Сценарий спектакля «НЕ ПОМЕРКНЕТ ВАША СЛАВА!»

Кралина Зинаида Алексеевна

Сценарий спектакля предназначен для постановки на сцене.

 Война стала историей, пришли в жизнь новые поколения, но и в наше время мы помним те страшные годы, когда погибали наши деды и прадеды на поле боя, защищая свою Родину. 

Война… Какой мы себе её представляем?.. Убийства, разруха, голод, смерть, концлагеря, плен – вот с чем ассоциируется это понятие. Несомненно, каждый слышит в этом слове громкий плач взрослого или тихое всхлипывание ребёнка. При этом каждый из нас понимает, что потеря родных, любимых, друзей, расставание с домом или сиротство – это те испытания, которые пришлось пережить нашему народу в те страшные годы.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Сценарий спектакля

«НЕ ПОМЕРКНЕТ ВАША СЛАВА!»

На сцене школьный класс. Во 2 или 3 ряду, в зависимости от количества участников спектакля, стоят парами стулья. На доске висят портреты классиков русской литературы. На авансцене несколько парней и девушек с гитарами.

(Звучит песня «День победы»)

        День Победы – 9 Мая. Более полувека отделяет нас от того радостного, ликующего майского дня 1945г. Война стала историей, пришли в жизнь новые поколения, но и в наше время, ежегодно в начале мая, звучит и звучит торжественная и одновременно грустная песня «День победы».

        По всей стране, от края и до края,

        Нет города такого, нет села.

        Куда бы ни пришла Победа в мае,

Великого девятого числа.

И смотрит на сынов своих Россия,

Как будто лишь вчера закончен бой.

Проходят победители седые,

Победа остается молодой.    

(Проигрыш песни звучит долго).

        Победа! Она была одна на всех! В ожесточенных битвах, истекая кровью и погибая, добывал ее солдат. Непрерывным бессонным трудом приближали ее рабочий и крестьянин в тылу. Они защищали свой дом, будущее своих детей и внуков, а значит и нас с вами. Для нас, как и для миллионов родившихся после войны, она будет и остается историей.

        Законы жизни не стихийны,

        Седых отцов редеет рать.

Мы их салютом оружейным,

Должны сегодня провожать…

                        Но тем, кто жив, не в униженье,

                        А в уваженье, как сыны.

                        За их и мудрость, и терпенье,

                        Мы низко кланяться должны.  

9 Мая торжественный, светлый праздник, но для нас он стал Днем памяти.

Небо…

Весеннее небо гудит, как набат.

Годы…  

Никто из ушедших уже не вернется назад.

Помни…

Ради тебя каждый холмик в степи

Помни!

Лист этот павший – живой.

Не наступи.

Каждая смерть – это наша с тобой утрата.

Каждого павшего помни, как друга, как брата.

Помни надеждами, правдой своей и судьбою

Первой зарей и последнею снежной тоскою,

Все, что земля завещала, ты свято исполни.

Память равна воскрешению.

Помни! Помни!

Небо…

Над майской землею самолетов огни.

Годы…

Пускай только в песнях к тебе долетели они,

Помни!

Вечный огонь в своем сердце храни.

Помни!

Лист этот павший – живой.

Не наступи.

        Да, каждый лист, каждая травинка живая, потому что она буквально полита кровью погибших. Двадцать миллионов павших в этой войне. Дорога от Бреста до Москвы тянется на 2т.600км. Это значит, семь с половиной тысяч убитых на 1 км, по 15 человек на каждые два метра земли.

        20млн. погибших за тысячу четыреста восемнадцать дней. Это значит: четырнадцать тысяч убитых ежедневно, шестьсот человек в час, десять человек каждую минуту.

        20 млн. погибших в соотношении ко всему населению Советского Союза тех лет, это значит – каждый восьмой. Каждый восьмой житель нашей страны погиб во

время войны. Вот что такое 20 млн. погибших. А сколько было раненых? Сколько молодых парней стали инвалидами на всю жизнь? Сколько осталось после войны вдов и сирот?

Каким счетом измерить человеческое горе? И разве цифрами можно определить меру героизма советских людей? Разве за цифрой можно увидеть, услышать, понять наших сверстников, бросавших свое мальчишеское тело под фашистские танки и на амбразуры дотов, месившими своими обмороженными стертыми в кровь опухшими ногами осеннюю грязь и зимний снег, жгучий песок и чавкающую глину, прошедшие за тысячу четыреста восемнадцать дней две тысячи шестьсот км и дошедшие до Берлина.

Этим мальчишкам и девчонкам, ушедшим на фронт в сорок первом, прямо со школьной скамьи, не вернувшимся домой в сорок пятом, посвящается…

Впрочем, это было так давно

Что как будто не было – и выдумано…

Может быть увидено в кино,

Может быть в романе вычитано…

(Звучит вальс)

Уч-ся 1:

Ну, вот и все!

Уч-ся 2:

Как говорится, последний раз в 10 класс.

Уч-ся 3:

Даже не верится, что мы последний раз в нашем классе…

Уч-ся 1:

В нашем многострадальном классе… Да… Многое он испытал за 10 лет!

Уч-ся 4:

Тимка, убери руку! По хорошему прошу!

Тимка:

(убирая руку с плеча Люды) Людочка мы же с тобой совсем взрослые. Можем даже пожениться!

Уч-ся 4:

Я вот тебе сейчас поженюсь! Жених…

Тимка:

Ребята! А замечательно сегодня изрек наш директор (копируя директора): «Дорогие друзья. Сегодня у вас замечательный день. Сегодня мы провожаем вас в последний путь…»

(Смех) Ой, что я говорю.

                                     (Все смеются)

Уч-ся 3:

Слушайте, а помните, когда наши ребята в городской эстафете бежали, он чуть с трибуны не упал. «Давай, - кричит, - давай!»

Уч-ся 1:

А на экзамене по литературе, когда он у Сергея шпаргалку нашел?

Уч-ся 5:

И сам же от учительницы литературы ее спрятал.

(Все перебивая друг друга начинают говорить: «А помните?…»

Тимка:

Тихо! Тихо! Не все сразу. Давайте устроим вечер воспоминаний 21 июня 1941г.

Уч-ся 2:

Да не 21-е, а 22-е. Уже без пятнадцати четыре.

Уч-ся 6:

Сколько?

Уч-ся 2:

Без пятнадцати четыре.

Уч-ся 6:

Ой, влетит же мне от мамы! Никогда в жизни так поздно домой не приходила.

Тимка:

Ты хочешь сказать – так рано (все смеются)

Уч-ся 3:

Тихо! Тихо! Итак, ночь воспоминаний, 22 июня 1941г.

              (Все танцуют вальс. На фоне вальса)

Кружится, кружится в воздухе счастье,

Даже замолк соловей.

Мы тишиной этой будем повенчаны

В круг неразлучных друзей.

Раньше не раз мы прощались со школою,

Вот и разлука всерьез…

Так почему ж мы такие веселые,

Нету ни грусти, ни слез.

Тихо, тихо плещет волна,

Теплые ночи в разгаре.

Вальс тишины нас кружит до утра

В легком июньском угаре.

Тимка:

         

Не гляди на меня с упреком,

Я презренья к тебе не таю,

Но люблю я твой взор с поволокой

И лукавую кротость твою.

                          (Все аплодируют)

Уч-ся 3:

Артист!

Уч-ся 2:

Качалов!

Уч-ся 3:

Не передумал?

Тимка:

Умру, но поступлю!

Уч-ся 4:

С ума можно сойти, наш Тимочка артист!

Уч-ся 3

Лидочка, я же молчу, что ты в роли врача – это просто ходячий анекдот. Ты же до операционного стола не дотянешься!

                        (Все смеются)

Уч-ся 4:

А я не напрашивалась! Сами заставили. Все купаться ушли, а из меня Золушку сделали.

Уч-ся 3:

Ребята, а помните, как Толик в школу котенка принес?

Уч-ся 2:

Это не я.

Уч-ся 3:

Ты, Ты… Немецкий тогда не выучил, вот и решил время потянуть, котенка запустил.

Уч-ся 2:

Хороший котенок был. Долго в руки не давался. Минут двадцать ловили.

Тимка:

Ребята, зато теперь – ни немецкого, ни алгебры, ни физики.. Живи и радуйся, радуйся и живи!

(Звучит первая фраза «Священная война». Все замирают в стоп кадре. Мальчики уходят, девочки поют)

Ах, война, что ты сделала, подлая?

Стали тихими наши дворы…

Наши мальчики головы подняли,

Повзрослели они до поры.

Ах, война, что ты подлая, сделала?

Вместо свадеб разлука и дым…

Наши девочки платьица белые

Раздарили сестренкам своим.

Ведущая:

Сорок первый! Июнь. Год и месяц борьбы всенародной.

 (Входят ребята со старшиной. Кадры военных лет)

Ведущая:

Даже пылью времен

Затянуть эту дату нельзя.

Поднималась страна,

И на фронт уходили поротно,

Кумачовые звезды

На полотнах знамен унося.

                      (Песня «Баллада о солдате»)

Старшина

Товарищи добровольцы! По порядку номеров рассчитайся!

аждый парень делает шаг вперед)

-Первый!

-Первый!

-Первый!

Старшина:

Двадцать второе июня. День первый.

вучит «Прощанье Славянки». Выключается свет: кадры военные высвечиваются).

Письмо:

Тимоша, здравствуй!

      Уже на четвертое мое письмо не получаю ответа. Надеюсь, что плохо работает почта, ни о чем другом даже не позволяю себе подумать.

      У нас все хорошо. Заходила к твоим. Мама здорова, только очень похудела. Спрашивает, пишешь ли ты мне…Показала ей твое письмо, правда, не сказала, что получила его 2 месяца назад. Я учусь на курсах медсестер по вечерам. А днем работаю в госпитале сиделкой. Жутко не высыпаюсь. Ты же знаешь, какая я была до войны соня…    

(Зажигается свет. Выводят Тимку)

Голос:

На ваш запрос о рядовом Соболеве Тимофее Ивановиче отвечаем, что в боях под Вязьмой рядовой Соболев пропал без вести.

                                  (Все поют)

Небо этого дня

Ясное,

Но теперь в нем броня

Лязгает.

А по нашей земле

Гул стоит,

И деревья в смоле,

Грустно им.

Разбрелись все от бед

В стороны.

Певчих птиц больше нет

Вороны!

И деревья в пыли

К осени.

Те, кто петь не могли,

Голос:

Фамилия, имя, отчество

Тимка:

Соболев Тимофей Иванович.

Голос:

Звание?

Тимка:

Рядовой.

Голос:

Коммунист?

Тимка:

Нет.

Голос:

Комсомолец?

Тимка:

Да.

Голос:

Как попал в плен?

Тимка:

Был контужен.

Голос:

В вашем бараке есть коммунисты?

Тимка:

Не знаю.

Голос:

Не знаешь или не хочешь отвечать?

Тимка:

Не знаю.

Голос:

Скажите, зачем вам упорствовать? Ну, будем мы вас пытать – кому от этого станет лучше? Допустим, вы проявите выдержку и умрете под пытками, не сказам ни слова. Ну и что? Для вас должно быть важно то, что вас уже не будет. Вы же совсем еще мальчик. Наверное, только-только закончили школу, может быть где-то вас ждет любимая девушка…Подумайте, у вас есть немного времени…  

(Свет выключается, звучит школьный вальс, по сцене пробегает Люда с шарфом)

Голос:

Итак, я повторяю вопрос: «есть ли в вашем бараке коммунисты?»

Тимка

Я вам ничего не скажу.

Голос:

Печально, очень печально молодой человек. Вы нас вынуждаете быть жестокими… Уведите.

(Включается свет)

Голос:

В мае 1945г. из их выпускного класса в живых останутся только четверо…

Уч-ся 1:

Впрочем, это было так давно,

Что как будто не было – и выдумано…

Уч-ся 2:

                Может быть, увидено в кино,

               Может быть в романе вычитано…