Урок литературы в 8 классе. Духовная литература. «Поучение Владимира Мономаха».
материал на тему

Нуждина Марина Петровна

Урок – объяснение нового материала. Цель урока: образовательные: дать представление о взаимовлиянии духовной и светской литературы в Древней Руси, показать влияние традиций духовной литературы, дать понятие о жанре поучения. Развивающие: сформировать умение выявить общенравственный смысл и христианские традиции произведения, авторскую позицию, совершенствовать навыки сопоставительного анализа текста. Воспитательные: Прививать учащимся любовь к духовной литературе и вырабатывать положительные качества характера.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon literatura8kl.doc40 КБ
Office presentation icon vladimir_monomah.ppt12.5 КБ

Предварительный просмотр:

Урок литературы в 8 классе.

Урок – объяснение нового материала.

Духовная литература.

«Поучение Владимира Мономаха».

Цель урока:  образовательные: дать представление о взаимовлиянии духовной и светской литературы в Древней Руси, показать влияние традиций духовной литературы, дать понятие о жанре поучения.

Развивающие: сформировать умение выявить общенравственный смысл и христианские традиции произведения, авторскую позицию, совершенствовать навыки сопоставительного анализа текста.

Воспитательные: Прививать учащимся любовь к духовной литературе и вырабатывать положительные качества характера.

 Методические приёмы: рассказ учителя, комментированное чтение, выразительное чтение, словарная работа, беседа по вопросам, индивидуальные сообщения учащихся.

Оборудование: карточки с вопросами, таблица деятельности Владимира Мономаха, электронная презентация.

Эпиграф:

                                                                     Да, русская старина нам дорога,

                                                           дороже, чем думают иные.

Мы стараемся понять её ясно и просто…

                                                            Мы изучаем её в живой связи

                                                                                   с действительностью, с нашим

                                                              настоящим и нашим будущим,

                                                                        которое совсем не так оторвано от

                                               нашего прошедшего…

И.С. Тургенев. 

Ход урока:

  1. Вступительное слово учителя. Читается эпиграф.

Ребята, с какой целью сегодня изучается литература Древней Руси? (Сообщение темы урока, постановка цели урока).

II.      Проверка домашнего задания.

1) Какие жанры древнерусской литературы вам известны? (летопись, поучение, слово, хождение, житие)

2) Дайте определение каждого жанра:

Поучение-жанр, в котором излагались правила жизни, которые автор хотел донести до читателя: он поучал его.

Хождение-жанр, в котором описывались всякого рода путешествия в иные земли и приключения.

Житие-описание жизни Святого. Герой жития в своей жизни следует образу Христа.

Летопись-жанр, в котором описывались  события, достойные внимания потомков, происходящие в тот или иной год.

  1. Знакомство с образцами духовной литературы.
  1. Слово учителя.

С некоторыми памятниками духовной литературы вы познакомились в 5-7 классах . Вспомним, в чем особенность духовной литературы? А какова главная цель духовной литературы? (нравственное воспитание и образование человека).

«Ребята, обратим внимание на «Поучение Владимира Мономаха» - это шедевр духовной литературы. Написал его человек светский, не носивший сан священника. Только после смерти Владимир Мономах был канонирован русской православной церковью и причислен к лику святых.

Автор не приказывает, а советует, заставляет не подчиняться слепо его наставлениям, а задуматься и сделать для себя выводы».

Ребята, обратите внимание на таблицу деятельности Владимира Мономаха. (Ученики записывают таблицу в тетрадь.)

«Потщитесь делать всякие добрые дела».

                                             Владимир Мономах.

Владимир Мономах

Государственный

деятель, образованный                                               Создал поучение, входит в состав

человек.                                                                              «Повести временных лет»(1096г.)

        

        

        Не носил сан священника                             Цель – совершенствовать

                                                           нравственное воспитание

        

После смерти был причислен к лику святых                  Стремиться к идеалу, к Богу

Высмеять грехи – гордыню,

                                                                                         самоуверенность, лень, мстительность                         и  изжить их в себе.

  1. Индивидуальные сообщения учеников:

1 ученик. На рубеже XI – XII веков Киевская Русь испытала на себе тяжкие удары кочевников. В 1096 г. половецкий Хан Боняк чуть не ворвался в Киев, ограбил и разорил Печерский монастырь, когда монахи спали по кельям. В этот тяжёлый период русской истории в Киевской Руси собираются силы, стремящиеся к решительному нажиму на степных кочевников. Русь объединяется под властью Владимира Мономаха и переходит к активному наступлению на степь. В это время составляется замечательный памятник русского летописания  - «Повесть временных лет», проникнутая единой мыслью о русской земле, о её защите, о необходимости единения  перед лицом внешней опасности. Задача состояла в том, чтобы показать русскую землю в ряду других европейских стран, доказать, что русский народ имеет свою историю, которой вправе гордиться.

2 ученик. Время Владимира Мономаха лучше всего характеризуют произведения самого Мономаха – талантливого и начитанного писателя. «Поучение…»  в единственном  списке Лаврентьевской летописи 1377 г. распадается на два произведения: собственно «Поучение…» и «Послание к князю Олегу Святославичу Черниговскому», в котором он оплакивает своего сына Изяслава, убитого под Муромом. Владимир продолжает мысль своего отца – Ярослава Мудрого: «Имейте в себе любовь, понеже вы есте братья единого отца и матере». Это призыв к борьбе  с братоубийственными междуусобицами. Владимир Мономах снискал уважение современников прежде всего ратными подвигами во имя объединения всех русских земель. Прожив славную жизнь, он пишет поучение для своих сыновей, в котором перечисляет примеры из своей собственной жизни, которые считает достойными подражания, проповедует идею деятельной жизни, в которой главное – благо Родины, наставляет сыновей в том, что необходимо оказывать уважение к старшим, не преклоняться перед знатностью и богатством.

  1. Комментированное чтение учителем. «Поучение Владимира Мономаха»
  2. Составление таблицы.

«Поучение Владимира Мономаха» - черты автора

«Поучение Владимира Мономаха» - черты древнерусской литературы

Самокритичность

Патриотизм

Стремление к добру, к миру

Забота о судьбе страны

Милосердие

Публицистичность

Готовность радоваться Божьему миру

Глубокая человечность

Любовь и уважение к родителям, к детям, к людям, в том числе к врагам

IV. Беседа по вопросам:  (Вопросы раздаются учителем на четыре группы)

  1. Какой фрагмент «Поучения…» вам особенно понравился и почему?
  2. В какие минуты жизни обращается Владимир Мономах к Священному Писанию?
  3. Как вы думаете, почему автор сверяет с заветами Бога не только свои помыслы, но и трудные шаги своей жизни?
  4. Почему князь в своих поступках руководствуется не высшими политическими интересами и не обширными человеческими представлениями о добре и зле, правде и справедливости, а высшими истинами?
  5. Как объяснить, почему Владимир Мономах говорит, что его дети могут принимать или не принимать его мыслей?
  6. Почему князь Владимир считает себя ничтожнейшим и недостойным?
  7. Как вы понимаете слова: «Страх Божий имейте превыше всего?»
  8. Какие жизненные ценности утверждает автор? Актуальны ли они для сегодняшнего поколения?
  1. Итог урока: Вы согласны с утверждением, Владимир Мономах – патриот и духовный деятель эпохи? Обоснуйте своё мнение.
  2. Комментирование оценок за урок
  3. Домашнее задание:

1) напишите короткое «поучение», обращенное к кому-нибудь из близких или друзей, используя соответствующую лексику. При написании руководствуйтесь планом:

а) Обращение и зачин.

б) Три основных проблемы поучения.

в) Концовка – наказ о том, как пользоваться вашим поучением, чтобы оно принесло наибольшую пользу.

2) Прочитать «Письмо Преподобного Оптинского старца  иеросхимонаха Амвросия».  


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок по музыкальной литературе 4 класс

Урок музыкальной литературы. 1 год обучения. Тема "Оркестр"...

Итоговая контрольная работа по литературе 10 класс

Итоговая контрольная работа по литературе 10 класс...

Рабочая программа по литературе (10 класс)

Материал содержит рабочую программу по литературе и календарно-тематическое планирование уроков литературы в 10 классе. Рабочая программа по литературе в 10 классе составлена на основании нормати...

КТП по литературе, 6 класс, Коровина, ФГОС

КТП по литературе, ФГОС, Коровина, 102 часа (3 часа в неделю)...

конспект урока по литературе на тему: "Поучение Владимира Мономаха"

Эпиграф к уроку на доске:«Что умеете хорошего, того не забывайте, а чего не умеете, тому учитесь» (В. Мономах) Сценарий учебного занятия по литературе в 6-м «В» классе«Поучение Владимира Мономаха...

Презентация к уроку по литературе 10 класс. Тема: "Роман И.С. Тургенева "Отцы и дети"

Тема: "Роман И.С. Тургенева "Отцы и дети".Смерть Базарова...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА внеклассного мероприятия по литературе: Литературный турнир «Знатоки литературы»

Литературный турнир "Знатоки литературы" это познавательное и развивающее соревнование обучающихся 9,10 классов в литературных знаниях и начитанности. Турнир разделен на несколько туров, где...