Программа
рабочая программа

Торопкова Анна Анатольевна

Программа обж 1 курс

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon obzh_1_kurs.doc276.5 КБ

Предварительный просмотр:

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ЯРОСЛАВСКОЙ ОБЛАСТИ
ЯРОСЛАВСКИЙ КОЛЛЕДЖ УПРАВЛЕНИЯ И ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

ОУПБ. 06   ОСНОВЫ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ

для специальностей

38.02.03 Операционная деятельность в логистике, 40.02.02 Правоохранительная деятельность, 42.02.01 Реклама, 43.02.10 Туризм

38.02.01 Экономика и бухгалтерский учёт (по отраслям)

38.02.07 Банковское дело

«общеобразовательный цикл»

основной профессиональной образовательной программы СПО

УТВЕРЖДЕНА

Зам. директора по учебно-методической работе

«___» ___________ 2021 года

______________

Одобрена

цикловой методической комиссией

Председатель ЦМК ___________ / А.А. Торопкова 

Автор:

А.А. Торопкова, преподаватель ГПОУ ЯО Ярославского колледжа управления и профессиональных технологий

Рабочая программа учебного предмета разработана для специальностей среднего профессионального образования (далее СПО) 38.02.03 Операционная деятельность в логистике, 40.02.02 Правоохранительная деятельность, 42.02.01 Реклама, 43.02.10 Туризм на основе требований Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 мая 2012 г. № 413, с учетом Примерной основной образовательной программы среднего общего образования, одобренной решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 28 июня 2016 г. № 2/16-з), и Примерной программы общеобразовательной учебной дисциплины «Основы безопасности жизнедеятельности» для профессиональных образовательных организаций, рекомендованной Федеральным государственным автономным учреждением «Федеральный институт развития образования» (ФГАУ «ФИРО») в качестве примерной программы для реализации основной профессиональной образовательной программы СПО на базе основного общего образования с получением среднего общего образования (Протокол № 3 от 21 июля 2015 г., Регистрационный номер рецензии 375 от 23 июля 2015 г. ФГАУ «ФИРО»), с учетом Письма ФГАУ «ФИРО» «Об уточнении Рекомендаций по организации получения среднего общего образования в пределах освоения образовательных программ среднего профессионального образования на базе основного общего образования с учетом требований федеральных государственных образовательных стандартов и получаемой профессии или специальности среднего профессионального образования (письмо Департамента государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО Минобрнауки России от 17.03.2015 № 06-259) и Примерных программ общеобразовательных учебных дисциплин для профессиональных образовательных организаций (2015 г.), одобренного Научно-методическим советом Центра профессионального образования и систем квалификаций ФГАУ «ФИРО» (Протокол № 3 от 25 мая 2017 г.)

Рецензенты:

1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

«ОСНОВЫ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

 

1.1 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа по учебному предмету «Основы безопасности жизнедеятельности» разработана в соответствии с требованиями

  • Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 мая 2012 г. № 413, предъявляемыми  к структуре, содержанию и результатам освоения учебного предмета «Основы безопасности жизнедеятельности».

С учетом:

  • Примерной основной образовательной программы среднего общего образования, одобренной решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 28 июня 2016 г. № 2/16-з).
  • Рекомендаций по организации получения среднего общего образования в пределах освоения образовательных программ среднего профессионального образования на базе основного общего образования с учетом требований федеральных государственных образовательных стандартов и получаемой профессии или специальности среднего профессионального образования (Письмо Министерства образования и науки РФ от 17 марта 2015 г. N 06-259);
  • Письма ФГАУ «ФИРО» «Об уточнении Рекомендаций по организации получения среднего общего образования в пределах освоения образовательных программ среднего профессионального образования на базе основного общего образования с учетом требований федеральных государственных образовательных стандартов и получаемой профессии или специальности среднего профессионального образования (письмо Департамента государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО Минобрнауки России от 17.03.2015 № 06-259) и Примерных программ общеобразовательных учебных дисциплин для профессиональных образовательных организаций (2015 г.), одобренного Научно-методическим советом Центра профессионального образования и систем квалификаций ФГАУ «ФИРО» (Протокол № 3 от 25 мая 2017 г.).

- Постановление Правительства Ярославской области от 31.01.2019 г. № 51-п «Об утверждении областной целевой программы «Повышение безопасности жизнедеятельности населения» на 2019-2021 годы».

-Постановление Правительства Ярославской области от 26.01.2017 г. № 39-п «Об организации подготовки населения Ярославской области в области гражданской обороны, защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах» (ред. от 15.06.2017 г.)

-Организационные указания по подготовке населения Ярославской области в области гражданской обороны, защиты от чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах на 2016-2020 годы (утв. председателем Правительства Ярославской области 02.02.2016)

-Постановление Правительства Ярославской области от 02.04.2019 г. № 55-п «Об утверждении областной целевой программы «Профилактика правонарушений в Ярославской области» на 2019 – 2021 годы»

На основе:

Примерной программы общеобразовательной учебной дисциплины «Основы безопасности жизнедеятельности» для профессиональных образовательных организаций, рекомендованной Федеральным государственным автономным учреждением «Федеральный институт развития образования» (ФГАУ «ФИРО») в качестве примерной программы для реализации основной профессиональной образовательной программы СПО на базе основного общего образования с получением среднего общего образования (Протокол № 3 от 21 июля 2015 г.  В современных условиях глобализации развития мировой экономики, усложнения, интенсификации и увеличения напряженности профессиональной деятельности специалистов существенно возрастает общественно-производственное значение состояния здоровья каждого человека. Здоровье становится приоритетной социальной ценностью. В связи с этим исключительную важность приобретает высокая профессиональная подготовка специалистов различного профиля к принятию решений и действиям по предупреждению чрезвычайных ситуаций (ЧС), а при их возникновении — к проведению соответствующих мероприятий по ликвидации их негативных последствий, и прежде всего к оказанию первой помощи пострадавшим.

Общеобразовательный учебный предмет «Основы безопасности жизнедеятельности» изучает риски производственной, природной, социальной, бытовой, городской и других сред обитания человека, как в условиях повседневной жизни, так и при возникновении чрезвычайных ситуаций техногенного, природного и социального характера. Данный предмет является начальной ступенью в освоении норм и правил безопасности и обеспечении комфортных условий жизнедеятельности.

Основными содержательными темами программы являются: 

Государственная система обеспечения безопасности населения. Основы медицинских знаний. Обеспечение личной безопасности и сохранение здоровья населения. Основы обороны государства и воинская обязанность

Регистрационный номер рецензии 375 от 23 июля 2015 г. ФГАУ «ФИРО»).

В программу внесены изменения:

1. Раздел  «Основы обороны государства и воинская обязанность» в программе стоит 4 разделом. В связи с погодными условиями (предмет проводиться во втором семестре) целесообразно провести в мае-июне.

2. Тема «Основные инфекционные и неинфекционные заболевания,  их возбудители,  меры профилактики» перенесена в раздел «Обеспечение личной безопасности и сохранение здоровья населения»

1.2 ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

«Основы безопасности жизнедеятельности»

 

Содержание программы «Основы безопасности жизнедеятельности» направлено на достижение следующих целей:

1.повышение уровня защищенности жизненно важных интересов личности,

 общества и государства от внешних и внутренних угроз (жизненно важные интересы — совокупность потребностей, удовлетворение которых надежно обеспечивает существование и возможности прогрессивного развития личности, общества и государства);

2.снижение отрицательного влияния человеческого фактора на безопасность личности, общества и государства;

3.формирование антитеррористического поведения, отрицательного отношения  к приему психоактивных веществ, в том числе наркотиков;

4.обеспечение профилактики асоциального поведения учащихся.

Это выражается в содержании обучения, количестве часов, выделяемых на изучение отдельных тем программы, глубине их освоения студентами, объеме и характере практических занятий, видах внеаудиторной самостоятельной работы студентов.

1.3 МЕСТО УЧЕБНОГОПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ

 Учебный предмет «Основы безопасности жизнедеятельности» является учебным предметом обязательной предметной области «Физическая культура, экология и основы безопасности жизнедеятельности» ФГОС среднего общего образования.

В профессиональных образовательных организациях, реализующих образовательную программу среднего общего образования в пределах освоения ОПОП СПО на базе основного общего образования, учебная дисциплина «Основы безопасности жизнедеятельности» изучается в общеобразовательном цикле учебного плана ОПОП СПО на базе основного общего образования с получением среднего общего образования (ППКРС, ППССЗ).

1.4 РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Освоение содержания учебного предмета  «Основы безопасности жизнедеятельности» обеспечивает достижение следующих результатов:

        личностных:

Л1. развитие личностных, в том числе духовных и физических, качеств, обеспечивающих защищенность жизненно важных интересов личности от внешних и внутренних угроз;

Л2. готовность к служению Отечеству, его защите;

Л3.формирование потребности соблюдать нормы здорового образа жизни, осознанно выполнять правила безопасности жизнедеятельности;

Л4. исключение из своей жизни вредных привычек (курения, пьянства и т. д.);

Л5. воспитание ответственного отношения к сохранению окружающей природной среды, личному здоровью, как к индивидуальной и общественной ценности;

Л6.освоение приемов действий в опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера;

        метапредметных:

М1. овладение умениями формулировать личные понятия о безопасности; анализировать причины возникновения опасных и чрезвычайных ситуаций; обобщать и сравнивать последствия опасных и чрезвычайных ситуаций; выявлять причинно-следственные связи опасных ситуаций и их влияние на безопасность жизнедеятельности человека;

М2. овладение навыками самостоятельно определять цели и задачи по безопасному поведению в повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях, выбирать средства реализации поставленных целей, оценивать результаты своей деятельности в обеспечении личной безопасности;

М3.формирование умения воспринимать и перерабатывать информацию, генерировать идеи, моделировать индивидуальные подходы к обеспечению личной безопасности в повседневной жизни и в чрезвычайных ситуациях;

М4.приобретение опыта самостоятельного поиска, анализа и отбора информации в области безопасности жизнедеятельности с использованием различных источников и новых информационных технологий;

М5.развитие умения выражать свои мысли и способности слушать собеседника, понимать его точку зрения, признавать право другого человека на иное мнение;

М6.формирование умений взаимодействовать с окружающими, выполнять различные социальные роли во время и при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций;

М7.формирование умения предвидеть возникновение опасных ситуаций по характерным признакам их появления, а также на основе анализа специальной информации, получаемой из различных источников;

М8.развитие умения применять полученные теоретические знания на практике: принимать обоснованные решения и вырабатывать план действий в конкретной опасной ситуации с учетом реально складывающейся обстановки и индивидуальных возможностей;

М9.формирование умения анализировать явления и события природного, техногенного и социального характера, выявлять причины их возникновения и возможные последствия, проектировать модели личного безопасного поведения;

М10.развитие умения информировать о результатах своих наблюдений, участвовать в дискуссии, отстаивать свою точку зрения, находить компромиссное решение в различных ситуациях;

М11.освоение знания устройства и принципов действия бытовых приборов и других технических средств, используемых в повседневной жизни;

М12. приобретение опыта локализации возможных опасных ситуаций, связанных с нарушением работы технических средств и правил их эксплуатации;

М13.формирование установки на здоровый образ жизни;

М14.развитие необходимых физических качеств: выносливости, силы, ловкости, гибкости, скоростных качеств, достаточных для того, чтобы выдерживать необходимые умственные и физические нагрузки;

 предметных:

П1. сформированность представлений о культуре безопасности жизнедеятельности, в том числе о культуре экологической безопасности как о жизненно важной социально-нравственной позиции личности, а также как о средстве, повышающем защищенность личности, общества и государства от внешних и внутренних угроз, включая отрицательное влияние человеческого фактора;

П2. знание основ государственной системы, российского законодательства, направленных на защиту населения от внешних и внутренних угроз;

П3. сформированность представлений о необходимости отрицания экстремизма, терроризма, других действий противоправного характера, а также асоциального поведения;

П4. сформированность представлений о здоровом образе жизни как о средстве обеспечения духовного, физического и социального благополучия личности;

П5. знание распространенных опасных и чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера;

П.6  знание факторов, пагубно влияющих на здоровье человека, исключение из своей жизни вредных привычек (курения, пьянства и т. д.);

П7.  знание основных мер защиты (в том числе в области гражданской обороны) и правил поведения в условиях опасных и чрезвычайных ситуаций;

П8. умение предвидеть возникновение опасных и чрезвычайных ситуаций по характерным для них признакам, а также использовать различные информационные источники;

П9. умение применять полученные знания в области безопасности на практике, проектировать модели личного безопасного поведения в повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях;

П 10.знание основ обороны государства и воинской службы: законодательство об обороне государства и воинской обязанности граждан; права и обязанности гражданина до призыва, во время призыва и прохождения военной службы, уставные отношения, быт военнослужащих, порядок несения службы и воинские ритуалы, строевая, огневая и тактическая подготовка;

П 11. знание основных видов военно-профессиональной деятельности, особенностей прохождения военной службы по призыву и контракту, увольнения с военной службы и пребывания в запасе;

П 12. владение основами медицинских знаний и оказания первой помощи пострадавшим при неотложных состояниях (при травмах, отравлениях и различных видах поражений), включая знания об основных инфекционных заболеваниях и их профилактике.

1.5 КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ НА ОСВОЕНИЕ ПРОГРАММЫ  УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

 

        При реализации содержания общеобразовательной учебной дисциплины «Основы безопасности жизнедеятельности» в пределах освоения ОПОП СПО на базе основного общего образования с получением среднего общего образования  (ППССЗ) максимальная учебная нагрузка студентов составляет 105 часов, из них аудиторная (обязательная) учебная нагрузка студентов, включая практические занятия 70 часов,  включая практические занятия 30 часов.

1.6 ПРИМЕРНЫЕ ТЕМЫ РЕФЕРАТОВ (ДОКЛАДОВ),

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ ПРОЕКТОВ

  1. Эволюция среды обитания, переход к техносфере.
  2. Взаимодействие человека и среды обитания.
  3. Стратегия устойчивого развития как условие выживания человечества.
  4. Основные пути формирования культуры безопасности жизнедеятельности в современном обществе.
  5. Здоровый образ жизни — основа укрепления и сохранения личного здоровья.
  6. Факторы, способствующие укреплению здоровья.
  7. Организация студенческого труда, отдыха и эффективной самостоятельной работы.
  8. Роль физической культуры в сохранении здоровья.
  9. Пути сохранения репродуктивного здоровья общества.
  10. Алкоголь и его влияние на здоровье человека.
  11. Табакокурение и его влияние на здоровье.
  12. Наркотики и их пагубное воздействие на организм.
  13. Компьютерные игры и их влияние на организм человека.
  14. Особенности трудовой деятельности женщин и подростков.
  15. Характеристика ЧС природного характера, наиболее вероятных для данной местности и района проживания.
  16. Характеристика ЧС техногенного характера, наиболее вероятных для данной местности и района проживания.
  17. Терроризм как основная социальная опасность современности.
  18. Космические опасности: мифы и реальность.
  19. Современные средства поражения и их поражающие факторы.
  20. Оповещение и информирование населения об опасности.
  21. Инженерная защита в системе обеспечения безопасности населения.
  22. Правовые и организационные основы обеспечения безопасности жизнедеятельности.
  23. МЧС России — федеральный орган управления в области защиты населения от чрезвычайных ситуаций.
  24. Структура Вооруженных Сил Российской Федерации. Виды и рода войск.
  25. Основные виды вооружения и военной техники в Российской Федерации.
  26. Военная служба как особый вид федеральной государственной службы.
  27. Организация и порядок призыва граждан на военную службу в Российской Федерации.
  28. Боевые традиции Вооруженных Сил Российской Федерации.
  29. Символы воинской чести.
  30. Патриотизм и верность воинскому долгу.
  31. Дни воинской славы России.
  32. Города-герои Российской Федерации.
  33. Города воинской славы Российской Федерации.
  34. Профилактика инфекционных заболеваний.
  35. Первая помощь при острой сердечной недостаточности.
  36. СПИД — чума XXI века.
  37. Оказание первой помощи при бытовых травмах.
  38. Духовность и здоровье семьи.
  39. Здоровье родителей — здоровье ребенка.
  40. Формирование здорового образа жизни с пеленок.
  41. Как стать долгожителем?
  42. Рождение ребенка — высшее чудо на Земле.
  43. Политика государства по поддержке семьи.
  44. Домашняя медицинская аптечка. Назначение и порядок применения
  45.  Использование трав и иных народных средств в медицине
  46. Я будущая мама
  47. Хобби

1.7. ХАРАКТЕРИСТИКА ОСНОВНЫХ ВИДОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ

Содержание обучения)

Характеристика основных видов учебной деятельности студентов (на уровне учебных действий

Обеспечение личной безопасности и сохранение здоровья населения

Определение основных понятий о здоровье и здоровом образе жизни. Усвоение факторов, влияющих на здоровье, выявление факторов, разрушающих здоровье, планирование режима дня, выявление условий обеспечения рационального питания, объяснение случаев из собственной жизни и своих наблюдений по планированию режима труда и отдыха. Анализ влияния двигательной активности на здоровье человека, определение основных форм закаливания, их влияния на здоровье человека, обоснование последствий влияния алкоголя на здоровье человека и социальных последствий употребления алкоголя. Анализ влияния неблагоприятной окружающей среды на здоровье человека. Моделирование социальных последствий пристрастия к наркотикам. Моделирование ситуаций по организации безопасности дорожного движения. Характеристика факторов, влияющих на репродуктивное здоровье человека. Моделирование ситуаций по применению правил сохранения и укрепления здоровья

Государственная система обеспечения безопасности населения

Различение основных понятий и теоретических положений основ безопасности жизнедеятельности, применение знаний дисциплины для обеспечения своей безопасности. Анализ влияния современного человека на окружающую среду, оценка примеров зависимости благополучия жизни людей от состояния окружающей среды; моделирование ситуаций по сохранению биосферы и ее защите Усвоение общих понятий чрезвычайных ситуаций, классификация чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера по основным признакам, характеристика особенностей ЧС различного происхождения. Выявление потенциально опасных ситуаций для сохранения жизни и здоровья человека, сохранения личного и общественного имущества при ЧС. Моделирование поведения населения при угрозе и возникновении ЧС. Освоение моделей поведения в разных ситуациях: как вести себя дома, на дорогах, в лесу, на водоемах, характеристика основных функций системы по предупреждению и ликвидации ЧС (РСЧС); объяснение основных правил эвакуации населения в условиях чрезвычайных ситуаций, оценка правильности выбора индивидуальных средств защиты при возникновении ЧС; раскрытие возможностей современных средств оповещения населения об опасностях, возникающих в чрезвычайных ситуациях военного и мирного времени; характеристика правил безопасного поведения при угрозе террористического акта, захвате в качестве заложника. Определение мер безопасности населения, оказавшегося на территории военных действий. Характеристика предназначения и основных функций полиции, службы скорой помощи, Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека и других государственных служб в области безопасности

Основы медицинских знаний

Освоение основных понятий о состояниях, при которых оказывается первая помощь; моделирование ситуаций по оказанию первой помощи при несчастных случаях. Характеристика основных признаков жизни. Освоение алгоритма идентификации основных видов кровотечений, идентификация основных признаков теплового удара. Определение основных средств планирования семьи. Определение особенностей образа жизни и рациона питания беременной женщины

Основы обороны государства и воинская обязанность

Различение основных понятий военной и национальной безопасности, освоение функций и основные задачи современных Вооруженных сил Российской Федерации, характеристика основных этапов создания Вооруженных Сил России

Анализ основных этапов проведения военной реформы Вооруженных Сил Российской Федерации на современном этапе, определение организационной структуры, видов и родов Вооруженных Сил Российской Федерации; формулирование общих, должностных и специальных обязанностей военнослужащих. Характеристика распределения времени и повседневного порядка жизни воинской части, сопоставление порядка и условий прохождения военной службы по призыву и по контракту; анализ условий прохождения альтернативной гражданской службы. Анализ качеств личности военнослужащего как защитника Отечества. Характеристика требований воинской деятельности, предъявляемых к моральным, индивидуально-психологическим и профессиональным качествам гражданина; характеристика понятий «воинская дисциплина» и «ответственность»; освоение основ строевой подготовки. Определение боевых традиций Вооруженных Сил России, объяснение основных понятий о ритуалах Вооруженных Сил Российской Федерации и символах воинской чести

2 СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

 

2.1 ОБЪЕМ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА  И ВИДЫ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ

Вид учебной работы

Объем часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

105

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

70

в том числе:

лекции

40

практические занятия

30

Самостоятельная работа обучающегося (всего)

35

в том числе:

  • Составление таблиц, схем
  • Подготовка  электронных презентаций
  • Подготовка реферата
  • Выполнение других домашних заданий (пересказов и т.д.)

13

4

4

14

Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачёта

2.2. Тематический план и содержание учебного предмета  «Основы безопасности жизнедеятельности»

Наименование

разделов и тем

Содержание учебного материала, практические занятия,

самостоятельная работа обучающихся

Объем часов

 Результаты освоения дисциплины

1

2

3

4

Введение

Различение основных понятий и теоретических положений основ безопасности жизнедеятельности, применение знаний дисциплины для обеспечения своей безопасности. Анализ влияния современного человека на окружающую среду, оценка примеров зависимости благополучия жизни людей от состояния окружающей среды; моделирование ситуаций по сохранению биосферы и ее защите

2

Раздел 1.

Обеспечение личной безопасности и сохранение здоровья населения

28

Тема 1.

Здоровый образ жизни, основные понятия и определения. Критерии здоровья

Содержание учебного материала

Здоровье и здоровый образ жизни. Общие понятия о здоровье. Здоровый образ жизни как необходимое условие сохранения и укрепления здоровья человека и общества.

Факторы, способствующие укреплению здоровья. Двигательная активность и закаливание организма. Занятия физической культурой. Психологическая уравновешенность и ее значение для здоровья. Режим дня, труда и отдыха. Рациональное питание и его значение для здоровья. Влияние двигательной активности на здоровье человека. Закаливание и его влияние на здоровье. Правила личной гигиены и здоровье человека. Репродуктивное здоровье как составляющая часть здоровья человека и общества. Социальная роль женщины в современном обществе. Репродуктивное здоровье женщины и факторы, влияющие на него. Здоровый образ жизни — необходимое условие сохранности репродуктивного здоровья. Правовые основы взаимоотношения полов. Брак и семья. Культура брачных отношений. Основные функции семьи. Основы семейного права в Российской Федерации. Права и обязанности родителей. Конвенция ООН «О правах ребенка».Опасности современных молодежных хобби. Модели  личного безопасного поведения во время занятий современными молодежными хобби. Основные нормативные правовые акты, определяющие правила и безопасность дорожного движения. Правила и  безопасность дорожного движения. Модели поведения пешеходов, велосипедистов, пассажиров и водителей транспортных средств при организации дорожного движения.

1.1.1. Основные критерии здоровья. Репродуктивное здоровье, как составляющая часть здоровья человека и общества.  Факторы, способствующие укреплению здоровья

1.1.2. Практическая работа. 1 Изучение основных положений организации рационального питания и освоение методов его гигиенической оценки.

 1.1.3. Опасности современных молодежных хобби. Модели  личного безопасного поведения во время занятий современными молодежными хобби.

1.1.4. Практическая работа 2. Изучение моделей поведения пешеходов, велосипедистов, пассажиров и водителей транспортных средств при организации дорожного движения

10

2

2

2

2

П4, П6, П8, П9

Самостоятельная работа обучающихся:

  1. Составить памятку «Рациональное питание» , « Безопасность на транспорте»

2

Тема 1.2.

Вредные привычки, их влияние на здоровье человека

Содержание учебного материала

     8

Вредные привычки (употребление алкоголя, курение, употребление наркотиков) и их профилактика. Алкоголь и его влияние на здоровье человека, социальные последствия употребления алкоголя, снижение умственной и физической работоспособности.

Курение и его влияние на состояние здоровья. Табачный дым и его составные части. Влияние курения на нервную систему, сердечно-сосудистую систему. Пассивное курение и его влияние на здоровье.

Наркотики, наркомания и токсикомания, общие понятия и определения. Социальные последствия пристрастия к наркотикам. Профилактика наркомании.

1.2.1. Вредные привычки (употребление алкоголя, курение, употребление наркотиков) и их профилактика.

2

П4,П6

Самостоятельная работа обучающихся

  1. Сделать презентацию  «Вредные привычки»
  2. Написать реферат  «Личная гигиена»
  3. Заполнить таблицу «Борьба с курением в странах»

2

2

2

Тема 1.3. Здоровье родителей и здоровье будущего ребенка

Содержание учебного материала

10

Семья и ее значение в жизни человека. Факторы, оказывающие влияние на гармонию совместной жизни (психологический фактор, культурный фактор, материальный фактор). Качества, которые необходимо воспитать в себе молодому человеку для создания прочной семьи. Основные инфекционные болезни, их классификация и профилактика. Пути передачи возбудителей инфекционных болезней. Индивидуальная и общественная профилактика инфекционных заболеваний. Инфекции, передаваемые половым путем и их профилактика.

1.3.1. Здоровье родителей и здоровье будущего ребенка. Основные средства планирования семьи. Факторы, влияющие на здоровье ребенка. Ранние половые связи и их последствия для здоровья. Формирование основ здорового образа жизни. Духовность и здоровье семьи.

Основные инфекционные и неинфекционные заболевания,  их возбудители,  меры профилактики

1.3.2 Беременность и гигиена беременности. Признаки и сроки беременности. Понятие патронажа, виды патронажей. Особенности питания и образа жизни беременной женщины

1.3.3.Практическая работа 3. Основы ухода за младенцем. Физиологические особенности развития новорожденных детей. Основные мероприятия по уходу за младенцами.

2

2

2

П 4, П6, П8, П9

Самостоятельная работа обучающихся

1. Составить памятку по профилактике ИППП

2.  Заполнить таблицу «Инфекционные заболевания»

2

2

Раздел 2.

Государственная система обеспечения безопасности населения

34

Тема 2.1.

Общая характеристика опасных и чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера; правила и безопасность дорожного движения

Содержание учебного материала

10

Потенциальные опасности природного, техногенного и социального происхождения, характерные для региона проживания. Основные задачи государственных служб по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Особенности экстремизма, терроризма и наркотизма Российской Федерации. Основные принципы и направления противодействия экстремистской, террористической деятельности и наркотизму. Правила  безопасного поведения при  угрозе террористического акта, при захвате заложника. Меры безопасности населения, оказавшегося на территории военных действий. 1.1. Потенциальные опасности природного, техногенного и социального происхождения, характерные для региона проживания. Правила поведения в условиях чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

2.1.1. Особенности экстремизма, терроризма и наркотизма Российской Федерации.

 Экстремальные ситуации в городе, на  различных видах транспорта (железнодорожный, морской, речной и т.д. Правила безопасного поведения при угрозе террористического акта, при захвате в качестве заложника.

2.1.2. Практическая работа 4. Изучение и отработка моделей поведения в ЧС на транспорте.

2

2

П1, П3, П5, П7

Самостоятельная работа обучающихся

Кейс по теме «Чрезвычайная ситуация»

  1. Собрать Кейс по теме «Чрезвычайные ситуации» на примере одной ЧС
  2. Сделать презентацию «Экстремальное хобби»  на выбор студента

4

2

Тема 2.2.

Гражданская

оборона

Содержание учебного материала

24

 Предназначение, структура  и задачи гражданской обороны. Отработка правил поведения при получении сигнала о ЧС согласно плану образовательного учреждения (укрытие в защитных сооружениях, эвакуация и т.д.). РСЧС, история ее создания, предназначение, структура, задачи, решаемые по защите населения от чрезвычайных ситуаций. Мероприятия по защите населения. Оповещение и информирование населения об опасностях, возникающих в чрезвычайных ситуациях военного и мирного времени. Организация инженерной защиты населения от поражающих факторов чрезвычайных ситуаций мирного  военного времени. Оружие Массового поражения. Современные средства поражения и их поражающие факторы. Изучение первичных средств пожаротушения.

2.2.1.Гражданская оборона — составная часть обороноспособности страны. Основные понятия и определения, задачи гражданской обороны. Структура и органы управления гражданской обороной. Мониторинг и прогнозирование чрезвычайных ситуаций. Оповещение и информирование населения об опасностях, возникающих в чрезвычайных ситуациях военного и мирного времени. Эвакуация населения в условиях чрезвычайных ситуаций

2.2.2. Классификация средств защиты населения .Инженерная защита, виды защитных сооружений. Основное предназначение защитных сооружений гражданской обороны. Правила поведения в защитных сооружениях.

2.2.3. Практическая работа 5. Изучение и использование средств индивидуальной защиты от поражающих факторов в ЧС мирного и военного времени.

 2.2.4. Практическая работа 6. Изучение и отработка моделей поведения в условиях вынужденной природной автономии.

2.2. 5. Ядерное оружие. Поражающие факторы ядерного оружия

2.2.6. Практическая работа 7. Оценка радиационной обстановки

2.2.7. Химическое оружие. Отравляющие вещества. Биологическое оружие. Санитарная обработка людей после пребывания их в зонах заражения.

2.1.8. Практическая работа  Практическая работа 8. Организация и проведение аварийно-спасательных работ в зоне ЧС.

2.1.9. Практическая работа 9. Изучение первичных средств пожаротушения. Отработка навыков тушения пожара

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

3

1

2

П1., П7, П8, П9

Самостоятельная работа обучающихся

1.Изготовить макет «Защитные сооружения»

2. Составить  схему эвакуации в квартире, в колледже

3.Изготовить ватно-марлевую повязку

Раздел 3.

Основы медицинских знаний

22

Тема 3.1. Первая медицинская помощь при ранениях, несчастных случаях и заболеваниях

Содержание учебного материала

16

Понятие первой помощи. Перечень состояний, при которых оказывается первая помощь. Признаки жизни. Общие правила оказания первой помощи. Федеральный закон «Об основах охраны здоровья граждан Российской Федерации» Понятие и виды травм. Правила первой помощи при ранениях. Правила наложения повязок различных типов. Первая помощь при травмах различных областей тела. Первая помощь при проникающих ранениях грудной и брюшной полости, черепа. Первая помощь при сотрясениях и ушибах головного мозга. Первая помощь при переломах. Первая помощь при электротравмах и повреждении молнией Кровотечения, их виды. Первая медицинская помощь при кровотечениях. Правила наложения жгута и закрутки. Первая помощь при венозном кровотечении. Смешанное кровотечение. Основные признаки внутреннего кровотечения. Первая помощь при ожогах. Понятие, основные виды и степени ожогов. Первая помощь при термических ожогах. Первая помощь при химических ожогах. Первая помощь при воздействии высоких температур. Последствия воздействия высоких температур на организм человека. Основные признаки теплового удара. Предупреждение развития перегревов. Воздействие ультрафиолетовых лучей на человека. Первая помощь при воздействии низких температур. Последствия воздействия низких температур на организм человека. Основные степени отморожений. Основные правила использования бытовыми приборами и инструментами, средствами бытовой химии, Первая помощь при попадании инородных тел в верхние дыхательные пути. Основные приемы удаления инородных тел из верхних дыхательных путей.

3.1.1. Понятие первой помощи. Перечень состояний, при которых оказывается первая помощь. Признаки жизни. Общие правила оказания первой помощи. Федеральный закон «Об основах охраны здоровья граждан Российской Федерации» Ранения, их виды. Перваяпомощь при ранениях. Изучение и освоение наложения повязок

3.1.2. Кровотечения, их виды. Первая доврачебная помощь при кровотечениях.

Изучение и освоение основных приемов оказания первой помощи при кровотечениях.

3.1.3. Первая помощь при воздействии низких температур. Последствия воздействия низких температур на организм человека. Основные степени отморожений.

Оказание первой помощи при воздействии низких и высоких температур. Оказание первой помощи при химических и термических ожогах

3.1.4. Практическая работа 10. Оказание первой помощи  при поражении электрическим током

3.1.5.Практическая работа 11. Транспортировка пострадавшего в безопасное место

3.1.6.  Практическая работа 12. Оказание Первая помощь при попадании инородных тел в верхние дыхательные пути. Основные приемы удаления инородных тел из верхних дыхательных путей.

2

2

2

2

2

2

2

2

2

П9, П12

Самостоятельная работа обучающихся:

1.Заполните таблицу «Определения ПМП»

2.Презентация ПМП (на выбор)

2

2

 Тема 3.2. Первая помощь при отсутствии сознания

Содержание учебного материала

Первая помощь при отсутствии сознания. Признаки обморока. Первая помощь при отсутствии кровообращения (остановке сердца). Основные причины остановки сердца. Признаки расстройства кровообращения и клинической смерти. Правила проведения непрямого (наружного)массажа сердца и искусственного дыхания.

6

П9, П12

3.2.1. Первая помощь при отсутствии сознания. Признаки обморока. Первая помощь при отсутствии кровообращения (остановке сердца). Основные причины остановки сердца. Признаки расстройства кровообращения и клинической смерти. Правила проведения непрямого (наружного)массажа сердца и искусственного дыхания.

3.2.2. Практическая работа 13. Оказание реанимационной помощи при остановке сердечной деятельности

2

2

Самостоятельная работа обучающихся:

  1. Заполнить таблицу « Первая медицинская помощь при массовых поражениях»

2

Раздел 4.

Основы обороны государства и воинская обязанность

19

Тема 4.1.

Основы обороны государства и воинская обязанность

Содержание учебного материала

19

История создания Вооруженных Сил России. Организационная структура Вооруженных Сил Российской Федерации. Виды Вооруженных Сил Российской Федерации, рода Вооруженных Сил Российской Федерации, рода войск. Воинская обязанность. Основные понятия о воинской обязанности. Воинский учет. Организация воинского учета и его предназначение. Первоначальная постановка граждан на воинский учет. Обязанности граждан по воинскому учету. Организация медицинского освидетельствования граждан при первоначальной постановке на воинский учет. Боевые традиции Вооруженных Сил России. Патриотизм и верность воинскому долгу –основные качества защитника Отечества. Воинский долг –обязанность Отечеству по его вооруженной защите. Дни воинской славы России –дни славных побед. Основные формы увековечения памяти российских воинов, отличившихся в сражениях, связанных с днями воинской славы России. Дружба, войсковое товарищество –основа боевой готовности частей и подразделений. Особенности воинского коллектива, значение войскового товарищества в боевых условиях и повседневной жизни частей и подразделений. Войсковое товарищество –боевая традиция Российской армии и флота

4.1.1. История создания Вооруженных Сил России.  Организационная структура Вооруженных Сил Российской Федерации. Ритуалы Вооруженных Сил Российской Федерации. Ритуал приведения к военной присяге. Ритуал вручения боевого знамени воинской части. Вручение личному составу вооружения и военной техники.

4.1.2.  Символы воинской чести. Боевое знамя воинской части — символ воинской чести, доблести и славы. Ордена — почетные награды за воинские отличия и заслуги в бою и военной службе.

4.1.3.Воинская обязанность. Основные понятия о воинской обязанности. Воинский учет. Организация воинского учета и его предназначение. Первоначальная постановка граждан на воинский учет. Обязанности граждан по воинскому учету.

4.1.4 Патриотизм и верность воинскому долгу — основные качества защитника Отечества. Воинский долг — обязанность по вооруженной защите Отечества. Дни воинской славы России — дни славных побед. Основные формы увековечения памяти российских воинов, отличившихся в сражениях, связанных с днями воинской славы России. Дружба, войсковое товарищество — основа боевой готовности частей и подразделений

4.1.5.Практичкская работа 14 Изучение способов бесконфликтного общения и саморегуляции.

4.1.6.Практическая работа 15.Изучение и освоение методик проведения строевой подготовки

4.1.7 Организация подготовки офицерских кадров для Вооруженных Сил Российской Федерации. Дифференцированный зачет

2

2

2

2

2

2

П2, П10, П11

Самостоятельная работа обучающихся

1. Заполнить таблицу «Погоны»

2.Сделать сравнительную характеристику  в виде таблицы «Военная реформа Ивана Грозного в середине XVI века. Военная реформа Петра I, создание регулярной армии, ее особенности

2. Реферат( или эссе) на одну из тем:  Качества личности военнослужащего как защитника Отечества: любовь к Родине, высокая воинская дисциплина, верность воинскому долгу и военной присяге, готовность в любую минуту встать на защиту свободы, независимости конституционного строя в России, народа и Отечества. Военнослужащий –специалист, в совершенстве владеющий оружием и военной техникой.

1

2

2

ВСЕГО:

105

3 ХАРАКТЕРИСТИКА ОСНОВНЫХ ВИДОВ

УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ

Содержание обучения

Характеристика основных видов учебной деятельности студентов

(на уровне учебных действий)

Государственная система обеспечения безопасности населения

Усвоение общих понятий чрезвычайных ситуаций, классификация чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера по основным признакам, характеристика особенностей ЧС различного происхождения.

Выявление потенциально опасных ситуаций для сохранения жизни и здоровья человека, сохранения личного и общественного имущества при ЧС.

Моделирование поведения населения при угрозе и возникновении ЧС.

Освоение моделей поведения в разных ситуациях: как вести себя дома, на дорогах, в лесу, на водоемах, характеристика основных функций системы по предупреждению и ликвидации ЧС (РСЧС); объяснение основных правил эвакуации населения в условиях чрезвычайных ситуаций, оценка правильности выбора индивидуальных средств защиты при возникновении ЧС; раскрытие возможностей современных средств оповещения населения об опасностях, возникающих в чрезвычайных ситуациях военного и мирного времени; характеристика правил безопасного поведения при угрозе террористического акта, захвате в качестве заложника. Определение мер безопасности населения, оказавшегося на территории военных действий.

Характеристика предназначения и основных функций полиции, службы скорой помощи, Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека и других государственных служб в области безопасности

Основы медицинских знаний

Освоение основных понятий о состояниях, при которых оказывается первая помощь; моделирование ситуаций по оказанию первой помощи при несчастных случаях. Характеристика основных признаков жизни.

Освоение алгоритма идентификации основных видов кровотечений, идентификация основных признаков теплового удара.

Определение основных средств планирования семьи.

Определение особенностей образа жизни и рациона питания беременной женщины

Обеспечение личной безопасности и сохранение здоровья населения

Определение основных понятий о здоровье и здоровом образе жизни.

Усвоение факторов, влияющих на здоровье, выявление факторов, разрушающих здоровье, планирование режима дня, выявление условий обеспечения рационального питания, объяснение случаев из собственной жизни и своих наблюдений по планированию режима труда и отдыха.

Анализ влияния двигательной активности на здоровье человека, определение основных форм закаливания, их влияния на здоровье человека, обоснование последствий влияния алкоголя на здоровье человека и социальных последствий употребления алкоголя. Анализ влияния неблагоприятной окружающей среды на здоровье человека.

Моделирование социальных последствий пристрастия к наркотикам.

Моделирование ситуаций по организации безопасности дорожного движения.

Характеристика факторов, влияющих на репродуктивное здоровье человека.

Моделирование ситуаций по применению правил сохранения и укрепления здоровья. Опасности современных молодежных хобби. Модели  личного безопасного поведения во время занятий современными молодежными хобби.

Основы обороны государства и воинская обязанность

Различение основных понятий военной и национальной безопасности, освоение функций и основные задачи современных Вооруженных сил Российской Федерации, характеристика основных этапов создания Вооруженных Сил России.

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА  «ОСНОВЫ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета ОБЖ (30 посадочных мест, рабочее место преподавателя).

Оборудование учебного кабинета:

- типовое оборудование (стол преподавателя, посадочные места по количеству студентов);

- аудиторная доска с магнитной поверхностью и набором приспособлений для крепления таблиц;

- видеотека мультимедийных учебных программ (мультимедийные обучающие программы и электронные учебники по основным разделам ОБЖ, видеофильмы по разделам курса ОЬЖ, презентации по темам безопасности жизнедеятельности);

- нормативно-правовые документы;

- учебная литература;

- раздаточный материал;

- индивидуальные средства защиты (респираторы, противогазы, ватно-марлевые повязки);

- общевойсковой защитный комплект;

- противохимический пакет;

- сумки и комплекты медицинского имущества для оказания первой медицинской, доврачебной помощи (сумка СМС);

- перевязочные средства (бинты, лейкопластыри, вата медицинская компрессная, косынка медицинская (перевязочная), повязка медицинская большая стерильная, повязка медицинская малая стерильная);

- медицинские предметы расходные (булавка безопасная, шина проволочная, шина фанерная);

- грелка;

- жгут кровоостанавливающий;

- индивидуальный перевязочный пакет;

- шприц-тюбик одноразового пользования;

- носилки санитарные;

- макет простейшего укрытия в разрезе;

- макет убежища в разрезе;

- тренажер для оказания первой помощи;

- учебно-наглядные пособия по дисциплине «Основы безопасности  жизнедеятельности»;

- набор плакатов или электронные издания;

- массогабаритный макет автомата Калашникова.

-тренажер для отработки навыков оказания сердечно-легочной и мозговой реанимации с индикацией правильности выполнения действий на экране компьютера и пульте контроля управления — робот-тренажер типа «Гоша»;

Технические средства обучения:

Экран, компьютер с лицензионным программным обеспечением и мультимедиапроектор, экранно-звуковые пособия, принтер, сканер.

Оборудование учебного кабинета: комплект учебно-наглядных пособий по предмету «Основы безопасности жизнедеятельности», набор медицинских принадлежностей для практических работ.

3.2. Информационное обеспечение обучения

Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов,

дополнительной литературы

ОСНОВНЫЕ ИСТОЧНИКИ

  1. Ким С.В.,Горский В.А. Основы безопасности жизнедеятельности (базовый уровень) 10-11 класс ООО «Издательский центр “ВЕНТАНА-ГРАФ”» (http://vgf.ru/obzh2)
  2. Безопасность жизнедеятельности. Практикум: Учебное пособие / Бондаренко В.А., Евтушенко С.И., Лепихова В.А. - М.:ИЦ РИОР, НИЦ ИНФРА-М, 2019. - 150 с.: 60x90 1/16. - (СПО)
  3. Безопасность жизнедеятельности : учеб. пособие / Л.Л. Никифоров, В.В. Персиянов. — М. : ИНФРА-М, 2019. — 97 с. — (Среднее профессиональное образование).
  4. Безопасность  жизнедеятельности: Учебник для студ. сред. Б40 чеб. заведений / Э. А. Арустамов, Н. В. Косолапова, Н. А. Прокопенко, Г. В. Гуськов. —М.: Издательский центр «Академия», 2014 —176 с
  5. Безопасность жизнедеятельности: учебник для СПО / Я. Д. Вишняков [и др.] ; под общ. ред. Я. Д. Вишнякова. — 4-е изд., перераб. и доп. — М. :Издательство Юрайт, 2016. — 543 с. — Серия : Профессиональное образование.
  6.  Косолапова, Н. В. Основы безопасности жизнедеятельности : учебник для сред. проф. образования / Н. В. Косолапова, Н. А. Прокопенко. –9-е изд., стер. -Москва: ИЦ «Академия», 2015. –336 с.
  7. . Медведев В.Т. и др. Охрана труда и промышленная экология: учебное пособие /В.Т. Медведев. –4-е изд., стер. – Москва: ИЦ «Академия», 2013. –416с.
  8. Безопасность жизнедеятельности: учебник / В.Ю. Микрюков. — Москва: КноРус, 2014. — 283 с.
  9.  Безопасность жизнедеятельности : учебник для студ. учреждений сред. проф. образования / Ю.Г.Сапронов. — 2-е изд., стер. — М. : Издательский центр Академия», 2017. — 336 с.

ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ИСТОЧНИКИ

1. Конституция Российской Федерации.

2. Федеральные законы РФ: "Об образовании", "О гражданской обороне", "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера". « Об альтернативной гражданской службе» «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», «О воинской обязанности и военной службе», «Об охране окружающей среды» и др.

3. Смирнов А.Т., Мишин Б.И., Васнев В.А. Основы военной службы: Учеб. пособие для студентов учреждений сред. проф. образования. - М.: Изд. Центр «Академия»: Мастерство: Высшая школа, 2013

4.Косолапова Н.В., Прокопенко Н.А. Основы безопасности

жизнедеятельности: учебник для нач. и сред.проф. образования. –М.: 2014.2. 5.Смирнов А.Т., Электронный учебник, «ОБЖ» [Электронный ресурс] / depositphotos –режим доступа https://docs.google.com/file/d/0 

6.Пауткин Ю.Ф. Первая доврачебная медицинская помощь [Электронный ресурс] : учебное пособие для студентов-иностранцев / Ю.Ф. Пауткин, В.И. Кузнецов. —Электрон текстовые данные. —М. : Российский университет дружбы народов, 2013. —164 c.—978-5-209-04360-7. —Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/22204.html

7. Страхова Н. В., Корсун Ю. И. Формирование и развитие антитеррористического мировоззрения обучающихся общеобразовательных организаций
в рамках учебных предметов «Основы безопасности жизнедеятельности»
и «Обществознание»: методические рекомендации / Н. В. Страхова, Ю. И. Корсун — Ярославль: ГАУ ДПО ЯО ИРО, 2017. — 55 с.

8.Выявление в образовательных организациях обучающихся, попавших под воздействие идеологии терроризма и религиозного экстремизма, и организация адресной работы с указанной категорией лиц: методические рекомендации / сост.: О. В. Иерусалимцева, С. В. Морозова; под общ. редакцией А. П. Щербака. — Ярославль: ГАУ ДПО ЯО ИРО, 2018. — 24 с.

9.Перфилов В. П., Иерусалимцева О. В., Горюнов А. П. Организация профилактической деятельности по противодействию идеологии терроризма
и экстремизма в образовательной сфере: методические рекомендации / В. П. Перфилов, О. В. Иерусалимцева, А. П. Горюнов. — Ярославль: ГАУ ДПО ЯО ИРО, 2019. — 67 с.

10.Противодействие идеологии терроризма и экстремизма в образовательных организациях Ярославской области: практическое пособие / О. В. Иерусалимцева, В. П. Перфилов — Ярославль: ГАУ ДПО ЯО ИРО, 2018. — 91 с.

11.Предупреждение распространения ВИЧ/СПИД: эффективные практики: методическое пособие / О. Е. Бугрова, Н. В. Пчелкина, О. В. Иерусалимцева, Г. О. Рощина. — Ярославль: ГАУ ДПО ЯО ИРО, 2017. — 59 с.

12.Профилактика ВИЧ-инфекции в образовательных учреждениях: практическое пособие / О. Е. Бугрова, О. В. Иерусалимцева, Г. О. Рощина, О. Ю. Камакина, О. В. Дувакина., С. С. Карцева — Ярославль: ГОАУ ЯО ИРО, 2012. — 78 с.

13.Рациональное питание детей в образовательной организации: методическое пособие / сост. О. В. Иерусалимцева, Ю. П. Вербицкая. — Ярославль: ГАУ ДПО ЯО ИРО, 2018. — 72 с.

Интернет-ресурсы:

0bj.ru Основы безопасности жизнедеятельности, гражданская оборона, первая помощь

bezopasnost.edu66.ru Информация по обеспечению личной, национальной и глобальной безопасности. Нормативные документы, теория БЖ, наука, психология, методика, культура БЖ, электронная библиотека по БЖ

bgd.udsu.ru Информационно-образовательный портал по безопасности жизнедеятельности

econavt.ru/bait Электронный журнал "Без Аварий и Травм" (БАиТ) посвящен актуальным вопросам обеспечения безопасности жизнедеятельности в сфере производства и на автомобильном транспорте

elib.ispu.ru/library/lessons/Diakov/index.htm Курс лекций по БЖД

novtex.ru/bjd Журнал "Безопасность жизнедеятельности"

rpohbv.ru ФГУЗ «Российский Регистр Потенциально Опасных Химических и Биологических Веществ» Роспотребнадзора России

school-obz.org ОБЖ. Информационно-методическое издание для преподавателей

http://www.rwd.ru Россия без наркотиков

http://www.edu-all.ru/- Методические пособия, статьи для обучения в сферах безопасности, здоровья, БЖД, ОБЖ, ПДД, ЗОЖ, педагогики, методики преподавания для ДОУ, школ, вузов (программы, учебники)

https://znanium.com/catalog-электронная библиотека

http://www.yarregion.ru/depts/anticom/tmpPages/MetodMat_1.aspx-Департамент региональной безопасности Ярославской области (Антитеррористическая комиссия Ярославской области, методические материалы)

https://rosuchebnik.ru/contacts/-Корпорация «Российский учебник» «ДРОФА» – «Вентана-Граф» – «Астрель

https://urait.ru/ - Юрайт- электронная библиотека

httpi//www.mchs.gov.ru/. Портал МЧС России [Электронный ресурс]: сайт // Режим доступа:.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы – программы подготовки специалистов среднего звена в соответствии с ФГОС по специальности 21.02.05. Земельно–имущественные отношения

1. паспорт РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫБухгалтерский учёт и налогообложение 1.1. Область применения рабочей программыРабочая программа учебной дисциплины является частью основной професси...

Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы – программы подготовки специалистов среднего звена в соответствии с ФГОС по специальности 21.02.05. Земельно–имущественные отношения

1. паспорт РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫБухгалтерский учёт и налогообложение 1.1. Область применения рабочей программыРабочая программа учебной дисциплины является частью основной професси...

1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ВВЕДЕНИЕ В СПЕЦИАЛЬНОСТЬ. 1.1. ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ ПРОГРАММЫ Рабочая программа (далее – программа) учебной дисциплины ВВЕДЕНИЕ В СПЕЦИАЛЬНОСТЬ является частью основной профессиональной образовательной програ

1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫУЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ВВЕДЕНИЕ В СПЕЦИАЛЬНОСТЬ. 1.1. ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ ПРОГРАММЫРабочая программа (далее – программа) учебной дисциплины ВВЕДЕНИЕ В СПЕЦИАЛЬНОСТЬ являетс...

Рабочая программа Программа профессионального модуля является частью профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по профессии СПО УЧЕБНОЙ И ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИКИ ПМ. 08 ПРИГОТОВЛЕНИЕ ХЛЕБОБУЛОЧНЫХ, МУЧНЫХ И КОНДИТЕРСКИХ ИЗДЕЛИЙ

Программа профессионального модуля является частью профессиональной образовательной  программы в соответствии с ФГОС по профессии СПО  19.01.17 ПОВАР, КОНДИТЕР в части освоения основного вид...

ПРОГРАММА ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИКИ (ПРЕДДИПЛОМНОЙ) основной профессиональной образовательной программы – программы подготовки специалистов среднего звена по специальности 08.02.07 МЭВСУКВиВ

Программа производственной практики (преддипломной)  разработана в соответствии с:- Федеральным государственным образовательным стандартом среднего профессионального образования по специальности ...

ПРОГРАММА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ ПМ.01 МЕХАНИЧЕСКАЯ КУЛИНАРНАЯ ОБРАБОТКА СЫРЬЯ И ПРИГОТОВЛЕНИЕ ПОЛУФАБРИКАТОВ программы производственного обучения - адаптированной образовательной программы для лиц с ограниченными возможностями здоровья: программы

ПРОГРАММА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯПМ.01  механическАЯ  кулинарнАЯ обработкА сырья и приготовлениЕ полуфабрикатов программы производственного обучения - адаптированной образовательной пр...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОП 08. Менеджмент основной профессиональной образовательной программы - программы подготовки специалистов среднего звена по специальности 08.02.04 «Водоснабжение и водоотведение»

Рабочая программа учебной дисциплины Менеджмент основной образовательной программы  - программы подготовки специалистов среднего звена по специальности 08.02.04 "Водоснабжение и водоотведени...