методическая разработка на конкурс "Янтарная сова" Организация работы по краеведению и социальному проектированию в сельской школе
методическая разработка по теме

Самбялова Зоя Нимаевна

При организации внеурочной деятельности в начальных классах краеведческая работа занимает почетное место.

Ее цели и задачи таковы:

1)    пробудить у детей чувство гордости родным краем, любовь к природе, уважение к трудовому человеку; помочь маленькому человеку раскрыть творческие способности, дать возможность реализовать их в практических делах, в процессе коллективной творческой деятельности;

2)     познакомить школьников с историческим прошлым края, его сегодняшним днем, его культурой, природой, экономикой;

3)     приобщить учащихся к трудовым делам на пользу и радость окружающим людям.

Работа по краеведению ведется на занятиях кружков «Юный исследователь». Кроме того использую такие формы работы как беседы, классные часы, конкурсы чтецов и рисунков, встречи с интересными людьми, экскурсии, досуг.

В 2012-м году мною разработана и введена во внеклассную деятельность   авторская образовательная программа по краеведению «Родимая сторона – мать» для учащихся начальной школы 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metod_razrabotka.docx42.12 КБ

Предварительный просмотр:

 

Организация работы по краеведению и социальному                  проектированию в сельской школе

Развитие краеведения всегда было важной задачей воспитания учащихся в школе, а в настоящее время она становится всё более актуальной. В соответствии с Федеральным государственным стандартом «на ступени начального общего образования осуществляется становление основ гражданской идентичности и мировоззрения учащихся». ФГОС НОО ориентируется на становление таких личностных качеств, как «Любящий свой народ, свой край, свою Родину»

Главным чувством, которое должно сформироваться у учащихся начальной школы – чувство сопричастности к малой Родине, к месту, где они родились, где живут их родные и друзья.

Поэтому при организации внеурочной деятельности в начальных классах краеведческая работа занимает почетное место.

Ее цели и задачи таковы:

  1. пробудить у детей чувство гордости родным краем, любовь к природе, уважение к трудовому человеку; помочь маленькому человеку раскрыть творческие способности, дать возможность реализовать их в практических делах, в процессе коллективной творческой деятельности;
  2.  познакомить школьников с историческим прошлым края, его сегодняшним днем, его культурой, природой, экономикой;
  3.  приобщить учащихся к трудовым делам на пользу и радость окружающим людям.

Работа по краеведению ведется на занятиях кружков «Юный исследователь». Кроме того использую такие формы работы как беседы, классные часы, конкурсы чтецов и рисунков, встречи с интересными людьми, экскурсии, досуг.

В 2012-м году мною разработана и введена во внеклассную деятельность   авторская образовательная программа по краеведению «Родимая сторона – мать» для учащихся начальной школы (в приложении).

Программа призвана обогатить знаниями об историческом прошлом нашего края, культурных традициях прошлого и настоящего, воспитывать школьников на примерах мужества, героизма и мудрости окинцев, развивать интеллектуальные и творческие способности учащихся, воспитывать чувства гражданственности и патриотизма.

Программа «Родимая сторона – мать» направлена на активацию интеллектуально-творческой деятельности учащихся. Окажет содействие повышению престижа и популяризации научных знаний. Развитии у школьников познавательной активности и творческих способностей.

Цель программы: 

  • Воспитание у подрастающего поколения ценностного отношения к культурному наследию;

• пробуждение интереса и бережного отношения к историческим и культурным ценностям Окинского края;

• воспитание любви к природе родного края;

• формирование гражданского самосознания, чувства гордости за достижения своих земляков;

• стремление к творческой деятельности по изучению, восстановлению, сохранению и приумножению материальных и духовных ценностей родного края.

Задачи программы: 

1) Совершенствование воспитательной работы, организации досуга школьников на основе новых педагогических технологий;

2) Развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся с учетом их интересов и склонностей, индивидуальной траектории развития;

3) Создание творческого содружества семьи и школы, включение семьи в единое воспитательное пространство школы;

4) Поиск социальных партнеров и установление тесных связей с учреждениями образования, культуры и сорта;

5) Формирование здорового образа жизни, поиск наиболее оптимальных средств сохранения и укрепления здоровья младших школьников.

Принципы и подходы, лежащие в основе программы:

• Принцип гуманизации

• Личностно-ориентированный подход

• Научность

• Доступность

• Дифференцированность

• Практическая направленность

• Креативность

Таким образом, в основе программы – реализация личностного подхода в обучении и воспитании учащихся, интеграция научных знаний и образовательных технологий. Социальными партнерами школы выступают учреждения дополнительного образования, культуры (музеи, библиотеки), спорта.

Программа  «Родимая сторона – мать» рассчитана на 4 года (период обучения в начальной школе) и предполагает обогащение содержания и совершенствования форм работы. В основу программы положен проблемно-тематический принцип организации материала, связанный с образовательной программой по окружающему миру.

Изучение своего края:

• Природу

• Историю

• Культуру

• Жизнь и деятельность людей края

В процессе освоения программы организуются программы индивидуальная и коллективно-творческая деятельность учащихся по приобретению знаний об истории и культуре родного края из разных источников информации, творческая переработка информации и создание самостоятельных исследований, проектов.

1.4. Основные формы работы

• Уроки родного языка, русского языка, литературного чтения, окружающего мира, технологии, физкультуры, изобразительного искусства, музыки; интегрированные уроки

• Система внеклассной работы:

  • Классные часы;
  • Фестивали, тематические праздники, коллективно-творческие дела;
  • Художественное творчество учащихся;
  • Экскурсии и походы по родному краю;
  • Устные журналы, беседы;
  • Встречи с ветеранами, Уроки мужества;
  • Просмотры и обсуждения кинофильмов, читательские конференции;
  • Сбор и оформление материалов для школьного музея;
  • Выступления перед сверстниками по итогам проделанной работы;
  • Проектная и исследовательская деятельность учащихся;
  • Походы, спортивные турниры, дни здоровья

1.5. Образовательные результаты и мониторинг уровня овладения программой.

Образовательным результатом программы будет:

  • Устойчивый интерес к истории своей Родины;
  • Знания по истории и культуре родного края;
  • Умение устанавливать связи между прошлым и современностью;
  • Способность творчески мыслить и рассуждать;
  • Умение решать практические задачи с помощью наблюдения, сравнения;
  • Способность заниматься исследовательской деятельностью индивидуально и в творческих группах;
  • Способность рефлексировать свою учебно-познавательную деятельность.

Показатель эффективности:

• Диагностика знаний, умений, навыков учащихся в результате текущего, промежуточного, итогового контроля;

• Участие в краеведческих играх и мероприятиях школы, района, города;

• Презентации проектов учащихся и педагога перед общественностью;

• Анкетирование родителей и учащихся.

Вся деятельность выстраивается по нескольким направлениям: «Село, в котором мы живем», «Традиции и обычаи нашего края», «Моя семья», «Природа Окинского района», «Улицы моего села», «Родословие», «Архитектура и памятники  нашего села», «Топонимика Окинского края», «Жизнь знаменитых земляков»

При этом объём, содержание и формы краеведческой работы зависят от возраста учащихся, от их общего кругозора, уровня знаний и умений. Уже в первых классах учащиеся получают элементарные представления о своём крае, его природе и жизни людей. С введением курсов природоведения, истории, географии краеведческие знания учащихся обогащаются, поскольку материал этих предметов изучается в значительной степени на краеведческой основе.

Учебно-методическое обеспечение учебно-воспитательного процесса

Использование краеведческого материала на уроках:

Уроки окружающего мира: организация исследовательской деятельности учащихся.

Тема урока

Примерная тематика исследований

Твои родные и твоя Родина в потоке времени

Моя родословная.

Судьба моей семьи в истории Оки.

Ока – край эпического героя Гэсэра

Мифы и легенды о местах эпического героя.

«Вставай, страна огромная…»

Ока в годы Великой Отечественной войны.

Экосистемы реки, озера и болота.

Водоёмы Окинского края.

Как природа залечивает раны.

Охрана природы в крае.

Животные маленькие и большие.

Животные Окинского края.

Пернатые изобретатели.

Птицы Окинского края.

Хозяйство края.

Животноводство и растениеводство.

 

• Уроки риторики, литературного чтения, русского языка.

Использование дидактического материала краеведческой тематики. Антропонимы – собственные имена людей и в первую очередь имена и фамилии моей семьи.

• Уроки технологии и изобразительного искусства.

Изучение культурного наследия бурятского народа: живопись, архитектура, народные промыслы. Использование его как дидактического материала. Например урок по теме «Особенности строения жилищ бурят» изготавливается макет восьмистенной избы, современных домов, чумов сойот.

• Одним из путей реализации программы может стать воспитательная работа на базе оздоровительного лагеря: организация экскурсий, походов, встреч с интересными людьми, коллективные творческие дела.

3.2. Тематика детских учебно-исследовательских проектов.

(периодичность – 1 классный час в месяц по программе)

 1 класс.

1. Село, в котором мы живем.

2. Наша школа.

3. Наш район.

4. Животноводство нашего края.

5. Добывающая промышленность нашего района.

6. Воины – окинцы.

7. Знаменитые люди нашего района.

8. Национальный праздник – Сагаалган.

9. Традиция празднования Дня района.

2 класс.

1. Природа Окинского края.

2. Памятники природы в Оке.

3. Парк нашего села.

4. Орлик – административный центр района.

5. Реки и ручьи Оки.

6. Старые названия улиц нашего села.

7. История нашего района.

8. Помоги селу стать чище.

9. История моей школы.

3 класс.

1. История моей семьи в истории Оки.

2. Музей села Орлик.

3. Топонимические загадки Оки.

4. Откуда начинался наше село.

5. Мифы и легенды эпического героя Гэсэра.

6. Сказки и легенды моего народа.

7. Песни и стихи об Оке.

8. «Природа Оки» в фотографиях.

9. Край, который люблю.

4 класс.

1. Ока и Окинцы.

2. Писатели и поэты родного края.

3. События и люди (знаменитые люди села).

4. Спортивные достижения наших земляков.

5. Исследователи нашего края.

6. Сельские поселения нашего района.

7. Почётные жители нашего села.

8. Выпускники – гордость нашей школы.

9. Летопись нашего края.

3.3. Тематика праздников и коллективных творческих дел

1 класс

1. «С днём рождения наш класс!» праздник.

2. «Составим карту нашего села» Игра – эстафета.

2 класс

1. «О чём рассказывают улицы нашего города» игра – путешествие.

2. «Район, в котором мы живём» игра – викторина, посвященная Дню района

3 класс

1. «История моей семьи в истории Оки» семейный праздник по итогам проекта «Моя родословная».

2. «Знаешь ли ты Оку?» интерактивная игра по итогам проекта «Наш край – Ока»

4 класс

1. Интерактивная интеллектуальная игра по итогам исследований учащихся.

2. «Что бы Родину понять – учите главы с именами славных земляков» - научно-практическая конференция по итогам проекта «Ока и Окинцы».

3. «Моя малая Родина» итоговая игра, подведение итогов года.

Привлечение родителей к реализации программы.

Примерная тематика родительских собраний.

1 класс. Как научить ребенка любить свой край.

2 класс. Роль семьи в формировании бережного отношения к природе родного края.

 3 класс. Родословное древо семьи.

 4 класс. Как помочь ребенку стать исследователем истории родного края.

Взаимодействие детей с родителями на разных этапах краеведческих исследований способствует формированию бережного отношения к традициям и сохранению семейных связей, улучшению отношений между поколениями.

Форма работы с семьями учащихся предполагает следующие виды деятельности:

  •  Помощь в получении знаний
  •  Оценка результатов деятельности
  •  Родительские собрания
  •  Выставка работ
  •  Презентации
  •  Организации и проведение экскурсий и праздников

Учителю необходимо уделять большое внимание согласованию краеведческого материала с программой, так как краеведение многогранно по своему содержанию: в нем сочетаются история, география, природа, этнография, фольклор и др. Особенность образовательного предмета «Мир вокруг нас» состоит в том, что он предусматривает предварительное ознакомление учащихся с географией и историей родного края. В процессе изучения предмета «Мир вокруг нас» осуществляется систематизация и расширение представлений детей о предметах и явлениях природы и общественной жизни, развитие интереса к их познанию, обогащение нравственного опыта учащихся, воспитание у них любви к своему окружению (родной город, село, деревня, природа, традиции родного края, его люди). При этом предполагается обязательное активное участие детей в разнообразной краеведческой деятельности.

В УМК «Начальная школа 21 в.» Н. Ф. Виноградовой предмет «Окружающий мир» интегрированный. При его изучении младший школьник:

- устанавливает более тесные связи между познанием природы и социальной жизни;

- понимает взаимосвязи в системе «человек-природа-общество»;

- осознаёт необходимость выполнения правил поведения, сущность нравственно-этических установок; получает навыки экологической культуры;

- подходит к пониманию себя как индивидуальности, своих способностей и возможностей, осознаёт возможность изменять себя, понимает важность здорового образа жизни; подготавливается к изучению базовых предметов основной школе. Краеведческий принцип обязывает учителя при изучении природы и общественных явлений широко использовать местное окружение, проводить экскурсии в природу, в места трудовой деятельности людей, в краеведческие, исторические музеи. Всё это обеспечивает накопление чувственного опыта и облегчает осознание учебного материала.

Работа по направлению «Село, в котором мы живем.» я начинаю с первых дней ребенка в школе. Провожу экскурсии по селу, где знакомлю детей с правилами дорожного движения «Безопасный путь в школу», а также рассматриваем красивые дома и административные здания в селе. Обычно это вызывает особый интерес и у детей возникает желание показать всем свой родной дом. И тогда я прошу детей принести изображение своего дома в виде рисунков и фотографий. Из собранных детских работ составляем общую презентацию «Село, в котором мы живем.», при просмотре которой дети с гордостью представляют свой дом следующими словами: «Это мой дом», «Я тут живу» и рассказывают о своем доме.

Ребятам 3- 4 классов, предлагаю задания сложнее: составить план развития новых предприятий села для трудоустройства безработных.

Такие мероприятия развивают у младших школьников интерес к своему селу, желание начать изучать его историю, социально-экономическое развитие родного края.

Направление «Природа Окинского края.» для 1-2 классов реализуется в разных формах. Первоначальные знания о природе учащиеся получают на уроках окружающего мира. На занятии кружка «Юный исследователь» изучаем проблему загрязнения водных ресурсов нашего края, посвящено внеклассное мероприятие «Научно-исследовательская лаборатория «Тайна воды», которое проводится в 1 классе. 3-4 классы работают над разработкой экологического маршрута на минеральные источники, расположенного вблизи села.

В течение года ребята выполняют еще несколько мини- проектов: «Растения нашего края», «Животные нашего края», «Красная книга нашего края». Каждый член кружка выбирает для себя растение и животное, а затем самостоятельно или с помощью родителей, изготавливает страницу с рисунком и описанием. Все страницы мы собираем в общий альбом.

Ежегодно в нашей школе проходит выставка осенних букетов и поделок из природного материала «Нет краше Родины нашей» и мои ученики активные участники данного мероприятия. Названия представленных работ отражают их отношение к своему родному краю: «Сельский пейзаж», «Край мой родной».

Еще один коллективный долгосрочный проект, участниками которого стали ученики моего класса, проводился в течение зимних месяцев и назывался «Покормите птиц зимой». Реализация данного проекта проходила в несколько этапов:

Теоретический: На занятиях кружка «Юный исследователь» ребята собрали информацию о зимующих птицах нашего края, о необходимой помощи птицам в зимнее время.

Практический:

1) Операция «Кормушка». Ребята изготавливали дома с родителями кормушки, а после уроков развешивали их в сквере и угощали птиц разными лакомствами: зерном, мясом, салом, крошками хлеба.

Этап рефлексии: Итогом проделанной работы стал классный час, где ребята читали стихи о птицах, рассуждали о важности заботы и помощи птицам зимой.

Кроме того, мы ежегодно организуем походы в лес. Наряду с активным отдыхом на природе, наблюдаем за состоянием растений в зимний период, слушаем пение зимующих птиц, применяем ранее изученные правила поведения в лесу.

Данные мероприятия развивают интерес к природе, любовь к растениям и животным своего края, желание о них заботиться.

Ещё одно и, пожалуй, самое важное направление «Моя семья», которое вызывает у детей особые эмоции и чувства гордости, любви и уважения к родным людям.

1 сентября 2014года в нашем классе прошел классный час на тему: «Я-талантлив». К нам в гости пришли родители учеников: Тогошеева А.Г. и  Дармахеева Н.Л. Они рассказали детям о своих профессиях: повар-кондитер и  агроном.  Рассказ «Что в поле выросло, да как на стол пришло» сопровождался фотографиями наших  огородов и блюд, которые можно приготовить из овощей. Учащиеся отгадывали  загадки, отвечали на  вопросы. В конце мероприятия все угощались тортом, приготовленным нашими мамами.

Знакомство с профессиями родителей продолжается в течение всех четырех лет обучения в начальной школе.

В течение года мои ученики принимали участие в различных классных мини-проектах: «Что означает моя фамилия», «Мое генеалогическое древо», а так же в школьном проекте «Герб моей семьи». Найденную информацию дети представили на занятиях кружка «Юный исследователь» в виде небольших сообщений и рисунков.

В рамках школьной акции мы провели классный час «Семья и Отечество». Ребята рассуждали о важности понятий «Дом», «Семья», «Родные люди», «Малая Родина»; читали стихи нашего поэта-земляка  Баира Дугарова о Родине, несколько учеников рассказали о своих дедушках-участниках Великой Отечественной войны.

Работа по направлению «Хозяйство нашего края» направлена на знакомство ребят с сельскими профессиями, ежегодно в классах проводятся классные часы на тему: «Я и моя семья». Ученики рассуждают о важности профессии сельского труженика, рассказывают о труде своих родителей, занятых в животноводстве, об известных труженниках нашего села.

Регулярными стали экскурсии в сельскую библиотеку, там ребята узнают об известных людях нашего края: поэтах, писателях, учатся находить нужную информацию в архивных материалах, читают.

Важное место в краеведческой работе отводится заботе о ветеранах и работниках тыла из нашего села.

В течение года мы проводим акцию «Милосердие» для работников тыла Будаевой С.Б.. и Патархеевой З.С. Ребята приходят к ним в гости, оказывают посильную помощь, с удовольствием слушают рассказы о нелегких военных годах. Ученики искренне благодарят бабушек за их вклад в историю страны, нашего села и дарят изготовленные своими руками подарки. Такие встречи оставляют неизгладимый след в душе моих учеников, воспитывают уважение к старым людям, гордость за своих односельчан.

В рамках ежегодной школьной акции «Навстречу Победе» ребята, вооружившись граблями и мётлами, выходят на субботник по очистке сквера Победы от мусора.

В нашем селе уже стала хорошей традицией акция «Бессмертный полк» и ребята несут портреты односельчан, погибших в годы Великой Отечественной войны.

Краеведческий материал обладает полифункциональностью, сочетая в себе обучающие, воспитывающие и развивающие функции.

Краеведение является важным средством повышения качества знаний, способствующим формированию у школьников научного мировоззрения, воспитанию нравственности.

Использование краеведческого материала активизирует мыслительную деятельность учащихся, позволяет разнообразить методику уроков, вносит в преподавание конкретность и убедительность

Краеведение создаёт благоприятные условия для организации различных заданий творческого характера, применения в учебной работе разнообразных элементов поиска и исследования, широкого использования местных источников.

Результативность реализации краеведческого принципа на уроках окружающего мира по предмету

В результате формируется личность с менталитетом: мои ученики раскрепощены, верят в себя и свои способности, учатся свободно и критично мыслить. Я отношусь к ним с уважением – на занятиях царит атмосфера сотрудничества, совместного поиска методом проб и ошибок. 
Необходимо помогать детям, видеть смысл их творческой исследовательской деятельности, видеть в этом возможность реализации собственных талантов и возможностей, способ саморазвития и самосовершенствования. 
Одна из задач учителя - поощрять творческие находки ребёнка, стремление к поиску. Важно, чтоб они не боялись совершить ошибку, поддержать в любой ситуации, не подавлять желание порыва, творческой идеи учащегося, а направлять их. Каждому ученику необходимо дать возможность ощутить свои силы, проверить себя. Очень важно создать атмосферу творческой рабочей обстановки. Также важно, чтоб исследование было посильным для ребенка и доступным для детского восприятия. 
Исследовательская работа – желание самих учащихся достичь нового знания, достичь какой – то цели. Следовательно, никто другой, так как он, не сможет почувствовать и оценить свой труд. 
Детей, которые занимаются исследованиями, легко распознать и оценить среди сверстников. У них особый блеск глаз, виден интерес к познанию всего, что их окружает. 
Созданный мной кружок «Я – исследователь» стал важной частью жизни класса и родителей. Дети и родители находятся в постоянном поиске, наблюдении, проводят опыты и эксперименты, создают презентации. Родители стали частыми гостями в классе, «маленьким исследователям» нравится перед ними выступать, защищать свои исследовательские работы и проекты. А всё это потому, что дети видят, какой результат приносит их совместный труд, как гордятся ими родители. 
Исходя из вышесказанного, можно утверждать, что организация работы по краеведению, её интеграция с предметами школьной программы и сотрудничество с родителями и окружающим социумом позволяет максимально расширить кругозор учеников начальной школы, привить им навыки самостоятельного мышления, активизировать их познавательную и исследовательскую деятельность. Дети постепенно начинают осознавать необходимость изучения истории, культуры, природных особенностей родного края, своей малой Родины.

Всего нами было проработано  в первый год работы по программе 18  тем :

 «Птицы Оки», «Лекарственные растения Оки», «Праздники в нашем селе», «Памятники села Орлик», «Имена в нашей семье», «Моя родословная», «Как вырастить растение», «Легенды нашего края», «Домашние животные», «Реки и родники села Орлик», «Сохраним природу», «Цифры в нашей жизни»и другие. 
Все ребята защитили свои проекты и награждены грамотами. 
Тогошеева Сандыка  очень заинтересовали птицы: своим обликом, голосом, подвижностью, выносливостью и любовью к своей Родине. Ему хотелось понять их загадочную жизнь, научиться распознавать их по внешнему виду, пению. Он много читал литературы, вёл дневник наблюдения за птицами, их повадками, образом жизни и решил остановиться на теме: «Зимующие птицы нашего края». 
Натолкнула его на эту тему суровая сибирская зима. Ведя наблюдения, он увидел, как изменилась жизнь птиц с приходом холодов. Им было холодно и голодно. Сандак  решил создать условия для птиц, зимующих в горной Оке. Но одному справиться с такой задачей, конечно, сложно и он привлёк одноклассников, затем своих соседей. Ребята и взрослые мастерили кормушки, развешивали их рядом с домом, в школе, раздавали прохожим. Девочки и мальчики собирали семена, хлебные крошки, устраивали дежурство в «птичьей столовой», развешивали листовки, в которых призывали жителей села позаботиться о пернатых. Пришла весна - птицы пережили суровую зиму, им помогли люди. Так родился проект «Добрая зима для пернатых села». Тогошеев Сандак принял участие в российском конкурсе. Его работа опубликована на сайте фестиваля исследовательских и творческих работ учащихся «Алые паруса». 
В 2015 году Сандак  участвовал в муниципальном конкурсе «Твори добро своим руками»- за проектную работу был награждён грамотой и занял 2 место. В 2016 году Тогошеев Сандак  участвовал в региональном НПК «Первые шаги». Награждён Сандак  Грамотой  и сертификатом НПК. Сейчас Тогошеев Сандак учится в пятом классе, его увлечение птицами не прошло и он работает над новым проектом. 
Базарову Адисо  заинтересовала тема «Именная книга четвероногих друзей человека». Ей хотелось узнать: какими кличками, чаще всего, называют хозяева своих питомцев. Цель её проекта составить копилку кличек кошек и собак, исследовать все клички животных, провести наблюдения и найти ответ на вопрос: «Часто ли люди называют животных человеческими именами?». Ксения изучала литературу о домашних животных, провела анкетирование в классе, опрос учащихся в школе, при помощи взрослых записала клички из художественной литературы и фильмов. Она так увлекла всех вокруг этой проблемой, что быстро была создана именная книга четвероногих друзей человека. Ксения начала исследовать клички и пришла к выводу: чаще всего встречаются клички собак: Шарик, Бобик, Пушок, Малыш, Жучка, Кнопка, Дружок. Кошкам дают имена: Васька, Мурка, Барсик, Муська, Маруська, Мурёна, Пушок. А вот человеческими именами люди называют своих питомцев, но очень редко. Базарова Адисо была участником районной научно-практической конференции  «Первые шаги» дипломом. 

В 2012-2013 учебном году мои ребята очень активно приняли участие на очном этапе Всероссийского конкурса  проектов учащихся «СОЗИДАНИЕ и ТВОРЧЕСТВО» в г. Анапа:

  1. «История села в названиях улиц» - 2 место (7 человек)
  2. Экологический проект "Чистота вокруг в селе - чистота у нас в душе" – 1 место ( 3 человека)
  3. Издательский проект «Легенда о яках в комиксах» - 3 место, Иванов Матвей
  4. Эколого-краеведческий путеводитель «Край, овеянный легендой» - 2 место, Бартаева Бэлигма

2014 году мои первоклассники  очень тщательно готовилиськ празднику Прощания с букварем. Каждый выбрал свою тему составления Азбуки. Ринчинов Владимир  решил изучать мир планет, Сускина Александра  увлекают морские  животные, а Арзухаева Александра  очень хотела бы узнать о музыкальных инструментах. Дарбаков Алесандр  увлечен миром автомобилей.

Все ребята с удовольствием посещают кружок «Я – исследователь». 
2017 -2018 учебном году на всероссийский конкурс «Я – исследователь» в этом году отправлены две работы: проект «Сохраним цветы горной Оки»  Сампиловой Нараны и исследовательская работа «15 редких животных Оки»  Хаптагаева Леонида. 
Самбаева Алина  решила изучить цветковые растения Окинского  края, которые занесены в Красную книгу. Она собрала много материала о растениях Окинского района, на следующий год хотела бы продолжить изучать растительный мир за пределами района. Завершила она свой проект замечательной презентацией « Сохраним цветы Саян». 
Все проекты и исследовательские работы дети защитили на школьной конференции.  Лучшие проекты ребят размещены на сайте школы. 
Я считаю, что у нашего кружка интересное будущее. Планируем продолжить работу, вовлекая большее количество учащихся и родителей, активней используя образовательные возможности социального окружения. 
Работа кружка «Я – исследователь» сплотила детей и учителя, детей и взрослых и привела к высоким результатам взаимопонимания. 
Я познакомила вас с проектно – исследовательской деятельностью учащихся и надеюсь, что мой опыт хотя бы немного поможет вам вырастить настоящих творцов, а не простых исполнителей. Ведь главный результат этой работы – не просто красивая, детально проработанная схема, подготовленное ребёнком сообщение, составленная яркая презентация или даже склеенный из бумаги робот. Педагогический результат – это, прежде всего, бесценный в воспитательном отношении опыт самостоятельной, творческой, исследовательской работы, новые знания и умения, составляющие целый спектр новообразований. 
Организуя исследовательскую деятельность младших школьников в ходе индивидуальной работы, групповой работы и в ходе массовых мероприятий мы воспитываем у детей интерес к познанию мира, углубленному изучению дисциплин, создаём для детей условия, способствующие развитию у младших школьников навыков исследовательской работы. 
Наблюдения за учащимися показали, что от занятия к занятию растёт самостоятельность детей в проведении исследований, в основании проблем, в планировании своей деятельности. Кроме того, вовлечение детей в исследовательскую деятельность способствует формированию у учащихся обще - учебных умений и навыков. 
У детей, включенных в исследовательский поиск, развиваются мыслительные умения и навыки. Им предоставляется возможность творить в основной для младших школьников деятельности – учебной. 
Итак, исследовательская деятельность ребёнка – это возможность организовать самообучение, самовоспитание детей, что является актуальным в современной школе и жизни. 
Проанализировав работу по программе т
«Родимая сторона – мать», я поняла, что устойчивого положительного результата можно добиться, только работая по принципу: «Обучая себя, обучу и разовью ребёнка». 
Всегда в делах, всегда в заботах. 
Учить детей – моя работа. 
Я уверена, что организация исследовательской деятельности – перспективный путь развития детей и для того, чтобы сделать обучение научным, качественным и творческим – необходимо включить исследовательскую деятельность в образовательный процесс школы. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока теоретического обучения "Организация обслуживания в организациях общественного питания"

Контрольно-проверочный урок проводится в виде конкурса, в котором обучающиеся, распределенные на малые группы, выполняют роли директоров, администраторов, старших официантов, официантов ресторана. Обу...

Методическая разработка урока по теме: "Организация работы и оборудование горячего цеха супового отделения"

Данный урок предназначен для профессии СПО "повар, кондитер" по учебной дисциплине: Техническое оснащение иорганизация рабочего места. Урок составлен на основе применения цифровых образовательных ресу...

Методическая разработка урока по предмету "Организация и управление грузовой и коммерческой работой" на тему "Перевозка массовых навалочных грузов"

Методическая разработка на тему "Перевозка массовых навалочных грузов" содержитподробный план проведения учебного занятия и предназначена для колледжей железнодорожного транспорта...

Методическая разработка для студентов по организации внеаудиторной самостоятельной работы по ПМ.04 "Младшая медицинская сестра по уходу за больными», МДК 04.01 «Участие в организации безопасной окружающей среды для участников лечебно-диагностического пр

Участие в одимпиаде помогает повысить мотивацию студентов к использованию информационно-коммуникационных технологий в профессиональной деятельности, лучше понять сущность и социальную значимость своей...

Методическая разработка открытого занятия по фортепиано. «Работа над крупными видами техники: организация игрового аппарата»

Методическая разработка открытого занятия по фортепиано  по теме «Работа над крупными видами техники: организация игрового аппарата»...

Методическая разработка Фабрика процессов: Рациональная организация работы перевязочной медсестры. Рабочее место по системе 5С

laquo;Фабрика процессов» – это учебный центр практического обучения, в основе которого лежит имитация процессов, наиболее приближенно отражающих реальную деятельность. Важно отметить, что...

Методическая разработка по теме Особенности организации работы среднего медицинского персонала в учреждениях здравоохранения сельской местности

Методическая разработка предназначена для проведения теоретического занятия  по теме Особенности организации работы среднего медицинского пепрсонала в  учреждениях здравоохравнения сельской ...