Статья на тему: Развитие сюжетно-ролевой игры детей младшей группы посредством использования атрибутов
статья

Сюжетные игры младших дошкольников носят подражательный характер, поэтому в этот период развития игры для ребенка важна атрибутика (предметы и игрушки). Ребенку нужны все виды игрушек: сюжетно – образные (куклы, фигурки животных), предметы игрового обихода (кукольная посуда, мебель и т. д)
                Постепенно сюжетная игра усложняется, у детей появляется потребность использовать в играх кроме игрушек предметы-заместители, атрибуты одежды (халат и шапочка врача, бескозырка матроса, фуражка и жезл милиционера). По побуждению воспитателя использовать развертывание игры в определенном игровом уголке (парикмахерская, кабинет врача).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл staatya.docx41.61 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство образования, науки и молодежной политики

Нижегородской области

ГБПОУ «Дзержинский педагогический колледж»

Развитие сюжетно-ролевой игры детей младшей группы посредством использования атрибутов

Статья

Выполнила:

Дорогина Алина

Студентка группы ДО-4Б

Дзержинск- 2021г.

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ

ИСПОЛЬЗОВАНИЯ АТРИБУТОВ ДЛЯ РАЗВИТИЯ СЮЖЕТНО-

РОЛЕВЫХ ИГР КАК СРЕДСТВА СТИМУЛИРОВАНИЯ

САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ

МЛАДШЕЙ ГРУППЫ ………………………………………………………

        1.1Сюжетно-ролевые игры. Руководство сюжетно-ролевой игрой в

        младшем дошкольном возрасте…………………………...…………

        1.2 Условия развития сюжетно-ролевых игр в ДОУ ………………

        1.3 Атрибуты для сюжетно-ролевых игр как средство

        стимулирования самостоятельной игровой деятельности детей

        младшей группы……………………………………………………

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………….………………………………………...

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………....

                                                               ВВЕДЕНИЕ

        Чтобы понять детей и найти подход к ним, взрослому человеку необходимо взглянуть на ребенка с точки зрения развития. Не следует относиться к детям как к маленьким взрослым. В отличие от взрослых, для которых естественной средой общения является язык, естественной средой общения для ребенка является игра. Для развития ребенка важно развивать игровую деятельность, поскольку это позволит достичь формирование социально-нормативных возрастных характеристик. В целевых ориентирах Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования ( далее ФГОС ДО) определено, что ребенок овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности - игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности, конструировании и др.; способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности; ребенок активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх. ФГОС ДО предполагает, что к концу дошкольного возраста ребенок владеет разными формами и видами игры, различает условную и реальную ситуации, умеет подчиняться разным правилам и социальным нормам.
        Игра - основной вид деятельности детей. Большую часть своего времени они проводят в играх. Психологи считают, что игра является процессуальным видом деятельности, в которой ребенок создает воображаемую ситуацию.
         Еще одно исключительно важное преимущество игровой деятельности составляет внутренний характер ее мотивации, что также способствует развитию творческих возможностей детей. Дети играют потому, что им нравится сам игровой процесс. Педагоги, которые четко уяснили для себя ценность игры с точки зрения развития у детей творческого мышления, могут использовать естественную потребность детей играть и связанный с этим высокий уровень мотивации для постепенного вовлечения детей в более сложные и творческие формы игровой активности.
        Сюжетно-ролевая игра — это деятельность ребенка, в которой он в воображаемых игровых условиях воспроизводит жизнь взрослых людей. Она воссоздает самые оптимальные условия для развития важнейших сфер психологической жизни ребёнка, поэтому она является преимущественно эффективным способом формирования волевого и произвольного поведения детей дошкольного возраста. В игре дети учатся общаться, уступать, согласовывать действия с другими детьми, учатся жить в коллективе. Тем самым развивают коммуникативные качества, которые важны во взрослой жизни. Такой игре свойственна яркость эмоций и энтузиазм детей, проявление творческих способностей детей, энергичность и самостоятельность
        Необходимо отметить, что плодотворное усвоение общественного опыта происходит только при условии собственной активности ребенка в процессе его деятельности. Оказывается, если воспитатель не учитывает активный характер приобретения опыта, самые совершенные на первый взгляд методические приемы обучения в игре и управления игрой не достигают своей практической цели.
        Виднейший русский педагог XIX века К.Д. Ушинский рассматривал игру ребенка как его действительность с действиями и переживаниями. Он подчеркивал, что эта действительность более интересна ребенку, чем окружающая его жизнь потому, что она ему более понятна.
        Сюжетные игры младших дошкольников носят подражательный характер, поэтому в этот период развития игры для ребенка важна атрибутика (предметы и игрушки). Ребенку нужны все виды игрушек: сюжетно – образные (куклы, фигурки животных), предметы игрового обихода (кукольная посуда, мебель и т. д)
        Постепенно сюжетная игра усложняется, у детей появляется потребность использовать в играх кроме игрушек предметы-заместители, атрибуты одежды (халат и шапочка врача, бескозырка матроса, фуражка и жезл милиционера). По побуждению воспитателя использовать развертывание игры в определенном игровом уголке (парикмахерская, кабинет врача
        Предметно-развивающая среда представляет собой систему материальных объектов деятельности ребенка, функционально моделирующих содержание его духовного и физического развития. Понятие «предметно-игровая среда» рассматривается в педагогике как более узкая характеристика среды, как фактор, стимулирующий, направляющий, развивающий деятельность ребенка. Игра оказывает на развитие личности ребенка таких качеств как самостоятельность, активность, наблюдательность.
        Вопросами создания и организации предметно-игровой среды занимались Р.И. Жуковская, Д.В. Менджерицкая, С.Л. Новоселова, Д.Б. Эльконин, А.П. Усова и другие. Предметно-игровая среда должна гибко изменяться в зависимости от содержания знаний, полученных детьми, от игровых интересов детей и уровня развития их игры; способствовать, с одной стороны, закреплению полученных ребенком впечатлений при ознакомлении с окружающеми в обучающих играх, а с другой стороны - развитию его самостоятельности и творчества в поиске разных способов воспроизведения действительности. В связи с этим педагог меняет предметно-игровую среду в зависимости от практического и игрового опыта детей за счет атрибутов. Т.С. Комарова отмечает, что в игре дети принимают на себя роли, поэтому для выразительного их выполнения нужны элементы костюмов: юбки, жилеты, пелерины, украшения, головные уборы и др.; разнообразные ролевые атрибуты: руль, бинокль, сумки и т.д.; чтобы появились ролевые высказывания, обращенные к реальному и воображаемому собеседнику, в игровом уголке появляется игрушечный телефон. Такая игровая обстановка, побуждает детей к разговорам с собеседником, дает возможность сосредоточиться, а некоторым преодолеть стеснительность. С точки зрения ученых Р.И. Жуковской, Д.В. Менджерицкой, С.Л. Новоселовой, Д.Б. Эльконина, предметно-игровая среда должна соответствовать возрастным особенностям развития ребенка, быть средством формирования положительных черт его личности; учитывать качественные преобразования игровой деятельности детей в зависимости от их возраста, объективно через свое содержание и свойства создавать условия для творческой деятельности каждого ребенка.
        Игра развивается тогда, когда у детей есть яркие конкретные представления. Но необходима ещё заинтересованность детей, игра должна затрагивать эмоции.
        Цель работы: теоретическое обоснование и практическая проверка условий эффективности использования атрибутов для развития сюжетно-ролевой игры детей младшей группы

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ АТРИБУТОВ ДЛЯ РАЗВИТИЯ СЮЖЕТНО-РОЛЕВЫХ ИГР КАК СРЕДСТВА СТИМУЛИРОВАНИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ  ДЕТЕЙ МЛАДШЕЙ ГРУППЫ

1.1Сюжетно-ролевые игры. Руководство сюжетно-ролевой игрой в младшем дошкольном возрасте

        Игра, важнейший вид деятельности, наряду с учением и трудом, которое сопровождает человека на протяжении всей его жизни. Прежде всего, необходимо определить сущность определений «игра» и «игровая деятельность». Согласно общему определению игры, игра представляет собой «вид непродуктивной деятельности, мотив которой заключается не в ее результатах, а в самом процессе»

        Игра занимает центральное место в жизни дошкольника, являясь преобладающим видом его самостоятельной деятельности. Ее привлекательность объясняется тем, что в игре ребенок испытывает внутреннее ощущение свободы. Но, кроме этого, сюжетная игра имеет большое значение для психологического развития ребенка. В игре развивается способность к воображению, образному мышлению. Игра имеет значение не только для умственного развития ребенка, но и для развития его личности, принимая на себя различные роли, воссоздавая поступки людей, ребенок проникается их чувствами, целями, сопереживает им.

        Большое значение оказывает игра и на развитие у детей способности взаимодействовать с другими людьми: воспроизводя в игре взаимодействия взрослых, ребенок осваивает правила этого взаимодействия, во-вторых, в совместной игре со сверстниками он приобретает опыт взаимопонимания, учится согласовывать свои действия с другими детьми.

        В отечественной науке сформировалось множество теорий игры и игровой деятельности. Т. П. Авдулова, которая определяет игру как подготовку ребенка к серьезной деятельности, с благодаря свободному упражнению в совершенствовании своих способностей. В дальнейшем – в старшем возрасте, к данной функции игры Т. П. Авдулова добавляет дополнительные функции - «дополнение к жизненной действительности» и «отдых»

        Для того чтобы игра, возникнув, перешла на более высокий этап развития, необходимо ее грамотно организовать. Воспитатель должен знать особенности организации игры в детском коллективе. Это требует большого искусства, профессионального мастерства и любви к детям, основанного на знании педагогики и психологии игры. Термин «руководство игрой» обозначает в педагогической литературе по дошкольному воспитанию совокупность методов и приемов, направленных на организацию конкретных игр детей и овладение ими игровыми умениями. Руководство сюжетно – ролевыми играми детей дошкольного возраста предполагает, что педагог влияет на расширение тематики этих игр, обогащает содержание, способствует овладению детьми ролевым поведением.

        При руководстве сюжетно-ролевыми играми перед воспитателями стоят задачи:

- развитие игры как деятельности;

- расширение тематики детских игр, углублении их содержания;

- приобретение положительного социального опыта;        

- использование игры в целях воспитания детского коллектива и отдельных детей;

- развитие всех сторон личности: движений, всех психических процессов (мышления, воображения, памяти, речи), качеств личности и черт характера, усиление и дальнейшее развитие эмоциональных и волевых проявлений ребёнка;

- подготовка ребёнка – дошкольника к жизни в социуме, социализация его личности.

        Руководство игрой направлено на поэтапное её формирование, с учётом тех факторов, которые обеспечивают своевременное развитие игровой деятельности на всех возрастных ступенях дошкольного детства.

        К трем годам у детей складывается условное предметное действие, посредством которого ребенок развертывает самостоятельную игру. Действие с предметами «понарошку» подготавливает возможность понимания ребенком того, что он и сам в игре может быть кем-то иным — «понарошку» мамой, доктором и т. п. Трехлетний ребенок становится способен овладеть ролью — более сложным смысловым и структурным «узлом» игры.

        В подходе к руководству игрой, основное внимание необходимо уделять содержанию ролей. Чем сложнее роль по своему социальному содержанию, чем больше должны знать о ней дети, и тем более развита игра (например, младшие дети должны отображать в игре содержание ролей «мамы», «папы», «продавца», старшие — «космонавта»,«строителя», «учителя» и т. п.).

        Роль воспитателя в руководстве сюжетно-ролевыми играми детей дошкольного возраста зависит от возраста детей, и на каждом этапе становления игры присущи свои задачи.

В младшей группе:

- обогащение игрового опыта детей через совместные с взрослым;

- формирование и развитие игровых действий, простейшего игрового взаимодействия, понимания условности игровой ситуации.

        Одним из основных приемов руководства играми детей младшего возраста является участие воспитателя в их играх. Совместная игра с воспитателем способствует большой целенаправленности и содержательности действий детей. Воспитатель может принимать участие в играх, беря на себя ту или иную роль: мамы, врача, учительницы, шофера и др. Это дает возможность объединить нескольких детей для совместной игры. А роль, которую воспитатель берет на себя, служит примером для подражания. Ролевое участие воспитателя в играх малышей может быть направлено также на обогащение замысла и игровых действий отдельных детей: воспитатель разговаривает с детьми, показывает им действия с теми или иными игрушками.

        По мере обогащения игры игровыми действиями, возникновения сюжета дети начинают словом обозначать свою роль. Этому должны помогать вопросы воспитателя, обращение к ребенку как персонажу.

        Прежде всего, ребенку нужно уметь принять на себя игровую роль (понимать, что сейчас в игре он не Егор, а «шофер») и обозначить ее для партнера (чтобы и партнер понимал, что он сейчас имеет дело не с Егором, а «шофером» автобуса), чтобы полноценно овладеть игровой ролью, ребенку необходимо не только уметь осуществлять специфичные для роли условные предметные действия, но и уметь говорить с партнером как носителем другой игровой роли (как «доктор» с «пациентом», а не как Владик с Ириной), т. е. уметь развертывать специфическое ролевое взаимодействие — ролевой диалог.

        Очень важным является научить детей принимать на себя роль в игре, с этой целью многократно с детьми необходимо организовывать игровую среду, создавать такую игровую ситуацию, в процессе которой дети будут учится реагировать на действия и речь носителей разных ролей, связанных по смыслу с его ролью (например, доктор должен одним образом взаимодействовать и разговаривать с пациентом, иначе — с медсестрой и т. п.), т. е. уметь изменять в ходе игры ролевое поведение в зависимости от того, каковы роли партнеров (например, побыв «пациентом», стать при необходимости «медсестрой», затем «главным врачом» и т. п.). Это очень важно, поскольку сюжет игры всегда динамичен, развивается в ее процессе, и у детей возникает необходимость включать в него новые роли (а желание и возможность включать в игру новых участников есть не всегда).

        Все эти умения формируются постепенно. Для детей 4-го года жизни достаточно уметь принимать и обозначать игровую роль, реализовывать специфические ролевые действия, направленные на партнера-игрушку, развертывать парное ролевое взаимодействие, элементарный ролевой диалог с партнером-сверстником.

        Строя совместную игру с детьми, постепенно необходимо ее усложнять, в следующей последовательности: первоначально взрослый берет на себя основную роль и втягивает ребенка в совместную игру, предлагая ему дополнительную роль. В дальнейшем воспитатель подключается к игре ребенка, беря на себя уже дополнительную роль, а затем уступает ее другому ребенку, т. е. ориентирую детей друг на друга, требующей ролевого взаимодействия.

        В самостоятельной игре ребенок обычно берет на себя более привлекательную основную роль (доктора, мамы), а действия его пока направлены на партнера-игрушку. Здесь следует внимательно наблюдать за игрой детей; когда цепочка ролевых действий осуществлена ребенком, можно связать для него эти действия с называнием роли: «Ты как мама покормила дочку?», «Ты доктор? Лечил больного мишку?» и т. п. Это важно для дальнейшего осознанного принятия ребенком игровой роли, самостоятельного ее называния. Если в «дочки-матери» любят играть девочки, то с машинками – мальчики. В процессе таких игр происходит гендерное воспитание детей. Во время принятия игровых ролей противоположного пола мальчики учатся уступать девочкам, а девочки быть заботливыми «хорошими хозяйками».

1.2 Условия развития сюжетно-ролевых игр в ДОУ

        Организация сюжетно-ролевой игры для всестороннего развития ребенка требует систематического, умелого влияния на нее, поэтому воспитателю очень важно правильно её организовать, не нарушая детского творчества.

        Дошкольное детство - от 3 до 6-7 лет - совершенно особенный период развития ребёнка. Именно в этом возрасте возникает внутренняя психическая жизнь и внутренняя регуляция поведении.

        Внутренняя жизнь проявляется в воображении ребёнка, в произвольном поведении, в общении со взрослыми и сверстниками. Все эти важнейшие качества и способности зарождаются и развиваются не в разговорах со взрослым и не на занятиях со специалистами, а в сюжетно-ролевой игре. Это такая игра, в которой дети берут на себя роли взрослых людей, и в специально создаваемых ими игровых, воображаемых условиях воспроизводят (или моделируют) деятельность взрослых и отношения между ними.

        В сюжетно-ролевой игре наиболее интенсивно формируются все психические качества и особенности личности ребёнка. Сюжетно-ролевая деятельность влияет на формирование произвольности поведения и всех психических процессов - от элементарных до самых сложных. Выполняя игровую роль, ребёнок подчиняет этой задаче все свои сиюминутные, импульсивные действия. В условиях сюжетно-ролевой игры дети лучше сосредотачиваются и больше запоминают, чем по прямому заданию взрослого. Сознательная цель - сосредоточиться, запомнить что-то, сдержать импульсивное движение - раньше и легче всего выделяется ребёнком в игре. Сюжетно-ролевые игры оказывают сильное влияние на умственное развитие детей в младшей группе.

        Действуя с предметами-заместителями, ребёнок начинает оперировать в мыслимом, условном пространстве. Предмет-заместитель становится опорой для мышления. Постепенно игровые действия сокращаются, и ребёнок начинает действовать во внутреннем, умственном плане.

         Таким образом, сюжетно-ролевые игры способствуют тому, что ребёнок переходит к мышлению в плане образов и представлений. Кроме того, в сюжетно-ролевой игре, выполняя различные роли, ребёнок становится на разные точки зрения, и начинает видеть предмет с разных сторон.  Это способствует развитию важнейшей мыслительной способности человека, позволяющей представить другой взгляд и другую точку зрения. Ролевая игра имеет решающее значение для развития воображения. Игровые действия происходят в воображаемой ситуации; реальные предметы используются в качестве других, воображаемых; ребёнок берёт на себя роли воображаемых персонажей.

        Воспитателям необходимо помнить, что игра, как и любая деятельность, имеет свою структуру:

1. Выбор игры. Определяется конкретной воспитательной задачей.

2. Педагогическая разработка плана игры. При разработке игры воспитателю необходимо стремиться к максимальному насыщению её игровым содержанием, способным увлечь ребенка. Это, с одной стороны. С другой стороны, важно определить предполагаемые роли и средства игровой организации которые бы способствовали выполнению намеченных воспитательных задач.

3. Ознакомление детей с планом игры и совместная его доработка. Воспитатель должен стремиться так вести беседу, чтобы как можно больше привлекать детей к обсуждению плана игры, к разработке содержания ролевых действий.

4. Создание воображаемой ситуации. Дошкольники всегда начинают сюжетно – ролевые игры с наделения окружающих предметов переносными значениями: стулья – поезд, кустарники – граница, бревно – корабль и т.п. Создания воображаемой ситуации – важнейшая основа начала творческой сюжетно – ролевой игры.

5. Распределение ролей. Педагог должен, стремится удовлетворять игровые потребности детей, то есть каждому дает желаемую роль, предлагает очередность разыгрывания ролей разной степени активности, ищет возможности для утверждения положения ребенка в коллективе через игровую роль.

6. Начало игры. Чтобы вызвать у детей положительное восприятие игры можно использовать некоторые методические приемы, например, подготовить группу детей к разыгрыванию игрового эпизода. Другим  методическим приемом может быть такой: в начале игры главные роли распределяют между активными детьми с хорошо развитым творческим воображением. Это позволяет задать тон, показать ребятам образец интересного ролевого поведения.

 7. Сохранение игровой ситуации.         

        Существует некоторое условие сохранения у детей стойкого интереса к игре:

а) взрослый обязан задавать тон в обращении с играющими детьми, употребляя условную игровую терминологию (в военизированных играх – четкость и лаконизм команд, требовать ответное: «есть товарищ командир!» рапорт о выполненном поручении);

б) педагог должен стараться обыгрывать любое дело детского коллектива;

в) все меры педагогического воздействия на детей – требования, поощрение, наказания - педагог должен осуществлять в игровом ключе не разрушая игровой ситуации;

г) в ходе сюжетно - ролевой игры целесообразно включать развернутые творческие игры или игры на местности с идентичными сюжетами;

д) в процессе игры воспитатель может организовать коллективное соревнование между небольшими группами играющего коллектива.

8. Завершение игры. Разрабатывая план игры, педагог заранее намечает предполагаемую концовку. Необходимо позаботиться о таком окончании, игры которое вызвало бы у детей желание сохранить в жизни коллектива все лучшее, что принесла с собой игра.

        Практика действия в воображаемом пространстве способствует тому, что дети приобретают способность к творческому воображению. Общение дошкольника со сверстниками разворачивается главным образом также в процессе совместной игры. Играя вместе, дети начинают учитывать желания и действия другого ребёнка, отстаивать свою точку зрения, строить и реализовывать совместные планы. Поэтому сюжетно-ролевая игра оказывает огромное влияние на развитие общения детей в этот период. Огромное значение сюжетно-ролевой игры для развития всех психики и личности ребёнка даёт основание считать, что именно эта деятельность является в дошкольном возрасте ведущей.

1.3 Атрибуты для сюжетно-ролевых игр как средство стимулирования самостоятельной  игровой деятельности детей младшей группы

        Неизменными спутниками детских игр являются игрушки и другой игровой материал, поэтому при планировании сюжетно-ролевой игры нужно не только определить цель и разработать игровые действия, но и составить список оборудования для создания предметно-игровой среды.

        Атрибуты для сюжетно-ролевых - это средства материальных объектов деятельности ребенка, функционально моделирующая содержание его духовного и физического развития.

        В группах обязательно должны быть всевозможные атрибуты для сюжетно-ролевых игр разного характера, иллюстративный материал для бесед, книги о профессиях, предметы, изготовленные для игры детьми совместно со взрослыми. Предметно-игровая среда должна быть организована так, чтобы дети могли участвовать во всем многообразии игр: сюжетно-ролевых, строительно-конструктивных, режиссерских, театральных, народных, хороводных и др. Это позволяет предоставить детям возможность самостоятельно находить новые повороты сюжета и игрового взаимодействия. Детей также надо привлекать к посильному участию в оснащении игровой среды. Например, совместно изготовить атрибуты для игр.

        Атрибуты должны быть развивающимися, т.е. они должны функционально моделировать развитие игры и ребенка через игру.

        Развивающая предметно-пространственная среда дошкольной образовательной организации – одно из основных средств, формирующих личность ребенка, источник получения знаний и социального опыта. Именно в дошкольном возрасте закладываются фундамент начальных знаний об окружающем мире, культура взаимоотношений ребенка со взрослыми и сверстниками. Созданная в детском саду предметно-пространственная среда влияет на развитие ребенка, способствует его всестороннему развитию и обеспечивает его психическое и эмоциональное благополучие [8].

        Развивающая предметно-игровая среда отвечает также и принципу системности, который представлен самостоятельностью ее отдельных элементов между собой и с другими предметами, составляющими целостность предметно-развивающей среды.

        Игрушка – обязательный спутник детских игр. Она отвечает потребности ребенка в активной деятельности, в разнообразных движениях, помогает осуществить свой замысел, войти в роль, делает его действия реальными. Нередко игрушка подсказывает идею игры, напоминает об увиденном или прочитанном, влияет на воображение и чувства ребенка.

        В работе Е.А. Флериной предлагается разделение атрибутов с точки зрения их соответствия настоящим, реальным предметам на следующие категории:

-  реалистические игрушки (точные копии настоящих предметов);

- прототипические игрушки (имитирующие реальные предметы особым образом — через яркое обозначение и даже преувеличение основных деталей, связанных со специфическими функциями этого предмета, и игнорирование его второстепенных деталей;

- полифункциональные предметы, не имеющие строгого функционального назначения (палочки, кубики), которые могут выступать как заместители разных реальных предметов.

        Игры и игрушки взаимосвязаны между собой. Игрушка может вызвать к жизни игру, а игра, развиваясь, требует все новых и новых игрушек. Игрушка в познавательном отношении выступает для ребенка в качестве своеобразного обобщенного эталона окружающей материальной действительности. Игрушки могут быть самыми разнообразными по теме и художественному содержанию, но все они должны отвечать определенным педагогическим требованиям. Главнейшие из этих требований относятся к возрастной адресованности и соответствию игрушек разным видам игр. В каждом возрасте ребенку нужны различные по своей тематике и назначению игрушки: сюжетные, технические, игрушки-орудия труда, игрушки-забавы, театральные, музыкальные, спортивные. Для развития активности и самостоятельности необходимы игрушки, которые позволяют ярко выделить специфические функции настоящих предметов, важен масштаб игрушек, их соответствие размерам руки ребенка (для таких игрушек, как ложка, тарелка, утюг, телефон и т.п.), его росту (кукольная мебель, машины, коляски и т.п.), игрушки-партнеры (куклы, мишки).

        Наряду с игрушками в игру включаются разнообразные вещи, при этом им придается воображаемое, игровое значение.

        В сюжетно-ролевой игре дети вступают в реальные организационные отношения (договариваются о сюжете игры, распределяют роли и т. п.). В то же время между ними одновременно устанавливаются сложные ролевые отношения (например, мамы и дочки, капитана и матроса, врача и пациента и т. п.

        Отличительной особенностью игровой воображаемой ситуации является то, что ребенок начинает действовать в мысленной, а не видимой ситуации: действие определяется мыслью, а не вещью. Однако мысль в игре еще нуждается в опоре, поэтому часто одна вещь заменяется другой (палочка заменяет ложку), которая позволяет осуществить требуемое по смыслу действие.

        Перед каждым воспитателем детского сада и родителями стоит задача – создать дружный организованный коллектив, научить детей играть. Необходимо создать условия для игровой деятельности в группе и дома. Игровую базу: игрушки, пособия, атрибуты, предметы – заместители. А также бросовый материал, который используется детьми во время игр. Существует множество идей, как разнообразить детские игры при помощи различных атрибутов и вариантов оформления. Предметы и игрушки-заменители для сюжетно-ролевой игры легко изготовить своими руками, в том числе из бросового материала. К пополнению материальной базы игрового уголка следует привлекать воспитанников и родителей. Для дошкольников игра является ведущей деятельностью, в которой проходит его психическое развитие, формируется личность в целом.

        Дети в возрасте 2-4 лет не умеют играть самостоятельно. Не стоит говорить и о совместной игре. Обычно без особой задачи возят машину, не находя ей большего применения, быстро ее бросают, требуют новую игрушку. Самостоятельность в игре формируется постепенно, когда в процессе общения с взрослыми, со старшими детьми, с ровесниками. Это происходит от участия, организации жизни детей в игре.

        Именно от этого возникает самостоятельность. Ждать, пока они сами начнут играть самостоятельно - значит заведомо тормозить развитие детской личности. Подбор игрушек по возрасту важное педагогическое условие, благодаря ему проявляется начало развития игры детей. Она - материальная опора, центр игры. Она подталкивает к теме игры, заводит новые связи, побуждает желание действовать с ней, обогащает чувственный опыт .

        В таблице 1 представим примерный перечень атрибутов для различных сюжетно-ролевых игр.

Таблица 1 - Атрибуты для сюжетно-ролевых игр

Примерный сюжет

Атрибуты

«Кондитерская фабрика»

Станок, Миски, Форма, Шоколадки, обертки

«Парикмахерская»

Флаконы, расческа, ножницы

«Магазин» (кондитерский, хлебный, молочный)

Киоск, касса, деньги, продукты, форма

«Больница с разными отделениями»

Форма, инструменты врача, аптечка, бланк регистратуры, стол, таблички отделений

«Аптека»

Лекарства, табличка аптеки, форма, бланк с лекарствами, лекарства, деньги, касса

«Строители»

Инструменты, форма, каски

«Библиотека».

Книги, стол, табличка библиотеки, бланк читателя

«Цирк»

Костюмы клоунов и артистов цирка

«Пограничники»

Форма, жезл, бланк проверки, Металлоискатель

«Мы – художники»

Мольберт, кисти, картины, форма

«Зоолечебница»

Форма, корма, игрушки животных, поводки, загоны

«Рыболовецкое судно»

Форма, рыба, сеть, удочки

«Почта»

Форма, сумка, письма, бланк

«Ателье»

Лекала, ткани, нарисованные предметы (ножницы, булавки), швейная машинка, журналы

«Космическое путешествие»

Форма, ракета, рации, спутник, стол и установка помощников

«Аэропорт»

Форма, жезлы, самолет, сундук

«Газетный киоск»

Форма, газеты, афиши, журналы, касса, деньги

«Кулинария»

Форма, посуда, продукты

«Дискотека»

Различная яркая одежда, дискошар, магнитофон, микрофон

школа

Форма, принадлежности, доска, глобус

«Уличное движение»

Форма, жезл, табличка такси, светофор, пешеходный переход, рули

«В театре – премьера»

Номерки, форма, афиша,

        Необходимо создать условия для игры - предметно-пространственную игровую среду с учётом индивидуальных и возрастных особенностей дошкольников.

        Атрибуты для сюжетно-ролевых игр должны быть красочными и эстетическими.

        Таким образом, планируя работу по руководству сюжетно-ролевыми играми детей, педагогу необходимо предусматривать обогащение содержания игры, расширение игрового опыта, а также разнообразить тематику сюжетно-ролевых игр в течение всего учебного года.

Заключение

        Игре отводится центральное место в жизни дошкольника, выступая преобладающим видом его самостоятельной деятельности. Сюжетно-ролевая игра обладает большим значением для психологического развития дошкольника. В игре у детей развиваются способности взаимодействовать с другими людьми: воспроизводя в игре взаимодействия взрослых, ребенок осваивает правила этого взаимодействия, во-вторых, в совместной игре со сверстниками он приобретает опыт взаимопонимания, учится согласовывать свои действия с другими детьми.

        Организация сюжетно-ролевой игры для всестороннего развития ребенка требует систематического, умелого влияния на нее, поэтому воспитателю необходимо правильно её организовать, не нарушая детского творчества.

        Сюжетно-ролевая игра, как и любая деятельность, обладает своей структурой: выбор игры, разработка плана игры, создание воображаемой ситуации, распределение ролей, начало игры, сохранение игровой ситуации.

        Атрибуты для сюжетно-ролевых - это средства материальных объектов деятельности ребенка, функционально моделирующая содержание его духовного и физического развития.

        Развивающая предметно-пространственная среда дошкольной образовательной организации – одно из основных средств, благодаря которым формируется личность ребенка,

        Атрибуты для сюжетно-ролевых игр должны быть красочными и эстетичными. Создание предметно-игровой среды требует специальной работы воспитателя. Главный педагогический принцип заключается в непременной связи знаний, полученных детьми, с содержанием сюжетно-ролевой игры. Предметно-игровая среда обязательно должна гибко изменяться в зависимости от содержания знаний, полученных детьми, от игровых интересов детей и уровня развития их игры.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

  1. Федеральный закон  «Об образовании в Российской Федерации». [Текст] Москва: Проспект, 2013.-160с.
  2. Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» [Текст]: Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.10.2013 № 1155 (Зарегистрировано в Минюсте России 14.11.2013 № 30384). - Москва: Сфера, 2014. - 52 с.
  3. Авдулова, Т. П. Психология игры [Текст]/: учебник для академического бакалавриата/ Т. П. Авдулова. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва: Юрайт, 2018 — 232 с.
  4. Бабаева Т.И. Детство: Примерная образовательная программа дошкольного образования [Текст] / Т.И. Бабаева, А. Г. Гогоберидзе, О. В. Солнцева и др. — Санкт-Петербург:  ООО «Издательство «Детство-пресс», 2014. — 600 с.  
  5. Белкин, А. С. Основы возрастной педагогики: учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений [Текст]/ А.С. Белкин. – Москва: Издательский центр "Академия", 2012. – 192 с.
  6. Бондаревская, Е.В. Ценностные основания личностно-ориентированного воспитания [Текст] / Е.В. Бондаревская // Педагогика. – 2015. – №4. – С. 29-36.
  7. Бондаренко А.К. Воспитание детей в игре. [Текст]/ Сост.: А. К. Бондаренко, А. И. Матусик; Под ред. Д. В. Менджерицкой. – Москва: Просвещение,  1979.-175 с., 8 л. Ил.- ( Б-ка воспитателя дет. сада).
  8. Виноградова, Н.А. Дошкольная педагогика. Основы интерактивного взаимодействия детей и взрослых : учебник для бакалавров [Текст]/ Н.А. Виноградова, Н.В. Микляева, Ю.В. Микляева; под общ.ред. Н.В. Микляевой. - Москва: Юрайт, 2012. – 510 с.
  9. Гогоберидзе А.Г. Дошкольная педагогика с основами методик воспитания и обучения: учебник для вузов [Текст] / под ред. А.Г. Гогоберидзе; О.В. Солнцевой. – Санкт-Петербург : Питер, 2014. - 464с.
  10. Губанова, Н.Ф. Игровая деятельность в детском саду  [Текст] - Москва.: Мозаика-Синтез, 2009. - 128 с.
  11. Зеньковский, В.П. Психология детства [Текст]/ В.П. Зеньковский. – Екатеринбург, 2013. – 297 с.
  12. Дыбина О. В., Пенькова Л. А., Рахманова Н. П. Моделирование развивающей предметно-пространственной среды в детском саду: Методическое пособие [Текст]/ Под ред. О. В. Дыбиной. -  Москва.: ТЦ Сфера, 2015. – 128с. (Управление детским садом).
  13. Кравцова Елена, Психология игры: культурно-исторический подход [Текст] / Е. Кравцова, Г. Кравцов –Москва.: ООО «Левъ», 2017.
  14. Менджерицкая Д.В. Воспитателю о детской игре [Текст] /        Менджерицкая Д.В.  - Москва.: Просвещение, 1982. - 210 с.
  15. Методические рекомендации к «Программе воспитания и обучения в детском саду» [Текст]  /  ред. Л.В Русскова. - Москва.:  Просвещение 1986. - 280 с.
  16. Новоселова, С.Л. Игра дошкольника [Текст] /С.Л. Новоселова – Москва: Просвещение, 1989. - 192с.
  17. Эльконин Д.Б. Психология игры [Текст] /         Эльконин Д.Б. - Москва.: Педагогика, 1978.
  18. Козлова, С.А. Дошкольная педагогика: Учеб.пособие для студ. сред. пед. учеб. Заведений [Текст]/ С.А. Козлова, Т.А. Куликова. – 2-е изд., перераб. и доп. – Москва: Издательский центр «Академия», 2011. – 416 с.
  19. Нисканен О.А. Интеллектуальное развитие и воспитание дошкольников: Учебное пособие для студентов педагогических вузов [Текст]/ Л.Г. Нисканен, О.А. Шаграева, Е.В. Родина. – Москва: Академия, 2012. – 208 с.
  20. Флерина Е.А. Игра и игрушки [Текст] /Е.А. Флерина. — Москва: Просвещение, 2013. — 300 с.
  21. Ядешко В.И. Дошкольная педагогика [Текст]/под ред. В.И. Ядешко. - Москва.: Просвещение, 1978. - 321 с.
  22. Баянова Юлия Владимировна. Мастер-класс по вязанию крючком атрибутов для сюжетно-ролевой игры «День рождения». Шоколадный торт с клубникой [Электронный ресурс]/ Режим доступа:    https://www.maam.ru/detskijsad/igra-atele-svoimi-rukami-dlja-detei-4-7-let-chast2.html, свободный.
  23. Галина Александровна Потылицына. Конспект учебного ручного труда. Изготовление атрибутов к сюжетно-ролевой игре [Электронный ресурс] / Режим доступа:https://www.maam.ru/detskijsad/konspekt-uchebnogo-ruchnogo-truda-vospitatel-potylicyna-galina-aleksandrovnaizgotovlenie-atributov-k-syuzhetno-rolevoi-igre.html, свободный.    
  24. Елена Рожина. Игра «Ателье» своими руками для детей 4–7 лет.  Часть 2 [Электронный ресурс]/ Режим доступа:  https://www.maam.ru/detskijsad/igra-atele-svoimi-rukami-dlja-detei-4-7-let-chast2.html, свободный.
  25. Лаура Смагулова.Атрибуты для сюжетно-ролевой игры «Пилоты»  [Электронный ресурс]/ Режим доступа:  https://www.maam.ru/detskijsad/atributy-dlja-syuzhetno-rolevoi-igry-piloty.html, свободный.
  26. Нина Ирикина. Оформление уголка для сюжетно-ролевой игры «Магазин» [Электронный ресурс]/ Режим доступа:  https://www.maam.ru/detskijsad/nash-ugolok-magazin.html, свободный.
  27. Предметно-игровая среда как условие становления и развития сюжетно-ролевой игры [Электронный ресурс] / Режим доступа: https://vuzlit.ru/7535/predmetno_igrovaya_sreda_uslovie_stanovleniya_razvitiya_syuzhetno_rolevoy_igry, свободный.
  28. Соколова Валентина Федоровна. Фотоотчет об изготовлении атрибутов для сюжетно-ролевой игры «Цветочный магазин» [Электронный ресурс] / Режим доступа: https://www.maam.ru/detskijsad/fototchet-ob-izgotovleni-atributov-dlja-syuzhetno-rolevoi-igry-cvetochnyi-magazin.html, свободный.
  29. Щербакова Татьяна. Конспект мастер-класса по изготовлению атрибутов для сюжетно-ролевой игры из подручных материалов совместно с родителями «Цветочный магазин» [Электронный ресурс] / Режим доступа: https://www.maam.ru/detskijsad/konspekt-master-klasa-po-organizaci-syuzhetno-rolevoi-igry-izgotovlenie-atributov-dlja-igry.html, свободный.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие эмоциональной выразительности у детей младшей группы «Ансамбля русской народной песни» средствами индивидуализации обучения.

приобщение детей к фольклору и развитие их творческих способностей, путём погружения в этнокультурные традиции....

Статья на тему "Развитие речи детей младшего дошкольного возраста в игровой деятельности".

Я хочу показать, как проводится работа по развитию речидетей младшего дошкольного возраста в игровой деятельности на примере одного  моего дня....

Статья: «Использование сказки в развитии правильного звукопроизношения у детей младшего дошкольного возраста»

С самого раннего возраста сказка входит в жизнь ребенка, сопровождает его на протяжении всего дошкольного детства и остается с ним на всю жизнь. Сказки – это кладезь мудростей, в них дети ч...

Статья на тему «Развитие общей выносливости у детей среднего школьного возраста с задержкой психического развития на уроках физической культуры с элементами баскетбола»

Статья на тему «Развитие общей выносливости у детей среднего школьного возраста с задержкой психического развития на уроках физической культуры с элементами баскетбола»Предназначена для пе...

Исследовательская работа по теме "развитие вестибулярной устойчивости у детей младшего школьного возраста на уроках физической культуры"

Представляю вашему вниманию исследовательскую работу на тему "развитие вестибулярно устойчивость у детей младшего школьного возраста посредственно подвижных игр на уроке физической культуры"...

Исследовательская работа по теме "развитие вестибулярной устойчивости у детей младшего школьного возраста на уроках физической культуры"

Представляю вашему вниманию исследовательскую работу на тему "развитие вестибулярно устойчивость у детей младшего школьного возраста посредственно подвижных игр на уроке физической культуры". Разрабо...