Иван Александрович Гончаров. Роман "Обломов". На сайте https://drive.google.com/drive/my-drive можно скачать фрагменты фильма "Несколько дней из жизни Обломова" для анализа эпизодов романа или творческих заданий.
презентация урока для интерактивной доски

Бобрышева Наталья Ивановна

Презентация "Гончаров. Роман "Обломов" иллюстрирует материал урока по творчеству и роману Гончарова "Обломов".

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Иван Александрович Гончаров «Обломов» Воронежский музыкальный колледж им. Ростроповичей

Слайд 2

Биография писателя Иван Александрович Гончаров – русский писатель XIX века, член-корреспондент Петербургской АН, статский советник. Родился 18 июня 1812 года в Симбирске в купеческой семье. В 1834 году окончил Московский университет. Литературная слава пришла с романом «Обыкновенная история», напечатанном в 1834 году. В 1852 году был назначен секретарём адмирала Путятина и совершил кругосветное путешествие. В 1859 году опубликовал роман «Обломов». Основные произведения: «Обломов», «Обрыв», «Обыкновенная история», «Фрегат «Паллада», «Лихая болесть ».

Слайд 3

История создания романа «Обломов» Прообразом «обломовщины» в раннем творчестве Гончарова исследователи считают написанную в 1838 году повесть «Лихая болесть ». В произведении была описана странная эпидемия, основным симптомом которой была «хандра», больные начинали строить воздушные замки и тешить себя пустыми мечтами. Проявления схожей «болезни» наблюдаются и главного героя романа Обломова. Однако сама история романа «Обломов» начинается в 1849 году, когда Гончаров опубликовал в «Литературном сборнике с иллюстрациями» одну из центральных глав произведения – «Сон Обломова» с подзаголовком «Эпизод из неоконченного романа ». Осенью 1858 года Гончаров полностью заканчивает работу над рукописью «Обломова», добавив многие сцены и полностью переработав некоторые главы. В 1859 году роман был напечатан в четырех номерах журнала «Отечественные записки ». «Я писал свою жизнь и то, что к ней прирастало» (Гончаров)

Слайд 4

Прототипы героев Илью Ильича Обломова Гончаров списал с самого себя. По воспоминаниям современников писателя, между автором и персонажем романа много общего – они оба родом из русской глубинки с патриархальным устаревшим бытом, оба медлительны и на первый взгляд ленивы, при этом обладают живым умом, художественным воображением и некой мечтательностью, о чем не скажешь по первому впечатлению . По версиям исследователей, прообразами девушки являются знакомые писателя – Елизавета Васильевна Толстая и Екатерина Павловна Майкова . Гончаров был влюблен в Е. Толстую – как Ольга для Обломова, так и Елизавета Васильевна была для него идеалом женщины, сердечности, женского ума и красоты. Образ Штольца является не только сборным персонажем немецкого типа, носителем иной ментальности и другого мировосприятия. В основу описания героя легла история семьи Карла-Фридриха Рудольфа, отца Елизаветы Гончаровой – жены старшего брата писателя.

Слайд 5

Литературоведение Тема – Произведение посвящено теме любви, дружбы, и поиска смысла жизни. Композиция – Композиция романа круговая . Роман делится на четыре части , символизирующие четыре времени года, это четыре стадии жизни Обломова, показывают круговорот, где сон сменяется явью, и снова переходит в сон. Завязка – герой знакомится с Ильинской. Кульминация. Ленивый и спокойный герой готов совершить серьезный поступок, но лень перебарывает его благородные порывы, и он остается на своем месте. Развязка произведения: Обломов женится на Пшеницыной, и вскоре умирает . Основная сюжетная линия здесь только одна и она любовная : взаимоотношения Ольги Ильинской и Обломова. Второстепенная же сюжетная линия основывается на принципе противопоставления двух судеб: Обломова и Штольца . Жанр – социально-психологический роман Направление – Реализм.

Слайд 6

Образ Обломова Обломов — главный герой одноименного романа И.А. Гончарова. Фамилия персонажа говорящая, поскольку жизнь его сломлена и лишена всяческих стремлений, потому что он не умеет преодолевать трудности. Илья Ильич – дворянин, и с детства был изнежен. Тот Обломов, которого мы видим в основной части романа, – итог родительского воспитания, особенности которого раскрываются через «Сон Обломова». Он задаётся вопросом: «Когда же жить?» — и не живёт, а только мечтает и ждёт подходящего момента для утопичной жизни, какая приходит в его сны и дрёмы. Он также задается великим гамлетовским вопросом: «Быть или не быть», — когда решается подняться с дивана или признаться Ольге в своих чувствах. Он так же, как Дон-Кихот Сервантеса, желает совершить подвиг, но не совершает, и поэтому винит за это своего Санчо Пансу – Захара. Обломов наивен, как ребёнок.

Слайд 7

Сказка и или жизнь? «… Взрослый Илья Ильич хотя после и узнает, что нет медовых и молочных рек, нет добрых волшебниц, хотя и шутит он с улыбкой над сказаниями няни, но улыбка эта не искренняя, она сопровождается тайным вздохом: сказка у него смешалась с жизнью, и он бессознательно грустит подчас, зачем сказка не жизнь, а жизнь не сказка» (И.А.Гончаров «Обломов»). Таким образом, труд и жизнь для него являются сказкой . Илья Ильич Обломов так же, как и Емеля («По щучьему веленью, по моему хотенью») на печи, лежит на диване, ничего не делая. Так же, как и Емеля, думает, что все сделается само («по щучьему веленью» ли по «нянькиному взмаху платком»).

Слайд 8

Литературные параллели Известно , что период 32-33 года называют «возрастом Иисуса Христа». И это неслучайно. Считается, что к этому возрасту человек достигает определенного положения в обществе, в своем личном развитии, в семейных отношениях и т.д. И.А.Гончаров, точно указывая возраст Обломова, тем самым еще раз подчеркивает, что отсутствие цели в жизни, интереса к чему бы то ни было приводит к тому, что в 33 года у Обломова ничего нет: ни положения в обществе, ни желания что-то изменить . Главное отличие «лишнего человека» Обломова от «лишних людей» Онегина и Печорина заключается в том, что последние отрицали общественные пороки в действии – реальных делах и поступках (см. жизнь Онегина в деревне, общение Печорина с «водяным обществом»), тогда как первый «протестовал» на диване, проводя всю свою жизнь в неподвижности и бездействии. Поэтому если Онегин и Печорин – «нравственные калеки» в большей степени по вине общества, то Обломов – преимущественно по вине собственной апатичной натуры.

Слайд 9

Обломовка Село , в котором он воспитывался, называлось Обломовкой. Образ жизни семьи Обломова был типичным для жителей этого места. Складывается ощущение, что время покинуло деревню, людей там волнуют только домашние хлопоты. Отсюда никогда бы и не смог выйти другой Илья Ильич, лень и отвлеченность от суетной жизни здесь передаются генетически и основательно укореняются под воздействием атмосферы праздности и скуки. Так , особенности воспитания и «застывшее время» села сделали героя типичным дворянином 19 века.

Слайд 10

Штольц Штольц – антипод Обломова. Он разночинец, немец по отцу и русский по матери, следовательно, человек унаследовавший достоинства от обеих культур . Для Штольца философичность Обломова равна древности и прошедшей моде на мысль. Такой человек привлекал внимание общественности, и многие люди тянулись к нему, однако он был избирательным и хотел видеть рядом с собой только искренних и порядочных натур, каким и оказался его друг Илья Обломов. Андрея манили русская ментальность, простые открытые характеры, которые смогли бы не требовать от него материальной поддержки, а были бы способны вернуть ему эмоциональную гармонию, утерянную в связи с тяжелой работой.

Слайд 11

Ольга Ильинская Только сила ее любви помогла Обломову измениться, пусть и ненадолго. Эта личность обладает удивительной способностью вдохновлять людей. По ходу произведения мы можем наблюдать взросление главной героини, её превращение из неопытной молодой девушки во взрослую умную женщину и мать . Героиня размышляет о своей принадлежности к этому миру и считает своей миссией – изменить Обломова, сделать из него настоящего человека . " CastaDiva ", Каватина Нормы – ария из оперы Винченцо Беллини «Норма» (1831) – одна из наиболее знаменитых и сложных для исполнения итальянских арий для сопрано. В покоренной римлянами Галлии друиды готовят восстание против иноземного владычества. Верховная жрица и прорицательница Норма обращается к богам за поддержкой и, получив их благословение, предсказывает падение римского владычества и освобождение родины. Обломов увидел в Ольге ту самую непорочную богиню.

Слайд 12

Роль детали Мастер художественной детали, И.А.Гончаров использует ее практически везде: в интерьере, в пейзажной зарисовке, даже цветы являются символами. Халат – символ лени, в нем от зари до зари Обломов, лежа на диване, трапезничает, мечтает и спит. Обстановка в квартире Ильи Ильича апатичная, атмосфера Обломовки перебралась и обосновалась в комнатах Петербурга. По античной легенде, юная нимфа Сиринга вестница утренней зари, испугавшись бога лесов Пана, превратилась в благоухающий куст сирени с нежными цветками. По другой легенде, возник прелестный цветок из лучей солнца и крайних, лиловых, лучей радуги, которые сыпала богиня весны на землю. На Востоке сирень служила эмблемой грустного расставания, поэтому влюбленный вручает ее своей возлюбленной только тогда, когда они расстаются навсегда . Сирень символизирует признание в любви.

Слайд 13

Литературные традиции Известно , что на творчество любого писателя оказывали традиции предыдущих поколений поэтов, писателей. Это заметно в композиции произведения, способах создания образов произведения. И.А.Гончаров , так же, как Н.В.Гоголь, подробно выписывает мир вещей. Интерьер символичен, в нем воплощаются мысли и чувства героя (то же самое относится и к пейзажу). И тут вспоминается Н.В.Гоголь. Можно вспомнить интерьеры домов Манилова и Плюшкина в поэме Гоголя «Мертвые души» и интерьер в доме Обломова, обратить внимание на «маниловские» (неосуществленные планы, безалаберность), « плюшкинские » (застой, погрязание в домашней стихии, любовь к старым вещам) мотивы в «Обломове».

Слайд 14

Критика Добролюбов в своей статье «Что такое обломовщина ?» пишет, что Обломов – «не тупая, апатическая натура, без стремлений и чувств, а человек, тоже чего–то ищущий в своей жизни, о чем–то думающий. Но гнусная привычка получать удовлетворение своих желаний не от собственных усилий, а от других, — развила в нем апатическую неподвижность и повергла его в жалкое состояние нравственного рабства». Писарев в статье «Роман И. А. Гончарова «Обломов» считает, что « люди , подобные Обломову, суть «…неизбежные явления переходной эпохи; они стоят на рубеже двух жизней: старорусской и европейской, и не могут решительно шагнуть из одной в другую. В этой нерешительности, в этой борьбе двух начал заключается драматичность их положения». (Д.И. Писарев) Дружинин : «Нежная , любящая натура Обломова вся озаряется через любовь – и может ли быть иначе, с чистою, детски ласковой русской душой, от которой даже ее леность отгоняла растление с искушающими помыслами. Илья Ильич высказывался вполне через любовь свою, и Ольга, зоркая девушка, не осталась слепа перед теми сокровищами, что перед ней открылись …»

Слайд 15

Основная мысль и идея романа «Обломовщина», являющаяся основной мыслью романа, превратилась в имя нарицательное, полностью отображающая жизнь и быт России того времени. Моральная распущенность, нравственное разложение, деградация личности – все это признаки инфантильности, «омертвения душ», ведущих к бессмысленному существованию, в сущности, к собственной ничтожности . Главная мысль в романе «Обломов» — описание глобального явления современной жизни, ставшего частью русского менталитета. Теперь фамилия Ильи Ильича стала нарицательной и обозначает не столько качество, сколько целый портрет человека, о котором идет речь.

Слайд 16

Роман-автобиография создавался в упрек своим порокам и привычкам, в желании побороть эти недостатки, и помочь читателю взглянуть на себя со стороны, чтобы найти способ для такой борьбы. Но, описывая Илью Ильича, как человека с «хрустальной душой», вывод «Обломова», по мнению автора, найти ту тонкую грань, которая отделяет «мир хрустальный» от реального мира. Главное, чему учит роман, это жить в вечном движении, развиваться, стремиться вырваться из «обломовщины». Это состояние стало характерным для множества людей, подверженных деградации, слабых душой и телом. Только в противопоставлении себя обществу, оказавшемуся в спячке, можно остаться живой личностью. Выражение собственной индивидуальности ведет к прогрессу всего человечества, к новым свершениям и открытиям.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сборник творческих заданий по дисциплине «Биология» для студентов 1 курса по всем специальностям

Сборник содержит задачи творческого характера по темам раздела «Основы экологии», а также из истории науки, которые можно активно использовать в процессе аудиторной и внеаудиторной деятельности.При пр...

Сборник творческих заданий по дисциплине «Химия» для всех специальностей на базе основного образования СПО

Сборник содержит задачи творческого характера по разделам «Неорганическая химия», «Органическая химия», которые можно активно использовать в процессе аудиторной и внеаудиторной деятельности. В отдельн...

Методическая разработка на тему «Творческие задания на уроках Фортепиано (начальные классы)»

В этой работе представлены разные виды творческих заданий на уроках фортепиано в игровой, доступной для детей  форме. Задания направлены на выявление взаимосвязи между  конкретным худо...

Разработка творческих заданий в рамках модуля"Лирика".

Практическая работа представлена в виде подборки творческих заданий. Обучающимся предлагается, например, закончить стихотворение, вставив недостающий элемент. Еще один вариант- это составление стихотв...

Конференция, посвящённая Всемирному дню хосписной и паллиативной помощи: «Дом, где творят добро» Девиз: «Если невозможно прибавить дней к жизни, прибавьте жизни к дням»

Многочисленные исследования последних лет доказывают, что население стареет, увеличивается доля лиц пожилого и старческого возраста. В перспективе численность пожилого возраста будет неуклонно расти. ...

Анализ эпизода романа М. Булгакова "Мастер и Маргарита"

Для самостоятельной работы студентов над романом....

Иван Александрович Гончаров

Иван Александрович ГончаровИван Александрович Гончаров (1812–1891 гг.) – великий русский писатель, автор трёх знаменитых романов «Обломов», «Обрыв» и «Обыкнов...