Жизнь и творчество Н.А.Некрасова
методическая разработка

Титова Татьяна Ильинична

Русская лирика первой половины XIX века описывала с болью и сочувствием, негодуя и протестуя, страдания народа, выражала любовь и внимание к народной жизни. Вспомните «Деревню» А. Пушкина, «Родину» М. Лермонтова. И это было ве­личайшим завоеванием нашей литературы. Лирика Некрасова сделала следующий шаг. Поэт наглядно слился с народом, с его представлениями, идеалом,  в лирике авторским «я» стал сам человек из народа.  

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nekrasov.docx43.15 КБ

Предварительный просмотр:

Николай Алексеевич Некрасов

 (1821-1878)

Очерк жизни и творчества

Гражданственность лирики, обострённая правдивость и драматизм в изображении жизни народа

Цели занятия:

-расширить знания студентов о жизни и творчестве Н.А. Некрасова (условия жизни - формирование его личности и таланта);

-помочь студентам определить основные темы лирики Н.А. Некрасова;

-совершенствовать технику выразительного чтения;

-воспитывать гражданственность, патриотизм.

После изучения темы студенты должны

Знать:

-биографию Н. Некрасова, условия формирования его личности и таланта;

 -деятельность Н. Некрасова как редактора журналов «Современник» и «Отечественные записки»;

-основные темы лирики Н.Некрасова.

Уметь:

-анализировать лирические произведения;

- выразительно читать стихи.

Теория литературы:        народность

Оснащение:

-портрет Н. Некрасова;

-И. Фогельсон «Литература учит», М., Пр., 1990 г., стр. 116;

-Н. Некрасов «Стихотворения и поэмы», М., 1984 г.

Тип занятия:        комбинированный

Методы работы: анализ лирического произведения

ВПС: поэзия Ф.Тютчева и А. Фета

Поэзия А. Пушкина и М. Лермонтова

Структура занятия

  1. Оргмомент
  2. Мотивация темы

Русская лирика первой половины XIX века описывала с болью и сочувствием, негодуя и протестуя, страдания народа, выражала любовь и внимание к народной жизни. Вспомните «Деревню» А. Пушкина, «Родину» М. Лермонтова. И это было величайшим завоеванием нашей литературы. Лирика Некрасова сделала следующий шаг. Поэт наглядно слился с народом, с его представлениями, идеалом,  в лирике авторским «я» стал сам человек из народа - городской бедняк, солдатский рекрут, крепостной мужик, женщина- крестьянка. Это их голоса, их чувства и настроения мы ощущаем у Некрасова, это они сами говорят о своей боли, страданиях, мечтах, любви, ненависти.

Стихи мои! Свидетели живые

 За мир пролитых слёз!

Родились вы в минуты роковые

Душевных гроз

И бьётесь о сердца людские,

Как волны об утёс.

(1858 г.)

Творчество Н.А. Некрасова занимает особое место в истории литературы.  С одной стороны, Н. Некрасов  связан с традициями А. Пушкина и М. Лермонтова, а с другой -  является  одним из зачинателей нового направления.

- Чем отличается лирика Некрасова от лирики Ф. Тютчева и А. Фета, от представителей «чистого мастерства?

-  От лирики Жуковского, Дельвига?

Давайте сравним отрывки из стихотворений поэтов-романтиков с соответствующими строками из лирики Некрасова. Что нового появляется в его поэзии? (Фогельсон, стр. 122)

Мы находим в лирике Некрасова новизну проблематики, композиции, жанров, своеобразие авторского видения мира, гражданственность.

Как формировался Некрасов как поэт и личность? Что знаете о его детстве?

  1. Изложение нового материала. Творчество Н.А. Некрасова.

«Я лиру посвятил народу своему»

I. Детство, ярославская гимназия.

Первые годы жизни в Петербурге (1821- 1840). После отказа Н. Некрасова  поступить на военную службу отец лишил его наследства и содержания. «Петербургские мытарства» - нищета, провал на экзаменах в университет, разнос в критике сб. «Мечты и звуки» (подражательный характер).

II. Сближение с В. Белинским - переломный момент в творческой биографии Некрасова.

             (ст., «Родина» (1846)

III. Некрасов — издатель и редактор журнала «Современник» (1847-1866) Тематическое и жанровое богатство творчества Некрасова:

  1. цикл лирических стихотворений;
  2. стихотворения о городских бедняках («На улице», «О погоде...»)
  3. стихотворения о женской доле («Свадьба», «В полном разгаре страда деревенская...»);
  4. стихотворения о тяжёлой судьбе народа («Несжатая полоса», «Арина, мать солдатская», «Внимая ужасам войны», «Железная дорога», поэмы «Крестьянские дети», «Коробейники», «Мороз, Красный нос»);
  5. гражданская лирика («Поэт и гражданин»);
  6. тема России, самосознание и общественное назначение русского человека («Саша», «Тургеневу»);
  1. Некрасов - издатель и редактор журнала «Отечественные записки» (1867-1877)
  2. Творчество Некрасова 1867-1877 гг.:
  1. поэма «Кому на Руси жить хорошо» (1863-1877 гг.);
  2. поэмы о декабристах и их жёнах («Дедушка», «Русские женщины»);
  3. поэма о бюрократах, буржуазии и либеральных дельцах («Современники» - сатира);
  4. стихотворения, проникнутые элегическими настроениями («Три элегии», «Утро», «Уныние», «Элегия»);
  5. стихотворения, выражающие веру поэта в будущее России, народа («Пророк»).

Некрасов умер 27 декабря 1877 г./ 8января 1878 г.

Анализ лирических произведений

 «Родина» (1846) - своеобразный итог идейных исканий Некрасова.

В основу стихотворения легли факты биографии поэта, но эти детали биографии перерастают в исторические закономерности судеб людей крепостной России.

Для Некрасова нет даже первоначального радостного пушкинского переживания при виде сада, дома.

«Родина» написана в форме лирического монолога. Новаторство Некрасова заключается не только в новизне проблематики, но и в том, что Некрасов, разрушая жанровые перегородки (включает элементы сатиры, элегии, пейзаж лирики),  создаёт новые по форме лирические стихотворения, насыщенные социальным содержанием.

«Поэт и гражданин»

(стихотворение «Поэт и гражданин», видеопроект т/к  «Культура» )

вопросы для обсуждения:

  • К чему призывает поэта гражданин?
  • В чём своеобразие композиции стихотворения?

(столкновение двух характеров, двух типов отношения к действительности.  В жанровом отношении - это философский спор в форме драматургии.

  • Каков жанр стихов?
  • Почему Некрасов выбирает форму диалога? (раздвоенность автора)

- Каков мотив стихотворения?

Мотив - основное настроение поэта, чувство, которое он испытал во время написания стихотворения

Диалог в стихотворениях мог быть воспринят как полемика между представителями «чистого искусства» и революционно-демократического направления.

В стихотворениях Некрасов излагает свои взгляды на роль и назначение поэта. Содержание стихотворения - разговор между условными персонажами - Поэтом и Гражданином. Перед нами не столкновение двух противников, а взаимный поиск истинного ответа на вопрос о роли поэта и назначение поэзии в общественной жизни. Автор высказывает следующую мысль: роль художника в жизни общества настолько значительна, что требует от него не только художественного таланта, но и гражданских убеждений, активной борьбы за эти убеждения.

Не может сын глядеть спокойно

На горе матери родной,

Не будет гражданин достойный

К Отчизне холоден душой

Поэтом можешь ты не быть,

Но гражданином быть обязан.

«Элегия» (1874)

(Элегия - стихотворение, в котором выражены настроения, грустные раздумья, скорбь, философские размышления)

-Какова обстановка в России; обстоятельства жизни Некрасова в годы создания «Элегии»? (первая половина 70-х годов XIX в)

-Почему Некрасов выбрал жанр элегии?

-Стихотворение посвящено А.Н. Ермакову, другу Некрасова, инженеру путей сообщения.

- Почему посвящение Ермакову включено в текст? Что это даёт читателю?

Посвящение делает это стихотворение личным документом, лирическим произведением, посвящённым двум общественным темам: положению народа и роли певца в обществе, а также призванию каждого человека, его месту в обществе.

В это время (время написания стихотворения 15 августа 1874 г.) в стране спад революционного движения. Разгромлена Парижская коммуна. Н.Некрасов  много болеет, он теряет голос, жалуется на желудок, потом выясняется, что у него рак. Друзей рядом становилось всё меньше. Поэт сомневается в отношении молодёжи к себе теперешнему. Главный вопрос - что с народом, каков он и что с ним будет? Поводов для размышлений много.

Поэтому Некрасов избирает жанром своего стихотворения «Элегию», что является выражением преимущественно грустных раздумий.

- Что в этом стихотворении личного?

«Я» поэта существует в трёх из четырёх строф стихотворения:

во второй Некрасов думает о сущности своей поэзии, о своей совести;

в третьей - об увиденном и услышанном в жизни;

в четвёртой — о том, как к нему приходит вдохновение.

-Каков Некрасов в этом стихотворении?

Это человек, умеющий думать («Ответа я ищу не там?)

Это человек, работающий не ради славы, а ради своей совести.

-В чём Некрасов видит существо своей поэзии?

Цель поэзии - служение народу. Поэт прославляет союз музы с народом («И в мире нет прочней, прекраснее союза!») и подтверждает личным примером:

               Я лиру посвятил народу своему

-Как он воспринял реформу 1861 года? Стало ли легче крестьянину?

-Есть ли в стихах описание природы?

Природа соответствует настроение поэта: задумчива, грустна

-Что в этом стихотворении общезначимого для всех эпох? для потомства?

Мы разобрали несколько стихотворений, и в каждом из них услышали неповторимо своеобразный голос поэта, ощущали особенности его стиля.

-Что же такое стиль писателя?

Стиль - это единство всех средств художественного изображения жизни в произведении писателя.

Своеобразие стиля зависит от его взглядов на жизнь и искусство, нравственных и эстетических идеалов, политических и художественных убеждений, особенностей его личности и таланта.

Некрасову свойственны важные черты:

-изображение жизни с присущими ей сложностью и противоречивостью;

-стремление к правде, постижению закономерных (типических) процессов и явлений действительности;

-критика несправедливого социального устройства;

-выражение передовых общественных идеалов;

-поэтизация мира крестьянина.

(Стр. учебника. Стиль писателя)

Основные мотивы лирики:

-назначение поэта и поэзии;

-тема народа;

-образ нового человека, героя времени;

-тема России.

IV. Закрепление

-Что можно сказать о детстве и отрочестве писателя?

-Как проходила его жизнь в Петербурге?

-Какую роль в его жизнь сыграло знакомство с Белинским?

-Что можно сказать о Некрасове-журналисте?

-Чем отличалась Муза Некрасова от музы Пушкина, Лермонтова?

-Каково назначение поэта в общественной жизни?

-Что говорит Некрасов о судьбе русского народа и русской женщины- крестьянки?

-Как раскрывается образ Родины в поэзии Некрасова?

Важно только одно —

Любишь народ, родину,

Служить им сердцем и душой.

Н. Некрасов

VI. Домашнее задание:

-прочитать поэму «Кому на Руси жить хорошо».

-написать сочинение «Я призван был воспеть твои страдания, терпеньем изумляющий народ».

Список использованной литературы:

1. Некрасов Н.А.. Собрание сочинений. Стихи. Поэмы.

2. Некрасов Н.А.. Кому на Руси жить хорошо. Серия «Классика для школы». М.: «Стрекоза-Пресс», 2005.

3. Коровин В.И. Русская поэзия ХIХ века. М., 1983.

4.Живые страницы. Н.А.Некрасов в воспоминаниях, письмах, дневниках, автобиографических произведениях и документах. М., 1974;

5. Скатов Н.Н. «Н.А. Некрасов. Жизнь замечательных людей.»,  М.,1994


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Жизнь, творчество, личность М.А.Булгакова

Данная разработка урока посвящена знакомству с биографией Булгакова, сложной судьбой его произведений. ...

Тест по творчеству Н.А.Некрасова.

Данный тест по творчеству Н. А.Некрасова  составлен для учащихся первого курса НПО с целью проверки знаний после изучения творчества поэта. Рассчитан на один урок. Предполагает знание учащимися о...

Конспект урока по творчеству Н.А.Некрасова

Конспект урока по творчеству Н.А. Некрасова....

Конспект урока по творчеству Н.А.Некрасова.

Конспект урока "Я лиру посвятил народу своему"....

Презентация к уроку "О чём может сказать язык поэзии". (Тема назначения поэта и поэзии в творчестве Фета А.А. и Некрасова Н.А. )

Презентация к открытому уроку по литературе О чём может сказать язык поэзии… (Тема назначения поэта и поэзии в творчестве Фета А.А. и Некрасова Н.А. ) для студентов 1 курса...

Тема: «КВН по творчеству Н.А. Некрасова (200 лет со дня рождения русского поэта)"

Данное мероприятие прошло с большим интересом для ребят и чувством удовлетворения от проделанной работы у меня. Ребята поделились на две команды, придумали назваия, работали дружно, слажено, с азартом...