МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЕ СВЯЗИ КАК ЭЛЕМЕНТ МОДЕЛИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ
статья на тему

Остролуцкая Ольга Александровна

Статья на тему "Междисцинарные связи как элемент моделирования профессиональной деятельности студентов"

Скачать:


Предварительный просмотр:

МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЕ  СВЯЗИ КАК ЭЛЕМЕНТ МОДЕЛИРОВАНИЯ

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ

Остролуцкая О.А.

ГБПОУ ВО ВГППК

Формирование профессиональных компетенций и общих компетенций в ходе реализации ФГОС по специальностям среднего профессионального образования невозможно без полноценной реализации междисциплинарных связей.

Составляя календарно-тематические планы, преподавателю  важно знать, что обучающиеся уже усвоили из необходимых опорных знаний на уроках по другим дисциплинам, согласовать с преподавателями смежных дисциплин постановку вопросов и заданий, чтобы избежать дублирования и достигнуть развития общих идей и понятий, их углубления и обогащения.

Принцип междисциплинарных связей нацеливает на формулировку проблемы, вопросов, заданий для учащихся, ориентирующих на применение и синтез знаний и умений из разных дисциплин. Систематическое использование междисциплинарных связей создает возможности широко пользоваться дидактическими материалами и средствами наглядности (учебниками, таблицами, макетами, слайд-шоу, иллюстрациями, видеофильмами), относящимися к одному учебному предмету, при изучении других дисциплин. В организации обучения возникает потребность в комплексных формах - обобщающих уроках, семинарах, экскурсиях, конференциях, имеющих междисциплинарное содержание. Такие формы требуют координации деятельности преподавателей, изучения учебных программ по родственным дисциплинам, взаимопосещения учебных занятий.

Проблема междисциплинарных связей интересовала педагогов еще в далеком прошлом. Прогрессивные педагоги - Я.А.Коменский, К.Д.Ушинский, Н.К.Крупская - подчеркивали необходимость взаимосвязей между учебными предметами для отражения целостной картины природы «в голове ученика», для создания истинной системы знаний и правильного миропонимания.

Содержание, объем, время и способы использования знаний из других дисциплин можно определить только на основе планирования.

Конкретизация использования междисциплинарных связей в процессе обучения достигается с помощью поурочного планирования. Поурочный план - разработка показывает, когда, на каком этапе урока и как, какими способами включаются знания из других курсов в изучение нового или закрепление учебного материала. Особенно необходима тщательная разработка обобщающего урока с междисциплинарными связями. Выделение таких уроков производится на основе тематического планирования. Положительные стороны данного планирования - это формулировка цели и задачи урока с учетом междисциплинарных связей; формулировка конкретных вопросов к обучающимся, требующих воспроизведения и применения знаний; наличие мировоззренческого вывода; включение в домашнее задание вопросов междисциплинарного содержания.

Реализация междисциплинарных связей способствует систематизации, а, следовательно, глубине и прочности знаний, помогает дать обучающимся целостную картину мира. При этом повышается эффективность обучения и воспитания, обеспечивается возможность сквозного применения знаний, умений, навыков, полученных на уроках по разным дисциплинам.

В течение последних пяти лет моя педагогическая деятельность была связана с технологией моделирования профессиональной деятельности на уроках архитектуры зданий.

Моделирование профессиональной деятельности в учебном процессе - это такое ее отражение в содержании обучения и в реальной учебной деятельности обучающихся, которое: во-первых, дает студентам правильное и полное представление о целостной профессиональной деятельности; во-вторых, позволяет им в процессе обучения овладеть способами (действиями, операциями) профессиональной деятельности настолько полно, что обеспечивает безболезненный переход к реальному выполнению своих трудовых обязанностей (профессиональных функций).

Материальным выражением модели профессиональной деятельности являются состав, содержание и последовательность предъявления студентам учебно-производственных задач, которые в комплексе охватывают все основные действия, входящие в профессиональную деятельность.

Особое значение приобретают междисциплинарные связи в системе профессионального образования, где учебный и познавательный процесс должен строиться в органической связи с общеобразовательными, общепрофессиональными и специальными дисциплинами.

На основе анализа учебных планов программы подготовки специалистов среднего звена ГБПОУ ВО «Воронежский государственный профессионально-педагогический колледж» по специальности среднего и профессионального образования 08.02.01 Строительство и эксплуатация зданий и сооружений было выделено четыре модели междисциплинарных связей:

1) дисциплины  общеобразовательной подготовки – дисциплины профессиональных модулей;

2) дисциплины профессиональной подготовки – дисциплины профессиональных модулей;

3) дисциплины общепрофессионального цикла - дисциплины профессиональных модулей;

4) дисциплины профессиональных модулей – дисциплины профессиональных модулей.

Дисциплины общеобразовательной подготовки

Дисциплины профессиональной подготовки

Дисциплины общепрофессио

нального цикла

Профессиональные модули

Общий гуманитарный

и социально-экономический учебный цикл

Математический и общий естественнонаучный учебный цикл

Русский язык

Литература

Иностранный язык

Математика

История

Обществознание

Физика

Химия

Биология

Физическая культура

Информатика и ИКТ

ОБЖ

Физическая культура

Основы философии

История

Иностранный язык

Деловое общение

Математика

Информатика

Инженерная графика

ИТ в профессиональной деятельности

Основы геодезии

Экономика организации

Техническая  механика

Основы  электротехники

Безопасность жизнедеятельности

ПМ.01 Участие в проектировании зданий и сооружений

ПМ.02 Выполнение технологических процессов при строительстве, эксплуатации и реконструкции строительных объектов 

ПМ.03 Организация деятельности структурных подразделений при выполнении строительно-монтажных работ, эксплуатации и реконструкции зданий и сооружений

ПМ.04 Организация видов работ при эксплуатации и реконструкции строительных объектов 

Системное применение междисциплинарных связей дисциплин общеобразовательной подготовки, дисциплин профессиональной подготовки, дисциплин общепрофессионального цикла и профессиональных модулей развивает кругозор, глубину мышления, способствует быстрому восприятию происходящих явлений изучаемого материала и помогает развивать навыки использования потенциальных знаний в прикладных дисциплинах.

Проанализировав рабочие программы и учебные планы дисциплин, преподаваемых на отделении СЭЗС, была выполнена сводная таблица, в которой отражены наиболее важные и наглядные междисциплинарные связи дисциплины МДК. 01.04 Архитектура зданий и дисциплин общеобразовательной подготовки, дисциплин профессиональной подготовки, дисциплин общепрофессионального цикла и профессиональных модулей. Фрагмент таблицы приведён в Приложении1.

Особенностью преподавания на строительном отделении является метод работы над проектом, в процессе которого обучающиеся решают архитектурные задачи в комплексе со смежными дисциплинами. Этот комплексный метод работы над проектом в значительной мере моделирует метод проектирования, принятый в проектных организациях. Но как метод обучения он имеет свои особенности, главная из которых состоит в том, что дисциплины, смежные с профилирующей, должны изучаться не только самостоятельно, но и обязательно на примерах и в подчинении задачам архитектурного проектирования; в этом и только в этом случае студент конкретно может оценить место и значение смежной дисциплины в учебном процессе, взаимосвязь дисциплин.

На примерах «своих» проектов  по МДК.01.04 Проектирование зданий и сооружений: Архитектура зданий ПМ.01 Участие в проектировании зданий и сооружений обучающиеся решают задачи смежных дисциплин. Это проявляется, во-первых, в том, что проекты более конструктивно обоснованы, а во-вторых. и это главное, в том, что обучающийся реализует принятые решения в практических и курсовых проектах по смежным дисциплинам, что является продолжением курсового проекта по МДК.01.04 Проектирование зданий и сооружений: Архитектура зданий.

Таким образом, включаемые в содержание урока междисциплинарные связи усиливают его новизну, вызывают обновление уже известного материала, объединяют новые и прежние знания в систему.

Связи смежных курсов позволяют глубже проникнуть в сущность учебных дисциплин; раскрыть, например, причинно - следственные связи. Укрепляя стимулирующее содержание уроков, междисциплинарные связи активизируют и процесс усвоения знаний, основанный на их постоянном применении. Становится наглядной практическая нужность и полезность знаний по всем дисциплинам.

Междисциплинарные связи приводят в действие все стимулы познавательного интереса, связанные с учебной деятельностью: вносят проблемность, элементы исследования и творчества, разнообразят формы самостоятельной работы, побуждают к овладению новыми умениями, дают представление о комплексном характере проектирования зданий и сооружений, а главное, создают условия для формирования профессиональных компетенций будущих молодых специалистов.

В современном профессиональном образовании упор делается на развитие личности и универсальные учебные умения. Будет уделяться большое внимание междисциплинарным связям, навыкам обучающихся ориентироваться в больших объемах информации, следовательно, проблема реализации междисциплинарных связей актуальна как никогда.

Литература

1. Полат Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: Учебное пособие для студентов педагогических вузов и системы повышения квалификации педагогических кадров /Е.С.Полат, М.Ю.Бухаркина, М.В. Моисеева, А.Е. Петров; Под ред. Е.С. Полат. - М.: Издательский центр «Академия», 2002. - 272с.

2.Попова Н. В. Междисциплинарная парадигма как основа формирования интегративных компетенций студентов многопрофильного вуза : на примере дисциплины Иностранный язык : диссертация ... доктора педагогических наук : 13.00.08 / Попова Нина Васильевна; [Место защиты: С.-Петерб. гос. политехн. ун-т].- Санкт-Петербург, 2011.- 585 с.: ил. РГБ ОД, 71 13-13/33

3. Виленский В.Я. Технологии профессионально-ориентированного обучения в высшей школе: Учебное пособие. Издание второе / В.Я.Виленский ,П.И.Образцов ,А.И Уман Под ред. В.А. Сластенина. – М.: Педагогическое общество России, 2005. – 192 с

4. Голуб Г.Б. Метод проектов - технология компетентностно-ориентированного образования: Методическое пособие/Г.Б.Голуб, Е.А.Перелыгина, О.В.Чуракова, редактор Е.Я.Коган. – Самара: "Издательский дом "ФЕДОРОВ", 2006. – 176с.

5. Маркова А.К. Формирование мотивации учения: книга для учителя/А.К. Маркова, Т.А. Матис, А.Б. Орлов. — М.: Просвещение, 1990. - 192с

.


Приложение 1

№ те

мы по КТП

Тема урока

по МДК.01.04  Архитектура зданий

(КТП)

Дисциплины  общеобразовательной подготовки

(наименование, тема)

Дисциплины профессиональной подготовки (наименование, тема)

Дисциплины общепрофессионального цикла (наименование, тема)

Профессиональные модули (наименование МДК, тема)

1

2

3

4

5

6

3

Основы архитектурно-строительного проектирования

Обществознание

Тема: Деятельность человека и ее многообразие

Тема:

Рыночные отношения в экономике

Иностранный язык

Тема: Виды строительных объектов

Тема: Субподрядчики строительных компаний

ОП.07 Экономика организации

Тема: Расчет сметной стоимости

ОП.10 Экономика отрасли

Тема: Состав и виды сметной документации

ОП.01 Инженерная графика

Тема: Основные требования ЕСКД к оформлению чертежей. Чертеж изображения

МДК 03.01. Управление деятельностью структурных подразделений при выполнении строительно-монтажных работ, эксплуатации и реконструкции зданий и сооружений 

ПМ. 03 Организация деятельности структурных подразделений при выполнении строительно-монтажных работ, эксплуатации, и реконструкции зданий и сооружений

Тема: Получение разрешения на строительство

МДК 02.03 Организация технологических процессов при строительстве, эксплуатации и реконструкции строительных объектов: Ценообразование и проектно-сметное дело в строительстве

ПМ.02 Выполнение технологических процессов при строительстве, эксплуатации и реконструкции строительных объектов

Тема: Организация строительного проектирования и его значение.

Тема: Основные этапы проектирования. Стадии проектирования. Состав проекта.

Тема: Составление локальной, объектной  смет, сводного сметного расчета.

6

Основания и фундаменты.

История

Тема: Становление индустриальной цивилизации

Иностранный язык

Тема: Производство и транспортировка бетона

ОП.04 Основы геодезии

специальность 08.02.01 Строительство и эксплуатация зданий и сооружений

Тема: Разбивка фундаментов.

ОП.01 Инженерная графика

Тема: Построение фигуры сечения и нахождение натуральной величины фигуры сечения.

ОП.09 Монтаж железобетонных и металлических конструкций

Тема: Монтаж блоков фундаментов и стен подвалов.

МДК.02.01 Организация технологических процессов при строительстве, эксплуатации и реконструкции строительных объектов: Технология и организация строительных процессов

ПМ.02 Выполнение технологических процессов при строительстве, эксплуатации и реконструкции строительных объектов

Тема: Земляные работы

МДК.01.03  Проектирование зданий и сооружений: Строительное черчение

ПМ.01 Участие в проектировании зданий и сооружений

Тема: Система проектной документации для строительства (СПДС).

Правила выполнения архитектурно-строительных чертежей. Вычерчивание условных графических обозначений строительных материалов  по ГОСТ Р 21.1101-2013

МДК 01.05 Проектирование зданий и сооружений: Основы проектирования строительных конструкций

ПМ.01 Участие в проектировании зданий и сооружений

Тема: Общие сведения о основаниях и фундаментах

Тема: Определение глубины заложения фундамента

Тема: Методика расчета фундаментов по несущей способности и по деформациям.

МДК 02.03 Организация технологических процессов при строительстве, эксплуатации и реконструкции строительных объектов: Ценообразование и проектно-сметное дело в строительстве

ПМ.02 Выполнение технологических процессов при строительстве, эксплуатации и реконструкции строительных объектов

Тема: Подсчет объемов земляных работ

МДК 01.01 Проектирование зданий и сооружений:  Инженерно-геологические исследования для строительства

ПМ.01 Участие в проектировании зданий и сооружений

МДК 01.01 Проектирование зданий и сооружений:  Инженерно-геологические исследования для строительства

ПМ.01 Участие в проектировании зданий и сооружений

Тема: Свойства особых грунтов. Геологические процессы и явления

Тема: Основы геологии. Происхождение грунтов, составные части.

Тема: Происхождение и классификация подземных вод. Деятельность подземных вод

20

Элементы строительной теплотехники и строительной акустики

Обществознание

Тема: Правовое регулирование трудовых отношений.

Физика.

Тема: Основы термодинамики

Иностранный язык

Тема: Субподрядчики строительных компаний

ОП.04 Основы геодезии

Тема: Геодезические планы и чертежи, используемые при строительно-монтажных работах.

ОП.07Экономика организации

Тема: Заполнение таблицы сводного сметного расчета

МДК 04.02.Эксплуатация зданий:

Инженерные сети и оборудование территорий зданий и строительных площадок

ПМ.04 Организация видов работ при эксплуатации и реконструкции строительных объектов

Тема: Основные сведения о строительной теплотехнике

МДК 04.01 Эксплуатация зданий: Техническая эксплуатация зданий

ПМ.04 Организация видов работ при эксплуатации и реконструкции строительных объектов

Тема: Техническая эксплуатация инженерного оборудования

Тема: Техническое  состояние  и эксплуатационные характеристики систем газоснабжения, теплоснабжения, вентиляции

36

Железобетонные каркасы многоэтажных промзданий.

Физика.

Тема: Законы сохранения в механике

Иностранный язык

Тема: Производство и транспортировка бетона

ОП.09 Монтаж железобетонных и металлических конструкций

Тема: Монтажные соединения ЖБК.

Тема: Монтаж  одноэтажных каркасно-панельных зданий из сборного железобетона

ОП.07Экономика организации

Тема: Заполнение таблицы объектной сметы

МДК 01.05 Проектирование зданий и сооружений: Основы проектирования строительных конструкций

ПМ.01 Участие в проектировании зданий и сооружений

Тема: Общие сведения о железобетонных конструкция. Сущность железобетона.

Тема: Расчет железобетонных конструкций по предельным состояниям.

Тема: Оформление рабочих чертежей железобетонных конструкций

МДК.03.02 Управление деятельностью структурных подразделений при выполнении строительно-монтажных работ, эксплуатации и реконструкции   зданий и сооружений: Охрана труда и техника безопасности

ПМ.03Организация деятельности структурных подразделений при выполнении строительно-монтажных работ, эксплуатации и реконструкции зданий и сооружений

Тема: Техника безопасности при монтаже строительных конструкций

37

Металлические и смешанные каркасы промзданий.

 Химия. 

Тема: Вещества и их свойства

Тема: Химические реакции

Тема: Металлы

Иностранный язык

Тема: Современные строительные технологии

ОП.09 Монтаж железобетонных и металлических конструкций

Тема: Монтажные соединения стальных конструкций.

ОП.07Экономика организации

Тема: Расчет стоимости строительно-монтажных работ

МДК 01.05 Проектирование зданий и сооружений: Основы проектирования строительных конструкций

ПМ.01 Участие в проектировании зданий и сооружений

Тема: Металлические конструкции.

Тема: Элементы металлического каркаса.

Тема: Металлический каркас.

МДК 02.04 Учет и контроль технологических процессов

ПМ.02 Выполнение технологических процессов при строительстве, эксплуатации и реконструкции строительных объектов

Тема: Назначение и правила ведения журнала  работ по антикоррозионной защите сварных соединений

МДК.03.02 Управление деятельностью структурных подразделений при выполнении строительно-монтажных работ, эксплуатации и реконструкции   зданий и сооружений: Охрана труда и техника безопасности

ПМ.03Организация деятельности структурных подразделений при выполнении строительно-монтажных работ, эксплуатации и реконструкции зданий и сооружений

Тема: Техника безопасности при электрогазосварочных работах.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар Мастер-класс «Применение элементов технологии продуктивного чтения и элементы проектной деятельности в системно-деятельностном подходе при обучении младших школьников по системе «Школа России».

«Применение элементов технологии продуктивного чтения и элементы проектной деятельности в системно-деятельностном  подходе при обучении младших школьников по системе «Школа России»....

Организация применения учебного элемента при подготовке студентов по профессии "Оператор связи"

Фоминых Наталья Геннадьевна, преподавательГБОУ ППО «Магнитогорский технологический   колледж имени В.П.Омельченко». Организация применения учебного элемента при подготовке студентов по ...

ЭЛЕМЕНТЫ ПРОБЛЕМНОГО ОБУЧЕНИЯ, КАК ОДИН ИЗ МЕТОДОВ АКТИВНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ

ЭЛЕМЕНТЫ ПРОБЛЕМНОГО ОБУЧЕНИЯ, КАК ОДИН ИЗ МЕТОДОВ АКТИВНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ...

Разработка практического занятия с элементами проектной деятельности по дисциплине «Глобальные вычислительные сети» «РАБОТА С ИНФОРМАЦИОННО-ПОИСКОВЫМИ СИСТЕМАМИ WWW»

Разработка практического занятия «Работа с информационно-поисковыми системами www» является необычной, т.к. в ней использованы элементы проектной деятельности.Первая часть занятия – защита проектной р...

ИГРА КАК ЭЛЕМЕНТ КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ПРЕДПРОФИЛЬНОМ ОБУЧЕНИИ ЯЗЫКОВОЙ ШКОЛЫ

Аннотация. Настоящая статья посвящена проблеме использования игровых методов обучения в урочной и внеурочной деятельности. Статья предназначена для преподавателей, воспитателей, методистов образовател...

Методическая разработка « Организация экскурсионной работы в колледже как элемент патриотического воспитания студентов»

В методической разработке  « Организация экскурсионной работы в колледже как элемент патриотического воспитания студентов» авторы рассматривают алгоритм проведения экскурсионной работ...

проект «Организация экскурсионной работы в колледже как элемент патриотического воспитания студентов (на примере изучения природного заповедника Саблино)».

Рассмотрен вариант проекта организации патриотиического воспитания студентов СПО через организацию экскурсионной деятельности на примере прирнодного заповедника Саблино....