Использование нетрадиционных методов проектирования коллекций одежды.
методическая разработка на тему

Филипюк Елена Евгеньевна

 Иногда при решении творческой задачи применение традиционных методов проектирования не дает новых интересных решений. Поэтому важна активизация творческого поиска в проектировании, направленная на развитие творческого проектного мышления воспитанников .

Дизайнеры всего мира заняты поисками новых идей в любой области дизайна (будь то дизайн промышленных изделий, одежды, упаковки или предметов быта), во-первых, чтобы соответствовать времени, во-вторых, чтобы создать новые товары. Фирмы, производящие товары, заинтересованы не в одной интересной идее, а в нескончаемом потоке свежих, оригинальных идей. Это обуславливает поиски методов, художников, проектировщиков, дизайнеров.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon doklad_k_prezintatsii_1.doc58 КБ

Предварительный просмотр:

Использование нетрадиционных методов проектирования коллекций одежды.

 Иногда при решении творческой задачи применение традиционных методов проектирования не дает новых интересных решений. Поэтому важна активизация творческого поиска в проектировании, направленная на развитие творческого проектного мышления воспитанников .

Дизайнеры всего мира заняты поисками новых идей в любой области дизайна (будь то дизайн промышленных изделий, одежды, упаковки или предметов быта), во-первых, чтобы соответствовать времени, во-вторых, чтобы создать новые товары. Фирмы, производящие товары, заинтересованы не в одной интересной идее, а в нескончаемом потоке свежих, оригинальных идей. Это обуславливает поиски методов, художников, проектировщиков, дизайнеров.

Методы творчества можно разделить по группам: с ними можно познакомится на слайде.

Пересмотр постановки задачи: наводящая задача-аналог; изменение формулировки задачи; наводяшие вопросы; перечень недостатков; свободное выражение функции.

Проектирование: аналогии; ассоциации; неологии; эвристическое комбинирование; антропотехника; использование передовых технологий. Методы, дающие новые парадоксальные решения: инверсия; эмпатия; «мозговая атака»; «мозговая осада»; «совещание пиратов»; дельфийский; карикатуры и др.

 Методы математического анализа: семикратный поиск; построение матриц и сетей взаимодействия; генерирование идей на основе построения диаграмм. Методы, использующие профессиональные игры: написание сценариев, игры (игровой метод имитации) и т.д. Из перечисленных методов можно выбрать любой, наиболее подходящий для решения конкретной задачи, или группу методов и использовать их при проектировании одежды.

 Эвристика  - это наука, изучающая продуктивное творческое мышление. Большой вклад в развитие эвристических методов внесли американские и российские ученые. Плодотворным может быть изучение и практическое внедрение наряду с традиционными эмпирическими приемами нетрадиционных методов, так называемых технологических приемов творчества.

Использование самых разнообразных эвристических методов позволяет разбудить в будущем дизайнере инициативу, раскрыть его индивидуальные творческие способности, развит логику мышления в данном направлении. Появляется возможность регулировать и интенсифицировать процесс творческого поиска.

Рассмотрим современные эвристические методы:

          Метод ассоциаций - один из способов формирования идеи. Он может дать наибольший эффект в том случае, если творческое воображение воспитанника обращается к разным идеям окружающей действительности. Развитие образно-ассоциативного мышления воспитанника - одна из важнейших задач в обучении творческой личности, способной мобильно реагировать на окружающую среду и черпать оттуда продуктивные ассоциации. Развитие ассоциативного мышления воспитанников проявляется в преобразовании предметных, абстрактных и психологических ассоциаций в графические поиски решений объекта. Ассоциативное мышление в творческом процессе очень важно.. Дизайнер одежды из реальной действительности может взять почти все, что каким-то образом может трансформировать, преобразовать в одежду: мотив, фрагмент чего-то или источник целиком. Творческими источниками при проектировании одежды могут быть любые явления природы, события в обществе, предметы действительности, которые нас окружают.  Ассоциации могут быть любые: предметные, абстрактные, психологические, ирреальные. Форма лужи на асфальте, блеск льда, фактура грязи на дороге или земли на пашне, капли дождя на стекле, морозные рисунки на окне ,геометрические фигуры- все это дает пищу для придумывания.

          Метод  инверсии (от лат. Inversio - перестановка) - метод проектирования «от противного», метода «переворота», зачастую абсурдной перестановки. Этот метод зачастую используется при деконструкции, так как разрушает привычные приемы моделирования одежды. Некоторые примеры применения этого метода:

  • Сумки с множеством наружных карманов, но пустые внутри;
  • Двухсторонние пальто. Плащи, костюмы, жилеты, которые можно носить на обе стороны;

                  Вынесения лейбла фирмы на лицевую сторону изделия и т.д.

Инверсия способствует всестороннему развитию гибкости мышления дизайнера и позволяет получать совершенно новые, порой парадоксальные решения. Например, воротники и лацканы располагаются внизу изделия, рубашка и галстук превращаются в юбку, брюки надеваются на руки, как кофта, стеганная одежда в виде обнаженного тела и др.

            Метод «мозговой атаки» метод коллективного генерирования идей в сжатые сроки. Он основан на предположении, что среди большого числа идей может оказаться несколько хороших. Этот метод продуктивен, если перед воспитанниками стоит некая неразрешимая проблема. При этом соблюдается несколько условий: коллектив должен быть небольшой; каждый член коллектива по очереди, в быстром темпе должен выдавать идеи, как решить данную проблему; запрещается всяческая критика, весь процесс записывается на магнитофон                                                                                                                         

              Метод «мозговой осады» - метод проведения быстрого опроса участников с запретом критики. В том случае каждая идея доводится до логического завершения; такой метод превращается в длительный по времени процесс, поэтому он называется «осадой»

                  Метод Карикатура — метод доведения образного решения продукта дизайна до гротескного, абсурдного, приводящий к нахождению нового неожиданного решения. Он помогает дизайнеру определить границы образной модели, способствует развитию творческого воображения

   Бионический метод заключается в анализе конкретных объектов бионики. Например, проанализировав механику крыльев насекомых, разработать новые формы запахивания, наслоения верхней одежды, трансформации деталей. Таким образом, бионический подход в дизайне позволяет получить неординарные решения конструктивных узлов, новых свойств поверхностей и фактур. Кроме того, этот метод предполагает пристальное внимание дизайнера перенести на объекты природы; увидеть в обычном интересную идею, принцип, способ. В этом проявляется связь творческой личности с окружающем миром, со средой обитания человека.

 Метод аналогий - метод решения поставленной задачи. При этом методе используются аналогичные решения, взятые из народного костюма, национальной одежды, инженерных решений, произведений архитектуры и т.д. Воспитанники сталкивается с интерпретацией творческого источника и превращают его путем трансформаций в проектное решение. Этот метод применяем достаточно часто и широко, особенно на стадии образного решения объекта в проектировании. Новые интересные решения получаются при образовании не визуальных признаков творческого источника, а одного из способов создания вещи.

Первоначальная идея, заимствованная по аналогии, доводится до решения, адекватного замыслу.

Рассматривая серии эскизных зарисовок показанных на рисунках 1,2,3. Можно наглядно представить себе поэтапный процесс преобразования источника творчества в современный костюм. На рисунке показана  этап трансформации природной формы- аквариумной декоративной рыбки- в современный бытовой костюм сначала была выполнена натурная зарисовка рыбки  в которой видны наиболее характерные признаки природного объекта: контраст пластических движений- жёсткая массивная статичная форма туловища и подвижная пластика хвоста и плавника, а также интересный рисунок чешуи, большие круглые глаза. Эти признаки в дальнейшем нашли отражение в изображении костюма-образа. Здесь нет еще конкретной информации о форме и конструкции бедующего костюма но зато прекрасно виден его образно- эмоциональный характер. Образное решение найденное в этом эскизе сохраняется и в модели реального костюма.  

Аналогичным образом совершается трансформация растительной формы и архитектурного сооружения в костюмную форму.

Например мозаика на здании можно легко перенести на жилет. Объемные формы древних архитектурных  сооружений переносятся на юбку. Статика и простота этого здания хорошо видна в этом наряде платье статичного и простого кроя карманы напоминают форму овальной крыши.

                   Семикратный поиск — метод, построенный на семи ключевых вопросах; «Кто? Что? Где? Чем? Зачем? Как? Когда?», применяемых для выявления проблем и формулировки творческой задачи. Этот метод напоминает концепцию моделирования, предложенную Н.П.Ламановой в 1920-е гг., когда отправной точкой при создании конкретной модели являлись ответы на вопросы: «Из чего? Для кого? По какому случаю?».

                Метод деконструкции заключается в новом подходе к моделированию одежды, который представляет собой свободное манипулирование формой и посадкой изделия на фигуре. Работы японских дизайнеров оказали сильнейшее влияние на модельеров Европы, которые с интересом использовали асимметричный крой, неровные края одежды; разрывы, всевозможные прорези и дырки; деление конструкции на правую и левую половины; инверсию (швы наружу, лацканы на спине, застежки в нетрадиционных местах, вытачки «на лицо»); элементы незавершенности;

 Таким образом, из всего сказанного следует, что существует множество самых разнообразных эвристических методов, способных разбудить в будущем дизайнере инициативу, раскрыть его индивидуальные творческие способности, развить логику мышления в профессиональном направлении, регулировать и интенсифицировать процесс творческого поиска.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ НЕТРАДИЦИОННЫХ ФОРМ ОБУЧЕНИЯ ПРИ ИЗУЧЕНИИ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ДИСЦИПЛИН

Главной задачей современной школы является гуманизация процесса образования и разностороннее развитие личности обучающегося.Одним из действенных способов активизации умственной деятельности учащихся и...

Презентация "Нетрадиционные методы лечения" (валеология)

Методы лечения нетрадиционной медициной обычно основывается на поддержании и активизации собственных защитных сил, а так же востановление дисбаланса в организме больного человека....

Нетрадиционные методы арттерапии

Арт-терапия — это метод коррекции и развития посредством художественного творчества. Работа по этому методу направлена на  достижение желаемых изменений в психологическом самоощущении, эмоциональ...

Учебное пособие «Теория дизайна. Дизайн-проектирование трикотажной одежды»

Учебное пособие «Теория дизайна. Дизайн-проектирование трикотажной одежды» разработано к четырехлетней дополнительной образовательной программе «Дизайн трикотажной одежды – художественное машинн...

Повышение качества образования инвалидов и лиц с ОВЗ на основе внедрения инновационных здоровьесбересберегающих технологий обучения с использованием нетрадиционных методов и приёмов

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ НЕТРАДИЦИОННЫХ МЕТОДОВ И ПРИЁМОВ обучения для Повышение качества профессиональной подготовки инвалидов и лиц с ОВЗ...

Доклад на тему:"Использование нетрадиционных методов обучения при преподавании экономических дисциплин"

"Использование нетрадиционных методов обучения при преподавании экономических дисциплин"...

Проектирование нарядной одежды

Презентация по ПМ01МДК01.01 специальности 29.02.04 "Конструирование , моделирование и технология швейных изделий"...


 

Комментарии

Марденская Светлана Фёдоровна

Лена, молодец! Обычно смотрю методы патриотического воспитания. а тут методы конструирования одежды вполне мне подходят для работы. И что я раньше до этого не додумалась сама.

Лена, спасибо что разместила такой полезный материал, я забрала к себе в копилку идей.