Мастер - класс проектной деятельности "Покормите птиц зимой"
план-конспект занятия на тему

Приоритетом становится формирование у младших школьников умения учиться. Поэтому актуально создание условий, способствующих реализации потенциальных возможностей учащихся, обеспечивающих их личностный рост. Осуществление поставленной цели возможно лишь через успешную реализацию программы начального общего образования в процессе урочной и внеурочной деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл mk_ptitsy_moy_-_kopiya.docx26.21 КБ

Предварительный просмотр:

Здравствуйте, уважаемые коллеги!

В настоящее время мы много говорим о нашей новой школе, обсуждаем методы и приёмы обучения и воспитания младших школьников в условиях реализации ФГОС.

Потому что глубокие социально-экономические преобразования, происходящие в современном обществе, заставляют нас размышлять о будущем России, о ее подрастающем поколении. Приоритетом становится формирование у младших школьников умения учиться. Поэтому актуально создание условий, способствующих реализации потенциальных возможностей учащихся, обеспечивающих их личностный рост. Осуществление поставленной цели возможно лишь через успешную реализацию программы начального общего образования в процессе урочной и внеурочной деятельности.

Благодаря новым стандартам в образовании внеурочная деятельность организуется по всем направлениям развития личности. Следовательно, все более актуальным становится использование приемов и методов, формирующих умение учащихся самостоятельно добывать новые знания, работать с информацией, делать выводы и умозаключения, то есть по словам Льва Выготского, «то, что дети могут сделать вместе сегодня, завтра каждый из них сможет сделать самостоятельно».

Одним из самых действенных методов является метод проектов, позволяющий решать важнейшие задачи формирования личности ученика, который в будущем будет востребован в современном, быстро меняющемся обществе. Проектирование помогает решить проблему, взятую из реальной жизни, знакомую и значимую для ребёнка, для решения которой ему предстоит применить уже полученные знания и умения, а также и новые, которые ещё предстоит приобрести.

Опыт моей работы показал, что целенаправленная, систематическая работа над проектами способствует развитию познавательной активности детей, повышает мотивацию к самостоятельной деятельности, активизирует творческие способности,  является мотивационной основой способности делать выбор, ставить проблемы и находить нестандартные решения. 

Предлагаемый вашему вниманию проект «Покормите птиц зимой» направлен на формирование логического, образного, пространственного мышления детей, умения выразить свою мысль. А так же развивает смекалку, изобретательность и устойчивый

интерес к творчеству. Формирует культуру и эмоциональное отношение к действительности, развивает фантазию. В ходе реализации проекта детям  представилась возможность проявить свою индивидуальность.

Предшествовал этому проекту  урок окружающего мира. При знакомстве со стихотворениями русских поэтов о зиме была создана ситуация, во время которой возник спор о том, какая она, русская зима – радостное и чудесное время года или суровое и тяжёлое испытание для всего живого. Было предложено обсудить  этот вопрос в группах

путём поиска ответа на этот вопрос. Дети пришли к единому мнению, что, несомненно, это тяжёлое время  для братьев наших меньших. А оказать реальную помощь мы можем птицам, зимующим в нашем городе. Я предложила детям создать проект «Покормите птиц зимой».

Актуальность выбранной нами темы мы подтвердили выяснением общественного мнения. Ребятам из параллельных классов  был задан вопрос:

 - Нужно ли помогать птицам зимой? -  100 % ребят ответили утвердительно.

 - Помогаете ли птицам  вы? – Утвердительно ответили 44 %. Остальные очень бы хотели помочь птицам, но не знают, как.

Поставили цель:

  • Выяснить, какие птицы остаются  зимовать в нашем городе Ртищево и чем мы можем помочь зимующим птицам.

Определили  Задачи:

  • Собрать и проанализировать информацию в интернет источниках.
  • Подобрать и изучить литературу по данной теме.
  • Провести анкетирование среди учащихся начальной школы.
  • Вести наблюдение за птицами.
  • Представить проект.

Возникла наша гипотеза:  если каждый из нас будет много знать о зимующих птицах нашего города, уметь заботиться о них, возможно, мы сможем спасти многих от исчезновения.

Далее мы выбрали    Методы исследования:

  • наблюдение
  • чтение  энциклопедий и словарей
  • изучение Интернет-ресурсов
  • анкетирование;
  • практическая работа
  • интервью
  • беседы со взрослыми
  • сбор информации;
  • экскурсии
  • обработка собранной информации;
  • творческая работа

Так   как обозначилось много дел, я предложила детям разделиться на группы:

  • Творческой направленностью проекта   занялись «Литераторы»
  • Проблему  проекта проработали  «Исследователи».
  • Оформление проекта взяли на себя «Фотокоры»
  • Над выполнением практического задания трудились «Изобретатели».
  • С формулированием выводов проделанной работы справились «Аналитики».

Задачей группы литераторов было – узнать о пользе птиц из книг, найти и прочитать художественные  произведения, освещающих жизнь  зимующих птиц. Рассказать о них своим друзьям и ребятам из детского сада.

Результатом  их работы стало:

  • выставка книг «Птицы – наши друзья». Эти книги прочитали все ребята нашего класса и параллельных классов.
  • подготовили театрализованное представление «Про птиц» для детей детского сада «Журавушка».
  • провели беседу в классах своей параллели «За что птицы скажут «Спасибо!», викторину «Знаешь ли ты птиц?».   
  •      
  • создали электронную книжку загадок о птицах,  для иллюстраций   которой взяли рисунки одноклассников.
  • А ещё придумали игры для ребят из детского сада:

-пазлы  «Узнай  птицу» и игру «Накорми птиц»

 Группе исследователей нужно было выяснить, какие птицы остаются зимовать в нашем городе. Найти информацию о том, как правильно подкармливать зимующих птиц.

Работу начали с того, что взяли интервью у учителя экологии Порезановой Валентины Петровны для того, чтобы выяснить, какие птицы зимуют в наших краях. (потом включить видео диалог с учителем)

Самостоятельно проводили  наблюдения за птицами  в нашем городе, подключили родителей, бабушек, дедушек. Сравнили свои наблюдения с рассказом  учителя экологии.

Установили, что в нашем городе зимуют  голуби, синицы, снегири, воробьи, вороны, галки. А также узнали, сколько примерно птиц сохранит одна кормушка. В сети Интернет нашли сведения, чем кормить зимующих птиц,  составили таблицу о видах корма для птиц,  которых обитают в нашем городе.

На сайте «Юный орнитолог», задали вопросы учёным о том, как правильно подкармливать зимующих птиц. Детям было приятно узнать, что сведения о корме, которые они отразили в таблице, почти совпали с мнением учёных.

 

Из переписки дети узнали и новое, орнитологи предупредили нас, что птицам ни в коем случае нельзя:

  • пряные,
  • соленые,
  • острые,
  • жареные,
  • кислые продукты,
  • цитрусовые (апельсины и лимоны),
  •  кожуру бананов.
  •  рис и гречку,
  • черный хлеб опасен – он закисает в зобу птиц, плохо переваривается (особенно в мороз).

И что птицы тоже нуждаются в биодобавках: яичная скорлупа как источник кальция.

Группа  изобретателей трудилась над созданием и изготовлением самой практичной кормушки. Чтобы узнать, как правильно сделать кормушку, посетили библиотеку, искали сведения об изготовлении кормушек в сети Интернет, беседовали со взрослыми. И выяснили. При изготовлении кормушки не стоит увлекаться слишком сложными и причудливыми конструкциями. Часто делают кормушки из бумажных коробок. Это недолговечный и ненадежный вариант. Кормушка из пластиковых бутылок – не совсем эстетична, корм в ней быстро портится,  к тому же птицам неудобно садиться на тонкий пластмассовый край, лапки соскальзывают птицы, могут поранится. Поэтому был выбран  лучший вариант – это деревянная кормушка.

Результатом   работы стало: рекомендации по изготовлению кормушек, презентация «Как правильно сделать кормушку», которые мы поместили на наш классный сайт,

а также 22 кормушки для птиц.

А ещё изобретатели провели  интересный конкурс на самую фантастическую кормушку

Группа фотокорреспондентов    в  ходе  работы  над проектом,   снимала     работу  всех групп.  Так же ребята совместно с родителями сделали фото и видео птиц,  зимующих  в  нашем  городе и оформили выставку «Наши пернатые друзья».

Электронный вариант вы видите на слайде. Фото предоставили для оформления презентации проекта.

Также провели конкурс рисунков «Птичья столовая».

Сделали и раздали листовки с обращением к жителям города с просьбой покормить птиц зимой.  И буклеты с рекомендациями для учащихся нашей школы, как и  чем кормить птиц.

      (не включать видео)

Подводя итог работы над проектом, аналитики  сделали следующие выводы, что  наша гипотеза подтверждается. Если постоянно подкармливать зимующих птиц то, тем самым мы помогаем им пережить холодный период года, когда птицам сложно добывать корм из–под снега и сохраняем их численность. Общими усилиями учеников и родителей нашего класса  было изготовлено 22 кормушки.    В ходе защиты презентации  аналитики подчеркнули, что  ребята узнали много нового и интересного о пернатых друзьях, о том, чем лучше подкармливать их в зимнее время, а также конкретно о зимующих птицах г. Ртищево.

На основе собранных материалов  аналитиками был создан клип «Зимующие птицы г. Ртищево», который можно применять на уроках окружающего мира, краеведения в нашем районе.

Им же было создано и размещено на классном сайте видеообращение «Покормите птиц зимой» на основе одноимённого стихотворения Александра Яшина. 

Наш проект был высоко оценён и на муниципальном конкурсе проектов мы заняли первое место.

Но это ещё не всё. Дети предложили провести «Новоселье для птиц».

И по инициативе обучающихся  1 класса была организована и проведена межмуниципальная  социальная акция «Новоселье для птиц».

В  заключении своего выступления хочу еще раз отметить, что метод проектов формирует у школьников внутренний стержень, позволяющий определить свою дальнейшую роль в обществе. Участники проектов учатся публично выступать, отстаивая свои идеи, пусть пока отшлифованные учителем.

Уважаемые коллеги, буду рада, если   информация, предоставленная Вашему вниманию, окажется  для вас полезной и нужной. Желаю вам  и успешно создавать и  презентовать свои проекты. Спасибо! 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар Мастер-класс «Применение элементов технологии продуктивного чтения и элементы проектной деятельности в системно-деятельностном подходе при обучении младших школьников по системе «Школа России».

«Применение элементов технологии продуктивного чтения и элементы проектной деятельности в системно-деятельностном  подходе при обучении младших школьников по системе «Школа России»....

Конспект занятий внеурочной деятельности «Покормите птиц зимой»

Мы видим птиц каждый день, привыкли к ним, не обращаем на них внимание и не задумываемся над тем, какова их роль в природе. А ведь именно от птиц во многом зависит, будут ли зеленеть наши сады и парки...

Мастер - класс на тему: Использование проектной методики в преподавании "ПМ 01. Пошив швейных изделий по индивидуальным заказам"

Мастер - классна тему: Использование проектной методики в преподавании"ПМ 01. Пошив швейных изделий по индивидуальным заказам"...

Птицы зимой нашего края

Конспект занятия...

Социальный проэкт "Поможем птицам зимой"

В ходе проекта мы будем знакомиться с птицами, зимующими в нашей местности, с их видами и особенностями. Будем учиться заботиться о птицах, помогать им в холодное зимнее время....

Экологическая акция "Покормите птиц зимой"

Экологическая акция "Покормите птиц зимой"...

Методическая разработка занятия (мастер-класса) по программе Изо: "Приём в акварельной живописи - отпечатывание стрейч-пленкой". "Старая ива. Зима"

Методическая разработка занятия по ДООП программе «Изобразительное искусство»Мастер-класс: приём в акварельной живописи «отпечатывание стрейч-плёнкой». "Старая ива. З...