Методическая разработка внеклассного мероприятия "Кассир виртуоз за клавиатурой"
методическая разработка

Конова Светлана Анатольевна

развить понимание сущности профессии продавца, контролера - кассира;

повысить интерес к выбранной профессии, актуализировать ее значение;

развивать способность к анализу, оценке и коррекции своей собственной деятельности и дея-тельности членов своей команды;

воспитывать толерантность, умение работать в команде, эффективно общаться с коллегами.

Скачать:


Предварительный просмотр:

C:\Users\sveta\Downloads\20220217_135634.jpg

Методическая разработка

внеклассного мероприятия

«Кассир виртуоз за клавиатурой»

Разработал: мастер производственного обучения

по профессии "Продавец, контролер-кассир"

С.А. Конова

Тайшет 2024

С.А. Конова, мастер производственного обучения по профессии "Продавец, контролер-кассир". Методическая разработка внеклассного мероприятия «Кассир виртуоз за клавиатурой»

Тайшет 2024 г. – ____с.

Методическая разработка рассмотрена и одобрена на заседании методической комиссии естественнонаучного цикла ГБПОУ ИО ТПТТ (протокол № __ от _____ 2024 года)

Содержание.


1.     Пояснительная записка.
2.     Задачи внеклассного мероприятия.
3.     Ход внеклассного мероприятия.
 4.     Заключение.

Пояснительная записка.

Цель: способствовать развитию  интереса к выбранной профессии.

Оборудование: компьютер, мультимедиа-проектор.

Задачи:

- развить понимание сущности профессии продавца, контролера - кассира;

- повысить интерес к выбранной профессии, актуализировать ее значение;

- развивать способность к анализу, оценке и коррекции своей собственной деятельности и дея-тельности членов своей команды;

- воспитывать толерантность, умение работать в команде, эффективно общаться с коллегами.

Общие компетенции:

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 3. Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый       контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы.

ОК  4. Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач.

ОК  6. Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентами

Ведущий 1:

Добрый день, уважаемые гости, преподаватели, студенты.

Сегодня в рамках недели профессионального мастерства по профессии Продавец, контролер-кассир проходит наше мероприятие. Профессию продавца сегодня мы открываем как бы заново. Каждый новый прием, метод в торговле, направленный на повышение качества обслуживания, - это своего рода достижение. Продавец сегодняшнего дня далеко ушел от продавца недавних столетий. Он теперь не только продает товар, но и совмещает многие профессии: и кассира, и товароведа, и художника - декоратора, и консультанта.

Ведущий 2: 

На сегодняшнем мероприятии предлагаем рассмотреть одну из привлекательных сторон  нашей профессии – специальность кассира.

Через кассира движется наличность,

Работник он в торговле ключевой,

Кассир во всем порядочная личность,

Ответственности груз на нем большой!

В любом торговом деле без него никак,

Шашлык ли продается, иль кефир,

Чин-чин ли продается, иль чак-чак-

Покупку вам оформит лишь кассир.

Он примет деньги  ваши все пересчитав,

Нажмет проворно в аппарате кнопки.

И чек нам выдаст, сразу сдачу сдав,

Внимательный, приветливый и ловкий!

Ведущий 1:

История возникновения и развития профессии  кассира достаточно интересна, но известна, она далеко не каждому.  

Ещё издревле бытовала традиция в небольшой группе людей назначать ответственного за хранение денежных средств. В Древней Руси существовала должность казначея — человека, хранившего казну частных лиц, бояр и князей.

Кассир — это специалист, который заведует приёмом и выдачей денег, ценных бумаг, управляет денежной кассой. Название профессии пришло к нам из Западной Европы, где, в свою очередь, оно взяло начало от итальянского слова cassa — «ящик». В зависимости от специфики работы, выделяются банковские кассиры, валютные кассиры, продавцы-кассиры, работники билетных касс, кассиры-бухгалтеры.

Ведущий 2:

Первым помощником для ростовщиков и торговцев стали счеты. Это они являются предшественниками кассы. Особенно широкую популярность счеты получили в Египте и Китае. Название римских счет - Άβακός (abacus) происходит от греческого Άβαξ (abax) и означает - "счетная доска".. В торговле использовались так же абаки. Это ровные глиняные дощечки с углублениями для камней, которые передвигались по желобкам. Египетские писцы проводили инвентаризации имущества и казны фараонов, а результат фиксировали на папирусе. Длина такого свитка могла составлять 4-5 метров.

Ведущий 1:

Что же значит слово касса?

Касса от итальянского – вместилище, ящик. Специальное помещение для приема, хранения и выдачи денег. В середине XIX века денежный ящик в виде тумбочки c полочками и отсеками для банкнот и монет был распространен на торговых точках по всему миру.

Кассовый аппарат еще не был изобретен, а других инструментов контроля над оборотом наличных средств не существовало.

Развитие мегаполисов существенно изменило модель и стиль розничной торговли. В небольших лавочках европейских и американских городов, хозяин магазина, как правило, являвшийся и продавцом, знал всех своих клиентов по имени, отпускал товары в кредит, который гасился в конце месяца, и вообще был приятелем и хорошим собеседником, а его предприятие являлось основным источником новостей. В большом универмаге такая идиллическая картина не могла существовать: клиенты требовали повышенного внимания, деньги – учета, а продавцы – контроля. Именно такие соображения подтолкнули Девида Брауна на создание исторически первого кассового аппарата в конце 19 века «неподкупного кассира Ритти».

Ведущий 2:

Касса представляла собой сложный механизм совершенно не походивший на современные контрольно-кассовые аппараты. Система Брауна   выглядела очень просто. Это была своеобразная паутина в центре которой сидел кассир, к которому по веревочной карусели  с отделов магазина  поступали корзины с деньгами – оплатой за товар.   Обслуживая клиента, продавец отпускал товар, взамен получая деньги, которые складывал в корзину и отправлял кассиру. Продавец – консультант, как бы его называли бы теперь получив расчет за приобретенный товар выписывал чек, в котором указывал наименование товара, его количество и цену. Подводил общий итог и вместе со сдачей отправлял продавцу.  Кассиру контролеру, который сидел в центре «паутины» по нитям стекалась наличность из всех отделов крупного универмага.

Ведущий 1:

В это же время в одном американском городе простой предприниматель, один из братьев Ритти решил открыть свое кафе. Набрав работников и с успехом начав свою деятельность, он стал замечать, что его заведение пользуется популярностью и недостатка в клиентах он не испытывает. Но одновременно с этим предприятие не приносит прибыли. Как так? Логически рассудив, мистер Ритти решил, что, скорее всего его сотрудники утаивают от него значительную часть выручки. Как выяснилось со временем, причина тому мелкое воровство буфетчиков, которые не могли удержаться от соблазна запустить руку в денежный ящик.  Как поступить? Каким образом проконтролировать все денежные операции? Расстроенный  Ритти  отправился отдыхать в Европу, и , прогуливаясь по судну корабля, забрел в машинное отделение, где обратил внимание на устройство автоматически отсчитывающее каждый оборот двигательного вала. Решение контроля за денежным оборотом в его кафе пришло неожиданно – Ритти осенила счастливая мысль, что подобное же устройство может фиксировать каждую покупку клиента в кафе. Вернувшись из вояжа, воодушевленный своей идеей поведал о своем открытии брату и попросил его помощи в процессе сборки машины.

Ведущий 2:

Так была создана машина по учету выручки – первый простейший кассовый аппарат. 4 ноября 1879 года они получили на него  патент. А в этом году 4 ноября контрольно-кассовому аппарату исполнилось 135 лет.

Первая созданная ими модель кассовой машины  представляла собой часовой циферблат со стрелками для обозначения долларов и центов, так же  на подставке были  два ряда клавиш, каждая из которых отмечала определенный  набор суммы -  оплаты за товар. По инструкции, в ящик кассы должны были складываться деньги, вырученные за товар, а на бумажном рулоне-чеке фиксировалась общая сумма покупки. В конце рабочего дня сумма наличных денег и сумма, зафиксированная на рулоне, сравнивалась хозяином заведения.  Разумеется, никакого электрического привода не было и в помине – кассиру приходилось всякий раз вращать особую ручку. Устройство было снабжено своеобразной памятью – машина могла последовательно записывать очередную сумму на бумажном рулоне. Механизм записи покупки представлял собой перфоратор и специальную бумагу с обозначенными колонками для записи количества долларов и центов. Так, если в колонке «доллары» было пробито две дырки, а в колонке «центы» пять дырок, это означало, что сумма покупки составила 2 доллара 5 центов.  По городу быстро распространялся слух о «чудо-машине», которая позволяет хозяину контролировать все денежные операции проведенные работником. Многим хотелось иметь такой же аппарат.

Ведущий 1:

Однако братья довольно быстро решили продать патент и мини-мастерскую своему земляку Джону Х. Паттерсону одному из владельцев магазина, которому очень понравилась необходимая в торговле машина.  Сделка принесла им достаточно большую по тем временам сумму – 1000. Паттерсон несколько усовершенствовал аппарат. Деньги, вырученные за приобретение товара, хранились в ящичке кассы. Чтобы вновь получить доступ к нему и отдать сдачу клиенту, продавцу требовалось набрать сумму вновь приобретаемого товара на клавиатуре. Со звоном колокольчика ящик выдвигался.

Постепенно кассовые аппараты стали пользоваться популярностью не только в США, но и во всем мире.

В период с 1888 по 1915 год кассовые аппараты были внедрены практически во всех магазинах. С момента их изобретения и до начало войны было продано 1,5 миллионов штук. Миллионный кассовый аппарат был продан в 1911 году компании «Националь».

Ведущий 2:

Первые электрические аппараты появились в 1906 году.

Эдвард А. Дидз, разработал электрифицированный кассовый аппарат и построил его действующую модель, аппарата с выдвигаемым вручную ящиком.

В начале XX века кассовые аппараты  стали предметом искусства украшались причудливым литьем из различных металлов.

Они быстро нашли распространение в почти каждой торговой точке.

В последующие годы, кассы изготавливались из других материалов. Использовались дерево, штампованная сталь, серебро и даже золото.

В отделке использовались следующие приемы: полированная латунь, никелирование, имитация старой меди, покраска, и даже золотое и серебряное напыление.

Ведущий 1:

К середине XX века кассовая отрасль уже была распространена по всему миру. Механические кассы постепенно стали уходить в прошлое. На смену им интенсивно внедрялись электрические кассовые аппараты, которые были дешевле, легче и работали быстрее. Современные контрольно-кассовые аппараты – это сложные приборы. У них удобная клавиатура, которая позволяет совершать сложные операции по подсчету крупных сумм. На аппарате так же есть экран, отражающий совершаемые действия с цифрами и устройство для печати бумажных чеков, которые выдаются покупателю.

В СССР основными производителями кассовой техники в тот момент стали крупные заводы, которые все равно с трудом могли обеспечить спрос. Одними из первых моделей, которые стали массово выпускаться в СССР в 90-х годах стали электромеханический кассовый аппарат ОКА-4600, электрические кассовые аппараты ОКА-400 и ОКА-500 Рязанского завода; ЭКР-3101 Курского завода. Вскоре к ним присоединились предприятия Калуги, Смоленска, Москвы. Первый электронный контрольно-кассовый аппарат «Искра 302» был разработан в Курске на заводе «Счет-маш» к очередному съезду КПСС. Машина эта весила более 50 килограммов. В торговле бесспорным лидером в 80-е годы была «Ока».  Они и держали марку до самого 1993 года.

Ведущий 2:

Вашему вниманию мы предлагаем просмотреть эту  эпоху развития контрольно-кассовой техники, когда наша профессия приобретает  разнообразные формы, специализации  работы за кассой. Это и кассир, и контролер-кассир, и кассир - операционист.

(Клип из кинофильма «За витринами универмага»)

Ведущий 1:

Вы обратили внимание, как слажено работают представители универмага – кассиры.  Главное в профессии торгового работника, не только работа на контрольно-кассовой технике, но и соблюдение основного закона профессии:

каждому покупателю надо оказать внимание. Экономия времени покупателей – основной показатель работы кассира. Человек приходит в магазин за покупкой часто после трудового дня, ему хочется побыстрей попасть домой.  И легко представить, сколько времени придется потратить на покупку нужных товаров. И это во много зависит от скорости работы кассира. Кассир в среднем обслуживает за смену около 500 покупателей, оформляя при этом около 1600 чеков. Средняя плотность нагрузки, следовательно, составляет 85 покупателей - 285 чеков в час.

Ведущий 2:

Со времен появления первых кассовых машин прошло много лет. Машины изменили свой внешний вид, приобрели множество функций. Из больших громоздких ящиков современные машины превратились в компактные устройства, не требующие большого пространства, которые не только прекрасно дополняют рабочее место кассира, но и облегчают его работу.  

Основной функцией контрольно-кассовых машин является контроль и учет финансовой деятельности и товарооборота торгового предприятия. Немаловажная функция машин — это помощь налоговым инстанциям осуществлять контроль над наличными продажами частных предпринимателей.  

А кто  управляет этими современными контрольно-кассовыми  машинами,  конечно же,  кассиры.

Ведущий 1:

Согласно правилам расчета все расчеты с покупателями должны вестись только через кассу, причем современную, снабженную так называемой фискальной памятью.  Соответственно в каждом магазине есть кассир, он принимает оплату  за выбранные клиентом покупки в магазинах самообслуживания на выходе из торгового зала. Как правило, он работает с компьютерной кассой, которая сама считает цену товара с помощью сканера. Технический прогресс, с одной стороны, упростил работу кассира – надо лишь поднести маркировку товара (т.е. штрих-код) к сканеру, с другой стороны, - усложнил её появлением кредитных и дисконтных карт. Ещё одна черта характера кассира – способность работать в условиях помех, например в торговом зале.  

Ведущий 2:

        Работой этой трудно заниматься,

        Она не терпит промахи – ошибки,

        Всегда клиенту надо улыбаться,

Хотя клиент, иной раз хуже пытки-

Свалив, ужасен, груб и не воспитан,

Бывает, пьян порою он чрезмерно,

Бывает злобой лютою пропитан,

И в адрес говорит кассира скверно.

        Орет, визжит и топает ногами,

Слюною брызжет и проклятья шлет,

Представьте – как работать в этом гаме?

Врагу не пожелаешь тех забот…

        

Сейчас вашему вниманию обучающиеся группы Пк 22-22 покажут небольшую сценку: Супермаркет  «Пуля» Быстро и без  нервов.

(приложение 1)

Викторина отгадай название контрольно- кассовых машин

Заключение

За сто с лишним лет существования кассовых аппаратов появились устройства, считывающие штрих-код автоматически; весы в универсамах, на которых покупатель сам взвешивает продукты и получает чек, целые компьютерные терминалы с торговыми складскими и бухгалтерскими программами и многое-многое другое. Но начиналось всё с простейшего «неподкупного кассира Ритти».

Как мы видим, история развития ККТ, с одной стороны, довольно романтична, с другой стороны, показывает и раскрывает факты напряжённого труда человеческой мысли как с положительной точки зрения развития науки и техники, так и влияние на неё негативных явлений.

Труд в торговле лишен однообразия и монотонности. Меняются покупатели в магазине, расширяется ассортимент, появляются новые, ранее еще неизвестные товары. Общение с людьми, наблюдение за их особенностями поведения, необходимость проявлять в своей работе находчивость, общительность, внимание к покупателям – всё это привлекает молодежь к профессии продавца.  

В радостном настроении человек способен творить чудеса. И в заключении нашего мероприятия мы, как будущие кассиры,  хотим выдать вам чек на приобретение радости, удачи, счастья.

И если сегодня мы доставили вам радость и хорошее настроение, то мы этому очень рады. Мы будем виртуозами своего дела.

Приложение1

Супермаркет  «Пуля» Быстро и без  нервов.

П: 1: Здравствуйте девушка, отбейте, пожалуйста.

П: Молодой человек, можно я вперед вас. Простите, пожалуйста, у меня только сливы.

П: 1 Да?….

П: Да

П: 1 Ну давайте

П: Спасибо вам большое (подает сливу кассиру)

Кассир: У  вас, что 1 слива?

П: Ну да ….. я просто очень сливы люблю

Кассир: Взяли бы больше….

Покупатель:  Да много мне нельзя, ….у меня желудок слабенький

Кассир:  Пакет нужен

Покупатель: Да конечно.

Кассир: Большой или маленький

Покупатель:  А сами вы как думаете?

Кассир: Девушка  мне некогда думать , …у меня очередь

Покупатель:  Ну конечно большой

Кассир пробивает пакет

Кассир: Вы, почему сливу то  не взвесили?

Покупатель:  А где можно взвесить?

Кассир:  Ну, там…… в том же  отделе

Покупатель убегает взвешивать

П 1: Ну, давайте, пока она бегает, вы меня отобьете

Кассир:  Вы что не видите,            я уже пакет отбила

Покупатель:   Всё я взвесил,….. вот штрих код

Кассир:  Ну почему вы то Голландскую  взвесили ,… у вас Краснодарская

(Хочет сбегать, но смотрит на очередь  и не решается идти)

Покупатель:  Да так там…  Давайте я по Голландской рассчитаюсь, ….а то не хочу больше хо-дить

Кассир:  С вас 410 рублей

Покупатель:   Сколько???

Кассир: 410-00 рублей

Покупатель:   Сколько, сколько???,                  А где перевесить можно

Кассир: Ну, там в том же отделе

Покупатель:  Я быстренько  (и убегает)

П 2:  Девушка у вас 18 касс, а работает только одна

Кассир: А почему вы у меня то спрашиваете. …..Идите к управляющему и спрашивайте

Покупатель:  Я перевесил уже, здесь вот штрих код.

Кассир: Что снимаем Голландскую

Покупатель: Ну конечно, …….дорого же 400+10 рублей

Кассир: Девочки у кого ключи от кассы, мне надо позицию снять

Девочки ключи у кого                       позицию надо снять

Голос: Да у меня, я товар принимаю, подойди сама.

(Кассир встает и идет бурча.  Возвращается и бурчит)

Кассир: Что же это такое как сливы так и моя смена, уж нервов не хватает, мне эти сливы уже снятся.

П 3: Что там так долго?

П2: Тут один оптовик затаривается …… сливой на месяц…… сейчас затарится и поедет в Аршан за жвачкой.  ДААА?……

Покупатель:  Да…

(Кассир возвращается,  ворчит)

Кассир: пойди, принеси, груз она принимает  Николая она принимает.

(Садится и пробивает)

Кассир: Люся, какой код у Краснодарской.

Голос: 05236

Кассир: У меня не пробивает Краснодарская.

Голос: Так её ещё на склад не завезли.

Кассир: И что делать?

Голос: Пробей, как грушу Конференция, они по одной цене

Очередь А можно там как то побыстрее

Кассир:  Встает, смотрит.

Кассир:  У меня ни семь рук, а один палец.

С вас 20 рублей 17 копеек

Покупатель:   Ой у меня же есть карта скидочная

Кассир: Проводит несколько раз,

Кассир: Размагнитилась что ли карта у вас

П 4: Да… все, все, я уже на кассе, через 5 секунд выскочу.

Очередь смеется

Кассир: Со своей вам сделаю скидку. С вас 20 рублей 5 копеек.

Покупатель:  А это на сколько процентов скидка.

Кассир:  У меня не показывает.

Покупатель:  Ну, это накопительная же?.

Кассир:  Ну а вы, какую брали?

Покупатель:  Ну я не помню. Вроде бы накопительную брала.

П 2: Ну … Накопила уже мымра , …накопила…

Кассир:  С вас 20 рублей 5 копеек.

Покупатель:   Сколько?

Кассир:  С вас 20 рублей 5 копеек.

Покупатель:   Я по кредитной карточке рассчитаюсь.  Я просто очень часто летаю.

П 3: Сейчас полетишь.

Покупатель:  Мне на Иркутские авиалинии баллы накапливаются.

Кассир:  Проводит карту, машина пищит,

Кассир:  Нет связи с банком

Покупатель:  Ну, давайте еще раз.

П 2: Слышишь, урод давай я тебе 20 рублей уже дам и иди ты уже отсюда.

Ложит деньги кассиру.

Покупатель:   Молодой человек, я достаточно зарабатываю, что бы оплатить свои покупки ….понятно…

Отдает деньги обратно. Достает 5000-00 и всем показывает, подает кассиру.

Кассир:  Девушка у вас мельче то не будет.

Покупатель:   Было бы мельче, дала бы мельче.

Кассир:  Тома неси размен.

Тома подходит к кассе

Тома: А.. так у тебя 5000-00, ну я уже сдалась.

Кассир:  Слушайте девушка

Покупатель:   И что?

Кассир:  А вы не можете эту сливу прямо сейчас съесть.

Покупатель:   Как съесть?

Кассир:  Ну, я ни кому не скажу.

Покупатель:   Но она ведь не мытая.

Все:  Жри. Жри, давай.

(Все на неё смотрят)

Покупатель:   Я не могу кушать, когда на меня смотрят.

П2:  А здесь никого нет. ……Ты же ведь одна здесь.

(Заставляют, есть сливу)

Покупатель:    Ест

Голос:  Обед

Кассир:  Уходите быстро.

Покупатель:    Уходит,  звенит сигнализация

Кассир:  Что за придурошная дама. Зачем надо было со штрих кодом жрать.

Охранник:  Девушка, покажите чек пожалуйста.

Покупатель:   Какой чек?

Охранник:  Чек покажите. Внимание на 7- ой кассе вынос. Все сюда. Машенька кассу закрой ми-нут на 10, мы тут разберёмся.

Охранник:  Пройдемте девушка

Кассир:  Не занимайте очередь.

П 1, 2, 3: Мы здесь стояли столько, возмущаются.

П 4: Я лимон только пробью без очереди.

П 1, 2, 3: Только лимон и больше ни чего.

Голос Супермаркет «Пуля» Быстро и без нервов.

Приложение 2

Презентация

https://cloud.mail.ru/public/KA6M/qAmMq5Xpi 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка внеклассного мероприятия "Химия в моей будущей профессии"

В данной методической разработке представлен сценарий мероприятия "Химия в моей будущей професии". Мероприятие проводится с целью активизации интереса студентов к химии посредством раскрытия ее роли в...

Методическая разработка внеклассного мероприятия "Экологическая тропа"

В данной методической разработке предлагается сценарий внеклассного мероприятия "Экологическая тропа". Мероприятие проводится в форме заочного путешествия, в ходе которого команды выполняют различные ...

Методическая разработка внеклассного мероприятия "Любви все возрасты покорны"

Вашему вниманию предлагается внеклассное мероприятие "Любви все возрасты покорны", можно использовать как для учащихся 9-11 классов, так и для учащихся училищ, техникумов, колледжей....

Методическая разработка внеклассного мероприятия "Девушка и сигарета"

Данная методическая разработка внеклассного мероприятия "Девушка и сигарета" подходит для проведения мероприятия в среднем, старшем звене школы, а также для учащихся училищ....

Методическая разработка внеклассного мероприятия

Мероприятие расчитано на учащихся 1 курсов НПО и СПО....