Методический доклад Оркестр учит и воспитывает
методическая разработка по теме

Говердовская Вера Петровна

Размышления о работе с детским оркестром русских народных инструментов

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon orkestr_uchit_i_vospityvaet_dok.goverdovskoy_v.p.doc48 КБ

Предварительный просмотр:

Оркестр учит и воспитывает

         В оркестр принимаются все желающие дети. В процессе обучения учитываются особенности личности каждого ребенка, осуществляется индивидуальный подход. В зависимости от возможностей ребенка, уровня его развития к нему применяются различные требования в обучении. Это учитывается при посадке ребенка в оркестр, при выборе дополнительного инструмента. Целью обучения и воспитания в оркестре является выявление и развитие способностей каждого ребенка, формирование духовно богатой, творчески мыслящей личности, ориентированной на высокие нравственные ценности.

Участие в оркестре народных инструментов - это творчество неповторимое по эмоциональному состоянию, дающее человеку радость общения с народным инструментом. В этом одна из составляющих успеха. Дети откликаются на внимание к ним, профессиональные знания руководителя, увлеченность учителя.

Занятия в оркестре ведутся дифференцированно и в три этапа:

  • освоение инструмента на индивидуальных занятиях, подготовка к игре в оркестре (занятия с концертмейстером, игра в ансамбле);
  • групповые занятия;
  • игра в основном составе оркестра.

Задачи, которые стоят перед оркестром:

  • возрождение народной культуры и духовности;
  • пропаганда народной музыки;
  • воспитание в ребенке любви к прекрасному;
  • формирование художественного вкуса, эстетического отношения к музыке в целом.

Образовательная деятельность в оркестре включает элементы образования, обучения и воспитания и реализуется в учебно-воспитательном процессе, который состоит из:

  • индивидуальных занятий;
  • самоподготовки;
  • групповых занятий.

На индивидуальных занятиях педагоги ведут обучение по двум инструментам: основному и оркестровому.

На занятиях отрабатываются оркестровые партии, уделяется внимание расстановке аппликатуры, выбору позиций, отработке штрихов и динамики. Кроме того, все педагоги играют в оркестре, исполняя ведущие партии. Это помогает детям быстрее вникнуть в текст произведения, чувствовать себя спокойнее и комфортнее как на репетициях, так и на концертах, а также повышает авторитет педагога в глазах ребенка.

Самоподготовка имеет большое значение в развитии личности ребенка. Она формирует чувство ответственности, добросовестности, помогает в четком планировании дня, учит преодолевать трудности, так как ребенку нужно не только проиграть разнообразную на занятиях партию, но и самостоятельно отработать ее, отработать штрихи, пальцовку, довести игру до автоматизма. Наблюдения показали, что дети, занимающиеся в оркестре, лучше успевают в школе.

Важным звеном в учебном процессе являются групповые занятия. Они ведутся как по партиям, так и по группам инструментов, в зависимости от того, какую задачу на данном занятии ставит руководитель.

Занятия оркестра в целом ведется два раза в неделю по 2 часа. Начинается репетиция с небольшой "разминки": проигрывают гаммы различными штрихами со сменой динамики и темы для разогрева кистевого аппарата. А также пьес веселого, шуточного характера, что эмоционально настраивает не репетицию. В течение репетиции идет работа над несколькими произведениями. Смена произведений разнообразит занятие, делает его более насыщенным, интересным, а учащиеся не очень устают. Для разбора нового произведения отводится первая часть репетиции, так как дети отдохнувшие, руки более расслаблены, а внимание сосредоточенное. Разбор нового произведения - это читка с листа в медленном темпе всем коллективом. Если же есть трудности в исполнении (новые штрихи, трудный ритм), то руководитель обращает на это внимание, и эти места проигрываются отдельными группами. Второй час занятий посвящен повторению пройденного материала, отработке ранее изученных произведений. Занятия проходят в спокойной обстановке, в доброжелательной форме. Педагог делает замечания любому участнику оркестра, но не заостряет на этом внимания, а больше поощряет детей за хорошую подготовку дома и игру на репетиции.

Программа построена на сопровождении оркестром хоровому коллективу, солистам-певцам и солистам-исполнителям. Также оркестр исполняет и свои сольные произведения, показывая высокий уровень исполнения, пропагандируя музыку разных жанров, разных народов.

Предусматривается разная сложность партий: от более легких до сложных. Облегченные партии играют дети, которые только подсели в оркестр.

В программу занятий оркестра входит подготовка концертной программы, сводные репетиции всего оркестра, где детально отрабатываются сольные. Также проводятся сводные репетиции с солистами-певцами и солистами-исполнителями. Творчески подходят руководители к подбору репертуарного плана. В течение года учащиеся оркестра разучивают и исполняют до 30 произведений, выступают в школах города, принимают участие во многих городских и областных концертах, праздниках. Выступления оркестра транслировались региональному телевидению. Неоднократно оркестр народных инструментов становился победителем различных конкурсов. Оркестр народных инструментов работает стабильно. В 2007г. отметил свое 10-летие. Такая творческая стабильность детского коллектива зависит от многих факторов:

  • чуткого отношения к детям;
  • творческой атмосферы в процессе занятий;
  • систематичности и стройной системности в занятиях;
  • подбора высокопрофессиональных педагогов;
  • тесной связи с родителями;
  • связи со школами;
  • большой воспитательной работы.

Трудность работы с оркестром состоит в текучести музыкантов в детском коллективе. Но это явление объективное: дети вырастают и уходят из оркестра, на смену им приходят другие, абсолютно не умеющие играть. В течение 5-6 лет состав оркестра полностью обновляется. И этот непрерывный процесс обновления - естественное состояние любого детского коллектива, не только нашего.

Состав оркестра

                 

Домровая группа

малые

 

альты

I

II

III

I

II

III

                 Ударная группа

 

ударник

ксилофон

колокольчики

               Балалаечная группа

 

балалайка прима

балалайка секунда

балалайка альт

                Группа баянов

 

I

II

III

             Басовая группа

 

 

домра бас

балалайка бас

контрабас

бас-гитара


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методический доклад по теме "Преподавание сольфеджио в ДМШ. Сольфеджио, или любовь с первых нот"

Предмет сольфеджио в ДМШ является одним из сложных предметов. Многие учащиеся откровенно не любят этот предмет. В докладе представлены интересные методические приемы и находки из личного опыта, позвол...

Методический доклад Индивидуальный подход к ученику

Методический доклад:  «Индивидуальный подход к ученику»   Доклад «Индивидуальный подход к ученику» представлен на методический совет МОУ ДОД «ДМШ» г. Покачи. В начале доклада даются реком...

Методический доклад "Ансамблевое музицирование - как метод всестороннего развития". Класс гитары.

Данный методический доклад посвящён теме ансамблевого музицирования в классе гитары. Эта тема важна прежде всего, для меня лично....

методический доклад Особенности перехода скрипача в класс альта (для специальности 073101)

Работа отражает специфику перехода учащихся из класса скрипки в класс альта.Затрагиваются основные проблемы постановки альтиста .звукоизвлечения.штрихов.Предназначен для студентов и преподавателей...

Методический доклад "Процесс работы над музыкальным произведением"

Доклад относится к теме планирования педагогической работы.Важнейшим принципам в работе с учеником является твёрдая и систематизированное руководство.Лжетеория,когда педагог занимается с учеником хаот...

Статья 8 принципов воспитания от Василия Сухомлинского Великий советский педагог — о том, как учить и воспитывать детей.

Имя Василия Сухомлинского часто используется в качестве нарицательного. Он всю жизнь проработал в школе, написал более 600 статей и около 30 книг о воспитании и оказал ог...