«Методические рекомендации для педагогов начальных классов по формированию гражданской идентичности младших школьников в условиях поликультурного, поликонфессионального общества на ступени начальной школы согласно ФОП» .
план-конспект занятия

Конспекты уроков 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon prosveshchenie.doc69.5 КБ

Предварительный просмотр:

Приложение 6

Авторская  разработка занятий  в системе дополнительного образования по тематическому  циклу занятий «Куклы календарного круга», реализуемом на основе комплекта учебно - наглядных и методических пособий «Рукотворная кукла». Данный тематический цикл занятий интегрирован с содержанием предмета «Окружающий мир», (1-4 класс) по темам, связанным с проблемами «Семья» и  «Народный календарь». И предназначен для формирования гражданской  идентичности младших школьников в ходе приобщения их к традициям народной культуры.

Примером такой деятельности является поурочная разработка цикла занятий, объединенных темой  «В единстве сила народная», посвященных празднику День народного единства и традиционному народному празднику Кузьминки. Автор - Загрекова Ю.В., педагог дополнительного образования ГОУ СОШ № 698 г. Москва.

           Тематический цикл «В единстве сила народная» состоит из 3 самостоятельных занятий. Цель их - последовательное раскрытие  содержания и смысла праздников, которые  побуждают детей к дружбе, братству, единению и формируют устойчивую мотивацию к совместной деятельности.

Программа занятий построена на тесной взаимосвязи одного занятия с другим. Они проводятся в течение продолжительного времени (3- 4 недели), что обеспечивает  эффективную работу с детьми благодаря использованию комплекса различных методов и организационных форм.

Занятия проводятся в преддверии праздников, включенных в тематический цикл для того, чтобы дети заранее были ориентированы и подготовлены к ним. Рекомендуемые даты занятий и их периодичность приведены в таблице:

занятия

Название и дата праздника

Тема занятия

Рекомендуемый период проведения

1

Праздник «День народного единства»,

04 ноября

«День народного единства. История праздника и создание его художественного образа»

Последняя неделя октября

2

Народный праздник «Кузьминки» (осенний), 14 ноября

«Народный праздник «Кузьминки»: традиции и обычаи»

Первая неделя ноября

3

Праздник «Наше Единство» в школе: (новые традиции - День добрых дел и заботы о людях)

«Школьные посиделки: ссыпная каша»

Вторая-третья неделя ноября

Тематический план цикла занятий «В единстве сила народная»  в системе дополнительного образования:

Занятие №1

Тема: «День народного единства. История праздника и создание его художественного образа»

Цель:

формирование гражданской идентичности младших школьников на историческом примере деятельности гражданина Кузьмы Минина и князя Дмитрия Пожарского и значимости народного единения на Руси.

Задачи:

- воспитание любви и уважения к национальным героям;

- формирование позитивного образа активного гражданина своей страны;

- раскрытие смысла современного содержания праздника «День народного единства» в его связи с историческим прошлым.

Оборудование:

- Презентация «День народного единства»;

- музыкальная подборка:  Кабалевский Д. «Походный марш», «Кавалерийская»; Струве Г. «Моя Россия», Тиличеева Е. «Марш», Прокофьев С. «Марш»;

- интерактивная доска.

Ход занятия:

1. Организационный момент.

2. Введение в тему занятия - беседа  «Что означает – народное единство?».

3. Работа над новым материалом:

- «День народного единства»: кто такие Кузьма Минин и князь Дмитрий Пожарский, какова их роль в истории народа и страны (презентация).

4. Сюжетно-ролевая игра  с элементами реконструкции исторического события 1612 года.

7. Подведение итогов и рефлексия

(цветовая диагностика).

Занятие №2

Тема: «Народный праздник «Кузьминки». Традиции и обычаи российского народа»

Цель:

приобщение детей к народным традициям и обычаям страны через ознакомление с особенностями проведения праздников народного календаря  на примере «Кузьминок» (проводы осени и встреча зимы).

Задачи:

- Способствовать формированию представлений о содержании, структуре русского народного праздника;

- воспитывать интерес и уважение к нему как части фольклорного наследия;

- стимулировать положительную мотивацию к изучению народной культуры.

Оборудование:

- комплект учебно- наглядных и методических пособий «Рукотворная кукла»;

- пословицы и поговорки про осень, стихи, иллюстрации. (В Жуковский: «Родного неба милый свет», К. Ушинский: «Наше Отечество», А Прокофьев: «Родина», С. Есенин: «Гой ты, Русь моя родная…»);

- проектор, экран,  интерактивная доска.

Ход занятия:

1. Организационный момент.

2. Введение в тему занятия – игра «Времена года – Осень и зима».

3. Работа над новым материалом:

- народный праздник «Кузьминки»: традиции и обычаи празднования (презентация).

4. Конкурс пословиц и поговорок про дружбу разных народов,  их взаимовыручку и народных героев.

5. Введение в тему занятия – народные представления о святых братьях Косьме и Дамиане – бессеребренниках. Идея бескорыстия. День праздника – именины Кузьмы Минина и князя Дмитрия Пожарского, принявшего перед кончиной имя Косьма в честь своего соратника.

6. Работа над новым материалом:

- знакомство с народными куклами «Демьян и Кузьма», история их появления, значения и схема изготовления (презентация);

7. Изготовление символа праздника – куклы народного календаря «Кузьма и Демьян».

8. Подведение итогов и рефлексия – презентация по темам 1 и 2 занятий.

Занятие № 3

Тема: «Школьные посиделки»

Цель:

воспитание чувства патриотизма и гордости за свою страну на примере создания художественного образа государственного праздника «День народного единства» и  праздника народного календаря  «Кузьминки».

Задачи:

- расширить представление о мире внешнем и мире внутреннем на примере значения для страны исторических личностей Минина и Пожарского;

- формировать нравственные качества: трудолюбие, доброту, дружелюбие, заботу о ближних;

- развивать любовь к народной культуре, способствовать возрождению забытых традиций русского народа и рукотворчества;

- введение новой традиции в жизнь школы: праздник «Единства»  - «День добрых дел и заботы о людях».

Оборудование:

- рекомендуемое помещение - кабинет Технологии;

-  проектор, экран;

 - куклы-образцы «Кузьма и Демьян», (изготовленные детьми на занятии №2),

-  различная крупа, принесенная детьми для приготовления «ссыпной каши» к общей трапезе.

Ход занятия:

1. Организационный момент.

2. Введение в тему занятия –  вспомним о Кузьме и Демьяне.

3. Создание «хоровода дружбы» с помощью изготовленных кукол, всех участников занятия и гостей, приглашенных на праздник;

5. Посиделки «Кузьминки – об осени поминки»:

- приготовление «ссыпной каши»  для совместной трапезы;

- одаривание готовой кашей   всех присутствующих и совместная трапеза «Дружба» ;

7. Подведение итогов и рефлексия – «наш хоровод дружбы».

                                                                                                                          

После анализа работы по циклу занятий «В единстве сила народная» педагог-психолог К.А. Воробьева разработала психолого-педагогические рекомендации для педагогов дополнительного образования по сопровождению духовно-нравственного развития младших школьников в трех основных направлениях: мировоззрение, ценности, отношения; побуждения и мотивы; эмоционально-волевая сфера.

        

 Мировоззрение, ценности, отношения

Рекомендации психолога для учащихся 1 классов:

- наблюдение и индивидуальный контроль личностного опыта ученика;

- развитие представления об «образе мира» через проектную и исследовательскую деятельность;

- деятельность по поддержанию интереса к формированию образа мира (исследование, диалог);

- построение учебного процесса с акцентом на формировании ценностных установок детей.

Рекомендации психолога для учащихся 2 класса:

- эффективное «проблемное» обучение;

- задания,  позволяющие реализовать творческие способности;

- разнообразие содержания деятельности.

- задания, направленные на оценку своих поступков.        

- деятельность по развитию рефлексивных способностей (дать алгоритм рефлексии);

- пополнение словарного запаса;

- организация процесса общения как процесса познания и обучения.

Рекомендации психолога для учащихся 3 класса:

- задания, направленные на  актуализацию у ученика нравственных чувств и переживаний;

- использование проектного и исследовательского метода для формирования ценностей ребенка и его мировоззрения;

- предоставление возможности соотносить свои действия с моральным эталоном;

- включение в урок аналитической деятельности (от анализа текста до анализа событий и явлений);        

- развитие творческих способностей и реализация их;

- предоставление возможности для развития активности  школьников;

- создание условий для возможности действовать самостоятельно и ответственно;

- использование проектного и исследовательского метода для формирования ценностей ребенка и его мировоззрения.

Рекомендации психолога для учащихся 4 класса:

- деятельность по осмыслению собственного жизненного опыта;

- создание условий для развития умений ребенка и наполнение их нравственным содержанием;

- формирование позитивного рефлексивного отношения  к себе и миру через исследование, диалоги-сравнения;        

- обучение техникам эффективного общения на основе нравственно-духовных ценностей;

- расширение познавательного интереса.

Побуждения и мотивы

Рекомендации психолога для учащихся 1 классов:

- создание условий для формирования потребности к духовно-нравственному совершенствованию;

- поддержание и закрепление приобретенных качеств через игровые  методы;

- организация деятельности по формированию осознанного сотрудничества;

- обучение способности получать радость от безвозмездного труда;        

- пробуждение желания учиться через трудовую деятельность;

- использование  метода ролевой игры для коррекции мотивационно- потребностной сферы.

Рекомендации психолога для учащихся 2 классов:

- организация совместной деятельности по типу диалога, дискуссии;

- организация деятельности по формированию смыслообразующих мотивов нравственного поведения через моделирование ситуаций, эвристические беседы и т.д.

- обучение способности получать радость от дарения;

- обучение способности презентовать себя через моделирование ситуаций;

- организация работы по исследованию отдельных явлений через игры,  загадки;

- создание условий для сочувствия и сопереживания.

Рекомендации психолога для учащихся 3 класса:

- организация совместной деятельности по типу рефлексивного наблюдения за собой и другими;

- обучение способности получать радость от заботы о другом;

- поощрять инициативу ребенка поступать нравственно;

- обеспечение условий для раскрытия, распознавания  и словесного обозначения нравственных  поступков;

 - взаимодействие с ребенком на основе нравственных принципов;

- организация обратной связи в виде одобрений.

Рекомендации психолога для учащихся 4 класса:

- организация совместной деятельности по типу вероятностного анализа и проб нового поведения;        

- создание условий для творческого созидания;

- создание условий для рефлексии результатов;

- использование игровых методов для коррекции мотивационной  сферы.

Эмоционально-волевая регуляция

Рекомендации психолога для учащихся 1 класса:

- организация пространства по обретению опыта размышления над событиями и вещами через активное взаимодействие с учителем;        

- создание условий для развития чуткости и осведомленности ребенка через диалоги, эвристические беседы и игровую деятельность;

- развитие чуткости, осведомленности ребенка через игровую деятельность;

- использование загадок-притч.

Рекомендации психолога для учащихся 2 класса:

- организация пространства по обретению опыта размышления  и проникновения в глубину вещей, событий и явлений;

- поддержание и развитие активности ребенка без конкуренции за внимание взрослого;

- организация совместной деятельности по типу драматизации;

-  развитие наблюдательности, внимательности, осмысленности действий;

- демонстрация образцов социально одобряемого поведения.

Рекомендации психолога для учащихся 3 класса:

- организация пространства по обретению опыта созерцания вещей, событий и явлений;

- организация совместной деятельности по типу рефлексивного наблюдения за собой  и другими;

- нравственные уроки  с элементами игры;

- создание условий для совершенствования волевых действий;        

- мероприятия по уменьшению уровня тревожности и беспокойства;

- создание совместно с детьми перечня правил, позволяющих справиться с негативными эмоциями и  поведением;

- использование для этого  интерпретации загадок-притч.

Рекомендации психолога для учащихся 4 класса:

- организация совместной проектно-исследовательской деятельности по типу творческих работ;

- разработка инструктивных заданий по перенесению опыта урока в реальную жизнь;

- развитие ответственного взаимодействия сверстников друг с другом;

- развитие ответственного взаимодействия старших и младших;

- создание условий по регуляции агрессивно-обвинительного поведения.

.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Влияние имиджа педагога на процесс формирования учебной мотивации младших школьников

В силу сложившихся в стране социально-экономических и политических условий российская образовательная система оказалась в сложном положении. В связи с этим особое значение для педагога приобретают про...

ДОКЛАД ДЛЯ ВЫСТУПЛЕНИЯ НА ПЕДАГОГИЧЕСКОМ СОВЕТЕ Современные аспекты патриотического воспитания как основа формирования гражданской идентичности

Доклад  для  выступленияна  Педагогическом  советеСовременные аспекты патриотического воспитания как основа формирования гражданской идентичности...

Презентация "Формирование духовно - нравственных качеств личности младших школьников в условиях ГПД"

Основные направления работы:- спортивно - оздоровительная- общекультурная- духовно - нравственная- социальная деятельность- проектная деятельность...

«Формирование читательской компетентности младших школьников в условиях реализации ФГОС»

Нельзя не согласиться с великим педагогом В.А. Сухомлинским что «Чтение – это один из способов мышления и умственного развития», так как учит размышлять, думать, говорить. Если ...

Курсовая работа. Тема: Профилактика девиантного поведения младших школьников в условиях современной школы

Курсовая работа. Тема: Профилактика девиантного поведения младших школьников в условиях современной школы...

Роль педагога в формировании адекватной самооценки младшего школьника

Самооценка не постоянный показатель, она изменяется под воздействием различных обстоятельств. В самооценке отражается то, что ребенок узнает о себе от других, и его возрастающая собственная активность...

Статья с презентацией на тему "Формирование учебных умений, самоорганизации учебной деятельности у младших школьников в условиях реализации ФГОС"

Важность формирования учебных умений, самоорганизации учебной деятельности у младших школьников в условиях реализации ФГОС и пути их достижения....