Деятельно-компетентностный подход в обучении специальным строительным дисциплинам в Курском монтажном техникуме
статья на тему

Соцкова Ольга Алексеевна

Данная статья о деятельностно-компетентностном подходе в преподавании строительных дисциплин и инновационных методиках.

Скачать:


Предварительный просмотр:

О. А. Соцкова

Деятельно-компетентностный подход в обучении специальным строительным дисциплинам в Курском монтажном техникуме

Детей надо учить тому, что пригодится им, когда они вырастут.

Аристипп.

Как известно,  компетентность в специальных инженерно-строительных дисциплинах — это готовность учащихся пользоваться приобретенными знаниями, навыками, умениями  для решения жизненных практических и теоретических задач в строительной отрасли. В то же время любые умения приобретаются в процессе деятельности, следовательно, формирование компетентности возможно лишь в ходе разнообразной познавательной, коммуникативной, практической, творческой деятельности учащихся. Именно поэтому компетентностный подход направлен на получение ими опыта такой деятельности, на придание самому процессу обучения деятельностного характера. Главное — уметь приобретать знания не пассивно, а деятельно (активно), то есть прилагая к этому усилия, и уметь пользоваться такими знаниями в повседневной жизни как в пределах, так и за пределами обучения.

В основу современных методик обучения любой дисциплине положен деятельностный подход, вытекающий из психологической теории деятельности, основные положения которой были разработаны научной школой Л. С. Выготского (А. Н. Леонтьев, Д. Б. Эльконин, В. В. Давыдов, П. Я. Гальперин, Л. И. Божович). Общеизвестно, что вне деятельности в педагогике невозможно решить ни одной задачи обучения, воспитания и развития (В. И. Андреев, А. Г. Асмолов, А. Н. Леонтьев, Н. В. Кузьмина, С. Л. Рубинштейн).

Известный психолог, основатель деятельностного подхода, А. Н. Леонтьев в своей работе «Деятельность. Сознание. Личность» писал: «Что такое человеческая жизнь? Это есть совокупность, точнее, система сменяющих друг друга деятельностей. В деятельности и происходит переход объекта в его субъективную форму, в образ; вместе с тем в деятельности совершается также переход деятельности в ее объективные результаты, в ее продукты. Взятая с этой стороны, деятельность выступает как процесс, в котором осуществляются взаимно переходы между полюсами «субъект — объект». … Деятельность — это не реакция и не совокупность реакций, а система, имеющая строение, свои внутренние переходы и превращения, свое развитие» [2: с.65].

По мнению Н. О. Яковлевой, «деятельностный подход дает возможность рассмотреть основные компоненты деятельности педагога и его воспитанников с единых методологических позиций и тем самым раскрыть природу их взаимодействия; позволяет изучить специфические особенности деятельности всех участников педагогического процесса через проекцию общих концептуальных положений теории деятельности на педагогическую область; обязывает рассматривать педагогическую деятельность как интегративную характеристику сотрудничества педагога и воспитанника; обязывает признать важнейшим фактором, формирующим развитие личности воспитанника, специально подобранную деятельность; определяет процесс образования как непрерывную смену различных видов деятельности; выстраивает педагогический процесс в соответствии с компонентами деятельности ученика» [5: с.91–92].

Объектом нашего исследования является процесс обучения специальным строительным дисциплинам учащихся в ОБОУ СПО «Курский монтажный техникум»

Целью исследования является раскрытие сущности компетентностного подхода применительно к обучению специальным строительным дисциплинам учащихся  Курского монтажного техникума, определение изменений, которые должны быть осуществлены в системе обучения,  и разработка научно-обоснованной методики с учетом компетентностного подхода.

Комиссия специальных строительных дисциплин Курского монтажного техникума считает, что  все строительные дисциплины  являются компетентностными предметами, так как в их основе преобладает деятельностное содержание.

Говоря о компетенциях, необходимо уточнить понятия «компетенция» и «компетентность». По определению теоретика компетентностного подхода А. В. Хуторского [3: с.58-64] «компетенция — это готовность человека к мобилизации знаний, умений и внешних ресурсов для эффективной деятельности в конкретной жизненной ситуации; готовность действовать в ситуации неопределенности. Компетентность — совокупность компетенций, наличие знаний и опыта, необходимых для эффективной деятельности в заданной предметной области» [4: с.58-64].

Компетентностный подход к обучению специальным строительным дисциплинам требует творческого подхода к организации и построению учебного процесса, созданию условий для формирования и развития практических навыков и умений. Поэтому мы стремимся создать на занятиях такие условия, когда усвоение учащимися  материала осуществляется  в процессе общения преподавателя с учащимися, учащихся между собой, в моделируемых нами различными способами жизненных ситуациях.

По нашему мнению, компетентностным является то задание, которое имеет  жизненное обоснование, то есть учащийся должен чётко представлять, где пригодится ему данное знание, умение или практический опыт.

Формирование компетенций учащихся зависит от их активности, когда «активность» педагога переходит в активность обучаемых. Компетентностный подход усиливает практическую направленность образования, подчеркивает необходимость приобретения опыта деятельности, умения на практике реализовать знания. Таким образом, компетентностный подход включает совокупность принципов определения целей образования, выражающихся в самоопределении, самоактуализации и развитии индивидуальности обучаемых. Не менее важным является вопрос выбора форм и методов обучения студентов. Обучение в компетентностно-ориентированном образовании приобретает деятельностный характер, т. е. формирование знаний и умений осуществляется в практической деятельности учащихся, организуется их совместная деятельность в группах; используются активные формы и методы обучения, инновационные технологии; в процессе обучения активно реализуются межпредметные связи; развиваются важнейшие качества: самостоятельность, креативность, инициативность и ответственность [1: с.3-7].

Формирование учебно-познавательной компетенции — это формирование навыков учебной деятельности, умений анализировать свою деятельность. Для формирования данной компетенции активно используются самоконтроль и взаимоконтроль.

Формирование коммуникативной компетенции происходит поэтапно с помощью игровых технологий, дискуссий. Овладение коммуникативной компетенцией означает владение различными социальными ролями. Основной способ для этого — ролевая игра. В процессе разыгрывания различных жизненных ситуаций, студенты готовят себя к будущим ролям: проектировщика, геодезиста, мастера,  таким образом формируя социально-трудовую компетенцию.

В Курском монтажном техникуме принято проводить недели комиссий. Каждая комиссия готовит ряд мероприятий: открытых уроков, уроков на производстве, уроков-путешествий, уроков-экскурсий, уроков–КВН, открытых защит курсовых проектов, конференций, круглых столов и т.п. В марте 2015 года комиссия специальных строительных дисциплин проводит открытый урок из цикла «По Руси» о деревянном зодчестве русского севера, используя деятельно-компетентностные технологии. Эти недели комиссий являются ярчайшими отчётами  формирования компетенций у учащихся и преподавателей. У преподавателей нового поколения, например, происходит формирование компетенции «научить учиться».

При проведении занятий мы используем  по возможности мультимедийные технологии,  ибо без обучающих фильмов, без программ Автокад,  Архикад,  Грандсмета  невозможно  обучение учащихся основным профессиональным компетенциям в строительстве.

 Преподавателей, осуществляющих компетентностное обучение, несомненно, волнуют вопросы оценки сформированности той или иной компетенции. Для нас  такими критериями могут служить  контрольно-оценочные средства, разработанные в междисциплинарных комплексах (МДК) и профессиональных модулях (ПМ).

Таким образом, нами сделана попытка решить одну из проблем повышения качества обучения учащихся  на основе инновационных педагогических условий — обучения специальным строительным дисциплинам с учетом компетентностного, а, учитывая наличие учебных и производственных практик, деятельно-компетентностного подхода. Работа в этом направлении продолжается. Необходимость использования данного подхода не вызывает сомнений, поскольку самым важным звеном модернизации образования является изменение результата: выпускник должен быть не просто «знающим», а «умеющим».

Список литературы:

1. Лебедев О. Е. Компетентностный подход в образовании // Школьные технологии. — 2004. — № 5. — С. 3–7.

2. Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. М., 2005.

3. Хуторской А. В. Ключевые компетенции как компонент личностно-ориентированной парадигмы образования // Народное образование. — № 2. — 2003. — С. 58–64.

4. Хуторской А. В. Ключевые компетенции и образовательные стандарты — Интернет-журнал «Эйдос».- 2002.-23 апреля.http: // www.eidos.ru/ journal/ 2002/ 0423. htm.-Педагогический дискуссионный клуб «Компетенция и компетентность: сколько их у российского школьника» /(портал ориентированной парадигмы образования // Народное образование. — № 2. — 2003. — С. 58–64.        Аудиторум. ru, 2002)

5. Яковлева Н. О. Теоретико-методологические основы педагогического проектирования: монография. М., 2002.




По теме: методические разработки, презентации и конспекты

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ОТКРЫТОГО УРОКА ПО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЕ «ОСНОВЫ ИНЖЕНЕРНЙ ГРАФИКИ» по теме «Системно-деятельный подход в обучении» Тема урока «"Анализ геометрической формы предмета"

Цели настоящей  методической разработки:   Организовать осмысление мотивации обучения,создать условия для понятия темы урока и заинтересовать студентов, а также способствовать разв...

ТЕХНОЛОГИЯ СОТРУДНИЧЕСТВА В ПРЕПОДАВАНИИ СПЕЦИАЛЬНЫХ СТРОИТЕЛЬНЫХ ДИСЦИПЛИН

Статья на тему "Технология сотрудничества в преподавании специальных строительных дисциплин"...

Благоустройство дворового участка ОБПОУ «Курский монтажный техникум»

Благоустройство дворового участка ОБПОУ «Курский монтажный техникум», практико-ориентированный проект...

Общие методические указания по самостоятельной работе для студентов заочного отделения «Курского монтажного техникума» специальности 08.02.01 «Строительство и эксплуатация зданий и сооружений» по основам философии

Общие методические указания по самостоятельной работе для студентов заочного отделения «Курского монтажного техникума» специальности 08.02.01 «Строительство и эксплуатация зданий и с...

Программа «Применение системно -деятельностного подхода в обучении на занятиях по дисциплине «ОБЖ» в рамках самообразования педагога

Программа «Применение системно -деятельностного подхода в обучении на занятиях   по дисциплине «ОБЖ»  в рамках самообразования педагога...

презентация к семинару на тему: "Интерактивные методы обучения как условие повышения качества образования" разработала преподаватель спец.дисциплин ГБПОУ "Троицкий технологический техникум" Мумбаева С.Ю.

презентация к семинару на тему: "Интерактивные методы обучения как условие повышения качества образования", разработала преподаватель спец.дисциплин Мумбаева С.Ю....

Статья "О подходах к оцениванию личностных, метапредметных и предметных результатов обучения средствами учебной дисциплины"

В статье описывается механизм соотнесения образовательных результатов рабочих программ дисциплин (предметных, метапредметных, личностных) с УУД. Предлагаются типы заданий для оценивания различных резу...