Презентация «Психологическое сопровождение детей с НОДА и их семей»
презентация к уроку
Презентация «Психологическое сопровождение детей с НОДА и их семей»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
prezentatsiya.ppt | 988.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Нарушение функций ОДА дети с тяжелыми нарушениями; дети со средней степенью выраженности двигательных нарушений; дети с легкими двигательными нарушениями.
Причины ДЦП Пренатальный период: инфекционные заболевания матери во время беременности; ушибы и травмы; несовместимость крови матери и плода по резус-фактору или групповой принадлежности; внутриутробная гипоксия или асфиксия плода и др. Интранатальный период: родовые травмы; кровоизлияния в мозг; асфиксия новорожденного и др.
Двигательная система ПРОИЗВОЛЬНЫЕ ДВИЖЕНИЯ: интегрируются пирамидной системой; вырабатываются индивидуальные социально-бытовые и профессиональные двигательные навыки. НЕПРОИЗВОЛЬНЫЕ ДВИЖЕНИЯ: интегрируются пирамидной системой и мозжечком; регулирует непроизвольные движения; равновесие тела, координацию движений и мышечный тонус.
Сущность нарушения при ДЦП ПРИ НОРМАЛЬНОМ РАЗВИТИИ наблюдается преемственность и стадийность; последовательность созревания мозговых систем, управляющих движением, определяет этапность в развитии движений; на смену одним элементарным двигательным формам приходят другие, более сложные и совершенные. У РЕБЁНКА С ДЦП врожденные безусловные рефлексы не угасают, что затрудняет и задерживает формирование произвольных двигательных актов; задержка формирования основных моторных функций.
Структура двигательного дефекта при ДЦП Наличие параличей и парезов. Нарушение мышечного тонуса. Синкинезии. Насильственные движения. Недостаточное развитие цепных выпрямительных рефлексов. Несформированность реакций равновесия и координации движений.
Особенности развития познавательной сферы Имеют потенциально сохранный интеллект от 25 до 35% детей с ДЦП. Задержка психического развития встречается примерно у 50% детей с ДЦП. Олигофрения имеет место у 25% детей с ДЦП. Не существует прямой зависимости между тяжестью двигательной патологии и степенью интеллектуальной недостаточности при ДЦП.
Психические процессы при ДЦП: ВНИМАНИЕ Значимые трудности возникают при формировании произвольного внимания. Нарушается формирование избирательности, устойчивости, концентрации, переключения, распределения внимания. ВОСПРИЯТИЕ Имеет место своеобразное развитие зрительных и слуховых ориентировочных реакций. Перцептивные действия и образы восприятия формируются в более замедленном темпе. При всех видах ДЦП наблюдается нарушение пространственного восприятия.
Психические процессы при ДЦП: ПАМЯТЬ Все недостатки восприятия у детей с ДЦП определяют недостатки образной памяти. Образ памяти отличается фрагментарностью, нечеткостью. МЫШЛЕНИЕ Наглядно-образное и словесно-логическое мышление начинает развиваться практически без фундамента наглядно-действенного мышления. Развитие словесно-логического мышления начинается с формирования обобщенного значения слов и развития словесного обобщения.
Психические процессы при ДЦП: РЕЧЬ Патологическое состояние артикуляционного аппарата препятствует спонтанному развитию артикуляционной моторики. Частота речевых нарушений при ДЦП составляет от 70 до 80%. У 60 —70% детей с ДЦП отмечается дизартрия. Нарушение речевого развития может возникнуть в связи с неправильными условиями воспитания: социальное ограничение; гиперопека; завышенные требования.
Особенности развития личности и эмоционально-волевой сферы задержка развития по типу психического инфантилизма; повышенная внушаемость; черты эгоцентризма; склонностью к резонерству; ранние проявления сексуальности; двигательная расторможенность; эмоциональная неустойчивость.
Эмоционально-волевая сфера повышенная впечатлительность; расстройство сна; быстро становятся вялыми или раздражительными и плаксивыми.
Уровни волевого развития 1. Общее снижение эмоционально-волевого тонуса, инфантилизм. 2. Уровень волевого развития высок, адекватная самооценка, способны на основе длительных волевых усилий мобилизовать компенсаторные силы организма и личности. 3. Эпизодически проявляется волевая активность, связанная с интересом, текущими оценками. Периоды волевого подъема сменяются снижением уровня волевой активности.
Психокоррекционная работа с семьей
Ситуация семьи СТАДИИ ПРИСПОСОБЛЕНИЯ ТИПЫ НЕПРАВИЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ стадия шока, агрессии и отрицания; стадия скорби; стадия адаптации. ТИПЫ НЕПРАВИЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ гипопротекция; эмоциональное отвержение; воспитание посредством лишения любви;
Переживание семей: глубокое чувство вины; страх перед будущим; чувство собственной неполноценности; ощущение беспомощности; «внутренний» (психологический) и «внешний» (социальный) тупик.
Уровни изменений в семье психологический; социальный; соматический.
Кризисные периоды семьи рождение ребенка с признаками перинатального поражения ЦНС и установление диагноза ДЦП; решение вопроса о возможности, форме и программе школьного обучения; вступление ребенка в подростковый возраст; необходимость профессионального выбора.
Направления работы с семьей гармонизация семейных взаимоотношений; установление правильных детско-родительских отношений; помощь в адекватной оценке возможностей ребенка; помощь в решении личных проблем, связанных с появлением аномального ребенка; обучение элементарным методам психологической коррекции; помощь в выборе профессии и места получения профессионального образования.
Рекомендации педагогам по работе с детьми с НОДА Необходимо определить место обучающегося в классе так, чтобы он мог свободно стоять или выходить из-за парты. Пространство на столе должно быть достаточным для свободной манипуляции учебниками, учебными принадлежностями и т. д. Понаблюдав за учеником первое время, учитель должен понять, в какой позе ему удобнее выполнять письменные работы, как удобней отвечать: сидя или стоя. Необходимо варьировать объем и формы выполнения письменных работ, чтобы ребенок успевал за темпом работы класса, не переутомлялся, и была возможность для формирования учебных навыков. В течении занятия важно активизировать работу всех анализаторов (двигательного, зрительного, слухового). Дети должны слушать, смотреть, проговаривать. В процессе обучения и воспитания педагогу важно уделять внимание одобрению при неудачах, поощрение за малейший успех такого ребенка. Педагогу необходимо знать положительные черты характера, на которые можно будет опереться в процессе учебной деятельности, а также негативные, требующие особого внимания со стороны педагога. Необходимо воспитывать в ребенке с ДЦП полноценного члена общества, ничем не хуже остальных и относиться к нему соответствующе!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПРОГРАММА Социально-педагогическое сопровождение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в СПб ГБПОУ «Лицей сервиса и индустриальных технологий» «Преодоление социальной исключенности детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителе
СОДЕРЖАНИЕ Паспорт Программы 1. Пояснительная записка 2. Концептуальная ча...
ПРОГРАММА Социально-педагогическое сопровождение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в СПб ГБПОУ «Лицей сервиса и индустриальных технологий» «Преодоление социальной исключенности детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителе
СОДЕРЖАНИЕ Паспорт Программы 1. Пояснительная записка 2. Концептуальная ча...
Статья: «Сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья V вида в условиях Центра для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»
Статья:«Сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья V вида в условиях Центра для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»Воспитатель Антонова И.А.Практ...
Психологическое сопровождение семьи, воспитывающей ребёнка раннего возраста с ограниченными возможностями здоровья(из опыта работы)
Основные тезисы: необходимость оказания психологической поддержки семьям, воспитывающим ребенка с ОВЗ, или риском появления отклонений в развитии; понятие и сущность психологического сопровождения; сп...
Психологическое здоровье детей и подростков. Рекомендации педагога-психолога. Презентация.
Рекомендации педагога-психолога о сохранении психологического здоровья....
Комплекс профилактических занятий по психологическому сопровождению процесса социализации детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
Оказание психологической помощи воспитанникам в приобретении необходимых социальных компетенций для успешной социализации в обществе....
Влияние стиля воспитания в семье на психологическое здоровье детей
Проблема психологического здоровья детей является одной из самых актуальных на сегодняшний день. Под давлением негативных воздействий современной жизни эмоциональная сфера ребенка подвергается серьезн...