Путешествие по родной стране
рабочая программа

Колотева Валентина Петровна

Элективный курс в 8 классе. Помогает более подробно изучить географию родного края, совершить путешествие по уникальным природным объектам страны. В процесе изучения, учащиеся самостоятельно могут подобрать и подготовить  материал, интересующих их. Включает в себя задания из рубрик: "Изучаем на практике", "Решаем проблемы", "В копилку житейского опыта" по тетради Мой тренажёр (В.В.Никонина), издательства "Просвещение" по УМК "Полярная звезда"

Скачать:


Предварительный просмотр:

    Путешествие по родной стране

Планируемые результаты                                                                                                                         Учащиеся должны:

1.Знать и применять:

- Основные понятия :природное и культурно –историческое наследие, особо охраняемые природные территории, объекты Всемирного природного и культурного наследия;

- Особенности природы и культуры своей страны. области, района, села.                                               - Методы географических исследований.

2. Объяснять :

- Причины возникновения экологических проблем изучаемого региона.                      - Возможности современного общества в решении экологизации культуры населения.

3. Прогнозировать.

- Возможность изменения объектов природы под воздействием человека.

4. Организовывать.

- Тематические экскурсии для учащихся школы.

Метапредметные УУД:                                                                                                                          Коммуникативные: - ставить учебную задачу под руководством учителя,                                                                                                                                                                    

-   планировать свою деятельность под руководством учителя,                                                                  

-   оценивать работу одноклассников, учиться критично относиться к своему мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения (если оно таково) и корректировать его;

-   понимая позицию другого, выдвигать свою точку зрения, доказательство, аргументы, факты.  

Познавательные:  -  выявлять причинно-следственные связи,                                                        -          работать с текстом: составлять логические цепочки, таблицы, схемы,                          -          создавать объяснительные тексты;                                                                                                   -          выслушивать и объективно оценивать одноклассника.                                                                        Личностные:

-      уметь вести диалог, вырабатывая общее решение;  

-      осознание себя как члена общества, как жителя планеты Земля, гражданина Российской Федерации, жителя конкретного региона;

-    осознание целостности природы, населения и хозяйства Земли, материков, их крупных районов и стран;                                                                                    -  представление о родном крае как субъекте мирового географического пространства, его месте и роли в современном мире;

-   осознание единства географического пространства территории как единой среды обитания всех населяющих ее народов, определяющей общность их исторических судеб;

-   осознание значимости и общности глобальных проблем человечества.

Регулятивные:

 -   составлять индивидуально или в группе план решения проблемы,

выполнение проекта;

-   работая по предложенному и самостоятельно составленному плану, использовать дополнительные средства обучения: справочную и информационную литературу, компьютер, средства информации;

-   планировать свою индивидуальную образовательную траекторию;

-   работать по самостоятельно составленному плану, используя самостоятельно подобранные средства (в том числе и Интернет);

-   в ходе представления проекта давать оценку его результатам;

Предметные: Знать: границы России и области, соседние территории, особенности географического положения России и области.                                                                                         Уметь: объяснять особенности географического положения России и области, сравнивать с другими территориями, объяснять зависимость природных условий от географического положения.                                                                                                                                            Природа региона.                                                                                                                                          Знать: особенности компонентов природы региона, их региональные особенности.  Уметь: объяснять зависимости и взаимосвязи компонентов природы территории.  Поселения региона.Знать: географию населенных пунктов территории.Уметь: показывать на карте, обозначать на контурной карте.                             История освоения и заселения региона. Знать: народы населяющие территорию, историю их появления на изучаемой территории, занятия населения.                                                                                          Уметь: объяснять связь между занятиями населения и природными условиями.

        Содержание курса

Географическое положение Воронежской области, Воробьёвского района, села Воробьёвка. Официальные символы Воронежской области, Воробьёвского района, села: герб, гимн, флаг. Территориальная организация общества. Этапы развития территориальной организации общества района. Федеративное устройство, административное деление, федерация, субъект федерации. Административное деление области,  района. Происхождение названий местных населенных пунктов, улиц. Географический словарь района. Работа с материалами периодической печати. Составление географического словаря района.

История заселения края. История заселения России: путь на северо-восток, юго-восток. Заселение Воронежской области, Воробьёвского района. Влияние мировых процессов на жизнь россиян. Территориальный комплекс. Природно-территориальные и социально-экономические комплексы. Взаимосвязи в комплексе.

Наше наследие. Понятие «наследие». Всемирное наследие. Природное и культурное наследие России. Родина, культурно-исторические объекты, памятники природы и архитектуры.                                                                                                                                      Экологическая ситуация. Виды экологических ситуаций. Понятие «качество жизни». Идеи устойчивого развития общества. Стратегия развития России и своего региона в XXI в. Географическая исследовательская практика. Разработка проекта «Сохранение природного и культурного наследия России — наш нравственный долг»

Этнография родного края. Численность и состав и населения; половой и возрастной состав, национальный и этнический состав населения района, области. Традиции и обычаи народов района. Размещение населения. Национальный состав. Проблема занятости населения. Народные промыслы района. Плотность и особенности размещения населения.   Размещение и хозяйственная деятельность населения региона.                                                                             Практическая работа. Определение плотности и особенностей размещения населения. Сравнить особенности населения своего края с другими районами области, сделать вывод о причинах отличия.

Природа родного края.  Рельеф Воронежской области и района. История формирования, геологическое строение и формы рельефа местной территории, особенности их происхождения и размещения, обозначение на карте. Влияние рельефа на освоение территории. Изменение рельефа под влиянием внешних факторов.    

Горные породы, их происхождение, их определение. Полезные ископаемые, добываемые на территории района, села, их использование в хозяйственной деятельности и строительстве.  Экскурсия: Места естественных или искусственных обнажений горных пород. Картинная галерея. Местные пейзажи.   Практические работы: Обозначение на контурной карте своей территории,  местных форм рельефа и месторождений полезных ископаемых. Определение полезных ископаемых по образцам и нанесение на контурную карту районов их залегания.

Климат и погода в нашем крае. Главные факторы, влияющие на местный климат. Исторические изменения климата. Редкие и катастрофические погодные явления в Воронежской области  и районе. Местные приметы о погоде, слова и выражения, характеризующие погоду и климат. Приборы для метеорологических наблюдений. Солнечная радиация. Биологические часы. Местное время, его влияние на самочувствие и здоровье людей. Температура воздуха, ее изменения в течение суток, месяца, по сезонам года. Разница в температурном режиме различных частей района, города. Ветер, причины его образования. Местные ветры, их виды, направления, скорость, влияние на погоду. Осадки, их виды, распространение по сезонам года. Климатическая характеристика района проживания. «Рекордные» погодные показатели на территории района, города. Влияние местного климата на здоровье человека и хозяйство.                                          Встречи с интересными людьми, интервью: Беседа с врачом, туристом или специалистом МЧС о влиянии местного климата на здоровье человека и мерах безопасности при неблагоприятных погодных явлениях.                                                                                    Экскурсия:  Фенологические наблюдения за погодой на местности.  Наблюдения за погодными явлениями. Местные пейзажи в разные времена года, фотовыставка.                                                                                                                                                            Практическая  работа: Наблюдения за погодой  Подсчет среднесуточной температуры. Построение графика хода температуры за сутки. Составление климатического очерка района, села.

Внутренние воды. Портрет Великой русской реки Волги. Путешествие от Твери до Астрахани. Исток Волги, города на Волге, их историей и стратегической значимостью для страны. Равнинные реки Воронежской области и района. Численность и протяженность местных рек. Речной режим и речной сток. Влияние водотоков на формирование местных ландшафтов и освоение территории. Типы озёр в Воронежской области и Воробьёвском районе. Численность озёр. Местные грунтовые воды (родники, колодцы). Пруды и водохранилища. Рациональное использование в хозяйственной деятельности человека местных поверхностных и грунтовых вод. Биологическое исследование водотоков, водоемов и болот. Местные водные растения и животные. Меры по экономному использованию и охране водных объектов района, города.                                                                                                                          Встречи с интересными людьми, интервью: Беседа о местных источниках и водоёмах. Легенды, предания. Местные  водные растения и животные.                                              Практическая работа: «Лингвистический конструктор». Происхождение названий местных рек и озёр (работа с топонимическим словарем, дополнительной литературой). Обозначение на контурной карте крупных рек и озер Воронежской области, Воробьёвского района поверхностных и грунтовых вод района.                                                                                                      Учебный проект по экономному использованию и охране водных объектов села.           Основы районирования. Русская равнина. Памятники природы Русской равнины.  Азональные природными комплексы,  взаимодействие компонентов ПК. Девственные леса Коми, Валдай, Селигер, Нилова пустынь. Древнерусские города России.           Культурно-исторические центры России. «Золотое  кольцо России». Памятники деревянного зодчества.                                                                                                                           Особо охраняемые объекты природы: «Астраханский» и «Богдинско - Баскунчакский заповедник» Совершить виртуальное путешествие от дельты Волги до горы Богдо. Познакомить с уникальным солёным озером Баскунчак. Вызвать эмоциональный интерес к истории своего народа. Дельта Волги, Богдо-«поющая гора», озеро Баскунчак. Лотос-цветок Богов и людей.

Кавказ - высокогорная страна России.Знакомство с народами, проживающими на территории Северного Кавказа, их обычаями и традициями. Базардюзю, Архыз, Домбай, Приэльбрусье.  Кавминводы- бальнеологическая сокровищница России. Города-курорты Северного Кавказа. Разнообразие бальнеологических курортов. Бальнеологические ресурсы. Минеральные воды, водолечебница.

Урал: природные уникумы. Уникальные природные объекты Урала. Природа региона. Уникум, Кунгурская пещера, «Печоро - Илычский заповедник».

Земля Сибирская. Православные храмы Сибири. Архитектурное разнообразие православных храмом Сибири. Каноны, православие, храм, иконостас, алтарь. Великие реки Сибири. Амур, Енисей, Обь, Лена. Плато Путорано

«Золотые горы» Алтая. Объект  Всемирного природного наследия мира, туристические  и заповедные маршруты Алтая. Телецкое, Айское озеро, г.Белуха, Катунский Алтайский заповедник, плато Укок.  

Сказ о Байкале. Уникальный природный объект, история, мифы , придания, сказки об озере Байкал. Подлеморье, о. Ольхон, омуль, эндемики, «Баргузинский», «Байкальский» заповедники.                                                                                                                                              Дальний Восток: природные уникумы. Разнообразие природного, культурно-исторического наследия региона. Долина гейзеров, Кроноцкое озеро, Ключевская сопка, озеро Ханка, Уссурийская тайга, Центральный Сихотэ-Алинь, о. Врангеля.

Маршрутами малой Родины: Памятники и культовые сооружения нашего села. История Малой родины. Культурные и исторические памятники, природные объекты.  Культурно-исторические памятники и природные объекты малой родины.  Работа с архивными и литературными источниками.

УМК

  1. Князев Ю.П. Всемирное природное и культурно-природное наследие ЮНЕСКО: учебно-справочное пособие.- Волгоград: Лицей, 2011.-258 с. (с иллюстр.)
  2. Лубченков Ю.Н., Города России. Издательство «Белый город»,2006 г.
  3.  Географический школьный атлас.
  4. Алексеев А.И., Николина В.В., Липкина Е.К.География.8 класс : для общеобразовательных организаций – 3 изд.- М. : Просвещение,2015. (Полярная звезда)  
  5.  Николина В.В. Мой тренажер. 8 класс :пособие для учащихся общеобразовательных организаций - М. : Просвещение,2014. (Полярная звезда)

Учебно - тематическое планирование

Всего: 34 часа (1 час в неделю), из них:

Практические работы –              7 часов;

Проектные работы -                    5 часов;

Исследовательские работы-      3 часа

Программный материал рассчитан на 34 учебные недели.

                     Календарно - тематическое планирование.

№ п/п

Тема занятия

Кол-во

Сроки проведения

Примечание (коррекция)

 По плану

 Фактически

 8а

 8б

1

Вводный урок.                       Россия-Родина моя!

1

1неделя сентября

2.

 Сравниваем по географическому положению.

1

2неделя сентября

3

Федерации России.

1

3неделя сентября

4

Практическая работа Изучаем карты                         области, района.

1

4неделя сентября

5

История заселения края.

1

1неделя октября

6

Природное богатство нашего края

1

2неделя октября

7

Всемирное природное и культурное наследование России.

1

3неделя октября

8.

Экологическая ситуация.

.1

4неделя октября

9.

Сохранение природного и культурного наследия России — наш нравственный долг

.1

5неделя октября

10.

Этнография родного края

1

2неделя ноября

11.

Размещение и хозяйственная деятельность населения региона.

.1

3неделя ноября

12.

Природа региона. Рельеф Воронежской области и района.

1

4неделя ноября

13.

Практическая работа: Обозначение на контурной карте своей территории

1

1неделя декабря

14.

Климат и погода в нашем крае.

1

2неделя декабря

15.

Практическая работа: Наблюдения за погодой  

1

3неделя декабря

16.

Внутренние воды.

1

4неделя декабря

17

Портрет Великой русской реки Волги.

1

3неделя января

18.

Практическая работа: «Лингвистический конструктор». Обозначение на к/карте

1

4неделя января

19.

Экономное  использование и охрана водных объектов области.

1

5неделя января

20

 Памятники природы Русской равнины. Девственные леса Коми, Валдай, Селигер, Нилова пустынь

1

1 неделя февраля

21

Особо охраняемые объекты природы: «Астраханский» и «Богдинско-Баскунчакский заповедник»

1

2 неделя февраля

22-23

Культурно-исторические центры России. «Золотое  кольцо России».

2

3,4 неделя февраля

24

Кавказ - высокогорная страна России

1

5 неделя февраля

25

Кавминводы- бальнеологическая сокровищница России.

1

1 неделя марта

26

Урал: природные уникумы

1

2 неделя марта

27

Земля Сибирская.

1

3 неделя марта

27

«Золотые горы» Алтая

1

1 неделя апреля

28-29

Сказ о Байкале.

2

2,3 неделя апреля

30

Дальний Восток

1

4неделя апреля

32.

Природные памятники и культовые сооружения нашего села.

1

1 неделя мая

33

Самостоятельная творческая деятельность. Публичное представление работы.

1

2 неделя мая

34

Турнир знатоков «Гордость земли Воронежской»

1

3 неделя мая


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект тренинга "Путешествие в страну чувств"

Тип занятия: закреплениеВид: комбинированное Цели:Продолжать знакомство детей с эмоциями радости, удивления, грусти.Закрепить полученные на предыдущих занятиях знания и умения.Расширить представл...

Путешествие в страну математики

Внеклассная работа.[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"3907896","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"360","ilo-full-src":"http://nsportal.ru/sites/default/files/style...

Разработка урока "Путешествие в страну Красивой речи"

разработка открытого логопедического занятия...

«Честь родного мундира» или Страна «юных командиров».

Цель: Формирование культурных ценностей кадетства как первичной ступени профессии военного.Задачи:1....

Путешествие по юмористической стране

Презентация для 1-2 класса посвящённая Дню Смеха. Библиотечный урок в форме игры....