Воспитание ответственности у младших школьников средствами физического воспитания
статья

В статье рассматривается проблема необходимости воспитания ответственности у младших школьников средствами физического воспитания. Анализируется деятельность учителей младших классов и физической культуры, связанная с  оздоровительной направленностью в образовательном и воспитательном процессе средствами физического воспитания.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ispravlennaya_statya_1.docx20.67 КБ

Предварительный просмотр:

Воспитание ответственности у младших школьников

средствами физического воспитания

Е.А. Хыдырова, Е.Б. Мареева г. Ленинск-Кузнецкий

Аннотация: 

         В статье рассматривается проблема необходимости воспитания ответственности у младших школьников средствами физического воспитания. Анализируется деятельность учителей младших классов и физической культуры, связанная с  оздоровительной направленностью в образовательном и воспитательном процессе средствами физического воспитания.

Ключевые слова: 

Средства физического воспитания, младший школьный возраст, психическое и физическое состояние здоровья, воспитание ответственности, физкультурно-оздоровительная работа.

         С каждым годом все острее поднимаются проблемы оздоровительной направленности образовательного и воспитательного процесса средствами физического воспитания. Поэтому проблема необходимости воспитания ответственности у младших школьников средствами физического воспитания не теряет своей актуальности.

В настоящее время большое значение имеет опыт воспитания жизненно необходимых качеств личности у младших школьников средствами физического воспитания. Одним из таких социально значимых качеств является ответственность младшего школьника за сохранение и укрепление своего здоровья, расширение знаний по физической культуре и приобретение физических качеств. Младший школьный возраст является важным в становлении личности человека, так как именно в этом возрасте закладывается основа нравственного поведения и начинается формирование общественной направленности личности [2]. Именно в это время начинают  активно развиваться интерес и привычки к занятиям физкультурой, а это - необходимое условие для успешных занятий физического воспитания младших  школьников.

В начальных классах школьников должны приучать к правильному двигательному режиму, к осознанию важного значения утренней гимнастики и гигиены, физической культуры, активного отдыха вне школы. Младшие школьники должны понимать, какая одежда и обувь нужны для занятий физическими упражнениями, они должны также следить за правильностью осанки, знать правила закаливания. Все это способствует не только физическому развитию и укреплению здоровья школьников, но и правильному отношению к своему здоровью и к здоровью других людей, и также содействует предотвращению  вредных для здоровья привычек. Привитие такого рода интереса и привычек очень важно [5].

Поэтому воспитание ответственности у младших школьников средствами физического воспитания – одна из составных частей целостного процесса воспитания ребенка. Ответственность проникает во все сферы жизни ребенка при выполнении им различных видов деятельности. Еще  В.О. Сухомлинский говорил о большом значении деятельности учителей, направленной на улучшение здоровья школьников, особенно учеников младших классов. В связи с этим перед учителем физической культуры в начальной школе возникает проблема организации этого процесса, а именно выбора средств физического воспитания. Перед учителем физической культуры ставится цель – с помощью средств физического воспитания осуществить процесс воспитания ответственности у младших школьников.

Школьная практика накопила богатый опыт воспитания ответственности у младших школьников учебными и внеклассными средствами. Менее изучена система воспитания этого качества средствами физического воспитания. На современном этапе развития педагогической науки имеются некоторые подходы к решению этой проблемы, но, в основном, применительно к среднему и старшему школьному возрасту, а проблема воспитания ответственности у младших школьников средствами физического воспитания, на наш взгляд, недостаточно изучена, и хочется обратить внимание именно на это [4].

Изучение современного опыта показывает, что воспитательный процесс протекает успешно в тех школах и в тех учебных классах, где проводится систематическая работа педагога по физическому воспитанию учащихся. В таких школах учителя физической культуры и учителя начальных классов объединяются для решения воспитательных задач, направленных на достижение поставленной цели.

На занятиях по физической культуре учителя воспитывают у младших школьников дисциплинированность, бережное отношение к спортивному инвентарю, отзывчивость, трудолюбие, то есть все необходимые качества, которые составляют основу ответственности как одного из ключевых качеств. Как правило, такая работа проводится в три этапа.

На первом этапе учитель формирует знания учащихся о здоровье, о необходимости его сохранения и укрепления для самого ребенка и для окружающих его людей, о гигиенических фактах, о физическом упражнении как основном средстве физического воспитания, об ответственности, которую может понести школьник, если не будет следить за состоянием своего здоровья.

На втором этапе осуществляется деятельность учителя, направленная на формирование устойчивого и положительного отношения младших школьников к средствам физического воспитания и ответственности, которую он проявляет, участвуя в физкультурно-оздоровительной работе, в то же время ребенок должен проявить отрицательное отношение к безответственным людям и поступкам, которые совершаются им самим или другими.

Работа на третьем этапе посвящена выработке важных навыков и привычек у детей. Для этого учеба в начальной школе организуется таким образом, что учащиеся постоянно накапливают опыт ответственного поведения на занятиях физической культурой. В работе с младшими школьниками используются специальные упражнения, направленные на выработку привычек приходить вовремя на занятия, слушать и выполнять требования учителя, используются на уроках игры, направленные на формирование соответствующих навыков.

Процесс воспитания ответственности у младших школьников  индивидуален, он зависит от особенностей психического, физического состояния здоровья младших школьников. Ведь физическое здоровье и психическое состояние ребенка взаимосвязаны, и младшим школьникам труднее всего приходится из-за своей низкой психической устойчивости, обусловленной возрастом. Учитель физической культуры с учётом психического и физического состояния здоровья младших школьников строит свою систему воспитания ответственности.

Изучение опыта работы учителей в младших классах показывает, что важную роль в воспитании ответственности у детей играет положительный пример других учеников. Примером могут служить дети, которые сознательно проявляют ответственность при осуществлении физкультурно-оздоровительной деятельности: заботятся о своем здоровье, закаляются, выполняют требования учителя, касающиеся их пребывания на воздухе, во время игры, участвуют в мероприятиях, направленных на оздоровление. Ставя их в пример другим учащимся, учитель стимулирует активность всех учеников в данном направлении.

Также большое значение в воспитании ответственности у младших школьников средствами физического воспитания имеет личный пример учителя, работающего с классом. Младшие школьники наблюдают за деятельностью учителя, анализируют его поступки с точки зрения проявленной им ответственности и оценивают их. Часто младшие школьники в поведении подражают своему учителю, копируя его действия и поступки. На этом основании учитель должен проявлять ответственность в полной мере.

Исследования ученых показывают, что не все учителя физической культуры и начальных классов, направляют свою деятельность на достижение поставленной цели. Если же такая деятельность осуществляется, то она, как правило, носит несистематический характер. Она строится на принципах строгого контроля и неизбежного наказания за безответственные поступки. Отсюда наблюдается безответственность младших школьников в отношении своего здоровья, участия в оздоровительных, школьных и внешкольных  мероприятиях и физической культуры в целом.

Создаваемая исследователями система воспитания ответственности у младших школьников средствами физической культуры (физического воспитания) призвана разрешить ряд проблем, связанных с реальным положением в области образования. Это позволит улучшить и воспитательную работу учителей начальных классов, и работу учителей физического воспитания в целом.

Таким образом, мы получаем почти наглядное представление о сложности и многогранности такого понятия как ответственность младшего школьника, мы попытались рассмотреть лишь небольшую часть опыта воспитания ответственности у младших школьников средствами физического воспитания, накопленного к настоящему времени. Несомненно, такой положительный опыт требует тщательного разностороннего изучения и выявления его с помощью путей разрешения данной проблемы.

Литература

1. Божович, Л.И. Общая характеристика детей младшего школьного возраста / Л.И. Божович - Очерки психологии детей (младший школьный возраст). 3-е изд. - М. : МПСИ ; Воронеж : МОДЭК, 2001.

2. Ильин, Б.С. Формирование личности школьника (целостный процесс)/ Б.С. Ильин - М.:Просвещение, 1984. - 134с

3. Люблинская, А.А. Учителю о психологии младшего школьника / А.А. Люблинская - М. 1977.- 224с.

4. Муздыбаев,  К. Психология ответственности / К. Муздыбаев - М.:Мысль, 1983. - 240с.

5. Педагогика: учеб. пособие. / под ред. В.А. Сластенина и др. М.: Изд. ЮРАЙТ, 2020. - 450с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование общих компетенций студентов медицинского колледжа по средствам физического воспитания

Направленность средств физического воспитания на формирование общих компетенций студентов медицинского колледжа...

Духовно-нравственное воспитание младших школьников средствами музыкального искусства

Духовно-нравственное воспитание младших школьников средствами музыкального искусства...

Научно - исследовательский доклад "Воспитание эмоциональной культуры младших школьников на уроках музыки посредством вокального–хорового искусства"

Воспитание эмоциональной культуры младших школьников на уроках музыки на лучших  образцах вокально - хорового искусства....

Игровые методы адаптивного физического воспитания для детей младшего школьного возраста

Статья посвящается влиянию игровых методов адаптивного физического воспитания для детй младшего школьного возраста...

Игровые технологии в содержании процесса воспитания младших школьников средствами музыки

В статье рассматриваются аспекты  процесса воспитания младших школьников средствами музыки  с включением игрового компонента...

Футбол - как средство физического воспитания.

Футбол - как средство физического воспитания....

Кроссфит - как универсальное средство физического воспитания занимающихся и шаг к здоровому образу жизни.

Современный этап развития образования отражает социально-культурную ситуацию, характеризующуюся множеством инновационных изменений в сфере образовательно-воспитательного процесса. В этих условиях, осо...