статья " Методы работы с детьми, имеющими сенсорные расстройства с целью качественного усвоения информации".
статья

Довгаль Надежда Владимировна

В данной статье представлены арт-терапевтические технологии в работе с детьми, имеющими сенсорные расстройства .

Скачать:


Предварительный просмотр:

Инновационные подходы в работе с сенсорными расстройствами с целью качественного усвоения информации.

 

Мозг человека активизируется через стимуляцию базовых органов -  зрения, слуха, обоняния, осязания, вестибулярных и других рецепторов. При некоторых заболеваниях, например, при ДЦП, нарушениях слуха и зрения, сенсорный поток нарушен и недостаточен. Такие обучающиеся  нуждаются в дополнительной сенсорной стимуляции.

  Когда я начинала учиться в институте, на одной из первых лекций мы знакомились с особенностями развития детей с различными сенсорными нарушениями.  Был задан вопрос,  как развивать  ребенка с теми или иными нарушениями. Ответы были разные. И самое главное,  на что обратили  преподаватели наше внимание - это работа с опорой на сохранные анализаторы. У слабослышащих детей -  делаем опору на зрение, у слабовидящих на слух.

Учеными выявлены способы получения информации и их результаты.

Способы получения информации и их результаты

C:\Users\105-4\Desktop\КВС №3 СЕНСОРНА ИНТЕГРАЦИЯ\RyyJQqcLrvk.jpg

Одним из самых сильных сенсорных стимуляторов является музыка.

МУЗЫКОТЕРАПИЯ

  • Музыкотерапия – это воздействие музыки на человека с терапевтическими целями.
  • Музыка способна изменить душевное и физическое состояние человека.  
  • Мелодии, доставляющие человеку радость, благотворно влияют на организм:
  • · замедляют пульс
  • · увеличивают силу сердечных сокращений,
  • · способствуют расширению сосудов,
  • · нормализуют артериальное давление
  • · стимулируют пищеварение

          · облегчают установление контакта между людьми

  • · повышают тонус коры головного мозга,
  • · улучшают обмен веществ,
  • · стимулируют дыхание и кровообращение
  • · усиливают внимание
  • Музыка действует избирательно, в зависимости
  •  от характера произведения.

Активная музыкотерапия – активное включение ребенка в музыкотерапевтический процесс.

Включает следующие виды:

вокалотерапия – пение (коррекция психоэмоционального состояния, лечебно-оздоровительное воздействие) – обучение основам нижнереберно-диафрагмального дыхания, при работе с заикающимися,  (хоровое пение)

кинезитерапия – танцетерапия, хореотерапия, коррекционная ритмика, психогимнастика (элементы психогимнастики можно включать во время проведения физминуток, на уроках физкультуры)

инструментальная музыкотерапия – игра на музыкальных инструментах

Интегративная музыкотериапия – интеграция физиологии, рефлексотерапии и музыкознания – синтез музыкального и зрительного восприятия:

музыкоцветотерапия  устанавливается (в сенсорных комнатах)

музыкоизотерапия – восприятие произведений изобразительного искусства под музыку или изображение музыки в рисунке.

На некоторых людей музыка влияет более остро, чем слово. Музыка Баха, Моцарта, Бетховена оказывает антистрессовое воздействие.

Громкая музыка с подчеркнутыми ритмами ударных инструментов вредна для слуха и для нервной системы. Она

 подавляет нервную систему

 увеличивает содержание адреналина в крови

Куклотерапия

Основана на идентификации с образом любимого героя (сказки, мультфильма, игрушки)

Технология проведения:

 с персонажем разыгрывается в лицах в «режиссерской игре» история;

 инсценирование рассказа должно захватить ребенка, вызывать в нем яркие положительные эмоции

Куклы бывают веревочные, ростовые, пальчиковые, куклы-марионетки. Много лет я работаю с куклами-марионетками.

 Одной из важных форм работы является работа с образами.  Например  на уроке можно предложить ребенку выступление от имени любимого героя.

 

При тактильной дисфункции подходят разные варианты сенсорных игр, цель которых: дать ребенку новые чувственные ощущения.

При низкой сенсорной чувствительности используем:

-массажные коврики, развиваем мелку моторику, работаем с материалами разной фактуры и плотности.

- постепенно знакомим детей с различными текстурами. Для этого в работе используем коробку с разнообразными материалами: шерсть, шелк, бархатная бумага и т.д.

Учимся тактильным ощущениям. Сделайте такую же коллекцию разнородных предметов, которые интересны и приятны на ощупь. Куски разной ткани: органза, шёлк, тафта, натуральный и искусственный мех, замша, лён. Природные объекты: кора различных деревьев, шишки, камешки с моря, веточки, перья, орехи. Рукотворные объекты: монеты, напёрстки, шарики, ювелирные изделия и бижутерия, мелкие детские игрушки. Также завяжите глаза и поиграйте в игру «Угадай предмет» со своими детьми или друзьями. Такие игры можно проводить на классных часах.

На уроках истории и географии можно применять Техники – скетчинг, тревел-скетчинг. Изображать схематично эмоции от полученной информации об исторических событиях или от воображаемых или реальных путешествий.

На уроках биологи химии   учимся чувствовать запахи.

Рассказывая о растениях, можно предложить поиграть в игру «Парфюмер» (лимонная цедра, апельсин, корица и т.д)

Рассказать, какие чувства вызывают эти запахи. Предварительно узнаем нет ли аллергии на определенные вещества.

    Кратковременную дисфункцию можно заметить, когда мы покупаем парфюмерию, понюхав несколько видов  какого- нибудь  парфюма, мы перестаем адекватно оценивать реальный запах.

 Так и в работе по развитию сенсорной интеграции необходима разумная дозировка.

Литература:

Арт-терапия. А.И. Копытин. – СПб, 2001.

Киселева М.В. Арт-терапия в работе с детьми. _СПб: Речь, 2008.

Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. СПб «Питер», 2008.



Предварительный просмотр:

Инновационные подходы в работе с сенсорными расстройствами с целью качественного усвоения информации.

 

Мозг человека активизируется через стимуляцию базовых органов -  зрения, слуха, обоняния, осязания, вестибулярных и других рецепторов. При некоторых заболеваниях, например, при ДЦП, нарушениях слуха и зрения, сенсорный поток нарушен и недостаточен. Такие обучающиеся  нуждаются в дополнительной сенсорной стимуляции.

  Когда я начинала учиться в институте, на одной из первых лекций мы знакомились с особенностями развития детей с различными сенсорными нарушениями.  Был задан вопрос,  как развивать  ребенка с теми или иными нарушениями. Ответы были разные. И самое главное,  на что обратили  преподаватели наше внимание - это работа с опорой на сохранные анализаторы. У слабослышащих детей -  делаем опору на зрение, у слабовидящих на слух.

Учеными выявлены способы получения информации и их результаты.

Способы получения информации и их результаты

C:\Users\105-4\Desktop\КВС №3 СЕНСОРНА ИНТЕГРАЦИЯ\RyyJQqcLrvk.jpg

Одним из самых сильных сенсорных стимуляторов является музыка.

МУЗЫКОТЕРАПИЯ

  • Музыкотерапия – это воздействие музыки на человека с терапевтическими целями.
  • Музыка способна изменить душевное и физическое состояние человека.  
  • Мелодии, доставляющие человеку радость, благотворно влияют на организм:
  • · замедляют пульс
  • · увеличивают силу сердечных сокращений,
  • · способствуют расширению сосудов,
  • · нормализуют артериальное давление
  • · стимулируют пищеварение

          · облегчают установление контакта между людьми

  • · повышают тонус коры головного мозга,
  • · улучшают обмен веществ,
  • · стимулируют дыхание и кровообращение
  • · усиливают внимание
  • Музыка действует избирательно, в зависимости
  •  от характера произведения.

Активная музыкотерапия – активное включение ребенка в музыкотерапевтический процесс.

Включает следующие виды:

вокалотерапия – пение (коррекция психоэмоционального состояния, лечебно-оздоровительное воздействие) – обучение основам нижнереберно-диафрагмального дыхания, при работе с заикающимися,  (хоровое пение)

кинезитерапия – танцетерапия, хореотерапия, коррекционная ритмика, психогимнастика (элементы психогимнастики можно включать во время проведения физминуток, на уроках физкультуры)

инструментальная музыкотерапия – игра на музыкальных инструментах

Интегративная музыкотериапия – интеграция физиологии, рефлексотерапии и музыкознания – синтез музыкального и зрительного восприятия:

музыкоцветотерапия  устанавливается (в сенсорных комнатах)

музыкоизотерапия – восприятие произведений изобразительного искусства под музыку или изображение музыки в рисунке.

На некоторых людей музыка влияет более остро, чем слово. Музыка Баха, Моцарта, Бетховена оказывает антистрессовое воздействие.

Громкая музыка с подчеркнутыми ритмами ударных инструментов вредна для слуха и для нервной системы. Она

 подавляет нервную систему

 увеличивает содержание адреналина в крови

Куклотерапия

Основана на идентификации с образом любимого героя (сказки, мультфильма, игрушки)

Технология проведения:

 с персонажем разыгрывается в лицах в «режиссерской игре» история;

 инсценирование рассказа должно захватить ребенка, вызывать в нем яркие положительные эмоции

Куклы бывают веревочные, ростовые, пальчиковые, куклы-марионетки. Много лет я работаю с куклами-марионетками.

 Одной из важных форм работы является работа с образами.  Например  на уроке можно предложить ребенку выступление от имени любимого героя.

 

При тактильной дисфункции подходят разные варианты сенсорных игр, цель которых: дать ребенку новые чувственные ощущения.

При низкой сенсорной чувствительности используем:

-массажные коврики, развиваем мелку моторику, работаем с материалами разной фактуры и плотности.

- постепенно знакомим детей с различными текстурами. Для этого в работе используем коробку с разнообразными материалами: шерсть, шелк, бархатная бумага и т.д.

Учимся тактильным ощущениям. Сделайте такую же коллекцию разнородных предметов, которые интересны и приятны на ощупь. Куски разной ткани: органза, шёлк, тафта, натуральный и искусственный мех, замша, лён. Природные объекты: кора различных деревьев, шишки, камешки с моря, веточки, перья, орехи. Рукотворные объекты: монеты, напёрстки, шарики, ювелирные изделия и бижутерия, мелкие детские игрушки. Также завяжите глаза и поиграйте в игру «Угадай предмет» со своими детьми или друзьями. Такие игры можно проводить на классных часах.

На уроках истории и географии можно применять Техники – скетчинг, тревел-скетчинг. Изображать схематично эмоции от полученной информации об исторических событиях или от воображаемых или реальных путешествий.

На уроках биологи химии   учимся чувствовать запахи.

Рассказывая о растениях, можно предложить поиграть в игру «Парфюмер» (лимонная цедра, апельсин, корица и т.д)

Рассказать, какие чувства вызывают эти запахи. Предварительно узнаем нет ли аллергии на определенные вещества.

    Кратковременную дисфункцию можно заметить, когда мы покупаем парфюмерию, понюхав несколько видов  какого- нибудь  парфюма, мы перестаем адекватно оценивать реальный запах.

 Так и в работе по развитию сенсорной интеграции необходима разумная дозировка.

Литература:

Арт-терапия. А.И. Копытин. – СПб, 2001.

Киселева М.В. Арт-терапия в работе с детьми. _СПб: Речь, 2008.

Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. СПб «Питер», 2008.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формы и методы работы с обучающимися, имеющими различные расстройства, нарушения.

Формы и методы работы с обучающимися, имеющими различные расстройства, нарушения....

Доклад на тему «Использование межпредметных связей с целью повышения эффективности логопедическиой работы с детьми, имеющими тяжёлые нарушения речи»

Доклад на тему «Использование межпредметных связей с целью повышения эффективности логопедическиой работы с детьми, имеющими тяжёлые нарушения речи»...

Презентация Здоровьесберегающие технологии в работе с детьми, имеющими речевые нарушения.

По мнению ВОЗ, здоровье - состояние социального и физического благополучия человека, а не только отсутствие болезней. Здоровьесберегающий процесс в дошкольном учреждении - это процесс воспитания и обу...

Рекомендации по работе с детьми, имеющими высокий уровень личностной тревожности

Рекомендации по работе с детьми, имеющими высокий уровень личностной тревожности...

Применение загадок в работе с детьми, имеющими нарушения речи

В данной статье представлен опыт применения авторских загадок на логопедических занятиях....

Применение фонопедической методики постановки голоса В.В. Емельянова на уроках вокала при работе с детьми, имеющими нарушения дыхательных путей (астма)

В разработке описаны приёмы постановки голоса в процессе распевки на уроке вокала у ребенка, имеющего нарушения дыхательных путей (аллергическая астма). Используется лечебная методика В. Емельянова....

Особенности работы с детьми, имеющими статус ОВЗ на уроках биологии

laquo;Особенности работы с детьми, имеющими статус ОВЗ на уроках биологии»...