Презентация «Психологическое сопровождение детей с НОДА и их семей»
презентация к уроку

Манаенкова Марина Анатольевна

Презентация «Психологическое сопровождение детей с НОДА и их семей»

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon prezentatsiya.ppt988.5 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Психологическое сопровождение детей с НОДА и их семей» I .Психокоррекционная работа с семьей. II .Психокоррекционная работа с детьми с НОДА в условиях школы. III . Рекомендации педагогам в работе с детьми с НОДА. IV .Из опыта работы педагогов школы. М.А.Манаенкова педагог – психолог

Слайд 2

Нарушение функций ОДА дети с тяжелыми нарушениями; дети со средней степенью выраженности двигательных нарушений; дети с легкими двигательными нарушениями.

Слайд 3

Причины ДЦП Пренатальный период: инфекционные заболевания матери во время беременности; ушибы и травмы; несовместимость крови матери и плода по резус-фактору или групповой принадлежности; внутриутробная гипоксия или асфиксия плода и др. Интранатальный период: родовые травмы; кровоизлияния в мозг; асфиксия новорожденного и др.

Слайд 4

Двигательная система ПРОИЗВОЛЬНЫЕ ДВИЖЕНИЯ: интегрируются пирамидной системой; вырабатываются индивидуальные социально-бытовые и профессиональные двигательные навыки. НЕПРОИЗВОЛЬНЫЕ ДВИЖЕНИЯ: интегрируются пирамидной системой и мозжечком; регулирует непроизвольные движения; равновесие тела, координацию движений и мышечный тонус.

Слайд 5

Сущность нарушения при ДЦП ПРИ НОРМАЛЬНОМ РАЗВИТИИ наблюдается преемственность и стадийность; последовательность созревания мозговых систем, управляющих движением, определяет этапность в развитии движений; на смену одним элементарным двигательным формам приходят другие, более сложные и совершенные. У РЕБЁНКА С ДЦП врожденные безусловные рефлексы не угасают, что затрудняет и задерживает формирование произвольных двигательных актов; задержка формирования основных моторных функций.

Слайд 6

Структура двигательного дефекта при ДЦП Наличие параличей и парезов. Нарушение мышечного тонуса. Синкинезии. Насильственные движения. Недостаточное развитие цепных выпрямительных рефлексов. Несформированность реакций равновесия и координации движений.

Слайд 7

Особенности развития познавательной сферы Имеют потенциально сохранный интеллект от 25 до 35% детей с ДЦП. Задержка психического развития встречается примерно у 50% детей с ДЦП. Олигофрения имеет место у 25% детей с ДЦП. Не существует прямой зависимости между тяжестью двигательной патологии и степенью интеллектуальной недостаточности при ДЦП.

Слайд 8

Психические процессы при ДЦП: ВНИМАНИЕ Значимые трудности возникают при формировании произвольного внимания. Нарушается формирование избирательности, устойчивости, концентрации, переключения, распределения внимания. ВОСПРИЯТИЕ Имеет место своеобразное развитие зрительных и слуховых ориентировочных реакций. Перцептивные действия и образы восприятия формируются в более замедленном темпе. При всех видах ДЦП наблюдается нарушение пространственного восприятия.

Слайд 9

Психические процессы при ДЦП: ПАМЯТЬ Все недостатки восприятия у детей с ДЦП определяют недостатки образной памяти. Образ памяти отличается фрагментарностью, нечеткостью. МЫШЛЕНИЕ Наглядно-образное и словесно-логическое мышление начинает развиваться практически без фундамента наглядно-действенного мышления. Развитие словесно-логического мышления начинается с формирования обобщенного значения слов и развития словесного обобщения.

Слайд 10

Психические процессы при ДЦП: РЕЧЬ Патологическое состояние артикуляционного аппарата препятствует спонтанному развитию артикуляционной моторики. Частота речевых нарушений при ДЦП составляет от 70 до 80%. У 60 —70% детей с ДЦП отмечается дизартрия. Нарушение речевого развития может возникнуть в связи с неправильными условиями воспитания: социальное ограничение; гиперопека; завышенные требования.

Слайд 11

Особенности развития личности и эмоционально-волевой сферы задержка развития по типу психического инфантилизма; повышенная внушаемость; черты эгоцентризма; склонностью к резонерству; ранние проявления сексуальности; двигательная расторможенность; эмоциональная неустойчивость.

Слайд 12

Эмоционально-волевая сфера повышенная впечатлительность; расстройство сна; быстро становятся вялыми или раздражительными и плаксивыми.

Слайд 13

Уровни волевого развития 1. Общее снижение эмоционально-волевого тонуса, инфантилизм. 2. Уровень волевого развития высок, адекватная самооценка, способны на основе длительных волевых усилий мобилизовать компенсаторные силы организма и личности. 3. Эпизодически проявляется волевая активность, связанная с интересом, текущими оценками. Периоды волевого подъема сменяются снижением уровня волевой активности.

Слайд 14

Психокоррекционная работа с семьей

Слайд 15

Ситуация семьи СТАДИИ ПРИСПОСОБЛЕНИЯ ТИПЫ НЕПРАВИЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ стадия шока, агрессии и отрицания; стадия скорби; стадия адаптации. ТИПЫ НЕПРАВИЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ гипопротекция; эмоциональное отвержение; воспитание посредством лишения любви;

Слайд 16

Переживание семей: глубокое чувство вины; страх перед будущим; чувство собственной неполноценности; ощущение беспомощности; «внутренний» (психологический) и «внешний» (социальный) тупик.

Слайд 17

Уровни изменений в семье психологический; социальный; соматический.

Слайд 18

Кризисные периоды семьи рождение ребенка с признаками перинатального поражения ЦНС и установление диагноза ДЦП; решение вопроса о возможности, форме и программе школьного обучения; вступление ребенка в подростковый возраст; необходимость профессионального выбора.

Слайд 19

Направления работы с семьей гармонизация семейных взаимоотношений; установление правильных детско-родительских отношений; помощь в адекватной оценке возможностей ребенка; помощь в решении личных проблем, связанных с появлением аномального ребенка; обучение элементарным методам психологической коррекции; помощь в выборе профессии и места получения профессионального образования.

Слайд 20

Рекомендации педагогам по работе с детьми с НОДА Необходимо определить место обучающегося в классе так, чтобы он мог свободно стоять или выходить из-за парты. Пространство на столе должно быть достаточным для свободной манипуляции учебниками, учебными принадлежностями и т. д. Понаблюдав за учеником первое время, учитель должен понять, в какой позе ему удобнее выполнять письменные работы, как удобней отвечать: сидя или стоя. Необходимо варьировать объем и формы выполнения письменных работ, чтобы ребенок успевал за темпом работы класса, не переутомлялся, и была возможность для формирования учебных навыков. В течении занятия важно активизировать работу всех анализаторов (двигательного, зрительного, слухового). Дети должны слушать, смотреть, проговаривать. В процессе обучения и воспитания педагогу важно уделять внимание одобрению при неудачах, поощрение за малейший успех такого ребенка. Педагогу необходимо знать положительные черты характера, на которые можно будет опереться в процессе учебной деятельности, а также негативные, требующие особого внимания со стороны педагога. Необходимо воспитывать в ребенке с ДЦП полноценного члена общества, ничем не хуже остальных и относиться к нему соответствующе!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья: «Сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья V вида в условиях Центра для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»

Статья:«Сопровождение    детей с ограниченными возможностями здоровья V вида в условиях Центра для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»Воспитатель Антонова И.А.Практ...

Психологическое сопровождение семьи, воспитывающей ребёнка раннего возраста с ограниченными возможностями здоровья (из опыта работы)

Основные тезисы: необходимость оказания психологической поддержки семьям, воспитывающим ребенка с ОВЗ, или риском появления отклонений в развитии; понятие и сущность психологического сопровождения; сп...

Психологическое здоровье детей и подростков. Рекомендации педагога-психолога. Презентация.

Рекомендации педагога-психолога о сохранении психологического здоровья....

Комплекс профилактических занятий по психологическому сопровождению процесса социализации детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

Оказание психологической помощи воспитанникам в приобретении необходимых социальных компетенций для успешной социализации  в обществе....

Влияние стиля воспитания в семье на психологическое здоровье детей

Проблема психологического здоровья детей является одной из самых актуальных на сегодняшний день. Под давлением негативных воздействий современной жизни эмоциональная сфера ребенка подвергается серьезн...