Доклад Графический прием РАСТР
методическая разработка

Кострыгина Жанна Сергеевна

Современный педагог в современном  мире всегда будет стремиться к чему-то новому, искать новый опыт и делиться им с детьми.  А педагог- художник, который не только учит изобразительному искусству, но и сам постоянно находится в процессе обучения чему-то новому является ценным кладезем знаний для учащихся.

В настоящее время в изобразительном искусстве насчитывается множество техник и приемов в живописи. Современный мир не стоит на месте и молодые художники не перестают нас удивлять своими авторскими стилями живописи. Но и в графике оказывается есть, что совершенствовать.

Графический прием РАСТР  появился в качестве эксперимента буквально несколько лет назад в Сибирском государственном институте искусств имени Хворостовского. Задачей эксперимента было создать что-то уникальное, оригинальное, новое. Над ним работали студенты совместно с педагогом кафедры дизайна, опираясь на  технику выполнения  графических работ итальянского  живописца и графика Джорджо Моранди. В его  графических работах так же как и в живописи сохраняется простота форм, отсекается все лишнее и чуждое. Этого эффекта он достигает за счет наложения разного рода штрихов, значительно отличающихся от штрихов академического рисунка. Его штрихи были взяты за основу при создании приема РАСТР. Также  в этом приеме есть некий отсыл к компьютерной графике, откуда скорее всего и появилось название самого приема. Растр переводится с латинского как скребок и грабли и означает наложение сетки пикселей, которую можно разглядеть на мониторах любого размера.

Ссылка на презентацию https://disk.yandex.ru/i/y5JF_wzVvrHl0A

Ссылка на презентацию https://disk.yandex.ru/i/K59D347rilxWXA

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Графический прием РАСТР»

Подготовила: преподаватель изобразительного искусства Кострыгина ЖС

Современный педагог в современном  мире всегда будет стремиться к чему-то новому, искать новый опыт и делиться им с детьми.  А педагог- художник, который не только учит изобразительному искусству, но и сам постоянно находится в процессе обучения чему-то новому является ценным кладезем знаний для учащихся.

В настоящее время в изобразительном искусстве насчитывается множество техник и приемов в живописи. Современный мир не стоит на месте и молодые художники не перестают нас удивлять своими авторскими стилями живописи. Но и в графике оказывается есть, что совершенствовать.

Новые, современные образовательные методики успешно развивают продуктивное мышление обучающихся, креативность, эмоциональную сферу, что сегодня особенно актуально. Целесообразно изучать новые направления, стили живописи, методики рисования. Хороши собой нетрадиционные техники рисования, которые предполагают использование необычных материалов в работе, таких как поролон, мыльные пузыри, воздушный шарик, листья и многое другое. Сами по себе нетрадиционные техники рисования открывают широкий простор для фантазии, дают возможность отойти от привычного, включить воображение, благотворно влияют на развитие творческих способностей, что не маловажно для нас при обучении новых творческих личностей.

Графический прием РАСТР  относится как раз к разряду новых  техник на уроке рисунка.  Эта техника на столько современная, простая в исполнении, что  результат превосходит ожидания. Благодаря этому приему мы отходим от привычной работы  академического рисунка. Работы выглядят более контрастно в этой технике. Да и использование простых карандашей сведено к минимуму, что  дает  возможность мысленно расслабиться и включить фантазию.

Графический прием РАСТР  появился в качестве эксперимента буквально несколько лет назад в Сибирском государственном институте искусств имени Хворостовского. Задачей эксперимента было создать что-то уникальное, оригинальное, новое. Над ним работали студенты совместно с педагогом кафедры дизайна, опираясь на  технику выполнения  графических работ итальянского  живописца и графика Джорджо Моранди. В его  графических работах так же как и в живописи сохраняется простота форм, отсекается все лишнее и чуждое. Этого эффекта он достигает за счет наложения разного рода штрихов, значительно отличающихся от штрихов академического рисунка. Его штрихи были взяты за основу при создании приема РАСТР. Также  в этом приеме есть некий отсыл к компьютерной графике, откуда скорее всего и появилось название самого приема. Растр переводится с латинского как скребок и грабли и означает наложение сетки пикселей, которую можно разглядеть на мониторах любого размера.

В создании приема большое внимание уделялось инструментам, а точнее подбору наиболее подходящего.  В список испытуемых инструментов входили перо, гелиевая ручка, разной толщины линеры, фломастеры и маркеры, но предпочтение досталось аквакисти (другие ее названия кисть с резервуаром для воды или брашпэ). След от каждого инструмента оставляет свою определенную толщину, что то слишком тонкое, что-то слишком широкое. В свою защиту аквакисть может регулировать нужную толщину в зависимости от нажима. Именно использование аквакисти приносит некое удовольствие, ведь мы никогда ранее не использовали в рисунке кисть! Это что-то новенькое, а значит -интересное!

Данный прием  Растр стал для меня интересным и в продолжении эксперимента института искусств я решила опробовать его с учащимися ДШИ. Как выяснилось….

 В работе над данным приемом разумеется есть свои особенности и сюрпризы. Кисть желательно заправлять чернилами со слов преподавателя кафедры дизайна Ларисы Викторовны Булатниковой, но и тушь тоже может подойти как выяснили мы. Заправка кисти должна быть аккуратной как и само использование кисти в работе, это грозит испачканными руками, а иногда и одежды. Линии должны быть определенного характера:  горизонтальными , вертикальными и диагональными на всю плоскость предмета. Чтобы передать тот или иной тон  предмета, нужно налаживать определенное количество слоев  штриха разного направления. Работая с натуры, в постановке натюрморта желательно придерживаться  ахроматической гаммы. Присутствие цветных предметов может поставить в тупик при  выполнении выкраски, так как в графике мы  цветной предмет выполняем в ахроматическом цвете и выбор в данном приеме тона не большой, то велика вероятность, что например зеленое яблоко и оранжевый апельсин, выполненные в серых тонах начнут сливаться. Ну и  само собой, предметы одного ахроматического цвета  также не рекомендуется ставить рядом друг с другом.

Приступая к отработке приема Растр, следует начинать с   тренировки руки, контролю нажима на кисть, отработки  ритма и  параллельности штрихов.  С первого раза  линия ровной может не получиться, да и толщина линии будет меняться, так как с непривычки происходит некоторое напряжении кисти руки. Буквально пару десятков таких линий и  все заметно начнет меняться, линии  станут ровнее, появится ровный ритм между ними, да контроль нажима станет проще, мы можем при желании получить нужную для нас толщину. Ровный ритм также важен, важно и расстояние между линиями, это может дать более насыщенный тон в графике или наоборот ослабить его.

И уже после этого следует переходить к отработке длины штриха, направления штриха. Важно научить кисть руки вести линию такой же ровной достаточной длины и при этом использование линеек и им подобным не приветствуется. Кажется сложно, но интересно и затягивает в процесс!

Сам прием  по своей сути очень прост в применении, да и по времени занимает намного меньше чем при обычном уроке рисунка.  Заключается его простота прежде всего в  наложении штрихов разного направления от одного до нескольких слоев с целью получения нужного тона в рисунке. Также есть  штрихи с ослаблением нажима и разрядкой наложения линий, они дают плавный переход от света к тени  на так сказать «белых предметах». Также отрабатываются штрихи короткие и пересекающиеся. Все эти разновидности штрихов -линий имеют  свой смысл при создании графической работы, ведь мы как художники  пытаемся передать  фактуру, тон,  светотень и все это нам в помощь при выполнении работы в новом для нас приеме.

Следующий этап отработки приема заключается в разборе тонов и заполнении шкалы. Без этого просто никуда. Хоть Джорджо Моранди и отсекал все лишнее в своих натюрмортах, упрощал формы и даже  падающие тени исключал, а его работы были положены в основу создания техники Растр, мы же будем нацелены передать  большую часть градации  свето-тени.  Ну и поэтому…

 Первая шкала имеет два тона (свет и тень), указанные цифры нулевой и первый  показывают количество наложения слоев штриха. Разумеется такие цифры  указываются и на других шкалах с той же целью, штрихи накладываются разного направления поверх друг друга линиями через всю плоскость изображения.  Вторая шкала это три тона (свет, полутень и тень), третья в 6 тонов (это отношение света и тени для белого, серого и черного предметов). Таким образом, чтобы на рисунке показать  белый предмет, согласно третьей шкалы в 6 тонов, для области света мы используем ноль слоев штриха, а для области тени – один слой, для серого предмета в области света 2 слова, в области тени -3, ну и разумеется для черного предмета для области света необходимо нанести 4 слоя штриха, а для области тени -5. В исключительных случаях можно нанести и 6 слой, если не видно разницы между слоями!

Рассматривая послойное наложение штрихов, можно наблюдать как меняется тон предмета, как в итоге он начинает походить в действительности на сетку, сетку пикселей. Важно в наложении слоев оставлять промежутки между линиями, которые потом позволяют оставить белые точки-проплешинки. Такая задумка у создателей приема.

Отработав все эти этапы, можно переходить к пробным простым постановкам для оттачивания мастерства, можно для первого раза использовать готовые шаблоны, как это сделали мы.  Мы взяли картинку с интернета ахроматической гаммы и  сделали с нее линейный набросок, который был просто размножен по количеству учащихся. Далее детям была дана задача разобрать предлагаемый натюрморт  на белые, серые и черные предметы, разобрать каждый предмет на свет и тень и выполнить выкраску каждого участка определенным количеством штрихов, согласно шкале в 6 тонов.

Мы пришли к выводу, что как только прием Растр будет хорошо освоен, можно экспериментировать с этой техникой не только в натюрмортах, но и в пейзаже, абстракции и т.д. Можно в дальнейшем  пробовать сочетать разные графические материалы например.

Учащиеся художественного отделения Баргузинской ДШИ посвятили изучению данного приема в целом  3 академических часа, с удовольствием работая аквакистью. Далее работы были более творческие, чем учебные.  Перед вами часть работ учащихся первого года обучения, 3, 4 и 5 обучающихся по предпрофессиональной программе. Работы выполнялись по представлению. Они постарались передать тон каждого предмета и даже воздушную перспективу.

Анализируя работы своих учеников, сопоставляя с  трудами студентов института искусств, можно сказать, что этот графический прием под силу и учащимся детских школ искусств. На работах учащихся разного возраста, можно заметить, что никто никому и ни в чем не уступает. Все старательно отнеслись к задаче, были нацелены на результат. В результате которого они набрались опыта работы в графическом приеме РАСТ и с удовольствием выполняют творческие новые работы в этой технике. До кропотливых работ студентов нашим ученикам еще придется конечно набраться терпения и опыта, но тем не менее,  нашим ребятам он очень понравился своей уникальностью, новизной, оригинальностью. Его можно еще развивать, усложнять, добавляя что-то свое как это начали делать сами студенты, используя полную заливку больших участков, широкую линию и даже цветные карандаши.  

Считаю, что данный эксперимент студентов дизайнеров института искусств удался. Теперь это в действительности еще один прием работы в графике, который можно успешно применять для творческих и учебных работ и экспериментировать в жанрах не только со студентами, но и учащимися. А педагоги -художники могут  показать наивысшую степень профессионализма в работе с данным графическим приемом.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КРУЖКА «WorldSkills. Графический дизайн. Работа в графических редакторах»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММа кружка «WorldSkills. Графический дизайн. Работа в графических редакторах»Программа кружка является частью примерной основной образовательной программы в соответствии с ФГОС СПО....

Анализ растровых графических редакторов и форматов графических файлов

Растровый графический редактор — специализированная программа, предназначенная для создания и обработки изображений. Подобные программные продукты нашли широкое применение в работе художников-ил...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ПРАКТИКИ ПМ.02. Создание графических дизайн-макетов 54.01.20. Графический дизайнер

Рабочая программа учебной практики является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности СПО 54.01.20. Графический дизайнер...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ПРАКТИКИ ПМ.01. Разработка технического задания на продукт графического дизайна 54.01.20. Графический дизайнер

Рабочая программа учебной практики является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности СПО 54.01.20. Графический дизайнерв части освоения основно...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИКИ ПМ.02. Создание графических дизайн-макетов 54.01.20. Графический дизайнер

Рабочая программа производственной практики является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности СПО 54.01.20. Графический дизайнер в части освоен...

Творческие проекты на уроках технологии (мальчики) и их графическая составляющая (ДОКЛАД)

Творческие проекты на уроках технологии (мальчики) и их графическая составляющая (ДОКЛАД)...