ПРОГРАММАУЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОП. 12 Индустрия туризма и туристские ресурсы региона
рабочая программа

Простакова (Горина) Руфина Витальевна

Программа учебной дисциплины «Индустрия туризма и туристские ресурсы региона» разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта по специальности среднего профессионального образования 43.02.14Гостиничное дело, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации  от 09 декабря 2016 г. № 1552 и  зарегистрированного Министерством юстицииРоссийской Федерации 26 декабря 2016 г.(Регистрационный № 44974) с учетом запросов работодателей на дополнительные результаты освоения образовательной программы подготовки специалистов среднего звена, не предусмотренные ФГОС СПО

Скачать:


Предварительный просмотр:

Утверждена приказом директора

 ГБПОУ МО «Сергиево-Посадский  колледж»

№ _______ от ___________________

ПРОГРАММАУЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

ОП. 12 Индустрия туризма и туристские ресурсы региона

г. Сергиев Посад

2021 год

РАССМОТРЕНО

СОГЛАСОВАНО

на заседании ЦК специальностей и профессий сферы услуг

Протокол №_____

«____» _____________ 2020 г.

Председатель ЦК______ О. М. Ковалева

Зам. директора по УР

 «____» _____________ 2020 г.

 _______________ Панова С. Г.

Программа учебной дисциплины «Индустрия туризма и туристские ресурсы региона» разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта по специальности среднего профессионального образования 43.02.14Гостиничное дело, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации  от 09 декабря 2016 г. № 1552 и  зарегистрированного Министерством юстицииРоссийской Федерации 26 декабря 2016 г.(Регистрационный № 44974) с учетом запросов работодателей на дополнительные результаты освоения образовательной программы подготовки специалистов среднего звена, не предусмотренные ФГОС СПО.

Организация-разработчик:

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Московской области «Сергиево-Посадский колледж»

Автор-разработчик:

Простакова Р.В., преподаватель ГБПОУ МО «Сергиево-Посадский колледж»

  1. СОДЕРЖАНИЕ

1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

стр

4

2.  СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

8

3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ

12

4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

14


1. 1.        ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

1.1. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы.

Программа учебной дисциплины «Индустрия туризма и туристские ресурсы региона» является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности среднего профессионального образования 43.02.14 Гостиничное дело

Дисциплина «Индустрия туризма и туристские ресурсы региона» относится к профильному циклу общепрофессиональных дисциплин.

В ней рассматривается структура туризма, виды и формы туризма, организация внутреннего, въездного и выездного туризма в России, туристические ресурсы и центры туризма, принципы управления туризмом в России и др.

1.2. Цель и планируемые результаты освоения дисциплины:  

Главная цель дисциплины–является формирование у студентов систематизированных знаний об истории туризма, основах туризма, материально – технической базе туризма, туроператорской, турагентской деятельности,  профессиональных навыков работы по организации профессиональной деятельности на предприятиях индустрии туризма.

Для реализации поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

- приобретение навыков самостоятельной работы;

- формирование представления об организации деятельности обособленных предприятий в сфере туризма (туристских агентств);

- формирование практических навыков в процессе разработки и подбора туров в качестве менеджеров туристских агентств;

формирование  навыков для перспективной оценки международного и отечественного нормотворчества в сфере туристской индустрии;

формирование навыков оценки нормативно-правовых материалов в масштабе функционирования туристской деятельности;

формирование умений составление нормативной и инструктивной базы для эффективной деятельности туристских предприятий;

формирование навыков обеспечения договорных отношений субъектов туристской индустрии.

В результате изучения учебной дисциплины обучающийся  должен приобрести следующие знания и умения:

Знания

З.1

историю развития и роль мирового туризма в мировой экономике;

З.2

основные термины и понятия, принятые в туристской деятельности, на русском и иностранном языках;

З.3

инфраструктуру туризма;

З.4

возможности информационных, банковских и финансовых услуг и технологий в туризме;

Умения

У.1

профессионально пользоваться основными терминами и понятиями, относящимися к туристской деятельности, на русском и иностранном языках;

У.2

осуществлять поиск и использование информации о состоянии и структуре рынка туристских услуг;

У.3

пользоваться законодательными актами и нормативными документами по правовому регулированию туристской деятельности;

У.4

использовать потенциал туристских регионов при формировании турпродуктов;

У.5

консультировать туристов по вопросам пользования банковскими, финансовыми услугами, современными информационными технологиями;

У.6

предоставлять информацию о туристско-рекреационных и курортных ресурсах региона, страны назначения.

ОК 01. Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности, применительно к различным контекстам.

ОК 02. Осуществлять поиск, анализ и интерпретацию информации, необходимой для выполнения задач профессиональной деятельности.

ОК 03. Планировать и реализовывать собственное профессиональное и личностное развитие.

ОК 04. Работать в коллективе и команде, эффективно взаимодействовать с коллегами, руководством, клиентами.

ОК 05. Осуществлять устную и письменную коммуникацию на государственном языке с учетом особенностей социального и культурного контекста.

ОК 06. Проявлять гражданско-патриотическую позицию, демонстрировать осознанное поведение на основе традиционных общечеловеческих ценностей.

ОК 07. Содействовать сохранению окружающей среды, ресурсосбережению,эффективно действовать в чрезвычайных ситуациях.

ОК 08. Использовать средства физической культуры для сохранения и укрепления здоровья в процессе профессиональной деятельности и поддержания необходимого уровня физической подготовленности.

ОК 09. Использовать информационные технологии в профессиональной деятельности.

ОК 10. Пользоваться профессиональной документацией на государственном и иностранном языках.

ОК 11. Планировать предпринимательскую деятельность в профессиональной сфере.

Выпускник, освоивший образовательную программу, должен обладать профессиональными компетенциями (далее — ПК), соответствующими основным видам деятельности:

3.4.1. Организация и контроль текущей деятельности работников службы приема и размещения:

ПК 1.1. Планировать потребности службы приема и размещения в материальных ресурсах и персонале.

ПК 1.2. Организовывать деятельность работников службы приема и

размещения в соответствии с текущими планами и стандартами гостиницы.

ПК 1.3. Контролировать текущую деятельность работников службы приема и размещения для поддержания требуемого уровня качества.

3.4.2. Организация и контроль текущей деятельности работников службы питания.

ПК 2.1. Планировать потребности службы питания в материальных ресурсах и персонале.

ПК 2.2. Организовывать деятельность работников службы питания в соответствии с текущими планами и стандартами гостиницы.

ПК 2.3. Контролировать текущую деятельность работников службы питания для поддержания требуемого уровня качества обслуживания гостей.

3.4.3. Организация и контроль текущей деятельности работников службы обслуживания и эксплуатации номерного фонда.

ПК 3.1. Планировать потребности службы обслуживания и эксплуатации номерного фонда в материальных ресурсах и персонале.

ПК 3.2. Организовывать деятельность работников службы обслуживания и эксплуатации номерного фонда в соответствии с текущими планами и стандартами гостиницы.

ПК 3.3. Контролировать текущую деятельность работников службы обслуживания и эксплуатации номерного фонда для поддержания требуемого уровня качества обслуживания гостей.

3.4.4. Организация и контроль текущей деятельности работников службы бронирования и продаж.

ПК 4.1. Планировать потребности службы бронирования и продаж в материальных ресурсах и персонале.

ПК 4.2. Организовывать деятельность работников службы бронирования и продаж в соответствии с текущими планами и стандартами гостиницы.

ПК 4.3. Контролировать текущую деятельность работников службы бронирования и продаж для поддержания требуемого уровня качестваобслуживания гостей.


3. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

3.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы

Объем часов

Объем образовательной программы учебной дисциплины

86

в том числе:

теоретическое обучение

62

практические занятия

6

Самостоятельная работа

4

Консультации

6

Промежуточная аттестация-  экзамен

8

3.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины

СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала, практические занятия, самостоятельная работа обучающихся

Объем часов

Коды компетенций, формированию которых способствует элемент программы

Введение

Введение. Место дисциплины в процессе освоения основной профессиональной образовательной программы. Содержание дисциплины, связь с другими предметами.

2

ОК 1-11

ПК 4.1-4.4

Раздел 1. Основы туристской индустрии

8

Тема 1.1.

Туризм как система

Содержание

Терминология и понятийный аппарат туризма. Туризм как экономическая система. История развития мирового и отечественного туризма. Факторы, определяющие развитие туризма.

2

ОК 1-11

ПК 4.1-4.4

Тема 1.2.

Индустрия и инфраструктура туризма

Содержание

Понятие и структура индустрии туризма. Туристский продукт. Характеристика организационных форм и видов туризма

2

ОК 1-11

ПК 4.1-4.4

Тема 1.3.

Характеристика состояния и структуры рынка туристских услуг

Содержание

Структура рынка туристских услуг. Особенности развития российского туристского рынка

2

ОК 1-11

ПК 4.1-4.4

Практическое занятие № 1

«Уровень развития туризма как сектора экономики в России»

2

ОК 1-11

ПК 4.1-4.4

Раздел 2. Правовое регулирование туристской деятельности

24

Тема 2.1.

Нормативно-правовое регулирование в сфере туризма

Содержание

Законодательство в сфере туризма. Гаагская конвенция - содержаниеМеждународное регулирование туризма. ВТО – состав, структура, основные вопросы

4

ОК 1-11

ПК 2.1-2.6

Тема 2.2.

Защита прав потребителей

Содержание

Потребительское право. Содержание Закона РФ «О защите прав потребителей». Принципы работы с потребителем

2

ОК 1-11

ПК 2.1-2.6

Тема 2.3.

Содержание Федерального закона «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации»

Содержание

Общая характеристика Федерального закона «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации». Субъекты туристской деятельности

2

ОК 1-11

ПК 2.1-2.6

Закон «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» (главы I-III).

4

ОК 1-11

ПК 2.1-2.6

Тема 2.4.

Правила оказания услуг в туризме

Содержание

Содержание Правил оказания услуг по реализации туристского продукта. Содержание Правил предоставления гостиничных услуг в Российской Федерации. Содержание Правил оказания услуг общественного питания

2

ОК 1-11

ПК 2.1-2.6

Тема 2.5.

Туристские формальности

Понятие и виды формальностей в сфере туризма. Значение туристских формальностей

2

ОК 1-11

ПК 2.1-2.6

Заполнение анкеты на получение Шенгенской визы

2

ОК 1-11

ПК 2.1-2.6

Тема 2.6.

Общие положения о договорах

Понятие договора. Публичный договор Виды условий договора

2

ОК 1-11

ПК 2.1-2.6

Составление договорного плана туроператора с турагентом

2

ОК 1-11

ПК 2.1-2.6

Тема 2.7.

Отдельные виды обязательств в туризме

Содержание

Общие положения. Агентский договор. Договор возмездного оказания услуг. Работа с персональными данными туристов. Страхование в туризме Проверочная работа по разделу

2

ОК 1-9

ПК 2.1-2.6

Раздел 3. Организация транспортного обслуживания в туризме

8

Тема 3.1.

Транспорт и его роль в туристском бизнесе

Транспортное обслуживание туристов.

2

ОК 1-11

ПК 1.1-1.3

Роль развития транспортных систем в развитии туризма

2

ОК 1-11

ПК 1.1-1.3

Тема 3.2.

Особенности организации транспортных туров

Содержание

Особенности организации авиаперевозок туристов. Особенности организации железнодорожных туров. Особенности организации автотранспортных путешествий. Особенности перевозок пассажиров водным транспортом.

4

ОК 1-11

ПК 1.1-1.3

Раздел 4. Услуги размещения и питания в туризме

14

Тема 4.1.

Индустрия гостеприимства

Содержание

История развития гостиничной индустрии. Типология и классификация гостиниц в странах мира и России. Организация обслуживания в гостиничных комплексах

2

ОК 1-11

ПК 3.1-3.4

Тема 4.2.

Особенности и значение анимационных мероприятий в гостиничной индустрии

Практическая работа № 2Виды анимационных предприятий Специфические особенности гостиничной анимации

2

ОК 1-11

ПК 4.1-4.4

Содержание

Важные факторы гостиничной анимации

2

ОК 1-11

ПК 4.1-4.4

Составление примерной анимационной программы для взрослых

2

ОК 1-11

ПК 4.1-4.4

Тема 4.3.

Организация питания на предприятиях индустрии гостеприимства

Содержание

Организация ресторанного обслуживания Организация банкетов и кейтеринга

2

ОК 1-11

ПК 3.1-3.4

ПК 4.1-4.1

Тема 4.4.

Специфика гостиничного обслуживания в туристско-рекреационных комплексах

Содержание

Основные особенности туристско-рекреационных и туристско-гостиничных комплексов. Признаки классификации санаториев и курортов. Услуги, определяющие специфику обслуживания в туристско-спортивных комплексах. Средства размещения, используемые для сельского туризма. Проверочная работа по разделу

4

ОК 1-11

ПК 1.1-1.3

Практическая работа № 3. Развитие гостиничных комплексов в России. Перспективы развития мирового гостиничного комплекса

2

ОК 1-11

ПК 1.1-1.3

Раздел 5. Туристские ресурсы в регионах

10

Содержание

Туристские ресурсы Алтайского края

2

 ОК 1-11

ПК 2.1-2.6

Туристские ресурсы Карелии

Туристские ресурсы Краснодарского края

4

ОК 1-11

ПК 2.1-2.6

Туристские регионы центральной России

Туристские ресурсы Сибири

Туристские ресурсы Крыма

6

ОК 1-11

ПК 2.1-2.6

Самостоятельная работа

Сообщение «Современные особенности религиозного туризма»

Составить примерную анимационную программу для детей

4

ОК 1-11

ПК 4.1-4.4

Консультации

Перспективы развития мирового гостиничного комплекса

Классификации санаторий и курортов

Типология направлений туристской анимации

История развития гостиничной индустрии.

Типология и классификация гостиниц в странах мира и России.

Транспортное обслуживание туристов.

6

ОК 1-11

ПК 4.1-4.4

Экзамен

8

ИТОГО

86

3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ

3.1. Для реализации программы учебной дисциплины  предусмотрены следующие специальные помещения:

Оборудование и оснащение учебного кабинета:

- рабочие места по количеству обучающихся;

- оборудованное рабочее место преподавателя;

- комплект учебно-методической документации по программе учебной дисциплины;

- наглядные пособия.

Технические средства обучения:

аудиовизуальные, компьютерные (мультимедиа проектор, компьютеры, принтер, сканер) и телекоммуникационные (Интернет-ресурсы) и др.  

3.2. Информационное обеспечение реализации программы

3.2.1. Печатные издания

Основная литература

  1. Федеральный закон № 132-ФЗ «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» (в ред. Федеральных законов от 10.01.2003 N 15-ФЗ, от 22.08.2004 N 122-ФЗ, от 05.02.2007 N 12-ФЗ)
  2. Федеральный закон «Закон о защите прав потребителей» от 28.07.2012 N133-ФЗ
  3. Манильская декларация по мировому туризму. – 1989
  4. Гаагская декларация по туризму. – 1989
  5. Хартия туризма. – 1985
  6. Шенгенское соглашение ЕС «О едином визовом и туристском пространстве». – 1995
  7. Акентьева С.И. Организация туристской индустрии: учебник для студ. учреждений сред. проф. образования /С.И. Акентьева, В.В. Игнатьева, Г.В. Петрова. – М.: Издательский центр «Академия», 2014. – 320 с.
  8. Брашнов, Д.Г. Гостиничный сервис и туризм: учебное пособие /Д.Г.Брашнов.-М.: Альфа-М: ИНФРА-М, 2014.-224с.- : Режим доступа: http://zhanium.com//
  9. Кусков, А. С. Туроперейтинг: учебник / А.С. Кусков, В.Л. Голубева. - М.: Форум, 2014. - 400 с.: Режим доступа: http://zhanium.com//.

Дополнительная литература

  1. Александрова А.Ю. Международный туризм: учебник. – М.: Аспект Пресс, 2011.
  2. Ворошилова Т.В. Новые информационные технологии в туризме. – М., 2012
  3. Косолапов, А.Б. Технология и организация туроператорской и турагентской деятельности : учеб. пособие для сред. проф. образования / А.Б. Косолапов. - М. : КНОРУС, 2010. - 288 с. Режим доступа: http://zhanium.com//

3.2.2. Электронные издания (электронные ресурсы)

  1. http:// www.cfin..ru/management/practice/manag_decision_

На сайте представлены основы понятия, процесс разработки и особенности управленческих решений в туризме.

  1. http://katalog.turrjmpot.ru/turizm/c/7.1.1..php

На сайте представлены требования к безопасности туристского путешествия.

  1. http://www/ozpp.ru/zknd/turi/  

На сайте представлен Федеральный закон «Об основах туристской деятельности в Российской         Федерации».

  1. http:/rudocs.exdat.com/docs/index

На сайте представлена информация о менеджменте туристской и гостиничной анимации.

  1. http://www.tvmrk.ru/produkty/animatsionnye_programmy/

На сайте приведены примеры анимационных программ.


4 КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

  1. Контрольи оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.

Результаты обучения

(освоенные умения, усвоенные знания)

Формы и методы контроля и оценки

результатов обучения

Умение

профессионально пользоваться основными терминами и понятиями, относящимися к туристской деятельности, на русском и иностранном языках

- тестирование;

- экспертное наблюдение и оценка на практических занятиях;

- опрос

осуществлять поиск и использовать информацию о состоянии и структуре рынка туристских услуг;

пользоваться законодательными актами и нормативными документами по правовому регулированию туристской деятельности;

использовать потенциал туристских регионов при формировании турпродуктов;

консультировать туристов по вопросам пользования банковскими, финансовыми услугами, современными информационными технологиями

предоставлять информацию о туристско-рекреационных и курортных ресурсах региона, страны назначения.

Знание

истории развития и роли мирового туризма в мировой экономике;

- тестирование;

- экспертное наблюдение и оценка на практических занятиях;

- опрос

основных терминов и понятий, принятых в туристской деятельности, на русском и иностранном языках;

инфраструктуры туризма;

возможностей информационных, банковских и финансовых услуг и технологий в туризме

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения должны позволять проверять у обучающихся не только сформированность профессиональных компетенций, но и развитие общих компетенций и обеспечивающих их умений.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа учебной дисциплины Регулирование экономико-правовой деятельности туристской фирмы специальность 43.02.10 Туризм

Рабочая программа учебной  дисциплины Регулирование экономико-правовой деятельности туристской фирмы специальность 43.02.10 Туризм...

Рабочая программа учебной дисциплины Регулирование экономико-правовой деятельности туристской фирмы специальность 43.02.10 Туризм 2017 год

Рабочая программа учебной  дисциплины Регулирование экономико-правовой деятельности туристской фирмы специальность 43.02.10 Туризм 2017 год...

Календарно-тематический план по дисциплине Регулирование экономико-правовой деятельности туристской фирмы по специальности 43.02.10 Туризм

Календарно-тематический план по дисциплине Регулирование экономико-правовой деятельности туристской фирмы по специальности 43.02.10 Туризм...

Календарно-тематический план по дисциплине Регулирование экономико-правовой деятельности туристской фирмы для специальности 43.02.10 Туризм 2017 год

Календарно-тематический план по дисциплине Регулирование экономико-правовой деятельности туристской фирмы для специальности 43.02.10 Туризм 2017 год...

Методические указания для обучающихся по выполнению практических работ по учебной дисциплине «Регулирование экономико-правовой деятельности туристской фирмы» для специальности 43.02.10 Туризм

Методические указания для обучающихся по выполнению практических работ по учебной дисциплине «Регулирование экономико-правовой деятельности туристской фирмы» для специальности 43.02.10 Туризм...

Рабочая учебная программа "Основы туристской индустрии" Туризм 2-3 курс углубленная подготовка

Рабочая программа учебной дисциплины ОП.1 "Основы туристской индустрии" является частью образовательной профессиональной программы ГАПОУ МОК им.В.Талалихина в соответствии с ФГОС по специаль...

КТП "Основы туристской индустрии" Туризм 2-3 курс углубленная подготовка

Календарно-тематический план по ОП.1 "Основы туристской индустрии" Туризм 2-3 курс углубленная подготовка...