Урок- открытие художественного мира Ф. М. Достоевского (По романам писателя)
план-конспект урока

Данный урок позволяет ввести студентов в мир жизни и творчества писателя с мировой известностью. Его произведения насыщены психологизмом, поисками героев своего пути , мрачными картинами давящей атмосферы Петербурга. Повести и романы сложны для восприятия молодыми людьми, но тем интереснее будет для них еметь предсказать те или иные поступки и мысли героев. В разработке собран богатый материал не только биографического характера.Здесь есть буктрейлеры и отрывки из художественных фильмов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Урок по Достоевскому37.25 КБ

Предварительный просмотр:

Открытый урок по  творчеству Ф. М. Достоевского

Тема урока:  Урок - открытие художественного мира Федора Михайловича Достоевского.

Цели урока: 

Образовательные: открыть Ф. М. Достоевского, писателя и человека; создать  условия для формирования у студентов интереса к чтению произведений великого писателя, для рождения вопросов о смысле жизни;

Развивающие: показать особенности мировоззрения и своеобразие творчества Ф. М. Достоевского;

Воспитательные: ввести студентов  в художественный мир писателя; воспитывать любовь к человеку, доброту, благородство, чувство милосердия.

Тип урока: урок-мультимедийная экскурсия по этапам биографии и творчества писателя с использованием демонстративного материала.

Оборудование урока:

  • Портрет писателя.
  • Словари русского языка.
  • Мультимедиа проектор, презентация по творчеству, видеофильмы, буктрейлеры

Студенты на уроке работают по группам:

1 группа – библиографы
2 группа – литературоведы
2 учащихся – лингвисты.

На доске - портрет Ф. Достоевского

Ход урока

Учитель: (слайд 1) Говорить мы сегодня будем о Федоре Михайловиче Достоевском и его произведениях. Это имя вы, конечно же, слышали, но с его творчеством познакомитесь только на 1 курсе. Мы попытаемся понять, чему же учит нас Достоевский, что может дать нам, современным людям, писатель, живший в 19 веке. Быть может, мысли и выводы, к которым он приходит, сегодня неактуальны? А. Блок писал: « Наша память хранит с малолетства веселое имя – Пушкин. Верно и другое- с юношеских лет, а то и позже, наш ум, совесть нашу начинает тревожить угрюмое имя - Достоевский». Произведения этого писателя сложны, требуют вдумчивого чтения, определенных усилий не только ума, но и души. Вместе с тем его книги просты и понятны, если читать их с неравнодушным сердцем. Чтобы чувствовать себя человеком в мире людей, мы должны задать себе вопросы: для чего и как мы живем? Что может позволить себе человек? Где границы человеческой свободы? Великий писатель через свой взгляд на мир, на человека, указывает нам путь самим к себе. И мы начинаем слышать собственную душу.

Тема нашего урока (слайд 2) Урок - открытие художественного мира Федора Михайловича Достоевского.

Цели урока (слайд 3), запись эпиграфа.                   Гениальность Достоевского неоспорима, по силе

и изобразительности его талант равен,

быть может, только Шекспиру.

                                                                                                                             М. Горький

Организационный момент. 

Учитель: Сегодня на уроке у нас работают 3 группы: библиографы, литературоведы и лингвисты. Заранее ребята подготовили сообщения о произведениях Достоевского и будут сопровождать их слайдами или отрывками из фильмов. По ходу урока я попрошу вас заполнить таблицу

Что знал о Достоевском.

Что узнал о Достоевском

 

 

 

2 учащимся дается задание поработать со словарями и  дать развернутое лексическое значение слова «униженные и оскорбленные», «преступление и наказание». 
1 учащийся работает с компьютером.

1 чтец: Звучит стихотворение В. Набокова «Достоевский» (слайд 4 – портрет Достоевского)

Тоскуя в мире, как в аду,
уродлив, судорожно светел,
в своем пророческом бреду 
он век наш бедственный наметил.
Услыша вопль его ночной,
Подумал Бог: ужель возможно,
чтоб всё, дарованное Мной,
так страшно было бы и сложно?

Студенты рассказывают о семье писателя (опережающее домашнее задание). (слайды 5, 6, 7)

Группа библиографов

1 библиограф: (слайд 5) Федор Михайлович Достоевский родился в 1821 в Москве, в довольно бедной семье.  Детство его, второго ребенка из семи, было безрадостным. (Слайд 6) Отец, Михаил Андреевич Достоевский, вспыльчивый и мнительный человек, служил лекарем  в одной из московских больниц для бедных, и семья Достоевских жила в довольно убогом квартале и в условиях, далеких от роскоши. Отец являл собою домашнего тирана и был убит крепостными крестьянами при невыясненных обстоятельствах. Мать, Мария Федоровна, была совсем другого склада: добрая, веселая, хозяйственная. Отношения между родителями строились на полном подчинении воле и капризам отца. Мать и нянюшка писателя свято чтили религиозные традиции, воспитывая детей в глубоком уважении к православной вере. Мать Федора Михайловича умерла рано, в возрасте 36 лет.

2 библиограф: (слайд 7) Первоначальное образование Федор Михайлович Достоевский получил в частном московском пансионе. В 1838 году он поступил в Главное инженерное училище в Петербурге, которое закончил в 1843 году со званием военного инженера. Любимым его занятием было чтение. Начитанность Достоевского изумляла его товарищей. Он зачитывался сочинениями Гомера, Шекспира, Гете, Шиллера, Гофмана, Бальзака. Однако стремление к уединению и одиночеству не было врожденной чертой его характера. Как пылкая, восторженная натура, он находился в беспрестанном поиске новых впечатлений. В училище он на собственном опыте пережил трагедию души «маленького человека». Большую часть студентов в этом учебном заведении составляли дети высшей военной и чиновничьей бюрократии. Состоятельные родители не жалели средств для них и щедро одаривали преподавателей. Достоевский в этой среде выглядел «белой вороной», часто подвергался насмешкам и оскорблениям. В течение нескольких лет в его душе разгоралось чувство уязвленного самолюбия, отразившееся впоследствии в творчестве.

Однако, несмотря на насмешки и унижения, Достоевскому удалось добиться уважения и преподавателей, и товарищей по училищу. Все они со временем убедились, что он человек выдающихся способностей и незаурядного ума. После окончания, как и все выпускники этого учебного заведения, он отслужил, сколько полагалось, в департаменте.

1 Литературовед: (слайд 8) В 1844 году Достоевский оставил службу и целиком посвятил себя литературе. Его первая книга «Бедные люди» (1846) поразила и критиков, и читателей. Писатель показывает, что думают о себе «маленькие люди». Цель Достоевского - дать возможность исповедоваться, высказаться о том, что их унижает и оскорбляет. В центре романа – история чистой и возвышенной любви чиновника Макара Девушкина и бедной девушки Вареньки Доброселовой. Бедный чиновник решает помочь дальней родственнице, которая находится в непростом положении. Он не жалеет для нее ни собственных средств, ни времени, ни добрых советов, ни ласковых слов. С благодарностью принимает Варя помощь, отзываясь теплотой и сердечностью. Во взаимоотношении двух обездоленных людей, ставших опорой друг для друга, открываются лучшие стороны обоих.  Писатель избрал форму романа в письмах, что позволило нам слышать прямую речь героев, их отношение к окружающей действительности, их собственную оценку происходящих событий. Главное достоинство этого произведения в том, что с подачи Достоевского в литературе появился образ  униженного и оскобленного человека.

2 Литературовед: (слайд 9) Вторая повесть – «Двойник» (1846). Основные сюжетные линии повести –1)поражение бедного чиновника Голядкина в борьбе с более богатым соперником в борьбе за сердце и руку дочери «его превосходительства» и 2) развивающееся на этой почве безумие героя. Другой мотив повести – столкновение героя со своим фантастическим «двойником». В «Дневнике писателя»  Достоевский заметил: «Повесть эта мне положительно не удалась, но идея ее была довольно светлая, и серьезнее этой идеи я никогда ничего в литературе не проводил».

Библиограф 1: (слайд 10) С 1847 года Достоевский стал членом социалистического кружка, который собирался в доме служащего государственного департамента Михаила Петрашевского. Молодые люди беседовали о социализме и критиковали правительство. 23 апреля 1849 года по доносу тайного агента все члены кружка были арестованы, в том числе и Достоевский, которому вменяли в вину чтение и распространение запрещенного письма.    

Библиограф 2: Федор Михайлович  был осужден на «смертную казнь расстрелянием». Холодным утром 22 декабря 1849 года на Семеновском плацу в Петербурге его и других осужденных привезли в закрытой карете. «Там всем нам прочли смертный приговор, дали приложиться к кресту, преломили над головой шпаги… жить мне оставалось не более минуты», - так писал Достоевский позже брату. Он получил возможность написать это, потому что царские сановники позволили себе разыграть фарс. Казнь была всего лишь представлением: в последний момент ее заменили ссылкой и 4 годами каторги с лишением «всех прав состояния». Переживания этого дня оставили глубокий след в душе Достоевского и никогда не изгладились из памяти.

(слайд 11) Отрывок из фильма «Достоевский»

Библиограф 1: (слайд 12) Четыре года каторги в обществе убийц и воров. Свои впечатления он описал в «Записках из Мертвого дома» (1862).

3 Литературовед: В данном произведении Фёдора Михайловича Достоевского идёт речь о жизни и пребывании в тюрьме главного героя Александра Горянчикова. Это был достаточно умный и воспитанный человек, который волею судьбы попал в тюрьму за совершенное им убийство жены. И за все десять лет, которые отбывал главный герой на каторжных работах, он писал в своей тетради свои мысли и рассуждения. Отбыв срок, он  поселяется в маленьком сибирском городке. Потерявший здоровье на каторжных работах Горянчиков по ночам ведет записи о своей жизни. После его смерти эти записи, которые несчастный назвал «Сцены из Мертвого дома», и попадают к рассказчику. Период пребывания на каторге сильно меняет мировоззрение Достоевского, автор становится крайне набожным и приобретает своего жизненного идеала-Христа. Данное произведение учит людей относиться ко всему с чувством собственной гордости и достоинства, которое не сломится ни при каких обстоятельствах.

Библиограф: С 1854 года – он солдат в Сибирском военном батальоне. Это время паузы и солдатчины в творческом развитии писателя. Доброта, справедливость, участие простых людей воскресили писателя. Потребовалось 5 лет для того, чтобы Достоевский смог восстановить свою литературную репутацию. После возвращения в Петербург Достоевский вместе с братом издает журналы “Время” и “Эпоха”.
(
слайд 13) В 1861 году появляется роман «Униженные и оскорбленные».

Обратимся к словарю С. И. Ожегова: 1 ученик дает определение по словарям «униженные и оскорбленные».

4 Литературовед: В романе «Униженные и оскорбленные» Достоевский повествует о том, что дочь мелкопоместного дворянина Ихменева - Наташа, влюбившись в сына князя Валковского - Алешу и не получив родительского благословения, уходит из дома к нему. И за это ее проклинает отец. Однако ветреный и легкомысленный Алеша вскоре влюбляется в богатую дочь графини и по настоянию отца женится на ней. Униженная и оскорбленная в своих лучших чувствах Наташа возвращается к бедным родителям, и отец после мучительных колебаний признает ее. Казалось бы, есть все основания осудить виновника драмы Наташи - Алешу, однако как моралист Достоевский не осуждает Алешу. Напротив, он в данном случае проповедует идею всепрощения, сделав ее носительницей  Наташу. Но современный читатель не может смотреть на Алешу глазами героини. Он судит его по поступкам и делам. Наша оценка Алеши расходится с авторской. В кодекс гуманизма Достоевского входило и такое понятие, как страдание. Писатель был искренне убежден, что страданием человек очищается.

1 библиограф: Первая поездка Достоевского в Европу состоялась в 1862 году. В течение жизни он выезжал за границу 8 раз, прожив там в общей сложности около пяти с половиной лет. Каждый раз, оказываясь за границей, он посещал города, в которых можно было играть в рулетку. «Нагляднейшему и подробнейшему изображению рулеточной игры» он посвятил роман «Игрок». (слайд 14)

5 Литературовед: Главный герой романа «Игрок», умный и энергичный Алексей Иванович, всю страсть отдает игре. Его друг Астлей считает, что учитель мог бы приносить пользу обществу, а не растрачивать силы впустую. Но для главного героя игра заслоняет все, даже любовь к Полине. «Как я дотронулся вчера до игорного стола и стал загребать пачки денег, – моя любовь отступила как бы на второй план». А ведь до этого Алексей был готов ради возлюбленной на любые безумства, вплоть до самоубийства. Учитель не читает больше газет, не знает, что происходит в мире. Гордый в начале романа, он опускается затем до лакея. Только игра занимает мысли Алексея, вытесняет все его чувства. Характерно, что игрок практически равнодушен к деньгам. Выиграв 200 тысяч, он легко и быстро их растратил. В рулетке его интересует не столько выигрыш, сколько сам процесс. (Слайд 15) Буктрейлер «Игрок»

Мастерство Достоевского привлекает внимание читателей к роману уже более ста пятидесяти лет. Азартный игрок XIX века отличается от игромана века XXI только одеждой, манерами и мобильным телефоном. Суть его пристрастий осталась той же, а слабая воля и нравственная пустота приводят к зависимости и духовной деградации.

2 библиограф: 1864 год – самый тяжелый в жизни Достоевского. В этом году он потерял трех близких ему людей: в апреле умерла жена Мария Дмитриевна, в июле –старший брат Михаил, в сентябре – близкий друг Аполлон Григорьев, поэт, критик, активный сотрудник журналов братьев Достоевских. (Слайд 16 «Брат Михаил»). После смерти брата Достоевский переписал на свое имя все его долги и потом 16 лет выплачивал кредиторам большие суммы. Все свои романы с этого времени он писал на заказ.

1 библиограф: (Слайд 17).1866 год. Роман «Преступление и наказание». У Достоевского сложилась своя концепция наказания: преступника может наказать не официальный суд и каторга, а только суд своей совести.

2 ученик дает трактовку словам « преступление и наказание», используя словарь С.И. Ожегова «Современного русского языка». 

6 Литературовед: В 1866 году был издан роман «Преступление и наказание» – один из наиболее значительных романов писателя. Герой романа, Родион Раскольников, талантливый, мыслящий человек, поставлен лицом к лицу со всей несправедливостью и грязью тех общественных отношений, которые определяются властью денег, обрекают на страдания и гибель честных и благородных людей.

(слайд 18) Буктрейлер «Преступление и наказание»

7 Литературовед: (слайд 19)В  1868 году появляется роман «Идиот». «Красота спасет мир». Это изречение великого писателя каждому дает возможность поверить в добро, постичь самые глубинные, скрытые от постороннего глаза движения души. Человек, освященный любовью и страданием, как Христос, способен спасти мир. Христос для Достоевского – воплощенная красота.

Князь Мышкин являет собой пример воплощения вселенского добра и милосердия, это блаженный человек, совершенно лишенный всякого рода недостатков, как зависть или злоба. Он внешне имеет непривлекательную наружность, неловок и постоянно вызывает насмешки окружающих. В его образ Достоевский вкладывает великую идею о том, что абсолютно неважно, какая у человека внешность, важны лишь чистота его помыслов и праведность поступков. Мышкин безгранично любит всех окружающих его людей, крайне бескорыстен и открыт душою. Именно за это его и называют «идиотом», ведь люди, привыкшие находиться в мире постоянной лжи, власти денег и разврата абсолютно не понимают его поведения, считают его больным и умалишенным. Князь же тем временем пытается всем помочь, стремится залечить чужие душевные раны своей добротой и искренностью. Достоевский идеализирует его образ, даже приравнивая его к Иисусу. В конце романа он дает понять читателю, что подобно Христу, Мышкин простил всех своих обидчиков.

(слайд 20) Отрывок из фильма «Идиот».

8 Литературовед (слайд 21) Последним произведением, подводящим итог творческой деятельности писателя, стал роман «Братья Карамазовы» (1879–1880). Писатель считал его вершиной своего творчества, «никогда ни на какое сочинение мое не смотрел я серьезнее, чем на это». Действие разворачивается на фоне крепостнического уклада жизни на примере семьи Карамазовых. Федор Павлович, глава, рядовой дворянин, занимается ростовщичеством. Это мерзкий человек, скандалист.  Сын Иван говорит об отце и брате Дмитрии: «…сцепились в борьбе два гада» и «пусть бы погибли оба».  Иван любит жизнь и людей. Но, осмысливая историю человечества, он приходит к выводу, что это сплошная череда страданий, эксплуатации, жестокостей. За этим признанием следуют слова «все дозволено», которые привели его к возможности отцеубийства руками лакея Смердякова. Автор сделал Алешу Карамазова человеком, необходимым всем: своим братьям-Дмитрию и Ивану, отцу, Грушеньке. Помогая людям в их бедах и облегчая их страдания, Алеша убеждается в мысли, что самое главное в жизни – это чувство любви и прощения.

(слайд 22) Отрывок из фильма «Братья Карамазовы»

2 библиограф:  (слайд 23) 28 января (9 февраля) 1881 года Федор Михайлович Достоевский скончался в Петербурге, заслужив всеобщее признание и почитание.

Учитель: На протяжении своего нелегкого творческого пути Достоевский не прекращал размышлять над главной проблемой человечества – преодолением гордости, основного источника разобщения людей. Всю свою жизнь писатель посвятил раскрытию основной темы своих исканий – темы Человека. Вот как он писал об этом:  «Человек есть тайна. Ее надо разгадать, и ежели ее будешь разгадывать всю жизнь, то не говори, что потеряно время, я занимаюсь этой тайной, ибо хочу быть человеком».

-А сейчас я попрошу вас зачитать содержание 2 колонки таблицы и ответить на вопрос, выбрав начало фразы из рефлексивного экрана на доске (Слайд 24)

сегодня я узнал…

было интересно…

было трудно…

я выполнял задания…

я понял, что…

теперь я могу…

я почувствовал, что…

я приобрел…

я научился…

у меня получилось …

я смог…

я попробую…

меня удивило…

урок дал мне для жизни…

мне захотелось…

 Рефлексия. Составление синквейна.

Достоевский

Великий, талантливый

Страдает, верует, прощает, любит

Красота спасет мир

Психолог, философ

Подведение итогов, оценки.

Домашнее задание. Написать сочинение-миниатюру «Мое открытие Достоевского».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"MARK TWAIN" - разработка к серии уроков по английскому языку "Знакомство с английскими и американскими писателями" (с презентацией)

Серия уроков под общим названием "Знакомство с английскими и американскими писателями" призвана расширить кругозор учащихся и привить им интерес к чтению зарубежной литературы. ...

Открытый урок по окружающему миру, 3 класс

"Невидимые нити в живой природе."...

Опорный конспект к уроку на тему: Жизненный и творческий путь великого русского писателя Льва Николаевича Толстого (1828 – 1910 г.г.).

Познакомить обучающихся с жизнью и творчеством Л.Н. Толстого, его философскими и нравственными исканиями, проблематикой творчества....

Методическая разработка открытого занятия на тему "Испытание любовью" (По роману И.С. Тургенева "Отцы и дети")

Настоящая методическая разработка представляет собой учебно-методический комплект урока на тему: «Испытание любовью»  (По роману И. С. Тургенева «Отцы и дети»).В процессе ...

Составление частотного словаря и конкорданса для определения основных тем, мотивов и лейтмотивов в художественном произведении (на примере переводов произведений американского писателя Джона Стейнбека «Гроздья гнева», «Зима тревоги нашей», «О мышах и людя

Составление частотного словаря и конкорданса для определения основных тем, мотивов и лейтмотивов в художественном произведении (на примере переводов произведений американского писателя Джона Стейнбека...

Презентация к уроку литературы по теме "Авторский идеал семьи в романе Л.Н.Толстого "Война и мир"

Данная презентация может быть использована при проведении урока литературы по теме "Авторский идеал семьи в романе Л.Н.Толстого"Война и мир" при изучении раздела "Русская литератур...