Развитие социально-адаптивной личности во внеурочной деятельности
материал на тему

Бовкун Елизавета Дмитриевна

Развитие социально-адаптивной личности во внеуолчной деятельности детей с умеренной умственной отсталостью.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Развитие социально-адаптированной личности детей с умеренной умственной отсталостью во внеурочной деятельности.

 В настоящее время в России значительно возрос интерес к проблеме помощи детям с умеренной и тяжелой формой интеллектуальной недостаточности. Разрабатываются новые организационные формы работы с ними, выявляются их потенциальные возможности к интеграции в общество. Об этом свидетельствует Типовое положение о специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии и Инструктивное письмо Министерства образования РФ (26.12.200,№3). Согласно этому положению в коррекционных образовательных учреждениях VIII вида по всей стране открыты классы для данной категории детей.

         Дети с тяжелой и умеренной умственной отсталостью сложный и весьма разнородный по степени выраженности интеллектуального дефекта контингент. В ходе воспитания и обучения данной категории детей основными задачами являются: поиск путей их возможной социализации, развитие навыков самообслуживания, приучение к элементарным формам труда, вовлечение ребенка в социальную жизнь и развитие его личности.         

     Социализация, как процесс интеграции ребенка в структуру общества, развитие его личности, требует не приспособления внешних условий к особенностям дефекта ребенка, а изменения его способа существования в соответствии с социальными условиями.

      При социализации лиц  с умеренной и тяжелой умственной отсталостью трудноразрешимыми проблемами являются отсутствие навыков межличностного общения в обычной среде, несформированость потребности в таком общении,  неумение выстраивать  свое адекватное поведение в общественных местах. Наличие данных трудностей вызвало необходимость поиска путей решения проблемы для данной категории учащихся школ VIII вида и вовлечения их во взаимодействие с социальной средой.

     Первоначальные знания, умения и навыки ребенок получает в школе, при специально организованном процессе воспитания и обучения. В нашей школе  главную роль во всей системе работы с данной категорией детей занимают  три  основных блоках, неразрывно связанные между собой - это труд, здоровье, культура. Для этого в  школе созданы программы и проекты:  «Учимся вместе»,  «Здоровое поколение», семейный клуб «Очаг», «Азбука жизни». Работа по данным программам поможет:

  • Наладить адекватное межличностное общение
  • Научить осмысленно относиться к своему здоровью
  •  Научить основам экономических знаний
  • Скорректировать  поведение
  • Подготовить детей к самостоятельной жизни через: труд, ЗОЖ, культуру
  • Развить личность ребенка и дать ему возможность почувствовать себя нужным.

    Кроме этого ведется работа с социальными структурами, т.е дети вводятся в пространство социальных связей:

  •  Центр Социального Обслуживания организует для детей: музыкальные занятия, массаж, ЛФК, игровая комната. На занятиях и праздниках происходит общение с более старшими детьми-инвалидами. Ежегодно дети участвуют в городском фестивале «Кораблик надежды»
  • Взаимодействие с общественными организациями. Волонтеры, студенты, учащиеся микрорайона школы организуют встречи с детьми, проводят игры на взаимодействие, праздники, мастер-классы, тем самым дают возможность «особым» детям участвовать в городских акциях.

БФ «Благодар», центр «Надежда» дает возможность посещать культурно-досуговые центры.

  • Культурно-досуговые центры. Проходят походы и экскурсии в музеи, киноцентры, зоопарк, цирк, выставки.
  • Посещение социально - значимых объектов: аптек, почты, вокзалы,  торговые центры, обувные мастерские, сбербанк. В ходе экскурсии воспитанники тренируются в умении пользоваться транспортом, знакомятся с учреждениями, учатся читать вывески, пользоваться терминалами и банкоматами.
  • Интернет.  Ребята учатся пользоваться компьютером, более адаптированные дети имеют свои страницы в социальных сетях, для них это способ общения, расширения кругозора, развитие познавательного интереса. Для «неговорящих» детей – это способ письма, набора букв, слогов, слов.
  • Работа с семьей. Невозможно говорить о полноценной работе с детьми-инвалидами без опоры на семью. Учитывая это, на базе школы для родителей регулярно проводятся консультации различных специалистов, обучающие-родительские собрания с выпуском газеты «Учимся вместе». Совместно с родителями традиционно организуются автобусные экскурсии: по городу, в г.Кунгур Ледяные пещеры, в резиденцию к удмуртскому Деду Морозу с.Шаркан.

Исходя из всего вышеизложенного, можно сделать вывод о том, что в стенах специальной школы для детей данной категории созданы благоприятные условия для развития личности детей с умеренной умственной отсталостью. Выпуская из школы таких детей мы несомненно получаем позитивные успехи, но в настоящее время на уровне государства не созданы и не организованы дальнейшие пути , формы их социализации и дальнейшего развития, роста ребенка, как личности в социуме. Сегодня мне, как педагогу, классному руководителю, воспитателю, работающему с данной категорией детей, хотелось бы привлечь внимание общественности к данной проблеме и найти пути ее разрешения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие ценностных ориентаций подростков во внеурочной воспитательной деятельности.

Актуальность проблемы.  В настоящее время проявляется тенденция увеличения количества детей и подростков с девиантным поведением. Данное обстоятельство определяет важность и необходимо...

Развитие ценностных ориентаций подростков во внеурочной воспитательной деятельности. Статья

Актуальность проблемы.  В настоящее время проявляется тенденция увеличения количества детей и подростков с девиантным поведением. Данное обстоятельство определяет важность и необходимо...

Развитие мелкой моторики кисти руки детей младшего школьного возраста с ЗПР во внеурочной деятельности средствами искусства

Данная статья посвящена проблемам развития мелкой моторики у детей младшего школьного возраста с ЗПР и способам их решения во время внеурочной деятельности....

Обобщение опыта практических результатов профессиональной деятельности на тему: " Развитие экологической компетентности обучающихся на уроках биологии и во внеурочной деятельности"

Цель – развитие экологического мышления обучающихся. Задачи: • формирование познавательного интереса к природе родного края; • формирование основ знаний о том, как человек взаимодействует с приро...

Внеурочная деятельность – неотъемлемая часть образовательного процесса, направленная на воспитание и социализацию личности.

«Все современные компании конкурируют на основе знаний, но знания недолговечны. К ним нужно относиться как к молоку, ставить дату выпуска.Если их вовремя не использовать, они скиснут и станут бесполез...

Презентация доклада на педсовете ГПОУ ТО "АХТТ" по теме "Формирование социально-активной личности студентов через внеурочную деятельность"

Презентация доклада на педсовете ГПОУ ТО "АХТТ" по теме "Формирование социально-активной личности студентов через внеурочную деятельность"...