А. Швейцер –великий гуманист 20 века. Экология души
методическая разработка на тему

А. Швейцер –великий гуманист 20 века. Экология души

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ekologiya_dushi.docx20.02 КБ

Предварительный просмотр:

А. Швейцер –великий гуманист 20 века. Экология души

Невысокий уровень экологической культуры, экологического сознания и мышления - одна из причин возникновения и нарастания экологического кризиса.

Академик Яблоков писал: « на всём пути воспитания и обучения человека - от детского сада до вузов - экологические знания должны иметь высший приоритет. Только так можно воспитать человека, способного обращаться с природой так, чтобы не превратить её в загнанную лошадь ».

Построение системы экологического воспитания детей - актуальная проблема школьной и дошкольной педагогик. Система знаний о природе для дошкольников не должна при дальнейшем ( школьном ) обучении отбрасываться и заменяться новыми, но должна подлежать развитию и углублению. Давно назрела необходимость создания единой системы экологического образования.

Цель экологического воспитания - формирование ответственного отношения к окружающей среде, которое строится на базе экологического сознания. Общество не выживет без экологического сознания. Это сознание должно проникнуть во все области науки, техники производства и изменить их так, чтобы они способствовали выживанию человечества, а не его гибели. Обществу необходимо знать экологические нормы, правила поведения, иметь высокий уровень экологической культуры. Формирование экологической культуры становится стимулом для духовной практической деятельности. Она, в свою очередь, направлена на преодоление экологического курса, а в перспективе на гармонизацию отношений между обществом и природой. Существует этика, рассматривающая взаимоотношения людей, но до сих пор не существует этики, рассматривающей отношения человека с Землёй, с растениями и животными, на ней обитающими. Большой вклад в развитие такой этики внёс великий гуманист 20 века А. Швейцер. Великий учёный утверждал: « Этика-это великая ответственность за всё живое. Поистине нравственен человек только тогда, когда он повинуется внутреннему побуждению помогать любой жизни, которой он может помогать, и удерживаться от того, чтобы причинить живому какой-либо вред. Я есть жизнь, которая хочет жить ». Уважение к жизни, благовоние перед жизнью. Ведь жизнь ( феномен жизни! ) - есть чудо, самое удивительное из всех мыслимых и немыслимых чудес. Благородный дом педагога - на своих уроках, когда только возможно и как только возможно, приучать своих учеников восхищённо - уважительно смотреть на всё живое, на всё, что растёт, цветёт, движется.

Молодое поколение олицетворяет ближайшее и отдалённое будущее. И поэтому его надо заинтересовать в благополучности и благоприятности этого будущего. Прежде чем стать государственным и общественным деятелем, человеку надо экологизироваться - то есть приобщаться к природе, к её логике и тем началам, из которых человечество когда-то произошло. Процесс формирования экологической культуры рассматривается как единство трёх проблем:

- широкое разъяснение гибельных последствий загрязнения среды обитания;

- приобретение экологического подхода к организации экономики и другим сферам жизни и деятельности общества;

- формирование экологического сознания опасно, когда люди, принимающие важные экологические решения, отличается безнравственного, а у людей нравственных нередко нет прав, чтобы противостоять этим экологически опасным решениям. Академик Б. Соколов писал, что « экологическая нравственность должна стать категорией всеобщей ». У человека должно быть чувство меры, которое должно цениться у всех народов, безнравственно много желать. Современный человек потерял чувство меры, у него остался только страх перед экологическими катастрофами, которые он сам же и готовит. Всё живое человеком рассматривается только как источник выгод, без учёта обязанности перед ним. « Можно, пожалуй, сказать, - писал Жак Ламарк,- что назначение человека как бы заключается в том, чтобы уничтожать свой род, предварительно сделав земной шар непригодным для обитания ». Экологическая культура включает ценности, нормы поведения, экологическую ответственность, чувство « Гражданина планета Земля ».

Окружающая среда нашей планеты создана биотой. Биота - это уникальная система жизни, за 4 млрд.лет научилась регулировать состояние окружающей среды. Человечество не изобрело ничего нового, что могло заменить биоту в качестве регулятора окружающей среды. Но за время своего недолговечного существования оно уже уничтожило 70% естественных экосистем, которые способны переработать все отходы.

Восстановить биоту человеку - задача, в принципе совершенно недоступная масштабам.

Мы можем только одно - отступать, освобождая ей место, а там она сама справится. Возле каждого дерева, цветка не поставишь по милиционеру. Совестливый человек не будет без серьёзной надобности рубить деревья, рвать цветы. Значит, нам надо воспитать совестливого человека, и начинать это надо как можно раньше. Чувство природы у человека врождённое. Но это чувство спит. И разбудит его в ребёнке только чуткий умелый педагог.

«Мы сохраним только то, что любим; любить будем только то, что понимаем; а поймём только то, чему нас научат». Эти слова принадлежат синегальскому экологу Баба Диуму. Невозможно беречь то, о чём ты не знаешь.

Знания играют большую роль в формировании экологической культуры. Наши ученики должны иметь знания о значимых зависимостях и связях, существующих в мире природы, о видовом многообразии живых организмов. Но ошибочна ориентировка на расширение знаний о природе- как основной цели экологического воспитания. Знания о природе, не окрашенные чувствами, переживаниями всегда формальна. Мы будем беречь природу только тогда, когда она станет частью нашей души. Когда частью нашей души станет речка, в которой мы купались в детстве, берёза, росшая возле родительского дома; поляна, которая была свидетелем наших детских забав. Природа очень притягательна для детей. Она даёт массу ярких впечатлений, вызывает эмоциональный отклик. Чувства и ум детей развиваются соответственно потому, какой характер носят его отношения с природой.

Для детей более актуальным является эмоциональные переживания, связанные с объектом природы, а не сведения, о нём, полученные от взрослого. Эмоциональное отношение детей к природе может проявляться как в этическом, так и в неэтическом поступках. Дети не могут просто смотреть на растения и животных, им нужно обязательно завладеть им. В этом проявляется противоречивость поведения детей в природе. Ребёнок нарвал большой букет цветов, потому что они ему очень понравились. Поэтому содержания экологического воспитания должно включать в себя следующие аспекты: передача экологических знаний и их трансформация в отношение и поведение.

Экологические знания - отношения - поведения.

Чтобы воспитать у наших учащихся восхищённо-уважительное отношение к живому, надо, наверное, прежде всего учить детей видеть красоту и задавать вопрос: « А чем эта птица, этот жук, этот цветок удивительны, необычны? Каково их место в природе?» Вопросы же « какой от него вред, какая польза?» должны отойти на второй план. Мы можем наблюдать у детей преувеличенно неактивное отношение к хищникам, дети их наделяют отрицательными чертами.

Мы видим у детей брезгливые отношения к ряду насекомых, к лягушкам, жабам. Понятия « злое животное», « некрасивое животное», « друг», « враг», « вредитель», « сорняк» в природе относительны. У природы нет « пасынков» и « любимчиков». Для всех она - дом, мать. Природе нужны и « овцы» и « волки». Все эти понятия важно донести до сознания наших учащихся.

Неправильно полагать, что сфера нравственно-экологической ответственности начинается и действует в рамках профессиональной морали.

Бездумное отношение человека к природе в быту, на отдыхе, при сборе ягод и грибов ничуть не менее разрушительно и губительно, нежели целенаправленное производственное воздействие. Самое существенное в процессе экологии морали-постепенная сложная перестройка сознания. При  этом одним из важнейших мотивов является нравственно-экологическое воспитание и просвещение в семье, детских учебных учреждениях, во всей системе общества. Нормы нравственного отношения к природе должны стать внутренней потребностью человека.

Компонентами экологического оборудования являются:

- познавательный ( дать многосторонние знания о природе. )

- ценностный ( природа - величайшая ценность, от её состояния зависит здоровье и жизнь человека.)

- правовой ( дети должны знать азы элементарной экологической безопасности: опасны весенние палы травы, опасно пить воду из открытого водоёма и т.д. )

- деятельный ( воспитание у детей активной жизненной позиции, привитие трудовых природоведческих навыков. )

Детям нужно давать первоначальные сведения о радикальном использовании природных ресурсов, на примере использования воды, энергии в быту; формировать понимание зависимости состояния природы от действий человека, желание участвовать в альтруистической деятельности.

Отношение современного человека к природе недостаточно включается в сферу деятельности морального сознания. Дом не осознаётся как нравственный дом. Нанесение повсеместного ущерба природе не вызывает чувство вины. Человек относится к природным существам как к низшим по сравнению с человеком и к природным явлениям как противостоящим общественным и культурным. И только в последней четверти ушедшего века начинается экологизация морали. Этот процесс отражает « всё более и более глубокую осознаваемую зависимость самого существования общества от сохранения определённого уровня состояния природы. С ростом возможностей преобразования окружающего мира у человека растёт чувство ответственности за природную среду - её сохранение и улучшение.

В отношении к природе А. Швейцер советует человеку руководствоваться принципом необходимости; в этом случае поступок человека будет свободным, нравственным по отношению к богатствам природы. Может ли человек, человечество нравственно изменить себя?

Сложно ответить на этот вопрос.

И всё же человечество должно к этому стремиться.        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Психологическое эссе "Экология души"

Размышления о чистоте души...

Разработка урока по литературе "Великие гуманисты в борьбе за мир"

Реальное представление о войне, формирование у обучающихся чувства гуманизма, патриотизма....

Материалы XXII Всероссийской студенческой начно-технической конфереции "Молодежь и наука XXI века", посвященной 70-ти летию Победы в Великой Отечественной войне

Дубик АС Гребеньков ВЕ Применение информационных технологий при выполнении расчетов конст-рукций сооружений с помощью  проектно-вычислительного комплекса SCAD Ссылка на материалы сборника XX...

Великая Отечественная война в литературе 40 - 80 - х годов XX века.

Данный урок по литературе помогает познакомить учащихся с героическими страницами русской поэзии, прозы, показать значение литературы в годы Великой Отечественной войны. А также  развивать навыки...

Экология души. Колыбельная

Экология души. Колыбельная...

Урок литературы "Анна Ахматова. Великий лирик ХХ века» (к юбилею писателя)

Урок литературы в старших классах знакомит учащихся  с творчеством поэтессы,ализиром ее произведений, в том числе и  поэмой  «Реквием». На уроке я  использую  прои...

Программа "Центр экология души и тела"

Состояние здоровья подрастающего поколения вызывает большую тревогу. Бесспорно, что возникновение многих соматических заболеваний связано с психическим и социальным неблагополучием жизнедеятельности л...