Статья в сборник Проект “Современная школа”. Современный урок: эффективные педагогические технологии и приемы.“Использование современных компьютерных технологий (интерактивная доска с программой «3D Инструктор 2.0» и интерактивный автотренажер “Форсаж”) в
статья

Славная Алина Яковлевна

Хорошо известно, что научно-техническое творчество, как система человеческих ценностей, находят достойное отражение в образовательном процессе, являясь одним из важнейших направлений работы с детьми в системе дополнительного образования, позволяющее наиболее полно реализовать комплексное решение проблем обучения, воспитания и развития личности.

В статье представлен пример использования педагогами ИУЦ Автоград ДДЮТ Московского района педагогических технологий и приемов, дающие возможность повышать качество образования, более эффективно использовать учебное время: занятие по теме «Создание коллективного проекта безопасного проезда нерегулируемых перекрестков» к ДООП «Безопасность дорожного движения» 3 год обучения, раздел III «Средства безопасности дорожного движения», тема 3 «Нерегулируемые перекрестки».

Скачать:


Предварительный просмотр:

“Использование современных компьютерных технологий (интерактивная доска с программой «3D Инструктор 2.0» и интерактивный автотренажер “Форсаж”) в создании коллективного проекта безопасного проезда нерегулируемого перекрестка”

Проект “Современная школа”. Современный урок: эффективные педагогические технологии и приемы.

Сведения об авторах:

Славная Алина Яковлевна, педагог дополнительного образования  высшей квалификационной категории ГБУ ДО ДДЮТ Московского района Санкт-Петербурга; адрес электронной почты: alethka@rambler.ru; тел.+79111516582.

Хорошо известно, что научно-техническое творчество, как система человеческих ценностей, находят достойное отражение в образовательном процессе, являясь одним из важнейших направлений работы с детьми в системе дополнительного образования, позволяющее наиболее полно реализовать комплексное решение проблем обучения, воспитания и развития личности.

Для реализации познавательной и творческой активности обучающихся в образовательном процессе интерактивного учебного центра Автоград ДД(Ю)Т Московского района педагогами используются эффективные педагогические технологии и приемы, дающие возможность повышать качество образования, более эффективно использовать учебное время.

Основой деятельности ИУЦ «Автоград» является обучение навыкам безопасного поведения  на дороге всех участников дорожного движения: пешеходов, пассажиров, водителей.

В данной статье хочется выделить следующие технологии, используемые при проведении занятий:

 - Метод проектной деятельности, дающий возможность развивать индивидуальные творческие способности обучающихся, критическое мышление, умение самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, более осознанно подходить к профессиональному и социальному самоопределению.

- Исследовательские методы в обучении, дающие возможность обучающимся самостоятельно пополнять свои знания, глубоко вникать в изучаемую проблему и предполагать пути ее решения, что важно при формировании мировоззрения.

- Создание   проблемных ситуаций  и организация активной самостоятельной деятельности обучающихся по  их разрешению, в результате чего происходит творческое овладение знаниями, умениями, навыками, развиваются мыслительные способности.

- Технология использования в обучении игровых методов: ролевых, деловых, и других видов обучающих игр, четкое распределение ролей, т.е. заданий для каждого участника при условии тесного взаимодействия, что дает возможности для расширения кругозора, развития познавательной деятельности, формирования определенных умений и навыков, необходимых в практической деятельности.

- Обучение в сотрудничестве (командная, групповая работа), как сотрудничество, совместная развивающая деятельность.

- Здоровьесберегающие технологии, позволяющие в процессе занятия равномерно распределять различные виды заданий, чередовать мыслительную деятельность с практической составляющей, выделять время для проведения самостоятельных работ.

- И конечно, тенденция развития современного общества, его ярко выраженная информатизация объясняют необходимость все более широкого использования современных информационно-коммуникационных технологий в сфере образования, в целях изменения среды обучения, обогащения содержания образования, использования интегрированных курсов и онлайн-серверов с доступом в интернет.

В последнее время все чаще можно услышать о таких технических приспособлениях,  как автотренажеры и автосимуляторы. Их востребованность и распространенность увеличивается вместе с ростом и популярностью автомобилей. Транспортные средства давно стали неотъемлемой частью жизни современного человека и число автомобилей на дорогах становится все больше и больше. Вместе с увеличением автомобилей вождение и нахождение на дорогах становится более сложным процессом. Для решения данной проблемы разрабатываются специальные устройства, позволяющие наилучшим образом подготовить будущего водителя к различным ситуациям.

В качестве примера использования компьютерных технологий в сфере образования несомненно может служить  Комплекс интерактивной автошколы для обучения детей основам вождения и Правилам дорожного движения, в состав которого включены автотренажеры «Форсаж – 9» и  интерактивная доска с программой «3D Инструктор 2.0», выполняющий следующие функции: предъявление учебной информации;  информационно-справочное обеспечение всех видов занятий; моделирование объектов, явлений, процессов; расширение самостоятельной учебной работы за счет использования активно-деятельных форм обучения; тренаж навыков и умений различного характера; решение задач, контроль и оценка знаний обучающихся.

Таким образом, обучение представляет собой синтез различных видов информации – текстовой, графической, анимационной, звуковой и видео, при котором возможны различные способы структурирования, интегрирования и представления информации.

За счет применения Комплекса в обучении расширяется сектор самостоятельной учебной работы, изменяется роль преподавателя (поддержка учебного процесса и его координация) и учащихся (активная вовлеченность в учебный процесс).

Примером использования данных технологий является занятие по теме «Создание коллективного проекта безопасного проезда нерегулируемых перекрестков» к ДООП «Безопасность дорожного движения» 3 год обучения, раздел III «Средства безопасности дорожного движения», тема 3 «Нерегулируемые перекрестки».

Целью данного и последующих занятий является создание условий для практического применения теоретических знаний по теме «Обеспечение безопасного движения по нерегулируемым перекресткам».

В ходе занятия обучающиеся

  • приступили к созданию коллективного проекта безопасного проезда нерегулируемого перекрестка;
  • повторили и закрепили знания о перекрестках, их видах, порядке проезда транспортных средств по нерегулируемым перекресткам;
  • познакомились с возможностью использования онлайн-сервисов для совместного создания ситуационных задач при помощи Гугл-презентаций;
  • потренировались в разборе дорожных ситуаций;
  • каждый смог самостоятельно придумать и создать свой мини-проект по проезду перекрестков;
  • закрепить полученные знания отработкой практических навыков безопасного проезда нерегулируемых перекрестков.

Цель реализуется посредством решения следующих задач:

  1. Закрепление знаний о видах перекрестков, порядке проезда транспортных средств по нерегулируемому перекрестку.
  2. Развитие когниктивных способностей через моделирование систем: конструирование дорожных ситуаций и решение ситуационных задач.
  3. Развитие внимания, памяти, логического мышления и умения анализировать.
  4. Воспитание ответственных и грамотных водителей.

Материалы и оборудование:

Интерактивная доска с программой FORVARD V10-324A(P) 3D ИНСТРУКТОР 2.0, интерактивный автотренажер «Форсаж-9».

Форма проведения:

Практическое занятие с использованием интерактивной доски с программой FORVARD V10-324A(P) 3D ИНСТРУКТОР 2.0 и автотренажера «Форсаж-9», представляющей синтез различных видов информации – текстовой, графической, звуковой и видео, при которых возможны различные способы структурирования, интегрирования и представления информации.

Планируемый результат: практическое применение теоретических знаний по теме «Проезд нерегулируемых перекрестков» для создания проекта безопасного перекрестка.

Ход занятия:

  1. Вводная часть.

Педагог приветствует обучающихся, объявляет тему занятия: «Создание коллективного проекта безопасного проезда нерегулируемого перекрестка», знакомит  с  формой и этапами проведения занятия.

Занятие состоит из 4 этапов:

1 этап. Постановка проблемы.

Повторение материала о видах перекрестков по форме, по способу регулирования (интерактивная доска: модуль «Плакаты и стенды», блок «Схемы перекрестков»).

2 этап. Подбор материала.

Разбор ситуационных задач на проезд нерегулируемых перекрестков (интерактивная доска, модуль «Интерактивная галерея», раздел «Примеры роликов»).

3 этап. Создание и защита проекта.

Подготовка к созданию подгруппами мини-проектов безопасного проезда нерегулируемого перекрестка

Создание подгруппами роликов по безопасному проезду нерегулируемых перекрестков. (интерактивная доска: модуль «Интерактивная галерея», блоки «Перекрестки», «Дорожные знаки», «Транспортные средства», «Пешеходы»).

Защита мини-проектов в соответствии с Правилами дорожного движения (далее ПДД) раздел 13 ПДД (интерактивная доска: модуль «Плакаты и стенды», блок «Проезд перекрестков».

4 этап. Практическая отработка навыков безопасного проезда нерегулируемого перекрестка с использованием автотренажеров «Форсаж-9».

После перечисления этапов занятия педагог предлагает обучающимся разделиться на 3 подргуппы для улучшения активизации работы.

II.        Основная часть.

1 этап. Постановка проблемы. Повторение материала о видах перекрестков по форме, по способу регулирования (интерактивная доска: модуль «Плакаты и стенды», блок «Схемы перекрестков»).

Педагог предлагает вспомнить и обсудить:

  • Что такое перекресток? Дать определение перекрестка. «Перекресток» - это место пересечения, примыкания или разветвления дорог на одном уровне, ограниченное воображаемыми линиями, соединяющими соответственно противоположные, наиболее удаленные от центра перекрестка начала закруглений проезжих частей. Выезды с прилегающих территорий перекрестком не считаются.[1]
  • Какие перекрестки существуют по форме? Трехсторонние: У-образные, Т-образные; четырехсторонние: крестообразные, Х-образные,  многосторонние и  круговые.
  • Какие существуют перекрестки по способу регулирования? Все перекрестки делятся на регулируемые и нерегулируемые.

Перекресток, где очередность движения определяется сигналами светофора или регулировщика, считается регулируемым.

При желтом мигающем сигнале, неработающих светофорах или отсутствии регулировщика перекресток считается нерегулируемым, и водители обязаны руководствоваться правилами проезда нерегулируемых перекрестков и установленными на перекрестке знаками приоритета.[2]

Если же регулировщик, находясь в пределах перекрестка, не регулирует движение с помощью установленных Правилами сигналов, а лишь ведет наблюдение за порядком движения, такой перекресток считается нерегулируемым.

Это означает, что один и тот же перекресток при различных обстоятельствах может быть либо регулируемым, либо нерегулируемым.

Нерегулируемые перекрестки бывают двух типов: неравнозначные - перекрестки, на которых очередность движения определяется знаками приоритета или те, где различное покрытие дорог (твердое относительно грунтового), и равнозначные – нет знаков приоритета, одинаковое покрытие дороги.

В процессе повторения и обсуждения педагог активизирует обучающихся к самостоятельным рассуждениям, используя материалы интерактивной доски:  модуль «Плакаты и стенды», блок «Схемы перекрестков».

  • А чем опасны перекрестки? На перекрестках совершается до 30% дорожно-транспортных происшествий. Поэтому четкое знание правил проезда перекрестков и точное выполнение всех предписаний ПДД имеет особое значение для безопасности дорожного движения. Задача каждого участника дорожного движения сделать все возможное для улучшения дорожной ситуации вообще и на перекрестках в частности. Поэтому, сегодня мы приступим к разработке проекта безопасного движения по перекрестку и выберем для этого наиболее опасные - нерегулируемые перекрестки.

2 этап. Подбор материалов. Разбор ситуационных задач на правила проезда нерегулируемых перекрестков (интерактивная доска, модуль «Интерактивная галерея», раздел «Примеры роликов»). 

Педагог: Прежде, чем вы самостоятельно начнете разрабатывать мини-проект по безопасному проезду нерегулируемых перекрестков, мы с вами разберем некоторые дорожные ситуации по правилам проезда нерегулируемых перекрестков.

Педагог предлагает обучающимся 3 анимационных ролика, созданных с помощью интерактивной галереи, по теме проезда перекрестков:

- нерегулируемый перекресток с круговым движением равнозначных дорог

- нерегулируемый четырехсторонний перекресток неравнозначных дорог

- нерегулируемый Т-образный перекресток неравнозначных дорог

Включает модуль «Интерактивная галерея», раздел «Примеры роликов». Показ роликов сопровождается комментарием педагога и обсуждением с обучающимися решения предложенных ситуационных задач по подгруппам: каждая подгруппа разбирает свою ситуационную задачу. В процессе решения ситуационных задач обучающимися каждой подгруппы обсуждаются правила проезда нерегулируемых перекрестков (раздел 13 ПДД, пункты 13.9-13.13), изученные раннее.

  • На перекрестке неравнозначных дорог водитель транспортного средства, движущегося по второстепенной дороге, должен уступить дорогу транспортным средствам, приближающимся по главной, независимо от направления их дальнейшего движения.

На таких перекрестках трамвай имеет преимущество перед безрельсовыми транспортными средствами, движущимися в попутном или встречном направлении по равнозначной дороге, независимо от направления его движения.

В случае если перед перекрестком с круговым движением установлен знак 4.3 в сочетании со знаком 2.4 или 2.5, водитель транспортного средства, находящегося на перекрестке, пользуется преимуществом перед выезжающими на такой перекресток транспортными средствами.

  •  В случае, когда главная дорога на перекрестке меняет направление, водители, движущиеся по главной дороге, должны руководствоваться между собой правилами проезда перекрестков равнозначных дорог. Этими же правилами должны руководствоваться водители, движущиеся по второстепенным дорогам.
  • На перекрестке равнозначных дорог водитель безрельсового транспортного средства обязан уступить дорогу транспортным средствам, приближающимся справа. Этим же правилом должны руководствоваться между собой водители трамваев.
  • На таких перекрестках трамвай имеет преимущество перед безрельсовыми транспортными средствами независимо от направления его движения.
  • При повороте налево или развороте водитель безрельсового транспортного средства обязан уступить дорогу транспортным средствам, движущимся по равнозначной дороге со встречного направления прямо или направо. Этим же правилом должны руководствоваться между собой водители трамваев.
  • Если водитель не может определить наличие покрытия на дороге (темное время суток, грязь, снег и тому подобное), а знаков приоритета нет, он должен считать, что находится на второстепенной дороге.[3]

При необходимости, педагог направляет обучающихся к материалам интерактивной доски: модуль «Плакаты и стенды», блок «Проезд перекрестков».

Проезд нерегулируемых перекрестков (6 изображений с комментариями):

- движение по перекрестку неравнозначных дорог по второстепенной дороге;

- движение по главной дороге в случае, когда главная дорога меняет направление;

- движение на перекрестке равнозначных дорог (помеха справа);

- движение трамвая и безрельсового транспортного средства на перекрестке равнозначных дорог;

- движение на перекрестке равнозначных дорог при повороте налево или развороте;

- движение при повороте направо или налево при наличии пешеходов и велосипедистов.

Обучающиеся: внимательно просматривают предложенный материал, слушают комментарии, по подгруппам предлагают свои варианты решений, задают вопросы.

3 этап. Создание и защита проекта.

  • Подготовка к созданию подгруппами мини-проектов безопасного проезда нерегулируемого перекрестка.

Обучающиеся с помощью педагога создали на предшествующих занятиях внутри объединения «Безопасность дорожного движения» «Гугл-Класс», используя возможности онлайн-сервисов. Используя совместный доступ каждая подгруппа создала свою Гугл-презентацию со своей дорожной ситуацией по заданной теме: придумать и изобразить по одному нерегулируемому (неравнозначному или равнозначному, на усмотрение обучающихся) перекрестку и создать безопасную схему проезда такого перекрестка, используя, при необходимости, знаки приоритета, дополнительной информации, различных участников дорожного движения (водителей и пешеходов).

  • Создание подгруппами роликов по безопасному проезду нерегулируемых перекрестков. (интерактивная доска: модуль «Интерактивная галерея», блоки «Перекрестки», «Дорожные знаки», «Транспортные средства», «Пешеходы»).

По мере готовности перекрестков, каждая подгруппа поочередно подходит к интерактивной доске, авторизуется, и, используя модуль «Интерактивная галерея», блоки «Перекрестки», «Дорожные знаки», «Транспортные средства», «Пешеходы» переносит свои мини-проекты на доску и записывает получившийся ролик, сохраняя его в своей учетной записи.

При наличии в каждой подгруппе, в среднем, по 3 человека, 1-й обучающийся готовит на доске дорожную ситуацию, 2-й приводит ее в действие (определяет порядок движения и записывает ролик), а 3-й обучающийся описывает ситуацию и защищает свой проект.

  • Защита мини-проектов в соответствии с Правилами дорожного движения (далее ПДД) раздел 13 ПДД (интерактивная доска: модуль «Плакаты и стенды», блок «Проезд перекрестков».

По выполнении задания и создании всеми подгруппами мини-проектов, обучающиеся, вместе с педагогом просматривают созданные ролики и прослушивают комментарии по подгруппам по каждому ролику. Комментарии даются с учетом правил проезда нерегулируемых перекрестков. Затем, обсуждают полученные мини-проекты, отвечают на вопросы педагога и других подгрупп и совместно выбирают лучший мини-проект безопасного проезда нерегулируемого перекрестка.

4 этап. Практическая отработка навыков безопасного проезда нерегулируемого перекрестка с использованием автотренажеров «Форсаж-9».

Представители каждой подгруппы подходит к автотренажерам и в режиме «Городская езда» проходят созданные маршруты безопасного проезд нерегулируемых перекрестков, с использованием дорожных знаков, разметки и произвольного трафика.

  1. Итог занятия. Выводы.

Педагог.  А теперь подведем итоги нашего сегодняшнего занятия.

Сегодня вы приступили к созданию коллективного проекта безопасного проезда нерегулируемого перекрестка. Вы:

  • повторили и закрепили знания о перекрестках, их видах, порядке проезда транспортных средств по нерегулируемым перекресткам;
  • потренировались в разборе дорожных ситуаций;
  • каждый из вас смог самостоятельно придумать и создать свой мини-проект по проезду перекрестков;
  • отработали навыки безопасного проезда нерегулируемых перекресткоа в режиме виртуального вождения с использованием автотренажера «Форсаж-9» .

Какие же основные атрибуты безопасности вы выделили уже сегодня при создании своего безопасного перекрестка?

Обучающиеся перечисляют: знание и выполнение требования правил проезда перекрестков, высокая концентрация внимания, быстрота реакции, культура поведения на дороге, этика дорожного движения.

В дальнейшем мы продолжим нашу проектную работу по созданию безопасного перекрестка и вся информация, полученная и закрепленная на сегодняшнем занятии пригодится вам не только для создания совместного проекта, но и для отработки практических навыков безопасности дорожного движения. На наших дальнейших занятиях мы продолжим разбирать основы безопасности дорожного движения с помощью интерактивной доски и программы автотренажера, необходимого для первоначального обучения вождению.

Список литературы:

1.Правила дорожного движения 2020 с иллюстрациями и изменениями от 02.01.2020 / А.Алексеев.- Москва: Эксмо.2020.176 с.:с ил.(Автошкола).

2. Методические рекомендации: формирование у детей и подростков навыков безопасного поведения  на улицах и дорогах для педагогов учреждений дополнительного образования. - М.: Издательский Дом Третий Мир, 2019.

3. Федеральный закон Российской Федерации «О безопасности дорожного движения» (от 10.12.1995 N 196-ФЗ с последующими изменениями и дополнениями). ред. от 27.12.2019 — М.: Законодательство Российской Федерации. Сборник основных федеральных законов РФ.


[1] Правила дорожного движения 2020 с иллюстрациями и изменениями от 02.01.2020 / А.Алексеев.- Москва: Эксмо.2020.176 с.:с ил.(Автошкола). Раздел 1 Общие положения.

[2] Правила дорожного движения 2020 с иллюстрациями и изменениями от 02.01.2020 / А.Алексеев.- Москва: Эксмо.2020.176 с.:с ил.(Автошкола). Раздел 13 Проезд перекрестков.

[3] Правила дорожного движения 2020 с иллюстрациями и изменениями от 02.01.2020 / А.Алексеев.- Москва: Эксмо.2020.176 с.:с ил.(Автошкола). Раздел 13 Проезд перекрестков.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ с использованием интерактивной доски к автотренажеру FORVARD V10-324А(Р) 3D ИНСТРУКТОР 2.0. «Проезд регулируемых перекрестков».

Занятие с использованием Комплекса интерактивной автошколы (программа «Безопасность дорожного движения», 3 год обучения, раздел II «Средства безопасности дорожного движения», тема 2 «Проезд перекрестк...

Компьютерные и механические автотренажеры. Использование современных компьютерных технологий в процессе обучения основам автодела, мотоспорту и безопасности движения.

В работе представлена сравнительная характеристика различных видов тренажеров компьютерных и механических), как игровых, так и обучающих, как помогающих так и мешающих образовательной деятельности обу...

Статья на тему: «Использование технологии визуализации учебной информации для оптимизации обучения студентов иностранным языкам в совокупности с современными компьютерными технологиями»

В данной статье затрагиваются вопросы применения технологии визуализации на уроках английского языка на основе использования ИКТ....

Практика работы современного учителя с интерактивной доской.

Практика работы современного учителя с интерактивной доской....

Статья в сборнике материалов Региональных педагогических чтений "Современные методы и технологии обучения и воспитания"

КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД К ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМУ ПРОЦЕССУ ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ФАРМАКОЛОГИЯ»...

Методическая разработка Применение современных образовательных технологий "Проблемное обучение. Конспект занятия "Упражнение змейка" с использованием автотренажера ФОРСАЖ-9 к образовательной программе «Безопасность дорожного движения» 3

В работе представлена Методическая разработка Применение современных образовательных технологий "Проблемное обучение на примере занятия "Упражнение змейка" с использованием автотре...

Конспект занятия «Компьютерные и механические автотренажеры. Использование современных компьютерных технологий в процессе обучения основам автодела, мотоспорту и безопасности движения»

В работе представлен конспект вводного занятия «Компьютерные и механические автотренажеры. Использование современных компьютерных технологий  в процессе обучения основам автодела, мото...