Рабочая программа профессионального модуля "Работа контрольно-кассовой технике и расчеты покупателей"
рабочая программа на тему

Отинова Светлана Александровна

Рабочая программа профессионального модуля разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта по специальности среднего образования (СПО)/ профессиям наПримерная программа профессионального модуля (далее примерная программа) – является частью примерной основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по профессии (профессиям) НПО  100701.01 Продавец, контролер-кассир, по направлению подготовки 100700 Торговое дело, по укрупненной группе 100000 «Сфера обслуживания» в части освоения основного вида профессиональной деятельности (ВПД): Работа на контрольно-кассовой технике и расчеты с покупателями и соответствующих профессиональных компетенций (ПК):

1. Соблюдать правила эксплуатации контрольно-кассовой техники (ККТ) и выполнять расчетные операции с покупателями.

2. Проверять платежеспособность государственных денежных знаков.

3. Проверять качество и количество продаваемых товаров, качество упаковки, наличие маркировки, правильность цен на товары и услуги.

4. Оформлять документы по кассовым операциям.

5. Осуществлять      контроль    сохранности    товарно-материальных ценностей.

 

Рабочая  программа профессионального модуля может быть использована  в дополнительном профессиональном образовании (в программах повышения квалификации и переподготовки) и профессиональной подготовке по профессиям рабочих: 12965 контролер кассир; 12721 кассир торгового зала; 17351 продавец продовольственных товаров; 17353 продавец непродовольственных товаров.чального профессионального образования (НПО) и примерной программы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Рабочая программа ПМ 03 ККТ76.5 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство образования и науки Республики Бурятия

Государственное бюджетное образовательное учреждение

среднего профессионального образования

«Байкальский колледж туризма и сервиса»

Рабочая программа

Профессионального модуля

РАБОТА НА КОНТРОЛЬНО-КАССОВОЙ ТЕХНИКЕ И ОБСЛУЖИВАНИЕ ПОКУПАТЕЛЕЙ

Татаурово

2013 г.

Рабочая программа профессионального модуля разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта по специальности среднего образования (СПО)/ профессиям начального профессионального образования (НПО) и примерной программы.

100701.01            Продавец, контролер-кассир

                      код              наименование специальности(профессия)

Рассмотрена и одобрена                                                                               Утверждаю:                    

на заседании                                                                                       Директор

предметно-цикловой комиссии                           _______________/______            

________________________________                             (ФИО)                                      подпись        

                       ( цикл)

Председатель         «__»__________201 г.

_____________ / ____________                                            

(ФИО)                                   подпись

 Протокол №__________

«__»_____________201 г.

Согласовано:

Заместитель директора по сопровождению образовательного процесса/

___________/________

(ФИО)        (подпись)

«__»____________201 г.

Заместитель директора по организации учебной работы и управлению качеством

 ___________/________

(ФИО)        (подпись)

«__»____________201 г.

Заместитель директора по организации методической и научно-исследовательской деятельности

___________/________

(ФИО)                       (подпись)

 «__»____________201 г.

Составители:   _Сахарова М.П.  преподаватель специальных дисциплин

Отинова С.А. мастер производственного обучения

Солдатова Т.В. мастер п/о

        (ФИО, должность)

Рецензент: Вячина Н.А. зав. магазином «Кооператор»

          (ФИО, должность)

СОДЕРЖАНИЕ

1. ПАСПОРТ примерной ПРОГРАММЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ

стр.

4

2. результаты освоения ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ

6

3. СТРУКТУРА и ПРИМЕРНОЕ содержание профессионального модуля

7

4 условия реализации программы ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ

18

5. Контроль и оценка результатов освоения профессионального модуля (вида профессиональной деятельности) 

18


1. паспорт рабочей ПРОГРАММЫ

ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ

Работа на контрольно-кассовой технике и расчеты с покупателями.

1.1. Область применения программы

Примерная программа профессионального модуля (далее примерная программа) – является частью примерной основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по профессии (профессиям) НПО  100701.01 Продавец, контролер-кассир, по направлению подготовки 100700 Торговое дело, по укрупненной группе 100000 «Сфера обслуживания» в части освоения основного вида профессиональной деятельности (ВПД): Работа на контрольно-кассовой технике и расчеты с покупателями и соответствующих профессиональных компетенций (ПК):

1. Соблюдать правила эксплуатации контрольно-кассовой техники (ККТ) и выполнять расчетные операции с покупателями.

2. Проверять платежеспособность государственных денежных знаков.

3. Проверять качество и количество продаваемых товаров, качество упаковки, наличие маркировки, правильность цен на товары и услуги.

      4. Оформлять документы по кассовым операциям.

5. Осуществлять      контроль    сохранности    товарно-материальных ценностей.

Рабочая  программа профессионального модуля может быть использована  в дополнительном профессиональном образовании (в программах повышения квалификации и переподготовки) и профессиональной подготовке по профессиям рабочих: 12965 контролер кассир; 12721 кассир торгового зала; 17351 продавец продовольственных товаров; 17353 продавец непродовольственных товаров.

1.2. Цели и задачи модуля – требования к результатам освоения модуля

С целью овладения указанным видом профессиональной деятельности и соответствующими профессиональными компетенциями обучающийся в ходе освоения профессионального модуля должен:

иметь практический опыт: эксплуатации контрольно-кассовой техники (ККТ) и обслуживания покупателей;

уметь:

- осуществлять подготовку ККТ различных видов;

- работать на ККТ различных видов: автономных, пассивных системных, активных системных (компьютеризированных кассовых машинах – POS терминалах), фискальных регистраторах;

- устранять мелкие неисправности при работе на ККТ;

- распознавать платежеспособность государственных денежных знаков;

- осуществлять заключительные операции при работе на ККТ;

- оформлять документы по кассовым операциям;

- соблюдать правила техники безопасности;

знать:

- документы, регламентирующие применение ККТ;

- правила расчетов и обслуживания покупателей;

- типовые правила обслуживания эксплуатации ККТ и правила регистрации;

- классификацию устройства ККТ;

- основные режимы ККТ;

- особенности технического обслуживания ККТ;

- признаки платежеспособности государственных денежных знаков, порядок получения, хранения и выдачи денежных средств, отличительные признаки платежных средств безналичного расчета;

- правила оформления документов по кассовым операциям

1.3. Рекомендуемое количество часов на освоение программы профессионального модуля:

всего – 192   часов, в том числе:

максимальной учебной нагрузки обучающегося – 84 часов, включая:

       обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося – 64 часов;

       самостоятельной работы обучающегося – 20часов;

учебной и производственной практики – 108 часов.


2. результаты освоения ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ

Результатом освоения программы профессионального модуля является овладение обучающимися видом профессиональной деятельности работа на контрольно-кассовой технике и расчеты с покупателями, в том числе профессиональными (ПК) и общими (ОК) компетенциями:

Код

Наименование результата обучения

ПК 3.1

Соблюдать правила эксплуатации контрольно-кассовой техники (ККТ) и выполнять расчетные операции с покупателями.

ПК 3.2

Проверять платежеспособность государственных денежных знаков.

ПК 3.3

Проверять качество и количество продаваемых товаров, качество упаковки, наличие маркировки, правильность цен на товары и услуги.

ПК 3.4

Оформлять документы по кассовым операциям

ПК 3.5

Осуществлять      контроль    сохранности    товарно-материальных ценностей.

ОК1

Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2

Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем.

ОК 3

Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы.

ОК 4

Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач.

ОК 5

Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

ОК 6

Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентами.

ОК 7

Соблюдать правила реализации товаров в соответствии с действующими санитарными нормами и правилами, стандартами и Правилами продажи товаров.

ОК 8

Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей).


3. СТРУКТУРА и ПРИМЕРНОЕ содержание профессионального модуля

3.1. Тематический план профессионального модуля

Коды профессиональных компетенций

Наименования разделов профессионального модуля[1]*

Всего часов

(макс. учебная нагрузка и практики)

Объем времени, отведенный на освоение междисциплинарного курса (курсов)

Практика

Обязательная аудиторная учебная нагрузка обучающегося

Самостоятельная работа обучающегося,

часов

Учебная,

часов

Производственная,

часов

(если предусмотрена рассредоточенная практика)

Всего,

часов

в т.ч. лабораторные работы и практические занятия,

часов

1

2

3

4

5

6

7

8

ПК 3.1, 3.2, 3.3, 3.4, 3.5

Обслуживание покупателей с применением ККМ

84

64

34

20

36

-

Производственная практика, часов (если предусмотрена итоговая (концентрированная) практика)

72

Всего:

192

  64

34

20

36

72


3.2. Содержание обучения по профессиональному модулю (ПМ)

Наименование разделов профессионального модуля (ПМ), междисциплинарных курсов (МДК) и тем

Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работа (проект) (если предусмотрены)

Объем часов

Уровень освоения

1

2

3

4

Раздел 1.ПМ 03.01 Обслуживание покупателей с применением ККМ

192

МДК 03.01.  Эксплуатация контрольно-кассовой техники

84

Тема 1.1 Правила эксплуатации контрольно-кассовой техники (ККТ)

Содержание

20

1

Обязанности кассира.

Правовые аспекты ККТ. Подготовка ККМ к работе.

Работа кассира в течение смены. Окончание работы на ККМ. Требования, предъявляемые к контролеру- кассиру.

12

2

2

Подготовка контрольно-кассовых машин к работе.

 Назначение, классификация, принцип устройства ККМ и правила эксплуатации. Техника безопасности и техническое обслуживание ККМ. 

2

3

Эксплуатация ККМ «ЭКР 2102Ф»,

Устройство и работа, методы устранения возможных неисправностей

2

4

Эксплуатация ККМ «Меркурий 150»

Устройство и работа, методы устранения возможных неисправностей

2

5.

POS- системы.  POS-терминалы.

Устройство и работа. Кодирование и продажа товара.

Техника безопасности при эксплуатации

3

6.

Фискальный регистратор. Сканеры штрихкода. Принтеры этикеток.

Назначение, устройство, эксплуатация.

Назначение кассовой системы. Работа с кассовой системой

3

Лабораторные работы

Практические занятия

8

1

 Эксплуатация ККМ «ЭКР 2102Ф»

2

Эксплуатация ККМ «Меркурий 150»

Тема 1.2. Государственные денежные знаки

Содержание

14

1.

Государственные денежные знаки.

 Отличительные особенности  банкнот Банка России. Монеты и их особенности.

6

2

2

Работа кассира с банкнотами

Определение платежеспособности и элементов защиты банкнот и монет Банка России.

Аппараты для проверки подлинности банкнот, счета,

фасовки купюр и монет.

2

3

Понятие о цене в торговле.

Виды цен. Образование цен. Торговая наценка, скидка

2

Лабораторные работы

1.

Практические занятия

8

1.

Идентификация денежных знаков  по отличительным особенностям. 

2

Идентификация  монет по отличительным особенностям.

3

Определение признаков платежеспособности и элементов защиты государственных денежных знаков

4

Расчет розничной цены

Тема 1.3.Способы расчета с покупателями

Содержание

8

1.

Особенности наличного и безналичного расчета с покупателями.

Наличные способы расчета с покупателями. Торговые вычисления. Сокращенные приемы вычислений.

Расчет посредством расчетных чеков учреждения сбербанка.  Расчет посредством чековых книжек, кредитных карточек.

2

2

Лабораторные работы

1.

Практические занятия

6

1.

Освоение сокращенных приемов вычислений и процентных вычислений.

2

Освоение приемов устного подсчета стоимости покупок

3

Освоение приемов наличного и безналичного расчета с покупателями через ККМ

Тема 1.4 Кассовые операции.

Содержание

8

1.

 Учет кассовых операций 

Требования к заполнению кассовых документов.

Заполнение кассовой книги.  Ведение Журнала кассира-операциониста. Заполнение акта по форме КМ-3 о возврате денежных средств покупателям.

4

2

2

Порядок сдачи денег в банк.

Сдача дневной выручки старшему кассиру. Упаковка денег в пачки. Подготовка  денег и сопроводительных документов к сдачи в банк.

2

Лабораторные работы

1.

Практические занятия

4

1.

Заполнение кассовой книги.

2

Заполнение журнала кассира -операциониста

Тема 1.5. Организация торгово-технологического процесса  на торговых предприятиях

Содержание

1.

Правила работы розничных торговых предприятий

Организация торговли. Организация рабочего места кассира  в магазине. Действия кассиров перед началом и в конце смены. Защита прав потребителей. Правила торговли.

4

2

2

Проверка количества и качества  продаваемых товаров и тары.

Классификация, ассортимент и качество товаров. Информация о товаре.

2

Лабораторные работы

1.

Практические занятия

6

1.

Изучение правила торговли и Закона «О защите прав потребителя».

2

Составление алгоритма действий кассиров перед началом

 смены, в течение смены и в конце смены.

3

Проверка качества и маркировки продаваемых товаров

Тема 1.6. Контроль    сохранности    товарно-материальных ценностей.

Содержание

4

1.

Материальная ответственность. Ревизия кассы

 Виды и формы материальной ответственности. Договор материальной ответственности. Порядок проведения ревизии денежных средств, ценных бумаг и бланков строгой отчетности.  Оформление результатов проверки

2

2

Лабораторные работы

1.

Практические занятия

2

1.

Проведение ревизии. Заполнение акта инвентаризации наличных денежных средств

Самостоятельная работа при изучении раздела ПМ 03.01.

Примерная тематика домашних заданий

Систематическая проработка конспектов занятий, учебной и специальной технической литературы (по вопросам к параграфам, главам учебных пособий, составленным преподавателем).

Подготовка к лабораторным и практическим работам с использованием методических рекомендаций преподавателя, оформление лабораторно-практических работ, отчетов и подготовка к их защите.

Выполнение  письменной экзаменационной работы в соответствии с выбранной тематикой

  Примерная тематика внеаудиторной самостоятельной работы:

Составить алгоритм действий кассира при подготовке ККТ к работе и окончании работы.

Подготовка сообщение на тему «Способы расчета на предприятиях торговли»

Подготовка  презентации на тему «История денег на Руси»

Подготовка сообщения (компьютерной презентации) по теме «Правила работы розничных торговых предприятий»

Выполнение компьютерной презентации или сообщения по темам «Кассовый POS-терминал»; «Кассовая система «Форинт-К», используя Интернет-ресурсы и периодические издания.

Учебная практика                                                                                                                                                    

Тема 1.1 Организация работы кассира.

Содержание

1.

 

Лабораторные работы

1.

Практические занятия

6

1.

Организация работы кассира. Подготовка ККМ к работе

Выполнение работы кассира в течение смены.

Тема 1. 2 Эксплуатация ККМ «ЭКР 2102Ф»

Содержание

1.

Лабораторные работы

1.

Практические занятия

6

1.

Освоить приемы эксплуатации  ККМ ЭКР 2102 Ф

Тема 1.3  Эксплуатация ПТК «Меркурий-150»

Содержание

1.

Лабораторные работы

1.

Практические занятия

6

1.

Освоить приемы эксплуатации ПТК  «Меркурий -150

Тема 1.4 Выполнение проверки качества и количества  товаров.

Содержание

1.

Лабораторные работы

1.

Практические занятия

6

1.

Освоить приемы проверки качества и количества продаваемых товаров, качества упаковки, наличие маркировки, правильность цен на товары и услуги.

Тема 1.5 Кассовые операции.  Платежеспособность государственных денежных знаков

Содержание

1.

Лабораторные работы

1.

Практические занятия

6

1.

Распознавания защиты и подлинности банкнот и монет Банка России, приемы распознавания элементов защиты и платежеспособности банкнот, работа кассира в конце рабочей смены

Тема 1. 6 Контроль    сохранности    товарно-материальных ценностей

Содержание

1.

Лабораторные работы

1.

Практические занятия

6

1.

Приемы учета денежных средств и документов, правильность проведение инвентаризации

денежных средств, ценных бумаг и документов строгой отчетности

Учебная практика

Виды работ                                                                                                                                                                                                                  36

-порядок ввода в эксплуатацию ККТ

- подготовка ККТ к работе;

-работа кассира в течении смены;

-окончание работы ККТ;

-техническое обслуживание и ремонт ККТ;

- документальное оформление первичных и кассовых операций;

- составление кассового отчета

 Производственная практика 

72

Тема 3.1 Организация работы магазина

Содержание

1.

Лабораторные работы

1.

Практические занятия

6

1.

Структура управления организации, форма собственности, режим работы. Охрана труда организации

Тема 3. 2. Рабочее место кассира

Содержание

1.

Лабораторные работы

1.

Практические занятия

6

1.

Вид ККТ, организация рабочего места кассира; устранение незначительные неисправности

Тема 3.3 Действия кассира перед началом работы  смены.

Содержание

1.

Лабораторные работы

1.

Практические занятия

6

1.

Действия кассира перед началом работы  смены. Техника безопасности

Тема 3.4  Принять участие в работе ККМ

Содержание

1.

Лабораторные работы

1.

Практические занятия

6

1.

Подсчет стоимости покупки. Расчет покупателей через ККМ за наличный расчет

Тема 3.5  Принять участие в работе ККМ

Содержание

1.

Лабораторные работы

1.

Практические занятия

6

1.

Подсчет стоимости покупки. Расчет покупателей через ККМ по карточкам

Тема 3. 6  Принять участие в работе ККМ

Содержание

1.

Лабораторные работы

1.

Практические занятия

6

1.

Подсчет стоимости покупки. Расчет покупателей через ККМ за наличный расчет

Тема 3.7  Принять участие в работе ККМ

Содержание

1.

Лабораторные работы

1.

Практические занятия

6

1.

Подсчет стоимости покупки. Расчет покупателей через ККМ за наличный расчет

Тема 3.8 Проверка качества и количества  продаваемых товаров

Содержание

1.

Лабораторные работы

1.

Практические занятия

6

1.

Проверка качества, маркировки, сроков хранения продаваемых товаров

Тема 3.9 Платежеспособность государственных денежных знаков

Содержание

1.

Лабораторные работы

1.

Практические занятия

6

1.

Определение платежеспособности денежных знаков. Признаков защиты

Тема 3.10 Документальное оформление кассовых операций

Содержание

1.

Лабораторные работы

1.

Практические занятия

6

1.

Кассовые операции. Первичные приходные и расходные документы.

Тема 3.11 Кассовый отчет

Содержание

1.

Лабораторные работы

1.

Практические занятия

6

1.

Составление кассового отчета

Тема 3.12 Контроль    сохранности    товарно-материальных ценностей

Содержание

1.

Лабораторные работы

1.

Практические занятия

6

1.

Учет денежных средств с кассе. Инвентаризация в кассе предприятия

Производственная практика 

Виды работ

-последовательное проведение операций по эксплуатации ККТ и обслуживание покупателей;

-применение и использование способов по устранению мелких неисправностей при работе ККТ;

-использование различных методов определения отличительных признаков денежных средств

-составление отчета по производственной практики

72

Примерная тематика курсовых работ (проектов) 

…………………………………………….

…………………………………………….

*

Обязательная аудиторная учебная нагрузка по курсовой работе (проекту) (если предусмотрено)

*

Производственная практика (для СПО – (по профилю специальности)итоговая по модулю (если предусмотрена итоговая (концентрированная) практика)

Виды работ ……………………………………..

*

Всего

192)

Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:

1 – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);

2 – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством);

3 – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач.


4. условия реализации программы ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ

4.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

Реализация программы модуля предполагает наличие учебных кабинетов: теоретического обучения, лабораторий «торгово-технологического оборудования», «учебный магазин».

Оборудование учебного кабинета и рабочих мест кабинета

- рабочие столы  и стулья для обучающихся;

- рабочий стол и стул для преподавателя;

- доска классная;

- наглядные пособия;

- комплект учебно-методической документации.

Технические средства обучения:

- компьютеры,

- мультимедиа-система для показа презентаций;

- программное обеспечение общего и профессионального назначения (1С: «Торговля »);

Оборудование лаборатории и рабочих мест лаборатории: «торгово-технологическое оборудование» и «Учебный магазин»

- витрины;

- прилавки;

- весоизмерительное оборудование;

- кассовое оборудование;

- муляжи продовольственных и непродовольственных товаров;

- информационные стенды «Уголок потребителя», «Пищевая ценность продуктов» и др.

Реализация программы модуля предполагает обязательную производственную практику по профилю специальности в действующих предприятиях розничной  торговли. Оборудование и технологическое оснащение рабочих мест при прохождении практики по профилю специальности должно отвечать  требованиям, установленным для предприятий розничной  торговли в Российской Федерации. С предприятиями практики заключаются договоры на проведение практики студентов.

Оборудование и технологическое оснащение рабочих мест:

_____________________________________________________________________________

4.2. Информационное обеспечение обучения

Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы

Учебно-методическая документация:

1. Учебно-методические комплексы по разделам и темам профессионального модуля.

3. Методические рекомендации для самостоятельной работы студентов по профессиональному модулю.

2. Сборник тестовых заданий по разделам модуля.

3. Сборник ситуационных задач по разделам модуля.

4. Материалы для промежуточной аттестации студентов и государственной (итоговой) аттестации выпускников по профессиональному модулю.

5. Учебно-методические пособия управляющего типа (рабочие тетради для практических заданий, инструкционные карты, методические рекомендации для выполнения практических работ, рефератов и др.).

6. Дневник-отчет по практике по профилю специальности по профессиональному модулю

Нормативно-техническая документация:

1.        Федеральный закон от 22.05.2003 №54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт»

2.        Федеральный Закон от 22.05.2003 г. № 54 «О применении контрольно- кассовых машин при осуществлении наличных денежных расчетов расчетов с использованием пластиковых карт».

3.        Федеральный Закон от 21. 11. 96 г № 129 «О бухгалтерском учете».

4.        Положение по применению контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением (в редакц; Постановления Правительства РФ от 07.08.1998 г. № 904).

5.        ГОСТ 14192-96 от 01.01.98 г. «Маркировка грузов».

6.        ГОСТ Р 51474-99 г. «Упаковка. Маркировка, указывающая на способ обращения с грузами».

7.        ГОСТ Р 51121-97 «Товары непродовольственные. Общие требования».

8.        ГОСТ 12.0.004-90 от 01.07.1991 г «Правила техники безопасности труда при работе с оборудованием».

9.        Типовые правила эксплуатации контрольно-кассовых машин при осуществление денежных расчетов с населением № 104 от 30.08.1993 г.

10.         Правила торговли. Положение правительства РФ от 19.01.1998 г № 5: с изменениями и дополнениями от 27.03.2007 г. № 185.

11.        Постановление РФ от 16.06.97 г. № 720 с последующими изменениям от 10.05.01 г. «Перечень товаров непригодным по срокам годности».

12.        Постановление Госкомстата России от 18.08.1998 г. № 8 «Унифицированные формы первичной учетной документации по учет; кассовых операций и учету результатов5 инвентаризации».

13.        Постановление Госкомстата России от 25.12.1998 г. № 13 «Унифицированные формы первичной учетной документации по учет) торговых операций».

Основные источники:

     1. Трощеева А.С. Контрольно-кассовые машины в торговле: Учебное пособие –Изд.2-е,доп. и перераб.- Ростов н/Д: Феникс.-2006 г.

2. Козулина Н.С. Продавец, контролер-кассир,учебник,5 –изд.-М., Изд-во: « Дашков и К», 2011г.

3. Яковенко Н.В. Кассир торгового зала: учебн. пособие для нач. проф.образования- М,: Издательский центр «Академия», 2008 г.

4. Памбухчиянц О.В. Пособие для продавца продовольственных товаров, Изд-во: « Дашков и К», 2009г.

5. Микулович Л.С. Товароведение продовольственных товаров. Учебник. Высшая школа, 2010 г.
6
. Криштафович В.И. Методы и техническое обеспечение контроля качества (продовольственные товары). Изд-во Дашков и К» ,2006 г.

 

Дополнительные источники:

  1. Мазилкина Е.И. Организация работы магазина  .Изд-во:  « Дашков и К»,  2009 г.
  2. Кутняхова Л.В.  Органолептическая оценка качества продовольственных товаров: пособие. Изд-во: Высшая школа ,2007 г.

Средства массовой информации:

Журналы:

  • Магазин. Персонал. Оборудование. Технологии
  • Российский экономический журнал
  • Товаровед продовольственных товаров
  • Мое дело. Магазин. (Всероссийское торговое издание)
  • Современная торговля

Интернет-ресурсы:

4.3. Общие требования к организации образовательного процесса

Организация учебного процесса и преподавание профессионального модуля в современных условиях должны основываться на инновационных психолого-педагогических подходах и технологиях, направленных на повышение эффективности преподавания и качества подготовки обучающихся.

Освоению данного модуля должны предшествовать дисциплины из общепрофессионального цикла и профессионального  модуля ПМ 01.  «Продажа непродовольственных товаров»; ПМ 02.01 «Продажа продовольственных товаров»  

  В процессе обучения студентов основными формами являются: аудиторные занятия, включающие лекции и практические занятия, а так же самостоятельная работа обучающегося. Тематика лекций и практических занятий соответствует содержанию программы профессионального модуля.

Для успешного освоения профессионального модуля «Работа на контрольно-кассовой технике и расчеты с покупателями» каждый студент обеспечивается учебно-методическими материалами (тематическими планами семинаров и практических занятий, учебно-методической литературой, типовыми тестовыми заданиями, ситуационными задачами, заданиями и рекомендациями по самостоятельной работе).

Лекции формируют у студентов системное представление об изучаемых разделах профессионального модуля, обеспечивают усвоение ими основных дидактических единиц, готовность к восприятию профессиональных технологий  и инноваций, а также  способствуют развитию интеллектуальных способностей.

Практические занятия обеспечивают приобретение и закрепление необходимых навыков и умений, формирование профессиональных компетенций, готовность к самостоятельной и индивидуальной работе, принятию ответственных решений в рамках профессиональной компетенции.

Самостоятельная работа студентов проводится внеаудиторных часов, составляет 1/3 от общей трудоемкости междисциплинарного комплекса. Самостоятельная работа включает в себя работу с литературой, подготовку рефератов по выбранной теме, отработку практических умений, и способствует развитию познавательной активности, творческого мышления , прививает навыки самостоятельного поиска информации, а также формирует способность и готовность к самосовершенствованию, самореализации и творческой адаптации, формированию общих компетенций.

Оценка теоретических и практических знаний студентов осуществляется с помощью тестового контроля, решения ситуационных задач, оценки практических умений. В конце изучения профессионального модуля  проводится экзамен, кроме того, материалы профессионального модуля «Работа на контрольно-кассовой технике и расчеты с покупателями»

 включаются в государственную (итоговую) аттестацию по профессии 100701.01 Продавец, контролер-кассир.

Учебную практику рекомендуется проводить, после теоретических занятий в рамках профессионального модуля или непрерывным циклом. Учебная практика проводится в специализированных кабинетах и мастерской техникума «Учебный магазин». Учебная практика проходит под руководством мастера ПО .

Производственную практику  необходимо проводить как итоговую (концентрированную) практику по завершению модуля. Базами  производственной практики являются торговые предприятия и организации, с которыми техникум заключает договор о взаимном сотрудничестве. Основными условиями прохождения производственной практики в данных предприятиях и организациях являются наличие квалифицированного персонала, оснащенность современным технологическим оборудованием

Практика проводится под руководством преподавателей и специалистов предприятия-базы практики. Руководителем  от техникума назначается приказом директора  мастер производственного обучения. В обязанности руководителя практики входит: контроль выполнения программы практики, оказание методической и практической помощи студентам при отработке практических профессиональных умений и приобретения практического опыта, проверка заполнения дневника по производственной практике.

Руководители практики студентов от предприятия-базы практик назначаются приказом руководителя предприятия до начала практики, из числа специалистов имеющих образование, соответствующее профилю преподаваемого профессионального модуля.

Обязательным условием допуска к производственной практики  в рамках данного профессионального модуля  является освоение  учебной практики в рамках Профессионального модуля  «Кассир торгового зала».

4.4. Кадровое обеспечение образовательного процесса

Требования к квалификации педагогических (инженерно-педагогических) кадров, обеспечивающих обучение по междисциплинарному курсу (курсам):  

- наличие среднее профессиональное или высшее профессиональное образование, соответствующее профилю преподаваемой дисциплины (модуля).

  • опыт работы в торговых  или производственно-коммерческих организациях не менее 3 лет;
  • прохождение стажировки в торговых или производственно-коммерческих организациях не реже 1 раза в 3 года.

Требования к квалификации педагогических кадров, осуществляющих руководство практикой:

-мастера производственного обучения должны иметь на 1–2 разряда по профессии рабочего выше, чем предусмотрено образовательным стандартом для выпускников.

  • опыт работы в торговых  или производственно-коммерческих организациях не менее 3 лет;
  • прохождение стажировки в торговых или производственно-коммерческих организациях не реже 1 раза в 3 года.

Инженерно-педагогический состав: _______________________________.

Мастера: _______________________________________________________.

5. Контроль и оценка результатов освоения профессионального модуля (вида профессиональной деятельности)

Результаты

(освоенные профессиональные компетенции)

Основные показатели оценки результата

Формы и методы контроля и оценки

ПК 3.1. Соблюдать правила эксплуатации контрольно-кассовой техники (ККТ) и выполнять расчетные операции с покупателями.

   

Использование наличных и безналичных способов расчетов с покупателями;

-точность и правильная последовательность действий по подготовки контрольно-кассовых машин к работе;

-демонстрация навыков

выполнения расчетных операций на машинах различных видов;

 

-изложение мер по предотвращению и исправлению ситуаций возникших в течение смены;

-точность и правильная последовательность действий заключительных операции в конце смены.

Автоматизированное тестирование

Экспертная оценка качества  во время лабораторно-практических работ, учебной практики, практического экзамена.

Оценка выполнения практической работы

Оценка выполнения практической работы

ПК 3.2. Проверять платежеспособность государственных денежных знаков.

 -распознавание изображений и водяных знаков;

-распознавание подлинности и элементов защиты банкнот;  

-установление платежеспособности банкнот и монет Банка России.

Оценка выполнения практической работы

Оценка выполнения практической работы

Тестирование

ПК 3.3. Проверять качество и количество продаваемых товаров, качество упаковки, наличие маркировки, правильность цен на товары и услуги.

 -правильность определения градации качества товаров;

-изложение технологической последовательности приемки товаров по количеству;

-соответствие полноты и точности отражения маркировки товаров требованиям нормативных документов;

-точность  расчета розничной цены на товар.

Оценка выполнения практической работы

Оценка выполнения практической работы

Защита практической работы

ПК 3.4. Оформлять документы по кассовым операциям.

- точность  оформления денежных и кассовых документов, заполнения кассовой книги.

- правильность упаковки денежных средств, заполнение покупюрной описи;

-соблюдение требований сдачи денежных средств инкассатору.

 Оценка практического задания

Оценка практического задания

Защита практической работы

ПК 3.5. Осуществлять      контроль    сохранности    товарно-материальных ценностей

-правильность учета денежных средств и документов;

-своевременность заполнения отчета кассира и сдача в бухгалтерию;

-правильность проведение инвентаризации

денежных средств, ценных бумаг и документов строгой отчетности.

Наблюдение за деятельностью обучающихся на практике

Защита практической работы

Экспертная оценка выполнения практического задания

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения должны позволять проверять у обучающихся не только сформированность профессиональных компетенций, но и развитие общих компетенций и обеспечивающих их умений.

Результаты

(освоенные общие компетенции)

Основные показатели оценки результата

Формы и методы контроля и оценки

ОК1.Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

- демонстрация интереса к будущей профессии.

Экспертное наблюдение и оценка на практических и лабораторных занятиях при выполнении работ по учебной и производственной практик

ОК2.Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем.

- оценка эффективности и качества выполнения;

- взаимодействие с обучающимися, преподавателями и мастерами в ходе обучения

Текущий контроль в форме:

- защиты лабораторных и практических занятий

ОК3.Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы.

  • выбор и применение методов и способов решения профессиональных задач в области продажи продовольственных товаров;

-оценка эффективности и качества выполнения;

-решение стандартных и нестандартных профессиональных задач в области продажи продовольственных товаров.

Текущий контроль в форме:

- защиты лабораторных и практических занятий;

ОК4.Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач.

- нахождение и использование информации для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

Экспертное наблюдение и оценка на практических и лабораторных занятиях при выполнении работ по учебной и производственной практик

ОК5.Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

- демонстрация навыков использования информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

Экспертное наблюдение и оценка на практических и лабораторных занятиях при выполнении работ по учебной и производственной практик

ОК6.Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентами.

- взаимодействие с обучающимися, преподавателями и мастерами в ходе обучения.

Экспертное наблюдение и оценка на практических и лабораторных занятиях при выполнении работ по учебной и производственной практик

ОК7.Соблюдать правила реализации товаров в соответствии с действующими санитарными нормами и правилами, стандартами и Правилами продажи товаров.

- оценка эффективности и качества выполнения реализации товара;

Экспертная оценка практической работы

ОК8.Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний(для юношей).

- демонстрация готовности к исполнению воинской обязанности.

Экспертное наблюдение и оценка на практических и лабораторных занятиях при выполнении работ по учебной и производственной практик



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ ПМ.03. Работа на контрольно-кассовой технике и расчеты с покупателями

Рабочая программа профессионального модуля ПМ.03. Работа на контрольно-кассовой технике и расчеты с покупателями. Рабочая программа профессионального модуля разработана на основе Федерального госуд...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ ПМ. 03 Проведение расчетов с бюджетом и внебюджетными фондами

Рабочая программа профессионального модуля разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования  по специальности 080114 «Экономик...

Рабочая программа профессионального модуля МДК1.01 ТЕХНИКА ПОДГОТОВКИ ХИМИЧЕСКОЙ ПОСУДЫ, ПРИБОРОВ ЛАБОРАТОРНОГО ОБОРУДОВАНИЯ программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих по профессии 18.01.02 Лаборант-эколог.

Рабочая программа  профессионального модуля МДК1.01 Техника подготовки химической посуды, приборов и лабораторного оборудования разработана на основе Федерального государственного образовательног...

Рабочая программа профессионального модуля "Эксплуатация сельскохозяйственной техники"

Программа профессионального модуля является частью образовательной программы среднего профессионального образования подготовки специалистов среднего звена специальности 35.02.07 «Механизация сел...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ ПМ.02 ВЕДЕНИЕ РАСЧЕТОВ С БЮДЖЕТАМИ БЮДЖЕТНОЙ СИСТЕМЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ программы подготовки специалистов среднего звена по специальности 38.02.06 Финансы

Рабочая программа профессионального модуля ПМ.02 Ведение расчетов с бюджетами бюджетной системы российской федерации разработана в соответствии с требованиями:- федерального государственного образоват...

Рабочая программа профессионального модуля ПМ.03 Работа на контрольно-кассовой технике и расчеты с покупателями по профессии СПО

Программа данного модуля может быть использована в дополнительном профессиональном образовании (в программах повышения квалификации и переподготовки) и профессиональной подготовке по профессиям р...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ Работа на контрольно-кассовой технике и расчеты с покупателями

Рабочая программа профессионального модуля разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта и примерной программы...