Развитие творческого потенциала студентов колледжа в курсе методики развития детской речи
статья по теме

 Данная статья поможет студентам и работающим воспитателям более творчески подходить в работе с детьми по развитию речевого творчества.

Целенаправленная, систематическая работа преподавателя по развитию творческого потенциала студентов поможет раскрыть творческий потенциал студенток, проявление интереса к изучаемому предмету, а также совершенствованию их умений и навыков.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_o_rech.potentsiale_stud.docx18.93 КБ

Предварительный просмотр:

ГБОУ СПО Педагогический колледж №8 Санкт-Петербурга                               Материал статьи для сборника научно-методических статей участников конференции «Новое поколение ФГОС СПО: опыт и проблемы внедрения в педагогическую практику»  (21 февраля 2013 г.)

Тема: «Развитие творческого потенциала студентов колледжа в курсе методики развития детской речи методики»

Автор: Ашейчик Татьяна Александровна

     В условиях нынешней социальной ситуации, в связи с новыми запросами общества, в частности, требованиями Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования 2010 года, а также потребностью дошкольных учреждений в квалифицированных кадрах с особой остротой встаёт проблема развития творческой активности педагогов. Увеличение доли интеллектуального фактора в педагогическом труде и необходимость внедрения компетентностного подхода в образовательных учреждениях сделали педагогическое творчество велением нашего времени, важнейшей особенностью процесса обновления и развития современной системы дошкольного образования.                                                                        

     Современный выпускник педагогического колледжа согласно ФГОС по специальности «Дошкольное образование» должен обладать различными общими и профессиональными компетенциями. Среди них есть такие, которые требуют от педагога проявления высокой творческой активности. Это: способность определять методы решения профессиональных задач, готовность действовать в нестандартных ситуациях, умение разрабатывать методические материалы с учётом возможностей детей, готовность участвовать в проектной и исследовательской деятельности в области дошкольного образования и др.

     В деятельности компетентного специалиста творчество можно рассматривать как высшую степень его профессиональной активности, в результате которой получается соединение теоретических знаний, практических умений и опыта. Но настоящий педагог никогда не ограничивается в своих творческих поисках, приобретёнными ранее знаниями и накопленным духовным богатством. Он постоянно занимается самообразованием, проектирует задачи и направления профессионального и личностного развития.

     Студенты должны понимать, что педагогическая работа реализуется в бесконечно меняющихся ситуациях, в процессе поиска оптимальных решений профессиональных задач, в условиях изменения целей, содержания и технологий дошкольного образования, Развитие творческого потенциала направлено в конечном итоге на передачу накопленных знаний и опыта воспитанникам. Приобретая, отдавать – насущная потребность современного педагога, главная профессиональная особенность педагогического творчества.

     Понятие «творчество» очень объёмное и многогранное. Его классифицируют по разным параметрам, в частности, по такому главному признаку, как новизна постановки задач и инновационный подход к их решению.

     К простейшему творчеству 1-ого типа можно отнести применение известного решения к известной проблеме. Новизна творческого труда в этом случае сводится к созданию того, что помогает решать данную задачу (например, на занятиях по методике развития детской речи это: новая модель для обучения рассказыванию, схема, коллаж, мнемотаблица и др.).

     К творчеству 2-ого типа относится новое применение известного решения или новое решение старой задачи, т.е. решение не принятыми, нетрадиционными в данной области средствами (например, сочинение сказки путём соединения нескольких эпизодов из уже известных произведений).

   Творчество 3-его типа требует принципиально нового решения для принципиально новой проблемы.

Для развития современных наук, в том числе и методики развития детской речи, важен любой вид творчества. Поэтому необходимо в каждой учебной группе стараться создавать условия для развития творческого потенциала студентов, помогать на педагогической практике использовать полученные результаты их творческого труда. Решить данную задачу помогает научно обоснованная система дидактических и методических пособий, средств обучения  - УМК. Это:                                                                                    *творческие работы студентов старших курсов (по темам «Рассматривание картин», «Методика проведения экскурсий», «Знакомство с многозначными словами», «Занимательная фразеология в ДОУ», «Коррекционная логопедическая работа» ...);                                                                            *творческие задания для студентов в ходе аудиторных занятий и педагогической практики;                                                                                                * презентации;                                                                                            *фотоматериалы по итогам исследовательских работ студентов по вопросам речевого развития дошкольников;                                                                *конспекты интегрированных показательных занятий по развитию речи в ДОУ;                                                                                                                                      * разнообразные пособия по теме «Детское речевое творчество» и др.

     Студенты при желании имеют свободный доступ к этим материалам и пособиям, возможность использования их в собственной практической работе с детьми. При этом не следует забывать, что необходимым компонентом, связывающим воедино все средства, является слово педагога. Только сочетание слова и наглядных средств обучения даёт возможность творчески применять дидактические средства, обеспечить умственную и речевую активность студентов на занятиях, организовать их самостоятельную деятельность и повысить интерес к процессу изучения методики развития детской речи.

     Прежде чем развивать в студентах творческое отношение к будущей профессии, следует понять, как они в целом относятся к этой проблеме, считают ли себя творческими личностями, как истолковывают термин «творчество». Разобраться в этом помогают беседы со студентами, наблюдения за их учебной деятельностью на занятиях и на педагогической практике, анкетирование, оценка качества выполненных творческих заданий, первым из которых является сочинение сказки для дошкольников о значении родного языка (в прозе или стихах). В начале изучения курса методики студентам предлагается обсудить вопрос о значении речи воспитателя в развитии дошкольников, в частности, их творческих речевых  способностей. Эффективным  приёмом при этом является кластер, используемый в рамках технологии развития критического мышления - какие ассоциации вызывает понятие «творчество»?  что способствует его развитию? какой синоним можно подобрать к этому слову?...                                                                                                                                          

     Все без исключения приходят к выводу, что проявление творчества необходимо в работе воспитателя дошкольного учреждения при формировании речевых способностей детей. Однако в чём и как это должно проявляться, студенты представляют недостаточно чётко. Использование разных методов и приёмов, направленных на развитие творческого потенциала студентов, формирование их общих и профессиональных компетенций, способствует решению этой непростой задачи. Так, например,  целесообразным является использование метода проектов при изучении вопросов «методика проведения экскурсий с дошкольниками», «рассматривание картин». К презентации проектов каждая подгруппа студентов готовит папку с материалами по теме занятия. При этом всем предоставляется возможность проявить инициативу и творчество.

     Следует отметить, что работа по развитию творческого потенциала  студентов на занятиях по методике развития детской речи проводится поэтапно. Это позволяет постепенно усложнять  содержание заданий в пределах одной темы и в рамках всего курса.                                                          1-ый этап: знакомство с образцами речевого творчества, их анализ;                2-ой этап: умение самостоятельно подбирать примеры из методической и  художественной литературы (например, для составления описательных рассказов по пейзажным картинам);                                                                                                      3-ий этап: самостоятельное выполнение заданий без опоры на предложенные образцы с частичной помощью преподавателя;                                                                 4-ый этап: полностью самостоятельное творческое выполнение заданий.            На всех этапах работы необходимо учитывать индивидуальные  возможности  каждой студентки.

   Таким образом, целенаправленная, систематическая работа преподавателя по развитию творческого потенциала студентов, его заинтересованное отношение к проблеме, а также использование современных образовательных технологий способствуют:                                                                - появлению у студентов интереса к изучаемому предмету;                                                        - совершенствованию их профессиональных умений и навыков;                                           - формированию осознания необходимости постоянного развития своих творческих речевых способностей и роста профессионального мастерства.                                                                                                                

                     

     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учебно-методический материал "Варианты творческих заданий для студентов по отдельным темам методики развития детской речи"

 Материал поможет педагогам правильно организовать работу со студентами по методике развития речи, а также поможет воспитателям более творчески организовывать работу с детьми....

Развитие творческих способностей студентов на уроках по освоению МДК 03.02 Теория и методика развития речи у детей

В статье транслируется опыт формирования творческих способностей студентов дошкольного отделения на уроках по развитию речи, раскрываются виды деятельности творческого характера, приемы мотивации твор...

Учебный проект «Развитие творческого потенциала студентов средствами компьютерных технологий»

Актуальность проекта. В условиях повышения требований к системе образования  основной целью, стоящей перед современными педагогами, является создание условий для профессионального, и в том ч...

Мониторинг развития творческого потенциала студентов СПО на занятиях по дисциплине «Общая психология»

Статья по проблеме отслеживания развития творческих способностей на занятиях по дисциплине "Общая психология"....

РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ СТУДЕНТОВ КОЛЛЕДЖА НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ

Одной из педагогических задач сегодня является внедрение в образовательный процесс таких методов и приемов, которые помогут обучающимся не только овладеть определенными знаниями, умениями и навыками в...