VI Всероссийский конкурс профессионального мастерства "Педагогическая статья "Из опыта преподавания предмета История в колледже"
статья

Балданов Сергей Саянович

статья "Из опыта преподавания предмета История в колледже"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл shag_v_professiyu.docx17.76 КБ

Предварительный просмотр:

Из опыта преподавания предмета История в колледже

Балданов Сергей Саянович

Преподаватель истории и обществознания

ГБПОУ «Байкальский колледж туризма и сервиса», Улан-Удэ

Для того, чтобы стать по-настоящему хорошим педагогом, недостаточно любить предмет, важно постоянно развиваться, знакомиться с новыми методиками и технологиями, инструментами образования. В данной статье представлены некоторые наработки из личного двадцатилетнего опыта преподавания предмета История в вузе и ссузах.

5 советов для тех, кто хочет стать хорошим преподавателем истории

1. Учитесь у коллег, помогайте им и прибегайте к их помощи. Ходите на открытые уроки, смотрите вебинары, читайте статьи с личным опытом, подпишитесь на учителей, которые активно ведут страницы в социальных сетях. Возьмите у более опытного учителя план занятия, тема которого вызывает у вас трудности, а сами дайте ему ссылку на вебинар с обзором новых учебников. Чем больше вы помогаете другим преподавателям, тем охотнее будут помогать вам. В идеале же вам нужно найти себе наставника. Это может быть ваш преподаватель из университета или более опытный коллега – вы сможете обращаться к нему за советом, когда сталкиваетесь со сложными ситуациями.

2. Объясняйте учащимся, зачем им нужна История. Вашим ученикам будет гораздо интереснее учить предмет, если они будут знать, что с его помощью смогут лучше разбираться в современных политических, социальных и экономических реалиях, понимать контекст любимых книг и фильмов, общаться с людьми из других стран и т.д.

3. Всегда приходите на урок подготовленным. У вас должен быть план занятия и его карта-схема, все необходимые наглядные материалы. Если предстоит проходить новую тему, освежите свои знания по ней – прочитайте литературу, пробегитесь по основным датам. Непосредственно на перемене перед занятием вспомните, на чём расстались со студентами в прошлый раз, что задавали на дом. Подготовка позволит грамотно использовать всё время занятия, избежать ошибок и непредвиденных ситуаций.

4. Используйте разные формы работы. Помимо лекций и чтения учебника студенты должны готовить презентации и рефераты, составлять кроссворды по теме занятия, проводить диспуты, разделившись на два лагеря с противоположными мнениями по историческому вопросу. Активно задействуйте групповую и индивидуальную проектную работу. Например, предложите учащимся расспросить старших родственников о своих предках и нарисовать генеалогическое древо семьи. Можно задать проект для группы – подобрать в разных источниках информацию о каком-нибудь старом здании, а потом составить и презентовать перед группой интересный доклад о его истории.

5. Не ограничивайте общение со студентами только аудиторными занятиями. По-настоящему теплые и открытые отношения между преподавателем и учащимися формируются не в кабинете, а на экскурсиях, в походах и поездках, где можно общаться менее формально и не только на учебные темы.

7 способов сделать аудиторное занятие интересным

1. Установите правило светофора. Светофор - потрясающая идея для налаживания дисциплины в учебной группе. Красный свет означает, что говорит только учитель или выполняется индивидуальное задание. Жёлтый свет означает общение и ответы по очереди (причём преподаватель тоже не имеет права перебивать студента!), зелёный свет - для парной или командой работы, он значит настоящую свободу общения. Через 5-6 занятий студенты реагируют на слова преподавателя в разы быстрее, если не забывать про светофор самому.

2. Возьмите письменное согласие. Потратьте одно занятие на то, чтобы договорится со студентами о том, как им будет комфортнее работать. Составьте перечень правил, распишитесь все и повесьте на входе в кабинет. Это будет их и ваша зона комфорта. Ученики быстро считают ваш посыл: у вас в кабинете всегда безопасно.

3. Приводите жизненные примеры. Сейчас мало просто учить учащихся подчиняться приказам и безропотно выполнять задания по инструкции. Колледж должен учить учиться, ставить в жизни цели, учить рефлексии. Это может казаться ненужным, но именно так студенты смогут понять, зачем им занятия в колледже. Для любого предмета и любой темы можно найти понятный и простой пример из жизни ребят. Например: «Как ты собираешься выиграть в Counter-Strike, если не умеешь находить слабые места в стратегии противника? Давай узнаем, как это делал Наполеон».

4. Сделайте занятия комфортными. Нужно уважать личное пространство учащегося. Педагог обязан оставить все свои трудности, личные эмоции, злость и грусть за пределами кабинета. Он должен быть в первую очередь человеком, который умеет сопереживать и понимать чувства других.

5. Создайте в кабинете территорию счастья. Приложите все усилия для создания такой атмосферы, когда ученики сами захотят к вам приходить. Они будут знать, что у вас всегда можно найти поддержку, что в вашем кабинете в них всегда будут верить, что в нём нет места агрессии и злобе.

6. Используйте разные форматы. Учеба не должна быть повинностью, а домашние задания не надо превращать в банальную зубрежку. Занятия должны быть разнообразными: пускай ученики ищут ответы на ваши вопросы в роликах, интернете, текстах, картинках. Старайтесь чередовать формы работы: баттл, круглый стол, дискуссия, поле чудес, конспект, смешанное обучение и т.д.

7. Продумывайте домашние задания. Домашние задания - бич современной российской школы. Они убивают желание учиться у большинства студентов. Поэтому, например, вместо пересказа параграфа о древнем человеке предложите придумать сказку о нём.

Делать всё это сложно, тяжело и занимает много времени. В нашей современной образовательной системе мало стимулируется креативность. К сожалению, преподаватель - это современная не престижная профессия. И, тем не менее, талантов у нас множество, а гениальных педагогов ещё больше. В наших силах изменить образовательную систему: сделать её человечнее, продуктивнее, интереснее.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Портфолио достижений на "Всероссийский конкурс профессионального мастерства специалистов, работающих в сфере развития и поддержки одарённых и талантливых детей и молодёжи"

Портфолио достижений преподавателя специальных дисциплин высшей квалификационной категории ГАПОУ СО "Балаковский промышленно-транспортный техникум"  Денисовой Натальи Александровны на "Всероссийс...

Современные педагогические методы и технологии в среднем профессиональном образовании: (из опыта работы преподавателя истории)

В стратегии модернизации образования подчеркивается необходимость изменения методов и технологий обучения на всех ступенях, повышения веса тех из них, которые формируют практические навыки анализа инф...

Современное преподавание предмета истории в рамках обучения учащихся в школах при посольствах Российской Федерации.

В данной заметке автор пытаеться освятить наиболее актуальные вопросы преподования истории в школах при посольствах РФ зарубежом.Особое внимание автор уделяет вопросу о внедрении ФГОС в школе и пробле...

Актуальные вопросы преподавания учебного предмета "История" с учётом содержания профессиональных модулей (на примере специальности 40.02.01 Право и организация социального обеспечения)

29.11.2021 (Республика Крым, г. Ялта) – профессиональное обсуждение результатов апробации и доработки методики преподавания общеобразовательной учебной дисциплины (предмета) «История/Росси...