Библиотечный урок "Знакомство с библиотекой"
план-конспект занятия

Алексеева Елена Владиславовна

Конспект библиотечного урока "Знакомство с библиотекой" для  школьников с практическими заданиями и загадками о библиотеке. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл bibliotechnyy_urok_.docx545.16 КБ

Предварительный просмотр:

Библиотечный урок

Тема: «Знакомство с библиотекой»

Цель: создать условия для знакомства детей с отделами библиотеки и формирования интереса к чтению

Оборудование: выставка книг, портреты писателей, игрушки или поделки и рисунки детей по книгам, раздаточный материал: открытки с иллюстрациями из книг.

Ход занятия:

Библиотекарь встречает ребят у входа в библиотеку.

Ребята! Вы пришли сегодня в гости в удивительный дом! Здесь живут ваши друзья- книги. Как называется этот дом? (ответы детей)

Слово «Библиотека» произошло от греческих слов «библио» и «тики» -книгохранилище, шкаф для хранения книг. Библиотека — учреждение, собирающее и осуществляющее хранение произведений печати и письменности для общественного пользования: книг, журналов, газет, рукописей.

Ты пришёл в гости к товарищу. Он говорит: «Сейчас я покажу тебе свою библиотеку»,-и подходит или полке, где стоят его книги.

«Пойду-ка я сегодня в библиотеку»,-говоришь ты и идёшь в дом, где на дверях висит табличка «Детская библиотека». Библиотеки существуют уже много лет. В нашей стране первые библиотеки появились много веков назад. Самая большая библиотека в нашей стране-это Российская государственная библиотека, раньше она называлась ГОСУДАРСТВЕННАЯ БИБЛИОТЕКА СССР ИМЕНИ В. И. ЛЕНИНА и читатели называли её ласкового «Ленинка». Каждая книга, журнал, газета, напечатанные в нашей стране, обязательно попадают в эту библиотеку. Приходят туда книги и из других стран.

В нашей библиотеке тоже много книг. Молчаливые, они тихонько стоят на книжных полках и ждут своих читателей. Посмотрите на нашу книжную выставку. Какие книги стоят на ней? (ответы детей, рассмотреть несколько книг, журналов, справочников, брошюр)

Обзор книжной выставки «Мир книг»

Игра «Найди пару»

Ребятам раздать открытки с изображениями литературных героев и найти книги, в которых встречаются эти герои.

Красная шапочка, Золушка, Снегурочка, Буратино, Чиполлино, капитан Врунгель, барон Мюнхаузен, Тимур, Белоснежка, Золотая рыбка, доктор Айболит, Бибигон, Маугли, Карандаш, Алиса, Пеппи, Карлсон, Шарик, дядя Стёпа, Мороз Иванович, котёнок Гав, щенок, слон, лебедь и др.

Ребята находят книги и называют автора.

 Наша библиотека носит имя Михаила Ивановича Калинина.

Если ты чем озабочен,

Не печалься этим очень,

А в «Калинина» приди,

У неё спроси совета,

Библиотека же на это!

Она заботится о том,

Чтоб ты не был глупышом!

 А кто такой Калинин?

Страну из разрухи он поднимал,

На митингах много выступал,

Где всем подробно рассказал,

Кто с книгой работать не привык,

Тот на станке работать не научится вмиг.
Он хотел, чтоб на планете

С книгой все дружили дети.

По всем местам, где он бывал,

Он избы- читальни открывал.

С безграмотностью боролся как вол,

Открыл по стране не мало школ.

«Ликбезы» Калинин их называл,

И взрослым, и детям там помогал

Учиться, читать и писать,

Умным и грамотным гражданином стать.

За это люди его уважали,

И именем его библиотеку назвали.

Посмотрите на выставку, где стоят книги о Калинине. (назвать)

 (Рассмотреть портрет М. И. Калинина).

Вы уже знаете много книг! А сколько ещё книг незнакомых. Сколько замечательных историй они вам расскажут, стоит только захотеть. Вы научились в школе складывать буквы и слова и поняли:

Как хорошо уметь читать,

Не надо к маме приставать,

Не надо бабушку трясти:

«Прочти, пожалуйста, прочти!»,

Не надо умолять сестрицу:

«Ну прочитай ещё страницу!»,

Не надо звать, не надо ждать,

А можно взять и прочитать!    

                                         В.Берестов

Сегодня мы познакомимся с серией книг «Как хорошо уметь читать»

http://static.ozone.ru/multimedia/books_covers/1005764348.jpgD:\Сотрудники\Загрузки\6531943155.jpgD:\Сотрудники\Загрузки\kak_khorosho_umet_chitat_rasskazy_1987.jpg

Книжная серия — это книги, по тем или иным причинам составляющие единую последовательность. Чаще всего книги серии выходят в одном издательстве и объединены общим оформлением и предназначены для определенного круга читателей.

Эта серия книги состоит из нескольких сборников. Сборниками эти книги называют так потому, что в них собраны произведения нескольких писателей.

В эту серию вошли книги для первоклассников по внеклассному чтению, но будут полезны и интересны другим ребятам. Произведения в них распределены по жанрам: стихи современных детских поэтов, весёлые рассказы о детях и школе, рассказы о природе и животных и др.

Громкие чтения  произведений из сборников.

  1. Сладков Н. «Загадочный зверь»
  2. Пантелеев Л. «Буква «ТЫ»»
  3. Берестов В. «Приятная весть»

Знакомство с читальным залом

Ребята, сейчас мы с вами находимся в читальном зале библиотеке. Как вы думаете, для чего он существует в библиотеках? Почему так называется? Какие правила поведения здесь установлены? (ответы детей)

Здесь нельзя шуметь, разговаривать, сюда ребята приходят читать, пишут рефераты и доклады, занимаются исследованиями по проектам к школе. В читальном зале хранятся редкие книги, справочные издания, энциклопедии, брошюры, периодические издания: журналы, газеты за несколько лет.

Задания для читателей:

  1. Где стоят книги о космосе?
  2. Где стоят книги о животных?
  3. Где стоят книги о растениях?
  4. Где стоят книги по истории?
  5. Найдите журналы «Детская энциклопедия (АИФ)»?

Практическое задание по журналу «Юный натуралист»

Рассмотрите журнал «Юный натуралист». Определите номер и год вашего издания, ознакомьтесь с содержанием журнала, какая статья или фотография вас заинтересовала? Почему?

Знакомство с абонементом

А теперь мы попали с вами в комнату, которая называется «абонемент». Слово «абонемент» французское «abonnement» и обозначает право по договору пользоваться чем-нибудь за плату в течение обусловленного срока; подписка на такое пользование. В нашей библиотеке можно взять книги домой бесплатно на 14 дней.

Книг в библиотеке много, чтобы быстро найти необходимую книгу их надо расставлять в определённом порядке. У каждой книги в библиотеке есть свой адрес, место, куда её нужно поставить, чтобы потом найти быстрее. (показать)

Для того чтобы легко найти нужную книгу, используют «библиотечный каталог». Библиографический каталог – это перечень книг, журналов, газет, имеющихся в фонде библиотеки, или групп библиотек, составленный по определенному принципу и раскрывающее состав и содержание библиотечных фондов.

 Каталог слово греческое – означает “опись”, “перечень”. Библиотечный каталог – это перечень имеющихся в библиотеке печатных изданий, составленных по определенной схеме. Каталоги состоит из карточек. Каждая карточка – описание книги или статьи. Бывает бумажный и электронный каталог.

В нашей библиотеке используется электронный каталог, для этого у каждого библиотекаря есть компьютер. Библиотекарь легко находить карточку нужной книги, смотрит место её хранения, находит  на книжной полке фонда библиотеки и отдаёт читателю. Современные библиотекари должны хорошо знать основы компьютерной грамотности.

На каждого читателя в библиотеке открывают абонементную  карточку, в ней указывается информация о читателе: ФИО, адрес и телефон. В ней библиотекарь отмечает, какие книги взял читатель и когда их сдал. В нашей библиотеке используют электронные карточки, они хранятся в компьютере библиотеки. Так же в некоторых библиотеках  читателям выдаётся читательский билет. Читательский билет — специальный документ, подтверждающий право читателя на посещение библиотеки и пользование библиотечными изданиями.

Читательский билет оформляется и выдается при записи в библиотеку или заключении договора с библиотекой на оказание услуг, что определяется правилами библиотеки.

Чтобы не перепутать книги у каждой из них есть свой электронный номер-это штрих-код.

Для ребят помладше книги стоят по темам: «Сказки», «О школе», «Читаем о природе», «О кораблях и путешествиях» и др.

На некоторых полках книги стоят по алфавиту фамилий писателей.

Задание для читателей

  1. Назовите писателей, фамилия которых начинается на букву А, Б, Д и т.д.
  2. Покажите, на какой полке стоят книги Михаила Пришвина, Агнии Барто, Корнея Чуковского, Ирины Пивоваровой и т.д.
  3. Поставь книги на полку: Г. Снегирев «В разных краях», И. Токмакова «Аля, Кляксич и буква «А»»,  К. Ушинский «Ласточка» и др.

Книги любят аккуратных читателей и долго им служат. Не все ребята могут похвастаться бережным отношением к книгам. И как бывает обидно, когда по вине неряшливых читателей разорванную книгу нельзя выдавать другим. Вот о таком неряхе рассказал С. Я. Маршак в стихотворении «Книжка про Гришку».

Громкие чтения отрывков из произведения С. Я. Маршака «Книжка про Гришку»

От таких ребят, как Гришка Скворцов, трудно спастись книжкам и библиотеке.

  1. Почему книжки убежали?
  2. Кто вылечил книги?
  3. Кто такой «переплетчик»?

 (ПЕРЕПЛЁТЧИК - специалист по переплету книг, сшивает страницы испорченных книг, газеты, статьи  и другие документы, делает обложки для сшитых изделий.)

Чем занимается переплетчик? Станок переплетчика

Первые переплеты появились почти две тысячи лет назад. Они защищали текст от пыли, влаги, беспощадных солнечных лучей. До нас дошли древние изделия — листы папируса, склеенные между собой и обтянутые кожей.

Источник: https://www.vseznaika.org/obschie-znaniya/chem-zanimaetsya-perepletchik/

Громкие чтение Куддус  Мухаммади «Салим и книжка» и М.Ильин «Две книжки»

Куддус Мухаммади О том, как Ахмаджан боялся уколовКуддус Мухаммади О том, как Ахмаджан боялся уколов Куддус Мухаммади О том, как Ахмаджан боялся уколов

Однажды встретились две книжки.

Разговорились меж собой.

«Ну, как твои делишки?» - одна спросила у другой.

«Ох, милая, мне стыдно перед классом:

Хозяин мой обложки вырвал с мясом,

Да что обложки… Оборвал листы.

Из них он делает кораблики, плоты и голубей.

Боюсь, листы пойдут на змей, тогда лететь мне в облака.

А у тебя целы бока?»

«Твои мне не знакомы муки. Не помню я такого дня,

Чтобы, не вымыв чисто руки, сел ученик читать меня.

А посмотри-ка на мои листочки: на них

Чернильной не увидишь точки.

Про кляксы я молчу – о них и говорить-то неприлично.

Зато и я его учу не как-нибудь, а на отлично».

В басне этой нет загадки, расскажут напрямик

И книжки, и тетрадки, какой ты ученик.       М.Ильин

 

Чтобы сделать книгу, люди затрачивают много труда и средств, поэтому книгу нужно беречь. Книгу нельзя бросать, рвать, рисовать на ней, загибать страницы, вырезать из неё картинки. Чтобы аккуратно и быстро переворачивать страницы всегда используйте закладку для книги.

Книгу надо обернуть чистой бумагой или купить готовую обложку для книг, носить в папке, а прочитав, сдать точно в срок или продлить срок  пользования книгой по телефону или придя в библиотеку. Если видишь, что книга немного истрёпана, вылетели листки, оторвался корешок- нужно книгу подклеить, листы, подшить.

Книга не умеет защищать себя от нерях. Зато вы сами можете стать друзьями и помощниками книг. Мы всегда будем рады видеть вас в нашей библиотеке.

Вопросы для закрепления:

  1. Для чего нужны библиотеки?
  2. Что такое «абонемент» и «читальный зал»? Чем они смогут помочь тебе?
  3. Как сохранить книгу в хорошем состоянии?
  4. Кто может пользоваться библиотекой?
  5. Когда и как надо вернуть книгу?
  6. Для чего книге нужен  шрих-код?
  7. Где хранится информация о читателях?

Отгадай загадки

  1. Стоит огромный светлый дом,

Десятки тысяч книжек в нём. /библиотека/

  1. Разверни скорей листок-

Там увидишь много строк.

В строчках- вести всего света.

Что за лист такой?.../ газета/

  1. Чтоб скорей в библиотеке

Отыскать ты книгу мог,

В ней бывает картотека-

Специальный  … /каталог/

  1. В этом доме все жильцы-

Умники и мудрецы.

Кто со всеми познакомится-

Образованным  становится. /книжный шкаф/

  1. В зале- книжек этажи,

Их название -…/стелажи/

  1. От лени и безделья

Любого спасёт … /чтение/

  1. Легко читать такой рассказ-

Картинок много, мало фраз.

Он будто кадры из мультфильма,

И ,прочитав, смеёшься сильно. /комикс/

  1. Я читаю целый день

То про космос, то про тень,

Про животных, про людей

И про белых голубей.

Всё мне это рассказал

Замечательный…/журнал/

  1. Эта умная машина

Пять задач подряд решила.

Написала на экране,

Что читать и мне, и маме. / компьютер/

  1. Если непонятно слово,

Если, как писать, не знаю,

Подхожу я к книжной полке-

Эту книгу открываю.

Здесь все четко, все правдиво...

Что за книга? Вот уж диво!

Нет, не диво, уже встарь

Был составлен тот... (словарь)

  1. Чтобы книги сохранить,

Всем их  надо смастерить.

Сберегут ,ребятки,

 Книги важные .../закладки/

  1. Полезная одёжка

Для наших книг …/обложка/

До новой встречи в нашей библиотеке!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРОГРАММА УРОКОВ БИБЛИОТЕЧНО – БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЕ И ИНФОРМАЦИОННЫЕ ЗНАНИЯ ШКОЛЬНИКАМ

«Основы библиотечно – информационных знаний» для 1 – 11 классов, позволяют моделировать информационную среду для детей и юношества, способствуют социализации личности, удовлетворяя культурные, эстетич...

Библиотечные выставки

Как оформить выставку в библиотеке учебного заведения...

Информационный урок библиотечной грамотности "Наши помощники"

Библиотечный урок - информация о справочной литературе (энциклопедии, словари, справочники) как правильно и быстро пользоваться ею.для учащихся 5-6 классов....

Библиотечный урок "Символы России"

Урок  "Символы России" для учащихся началной и средней школы. Этот урок воспитывает у ребят чувство патриотизма, любви к своей Родине....

Библиотечный час поэзии "Вытканы Есенинским стихом"

Литературно-музыкальная композиция разработана для учащихся 9-11 классов.Цель данной разработки: пробудить интерес к творчеству поэзии Сергея Есенина, развивать литературный вкус и эрудицию учащихся....

Открытый библиотечный урок

Библиотечный урок "Поэты Ставропольского края о родной природе"...

Методическая разработка библиотечного урока посвященного 250 летию Н.М. Карамзина

Данная методическая разработка библиотечного урока "" предназнаенна для организации и проведения юбилейных мероприятий, посвященных 250-летию со дня рождения Николая Михайловича Карамзиа - позта, писа...