РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ИСТОРИЯ
рабочая программа

Ефремова Олеся Васильевна

Рабочая программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования, примерной общеобразовательной программы дисциплины «История» для профессиональных организаций Кемеровской области, Примерной основной образовательной программы среднего общего образования (протокол № 2/16-з от 28.06.2016г), ФГОС СПО по специальности 15.02.12 «Монтаж, техническое обслуживание и ремонт промышленного оборудования (по отраслям)»

Скачать:


Предварительный просмотр:

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ КУЗБАССА

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

"СИБИРСКИЙ ПОЛИТЕХНИЧЕСКИЙ ТЕХНИКУМ"

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ

УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

ИСТОРИЯ

Кемерово

2021

Рабочая программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования, примерной общеобразовательной программы дисциплины «История» для профессиональных организаций Кемеровской области, Примерной основной образовательной программы среднего общего образования (протокол № 2/16-з от 28.06.2016г), ФГОС СПО по специальности 15.02.12 «Монтаж, техническое обслуживание и ремонт промышленного оборудования (по отраслям)»

Программу разработала преподаватель (дисциплины) История  

Ефремова О.В.

«____ » ____________2021г. Подпись______________________________________

Рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании ЦМК общеобразовательных дисциплин.

«____» ___________2021г., протокол № _______

Председатель ЦМК ______________  (_Борецких О.В.).)

                                                                               Подпись                     расшифровка подписи

Утверждена  зам. директора по УР _________ (Водоватова Н.Л.)«___» ____2021г

                                                                      Подпись    расшифровка подписи

СОДЕРЖАНИЕ

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Программа общеобразовательной учебной дисциплины «История» предназначена для изучения «Истории»  в профессиональных образовательных организациях, реализующих образовательную программу среднего общего образования в пределах освоения основной профессиональной образовательной программы СПО (ОПОП СПО) на базе основного общего образования при подготовке квалифицированных рабочих, служащих, специалистов среднего звена.

Программа разработана на основе требований ФГОС среднего общего образования, предъявляемых к содержанию и результатам освоения учебной дисциплины «История» , в соответствии с Примерной основной образовательной программой среднего общего образования, одобренной решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 28 июня 2016 г. №2/16-з) и с учетом Концепции преподавания «Истории» в Российской Федерации, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 9 апреля 2016 г. № 637-р.

Цель программы – освоение обучающимися содержания учебной дисциплины «История»  и достижение результатов ее изучения в соответствии с требованиями ФГОС среднего общего образования. Содержание программы направлено на решение следующих задач :

- сформировать представление о современной исторической  науке, её специфике, методах исторического познания  роли в решении задач прогрессивного развития России в глобальном мире;

- овладеть комплексом знаний об истории России и человечества в целом;

- сформировать умения применять исторические знания в профессиональной и общественной деятельности, поликультурном общении;

- овладеть навыками проектной деятельности и исторической реконструкции с привлечением различных источников;

- сформировать умения вести диалог, обосновывать свою точку зрения в дискуссиях по исторической тематике.

Освоение образовательных результатов по дисциплине «История» завершается подведением итогов в форме дифференциального зачета в рамках промежуточной аттестации.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ

УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Содержание дисциплины «История» направлено на развитие универсальных учебных действий, формирование личностных, метапредметных и предметных результатов в соответствии с требованиями ФГОС среднего общего образования (в программу дополнительно включаются предметные результаты учебной дисциплины «История»), а также общих компетенций в соответствии с требованиями ФГОС среднего профессионального образования (указывается название ФГОС СПО): 15.02.12 «Монтаж, техническое обслуживание и ремонт промышленного оборудования (по отраслям)»

ОК 2. Осуществлять поиск, анализ и интерпретацию информации необходимой для выполнения задач профессиональной деятельности

ОК 3. Планировать и реализовывать собственное профессиональное и личностное развитие

ОК 4. Работать в коллективе и команде, эффективно взаимодействовать с коллегами, руководством, коллегами

ОК 5. Осуществлять устную и письменную коммуникацию на государственном языке с учетом особенностей социального и культурного контекста

ОК 6. Проявлять гражданско-патриотическую позицию, демонстрировать осознанное поведение на основе традиционных общечеловеческих ценностей

ОК 9. Использовать информационные технологии в профессиональной деятельности

Результаты освоения учебной дисциплины

в соответствии с ФГОС СОО

Общие

компетенции

ФГОС СПО

Темы, в которых формируются результаты

ФГОС СОО

Личностные:

1.российскую гражданскую идентичность, патриотизм, уважение к своему народу, чувства ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России, уважение государственных символов (герб, флаг, гимн);

2.гражданскую позицию как активного и ответственного члена российского общества, осознающего свои конституционные права и обязанности, уважающего закон и правопорядок, обладающего чувством собственного достоинства, осознанно принимающего традиционные национальные и общечеловеческие гуманистические и демократические ценности;

3.готовность к служению Отечеству, его защите;

4.сформированность основ саморазвития и самовоспитания в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества; готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности;

5.толерантное сознание и поведение в поликультурном мире, готовность и способность вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения, способность противостоять идеологии экстремизма, национализма, ксенофобии, дискриминации по социальным, религиозным, расовым, национальным признакам и другим негативным социальным явлениям;

6.навыки сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной и других видах деятельности;

7.нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих ценностей;

8.принятие и реализацию ценностей здорового и безопасного образа жизни, потребности в физическом самосовершенствовании, занятиях спортивно-оздоровительной деятельностью, неприятие вредных привычек: курения, употребления алкоголя, наркотиков;

9. бережное, ответственное и компетентное отношение к физическому и психологическому здоровью, как собственному, так и других людей, умение оказывать первую помощь;

10.ответственное отношение к созданию семьи на основе осознанного принятия ценностей семейной жизни.

ОК 6, ОК 4

ОК 2, ОК 6,

ОК 4

ОК 6, ОК 3,

ОК 4 ОК 9

ОК 3, ОК 4

ОК 6, ОК 4,

ОК 3

ОК 3, ОК 9

ОК 2, ОК 6,

ОК 4

ОК 6, ОК 3,

ОК 4 ОК 9

Тема 3.2

Тема 5.4

Тема 5.7

Тема 5.1.

Тема 5.2., 5.3.

Тема 5.5.

Тема 4.2

Тема 4.3

Тема 3.2

Тема 5.4

Тема 5.7

Тема 4.2

Тема 4.3

Метапредметные:

1.умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы деятельности: самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать деятельность; использовать все возможные ресурсы для достижения поставленных целей и реализации планов деятельности; выбирать успешные стратегии в различных ситуациях;

2. умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, учитывать позиции других участников деятельности, эффективно разрешать конфликты;

3.владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем; способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания;

4.готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, владение навыками получения необходимой информации из словарей разных типов, умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников;

5.умение использовать средства информационных и коммуникационных технологий (далее - ИКТ) в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением требований эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационной безопасности;

6.умение самостоятельно оценивать и принимать решения, определяющие стратегию поведения, с учетом гражданских и нравственных ценностей.

ОК 2, ОК 9,

ОК 6, ОК 4

ОК 6, ОК 3

ОК 2, ОК 4,

ОК 5

ОК 2, ОК 3

ОК 6, ОК 3

ОК 4, ОК 5

Тема 2.2.

Тема 3.1

Тема 4.5.

Тема 4.7

Тема 2.1-5.7

Тема 3.3
Тема.4.1

Тема 1 - 5.7.

Тема 5.6.

Предметные:

1. сформированность представлений о современной исторической науке, ее специфике, методах исторического познания и роли в решении задач прогрессивного развития России в глобальном мире;

2. владение комплексом знаний об истории России и человечества в целом, представлениями об общем и особенном в мировом историческом процессе;

3. сформированность умений применять исторические знания в профессиональной и общественной деятельности, поликультурном общении;

4.  владение навыками проектной деятельности и исторической реконструкции с привлечением различных источников;

5. сформированность умений вести диалог, обосновывать свою точку зрения в дискуссии по исторической тематике.

ОК 4, ОК 5

ОК 4

ОК 3, ОК 6

ОК 3, ОК 4,

ОК 5

ОК 6, ОК 2,

ОК 4 ОК 3

Тема 1

Тема 4.6.

Тема 2.1.

Тема 5.6.

Тема 4.8.

Личностные результаты

реализации программы воспитания

(дескрипторы)

Код личностных результатов
реализации
программы
воспитания

Осознающий себя гражданином и защитником великой страны

ЛР 1

Проявляющий активную гражданскую позицию, демонстрирующий приверженность принципам честности, порядочности, открытости, экономически активный и участвующий в студенческом и территориальном самоуправлении, в том числе на условиях добровольчества, продуктивно взаимодействующий и участвующий в деятельности общественных организаций

ЛР 2

Соблюдающий нормы правопорядка, следующий идеалам гражданского общества, обеспечения безопасности, прав и свобод граждан России. Лояльный к установкам и проявлениям представителей субкультур, отличающий их от групп с деструктивным и девиантным поведением. Демонстрирующий неприятие и предупреждающий социально опасное поведение окружающих

ЛР 3

Проявляющий и демонстрирующий уважение к людям труда, осознающий ценность собственного труда. Стремящийся к формированию в сетевой среде личностно и профессионального конструктивного «цифрового следа»

ЛР 4

Демонстрирующий приверженность к родной культуре, исторической памяти на основе любви к Родине, родному народу, малой родине, принятию традиционных ценностей многонационального народа России

ЛР 5

Проявляющий уважение к людям старшего поколения и готовность к участию в социальной поддержке и волонтерских движениях

ЛР 6

Осознающий приоритетную ценность личности человека; уважающий собственную и чужую уникальность в различных ситуациях, во всех формах и видах деятельности.

ЛР 7

Проявляющий и демонстрирующий уважение к представителям различных этнокультурных, социальных, конфессиональных и иных групп. Сопричастный к сохранению, преумножению и трансляции культурных традиций и ценностей многонационального российского государства

ЛР 8

Соблюдающий и пропагандирующий правила здорового и безопасного образа жизни, спорта; предупреждающий либо преодолевающий зависимости от алкоголя, табака, психоактивных веществ, азартных игр и т.д. Сохраняющий психологическую устойчивость в ситуативно сложных или стремительно меняющихся ситуациях

ЛР 9

Заботящийся о защите окружающей среды, собственной и чужой безопасности, в том числе цифровой

ЛР 10

Проявляющий уважение к эстетическим ценностям, обладающий основами эстетической культуры

ЛР 11

Принимающий семейные ценности, готовый к созданию семьи и воспитанию детей; демонстрирующий неприятие насилия в семье, ухода от родительской ответственности, отказа от отношений со своими детьми и их финансового содержания

ЛР 12

Личностные результаты

реализации программы воспитания, определенные отраслевыми требованиями
к деловым качествам личности
 (при наличии)

Демонстрирующий готовность и способность вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения в профессиональной деятельности

ЛР 13

Проявляющий гражданское отношение к профессиональной деятельности как к возможности личного участия в решении общественных, государственных, общенациональных проблем

ЛР 15

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Введение

Значение изучения истории. Проблема достоверности исторических

знаний. Исторические источники, их виды, основные методы работы с ними.

Историческое событие и исторический факт. Концепции исторического

развития (формационная, цивилизационная, их сочетание). Периодизация

всемирной истории. История России – часть всемирной истории.

Древнейшая стадия истории человечества

Происхождение человека. Люди эпохи палеолита. Источники знаний о

древнейшем человеке. Проблемы антропогенеза. Древнейшие виды человека.

Расселение древнейших людей по земному шару. Появление человека

современного вида. Палеолит. Родовая община. Формы первобытного брака.

Достижения людей палеолита. Причины зарождения и особенности

первобытной религии и искусства. Археологические памятники палеолита на

территории России.

Неолитическая революция и ее последствия. Понятие «неолитическая

революция». Причины неолитической революции. Зарождение

производящего хозяйства, появление земледелия и животноводства.

Прародина производящего хозяйства. Последствия неолитической

революции. Неолитическая революция на территории современной России.

Первое и второе общественное разделение труда. Появление ремесла и

торговли. Начало формирования народов. Индоевропейцы и проблема их

прародины. Эволюция общественных отношений, усиление неравенства.

Соседская община. Племена и союзы племен. Возникновение элементов

государственности. Древнейшие города.

Цивилизации Древнего мира

Древнейшие государства. Понятие цивилизации. Особенности

цивилизаций Древнего мира – древневосточной и античной. Специфика

древнеегипетской цивилизации. Города-государства Шумера. Вавилон.

Законы царя Хаммурапи. Финикийцы и их достижения. Древние евреи в

Палестине. Хараппская цивилизация Индии. Индия под властью ариев.

Зарождение древнекитайской цивилизации.

Великие державы Древнего Востока. Предпосылки складывания

великих держав, их особенности. Последствия появления великих держав.

Хеттское царство. Ассирийская военная держава. Урарту. Мидийско-

Персидская держава – крупнейшее государство Древнего Востока.

Государства Индии. Объединение Китая. Империи Цинь и Хань.

Древняя Греция. Особенности географического положения и природы

Греции. Минойская и микенская цивилизации. Последствия вторжения

дорийцев в Грецию. Складывание полисного строя. Характерные черты

полиса. Великая греческая колонизация и ее последствия. Развитие

демократии в Афинах. Македонское завоевание Греции. Походы Александра

Македонского и их результаты.

Древний Рим. Рим в период правления царей. Рождение Римской

республики и особенности управления в ней. Борьба патрициев и плебеев, ее

результаты. Римские завоевания. Система управления в Римской республике.

Внутриполитическая борьба, гражданские войны. Рабство в Риме, восстание

рабов под предводительством Спартака. От республики к империи. Римская

империя: территория, управление. Войны Римской империи. Римляне и

варвары. Кризис Римской империи. Разделение Римской империи на

Восточную и Западную. Великое переселение народов и падение Западной

Римской империи.

Культура и религия Древнего мира. Особенности культуры и

религиозных воззрений Древнего Востока. Монотеизм. Иудаизм. Буддизм –

древнейшая мировая религия. Зарождение конфуцианства в Китае.

Достижения культуры Древней Греции. Особенности древнеримской

культуры. Античная философия, наука, литература, архитектура,

изобразительное искусство. Возникновение христианства. Особенности

христианского вероучения и церковной структуры.

Практическое занятие

Изучение предпосылок возникновения христианства.

Характеристика особенностей христианского вероучения и церковной

структуры.

Цивилизации Запада и Востока в Средние века

Великое переселение народов и образование варварских королевств в

Европе. Средние века: понятие, хронологические рамки, периодизация.

Варвары и их вторжения на территорию Римской империи. Варварские

королевства, особенности отношений варваров и римского населения в

различных королевствах.

Возникновение ислама. Арабские завоевания. Арабы. Мухаммед и его

учение. Возникновение ислама. Основы мусульманского вероучения.

Образование Арабского халифата. Арабские завоевания. Распад халифата.

Культура исламского мира. Развитие науки.

Практические занятия

Изучение предпосылок возникновения ислама.

Характеристика основ мусульманского вероучения.

Византийская империя. Территория Византии. Византийская империя:

власть, управление. Расцвет Византии при Юстиниане. Византия и славяне,

славянизация Балкан. Принятие христианства славянскими народами.

Турецкие завоевания и падение Византии. Культура Византии. Искусство,

иконопись, архитектура. Влияние Византии на государственность и культуру

России.

Восток в Средние века. Средневековая Индия. Ислам в Индии.

Делийский султанат. Культура средневековой Индии. Особенности развития

Китая. Административно-бюрократическая система. Китайская культура и ее

влияние на соседние народы. Становление и эволюция государственности в

Японии. Самураи. Правление сёгунов.

Империя Карла Великого и ее распад. Феодальная раздробленность в

Европе. Королевство франков. Военная реформа Карла Мартела и ее

значение. Карл Великий, его завоевания и держава. Каролингское

возрождение. Распад Каролингской империи. Причины и последствия

феодальной раздробленности. Британия в раннее Средневековье.

Основные черты западноевропейского феодализма. Средневековое

общество. Феодализм: понятие, основные черты. Феодальное землевладение,

вассально-ленные отношения. Структура и сословия средневекового

общества. Крестьяне, хозяйственная жизнь, крестьянская община. Феодалы.

Феодальный замок. Рыцари, рыцарская культура.

Практическое занятие

Характеристика структуры и сословий средневекового общества.

Средневековый западноевропейский город. Города Средневековья,

причины их возникновения. Развитие ремесла и торговли. Коммуны и

сеньоры. Повседневная жизнь горожан. Значение средневековых городов.

Католическая церковь в Средние века. Крестовые походы.

Христианская церковь в Средневековье. Церковная организация и иерархия.

Усиление роли римских пап. Разделение церквей, католицизм и православие.

Духовенство, монастыри, их роль в средневековом обществе. Крестовые

походы, их последствия. Ереси в Средние века: причины их возникновения и

распространения. Инквизиция. Упадок папства.

Зарождение централизованных государств в Европе. Англия и Франция

в Средние века. Великая хартия вольностей. Франция под властью

Капетингов на пути к единому государству. Оформление сословного

представительства (Парламент в Англии, Генеральные штаты во Франции).

Столетняя война и ее итоги. Османское государство и падение Византии.

Рождение Османской империи и государства Европы. Пиренейский

полуостров в Средние века. Реконкиста. Образование Испании и Португалии.

Политический и культурный подъем в Чехии. Ян Гус. Гуситские войны и их

последствия. Перемены во внутренней жизни европейских стран. Завершение

складывания национальных государств. Окончательное объединение

Франции. Укрепление королевской власти в Англии.

Средневековая культура Западной Европы. Начало Ренессанса.

Особенности и достижения средневековой культуры. Наука и богословие.

Духовные ценности Средневековья. Школы и университеты.

Художественная культура (стили, творцы, памятники искусства).

Изобретение книгопечатания и последствия этого события. Гуманизм.

Начало Ренессанса (Возрождения). Культурное наследие европейского

Средневековья.

От Древней Руси к Российскому государству

Образование Древнерусского государства. Восточные славяне:

происхождение, расселение, занятия, общественное устройство.

Предпосылки и причины образования Древнерусского государства. Новгород

и Киев – центры древнерусской государственности. Формирование

княжеской власти (князь и дружина, полюдье). Первые русские князья, их

внутренняя и внешняя политика. Походы Святослава.

Крещение Руси и его значение. Начало правления князя Владимира

Святославича. Крещение Руси: причины, основные события, значение.

Христианство и язычество. Церковная организация на Руси. Монастыри.

Распространение культуры и письменности.

Общество Древней Руси. Социально-экономический и политический

строй Древней Руси. Русская Правда. Политика Ярослава Мудрого и

Владимира Мономаха. Древняя Русь и ее соседи.

Раздробленность на Руси. Политическая раздробленность: причины и

последствия. Крупнейшие самостоятельные центры Руси, особенности их

географического, социально-политического и культурного развития.

Новгородская земля. Владимиро-Суздальское княжество. Зарождение

стремления к объединению русских земель.

Древнерусская культура. Особенности древнерусской культуры.

Возникновение письменности. Летописание. Литература (слово, житие,

поучение, хождение). Былинный эпос. Деревянное и каменное зодчество.

Живопись (мозаики, фрески). Иконы. Развитие местных художественных

школ.

Монгольское завоевание и его последствия. Монгольское нашествие.

Сражение на Калке. Поход монголов на Северо-Западную Русь. Героическая

оборона русских городов. Значение противостояния Руси монгольскому

завоеванию. Борьба Руси против экспансии с Запада. Александр Ярославич.

Невская битва. Ледовое побоище. Зависимость русских земель от Орды и ее

последствия. Борьба населения русских земель против ордынского

владычества.

Начало возвышения Москвы. Причины и основные этапы объединения

русских земель. Москва и Тверь: борьба за великое княжение. Причины и ход

возвышения Москвы. Княжеская власть и церковь. Дмитрий Донской.

Начало борьбы с ордынским владычеством. Куликовская битва, ее

значение.

Образование единого Русского государства. Русь при преемниках

Дмитрия Донского. Автокефалия Русской православной церкви.

Иван III. Присоединение Новгорода. Завершение объединения русских

земель. Прекращение зависимости Руси от Золотой Орды. Образование

единого Русского государства и его значение. Усиление великокняжеской

власти. Судебник 1497 года. Положение крестьян, ограничение их свободы.

Предпосылки и начало складывания крепостнической системы.

Россия в ХVI–ХVII веках: от великого княжества к царству

Россия в правление Ивана Грозного. Иван IV. Избранная рада.

Реформы 1550-х годов и их значение. Становление приказной системы.

Расширение территории государства, его многонациональный характер.

Походы на Казань. Присоединение Казанского и Астраханского ханств,

борьба с Крымским ханством, покорение Западной Сибири. Ливонская

война, ее итоги и последствия. Опричнина, споры о ее смысле. Последствия

опричнины. Россия в конце XVI века, нарастание кризиса. Учреждение

патриаршества. Закрепощение крестьян.

Смутное время начала XVII века. Царствование Б. Годунова. Смута:

причины, участники, последствия. Самозванцы. Восстание под

предводительством И. Болотникова. Вмешательство Речи Посполитой и

Швеции в Смуту. Оборона Смоленска. Освободительная борьба против

интервентов. Патриотический подъем народа. Окончание Смуты и

возрождение российской государственности. Ополчение К. Минина и Д.

Пожарского. Освобождение Москвы. Начало царствования династии

Романовых.

Экономическое и социальное развитие России в XVII веке. Народные

движения. Экономические последствия Смуты. Восстановление хозяйства.

Новые явления в экономике страны: рост товарно-денежных отношений,

развитие мелкотоварного производства, возникновение мануфактур.

Развитие торговли, начало формирования всероссийского рынка.

Окончательное закрепощение крестьян. Народные движения в XVII веке:

причины, формы, участники. Городские восстания. Восстание под

предводительством С. Т. Разина.

Становление абсолютизма в России. Внешняя политика России в ХVII

веке. Усиление царской власти. Развитие приказной системы. Начало

становления абсолютизма. Власть и церковь. Реформы патриарха Никона.

Церковный раскол. Протопоп Аввакум. Освоение Сибири и Дальнего

Востока. Русские первопроходцы. Внешняя политика России в XVII веке.

Взаимоотношения с соседними государствами и народами. Россия и Речь

Посполитая. Смоленская война. Присоединение к России Левобережной

Украины и Киева.

Практическое занятие

Анализ значения реформ патриарха Никона.

Церковный раскол.

Культура Руси конца XIII–XVII веков. Культура XIII–XV веков.

Летописание. Важнейшие памятники литературы (памятники куликовского

цикла, сказания, жития, хождения). Развитие зодчества (Московский Кремль,

монастырские комплексы-крепости). Расцвет иконописи (Ф. Грек, А.

Рублев). Культура XVI века. Книгопечатание (И. Федоров). Публицистика.

Зодчество (шатровые храмы). «Домострой». Культура XVII века. Традиции и

новые веяния, усиление светского характера культуры. Образование.

Литература: новые жанры (сатирические повести, автобиографические

повести), новые герои. Зодчество: основные стили и памятники. Живопись

(С. Ушаков).

Практическое занятие

Характеристика особенностей культуры России XVII века.

Страны Запада и Востока в ХVI–ХVIII веке

Экономическое развитие и перемены в западноевропейском обществе.

Зарождение ранних капиталистических отношений. Мануфактура. Открытия

в науке, усовершенствование в технике, внедрение технических новинок в

производство. Развитие торговли и товарно-денежных отношений.

Революция цен и ее последствия.

Великие географические открытия. Образование колониальных

империй. Великие географические открытия, их технические, экономические

и интеллектуальные предпосылки. Поиски пути в Индию и открытие Нового

Света (Х. Колумб, Васко да Гама, Ф. Магеллан). Разделы сфер влияния и

начало формирования колониальной системы. Политические, экономические

и культурные последствия Великих географических открытий.

Возрождение и гуманизм в Западной Европе. Эпоха Возрождения.

Понятие «Возрождение». Истоки и предпосылки становления культуры

Ренессанса в Италии. Гуманизм и новая концепция человеческой личности.

Идеи гуманизма в Северной Европе. Высокое Возрождение в Италии.

Искусство стран Северного Возрождения.

Реформация и контрреформация. Понятие «протестантизм».

Мартин Лютер. Реформация в Германии, лютеранство. Религиозные

войны. Крестьянская война в Германии. Жан Кальвин и распространение его

учения. Новая конфессиональная карта Европы. Контрреформация и попытки

преобразований в католическом мире. Орден иезуитов.

Становление абсолютизма в европейских странах. Абсолютизм как

общественно-политическая система. Абсолютизм во Франции. Религиозные

войны и правление Генриха IV. Людовик XIV – «король-солнце».

Абсолютизм в Испании. Испания и империя Габсбургов в XVII–XVIII

веках. Англия в эпоху Тюдоров. Общие черты и особенности абсолютизма в

странах Европы. «Просвещенный абсолютизм», его значение и особенности в

Пруссии, при монархии Габсбургов.

Англия в XVII–ХVIII веках. Причины и начало революции в Англии.

Протекторат О. Кромвеля. Реставрация монархии. Итоги, характер и

значение Английской революции. «Славная революция». Английское

Просвещение. Дж. Локк. Политическое развитие Англии в XVIII веке.

Подъем мануфактурного производства. Начало промышленной революции.

Изменения в социальной структуре общества.

Страны Востока в XVI–XVIII веках. Османские завоевания в Европе.

Борьба европейских стран с османской опасностью. Маньчжурское

завоевание Китая. Начало проникновения европейцев в Китай. Цинская

политика изоляции. Сёгунат Токугавы в Японии.

Страны Востока и колониальная экспансия европейцев. Колониальные

захваты Англии, Голландии и Франции. Складывание колониальной

системы. Колонизаторы и местное население. Значение колоний для развития

стран Западной Европы. Испанские и португальские колонии Америки.

Английские колонии в Северной Америке: социально-экономическое

развитие и политическое устройство. Рабовладение. Европейские

колонизаторы в Индии. Захват Индии Англией и его последствия.

Международные отношения в XVII–XVIII веках. Религиозные,

экономические и колониальные противоречия. Причины, ход, особенности,

последствия Тридцатилетней войны. Династические войны XVIII века.

(Война за испанское наследство, Война за австрийское наследство).

Семилетняя война – прообраз мировой войны.

Развитие европейской культуры и науки в XVII–XVIII веках. Эпоха

просвещения. Новые художественные стили: классицизм, барокко, рококо.

Крупнейшие писатели, художники, композиторы. Просвещение: эпоха и

идеология. Развитие науки, важнейшие достижения. Идеология Просвещения

и значение ее распространения. Учение о естественном праве и

общественном договоре. Вольтер, Ш. Монтескьё, Ж. Ж. Руссо.

Война за независимость и образование США. Причины борьбы

английских колоний в Северной Америке за независимость. Декларация

независимости США. Образование США. Война за независимость как первая

буржуазная революция в США. Конституция США. Билль о правах.

Французская революция конца XVIII века. Предпосылки и причины

Французской революции конца XVIII века. Начало революции. Декларация

прав человека и гражданина. Конституция 1791 года. Свержение монархии и

установление республики. Якобинская диктатура. Террор. Падение

якобинцев. От термидора к брюмеру. Установление во Франции власти

Наполеона Бонапарта. Итоги революции. Международное значение

революции.

Россия в конце ХVII–ХVIII веков: от царства к империи

Россия в эпоху петровских преобразований. Дискуссии о Петре I,

значении и цене его преобразований. Начало царствования Петра I. Начало

самостоятельного правления Петра I. Азовские походы. Великое посольство.

Северная война: причины, основные события, итоги. Значение Полтавской

битвы. Провозглашение России империей. Государственные реформы Петра

I. Реорганизация армии. Реформы государственного управления (учреждение

Сената, коллегий, губернская реформа и др.). Указ о единонаследии. Табель о

рангах. Утверждение абсолютизма. Церковная реформа. Развитие экономики.

Восстания в Астрахани, на Дону.

Экономическое и социальное развитие в XVIII веке. Народные

движения. Развитие промышленности и торговли во второй четверти – конце

ХVIII века. Рост помещичьего землевладения. Основные сословия

российского общества, их положение. Усиление крепостничества. Восстание

под предводительством Е. И. Пугачева и его значение.

Внутренняя и внешняя политика России в середине – второй половине

XVIII века. Дворцовые перевороты: причины, сущность, последствия.

Внутренняя и внешняя политика преемников Петра I. Расширение

привилегий дворянства. Участие России в Семилетней войне. Короткое

правление Петра III. Правление Екатерины II. Политика «просвещенного

абсолютизма»: основные направления, мероприятия, значение. Губернская

реформа. Жалованные грамоты дворянству и городам. Внутренняя политика

Павла I, его свержение. Внешняя политика Екатерины II. Русско-турецкие

войны и их итоги. Великие русские полководцы и флотоводцы (П. А.

Румянцев, А. В. Суворов, Ф. Ф. Ушаков). Присоединение и освоение Крыма

и Новороссии; Г. А. Потемкин. Участие России в разделах Речи Посполитой.

Внешняя политика Павла I. Итальянский и Швейцарский походы А. В.

Суворова, Средиземноморская экспедиция Ф. Ф. Ушакова.

Русская культура XVIII века. Нововведения в культуре петровских

времен. Просвещение и научные знания (Ф. Прокопович. И. Т. Посошков).

Литература и искусство. Культура и быт России во второй половине XVIII

века. Становление отечественной науки; М. В. Ломоносов. Историческая

наука (В. Н. Татищев). Русские изобретатели (И. И. Ползунов, И. П.

Кулибин). Общественная мысль (Н. И. Новиков, А. Н. Радищев). Литература:

основные направления, жанры, писатели (А. П. Сумароков, Н. М. Карамзин,

Г. Р. Державин, Д. И. Фонвизин). Развитие архитектуры, живописи,

скульптуры, музыки (стили и течения, художники и их произведения). Театр

(Ф. Г. Волков).

Становление индустриальной цивилизации

Промышленный переворот и его последствия. Промышленный

переворот (промышленная революция), его причины и последствия.

Важнейшие изобретения. От мануфактуры к фабрике. Машинное

производство. Социальные последствия промышленной революции.

Индустриальное общество. Экономическое развитие Англии и Франции в

ХIХ веке. Концентрация производства и капитала. Монополии и их формы.

Роль государства в экономике.

Международные отношения. Войны Французской революции и

Наполеоновские войны. Антифранцузские коалиции. Крушение

наполеоновской империи и его причины. Создание Венской системы

международных отношений. Крымская (Восточная) война и ее последствия.

Франко-прусская война и изменение расстановки сил на мировой арене.

Колониальные захваты. Складывание системы союзов. Тройственный союз.

Франко-русский союз – начало образования Антанты.

Политическое развитие стран Европы и Америки. Страны Европы

после Наполеоновских войн. Июльская революция во Франции. Образование

независимых государств в Латинской Америке. Эволюция политической

системы Великобритании, чартистское движение. Революции во Франции,

Германии, Австрийской империи и Италии в 1848–1849 годах: характер,

итоги и последствия. Пути объединения национальных государств: Италии,

Германии. Социально-экономическое развитие США в конце XVIII – первой

половине XIX века. Гражданская война в США. Отмена рабства. Итоги

войны. Распространение социалистических идей. Учение К. Маркса. Рост

рабочего движения. Деятельность I Интернационала. Возникновение социал-

демократии. Образование II Интернационала.

Практическое занятие

Изучение Гражданской войны в США.

Развитие западноевропейской культуры. Литература. Изобразительное

искусство. Музыка. Романтизм, реализм, символизм в художественном

творчестве. Секуляризация науки. Теория Ч. Дарвина. Важнейшие научные

открытия. Влияние культурных изменений на повседневную жизнь и быт

людей. Автомобили и воздухоплавание.

Процесс модернизации в традиционных обществах Востока

Колониальная экспансия европейских стран. Индия. Особенности

социально-экономического и политического развития стран Востока.

Значение колоний для ускоренного развития западных стран. Колониальный

раздел Азии и Африки. Традиционные общества и колониальное управление.

Освободительная борьба народов колоний и зависимых стран.

Китай и Япония. Начало превращения Китая в зависимую страну.

Упадок и окончательное закабаление Китая западными странами.

Особенности японского общества в период сёгуната Токугава.

Насильственное «открытие» Японии. Революция Мэйдзи и ее последствия.

Усиление Японии и начало ее экспансии в Восточной Азии.

Российская империя в ХIХ веке

Внутренняя и внешняя политика России в начале XIX века. Император

Александр I и его окружение. Создание министерств. Указ о вольных

хлебопашцах. Проект М. М. Сперанского. Учреждение Государственного

совета. Участие России в антифранцузских коалициях. Отечественная война

1812 года. Планы сторон, основные этапы и сражения войны. Герои войны

(М. И. Кутузов, П. И. Багратион, Н. Н. Раевский, Д. В. Давыдов и др.).

Причины победы России в Отечественной войне 1812 года Заграничный

поход русской армии 1813–1814 годов. Венский конгресс. Изменение

внутриполитического курса Александра I в 1816–1825 годах. Аракчеевщина.

Военные поселения.

Практическое занятие

Изучение истории Отечественной войны 1812 года.

Движение декабристов. Движение декабристов: предпосылки

возникновения, идейные основы и цели, первые организации, их участники.

Южное общество; «Русская правда» П. И. Пестеля. Северное общество;

Конституция Н. М. Муравьева. Выступления декабристов в Санкт-

Петербурге (14 декабря 1825 года) и на юге, их итоги. Значение движения

декабристов.

Правление Николая I. Кодификация законов. Социально-

экономическое развитие России во второй четверти XIX века. Крестьянский

вопрос. Реформа управления государственными крестьянами П. Д. Киселева.

Начало промышленного переворота, его экономические и социальные

последствия. Финансовая реформа Е. Ф. Канкрина. Политика в области

образования. Теория официальной народности (С. С. Уваров).

Общественное движение во второй четверти XIX века. Оппозиционная

общественная мысль. «Философическое письмо» П. Я. Чаадаева.

Славянофилы (К. С. и И. С. Аксаковы, И. В. и П. В. Киреевские, А. С.

Хомяков, Ю. Ф. Самарин и др.) и западники (К. Д. Кавелин, С. М. Соловьев,

Т. Н. Грановский и др.). Революционно-социалистические течения (А. И.

Герцен, Н. П. Огарев, В. Г. Белинский). Общество петрашевцев. Создание А.

И. Герценом теории русского социализма и его издательская деятельность.

Внешняя политика России во второй четверти XIX века. Восточный

вопрос. Войны с Ираном и Турцией. Кавказская война. Крымская война

1853–1856 годов: причины, этапы военных действий, итоги. Героическая

оборона Севастополя и ее герои.

Отмена крепостного права и реформы 60–70-х годов XIX века.

Контрреформы. Необходимость и предпосылки реформ. Император

Александр II и его окружение. Подготовка крестьянской реформы. Основные

положения. Крестьянской реформы 1861 года и условия освобождения

крестьян. Значение отмены крепостного права. Земская и городская

реформы, создание системы местного самоуправления. Судебная реформа,

суд присяжных. Введение всеобщей воинской повинности. Реформы в

области образования и печати. Итоги и следствия реформ 1860–1870-х годов.

«Конституция М. Т. Лорис-Меликова». Александр III. Причины

контрреформ, их основные направления и последствия.

Общественное движение во второй половине XIX века. Общественное

движение в России в последней трети XIX века. Консервативные,

либеральные, радикальные течения общественной мысли. Народническое

движение: идеология (М. А. Бакунин, П. Л. Лавров, П. Н. Ткачев),

организации, тактика. Деятельность «Земли и воли» и «Народной воли».

Основные идеи либерального народничества. Распространение марксизма и

зарождение российской социал-демократии. Начало рабочего движения.

Экономическое развитие во второй половине XIX века. Социально-

экономическое развитие пореформенной России. Сельское хозяйство после

отмены крепостного права. Развитие торговли и промышленности.

Завершение промышленного переворота, его последствия. Возрастание роли

государства в экономической жизни страны. Курс на модернизацию

промышленности. Экономические и финансовые реформы (Н. X. Бунге, С.Ю.

Витте). Разработка рабочего законодательства.

Внешняя политика России во второй половине XIX века. Европейская

политика. А. М. Горчаков и преодоление последствий поражения в

Крымской войне. Русско-турецкая война 1877–1878 годов, ход военных

действий на Балканах, в Закавказье. Присоединение Казахстана и Средней

Азии. Заключение русско-французского союза. Политика России на Дальнем

Востоке. Россия в международных отношениях конца XIX века.

Практическое занятие

Изучение истории Русско-турецкой войны 1877–1878 годов.

Русская культура XIX века. Развитие науки и техники (Н. И.

Лобачевский, Н. И. Пирогов, Н. Н. Зинин, Б. С. Якоби, А. Г. Столетов, Д. И.

Менделеев, И. М. Сеченов и др.). Расширение сети школ и университетов.

Основные стили в художественной культуре (романтизм, классицизм,

реализм). Золотой век русской литературы: писатели и их произведения (В.

А. Жуковский, А. С. Пушкин, М. Ю. Лермонтов, Н. В. Гоголь и др.).

Общественное звучание литературы (Н. А. Некрасов, И. С. Тургенев, Л. Н.

Толстой, Ф. М. Достоевский). Становление и развитие национальной

музыкальной школы (М. И. Глинка, П. И. Чайковский, Могучая кучка).

Расцвет театрального искусства, возрастание его роли в общественной

жизни. Живопись: академизм, реализм, передвижники. Архитектура: стили

(русский ампир, классицизм), зодчие и их произведения. Место российской

культуры в мировой культуре XIX века.

Практическое занятие

Характеристика Золотого века русской литературы.

От Новой истории к Новейшей

Мир в начале ХХ века. Понятие «новейшая история». Важнейшие

изменения на карте мира. Первые войны за передел мира. Окончательное

формирование двух блоков в Европе (Тройственного союза и Антанты),

нарастание противоречий между ними. Особенности экономического

развития Великобритании, Франции, Германии, США. Социальные движения

и социальные реформы. Реформизм в деятельности правительств. Влияние

достижений научно-технического прогресса.

Пробуждение Азии в начале ХХ века. Колонии, зависимые страны и

метрополии. Синьхайская революция в Китае. Сун Ятсен. Гоминьдан. Кризис

Национально-освободительная борьба в Индии против британского

господства. Индийский национальный конгресс. М. Ганди.

Россия на рубеже XIX–XX веков. Динамика промышленного развития.

Роль государства в экономике России. Аграрный вопрос. Император Николай

II, его политические воззрения. Общественное движение Возникновение

социалистических и либеральных организаций и партий: их цели, тактика,

лидеры (Г. В. Плеханов, В. М. Чернов, В. И. Ленин, Ю. О. Мартов, П. Б.

Струве). Усиление рабочего и крестьянского движения. Внешняя политика

России. Конференции в Гааге. Русско-японская война 1904–1905 годов:

планы сторон, основные сражения. Портсмутский мир.

Революция 1905–1907 годов в России. Причины революции. «Кровавое

воскресенье» и начало революции. Советы как форма политического

творчества масс. Манифест 17 октября 1905 года.

Московское восстание. Спад революции. Становление

конституционной монархии и элементов гражданского общества. Опыт

российского парламентаризма 1906–1917 годов: особенности парламентской

системы, ее полномочия и влияние на общественно-политическую жизнь,

тенденции эволюции. Результаты первой российской революции в

политических и социальных аспектах.

Россия в период столыпинских реформ. П. А. Столыпин как

государственный деятель. Программа П. А. Столыпина, ее главные цели и

комплексный характер. Основное содержание и этапы реализации аграрной

реформы, ее влияние на экономическое и социальное развитие России.

Проблемы и противоречия в ходе проведения аграрной реформы.

Экономический подъем. Политическая и общественная жизнь в России в

1910–1914 годы. Обострение внешнеполитической обстановки.

Серебряный век русской культуры. Открытия российских ученых в

науке и технике. Русская философия: поиски общественного идеала.

Развитие литературы: от реализма к модернизму. Поэзия Серебряного века.

Изобразительное искусство: традиции реализма, «Мир искусства»,

авангардизм, его направления. Архитектура. Скульптура. Музыка.

Первая мировая война. Боевые действия 1914–1918 годов. Особенности

и участники войны. Восточный фронт и его роль в войне. Переход к

позиционной войне. Основные сражения в Европе в 1915–1917 годах.

Брусиловский прорыв и его значение. Поражение Германии и ее союзников.

Первая мировая война и общество. Развитие военной техники в годы

войны. Государственное регулирование экономики. Патриотический подъем

в начале войны. Власть и общество на разных этапах войны. Нарастание

тягот и бедствий населения. Антивоенные и национальные движения.

Нарастание общенационального кризиса в России. Итоги Первой мировой

войны. Парижская и Вашингтонская конференции и их решения.

Февральская революция в России. От Февраля к Октябрю. Причины

революции. Отречение Николая II от престола. Падение монархии как начало

Великой российской революции. Временное правительство и Петроградский

совет рабочих и солдатских депутатов: начало двоевластия. Причины

апрельского, июньского и июльского кризисов Временного правительства.

Конец двоевластия. На пороге экономической катастрофы и распада: Россия

в июле–октябре 1917 года. Деятельность А. Ф. Керенского во главе

Временного правительства. Выступление Л. Г. Корнилова и его провал.

Изменения в революционной части политического поля России: раскол

эсеров, рост влияния большевиков в Советах.

Октябрьская революция в России и ее последствия. События 24–25

октября в Петрограде, приход к власти большевиков во главе с В. И.

Лениным. II Всероссийский съезд Советов. Декреты о мире и о земле.

Формирование новых органов власти. Создание ВЧК, начало формирования

Красной Армии. Отношение большевиков к созыву Учредительного

собрания. Причины разгона Учредительного собрания. Создание

федеративного социалистического государства и его оформление в

Конституции РСФСР 1918 года. Советско-германские переговоры и

заключение Брестского мира, его условия, экономические и политические

последствия. Установление однопартийного режима.

Гражданская война в России. Причины Гражданской войны. Красные и

белые: политические ориентации, лозунги и реальные действия, социальная

опора. Другие участники Гражданской войны. Цели и этапы участия

иностранных государств в Гражданской войне. Причины победы красных.

Россия в годы Гражданской войны. Экономическая политика большевиков.

Национализация, «красногвардейская атака на капитал». Политика «военного

коммунизма», ее причины, цели, содержание, последствия. Последствия и

итоги Гражданской войны.

Европа и США. Территориальные изменения в Европе и Азии после

Первой мировой войны. Революционные события 1918 – начала 1920-х годов

в Европе.

Ноябрьская революция в Германии и возникновение Веймарской

республики. Революции в Венгрии. Зарождение коммунистического

движения, создание и деятельность Коммунистического интернационала.

Экономическое развитие ведущих стран мира в 1920-х годах. Причины

мирового экономического кризиса 1929–1933 годов.

Дж. М. Кейнс и его рецепты спасения экономики. Государственное

регулирование экономики и социальных отношений. «Новый курс»

президента США Ф. Рузвельта и его результаты.

Недемократические режимы. Захват фашистами власти в Италии.

Победа нацистов в Германии. А. Гитлер – фюрер германского народа.

Внутренняя политика А. Гитлера, установление и функционирование

тоталитарного режима, причины его устойчивости. Авторитарные режимы в

большинстве стран Европы: общие черты и национальные особенности.

Создание и победа Народного фронта во Франции, Испании. Гражданская

война в Испании.

Турция, Китай, Индия, Япония. Воздействие Первой мировой войны и

Великой российской революции на страны Азии. Установление республики в

Турции, деятельность М. Кемаля. Великая национальная революция 1925–

1927 годов в Китае. Создание Компартии Китая. Установление диктатуры

Чан Кайши и гражданская война в Китае. Создание Национального фронта

борьбы против Японии. Кампания гражданского неповиновения в Индии.

Идеология ненасильственного сопротивления английским колонизаторам М.

Ганди. Милитаризация Японии, ее переход к внешнеполитической

экспансии.

Международные отношения. Деятельность Лиги Наций. Кризис

Версальско-Вашингтонской системы. Агрессия Японии на Дальнем Востоке.

Начало японо-китайской войны. Столкновения Японии и СССР. События у

озера Хасан и реки Халхин-Гол. Складывание союза агрессивных государств

«Берлин – Рим – Токио». Западная политика «умиротворения» агрессоров.

Аншлюс Австрии. Мюнхенский сговор и раздел Чехословакии.

Культура в первой половине ХХ века. Развитие науки. Открытия в

области физики, химии, биологии, медицины. Формирование новых

художественных направлений и школ. Развитие реалистического и

модернистского искусства. Изобразительное искусство. Архитектура.

Основные направления в литературе. Писатели: модернисты, реалисты;

писатели «потерянного поколения», антиутопии. Музыка. Театр. Развитие

киноискусства. Нацизм и культура.

Новая экономическая политика в Советской России. Образование

СССР. Экономический и политический кризис. Крестьянские восстания,

Кронштадтский мятеж и др. Переход к новой экономической политике.

Сущность нэпа. Достижения и противоречия нэпа, причины его свертывания.

Политическая жизнь в 1920-е годы. Образование СССР: предпосылки

объединения республик, альтернативные проекты и практические решения.

Укрепление позиций страны на международной арене.

Практическое занятие

Изучение сущности нэпа, достижений и противоречий, причин его

свертывания.

Индустриализация и коллективизация в СССР. Обострение

внутрипартийных разногласий и борьбы за лидерство в партии и государстве.

Советская модель модернизации. Коллективизация сельского хозяйства:

формы, методы, экономические и социальные последствия.

Индустриализация: цели, методы, экономические и социальные итоги и

следствия. Первые пятилетки: задачи и результаты.

Советское государство и общество в 1920–1930-е годы. Особенности

советской политической системы: однопартийность, сращивание партийного

и государственного аппарата, контроль над обществом. Культ вождя. И. В.

Сталин. Массовые репрессии, их последствия. Стахановское движение.

Повседневная жизнь и быт населения городов и деревень. Итоги развития

СССР в 1930-е годы. Конституция СССР 1936 года.

Советская культура в 1920–1930-е годы. «Культурная революция»:

задачи и направления. Ликвидация неграмотности, создание системы

народного образования. Культурное разнообразие 1920-х годов. Достижения

литературы и искусства. Развитие кинематографа. Введение обязательного

начального преподавания. Восстановление преподавания истории.

Идеологический контроль над духовной жизнью общества. Развитие

советской науки.

Вторая мировая война. Великая Отечественная война

Накануне мировой войны. Политика «умиротворения» агрессора и

переход Германии к решительным действиям. Англо-франко-советские

переговоры в Москве, причины их неудачи. Советско-германский пакт о

ненападении и секретный дополнительный протокол. Военно-политические

планы сторон. Подготовка к войне.

Первый период Второй мировой войны. Бои на Тихом океане.

Нападение Германии на Польшу. «Странная война» на Западном фронте.

Поражение Франции. Укрепление безопасности СССР: присоединение

Западной Белоруссии и Западной Украины, Бессарабии и Северной

Буковины, Советско-финляндская война, советизация прибалтийских

республик. Нацистская программа завоевания СССР. Подготовка СССР и

Германии к войне. Соотношение боевых сил к июню 1941 года. Великая

Отечественная война как самостоятельный и определяющий этап Второй

мировой войны. Цели сторон, соотношение сил. Основные сражения и их

итоги на первом этапе войны (22 июня 1941 года – ноябрь 1942 года).

Деятельность советского руководства по организации обороны страны.

Историческое значение Московской битвы. Нападение Японии на США.

Боевые действия на Тихом океане в 1941–1945 годах.

Второй период Второй мировой войны. Военные действия на советско-

германском фронте в 1942 году. Сталинградская битва и начало коренного

перелома в ходе войны. Складывание антигитлеровской коалиции и ее

значение. Курская битва и завершение коренного перелома. Оккупационный

режим. Геноцид. Холокост. Движение Сопротивления. Партизанское

движение в СССР, формы борьбы, роль и значение. Коллаборационизм, его

причины в разных странах Европы и Азии. Советский тыл в годы войны.

Эвакуация. Вклад в победу деятелей науки и культуры. Изменение

положения Русской православной церкви и других конфессий в годы войны.

Главные задачи и основные наступательные операции Красной Армии на

третьем этапе войны (1944). Открытие Второго фронта в Европе. Военные

операции 1945 года. Разгром Германии. Советско-японская война. Атомная

бомбардировка Хиросимы и Нагасаки. Окончание Второй мировой войны.

Значение победы над фашизмом. Решающий вклад СССР в Победу. Людские

и материальные потери воюющих сторон.

Мир во второй половине ХХ – начале ХХI века

Послевоенное устройство мира. Начало «холодной войны». Итоги

Второй мировой войны и новая геополитическая ситуация в мире. Решения

Потсдамской конференции. Создание ООН и ее деятельность. Начало

«холодной войны». Создание НАТО и СЭВ. Особая позиция Югославии.

Формирование двухполюсного (биполярного) мира. Создание НАТО и ОВД.

Берлинский кризис. Раскол Германии. Война в Корее. Гонка вооружений.

Ведущие капиталистические страны. Превращение США в ведущую

мировую державу. Факторы, способствовавшие успешному экономическому

развитию США. Развитие научно-технической революции. Послевоенное

восстановление стран Западной Европы. «План Маршалла». Важнейшие

тенденции развития Великобритании, Франции, ФРГ. Падение авторитарных

режимов в Португалии, Испании, Греции. Европейская интеграция, ее

причины, цели, ход, последствия. Особенности развития Японии.

Страны Восточной Европы. Установление власти коммунистических

сил после Второй мировой войны в странах Восточной Европы. Начало

социалистического строительства. Антикоммунистическое восстание в

Венгрии и его подавление. Попытки реформ. Я. Кадар. «Пражская весна».

Кризисные явления в Польше. Особый путь Югославии под руководством

И.Б.Тито. Перемены в странах Восточной Европы в конце ХХ века.

Объединение Германии. Распад Югославии и война на Балканах. «Шоковая

терапия» и социальные последствия перехода к рынку. Восточная Европа в

начале ХХ века.

Крушение колониальной системы. Освобождение от колониальной

зависимости стран Азии (Вьетнама, Индии, Индонезии). Деколонизация

Африки. Падение режима апартеида в ЮАР. Основные проблемы

освободившихся стран. Поиск путей модернизации. «Азиатские тигры».

Основы ускоренного экономического роста. Исламская революция в Иране.

Вторжение войск западной коалиции в Ирак. «Арабская весна», ее причины и

последствия.

Индия, Пакистан, Китай. Освобождение Индии и Пакистана от власти

Великобритании. Особенности внутри- и внешнеполитического развития

этих государств. Реформы в Индии. Успехи в развитии Индии в начале XXI

века. Завершение гражданской войны в Китае. Образование КНР. Мао

Цзэдун. «Большой скачок», народные коммуны и «культурная революция» в

КНР. Реформы в Китае. Дэн Сяопин. Успехи и проблемы развития

социалистического Китая на современном этапе.

Практическое занятие

Характеристика успехов и анализ проблем развития социалистического

Китая на современном этапе.

Страны Латинской Америки. Особенности экономического и

политического развития стран Латинской Америки. Между диктатурой и

демократией. Господство США в Латинской Америке. Кубинская революция.

Ф. Кастро. Строительство социализма на Кубе. Куба после распада СССР.

Чилийская революция. С. Альенде. Сандинистская революция в Никарагуа.

«Левый поворот» в конце ХХ – начале ХХI века. Президент Венесуэлы У.

Чавес и его последователи в других странах.

Международные отношения. Международные конфликты и кризисы в

1950–1960-е годы. Борьба сверхдержав – СССР и США. Суэцкий кризис.

Берлинский кризис. Карибский кризис – порог ядерной войны. Война США

во Вьетнаме. Ближневосточный конфликт. Образование государства

Израиль. Арабо-израильские войны. Палестинская проблема. Достижение

примерного военно-стратегического паритета СССР и США. Разрядка

международной напряженности в 1970-е годы. Хельсинкское совещание по

безопасности и сотрудничеству в Европе. Введение ограниченного

контингента советских войск в Афганистан. Кризис разрядки. Новое

политическое мышление. Конец двухполярного мира и превращение США в

единственную сверхдержаву. Расширение НАТО на Восток. Многополярный

мир, его основные центры.

Развитие культуры. Крупнейшие научные открытия второй половины

ХХ – начала XXI века. Освоение космоса. Новые черты культуры.

Реалистические и модернистские направления в искусстве. Экзистенциализм.

Театр абсурда. Поп-арт и его черты. Развитие кинематографа. Итальянский

неореализм. Развлекательный кинематограф Голливуда. Звезды экрана.

Появление рок-музыки. Массовая культура. Постмодернизм – стирание грани

между элитарной и массовой культурой. Глобализация и национальные

культуры.

Практическое занятие

Анализ явления глобализации и национальных культур в конце ХХ –

начале ХХI века.

Апогей и кризис советской системы 1945–1991 годы

СССР в послевоенные годы. Укрепление статуса СССР как великой

мировой державы. Начало «холодной войны». Атомная монополия США;

создание атомного оружия и средств его доставки в СССР. Конверсия,

возрождение и развитие промышленности. Положение в сельском хозяйстве.

Голод 1946 года. Послевоенное общество, духовный подъем людей.

Противоречия социально-политического развития. Репрессии. Идеология и

культура в послевоенный период; идеологические кампании и научные

дискуссии 1940-х годов.

СССР в 1950-х – начале 1960-х годов. Перемены после смерти И. В.

Сталина. Борьба за власть, победа Н. С. Хрущева. XX съезд КПСС и его

значение. Начало реабилитации жертв политических репрессий. Основные

направления реформирования советской экономики и его результаты.

Освоение целины. Курс на строительство коммунизма. Социальная политика;

жилищное строительство. Усиление негативных явлений в экономике.

Выступления населения.

СССР во второй половине 1960-х – начале 1980-х годов. Противоречия

внутриполитического курса Н. С. Хрущева. Причины отставки Н. С.

Хрущева. Л. И. Брежнев. Концепция развитого социализма. Власть и

общество. Конституция СССР 1977 года. Преобразования в сельском

хозяйстве. Экономическая реформа 1965 года: задачи и результаты.

Достижения и проблемы в развитии науки и техники. Нарастание негативных

тенденций в экономике. Застой. Теневая экономика. Инакомыслие,

диссиденты. Социальная политика, рост благосостояния населения. Причины

усиления недовольства. СССР в системе международных отношений.

Установление военно-стратегического паритета между СССР и США.

Переход к политике разрядки международной напряженности. Участие СССР

в военных действиях в Афганистане.

Практическое занятие

Анализ задач и результатов экономической реформы 1965 года в СССР.

СССР в годы перестройки. Предпосылки перемен. М. С. Горбачев.

Политика ускорения и ее неудача. Экономические реформы, их результаты.

Реформы политической системы. Национальная политика и

межнациональные отношения. Национальные движения в союзных

республиках. Политика гласности и ее последствия. Изменения в

общественном сознании. Власть и церковь в годы перестройки. Нарастание

Августовские события 1991 года. Распад СССР. Образование СНГ. Причины

и последствия кризиса советской системы и распада СССР.

Развитие советской культуры (1945–1991 годы). Развитие культуры в

послевоенные годы. Советская культура в конце 1950-х – 1960-е годы. Новые

тенденции в художественной жизни страны. «Оттепель» в литературе,

молодые поэты 1960-х годов. Театр, его общественное звучание. Власть и

творческая интеллигенция. Советская культура в середине 1960 – 1980-х

годов. Культура в годы перестройки. Развитие науки и техники в СССР.

Научно-техническая революция. Успехи советской космонавтики (С. П.

Королев, Ю. А. Гагарин). Развитие образования в СССР.

Российская Федерация на рубеже ХХ–ХХI веков

Формирование российской государственности. Б. Н. Ельцин.

Политический кризис осени 1993 года. Принятие Конституции России 1993

года. Экономические реформы 1990-х годов: основные этапы и результаты.

Трудности и противоречия перехода к рыночной экономике. Нарастание

противоречий между центром и регионами. Военно-политический кризис в

Чечне. Отставка Б. Н. Ельцина. Деятельность Президента России В. В.

Путина: курс на продолжение реформ, стабилизацию положения в стране,

сохранение целостности России, укрепление государственности, обеспечение

гражданского согласия и единства общества. Новые государственные

символы России. Развитие экономики и социальной сферы в начале ХХI

века. Роль государства в экономике. Политические лидеры и общественные

деятели современной России. Президентские выборы 2008 года. Президент

России Д. А. Медведев. Государственная политика в условиях

экономического кризиса, начавшегося в 2008 году. Президентские выборы

2012 года. Геополитическое положение и внешняя политика России в 1990-е

годы. Россия и Запад. Отношения со странами СНГ. Восточное направление

внешней политики. Разработка новой внешнеполитической стратегии в

начале XXI века. Укрепление международного престижа России. Решение

задач борьбы с терроризмом. Российская Федерация в системе современных

международных отношений. Политический кризис на Украине и

воссоединение Крыма с Россией. Культура и духовная жизнь общества в

конце ХХ – начале XXI века. Многообразие стилей художественной

культуры. Достижения и противоречия культурного развития.

Практическое занятие

Характеристика экономических реформ 1990-х годов в России:

основные этапы и результаты.

Анализ политического кризиса на Украине и воссоединения Крыма с

Россией.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

При реализации содержания общеобразовательной учебной дисциплины «История» в пределах освоения ОПОП СПО на базе основного общего образования с получением среднего общего образования учебная нагрузка обучающихся (обязательная и максимальная) для базового и углубленного уровней изучения определяется профессиональной образовательной организацией самостоятельно.

Тематический план

Вид учебной работы

Количество часов

Аудиторные занятия. Содержание обучения

Специальности

СПО

Введение  

2

Древнейшая стадия истории человечества  

2

Цивилизации Древнего мира

4

Цивилизации Запада и Востока в Средние века

8

От Древней Руси к Российскому государству

10

Россия в ХVI–ХVII веках: от великого княжества к царству

8

Страны Запада и Востока в ХVI–ХVIII веках

8

Россия в конце ХVII– ХVIII веков: от царства к империи

8

Становление индустриальной цивилизации

4

Процесс модернизации в традиционных обществах Востока

2

Российская империя в ХIХ веке

12

От Новой истории к Новейшей

8

Между мировыми войнами

10

Вторая мировая война. Великая Отечественная война

8

Мир во второй половине ХХ– начале ХХI века

8

Апогей и кризис советской системы 1945–1991 годов

8

Российская Федерация на рубеже ХХ–ХХI веков

6

Зачетное занятие

2

Итого                                                                                         118                                  

Внеаудиторная самостоятельная работа

Подготовка рефератов, сообщений, докладов,

творческих заданий, индивидуального проекта с использованием информационных технологий и др.

-

Промежуточная аттестация в форме дифференцированного зачета

Всего

118

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ

Основная литература:

1.         История: учебное пособие / П.С. Самыгин, С.И. Самыгин, В.Н. Шевелев, Е.В. Шевелева. - Москва: ИНФРА-М, 2020. - 528 с. - (Среднее профессиональное образование). - ISBN 978-5-16-102693-9. - Текст: электронный. - URL: https://new.znanium.com/catalog/product/1060624 (дата обращения: 15.04.2020)

Дополнительная литература:

1.            Артемов, В. В. История для профессий и специальностей технического, естественно-научного, социально-экономического профилей [Текст]: учебник для студ. учреждений сред. проф. образования: в 2 ч. / В. В. Артемов, Ю. Н. Лубченков. – 8-е изд., стер. – Москва: ИЦ «Академия»,2016. Текст электронный. Электронный каталог ГПОУ СПТ.

2.  Журнал исторических исследований, 2018 - Текст: электронный. - URL: https://new.znanium.com/catalog/product/1015060 (дата обращения: 16.04.2020)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА общеобразовательной учебной дисциплины Математика Код, профессия 260807.01 Повар, кондитер

Рабочая учебная программа предназначена для реализации образовательной программы среднего (полного) общего образования при подготовке квалифицированных рабочих  по профессии 260807.01 Повар, конд...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОДБ.04 История для профессии: 08.01.10 Мастер жилищно-коммунального хозяйства

Рабочая программа учебной дисциплины ОДБ.04 История разработана в соответствии с требованиями: Федеральным законом Российской Федерации...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА общеобразовательной учебной дисциплины ОГСЭ.05 «ИСТОРИЯ МЕДИЦИНЫ»

Рабочая программа  общеобразовательной учебной дисциплины огсэ.05 « История медицины»  разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта  средне...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОУД. 04 ИСТОРИЯ

Рабочая программа общеобразовательной учебной дисциплины «История» предназначена для изучения истории в профессиональных образовательных организациях, реализующих образовательную программу...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ООД.08 Основы безопасности жизнедеятельности основной образовательной программы по специальности среднего профессионального образования 13.02.03" Электрические станции, сети и системы"

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРИМЕРНОЙ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «Основы безопасности жизнедеятельности»  1.1. Место дисциплины в структуре основной профессио...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ООД.08 Основы безопасности жизнедеятельности основной образовательной программы по специальности среднего профессионального образования 15.02.09 «Аддитивные технологии»

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРИМЕРНОЙ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «Основы безопасности жизнедеятельности»  1.1. Место дисциплины в структуре основной профессио...