Мои публикации
статья

Строгонова Диана Юрьевна

Предварительный просмотр:

ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ СТУДЕНТОВ ПО ПРОФЕССИИ ПОВАР-КОНДИТЕР, С УЧЁТОМ ТРЕБОВАНИЙ СТАНДАРТОВ РФ.

Строгонова Д.Ю., мастер производственного обучения

 ГБПОУ РБ «Колледж традиционных искусств народов Забайкалья»

В недавнее время к вниманию подготовки  рабочих профессий не было столь пристальным как сейчас. Возрождение профессионального образования в нашей стране в данный момент стала задачей государственной важности, от которой зависит будущее экономики России

 «У нас катастрофически не хватает не просто рабочих рук, а хорошо подготовленных специалистов по рабочим профессиям»,– сказал В.В. Путин. Перед средним профессиональным образованием ставятся новые задачи. Нашему обществу нужны образованные, предприимчивые, квалифицированные специалисты, готовые к самостоятельному принятию конструктивных решений, стремящиеся к непрерывному профессиональному росту, имеющие четкие ценностные ориентации  и готовые нести ответственность за судьбу своей страны.

Реализация интегрированных программ, разработанных с учетом требований ФГОС СПО, профстандартов РФ, позволяет повысить престиж профессий, расширить спектр образовательных услуг, повысить социальную защищенность и конкурентоспособность выпускников колледжа с учетом передового международного опыта и интересов работодателей. Анализ ситуации на рынке труда и рынке образовательных услуг позволяет сделать вывод, что существует потребность в интегрированных образовательных программах, которые позволяют получить рабочую профессию и повысить уровень профессиональных компетенций до уровня высококвалифицированного специалиста, востребованного как в России, так и в других индустриально-развитых странах. Если студент овладел только теоретическими знаниями и умениями, но у него не развита готовность к практической деятельности, то он  не может соответствовать современным требованиям. А также, наоборот, не имея теоретической базы, невозможно создать что-либо новое и полезное.

Формирование, закрепление и совершенствование  приобретённых в процессе обучения профессиональных умений обучающихся, развитие общих и профессиональных компетенций, освоение современных производственных процессов, адаптация обучающихся к конкретным условиям деятельности предприятий (организаций), профессиональных компетенций по профессии 43.01.09  «Повар - кондитер» с учётом требований стандартов WorldSkills реализуется по данному направлению в колледже с 2017 года.  По этой программе я работаю и применяю пятый год. И с каждым учебным годом крепнет уверенность в том, что интеграция профстандартов РФ и международных стандартов WorldSkils в программы подготовки квалифицированных рабочих позволяет совершенствовать уровень профессионального мастерства учащихся, повысить учебно-профессиональную мотивацию и мотивацию достижения успеха, выявить и подготовить наиболее подготовленных студентов для участия в региональных чемпионатах WorldSkills, по результатам занято не одно призовое место. У обучающихся изменилось отношение к учёбе. Они стали воспринимать учебный процесс не как обременительную и скучную обязанность, а как возможность получить рабочую профессию и повысить уровень профессиональных компетенций до уровня высококвалифицированного специалиста.

В помощь для преподавателей спец. дисциплин организованы курсы повышения квалификации по программе Практика и методика подготовки кадров по профессии(специальности) «Повар-кондитер» с учётом стандарта Ворлдскиллс Россия по компетенции Поварское дело. Которые позволяют ориентироваться в современных стандартах и идти в ногу со временем. Данная программа реализует ознакомление преподавателей с современными технологиями в профессиональной сфере деятельности и стандартами Ворлдскиллс, для массовой подготовки квалификационных специалистов в части реализации профессиональных модулей образовательных программ, с включение преподавателей колледжа в систему работ движения «Молодые профессионалы» (Ворлдскиллс Россия), расширение Экспертного сообщества WorldSkills.

Ведущими специалистами академии, международными экспертами и методистами  разработана рабочая тетрадь, где в содержании охвачены все аспекты современных стандартов и лучшего мирового и отечественного опыта подготовки кадров. Рабочая тетрадь с каждым годом усовершенствуется, вносится что-то новое, для меня она служит как настольная книга откуда я черпаю много интересного и доношу своим студентам. Например, работа с чек листом, я со студентами планирую каждый шаг работы на учебной площадке. Это позволяет координировать и планировать свою работу учащимся, при выполнении технологической последовательности, сначала в письменном варианте, а затем отработки на рабочем месте. Видны ошибки которые можно сразу на месте устранить, также идёт развитие памяти, что я считаю в профессии повар-кондитер она необходима.

 В ходе проведения занятий учебной практики я использую следующие педагогические технологии:  технология критического мышления; технология применения документации письменного инструктирования; технологии применения активных методов обучения. Технология применения документации письменного инструктирования - специальные письменные инструкции, в которых даются необходимые пояснения о порядке, структуре, правилах, критериях успешности выполняемых заданий. В практике производственного обучения в учебных мастерских характерны такие виды письменного инструктирования обучающихся: инструкционно -технологические и технологические карты, чек лист — применяются при освоении трудовых процессов, при выполнении учебно-производственных работ.

 С учетом стандартов РФ инструкционно - технологические и технологические карты я стараюсь заменять на техническое описание. Техническое описание - это документ, определяющий название профессии (компетенции), последовательность проведения занятия или соревновательной части, критерии оценки работ участников, требования к профессиональным навыкам участников, умениям и навыкам, общий состав оборудования, компоненты, основное и дополнительное оборудование, требования по нормам охраны труда и технике безопасности. Я считаю, что использование с первых дней обучения на уроках, и работать по всем пунктам необходимых при выполнении и сдачи демонстрационного экзамена, студенты подойдут уверенно и без сомнений.

С внедрением стандартов по моему мнению появилось много плюсов: повысилась квалификация педагогов колледжа в рамках стандарта  РФ; на основе стандартов РФ  разрабатывается учебно-методическая документация; создаются условия для повышения мотивации студентов к познанию и творчеству, к повышению профессиональной образованности и роста уровня квалификации; привлекаются социальные партнеры как в процесс подготовки молодых специалистов, так  и  для разработки процедуры оценки качества выпускников; с целью участия в региональных, российских и международных конкурсах, выявлять лучших представителей профессии «Повар-кондитер» среди студентов, выпускников и педагогов. 

В современных условиях возрастающих требований работодателя к профессионализму и компетентности специалистов со средним специальным  образованием  педагогический коллектив колледжа обязан обеспечить высокое качество подготовки выпускников.

Таким образом, профессиональная готовность будущих поваров, кондитеров – это интегративное качество личности, развитие которого является результатом целенаправленной профессиональной подготовки средствами гуманитарных,  естественнонаучных и специальных ресурсов, включающей в себя совокупность специальных профессиональных знаний, умений, навыков и необходимых личностных качеств, позволяющих эффективно выполнять служебные обязанности на предприятиях общественного питания.

Применение стандартов РФ служит залогом успеха формирования профессиональных компетенций обучающихся и повышения мотивации достижения успеха.



Предварительный просмотр:

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ

ГБПОУ «КОЛЛЕДЖ ТРАДИЦИОННЫХ ИСКУССТВ НАРОДОВ ЗАБАЙКАЛЬЯ»

Доклад

Теория питания.

                                     

                                                                                             Выполнила: мастер

                                                                                             производственного                                                                                                                                                                                                                   обучения

    Строгонова Д.Ю.

с. Иволгинск

Питание человека является необходимым и первым условием жизни. Неудивительно поэтому, что все универсальные естественнонаучные концепции включали в себя как важную и необходимую часть теорию питания. История науки знает две теории питания. Первая возникла во времена античности, вторая — классическая теория сбалансированного питания—окончательно сформировалась в конце XIX — первой половине XX в.

Античная теория питания связана с именами Аристотеля и Галена и является частью их представлений о живом. Согласно этой теории питание всех структур организма происходит за счет крови, которая непрерывно образуется в пищеварительной системе из пищевых веществ в результате сложного процесса неизвестной природы, в некотором отношении сходного с брожением. В печени происходит очистка этой крови, после чего она используется для питания всех органов и тканей. На основе этих представлений были построены многочисленные лечебные диеты, которые должны были обеспечить более легкое превращение пищи в кровь и лучшие свойства последней.

С классической теорией сбалансированного питания тесно связаны широко распространенные представления о полезной пище и оптимальном сбалансированном питании. Эта теория опирается на балансный подход к оценке и режиму питания, что сохраняет свое значение и в настоящее время. В упрощенном виде этот подход сводится к тому, что в организм должны поступать вещества такого молекулярного состава, который компенсирует их расход и потери, обусловленные основным обменом, работой, а для молодых организмов—также и ростом.

Классическая теория сбалансированного питания базируется на следующих фундаментальных положениях:

1) приток веществ должен точно соответствовать их расходу;

2) приток пищевых веществ обеспечивается за счет разрушения пищевых структур и всасывания полезных веществ — нутриентов, необходимых для метаболизма и построения структур тела;

3) утилизация пищи осуществляется самим организмом;

4) пища состоит из нескольких компонентов, различных по физиологическому значению: пищевых, балластных и токсичных веществ;

5) метаболизм определяется уровнем аминокислот, моносахаридов, жирных кислот, витаминов и некоторых солей, следовательно, можно создать так называемые элементные (мономерные) диеты.

Правила рационального питания.

Любая пища состоит из белков, жиров, углеводов, минеральных солей, воды и витаминов. Кроме состава, все продукты отличаются содержанием калорий. Абсолютно все, что мы едим, обладает калорийностью, т.е. поставляет организму необходимую энергию. Из основных источников энергии (белки, жиры и углеводы) именно жиры являются наиболее калорийной составляющей пищи. Жиры первыми накапливаются в организме и последними сгорают. Смотрите сами:

1 г белка содержит -4 ккал

1 г углеводов - тоже 4 ккал

А при сгорании 1 г жира организм получает целых 9 ккал. Чем меньше жиров в той пище, которую вы едите, тем Вам легче худеть. Для успешного похудания необходимо поддерживать пищевую нагрузку на уровне 1200 - 1500 ккал в сутки, при этом полностью отказываться от жиров не следует, необходимо употреблять продукты с низким содержанием жира.

Ученые и медики всего мира единодушны в мнении о том, что при здоровом питании доля жиров в общей калорийности суточного рациона не должна превышать 30%.

Правила рационального питания:

1. Уменьшайте калорийность рациона за счет ограничения количества высококалорийных животных жиров (сала, сливочного масла, жирного мяса) и углеводов, особенно легко усваиваемых (сахара, сладостей) . Подвигов не требуется. Для начала будет вполне достаточно уменьшить калорийность на 20-25% (т.е. примерно на 500-600 ккал в сутки). Затем постепенно доведите его до уровня 1200-1500 килокалорий в сутки.

2. Включайте в рацион питания повышенное количество сырых овощей и фруктов (малокалорийных, но значительного объема), что создает ощущение сытости и полностью исключайте продукты и напитки, возбуждающие аппетит (специи, пряности, острые закуски).

3. Научитесь определять в продуктах так называемые «скрытые жиры». Замороженные или консервированные продукты зачастую содержат «скрытые жиры». Обращайте внимание на этикетку о составе продукта. Не доверяйте вслепую надписям типа «Пониженное содержание жира», или «Обезжиренное» - такие продукты могут содержать жира больше, чем Вы думаете.

4. Соблюдайте режим питания и принцип его дробности. Полным людям рекомендуется частое дробное питание (4-5 раз в день). Последний прием пищи должен быть не позднее, чем за 2 часа до сна.

5. При склонности к полноте не следует готовить ароматных жареных блюд, наваристых бульонов, возбуждающих аппетит.

6. Убедитесь в том, что индивидуальная программа контроля массы тела, составленная для Вас врачом, учитывает Ваши пищевые вкусы. В этом случае соблюдать ее будет легче и приятнее.

7. Используйте разгрузочные (малокалорийные) дни в питании. Обычно их рекомендуют проводить не более одного - двух раз в неделю. Разгрузочные дни способствуют расходованию излишнего жира, содержащегося в жировой ткани организма. Такие дни не разрешаются больным с Сахарным диабетом.

Разгрузочные дни.

Для проведения разгрузки лучше использовать выходной день. По составу продуктов суточного рациона различают следующие разгрузочные дни:

творожные: 400г обезжиренного творога используют в натуральном виде или для приготовления сырников. Разрешается 2-3 стакана кофе с молоком без сахара и стакан отвара шиповника;

яблочные: 1,5 кг сырых или печеных яблок. Разрешается 2 стакана чая или кофе без сахара;

огуречные: 1,5 кг свежих огурцов, 2 стакана чая или кофе без сахара. Калорийность огурцов исключительно низкая (в 2 раза меньше, чем капусты, и в 3 раза меньше, чем яблок) ;

салатные: 1,2- 1,5 кг различных сырых овощей (капусты, помидор, редиса, моркови, салата, огурцов) с добавлением растительного масла и небольшого количества сметаны ;

кефирные: 1,2- 1,5 л кефира или простокваши ;

мясные: 300 г отварного, без соли, мяса с овощным, лучше капустным гарниром. Разрешается 3 стакана кофе или чая без сахара, 1 стакан отвара шиповника;

рыбные: 300-350 г отварной без соли рыбы (окуня, трески, щуки, минтая). Разрешается 2 стакана чая или кофе без сахара, 1 стакан отвара шиповника.

Начать лучше с творожного дня. Творог, как и мясо, создает более выраженное ощущение сытости, чем овощи и фрукты.

Учитывая то, что повышенная масса тела часто сочетается с Артериальной гипертонией, пищу надо готовить без соли и добавлять ее в блюда за столом в количестве не более 3-5г в день. Вкус несоленой или недосоленной пищи можно улучшить, добавляя клюкву, лимонную кислоту, корицу, зелень петрушки, укропа и кинзы.

Проблемы рационального питания.

Избыточный вес.

Избыточная масса тела возникает в результате превышения количества калорий, получаемых с пищей, над количеством калорий, расходуемых организмом. Таким образом, для эффективного снижения массы тела необходимо потреблять калорий меньше, чем Вы делали это до сих пор, а расходовать по возможности больше.

Ожирение определяют как «избыток жира в организме». Его главная причина - пищевые жиры, поступающие в организм с едой. Для того, чтобы сбросить вес: Вы начинаете делать упражнения для щитовидной железы, наряду с тяжелыми, но не продолжительными упражнениями для разгона метаболизма. Физические упражнения должны разгонять метаболизм и приводить организм в тонус. А когда организм в тонусе, он и сам без внешних воздействий приведет себя в порядок и утилизирует часть лишнего жира. Уже давно установлено, чтобы вовремя физических упражнений стал "сжигаться" жир должно пройти 30-45 минут. Дополнительно к тому, что будет разгоняться метаболизм, организм будет тратить немало энергии на построение мышечных тканей, которые разрушаются во время таких упражнений. Следует оговориться, что здесь лучше немного поменять соотношение белков, жиров и углеводов в сторону белков: белки-40%, жиры-25%, углеводов-35%. Такая схема будет работать на вас (при условии наличия тяжелых упражнений). Вы стараетесь высыпаться, поменьше нервничать и быть увереннее в себе.

В свой рацион Вы добавляете зеленый чай, какие-нибудь водоросли, острые приправы, клетчатку и листовые овощи, а также витамины и особенно микроэлементы.

Стараетесь поменьше кушать, сохраняя правильное соотношение белков, жиров и углеводов, и не смешивая сладкого с остальными продуктами.

Не кушаете за 2-3 часа до сна. Нет определенных правил не есть после шести и тому подобных, но последняя еда задолго до сна даст свои результаты.

И самое главное все это Вы делаете постепенно и незаметно, чтобы ни Ваш организм, ни Ваш разум не воспротивился изменениям в Вашей жизни. Эмоциональный фон влияет на гормональный (как и гормональный на эмоциональный).

Недобор веса.

Недоедание ежегодно уносит жизни около 5 миллионов детей в возрасте до пяти лет, сообщил заместитель генерального секретаря ООН Шаши Тарур на брифинге в ООН. "В развивающихся странах около 13 миллионов детей страдают от недоедания, для них гибельными становятся даже такие заболевания как пневмония и диарея",- сказал Тарур. Искоренение нищеты и голода на планете до 2016 года провозглашены основной целью ООН. Однако пока в мире около 850 миллионов человек страдают от недоедания и скудного рациона. Для того чтобы набрать вес:

1. Вы сначала лечите свой позвоночник и желудочно-кишечный тракт. Проблемы с позвоночником, необязательно должны приводить к худобе. Но если искривлена та область, которая затрагивает работу желудочно-кишечного тракта или щитовидной железы, то это вполне может привести к худобе. Да и вообще, в целом если Вы предрасположены к худобе, то любые проблемы в Вашем здоровье будут вести к потере веса. Нарушения работы желудочно-кишечного тракта ведет к понижению усвояемости пищи, к потере аппетита.

2. Стараетесь создавать все условия для преобладания анаболизма над катаболизмом. Для этого Вы каждый день делаете упражнение на расслабление. Вы просто ложитесь на ровную поверхность и как можно глубже расслабляетесь и физически и психологически. Постоянное наличие воды в организме хороший фактор для анаболизма. Поэтому пейте достаточное количество жидкости, но не заливайте особо еду, это может помешать процессу пищеварения.

3. Кушаете три раза в день чуть больше, чем хотите, иногда добавляя сладкого, и не перекусывая между трапезами. Уделяете внимание минеральным веществам и режиму в питании. В еде лучше отдавать предпочтения углеводам. Соотношение белков, жиров и углеводов лучше придерживаться такого: белки-25%, жиры-30%, углеводы-45%. Если Вы не едите сладкого, то вовремя некоторых приемов лучше съедать что-нибудь из сладких продуктов. Главное не перебарщивайте, а то это может нарушить процесс пищеварения. Сладкое спровоцирует выброс инсулина, а это поспособствует набору веса, как мышечному, так и жировому. Из овощей лучше есть помидоры и сладкий перец.

4. Высыпаетесь, не нервничаете.

5. Занимаетесь "мягкими" физическими упражнениями. Вы не должны себя доводить до изнеможения, более того Вы должны останавливаться задолго до "отказа". Занимайтесь по щадящей программе. Больше отдыхайте и расслабляйтесь. Составьте себе двухдневный комплекс на все группы мышц из базовых, многосуставных упражнений.

6. Не бойтесь принимать "химию", такую как креатин, глютамин и прочие аминокислоты. Вы даже можете их принимать при "мягких", домашних упражнений. Они лишь положительно скажутся на уровне анаболизма и иммунитета. Особый упор стоит сделать на минеральные вещества, и особенно на магний. 200 тысяч призывников ежегодно освобождаются от службы в Вооруженных силах РФ из-за недоедания. Такие данные привел сегодня на брифинге председатель Центральной военно-врачебной комиссии ВС РФ генерал-майор медицинской службы Валерий Куликов.

Из тех, кто получает отсрочку от армии на лечение, каждый второй 17-летний подросток - с нарушением питания. Вооруженные силы РФ ежегодно тратят около 100 миллионов рублей на приведение в норму молодых солдат. Кроме нарушений веса у молодого пополнения (как следствие) нарушены защитные функции организма. Это приводит к тому, что призывники наиболее подвержены инфекционным заболеваниям и различным невротическим расстройствам, личностным нарушениям.

Вместе с тем, по словам Валерия Куликова, на сегодняшний день практически прекратился вал призывников, не соответствующих медицинским условиям годности прохождения военной службы.

Также председатель Центральной военно-врачебной комиссии заявил, что ежегодно из рядов Вооруженных сил РФ увольняются по состоянию здоровья около 7 тысяч офицеров, более половины из них не достигают предельного возраста.

Наиболее успешно программы борьбы с голодом действуют под эгидой ООН в Эфиопии. Постоянную продовольственную поддержку здесь получают 10 тысяч детей, это в пять раз больше чем три года назад.

Как рассчитать свой идеальный вес?

При использовании таблиц и формул вы часто сталкиваетесь с таким понятием как «тип телосложения»: астеник, нормостеник и гиперстеник. Наиболее простой метод определить, какой тип телосложения лично у вас – это взять портновский сантиметр и обмерить запястье в самом узком месте.

Если получилось менее 14 см, тип телосложения астенический.

От 14 до 18 см – телосложение нормостеническое.

Обхват запястья более 18 см – гиперстеническое телосложение.

Свой идеальный вес можно рассчитать по трем формулам:

Формула Лоренца: чтобы узнать свой идеальный вес, нужно из роста в сантиметрах вычесть 100, из полученного результата вычесть разность роста в сантиметрах и 150, разделенных пополам.

Формула Брока: среди формул идеального веса она наиболее известна, но сейчас она немного устарела. Ведь эту формулу предложил более 100 лет назад французский врач Поль Брок. Сейчас используется следующая модификация для человека нормостенического телосложения: при росте до 165 сантиметров идеальный вес равен разности роста в сантиметрах и 100. При росте от 165 до 175 сантиметров идеальный вес равен разности роста в сантиметрах и 105. при росте более 175 сантиметров идеальный вес равен разности роста в сантиметрах и 110. При астеническом телосложении полученный результат уменьшаем на 10%, при гиперстеническом увеличиваем на 10%.

Формула Кьютла: иначе формулу Кьютла называют индексом массы тела (ИМТ). Этот способ расчета считается лучшим и признан во всем мире. Индекс массы тела равен частному веса в килограммах и роста в метрах в квадрате.

Если ваш ИМТ от 20 до 23, ваш вес в норме.

ИМТ от24 до 29 – у вас есть избыточный вес.

ИМТ более 30 – можно говорить об ожирении.

Рацион школьника.

Роспотребнадзор опубликовал рекомендации по школьному питанию. Они содержат перечень продуктов, которые можно и нельзя продавать в школьных буфетах, а также примерный дневной рацион школьника.

В «чёрный список» школьных продуктов попали самые излюбленные детьми гамбургеры и чизбургеры, чипсы, сосательные конфеты, жареные мучные изделия, натуральный кофе и так называемые «энергетики». Они, судя по комментариям санврачей, не только вредны детским желудкам, но и обладают низкой пищевой ценностью.

Вместо всего этого специалисты советуют школьникам покупать молочные и кисломолочные продукты, колбасы, печенье, натуральный джем, свежие фрукты и овощи. Единственная радость, которую может позволить себе ребёнок — это поп-корн и школьная пицца.

Вредные и полезные продукты.

Жизнь сокращают (наносят вред организму, здоровью) следующие продукты: сало, животное масло, яйца, мясо.

В больших количествах вредны: сметана, сливки, майонез, сыры, жирный творог и т.п., сладости и солёности, некоторые маргарины и консервы, хлебобулочные изделия и особенно с дрожжами; продукты с чёрной коркой образовавшейся при жарке.

Жизнь продлевают: чернослив и темные сливы, тёмные сорта винограда и всё, что изготовлено из него (красные виноградные вина, красный и фиолетовый сок винограда, черный изюм и т.п.), различная фасоль, максимально красные и даже тёмные помидоры и их производные (пасты, натуральные кетчупы, консервы и т.п.), свёкла, яблоки, чёрная смородина и черноплодная рябина (арония), капуста, но особенно краснокочанная и фиолетовая капуста и тёмные баклажаны, тёмные вишни и черешня, шпинат, артишоки, малина, гранаты, грейпфрут, земляника, клюква, ежевика, чеснок, лук, чай, какао и низкокалорийные изделия из него, разные орехи, большинство видов зелени. Особенно полезны проростки фасоли, гороха, люцерны, семян горчицы, кресс-салата, сои, пшеницы и др. Вообще, соя... пока под вопросом. Алкоголь в дозировке 50 грамм спирта в сутки. Однако продукт номер 1 - это Черника.

Впрочем - это далеко не весь перечень: исследования продолжаются.

Удобство и перспективность продления жизни с помощью полезных (растительных) продуктов питания заключается в том, что это абсолютно безопасный метод, поскольку растения и животные сосуществуют многие миллионы лет и давно приспособились друг к другу. Мы можем употреблять, как правило, низкокалорийные растительные продукты в достаточно больших количествах, что даст выраженный эффект, и в то же время никакой опасности передозировки.

Выводы.

Питание является необходимым и первым условием жизни. Неудивительно поэтому, что все универсальные естественнонаучные концепции включали в себя как важную и необходимую часть теорию питания. История науки знает две теории питания. Первая возникла во времена античности, вторая — классическая теория сбалансированного питания—окончательно сформировалась в конце XIX — первой половине XX в.

Недоедание ежегодно уносит жизни около 5 миллионов детей в возрасте до пяти лет. Искоренение нищеты и голода на планете до 2015 года провозглашены основной целью ООН. Однако пока в мире около 850 миллионов человек страдают от недоедания и скудного рациона.

Избыточная масса тела возникает в результате превышения количества калорий, получаемых с пищей, над количеством калорий, расходуемых организмом. Таким образом, для эффективного снижения массы тела необходимо потреблять калорий меньше, чем Вы делали это до сих пор, а расходовать по возможности больше.

Удобство и перспективность продления жизни с помощью полезных (растительных) продуктов питания заключается в том, что это абсолютно безопасный метод, поскольку растения и животные сосуществуют многие миллионы лет и давно приспособились друг к другу. Мы можем употреблять, как правило, низкокалорийные растительные продукты в достаточно больших количествах, что даст выраженный эффект, и в то же время никакой опасности передозировки.

Соблюдение правил рационального питания должно войти в нашу жизнь и стать ее неотъемлемой частью. Это поможет продлить жизнь и избежать множества серьезных заболеваний.

Литература:

Монастырский К. Основы абсолютного здоровья и долголетия. Функциональное питание.

Скальный А.В., Рудаков И.А. и др. Основы здорового питания.

Малахов Г. П. Витамины и минералы в повседневном питании человека.

Эддар А. Трактат о питании.    

Диетология: руководство. Под ред. А.Ю. Барановского.

Одинец А.Г., Сбежнева В.Г.,  Михайлов В.И. Идеальное питание.  

Уголев А.М., Иезуитов. Н.Н. Идеальная пища и идеальное питание в свете новой науки  - трофологии.



Предварительный просмотр:

ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ БУДУЩЕГО ПОВАРА.

Строгонова Д.Ю., мастер производственного обучения

 ГБПОУ РБ «Колледж традиционных искусств народов Забайкалья»

ФГОС СПО вводит новое для системы образования понятие: компетентность – новое качество субъекта деятельности, проявляющееся в способности системного применения знаний, умений, ценностных установок и позволяющее успешно разрешать различные противоречия, проблемы, практические задачи в социальном, профессиональном и личностном контексте. Таким образом, профессиональные учебные заведения должны учитывать изменения особенностей бытия, труда и роли человека в условиях новой, технически и информационно насыщенной реальности, прививать будущему специалисту общие и профессиональные компетенции.  

Перед каждым педагогом встает вопрос, как подготовить современного рабочего, который соответствовал бы требованиям работодателей, был конкурентоспособным, востребованным на рынке труда. И в то же время, как сделать уроки занимательными, интересными?

Однако подготовка квалифицированного специалиста затруднена по ряду причин, одной из которых является разрыв между теорией и практикой (опытом). Другой немаловажной причиной является быстрая информатизация общества, и уже даже совсем новые, только что выпущенные учебники не поспевают за актуальным на данный момент материалом и уходят на второй план.

Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что изменения, происходящие сегодня в образовании, вынуждают педагогов вновь задуматься над вопросом «чему и как учить?», а также искать все новые подходы, методы и приемы достижения поставленной стандартами образования цели.

Я считаю, что на уроках профессионального цикла, очень важен личностно-ориентированный подход, потому что к   нам приходят обучающиеся, часто выбравшие свою специальность еще не вполне осознанно. Влияет и возраст, и не устоявшиеся взгляды на свое будущее. Одной из своих главных задач, считаю заинтересовать их предметом, стремлюсь к тому, чтобы они полюбили свою профессию.

Новая нормативно – правовая база российского образования, а именно новое поколение ФГОС, дали дополнительные свободы в решении задач по формированию содержания профессионального образования, организации учебного процесса, а также предоставили возможность построения индивидуальных траекторий профессионального образования. Также в настоящее время профессия «Повар, кондитер» претерпела коренные изменения: из «серых» общепитовских  стен она «выходит» в привлекательные, комфортабельные кафе и рестораны с богатейшим набором  изысканных блюд, а также с современным оборудованием, зачастую в учебных заведениях такого нет. Можно найти выход из положения, направлять на производственную практику в заведения общепита где современное оборудование, ведь сейчас их не малое количество.

Учитывая требования и запросы работодателей в программу профессиональных модулей, в качестве вариативной части, были введены дополнительные компетенции по приготовлению пищи, учитывающие традиции кухонь народов мира.

Чтобы выпускники были успешными и востребованными на современном рынке труда, я должна научить их учиться, схватывать на «лету».  Поэтому в своей педагогической деятельности я использую элементы различных технологий: дифференцированное обучение (задания различного уровня сложности), личностно-ориентированное   обучение,  информационно-коммуникативных технологии  (применение учебных электронных ресурсов по профессии, ресурсов сети Интернет, разработка презентаций к урокам), интегрированные уроки, технология игровых методов, технология проектного обучения (исследовательские работы), здоровьесберегающие и игровые технологии, а также  педагогику сотрудничества.

Считаю, что через внедрение элементов перечисленных технологий, у обучающихся формируются профессиональные и общие компетенции:

-   понимание сущности  и социальной значимости своей будущей профессии;

-   организация собственной деятельности, исходя из цели и способов ее достижения;

-   осуществление поиска и использования информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач;

-   умение работать в команде.

В настоящее время активно растет международное некоммерческое движение WorldSkills Россия, целью которого является повышение престижа рабочих профессий. Его внедрение в систему среднего профессионального образования и применение на уроках учебной практики является приоритетным и носит последовательный и систематичный характер. При внедрении системы в учебный процесс стандартам WorldSkills, мне пришлось столкнуться с рядом вопросов такими как - содержанием и структурой движения WorldSkills; программ подготовки молодых специалистов по стандартам WorldSkills; у большинства студентов среднего профессионального образования низкая профессиональная мотивация; практически небыло опыта оценивания профессиональной подготовки в формате WorldSkills; подготовка конкурсанта для участия в региональном чемпионате, ведь он должен четко знать критерии оценивания и выполнять задания в соответствии со стандартами, а опыта оценивания профессиональной подготовки в формате WorldSkills нет, и я как педагог образовательной организацией не владела такими компетенциями.

Чтобы ответить на эти вопросы я поставила перед собой цель: разработать систему мероприятий, направленных на внедрение стандартов WorldSkills, для формирования профессиональных компетенций будущих специалистов. Система мероприятий заключалась в:

- пройти курс для педагогов повышения квалификации по теме: Практика и методика подготовки кадров с учётом стандартов WorldSkills.Россия;

- использовать в образовательном процессе дуальную технологию обучения. Она должна быть реализована на основе дополнительно разработанной образовательной программы именно для дуального обучения, когда учебно – воспитательный процесс реализуется в самом колледже, а учебно – производственный процесс (учебная и производственная практики) реализуется на базе предприятия – социального партнёра.

- подготовка участника к региональному чемпионату, обучающиеся должны принимать активное участие как в самих конкурсах профессионального мастерства, проводимых в формате WorldSkills ежегодно, так и принимать участие во всех студенческих научно – практических конференциях, олимпиадах, форумах и др.;

- принятие участие в региональном чемпионате WorldSkills;

подготовка обучающихся к сдаче демонстрационного экзамена (ДЭ).

Применение вышеперечисленных технологий и стандартов WorldSkills достигнуты такие результаты, как:

-     повышено качество знаний обучающихся, развитие способностей каждого обучающегося;

-     приобретение навыка, самостоятельно организовывать свою учебную деятельность,

-     активизация познавательной деятельности и творческая активности обучающихся,

-     формирование личностных качеств обучающихся,

-    формирование у обучающихся осознанной потребности в ведении здорового образа жизни. 

- системное повышение уровня профессиональной компетентности мастеров производственного обучения и преподавателей, ведущих подготовку по профессии Повар, кондитер;

-   сформирована устойчивая мотивация педагогов и сотрудников на получение умений, навыков, трудовых действий в формате стандарта WorldSkills;

-   создан инновационный учебно – методический комплекс (УМК) для профессии Повар, кондитер, учитывающий требования стандарта WorldSkills;

- привлечение социальных партнёров для реализации дуальной модели обучения по профессии Повар, кондитер.

В результате такого подхода в обучении абсолютная и качественная успеваемость по предметам профессионального цикла остается стабильной на протяжении всего курса обучения. Результаты государственной итоговой аттестации показывают, что содержание и качество выпускников соответствуют требованиям государственного образовательного стандарта СПО по профессии «Повар, кондитер».

В результате целенаправленной работы практически  все мои выпускники трудоустраиваются по своей профессии, а часть продолжают получать образование в высших учебных заведениях.

Список используемой литературы:

1. Базаров Т.Ю. Авторские технологии разработки моделей компетенций —Байденко В. Компетенции в профессиональном образовании Безюлева Г.В. Профессиональная компетентность специалиста. Беспалов Б.И. Соотношение понятий «компетенция» и «компетентность» в деятельностной психологии человека Гайнеев Э.Р. Компонентностный подход в реализации ФГОС //Методист. — № 8. — 2013. — С. 44.

2. Закон 273-ФЗ «Об образовании в РФ» 2015 новый 273-ФЗ — [Зимняя И.А. Ключевые компетенции - новая парадигма результата образования Козырева О.А. Профессиональная педагогическая компетентность учителя: феноменология понятия // Вестник Томского государственного педагогического университет. —Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года подход — [Электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: http://sinncom.ru/conten.

3. Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года — [Электронный ресурс] — Режим доступа. — URL

4. Анфимова Н.А., Татарская Л.Л. Кулинария «повар, кондитер» учебник профессионального образования  2006

5. Безрукова В.С. Словарь нового педагогического мышления (текст) Екатеринбург,

6. Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии (текст)/ Беспалько В.П. – м , Педагогика, 1989 г – 190 с.

7. WorldSkills Russia [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://worldskills.ru/.



Предварительный просмотр:

Учебно-методический комплекс как базовые элементы образовательной системы.

Строгонова Д.Ю., мастер производственного обучения

 ГБПОУ РБ «Колледж традиционных искусств народов Забайкалья»

Учебно-методический комплекс (УМК) - это система нормативной и учебно-методической документации, средств обучения и контроля, необходимых и достаточных для качественной организации основных и дополнительных образовательных программ. Он представляет собой стройную и чёткую систему организации учебного процесса, позволяет целостно и многоаспектно увидеть образовательный процесс, установить приоритетные зоны его развития, наладить эффективную систему управления и контроля.

 УМК обеспечивает создание экономических, организационных, технико-технологических, методических и научных условий для обеспечения учебного процесса.

   Дидактический эффект достигается за счёт того, что при комплексном учебно-методическом обеспечении создаются оптимальные условия для функционирования образовательного процесса в соответствии с принципами и закономерностями обучения, воспитания и развития обучающихся, происходит активизация их учебно-познавательной деятельности и создаётся система управления. Ценным является то, что комплекс обеспечивает целостность учебного процесса и взаимодействие всех его основных ступеней и форм.

   Основными факторами эффективного применения учебно-методического комплекса, как средства формирования профессиональной компетентности выпускника, являются соответствие компонентов комплекса содержанию изучаемого материала, частным методическим задачам, методам обучения, требованиям рационального использования учебного времени. Сегодня это не только набор дидактического материала конкретного преподавателя, но и инструмент планирования и организации работы целых учреждений.

   В образовательных организациях СПО УМК является обязательным элементом документационного обеспечения образовательного процесса и закрепляется локальным нормативным актом. Следует отменить, что составные компоненты учебно-методического комплекса дополняют друг друга, обеспечивая наглядность, индивидуальный подход к обучающимся, развивают творческий потенциал будущих специалистов.

   Понимание структуры и содержания УМК позволяют чётко организовать работу по их формированию.

   Основными инновационными направлениями в области разработки содержания учебно-методического комплекса:

   о содержание образования с учётом регионального компонента;

   o  использование в образовательном процессе современных педагогических технологий, в том числе информационно-коммуникационных;

   o  разработка авторских программ и их апробация;

   o  разработки авторских методических пособий, лекций, дидактических материалов, рекомендаций, сборников;

   o  компьютеризация обучения: электронные учебники, компьютерное тестирование, мультимедийные презентации, составление реферативных текстов лекций, разработка уроков с использованием интерактивной доски и т.д.;

   o  материалы опыта-экспериментальной деятельности;

  o  разработки инструментария промежуточного и итогового контроля качества знаний, умений и навыков учащихся;

   o  разработки учебных пособий по теоретическим и практическим основам профессиональной подготовки.

.

   Все перечисленные аспекты требуют от преподавателя и мастера производственного обучения учреждений начального и среднего профессионального образования постоянного поиска наиболее целесообразных форм, методов и средств обучения.

   Совершенно очевидно, что педагогическая деятельность преподавателя и мастера производственного обучения должна быть направлена на повышение эффективности обучения через использование в учебном процессе методических комплексов.

   Создание таких комплексов являются сложной и серьёзной задачей.

Глубоко продуманный и тщательно разработанный УМК:

"        Способствует мотивации и активизации самостоятельной учебно-познавательной и практической деятельности учащихся; индивидуализации и дифференциации содержания обучения.

"        Обеспечивает интенсификацию учебного процесса.

"        Позволяет объективно оценить ход и результаты обучения.

"        Является "инструментом", с помощью которого обучающиеся познают окружающий мир, технические и технологические объекты, явления и процессы.

"        Повышает наглядность обучения, делает доступным для обучающихся такой материал, который без применения учебно-методического комплекта недоступен вообще или труднодоступен.

"        Помогает удовлетворить и в максимальный степени развить познавательные интересы обучающихся, интенсифицирует их учебную деятельность и тем самым позволяет повысить темп изучения учебного материала.

"        Является самостоятельным источником информации, освобождая преподавателя, мастера производственного обучения от большого объёма чисто технической работы, способствуя повышению эффективности его труда.

   Сам же процесс разработки УМК позволяет каждому педагогу более глубоко и отчётливо осмыслить свою собственную педагогическую деятельность.

   Применение УМК позволяет совершенствовать содержание и процесс профессиональной подготовки обучающихся, наиболее полно реализовать основные принципы дидактики, использовать достижения профессиональной педагогики, опыта отечественной и зарубежной профессиональной школы, стимулировать применение новых форм и методов обучения, решать единую педагогическую задачу - совершенствовать качество обучения специалистов, а значит быть конкурентоспособными на рынке труда.



Предварительный просмотр:

Мастер-класс как фактор формирования профессиональных компетенций студентов по профессии «Повар»

Строгонова Диана Юрьевна,

мастер производственного обучения, преподаватель

ГБПОУ  КТИНЗ

На современном этапе развития образования актуальным является внедрение инновационных форм с целью совершенствования образовательного процесса, формирования профессиональных компетенций студентов. Мастер-класс – это один из инновационных и эффективных форм, способствующий повышению профессионального мастерства и педагога, и студента.

На базе нашего колледжа постоянно проводятся мастер – классы в формате демонстрации приготовления блюд, тренинга с практическим занятием, дегустации блюд, практикума по оформлению блюд, где главными участниками являются работодатели, мастера производственного обучения, студенты, приглашенные гости.

Я в своей практике применяю эту форму при изучении таких модулей как «Приготовление сладких блюд и напитков», «Приготовление блюд бурятской кухни». На этих мастер – классах показываю не только технологию приготовления блюд, но и подробно рассказываю обо всех деталях и нюансах их оформления, подачи, общаюсь в интерактивном режиме со своими студентами, отвечаю на их вопросы, поэтому для проведения мастер – классов нужен широкий спектр знаний. Подготовка к мастер-классам – это целенаправленный процесс, и студенты становятся активными помощниками, которые не только предлагают темы, но и сами реализуют план проведения. «Приготовление коктейлей», «Оформление десертов», «Приготовление парфе», «Приготовление черемухового десерта» - это названия наших мастер – классов, которые вместе со студентами проводили в рамках Дня открытых дверей, республиканского фестиваля национальных игр, празднования Международного дня повара. Особое внимание мы уделяли оформлению блюд, ведь именно красота, оригинальность, неповторимость блюда подчеркивают профессиональный уровень повара, также вызывают аппетит и дарят эстетическое удовольствие. В ходе подготовки и проведения мастер – классов студенты проявляют интерес к своей профессии, организовывают собственную деятельность, анализируют рабочую ситуацию, осуществляют контроль, совершенствуются в приготовлении блюд, тем самым повышают уровень профессиональных компетенций.

Большой интерес вызывают мастер – классы по традиционной бурятской кухне, которые мы проводим в дни празднования Белого месяца. Знания технологии приготовления бурятских блюд – необходимое условие при трудоустройстве на предприятия общественного питания с национальной кухней. Проведение мастер – классов по таким темам как «Наше блюдо бурятское - буузы», «Приготовление бообы», «Оформление мясных деликатесов» стали традиционными. Для повышения наглядности показа трудовых приёмов активно использую возможности веб-камеры. На эти мероприятия приглашаются представители кафе и столовых Иволгинского района, и отрадно, что это профессиональное сообщество высоко оценивает нашу работу.

По итогам мастер – классов мы оформляем альбомы и презентации, выпускаем методические рекомендации и буклеты, демонстрируем видеоматериалы, эффективно используя их в образовательном процессе подготовки студентов.

Профессиональная компетентность определяется как способность, которая выражается не только в проявлении умений, знаний, но и в решении профессиональных задач на необходимом уровне качества. При этом мастер – класс выступает одним из факторов повышения профессиональных компетенций.

Литература:

  1. Демина Е.А. , Общие и профессиональные компетенции: пути достижения результатов образования. // Среднее профессиональное образование. 2015. № 1.



Предварительный просмотр:

Сохранение и возрождение национальной культуры.

Строгонова Д.Ю., мастер производственного обучения

 ГБПОУ РБ «Колледж традиционных искусств народов Забайкалья»

Идеи возрождения национальной культуры и самосознания народа предполагают массовое к ней приобщение. Народному творчеству в его проявлениях в последнее время уделяется большое внимание: популяризируются народные песни и мотивы, ансамбли народных инструментов, фольклорного танца и пения, костюмы, выставки мастеров декоративно-прикладного творчества, национальная кухня. Особых подходов в образовательных организациях в условиях демократизации общества и образования, деструктивных последствий кризисных явлений, феномена «потерянных поколений», требует национально-этническое патриотическое воспитание. Условием развития регионального образования на сегодняшний день является педагогическая реформа, имеющая место в Федеральных государственных образовательных стандартах. Политика в области образования на региональном уровне сегодня заставляет находить качественно новые подходы и продолжает быть национальной. Введение этнокомпонента на уроках нравственно-эстетического цикла в колледже и внеклассной деятельности является одним из основных условий сохранения и развития культурно-творческого образования нации, улучшения взаимоотношений и взаимодействий национальных культур народов, проживающих на территории России.

В Колледже традиционных искусств народов Забайкалья, особое внимание уделяется регионализации возрождения и приобщения молодежи к культурному, духовному наследию народа, его истории, традициям, обычаям, кухни, отражающимся в жанрах музыки, эпосе, его архаических истоках, наполненных глубоким философским смыслом и народной мудростью предков.

Как учащимся, так и педагогам предоставляется возможность участия в создании новых творческих региональных этнопроектов, основной целью которых является приобщение и дальнейшее исследование многообразного мира национальной культуры, фольклора и искусства, духовного наследия бурятского народа.

По национальной тематике под руководством педагога наставника  студенты разрабатывают проекты исследовательских работ, представляющих новизну замысла, актуальность, теоретическую и практическую значимость.

Обучающиеся имеют возможность защищать исследовательские работы в секциях по отделениям, научно-исследовательских конференциях как в колледже так и за пределами. Наибольшим интересом пользуются исследовательские проекты где учащихся проводят работу по темам семейных блюд, передаваемым из поколения в поколение. Продукты этих работ неоднократно используются в процессе учебной деятельности, как на теоретических так и на практических занятиях.

Хочется остановиться на одном примере:

Бурятский десерт «Холисо», студенты при поиске материала и работе были воодушевлены, так что придумали рецепт современного десерта немного отличающего, но не чуть не уступающему рецепту наших предков.

Черёмуха – красивое дерево, символизирующее весну, молодость, чистоту, девичью красоту, нежность и любовь, а также является покровительницей влюблённых. Там, где оно растёт, всегда чистый воздух. Плоды богаты рядом полезных микроэлементов, витаминов и органических кислот. Ягода не только вкусна и ароматна, но и позволяет укрепить здоровье, почувствовать бодрость и прилив сил.

Есть красивая легенда о черёмухе:

Когда боги спускались на землю, чтобы помогать людям, каждый из них выбрал себе дерево: зимний - зимнее, весенний – весеннее. Одна из молодых Богинь зимы нежно полюбила Бога начала лета, а для того чтобы стать хоть немного ближе к своему возлюбленному, выбрала черёмуху. Оттого и цветы черёмухи белы как снег, оттого и цветение их всегда совпадает с похолоданием. Да вот только любовь их всякий раз оказывается не вечной, потому и лепестки черёмухи так быстро осыпаются.

С бурятского холисо так и переводится – «смесь». Этот десерт, в старину делали из творога, сливок и перетертой черемухи, распространенной в Сибири и на Дальнем Востоке. А для сладости в холисо добавляли измельченный корень саранки (говорят, что предварительно его нужно было отварить). Сахара у бурят тогда не было. Старожилы утверждают, что раньше буряты не страдали от болезней желудка и имели здоровые зубы: благодаря обилию кисломолочных продуктов и отсутствию сахара. А завезли сладости бурятам русские казаки, осваивающие Сибирь. Сейчас вместо корня саранки в холисо добавляют печенье – там уже содержится сахар, так, что десерт получается в меру сладким. Все остальные ингредиенты блюда натуральные. 

Современный десерт немного иной: состоит из сливок, творога, сахара, черёмухи и кедрового ореха. Представляю вашему вниманию технологическую карту десерта.

Технологическая карта

ЧЕРЁМУХОВЫЙ ДЕСЕРТ

Наименование

Расчёт на 10 порций

Брутто,г

Нетто,г

Способ приготовления

1

Сливки (раст. для взбивания)

1000

1000

1. Протереть творог с сахарной пудрой.

2. Сбить сливки до устойчивых пиков.

3. Соединить массы с творогом и сливками.

4. Запарить сахар и черёмуху.

5. Выложить слоями в креманку черёмуху, творожную массу, кедровые орехи, можно чередовать.

6.Украшением послужит веточка мяты и кедровые орешки.

https://www.zastavki.com/pictures/originals/2017Food___Cakes_and_Sweet_White_cream_ice_cream_with_chocolate_and_cherries_113482_.jpg

2

Творог 5% (мягкий)

500

500

3

Сахарная пудра

320

320

4

Сахар

200

200

5

Черёмуха молотая

200

200

6

Кедровые орехи

100

100

7

Зелень мята (пучок)

10

10

Выход на 1 шт

190гр

Этот десерт приготовить легко и просто, попробуйте Вам непременно понравится.

Приятного аппетита!

И в заключении хотелось бы сказать: Как же хочется верить, что в сердцах моих дорогих студентов, взойдут когда-нибудь те самые, когда-то посаженные мною семена, наполненные частичкой моей души и превратятся в огромное могучее дерево с цветущими плодами Творений во благо, моей родной Бурятии.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Публикации

В данном разделе представлены публикации из сборников научно-практических конференций...

Публикации

В данном разделе представлены материалы, опубликованные в сборниках ...

Программа профессионального модуля "ПМ 02. Хранение передача и публикация цифровой информации"

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ Хранение, передача и публикация цифровой информации...

Тест дифференцированного зачета по МДК. 02.01 «Технология публикации цифровой мультимедийной информации» по профессии «Мастер по обработке цифровой информации»

Тестдифференцированного зачета по МДК. 02.01 «Технология публикации цифровой мультимедийной информации»по профессии «Мастер по обработке цифровой информации»...

Рабочая программа ПМ.02 Хранение, передача и публикация цифровой информации

Рабочая программа  ПМ.02 Хранение, передача и публикация цифровой информации....

ПМ.02 Хранение, передача и публикация цифровой информации

ПМ.02 Хранение, передача и публикация цифровой информации...

Методическая разработка урока по МДК 02.01 «Технология публикации цифровой мультимедийной информации» ПМ.02 Хранение, передача и публикация цифровой информации Группа 35 Профессия 09.01.03 «Мастер по обработке цифровой информации» Тема урока: «Создание we

В данной работе представлена разработка урока по МДК 02.01 «Технология публикации цифровой мультимедийной информации»ПМ.02 Хранение, передача и публикация цифровой информацииМетодическая р...