основы экономики, менеджмента и маркетинга
рабочая программа на тему

Помыкина Светлана Михайловна

рабочая программа для специальности СПО "Зоотехния"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл osn_ek.men_i_marketinga_z-2_2014_.docx43.53 КБ

Предварительный просмотр:

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ, НАУКИ И МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ ВОРОНЕЖСКОЙ ОБЛАСТИ

государственное образовательное бюджетное учреждение

среднего профессионального образования Воронежской области

«Лискинский аграрно-технологический техникум»

УТВЕРЖДАЮ:

Зам.директора по УР

_____________  И.М. Гайдай

«____» _____________ 20__ г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Основы экономики, менеджмента и маркетинга

для специальности СПО

36.02.02 «Зоотехния»

Лиски 2014


                 Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) по специальности среднего профессионального образования (далее - СПО) 36.02.02  «Зоотехния», утвержденного Приказом Минобрнауки России от 12.05.2014 N 505

Организация-разработчик: государственное образовательное бюджетное учреждение среднего профессионального образования Воронежской области «Лискинский аграрно-технологический техникум»

Разработчики:

С.М.Помыкина     преподаватель специальных дисциплин

                Ф.И.О., должность

_________________________________________________

                Ф.И.О., должность

Рецензент:

____________________            ___________________          _________________________

    (место работы)                         (занимаемая должность)              (инициалы, фамилия)

Рабочая программа рекомендована ЦМК экономических и социальных дисциплин

                                                        название ЦМК

Протокол № ______ от «_____» ________________ 20 ____ г.

Председатель ЦМК ____________________ ___Литовская С.Н.______________

                             подпись                        Ф.И.О.


СОДЕРЖАНИЕ

стр.

  1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

4

  1. РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ

6

  1. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

8

  1. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ  УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

13

  1. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

15


  1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

ОСНОВЫ ЭКОНОМИКИ, МЕНЕДЖМЕНТА И МАРКЕТИНГА

1.1. Область применения программы

        Рабочая программа учебной дисциплины является частью примерной основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности СПО 36.02.02  «Зоотехния», входящей в укрупненную группу специальностей 35.00.00 Сельское, лесное и рыбное хозяйство.

Рабочая программа учебной дисциплины может быть использована: в дополнительном профессиональном образовании по программе повышения квалификации при наличии начального профессионального; в дополнительном обучении рабочих, пыт работы не требуется.

1.2. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: дисциплина относится к группе  общепрофессиональных дисциплин профессионального цикла.

1.3. Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения учебной дисциплины:

В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен уметь:

  • рассчитывать основные технико-экономические показатели деятельности организации;
  • применять в профессиональной деятельности приемы делового и управленческого общения;
  • анализировать ситуацию на рынке товаров и услуг.

 

В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен знать:

  • основные положения экономической теории;
  • принципы рыночной экономики;
  • современное состояние и перспективы развития сельского хозяйства и механизации;
  • роли и организацию хозяйствующих субъектов в рыночной экономике;
  • механизмы ценообразования на продукцию (услуги);
  • формы оплаты труда;
  • стили управления, виды коммуникации;
  • принципы делового общения в коллективе;
  • управленческий цикл;
  • особенности менеджмента в области механизации сельского хозяйства;
  • сущность, цели, основные принципы и функции маркетинга, его связь с менеджментом;
  • формы адаптации производства и сбыта к рыночной ситуации.

Дополнительные требования:

Знать:

- организацию производственного и технологического процессов;

- сущность организации как основного звена экономики отраслей.

Уметь:

- определять организационно-правовые формы организаций;

- находить и использовать необходимую экономическую информацию.

1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение рабочей программы учебной дисциплины:

максимальной учебной нагрузки обучающегося -120 час, в том числе:

обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося -80часов;

самостоятельной работы обучающегося -40 часов.


2. РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Результатом освоения учебной дисциплины является овладение обучающимися видом профессиональной деятельности по основам экономики, менеджмента и маркетинга, в том числе формирование профессиональных (ПК) и общих (ОК) компетенций:

Код

Наименование результата обучения

ОК 1.

 Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2.

Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

ОК 3.

Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.

ОК 4.

Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ОК 5.

Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

ОК 6.

Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.

ОК 7.

Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий.

ОК 8.

Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.

ОК 9.

Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.

ПК 1.1.

Выбирать и соблюдать режимы содержания животных, составлять рационы кормления.

ПК 1.2.

Рационально использовать корма, сенокосы, пастбища и другие кормовые угодья.

ПК 1.3.

Проводить мероприятия по улучшению воспроизводства стада, увеличению продуктивности и увеличению выхода молодняка сельскохозяйственных животных в сельскохозяйственной организации.

ПК 1.4.

Производить отбор животных на племя, отбор и подбор пар.

ПК 1.5.

Организовывать и проводить санитарно-профилактические работы по предупреждению основных незаразных, инфекционных и инвазионных заболеваний сельскохозяйственных животных.

ПК 1.6.

Оказывать первую помощь сельскохозяйственным животным.

ПК 2.1.

Выбирать и использовать эффективные способы производства и первичной переработки продукции животноводства.

ПК 2.2.

Разрабатывать и проводить мероприятия по увеличению удоев, привесов и др. производственных показателей животноводства.

ПК 2.3.

Выбирать и использовать различные методы оценки и контроля количества и качества сырья, материалов, полуфабрикатов, готовой продукции животноводства.

ПК 3.1.

Выбирать способы и методы закладки продукции животноводства на хранение.

ПК 3.2.

Подготавливать объекты для хранения продукции животноводства к эксплуатации.

ПК 3.3.

Контролировать состояние продукции животноводства в период хранения.

ПК 3.4.

Проводить подготовку продукции животноводства к реализации и ее транспортировку.

ПК 3.5.

Реализовывать продукцию животноводства.

ПК 4.1.

Участвовать в планировании основных показателей производства продукции и оказания услуг в области профессиональной деятельности в структурном подразделении организации отрасли.

ПК 4.2.

Планировать и организовывать выполнение работ и оказание услуг в области профессиональной деятельности в структурном подразделении организации отрасли исполнителями.

ПК 4.3.

Осуществлять контроль и оценку хода и результатов выполнения работ и оказания услуг в области профессиональной деятельности в структурном подразделении организации отрасли исполнителями.

ПК 4.4.

Вести утвержденную учетно-отчетную документацию структурного подразделения организации отрасли.


3. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

3.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы

Объем часов

_3__ семестр

Максимальная учебная нагрузка (всего)

120

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

80

в том числе:

     практические занятия

20

Самостоятельная работа обучающегося (всего)

40

В том числе:

Написание рефератов

20

Написание сообщений

20

Итоговая аттестация в форме  экзамена


3.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины «Основы экономики, маркетинга и менеджмента» 

Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся

Объем часов

Уровень освоения

1

2

3

4

Раздел 1.

Основы экономики

27

Тема 1.1

 Сущность экономики и история ее развития

Понятие об экономике и экономической деятельности людей. Основные положения экономической теории. Методы и функции экономической теории. Составная часть экономики: микро и макроэкономика.

2

2

Тема 1.2

Производство и экономика

Значение процесса производства и его место в экономике страны. Факторы производства. Издержки производства. Ограниченность ресурсов. Стадии развития производства. Структура современного производства.

4

2

Натуральное и товарное производство. История товарного производства. Нетоварный сектор экономики. Товарное обращение. Товар как экономическая категория.

Тема 1.3

Принципы рыночной экономики

Понятие рынка, условия его возникновения. Виды рынков. Основные функции рынка. Механизм рыночного саморегулирования и его основные элементы.

Законы спроса и неценовые факторы рыночного спроса. Закон предложения и неценовые рыночные предложения. Кривая спроса и предложения.

2

1

Тема 1.4

Макроэкономические показатели

Основные черты макроэкономики. Система показателей макроэкономики. Номинальный и реальный ВНП. Экономический рост в обществе. Пути и факторы экономического роста.

2

2

Тема 1.5

Макроэкономическая нестабильность

Макроэкономическое регулирование

Макроэкономическое равновесие. Цикличность развития рыночной экономики. Экономический цикл и его фазы. Две стороны экономического кризиса. Последствия равновесия.

Безработица, ее типы и последствия. Сущность и виды инфляции. Причины и последствия инфляции. Взаимосвязь безработицы и инфляции.

Основные цели и направления государственного регулирования рыночной экономики. Социальная политика государства.

4

2

Самостоятельная работа

Темы  рефератов:

Школы экономических учений. Типы и модели экономических систем. Биржи и биржевые сделки. Эластичность спроса. Эластичность предложения. Рыночная цена и точка равновесия. Монополии и монополистические союзы. Проблема неравенства доходов. Кривая Лоренца и индекс Джини.

13

3

Раздел 2.

Экономика сельского хозяйства

43

Тема 2.1

Место сельского хозяйства в АПК

Значение, современное состояние и перспективы развития сельского хозяйства и его механизации. Агропромышленный комплекс как производственно-экономическая система.

2

3

Тема 2.2

Предприятие – объект и материальная база предпринимательства.

Понятие предпринимательства, его виды и сущность. Субъекты предпринимательской деятельности. Роль и организация хозяйствующего субъекта в рыночной экономике.

Сельскохозяйственные предприятия как субъект предпринимательства. Современные формы сельскохозяйственных предприятий. Организационно-экономические основы деятельности предприятий.

4

2

Тема 2.3

Факторы сельскохозяйственного производства

Особая роль земли в сельском хозяйстве. Земля как предмет и средство труда. Экономические показатели использования земли.

2

1

Классификация, состав основных фондов сельскохозяйственных предприятий и их оценка. Физический и моральный износ. Амортизация и амортизационные отчисления. Организация материально-технического обеспечения. Лизинг как современный способ технического обеспечения предприятия.

4

Практические занятия

Определение показателей экономической эффективности использования земли.

Определения показателей оснащенности основными средствами и эффективности их использования.

Расчет амортизационных отчислений.

4

2

Тема 2.4

Технико-экономические показатели

Понятие о размещении и специализации сельскохозяйственного производства как формы общественного разделения труда. Валовая и товарная продукция как основные показатели специализации производства.

Понятие об издержках производства и себестоимости продукции. Сущность экономической эффективности производства и ее основные показатели.

4

1

Практические занятия

Определение специализации сельскохозяйственного производства.

Расчет себестоимости единицы продукции.

Определение показателей экономической эффективности сельскохозяйственного производства.

6

2

Тема 2.5

Оплата труда в сельском хозяйстве

Понятие о труде и трудовых ресурсах, особенности сельскохозяйственного труда. Понятие производительности труда. Пути повышения производительности труда в сельском хозяйстве. Современные факторы производства: организация и технология, информация и наука, энергия и экология.

Формы и виды оплаты труда на сельскохозяйственных предприятиях. Сущность тарификационной системы, ее составные элементы.

6

2

Практические занятия

Расчет показателей уровня производительности труда.

Определение расценки за единицу продукции. Начисление заработной платы.

4

2

3

Самостоятельная работа

Хозяйственный риск и виды потерь. Современные факторы производства.

7

Раздел 3.

Основы менеджмента

27

Тема 3.1

Сущность современного менеджмента. Цикл управления

Сущность и характерные черты современного менеджмента. Цели и задачи менеджмента. Принципы управления. Объекты и субъекты управления. История развития менеджмента. Школы менеджмента. Особенности менеджмента в области профессиональной деятельности (по отраслям). Организация, как форма существования людей. Организация как открытая система.

Функции менеджмента в рыночной экономике: организация, планирование, мотивация и контроль деятельности экономического субъекта. Значение и содержание функций менеджмента. Цикл менеджмента. Связующие процессы.

4

2

Тема 3.2

Методы управления

Система методов управления. Экономическое, административное и социально-психологическое воздействие. Необходимость сочетания всех методов управления. Значение психологических методов управления. Личность и ее свойства. Социально-психологические отношения.

Информационные технологии в сфере управления. Значение управления информацией и требования, предъявляемые к ней. Коммуникация в системе управления. Основные элементы и этапы коммуникации.  

4

2

Искусство делового общения в работе менеджера. Принципы делового общения. Законы и приемы делового общения. Барьеры общения и пути их устранения

Сущность и элементы руководства. Стили руководства. Форма власти и влияние. Управление неформальной организацией. Неформальный лидер и работа с ним. Управление конфликтами и стрессами.

4

2

Практические занятия

Использование в профессиональной деятельности приемов делового и управленческого общения, разбор ситуаций.

Изучение основных понятий руководства. Разбор производственных ситуаций.

4

3

Самостоятельная работа:

Школы менеджмента. Факторы внешней среды организации. Социальная ответственность и этика менеджмента. Социально-психологические отношения в трудовом коллективе. Коммуникация и ее виды в управлении. Этапы коммуникации. Барьеры общения и пути их устранения. Управление конфликтами и стрессами. Управление неформальной организацией.  

11

Раздел 4.

Основы маркетинга

23

Тема 4.1

Сущность маркетинга

Маркетинг как экономическая категория. Сущность и цели маркетинга. История развития маркетинга и концепции рыночной экономики. Основные принципы и функции маркетинга и его связь с менеджментом. Управление и комплекс маркетинга. Особенности маркетинга  в профессиональной деятельности (по отраслям). Формы адаптации производства и сбыта к рыночной ситуации.  

4

1

Тема 4.2

Основные стратегии маркетинга

Понятие товара в маркетинге. Понятие нового товара в маркетинговой системе. Стратегия разработки нового товара. Жизненный цикл продукции. Сущность ассортиментной политики, формирование товарного ассортимента и товарной номенклатуры.

4

2

Понятие и сущность цены. Факторы, влияющие на установление цены продукта. Механизмы ценообразования на продукцию. Методы ценообразования. Основные виды ценовой стратегии. Управление ценами: скидки и демпинг.

4

Практические занятия  

Определение жизненного цикла товара и задач маркетинга. Анализ ситуации на рынке товаров и услуг.

2

2

3

Самостоятельная работа:

Состояние спроса и задачи маркетинга. Принципы сегментирования. Решение о товарной марке и маркировке. Решение об упаковке товара. Ассортиментная политика. Ценовые стратегии в маркетинге.

9

Всего

120

Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:

1. – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);

2. – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)

3. – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)


4. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

4.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

Реализация учебной дисциплины требует наличия учебного кабинета «Основы экономики, менеджмента и маркетинга»

Оборудование учебного кабинета:  

  • посадочные места по количеству обучающихся;

  • рабочее место преподавателя;

  • комплект учебных наглядных пособий Основы экономики, маркетинга и  менеджмента;  

  • нормативно-правовые документы.

Технические средства обучения:  

  • интерактивная доска с лицензионным программным обеспечением и мультимедиапроектор.

4.2. Информационное обеспечение обучения

Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы

Основные источники:

1. Гомола А.И. Экономика для профессий и специальностей социально-экономического профиля:учебник/ А.И.Гомола, В.Е.Кириллов, П.А.Жанин.-3-е изд., стер.-М.:Издательский центр «Академия», 2012.-336с.

2. Куликов Л.М. Основы экономической теории: Учеб. пособие. М.: Финансы и статистика, 2002.

3. Гордиенко Ю.Ф., Обухов Д.В.,Зайналабидов М.С.Менеджмент.Серия Среднее профессиональное образование.Р-н-Д:Феникс, 2004.-288с.

4.Мурахтанова Н.М. Маркетинг: Учеб.пособие. Издательский центр «Академия», 2002-208с.

Дополнительные источники:

1. Шевчук  Д.А. Экономика организации:учебное пособие, Ростов-на-Дону: Феникс, 2007.-240с:ил.-(среднее профессиональное образование)

2. Сергеев И.В. Экономика предприятия:Учеб.пособие.-2-еизд., перераб.и дополн.-М.:Финансы и статистика, 2005.-304с.:ил.

3. Экономика отраслей АПК./ Под ред. Минакова И.А. – М.: КолосС, 2004.

4. Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент. Учебник. – 4-е изд., прераб. и доп. – М.: Экономистъ, 2008.

5. Теория управления: Учебник/Под общ. ред. Гапоненко А.Л. и Панкрухина А.П. изд. 3-е, доп. и перераб. – М.: Изд-во РАГС, 2008.

6. Барышев А.Ф. Маркетинг – М.: Академия, 2002.  

7. . «Маркетинг в России и за рубежом». Практический журнал  Изд-во: Дело и сервис.  

8. «Российский журнал менеджмента». Научно-исследовательский журнал. Издан по инициативе Высшей школы менеджмента СПбГУ.

Интернет-ресурсы:

  1. Интернет ресурсы по менеджменту. Форма доступа: http://www.new-management.info/  

2. Интернет ресурсы по маркетингу. Форма доступа: http://www.marketolog.ru/-маркетолог

3. Сайты и учебные материалы по экономике для студентов. Форма доступа: http://www.alleng.ru/edu/econom2.htm


5. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.

Результаты обучения

(освоенные умения, усвоенные знания)

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

1

2

Умения:

рассчитывать основные технико-экономические показатели деятельности организации;

практические занятия

применять в профессиональной деятельности приемы делового и управленческого общения;

практические занятия

анализировать ситуацию на рынке товаров и услуг;

практические занятия

Знания:

основные положения экономической теории;

тестирование

принципы рыночной экономики;

тестирование

современное состояние и перспективы развития сельского хозяйства и зоотехнии;

индивидуальные задания

роль и организацию хозяйствующих субъектов в рыночной экономике;

индивидуальные задания

механизмы ценообразования на продукцию (услуги);

практические занятия

формы оплаты труда;

практические занятия

стили управления, виды коммуникации;

практические занятия

принципы делового общения в коллективе;

индивидуальные задания

управленческий цикл;

практические занятия

особенности менеджмента в области зоотехнии:

индивидуальные задания

сущность, цели, основные принципы и функции маркетинга, его связь с менеджментом;

индивидуальные задания

формы адаптации производства и сбыта к рыночной ситуации.

индивидуальные задания


Разработчики:         

 ГОБУ СПО ВО «ЛАТТ»      преподаватель экономических дисциплин         С.М.Помыкина       _________________       __________________       _____________________

   (место работы)                        (занимаемая должность)                (инициалы, фамилия)

___________________        _________________         _____________________

    (место работы)                        (занимаемая должность)                (инициалы, фамилия)

Эксперты:

____________________            ___________________          _________________________

    (место работы)                         (занимаемая должность)              (инициалы, фамилия)

____________________            ___________________          _________________________

   (место работы)                           (занимаемая должность)             (инициалы, фамилия)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Основы экономики, менеджмента и маркетинга

Рабочая программа по учебной дисциплине "Основы экономики, менеджмента и маркетинга" для специальности 111701 "Кинология"....

Методическая разработка по проведению итогового тестирования по дисциплине ОП.07. «Основы экономики, менеджмента и маркетинга »для специальности 260807«Технология продукции общественного питания» -раздел "Основы экономики".

Данный  тестовый  материал   предназначен для  контроля  уровня  знаний по  разделу «Основы экономики» общепрофессиональной дисциплины ОП.07.«Основы экономики, ...

Методическая разработка по проведению итогового тестирования по дисциплине ОП.07. «Основы экономики, менеджмента и маркетинга »для специальности 260807«Технология продукции общественного питания» по разделу «Основы маркетинга».

Данный  тестовый  материал   предназначен для  контроля  уровня  знаний по  разделу «Основы  маркетинга» общепрофессиональной дисциплины ОП.07.«Основы экон...

Методическая разработка по проведению итогового тестирования по дисциплине ОП.07. «Основы экономики, менеджмента и маркетинга» для специальности 260807 «Технология продукции общественного питания» по разделу «Основы менеджмента».

Данный  тестовый  материал   предназначен для  контроля  уровня  знаний по  разделу «Основы  менеджмента» общепрофессиональной дисциплины ОП.07.«Основы эко...

Комплект контрольных работ по разделу Менеджмент по дисциплине Основы экономики, менеджмента и маркетинга

Комплект контрольных работ по разделу Менеджмент по дисциплине Основы экономики, менеджмента и маркетинга...

Лекции по разделу "Основы менеджмента" по ОП.14 "Основы экономики, менеджмента и маркетинга специальности 15.02.3 Техническое обслуживание и ремонт систем вентиляции и кондиционирования

Лекции по разделу "Менеджмент" предназначены для изучения дисциплины  ОП.14 "Основы экономики, менеджмента и маркетинга специальности 15.02.3 Техническое обслуживание и ремонт сист...

ЭКЗАМЕНАЦИОНЫЕ МАТЕРИАЛЫ Дисциплины ОП.08 «Основы экономики, менеджмента и маркетинга», ОП.13 «Экономика организации»

ЭКЗАМЕНАЦИОНЫЕ МАТЕРИАЛЫ Дисциплины ОП.08 «Основы экономики, менеджмента и маркетинга», ОП.13 «Экономика организации»...