Пояснительная записка к методическому семинару
учебно-методический материал на тему

Коржень Виктор Александрович

Концептуальное изложение моего педагогического опыта.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metod_seminar.docx41.1 КБ

Предварительный просмотр:

Методический семинар

преподавателя цикла профессиональных дисциплин

Коржень Виктора Александровича

«Адаптация выпускников к профессиональной деятельности,

через практико-ориентированное обучение»

На современном этапе развития общества человек поставлен в жесткие условия конкуренции. В моем представлении 21 век отличается от других столетий своей информативностью и множеством способов передачи и получения информации. Сегодня, когда объем необходимых для человека знаний резко возрастает, важно  научить студентов самостоятельно пополнять их, ориентироваться в стремительном потоке информации, перерабатывать ее, что является важным условием для  успешной самореализации человека в будущей взрослой жизни.

Педагогической основой Федеральных государственных образовательных стандартов третьего поколения в России является системно – деятельностный подход в обучении, направленный на формирование общих и профессиональных компетенций.

Для этого в содержании  образования  увеличивается доля практической составляющей без ущерба для фундаментальных знаний.  Формирование ключевых компетентностей – это умение выполнять целостное, понятное, грамотное действие, направленное на решение реальной задачи. Успех преподавателя – это успехи  его студентов.  Поэтому  всегда анализирую свою работу и постоянно ищу ответ на вопрос «Как сделать больше, интереснее и лучше?».

Из   опыта  работы определены следующие задачи:

  • Способствовать развитию профессиональных компетенций выпускников.
  • Адаптировать выпускников к самостоятельной профессиональной деятельности.
  • Способствовать  развитию профессионального мышления и конструктивному анализу ошибок в профессиональной деятельности.
  • Нацелить  студента на успех.  Заставить его поверить в свои силы, предоставить возможность получить удовольствие и радость от результатов своего труда.
  • Воодушевить студента  быть самим собой, подбодрить, чтобы он гордился своими достижениями.
  • Не требовать от студента того, что он не в состоянии выполнить.  Создать условия для развития в соответствии с его индивидуальными особенностями.
  • Стимулировать студентов к дальнейшему профессиональному и личностному развитию, повышать интерес к будущей специальности.

     

Методы и методические приемы при изучении  дисциплин профессионального цикла

Метод объяснения или метод рассказа  используется для передачи учебной информации. В процессе беседы можно не только передавать информацию, но и отвечать на  вопросы студентов, учить их анализировать, размышлять. С этой целью практикуются лекция-беседа, лекция – дискуссия, лекция с разбором конкретных производственных ситуаций. При  выполнении практических заданий   используется метод  организации работы в малых группах – это одна из самых популярных стратегий, так как она дает всем обучающимся (в том числе и стеснительным) возможность участвовать в работе, практиковать навыки сотрудничества, межличностного общения (в частности, умение активно слушать,  вырабатывать общее мнение,  разрешать возникающие разногласия).

В то же время один и тот же метод обучения может быть совершенно по-разному организован в зависимости от предполагаемого уровня познавательной активности студентов и их самостоятельности.

По мере накопления опыта работы используются  те, которые направлены на самостоятельное изучение материала.

Например,  лабораторную работу можно провести по инструкции, в которой обозначены все этапы работы, и обучающиеся лишь воспроизведут названные преподавателем действия, а можно организовать самостоятельное исследование. Это будет уже исследовательский метод или метод самостоятельной работы.

В своей практике использую продуктивный метод обучения, когда студент добывает субъективно новые знания в результате самостоятельной или частично с помощью преподавателя творческой деятельности. Проблемный метод - промежуточный, поскольку он в равной мере предполагает как усвоение готовой информации, так и элементы творческой деятельности.

При изучении курса профессиональных  дисциплин также необходимыми методами являются:

-наглядный метод обучения, в котором основным источником знаний обучающихся  является наблюдение. Студенты, наблюдая, осмысливают результаты, экспериментальные факты, анализируют их, делают выводы и получают в результате новые знания. К группе наглядных методов относятся, прежде всего, демонстрационный эксперимент и иллюстративный метод.

-практический  метод обучения - это решение задач (метод, играющий особую роль в обучении профессиональным дисциплинам) и экспериментальные работы  (лабораторные    и   фронтальные     опыты,   электротехнический практикум, домашние эксперименты). В процессе использования этих методов формируются умения по применению знаний в процессе решения задач и экспериментальные умения, такие, как умение производить измерения, определять  показания электрических приборов, снимать характеристики электрооборудования, читать и собирать электрические схемы. Результаты такой работы становятся основным источником знаний и умений обучающихся.

Использование практических и творческих методов обучения позволило повысить качественную успеваемость в группах и приобрести опыт для профессионального роста. Стоить отметить,  что ежегодное участие в написании исследовательских работ помогает студентам при работе с дипломными проектами, так как происходит внедрение новых технологий в специальную часть выпускной квалификационной работы.

Самостоятельная работа обучающихся в процессе  изучении  дисциплин профессионального цикла

Одной из главных задач  профессиональной подготовки студентов является

формирование творческого уровня в их самостоятельной деятельности. Основная деятельность преподавателя направлена на повышение эффективности учебного процесса в целом  и  на активизацию познавательной деятельности в частности, формирование приемов и методов самоуправления, самоконтроля студентами при изучении ими учебного материала. В соответствии с целями обучения преподаватель должен     создать   и       обеспечить     функционирование          комплекса      учебно-методического обеспечения: системы пособий, руководств по всем темам, предусмотренным учебной программой.

Самостоятельную  работу  по овладению учебным материалом я организую следующим образом:

1) раскрываю (выявляю, обосновываю, классифицирую и наглядно предъявляю) цели изучения, показываю необходимость, полезность,       значимость       овладения         специальными знаниями и умениями для их будущей профессиональной деятельности, обеспечивая, таким образом,  мотивационный настрой студентов для изучения профессиональных дисциплин;

2) конкретизирую объем, содержание учебного материала как в части основ теории, практических   работ,   так      и     в    части      методов организации работы  обучающихся;

3) объясняю формы и методы эффективного использования методических пособий и руководств для самостоятельной работы;

4) обеспечиваю эффективную организацию работы обучающихся на лекции, в основе которой лежит активный процесс, включающий слушание, понимание  преобразование  полученной информации  в  форму краткой записи, помогающей восстановить основное содержание прослушанной лекции и выполнения последующей самостоятельной работы с использованием литературных и интернет- источников;

5) знакомлю студентов с формой отчетности, объемом и содержанием учебного материала, необходимым для усвоения за конкретные периоды самостоятельной работы.

Помимо практической важности самостоятельная работа имеет большое воспитательное значение. Она формирует самостоятельность не только как совокупность определенных умений и навыков, но и как черту характера, играющую существенную роль в структуре личности как специалиста высокой квалификации.

Организация и проведение контроля может быть основано на подготовке и

использовании тест-карт, включающих вопросы и задачи по                                    указанным    темам.   Особенностью     тест - карт     является   быстрота     и оперативность получения информации (не более 15-20 мин.) о результатах проверки.

При достаточном количестве вариантов одновременный контроль можно осуществить сразу в нескольких  группах. Тест-карта содержит вопросы и задачи, не требующие особо больших расчетов. Каждый вопрос или задача обеспечивается пятью вариантами различных ответов, но один из них является верным.

При составлении тест-карт необходимо обратить внимание на краткость и ясность формулировок, соблюдение хорошей наглядности графических данных и условных обозначений, чтобы у обучающихся не возникали вопросы, и они не тратили дополнительное время на понимание условия задачи. Получение своевременной информации об уровне знаний студентов  важно для   определения средств и форм реализации дидактической помощи студентам в преодолении проблем в их обучении.

Практико – ориентированные занятия

В связи с требованиями ФГОС и  современного рынка труда к подготовке конкурентоспособных специалистов возникает необходимость взаимодействия между учебными заведениями и отраслевыми организациями. Это объясняется тем, что в последние годы видоизменилась динамика спроса на специалистов среднего звена.

На отделении «Электрификация и автоматизация сельского хозяйства» создалась гибкая адаптивная связь с организациями, которым необходимы специалисты квалификации «техник-электрик».

Практико – ориентированные уроки – это, прежде всего, коллективная работа группы, где каждый обучающийся чувствует себя звеном единого коллектива. Отрабатываются навыки при решении поставленных задачах, развиваются умения анализировать рабочую ситуацию на производстве и принимать верные решения.

Регулярное  проведение практико-ориентированных занятий вместе с мастерами и инженерами предприятий и организаций способствуют  богатому опыту для дальнейшего педагогического роста.

Практико-ориентированные занятия можно разделить на два этапа:

  1. экскурсия на специализированное предприятие. Происходит знакомство со структурой предприятия, материально-технической базой, рабочими местами и с видами работ. Данный вид занятия способствует активизации познавательной деятельности при наблюдении за производством, благодаря этому студенты имеют возможность понять сущность своей будущей специальности и социальной значимости.
  2. выездные занятия, проводимые на предприятиях, которые начинаются с инструктажа по технике безопасности и организации рабочего места. Студенты отрабатывают практические навыки, решают поставленные перед ними производственные задачи и работают с технической документацией. Чаще всего применяется групповой метод обучения, что способствует формированию умений работать в коллективе и команде. Это необходимо для развития профессиональных компетенций  будущего специалиста. Затем происходит взаимооценка занятия вместе с персоналом предприятия.

Занятия проходят на предприятиях города Ялуторовска и Ялуторовского района:  ООО «Юнигрэйн», где студенты анализируют работу приводных механизмов технологического оборудования, снимают эксплуатационные характеристики электрооборудования, в ОАО «Ялуторовскагропромэнерго» под руководством опытных мастеров  обучающиеся проводят сборку электрических схем щитов управления освещением, в Южном ТПО «Тюменьэнерго» предоставляется возможность проводить работы по ремонту и обслуживанию электрооборудованию распределительных сетей.  

Также  я провожу практико-ориентированные занятия в колледже, которые  проходят как:

· Теоретическая часть: лекции, семинары, занятия по закреплению знаний, совместные занятия с приглашенными специалистами.

· Прикладная или практическая часть: деловые и ролевые игры, практические и лабораторные работы, учебная и производственная практика.

· Самостоятельная работа: курсовое и дипломное проектирование, работа в библиотеках и в компьютерных классах, выполнение проектов, исследовательская работа, ведение портфолио.

В современных условиях наиболее эффективным считается практико-ориентированная технология обучения, направленная на формирование у студентов значимых для будущей профессиональной деятельности личностных и профессиональных  качеств.    

Производственная задача является организующим центром занятия, она побуждает обучающихся быть активными, высказывать свою точку зрения, соотносить имеющиеся теоретические знания с конкретной жизненной ситуацией, позволяет расширить социальный опыт студента, дать ему возможность попробовать себя в различных социальных ролях.

Все это отражено в таблице изменения качественной успеваемости при внедрении практико-ориентированных занятий за последние три года.

Учебные годы

Курс

Качественная успеваемость

2012-2013

2-ой курс

37%

3-ий курс

41%

4-ый курс

53%

2013-2014

2-ой курс

42%

3-ий курс

47%

4-ый курс

59%

2014-2015

2-ой курс

46%

3-ий курс

54%

4-ый курс

66%

Таким образом, практико-ориентированные занятия способствуют повышению качества подготовки специалистов,  формированию  профессиональных и общих компетенций и помогают выпускникам  адаптироваться в их профессиональной деятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ТРЕБОВАНИЯ К ОФОРМЛЕНИЮ ПОЯСНИТЕЛЬНОЙ ЗАПИСКИ ВЫПУСКНЫХ КВАЛИФИКАЦИОННЫХ РАБОТ МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ Специальности: 35.02.07 Механизация сельского хозяйства, 35.02.08 Электрификация и автоматизация сельского хозяйства, 23.02.03 Техническое обслужива

Требования к оформлению пояснительной записки  выпускных квалификационных работ: методические указания для студентов и преподавателей по специальностям 35.02.07 Механизация сельского хозяйства, 3...

Пояснительная записка к методическому семинару: ПРИМЕНЕНИЕ ЭЛЕМЕНТОВ ИГРОВОГО МОДЕЛИРОВАНИЯ КАК УСЛОВИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО РОСТА СТУДЕНТОВ

Игровое моделирование способствует реализации компетентностного подхода к подготовке специалиста....

Пояснительная записка к методическому семинару «Инновационные подходы в подготовке рабочих кадров и специалистов для экономики Тюменской области»

В педагогике понятие «инновационная деятельность» трактуется как деятельность, основанная на осмыслении собственного педагогического опыта с целью достижения более высоких результатов, получения новог...

методические указания по оформлению пояснительной записки

Методические указания составлены для студентов очного отделения специальности 08.02.01 «Строительство и эксплуатация зданий и сооружений»с целью установления единых требований к оформлению...

Методические рекомендации по оформлению пояснительной записки курсового и дипломного проекта

Методические рекомендации по оформлению пояснительной записки курсового и дипломного проекта...

Методические рекомендации по оформлению пояснительной записки курсового и дипломного проекта

Методические рекомендации по оформлению пояснительной записки курсового и дипломного проекта...

Методические рекомендации по оформлению пояснительной записки выпускной квалификационной работы Профессия 09.01.03 «Мастер по обработке цифровой информации»

Данные методические указания содержат основные требования и рекомендации по оформлению пояснительной записки выпускной квалификационной работы для профессии 09.01.03 «Мастер по обработке цифрово...