Формирование музыкального вкуса ребенка посредством уроков по «Народному творчеству»
статья на тему

После окончания Санкт-Петербургского Колледжа Культуры и Искусств я вернулась работать в свою родную музыкальную школу, расположенную в небольшом городке Пикалево Ленинградской области. Здесь все родное и любимое с детства. Но одно дело учиться, и совсем другое дело преподавать. Кроме уроков по специальности (я преподаватель по классу домры) мне предложили вести удивительный предмет – «Народное творчество». И совсем неожиданно для меня он стал моим любимым предметом, заинтересовал и увлек детей. Мне хотелось бы поделиться своими мыслями на тему значимости этого предмета в современном обществе.

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Формирование музыкального вкуса ребенка посредством уроков по «Народному творчеству»

После окончания Санкт-Петербургского Колледжа Культуры и Искусств я вернулась работать в свою родную музыкальную школу, расположенную в небольшом городке Пикалево Ленинградской области. Здесь все родное и любимое с детства. Но одно дело учиться, и совсем другое дело преподавать. Кроме уроков по специальности (я преподаватель по классу домры) мне предложили вести удивительный предмет – «Народное творчество». И совсем неожиданно для меня он стал моим любимым предметом, заинтересовал и увлек детей. Мне хотелось бы поделиться своими мыслями на тему значимости этого предмета в современном обществе.

Одной из актуальных проблем современной российской музыкальной педагогики является совершенствование системы взаимоотношений «Школа – ССУЗ – ВУЗ». Основу этой вертикали образует детское музыкальное образование. Однако предмет «Народное творчество», то есть знакомство школьников с богатым наследием прошлого, с высокими образцами народного певческого и инструментального искусства, в программах ДМШ отсутствует. В курсе музыкальной литературы теме «Народная песня и её использование в произведениях русских композиторов – классиков» отведено четыре часа, что явно недостаточно в современных условиях. Русское народное творчество – основа для возникновения и развития русского профессионального искусства, заслуживает большего внимания.

С давних времён именно в музыке люди стремились выразить своё отношение к происходящему, свои мысли и чувства. Фольклор до сих пор сохраняет своё значение, широко используется во всех областях литературы и искусства, проникает в сферу детского воспитания и образования.

Новое столетие отмечено небывалым ростом музыкальной информации. Современное общество захлестнул постоянно возрастающий стихийный музыкальный поток, который оказывает огромное влияние на формирование эстетических взглядов детей. Поэтому очень важно уже с раннего возраста заложить в ребёнке фундамент хорошего вкуса. И главная роль в этом принадлежит народному творчеству. Как говорил С.Миропольский, именно «народная наша песня служит незаменимым средством для образования здорового вкуса, понимания изящного и способности им наслаждаться».

В нашей небольшой уютной музыкальной школе, расположенной в  провинциальном  городке Ленинградской области, около тридцати лет существует оркестр русских народных инструментов, многие учащиеся помимо школы с увлечением занимаются в различных музыкально-этнографических ансамблях города, выступают с сольными концертами. Но ребёнок, выросший в городе, чаще всего воспринимает фольклор как экзотику, музейный экспонат. Необходимо приобщить детей к новому для них пласту русской музыки и убедить в том, что народное творчество – это не второсортная культура, а богатый источник мудрости и духовных ценностей.

С этой целью в школе введён предмет «Народное музыкальное творчество» и разработана программа, которая предназначена для учащихся ДМШ и ДШИ.

Основная цель предмета – формирование у школьников целостного представления о фольклоре, воспитание интереса, уважения и бережного отношения к истории своего народа, к его культуре.

Основные задачи курса: дать детям знания в области русского народного творчества, определить его место в мировой культуре, раскрыть эстетико-художественную ценность русского фольклора, его значимость.

Творчество народа – это особая культура, связанная с определённым образом жизни, где человек ощущал себя частью природы и был с ней неразрывно связан. Чтобы понять фольклор, необходимо, прежде всего, понять древних людей, его создавших заключительного раздела, так как это даёт возможность суммировать и систематизировать полученные ранее знания.

Для раскрытия содержания данного предмета используются следующие формы работы: беседа с учениками, слушание музыкальных примеров и их анализ, разучивание некоторых образцов и их исполнение.

Чтобы заинтересовать детей этим предметом мне приходилось  включать в урок игровые моменты: инсценировка песен, импровизация (вокальная, двигательно-ритмическая), конкурс частушек и т.п. «Музыкальные паузы» подобного рода наглядно раскрывают вариантную природу фольклора, способствуют развитию памяти, певческо-слуховых навыков, творческих способностей детей. Элементы игры необходимы и при проведении проверочных работ по итогам четвертей и учебного года.

Я вместе с детьми  исполняла  народные песни  и предлагала им подражать манере народных певцов, что даёт возможность полнее ощутить специфику местных традиций.

Большое внимание приходится уделять самостоятельной практической работе учащихся не только на уроке, но и дома. При разработке домашних заданий  я рекомендую применять дифференцированный подход в зависимости от поставленной цели.

В процессе изучения основных положений курса я использовала  фрагменты русской классической музыки, знакомила детей с исполнительским искусством профессиональных коллективов России.

Я всегда обращаю внимание учащихся на то, что фольклор – это не только исходный материал для обработки, а прежде всего кладезь мудрости, эстетических и нравственных идеалов.

Почувствовать народную песню, ее своеобразие, красоту, ее дух можно лишь соприкасаясь с подлинным исполнением. Поэтому основу иллюстративного материала  на моих  уроках  составляют именно аутентичные («натуральные») звукозаписи.

Я уверена в том, что для более полного и углублённого освещения некоторых тем программы важно привлечение материалов других видов искусства (поэзии, литературы, живописи и др.). В целях повышения интереса к уроку я постоянно использую наглядные пособия: репродукций, диапозитивов, фильмов (или фрагментов). При подборе иллюстративного и лекционного материала всегда учитываю, прежде всего местные традиции. Музыкальное творчество русского народа разнообразно, многопланово, тесно связано с историей страны. Каждая область, следуя общерусским правилам, всё же имеет свои характерные особенности, сохранившиеся до наших дней. Пикалевский край занимает достойное место в этом ряду, поражая богатством, многожанровостью, неповторимым своеобразием.

Мне, как молодому специалисту, ведущему данный предмет, приходилось по собственному выбору организовать иллюстративный материал в соответствии с возможностями и условиями работы (наличие учебно-методических пособий, техническая оснащённость и т.п.).

Мне очень радостно от того, что дети, приобщившиеся к народным традициям, с уважением и интересом относятся не только к своей, но и к иной музыкальной культуре. Они лучше разбираются в окружающем их музыкальном хаосе, большая часть которого по меткому определению Д.Б. Кабалевского является «музыкальным мусором». Обращение на занятиях к истокам русской речи даёт возможность учащимся почувствовать красоту и глубину родного языка, что является насущной необходимостью в условиях кризисной ситуации в этой области из-за обилия сленга. Опора в образовательном процессе на региональный компонент позволяет приобщить детей к истокам своей малой родины, воспитывает любовь к родной земле.

Таким образом, предмет «Народное музыкальное творчество» играет важнейшую роль в воспитании и образовании подрастающего поколения и является необходимым звеном в неразрывной цепочке музыкальных образовательных учреждений.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА «НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО»

Учебная программа по предмету "Народное творчество" 3-5 классы ДМШ...

Педагогический опыт "Формирование коммуникативной компетенции учащихся посредством метода проектов на уроках английского языка в рамках системно-деятельностного подхода"

Изменения в Российском образовании и преобразования в обществе требуют от школьного педагога нового подхода к процессу обучения. В современных условиях жизни не достаточно просто владеть набором знани...

Тест по предмету «Народное творчество» «Жанры народной песни» (автор - Нагорная Л.Н., Московское военно-музыкальное училище)

Тест по предмету «Народное творчество» «Жанры народной песни» (автор - Нагорная Л.Н., Московское военно-музыкальное училище)...

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА Тема: Основные подходы к выбору репертуара как базиса для развития музыкальной культуры ребенка.

Дисциплина:  02.05. Теория и методика музыкального воспитания с практикумомСпециальность:44.02.01 Дошкольное образование.Курс: 3...

Открытый урок на тему: «Формирование дикции в работе с детским ансамблем народной песни»

Данный урок посвящен работе над формированием и развитием дикции у детей всех классов, обучающихся на музыкальном отделении ДШИ, в классе сольного народного пения. Певческая артикуляция значительно ак...

Технология формирования эстетического вкуса у студентов

Статья посвящена вопросам совершенствования методики преподавания  предмета  общеобразовательного цикла  История русской литературы.  Подробно рассматриваются критерии, методы и пр...

методические рекомендации "Ключевые принципы общего музыкального воспитания актёра-певца и воспитания народной манеры пения у ССЗ специальностей 51.02.01 театральное творчество и 52.02.04 актёрское искусство"

Музыкальное воспитание студентов актёров ирежиссёров совершенствуется в различных формах учебно-воспитательного процессаи предусматривает связь музыки как учебной дисциплины «Вокал» с друг...