для шабрения применяют плоские ( с прямым или загнутым концом), трёхгранные и фасонные шаберы. Режущими кромками плоских шаберов являются их торцевые рёбра. Шабером с изогнутым концом шабрят мягкие металлы( алюминий, цинк, баббит), а так же острые углы детали. Трёхгранный шабер применяют для шабрения вогнутых и цилиндрических поверхностей. В гранях шабера имеются желобки для облегчения его заточки. Шаберы затачивают следующим образом. Сначала затачивают боковые грани, затем торцовую поверхность и после этого выполняют доводку.

  3. Виды дефектов при шабрении.

Вид дефекта

Причина возникновения

Способ предупреждения

Окрашивание середины или края

Недоброкачественная предварительная обработка поверхности

Шабрить после доброкачественной предварительной обработки.

Блестящие полосы

Шабрение в одном направлении

Производить шабрение в различных направлениях, перекрашивая штрихи под углом 40…60 градусов.

Неравномерное расположение пятен

Шабрение длинными штрихами или сильный нажим на шабер

Добиваться нормального нажима на шабер, не делать длинных рабочих ходов   ( при черновом шабрении – не более 10…15мм, при получистовом – 5…10мм, при чистовом – 4…5мм)

Глубокие впадины

Поверхность плохо подготовлена к шабрению. Сильный нажим на шабер.

Подготавливать деталь к шабрению предварительным опиливанием и черновым шабрением, снимать шабером тонкий слой металла.

  4. Безопасность труда

При шабрении необходимо выполнять следующие требования безопасности: Обрабатываемая деталь должна быть надёжно установлена и прочно закреплена, не допускается работа неисправными шаберами ( без рукояток или с треснувшими рукоятками), при выполнении работ шлифовальными головками соблюдать правила электробезопасности.

Объяснение новой темы.

Шабрением называется операция по снятию (соскабливанию) с поверхностей деталей очень тонких частиц металла специальным режущим инструментом – шабером.

Цель шабрения – обеспечение плотного прилегания сопрягаемых поверхностей и герметичности ( непроницаемости) соединения. Шабрением обрабатывают прямолинейные и криволинейные поверхности вручную или на станках.

Широкое применение шабрения объясняется тем, что полученная поверхность обладает особыми качествами. Ручное шабрение – трудоёмкий процесс, потому что заменяют более производительной обработкой на станках. Шабрению предшествует чистовая обработка резанием. Поверхность, подлежащую шабрению, чисто и точно обрабатывают, опиливают личным напильником, строгают или фрезеруют. Черновое шабрение заключается  в грубой обработке поверхности – широкими шаберами удаляют следы и риски предыдущей обработки.

 

  1. ТЕКУЩИЙ ИНСТРУКТАЖ.

Провожу обход рабочих мест обучающихся с целью проверки.

1. Правильности организации рабочих мест.

2. Правильности приёмов шабрение металла.

3. Соблюдение правил техники безопасности. По замеченным в ходе обходов ошибок произвожу текущий индивидуальный инструктаж с указанием путей устранения ошибок.  

  1. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ   ИНСТРУКТАЖ.

  1. Подвожу итоги работы за день.
  2. Отмечаю лучших обучающихся.
  3. Демонстрирую лучшие работы обучающихся.
  4. Произвожу разбор ошибок допущенных обучающимися во время работы.
  5. Объявление оценок.

                                                               Рецензия.

      На методическую разработку урока производственного обучения в группе № 11 «Машинист    

       локомотива» на тему: « Шабрение».

Методическая разработка содержит: введение, содержание, основную часть, характеристику темы, рекомендации по подбору учебно-производственных работ, примерные критерии оценки, план-конспект урока, заключение, список использованной литературы.

Основу методической разработки составляет основная часть урока, направленная на достижение поставленных целей и задач при изучении учебной дисциплины «Производственное обучение». Тематическое планирование соответствует содержанию. Методическая разработка ориентирована на подготовку обучающихся к профессиональной деятельности и для использования в учебном процессе, тема урока производственного обучения раскрыта в полном объеме.

Председатель

методической комиссии №1                                                В.М.Курдюкова.

Используемая  литература:

1. Общий курс слесарного дела Н.И.Макиенко

Москва «Высшая школа» 2005.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка "МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ по разработке и изданию учебно-методических материалов"

Методические рекомендации предназначены для педагогических работников СПб ГБПОУ  « Колледж» Красносельский».Содержание настоящих методических рекомендаций направлено на обеспече...

Методические рекомендации по самостоятельной работе Обществознание, Методическая разработка кураторского часа "Коррупция как особый вид преступлений", Методическая разработка"Выбор за нами".

Мкетодические разработки необходимы для реализации своих творческих способностей преподавателя и необходимиго обмена методическим опытом для молодых преподавателей и кураторов....

Методическая разработка урока-викторины «Знатоки финансовой грамотности» /методическая разработка дополнительного учебного занятия по учебной дисциплине «Обществознание (включая экономику и право)» /

Методическая разработка  составлена  для обучающихся, изучающих дисциплину «Обществознание (включая экономику и право)» включая раздел «Финансовая грамотность».В ходе...

Классный час "Герои Великой Отечественной войны". Методическая разработка награждена Дипломом Министерства Образования,Науки и Молодёжи Республики Крым 3 Степени в региональном этапе 2 Всероссийского конкурса на лучшую методическую разработку.

Моя методическая разработка награждена Дипломом Министерства Образования ,Науки и Молодёжи Республики Крым 3 Степени в региональном этапе 2 Всероссийского конкурса на лучшую методическую разработку....