Методические рекомендации "Использование метода проекта при подготовке и проведении экскурсии с дошкольниками"
методическая разработка по теме

   Методические рекомендации в данной статье очень подробно и ясно раскрывают метод проекта по организации подготовке и проведению экскурсий. Правильная подборка словесного, наглядного материала, составление плана-конспекта, всё это поможет привести к положительному конечному итогу. Дети получат новые и интересные знания об окружающем мире и пополнят свой словарный запас.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл met.rek_.v-lyam_po_met.proektov-ekskursii.docx20.42 КБ

Предварительный просмотр:

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ для воспитателей                                  по теме «Использование метода проекта при подготовке и проведении экскурсии с дошкольниками» 

Автор: Ашейчик Т.А., преподаватель Санкт-Петербургского  ГБПОУ «педагогический колледж №8»                                                                                        2013 год

ЦЕЛЬ: Использовать метод проектов в ходе подготовки и проведения экскурсии по ознакомлению дошкольников с окружающим миром и развитию словаря

РЕКОМЕНДАЦИИ:

1) Для создания проекта необходимо быть готовым к пополнению и уточнению знаний по теме «формирование словаря дошкольников», к участию в проектной деятельности.                                                                                                                            2) Необходимо понимать, что метод проектов является наиболее эффективным приёмом при изучении вопроса о методике проведения экскурсий с дошкольниками.                                                                              

3) Для появления заинтересованного отношения к предстоящей работе следует ознакомиться с необходимой учебно-методической литературой, различными вариантами «моделей трудового процесса» (если экскурсия посвящена знакомству детей с трудом взрослых - работников кухни и медицинского кабинета в ДОУ, педагогов в школе и т.д.).                                                                                                                                                 4) Следует также предусмотреть возможную «защиту» проекта в базовом дошкольном учреждении, её анализ и корректировку.                                                                                                                      

5) Необходимо помнить, что проект может быть монопредметным и межпредметным.

Например,                                                                                                                                             - экскурсия в магазин «Цветы» предполагает уточнить имеющиеся знания природоведческого характера, приобрести новые дополнительные сведения по теме;                                                                                                                                     - для организации экскурсии в детскую спортивную школу понадобятся знания по методике физического воспитания о видах спорта, проведении олимпиад, спортивных снарядах…;                                                                                                                                   -интересно провести экскурсию в библиотеку поможет информация о  специальной терминологии, содержании художественных произведений, авторах книг для детей и т.п.      

6) Подбирая словесный и наглядный материал, наиболее эффективные приёмы, следует помнить о возрастных и индивидуальных особенностях речи детей, в частности их лексического запаса.                                                                                                                            7) Составляя планы-конспекты экскурсий, желательно проконсультироваться с старшим воспитателем.                                                                                               8) Важно осознавать, что конечный итог данной проектной деятельности должен быть положительным, а сам процесс – результативным и педагогически оправданным (дети должны получить новые интересные по форме и содержанию знания об окружающем мире, пополнить свой словарный запас).

ЭТАПЫ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ:                                                                  1. Работа над проектом начинается с:

              с постановки проблемы

обоснования практической значимости её результатов

:                                                                                                                     как расширить кругозор детей, какие можно организовать экскурсии в той или иной возрастной группе, чем может быть обоснован выбор темы, с помощью каких приёмов провести экскурсию наиболее интересно для детей и эффективно с точки зрения развития их интеллекта и речи?                                                                                                                                

организация экскурсий является эффективной формой активного познания детьми окружающей действительности, её социальных явлений (например, труда взрослых); получение новых знаний сопровождается пополнением соответствующего словарного запаса

2. Определение цели проекта, содержания и задач каждого из этапов.                            Например,                                                                                                                                                    - проведение предварительной работы (подготовка участников экскурсии, чтение художественной литературы,  рассказывание, рассматривание разнообразного материала, объяснение новых слов, показ видеоматериалов, дидактические игры по развитию словаря, подбор занимательного словесного и наглядного материала и т.п.);                                                                                             - составление конспекта экскурсии. Продумать:                                                                              а/структуру НОД;                                                                                                                          б/содержание и последовательность вопросов;                                                                                             в/приёмы активизации умственной и речевой деятельности детей;                                                            г/упражнения и словесные игры по развитию словаря в процессе экскурсии.

- создание мини-словаря по конкретной теме экскурсии (включить в него все части речи, в том числе из эмоционально-оценочной лексики);                                                                         - составление плана работы после проведения экскурсии:                                                                          

а/с детьми - игры, изо-деятельность, запись детских рассказов, просмотр видеоматериалов, чтение занимательной дополнительной литературы, задания для релаксации;                                                                                                                                                  б/ с родителями - анкетирование, рекомендации, оформление фотоматериалов, совместные с детьми домашние задания.        

3. Подготовка материалов по теме экскурсии для презентации проекта:                                                                - конспект;                                                                                                                                                           - модель трудового процесса;                                                                                                                                                                          - выставка методической и художественной литературы по теме экскурсии;                                                                                                                                                                    - наглядные пособия (картины, иллюстрации, карты-схемы, мнемотаблицы,  

  коллажи, игрушки, предметы);                                                                                                                                       - видеопрезентация темы экскурсии для показа на компьютере.

Образец плана-конспекта экскурсии:

 Программные задачи:                                                                                                                              - познавательные  (познакомить с…; дать знания о …);                                                                                                                                      - речевые (обогащать и активизировать словарь детей за счёт слов…;    развивать речь-доказательство; учить чётко формулировать вопросы, рассуждать, анализировать);                                                                                                                                                                  - воспитательные (формировать в детях заинтересованное отношение к окружающему  миру; воспитывать уважение к труду взрослых…).

1-ая вводная часть. Цель: заинтересовать детей темой предстоящей экскурсии, эмоционально настроить на восприятие нового материала.                                                                         Приёмы:                                                                                                                                                        - обращение к личному опыту (вспомнить с детьми…; спросить о…);                                                                                                                                   - чтение стихотворения, небольшого отрывка из художественного произведения;                                                                                                                                                                      - загадки по теме экскурсии;                                                                                                                     - пословицы, поговорки - в старшем дошкольном возрасте;                                                                          - рассматривание предмета, фотографии и др. по вопросам воспитателя;                                                                                       - слушание музыки и пр.

2-ая основная часть. Цель: (например) познакомить детей с работой повара в ДОУ, целью и содержанием его деятельности, орудиями труда, последовательностью действий.                                                                                                                                           Приёмы:                                                                                                                                                                      - осмотр помещения (Куда мы пришли? Где мы сейчас находимся? Как вы об этом догадались?);                                                                                                                                             - вопросы к детям (о внешнем виде повара, его действиях, необходимых орудиях труда, результате работы);                                                                                                                                           - наблюдение, рассматривание объектов (признаки, особенности, назначение…);                                                                                                                                 - рассказы участников экскурсии, комментарии воспитателя;                                                                      - знакомство с новыми словами, их смыслом;                                                                                                  - практические действия детей (индивидуальные; по просьбе повара и под его контролем);                                                                                                                                  - стихи, загадки, пословицы и поговорки (о поваре, предметах посуды, о труде);                                                                                                                                      - игры и упражнения («Кто больше назовёт красивых слов о...»; «Продолжите предложение»; «Скажи по-другому»; «Назови ласково»; «Один-много»; «Хорошо-плохо» и др.) .                                                                                                                                

 3-я заключительная часть. Цель: обобщить полученные знания, сделать выводы.   Приёмы:                                                                                                                                                           - вопросы (Куда…? Что видели, узнали? Какие   ? Что нужно…? Почему, зачем…? );                                                                                                                                                   - решение речевых задач и проблемных ситуаций (Как бы вы поступили на месте…; Что может произойти, если…);                                                                                                                                 - изо-деятельность (Нарисуйте, что больше всего вам понравилось в ходе экскурсии);                                                                                                                                    - игры (дидактические, сюжетно-ролевые )

4. Алгоритм  «защиты» проекта:                                                                                             1. Краткий рассказ о предварительной работе перед экскурсией.                                              2. Объяснение цели проекта и поэтапных задач, содержания плана-конспекта и использованных приёмов, предусматривающих определённую последовательность действий.                                                                                                                                                                 3. Показ модели трудового процесса по теме экскурсии.                                                                                                          4. Проведение игровых упражнений на основе подобранного словесного и наглядного материала.                                                                                                                                                      5. Демонстрация спланированной словарной работы с детьми.                

ЛИТЕРАТУРА                                                                                                                  *Алексеева М.М., Яшина В.И. Овладение оценочной лексикой как условие формирования социальной активности старших дошкольников //  Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста. - М., 2000, СТР.252-257                                                                             *Логинова В.И. К вопросу о программе ознакомления детей дошкольного возраста с трудом взрослых //Умственное воспитание детей дошкольного возраста. – Л.1976                                                        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации по подготовке и проведению классных часов по профилактике экстремистских проявлений на почве межнациональной розни с учетом возрастных особенностей обучающихся. Методические рекомендации по подготовке и проведению классных часов

Современные условия жизни оказывают на психику ребенка интенсивное воздействие. Поток информации стал обильнее, впечатления разнообразнее, богаче, темп жизни ускорился. При неустойчивой нервной систем...

Методика подготовки и проведения культурно-досуговых мероприятий для дошкольников

Не для кого не секрет, как сложно писать сценарии  концерта..особенно подводки к номерам художественной самодеятельности...Мой материал поможет вам .....

Метод проектов–активная форма проведения уроков английского языка

Метод проектов–активная форма проведения уроков английского языка.1.     Актуальность проблемы.   2.  Причины побудившие меня заняться данной проблемой.3. Анализ пед...

Научно - методическая статья "Метод проекта в обучении иностранному языку как средство развития коммуникативной компетенции обучающихся"

Целью данной статьи является определить роль проектной методики на занятиях по иностранному языку в формировании коммуникативной компетенции учащихся. Автором проводится анализ научной литературы по п...

Методическое пособие «Проведение квалификационного экзамена по методу проектов» - реализация компетентностного подхода к образовательному процессу.

Аннотация. Голубева В.В. Методическое пособие «Проведение квалификационного экзамена по методу проектов» - реализация компетентностного подхода к образовательному процессу. Данное методическ...

Методическое пособие «Проведение квалификационного экзамена по методу проектов» - реализация компетентностного подхода к образовательному процессу.

Методическое пособие «Проведение квалификационного экзамена по методу проектов» - реализация компетентностного подхода к образовательному процессу. Данное методическое пособие представляет...